На сколько увеличится пенсия в белоруссии с 1 декабря

Опубликовано: 25.03.2024

Фото из архива

1 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. С 1 декабря в Беларуси повышаются все виды трудовых пенсий, снижаются экспортные пошлины на нефть и некоторые нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, а водителей начнут штрафовать за летние шины на колесах.

Повышаются пенсии

Все виды трудовых пенсий повышаются с 1 декабря в соответствии с указом №409 от 5 ноября 2020 года, сообщили в Министерстве труда и социальной защиты. Перерасчет пенсий будет произведен более чем 2,4 млн пенсионеров. Основные размеры трудовых пенсий повышаются на 6%. К основной пенсии выплачиваются доплаты, надбавки, повышения. В их числе доплата неработающим гражданам, людям в возрасте 75-79 лет (Br48,4), 80 лет и старше (Br64,53). Кроме того, предусмотрены надбавка на уход инвалидам I группы (Br64,53) и лицам в возрасте старше 80 лет (Br32,27), а также повышение инвалидам и участникам войны, почетным донорам и некоторым другим категориям граждан (от Br25,81 до Br322,65). Перерасчет данных выплат осуществляется автоматически при росте бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, как правило, каждый квартал (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября).

"В номинальном выражении у каждого пенсионера увеличение основного размера пенсии будет свое - в зависимости от индивидуальных показателей стажа и заработной платы до выхода на пенсию. Средний размер пенсии по возрасту в декабре составит Br499,7. Поскольку во время работы пенсионеров с индивидуальным коэффициентом заработка (ИКЗ) более 1,3 размер пенсии ограничивается, у неработающих пенсионеров он выше. Средний размер пенсий по возрасту неработающих пенсионеров в декабре составит почти Br513", - рассказали в пресс-службе. Читать далее

Беларусь снижает экспортные пошлины на нефть и некоторые нефтепродукты

Беларусь с 1 декабря снижает экспортные пошлины на нефть и некоторые нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 28 ноября 2020 года №679.

Согласно документу, ставка экспортной пошлины на сырую нефть, мазут, битум нефтяной, отработанные нефтепродукты составит $42 за 1 т (ранее - $42,2).

Пошлина на прямогонный бензин установлена на уровне $23,1 за 1 т (ранее - $23,2).

Что касается ставок на товарные бензины, легкие, средние дистилляты, дизельное топливо, бензол, толуол, ксилолы, смазочные и прочие масла, то они останутся прежними - $12,6 за 1 т.

Ранее ставки вывозных таможенных пошлин в отношении сырой нефти и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, изменялись 1 ноября. Тогда они тоже были снижены.

Штрафы за летнюю резину

Согласно правил дорожного движения, с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 т включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 т, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 т должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

За участие в дорожном движении транспортных средств, на которых не установлены зимние шины, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа до 0,5 базовой величины (1 БВ - Br27).

Госавтоинспекция напоминает, что с 25 ноября по 4 декабря проходит республиканская профилактическая акция "Зимний тюнинг для машин - правильный протектор шин!", которая предусматривает широкомасштабные рейды. Инспекторы проверят, как водители подготовили свои авто к эксплуатации зимой. В ГАИ также просят водителей не забывать, что в сложных погодных условиях самое главное - повышенное внимание и предельная осторожность на дороге. Участникам дорожного движения следует выбирать безопасный скоростной режим, исходя из конкретной ситуации на дороге, увеличить дистанцию и боковой интервал, избегать резких ускорений и торможений, лишних маневров.-0-

Как изменится размер пенсий и пособий с 1 декабря 2020 года

Перерасчет будет произведен путем корректировки фактического заработка пенсионера, исходя из средней зарплаты, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, с повышением ее величины на 6 процентов. Таким образом, с 1 декабря текущего года на 6 процентов увеличится основной размер трудовой пенсии.

При назначении и перерасчете трудовых пенсий в ноябре 2020 г. применяется средняя заработная плата работников, которая согласно Указа Президента Республики Беларусь от 20 июня 2020 г. № 232 «О повышении пенсий» составляет 981,32 рубля. В связи с этим основной размер пенсий в ноябре не изменился.

Бюджет прожиточного минимума с 1 ноября 2020 года увеличился и составил 258,11 рубля. В связи с этим с 1 ноября изменилась минимальная пенсия по возрасту, размер которой согласно ст. 23 Закона РБ «О пенсионном обеспечении» составляет 25% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума (далее — БПМ) в среднем на душу населения (258,11 руб. * 25%) 64,53 рубля (в октябре — 64,03 руб.). Соответственно изменились размеры надбавок и повышений, выплачиваемых к основным размерам пенсий, так как они исчисляются в процентном отношении к минимальной пенсии по возрасту.

С 1 ноября 2020 г. доплаты к пенсиям постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий, достигшим возраста:

75 лет — в размере 75 процентов минимального размера пенсии по возрасту (64,53 руб. * 75%) 48,4 рубля (в октябре — 48,02 руб.);

80 лет — в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (64,53 руб. * 100%) 64,53 рубля (в октябре — 64,03 руб.);

С 1 ноября 2020 г. размеры социальных пенсий составили:

инвалидам 1-й группы, в том числе инвалидам с детства, — 110 процентов БПМ (110% * 258,11 руб.) — 283,92 руб. (в октябре — 281,71 руб.);

инвалидам с детства 2-й группы — 95 процентов БПМ (95 % * 258,11 руб.) — 245,20 руб. (в октябре — 243,30 руб.);

инвалидам 2-й группы (кроме инвалидов с детства) — 85 процентов БПМ (85% * 258,11 руб.) — 219,39 руб. (в октябре — 217,69 руб.);

детям в случае потери кормильца — 85 процентов БПМ (85% * 258,11 руб.) — 219,39 руб. (в октябре 2020 г. — 217,69 руб.);

инвалидам 3-й группы — 75 процентов БПМ (75% * 258,11 руб.) — 193,58 руб. (в октябре — 192,08 руб.);

по возрасту – 50 процентов БПМ (50 % * 258,11 руб.) — 129,06 руб. (в октябре — 128,05 руб.);

детям-инвалидам до 18 лет, у которых:

1-ая степень утраты здоровья — 80 процентов БПМ (80% * 258,11 руб.) — 206,49 руб. (в октябре — 204,88 руб.);

2-ая степень утраты здоровья — 85 процентов БПМ (85% * 258,11 руб.) — 219,39 руб. (в октябре — 217,69 руб.);

3-я степень утраты здоровья – 95 процентов БПМ (95 % * 258,11 руб.) — 245,20 руб. (в октябре — 243,30 руб.);

4-я степень утраты здоровья — 110 процентов БПМ (110% *258,11 руб.) — 283,92 руб. (в октябре — 281,71 руб.);

С 1 ноября 2020 г. размеры надбавок на уход:

инвалидам 1-й группы (100% минимальной пенсии по возрасту) — 64,53 руб. (в октябре — 64,03 руб.);

пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, а также другим одиноким пенсионерам, нуждающимся по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врачебно-консультационных комиссий в постоянной посторонней помощи (50% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) — 32,27 руб. (в октябре — 32,02 руб.);

С 1 ноября 2020 г. повышения основных размеров пенсий:

Героям СССР; Героям Соц- труда; лицам, награжденным орденами Славы 3-х степеней, орденами Трудовой Славы 3-х степеней (500% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) — 322,65 руб. (в октябре 2020 г. — 320,15 руб.);

инвалидам войны 1-й и 2-й группы (400% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) — 258,12 руб. (в октябре 2020 г. — 256,12 руб.);

инвалидам войны 3-й группы; участникам войны; лицам, принимавшим участие в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943-1945 годах; лицам из числа вольнонаемного состава, проходившим службу или работавшим в действующей армии (250% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) — 161,33 руб. (в октябре — 160,08 руб.);

родителям и женам (не вступившим в новый брак) военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (180% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) — 116,15 руб. (в октябре — 115,25 руб.);

лицам, работавшим в период блокады Ленинграда на предприятиях города, и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; бывшим узникам мест принудительного содержания в период войны; детям-инвалидам с детства военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы; родителям, женам (не вступившим в новый брак) и детям-инвалидам с детства умерших инвалидов войны (100% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) – 64,53 руб. (в октябре 2020 г. — 64,03 руб.);

инвалидам с детства в связи с последствиями военных действий; лицам, награжденным орденами и медалями за работу в тылу в годы войны; гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным; инвалидам с детства, получающим пенсии по возрасту, инвалидность которым установлена пожизненно (50% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) — 32,27 руб. (в октябре 2020 г. — 32,02 руб.);

донорам, награжденным знаком «Почетный донор Республики Беларусь», «Почетный донор СССР», «Почетный донор Общества Красного Креста БССР» и достигшим общеустановленного пенсионного возраста (40% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) — 25,81 руб. (в октябре — 25,61 руб.);

Размеры пособий семьям, воспитывающим детей, с 1 ноября 2020 г.:

в связи с рождением первого ребенка (в размере десятикратного БМП — 258,11 руб. * 10) — 2581,1 руб. (в октябре — 2561 руб.);

в связи с рождением второго ребенка и последующих детей (в размере четырнадцатикратного БМП — 258,11 руб. * 14) — 3613,54 руб. (в октябре — 3585,4 руб.);

женщинам, ставшим на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности (в размере БМП — 258,11 руб.) — 258,11 руб. (в октябре — 256,10 руб.);

семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет — на первого ребенка (35% от среднемесячной заработной платы работников в республике за 2 квартал 2020 г. 1222,4 руб.) — 427,84 руб.;

семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет — на второго ребенка (40% от среднемесячной заработной платы работников в республике за 2 квартал 2020 г. 1222,4 руб.) — 488,96 руб.;

семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет, на ребенка-инвалида (45% от среднемесячной заработной платы работников в республике за 2 квартал 2020 г. 1222,4 руб.) — 550,08 руб.;

семьям, воспитывающим детей старше 3 лет, из отдельных категорий семей (50% БПМ — 258,11 руб. — 129,05 руб. (в октябре — 128,05 руб.);

пособие на детей от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка до 3 лет (50% БПМ — 258,11 руб.) — 129,05 руб. (в октябре — 128,05 руб.);

семьям, воспитывающим ребенка-инвалида старше 3 лет, из отдельных категорий семей (70% БПМ — 258,11руб.) — 180,68 руб. (в октябре — 179,27 руб.);

по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет независимо от получения других видов семейных пособий в следующих размерах:

по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим I или II степень утраты здоровья (100% БПМ — 258,11 руб.) — 258,11 руб. (в октябре — 256,10 руб.);

по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим III или IV степень утраты здоровья, до достижения им возраста 3 лет включительно (100% БПМ) — 258,11 руб. (в октябре — 256,10 руб.), после достижения ребенком возраста 3 лет (120% * 258,11 руб. БПМ) — 309,73 руб. (в октябре — 307,32 руб.);

Размеры пособий по уходу:

за инвалидом 1-й группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся по заключению медико-реабилитационной или врачебно-консультационной комиссии в постоянном уходе (100% БПМ 258,11 рублей) — 258,11 руб. (в октябре 2020 г. — 256,10 руб.), при осуществлении одновременного ухода за двумя и более нетрудоспособными гражданами (120% * 258,11 рублей БПМ) — 309,73 руб. (в октябре — 307,32 руб.).

В Республике Беларусь действует распределительная система — все средства используются для выплат пенсионерам. За каждого работника организации отчисляют налог — 35 %. Пенсия в Беларуси зависит от стажа (в 2019 — минимум 17 лет), бюджета прожиточного минимума (БПМ) и средней зарплаты. Государственные пособия может получать любой нетрудоспособный гражданин.

Улица в Минске

Минск, Беларусь

Пенсионный возраст в Беларуси

Гражданин становится пенсионером при достижении установленного возраста, проработав официально требуемое количество лет. В Беларуси, как и во многих других странах, проводится реформа, увеличивающая в соответствии с графиком возраст выхода на заслуженный отдых. В 2020 г. он возрастет на два года и составит:

  • 62 — мужчины;
  • 57 — женщины.

В 2022 г. — 63 и 58 соответственно. Если гражданин, достигший установленного возраста по дате рождения, обратится позже, то пенсию установят по году обращения. Причиной реформы послужила демографическая ситуация:

  • старение нации: на 100 человек трудоспособного населения — 22-23 пожилых;
  • увеличение среднего возраста работающих;
  • уменьшение количества новорожденных.

Минимальная, средняя и максимальная пенсия в Беларуси

Сумму выплаты по возрасту рассчитывают, исходя из размера среднего заработка (55 % и выше) и минимальной пенсии (утверждается). МП зависит от финансовых возможностей ФСЗН, состояния экономики, роста инфляции. В 2019 году производятся следующие выплаты:

  1. Минимальная: 25 % от БПМ. С 1 ноября 2019 г. — 57,96 белорусских рублей (27,4 доллара). Для ее получения нужно 17 лет страхового стажа. Предоставляется доплата — 20 % от средней зарплаты по стране. Всего: 243,11.
  2. Средняя: трудовая — 431,8, по возрасту — 446,1. Отличается по регионам: самая высокая — в Минске, ниже всего — в Брестской области.
  3. Максимальная: 674,31 при стаже 40 (45) лет и без учета надбавок.

Важное от BBQcash: к 2025 г. человеку необходимо получить страховой стаж — минимум 20 лет.

Для оформления пенсии собирают требуемые документы и передают в органы соцзащиты.

Особенности пенсионной системы в Беларуси

Действующая пенсионная система в Беларуси — государственная. Различается видами накоплений:

  • солидарная и распределительная — уплачиваемые взносы;
  • накопительная — человек отчисляет самостоятельно на счет;
  • условно-накопительная — взносы на страхование.

Государство контролирует все полученные активы, что дает людям социальные гарантии. Источниками выплат пенсий служат ФСЗН и госбюджет. В зависимости от вида начислений производятся выплаты:

  • трудовые — фонд соцзащиты;
  • профессиональные страховые — работа в особых условиях, выслуга лет;
  • по инвалидности — обязательное страхование;
  • социальные — бюджет.

Ежегодно происходит индексация пенсий, что защищает их от инфляции.

Виды пенсий

В Беларуси в ФСЗН наниматели отчисляют средства за каждого сотрудника,зависящие от фонда зарплаты:

  • ПФ: 28 %;
  • социальное страховое обеспечение: 6 %.

Работник перечисляет 1 % от своей зарплаты в ПФ. Трудовые пенсии:

  1. По возрасту — назначают пожизненно по законодательству. Основное условие – необходимый страховой стаж.
  2. За выслугу лет — получают ряд граждан, у которых нет досрочной профессиональной пенсии.
  3. По инвалидности — не зависит от причины получения группы, если имеется необходимый стаж в момент обращения. Могут назначить переосвидетельствование на предмет восстановления работоспособности.
  4. Потеря кормильца — выплачивают нетрудоспособным лицам, если умерший отработал положенное время.
  5. За заслуги перед страной — обладатели званий и наград.

Люди,у которых недостаточно стажа,с инвалидностью, могут получать социальные пособия. Их размер зависит от категории и определяется в процентах от БПМ. Назначается на пять лет позже введенного возраста.

Важное от BBQcash: для отдельных категорий существуют надбавки на уход.

Особый вид — военная пенсия. Ее получают в 45 лет после 20 лет службы. Повышение возраста касается и этой категории людей — 48 к 2033 г. При соблюдении этих условий выплачивают минимум — 50 % от денежного довольствия, за каждый дополнительный год службы прибавится — по 3 %. С 1.09.2017 пенсии повышались поэтапно с помощью корректирующих коэффициентов, с 1.07.2019 — равно 1.

При переезде из Беларуси выплачивается пенсия за 6 месяцев вперед по любому виду. В других странах ее назначают согласно заключенным соглашениям между государствами. Существует возможность получать пенсию переводом на банковский счет.

Льготы для пенсионеров в Беларуси

Для защиты социально уязвимой части населения — пенсионеров предусмотрен ряд мер государственной поддержки:

  • период дачного сезона — билеты за 50 % от цены в пригородном транспорте;
  • человек, проживающий один, — уменьшение суммы оплаты ЖКХ;
  • не требуется платить налог на недвижимость;
  • государственная пошлина в нотариальной конторе — 50 % от суммы.

Инвалидам представляются дополнительные скидки:

  • лекарства — 10 % от стоимости при наличии рецепта и покупки в госаптеке;
  • протезирование осуществляют бесплатно из недорогостоящих материалов в гос.клинике;
  • оплата за жилые помещения,за использованиенеобходимогомед.оборудования — скидка 50 %;
  • предоставление санаторного лечения по показаниям — бесплатно;
  • уменьшение транспортного налога.

Предусмотрены доплаты неработающим пенсионерам старше:

  • 75 — 43,47 руб.;
  • 80 — 57,96.

Дополнительные льготы — для ветеранов войны, героев труда, сотрудников прокуратуры и органов МВД.

Досрочная пенсия в Беларуси: нюансы и особенности

Для получения досрочной профессиональной пенсии необходимо достигнуть определенного возраста, иметь некоторый общий стаж и проработать какое-то количество лет в конкретной области.

Мужчины, задействованные в работах под землей или работавшие в особо вредных и тяжелых условиях (список 1), — на 10 лет раньше, при стаже — 20 (10 — профессиональный).

На 5 лет меньше трудятся мужчины:

  • на должностях из списка 2: 12,5 (общий 25);
  • трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства, водители пассажирского транспорта в городе, работники экспедиций, участвующих в изыскательных работах: 20 при общем — 25.

Женщины получат пенсию на 5 лет раньше, если работали:

  • водителями пассажирского транспорта в городе — 15, а всего — 20;
  • на текстильном производстве (список), животноводами и свиноводами, доярками — 20.

В независимости от пола требования предъявляются только к профстажу:

  • горные работы по добыче полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников (из определенного списка) — 25;
  • ведущие профессии (горнорабочие, забойщики, машинисты) — 20.

Если человек продолжит трудиться на своем месте, то досрочную пенсию по профессии он не получит.

Важное от BBQcash: для льготников предусмотрено такое же поэтапное увеличение возраста.

Женщинам стаж требуется на 5 лет меньше. Ряд категорий населения для получения пенсии имеет льготные основания. Уменьшается возраст на 10 лет — лилипутами карликам при стаже 20 (15).

Снижается на 5 лет для категорий:

  • инвалиды с детства и вследствие ранения на военной службе — если проработали 25 (20);
  • отец, воспитывающий ребенка-инвалида 8 лет и более, если мать не получила пенсию по этому основанию или она умерла: стаж — 25;
  • мать такого же ребенка или военнослужащего, погибшего во время службы: 20;
  • многодетные матери (5 и более): стаж 15 и четвертый ребенок в момент обращения старше 8.

Проработав в сельском хозяйстве 10 лет, многодетные матери, воспитывающие детей до 16, имеют право на пенсию. Не нужно ждать возраста. Досрочно могут оформить пенсию:

  • врачи, педагоги — при стаже 30 (25);
  • граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации,неимеющиевозможноститрудоустроиться заново, — на 2 года раньше;
  • безработные — за год, если они получили этот статус и не нашли работу в течение 52 недель.

Сокращенным гражданам досрочная пенсия не назначается.

Повышение пенсии и пенсионного возраста: последние новости

Законодательство в Беларуси постоянно изменяется: с 1992 по 2018 г. в основной закон «О пенсионном обеспечении» было внесено 34 дополнения и изменений.

Программа пенсионной реформы предусматривает, что повышается не только возраст, но и минимальный стаж.

Важное от BBQcash: учеба в ВУЗах не учитывается. После 45 (40) лет стаж не влияет на расчет.

Постановлением Минтруда и соцзащиты БПМ увеличен с 1 ноября 2019 г. В соответствии этим возрастают минимальные трудовые и социальные пенсии. Увеличение БПМ — 0,4% или 92 коп. Будет действовать до 31 января 2020 г.

Если гражданин продолжает работать, то может существенно изменить размер будущей пенсии, отказавшись от ее получения. За 5 лет она возрастет в 1,5-1,8 раза за счет увеличения заработка, от которого исчисляется пенсия.

Имеется возможность изменить размер пенсии за счет накопительной. Этот вид добровольный — зависит от самого человека, откладывающего средства на специальный счет самостоятельно.

С 2014 года в Фонде социальной защиты населения периодически не хватает денег, и с каждым годом все больше и больше приходится брать из бюджета. При этом число работающих белорусов неумолимо сокращается. Еще десять лет назад на одного пенсионера приходилось 1,9 работника, сейчас — всего 1,7. А это значит, что в будущем либо пожилые, либо работающие могут столкнуться с падением доходов. Какие у нас есть варианты решения этой проблемы?

«Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина»

Если вы думаете, что у каждого белоруса есть свой накопительный счет, куда идут пенсионные отчисления, то вы ошибаетесь. Рассказываем. 34% взносов в ФСЗН идет от работодателя, еще 1% — от работника. Деньги распределяются по условной схеме 29% + 6%, где 29% — это отчисления в пенсионный фонд, остальное — выплаты больничных, пособий и так далее.

Все деньги, которые поступают в пенсионный фонд, сразу же распределяются между ныне живущими пенсионерами. Такая система называется солидарной или распределительной.

— Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина, — говорит старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Лев Львовский. — Солидарная пенсионная система создавалась очень давно, в середине XX века, когда население росло большими темпами и в развитых странах, и в развивающихся. В таких случаях солидарная система выглядит довольно привлекательно.


Если упрощенно, такая система работает по принципу финансовой пирамиды. В данный момент у нас есть один пенсионер. С двух молодых людей мы берем по 50 рублей и даем пенсионеру 100. Если у нас население вырастет в два раза, когда эти люди постареют, схема повторится. Но такое работает, пока есть постоянный приток новых людей в эту систему и пока у страны идет быстрый экономический рост.

Начиная с 1970-х годов ситуация в мире изменилась. Рождаемость упала и пересекла ключевую границу в 2,1 ребенка на женщину. Почему это ключевая граница? Если у вас в среднем женщина рожает 2 ребенка или меньше, то население начинает сокращаться и стареть. И тогда солидарные системы, как и пирамиды без притока новых клиентов, начинают схлопываться (конечно, в пенсионной системе процессы происходят гораздо медленнее и занимают десятилетия). Мы сейчас живем как раз в период схлопывания. Рождаемость у нас упала, а средняя продолжительность жизни выросла по сравнению с белорусами середины прошлого века.


Какие новшества появлялись в пенсионной системе Беларуси?

Существующая пенсионная система не устраивает ни руководство страны, ни самих белорусов. Власти видят, что в фонд приходится выделять все больше и больше денег из бюджета. Судите сами: если в 2014-м бюджет давал фонду 1,5% от всех поступлений, то на этот год запланировано уже 8,5%. Дальше, по прогнозам ООН, ситуация будет только ухудшаться: работающих будет все меньше, а пенсионеров — все больше.

Самих белорусов больше всего не устраивают размер средней пенсии и уравниловка при ее начислении — когда зарплата может отличаться в разы, а пенсия — всего на 20—30%.

О том, что пенсионной системе страны нужна реформа, говорили еще 20 лет назад. Правда, пока кардинальных изменений не произошло. Но все же власти вводили определенные новшества.

К примеру, с 2001 года в Беларуси появилась возможность страхования пенсии, а также частные и государственные организации, которые этим занимаются. Правда, к сожалению, добровольное страхование не стало популярным.


По данным генерального директора Белорусской ассоциации страховщиков Ирины Мерзляковой, всего около 5% работающих откладывают на дополнительную пенсию. Между тем нынешний министр финансов Юрий Селиверстов еще в должности замминистра объяснял такой невысокий процент добровольного пенсионного страхования тем, что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

В 2009 году ввели систему пенсионного страхования для работающих в особых условиях труда (горняки, летчики гражданской авиации, работники химических производств и так далее). Дополнительно к 34% отчислений их работодатели переводят 6% и 9%, и потом это влияет на размер пенсии таких работников.

С 2013-го страховой стаж увеличили с 5 до 10 лет, еще через два года — до 15. С 2016 по 2025 год минимальный страховой стаж будет расти каждый год на полгода и в итоге станет составлять 20 лет. Правда, нескольким тысячам белорусов не хватило страхового стажа, и они оказались с совсем невысокими социальными пенсиями.


Но одним из самых значимых изменений стало повышение пенсионного возраста. На непопулярную меру в стране пошли пять лет назад. Этот процесс идет до сих пор. В 2022-м мужчины должны будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58. Аналогичная ситуация и с военными — к 2023-му они будут выходить на пенсию в 48 лет.

Причем не исключено, что к вопросам повышения пенсионного возраста еще придется вернуться — в частности, к вопросу о пенсионном возрасте женщин.

В конце прошлого года премьер-министр Роман Головченко заявил о том, что нужно «переформатировать пенсионную систему». Он предложил максимально задействовать «механизм частных и корпоративных пенсионных сбережений». В нынешнем году во время своего выступления на Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко рассказал подробности.

«Видится правильным сохранить статус государства как оплота гарантированной пенсионной поддержки, поэтапно внедрять элементы накопительной пенсионной системы, позволяющей каждому работающему гарантированно увеличить будущую пенсию. Государство создаст для этого нужную инфраструктуру»,— сказал Лукашенко.

Он предложил программу «3+3». Суть ее заключается в том, что на личный пенсионный счет работник сможет перечислять до 3% от зарплаты, столько же добавит и наниматель.

Правда, пока остается много вопросов, и главный — уменьшат ли взносы в ФСЗН для тех, кто воспользуется этой накопительной программой, или «3+3» будет дополнительной нагрузкой к существующим взносам?


Какая пенсионная система нам нужна?

В настоящее время в мире существует три типа пенсионных систем: распределительная (солидарная), накопительная и смешанная. Для Беларуси, как и для других стран со стареющим населением, солидарная система не подходит по вышеописанным причинам. Накопительная система в чистом виде не всегда может противостоять экономическим потрясениям и далеко не во всех случаях выполняет социальную функцию.


По данным журнала Forbes, лучшими пенсионными системами в мире считаются смешанные системы с двумя уровнями: первый — минимальные пенсии, которые гарантирует государство, второй — личные и корпоративные накопления. Это дает возможность работникам самим влиять на будущие пенсии и повысить их сумму.

— Смешанный тип — самый распространенный тип пенсионных систем в современных развитых государствах, — говорит Лев Львовский. — Дальше идут детали касательно того, какая должна быть доля этой солидарной пенсии и какие должны быть условия ваших сбережений.

Проценты распределения могут быть разными. К примеру, в соседней Польше из 19,52% отчислений в Управление социального страхования (ZUS — аналог нашего ФСЗН) 12,2% отчислений идет в государственную систему, 7,3% — на собственный счет. При этом на счет в ZUS можно перевести все 7,3%, а можно 4,38% (остальное — на счет частного фонда).

В Эстонии из 33% отчислений на специальный пенсионный счет обязательно идет 4% от начисленной зарплаты (переводит государство) и 2% сам человек.

В Латвии взнос также составляет 34% от начисленной зарплаты. Но здесь распределение выглядит по-другому: 20% идет на выплату текущих пенсий, а остальное — накапливается на личный счет.


При проведении пенсионной реформы остро стоит вопрос и о переходном периоде. Нужно понимать, что он будет небыстрым (скорее всего, займет 10—15 лет) и довольно затратным. Какой может быть эта сумма для Беларуси? Пока таких расчетов нет.

— На пенсионную реформу нужны деньги, и деньги немаленькие, — объясняет аналитик. — И вот почему. У нас есть уже вышедшие на пенсию и люди предпенсионного возраста. Если мы им сейчас скажем, что вот теперь у нас смешанная система, они уже не успеют ничего накопить. Пенсию им мы все равно вынуждены будем выплачивать Мы же не можем допустить, чтобы в Беларуси пожилые люди умирали от голода. Но вместе с этим мы хотим, чтобы значительная часть пенсионных начислений работающих уже с момента старта реформы шла на персональный накопительный счет.


Именно поэтому во время переходного периода нужно серьезное вливание денег. Каждая страна по-своему решает эти проблемы. Чаще всего при подобном переходе стараются сократить базу получателей пенсии. Если во время этой реформы увеличить пенсионный возраст (тем более что люди действительно живут дольше), то расходная часть уменьшится. Правда, в Беларуси с реформой получилось не очень хорошо. Мы увеличили пенсионный возраст, а реформу не провели.

В данный момент остался потенциал повышения пенсионного возраста для женщин и мужчин. Напомним, в прошлом году средняя продолжительность жизни мужчин в Беларуси составила 64 года, а женщин — 78. А между тем женщины выходят на пенсию на пять лет раньше. Кроме того, есть потенциал и в пересмотре льгот для различных категорий пенсионеров.

Повышение пенсионного возраста и пересмотр льгот, по словам Льва Львовского, позволит провести реформу чуть легче в финансовом плане.


— Кроме того, многие экономики переходного типа, которые шли от командной к рыночной, часто использовали средства от приватизации советских предприятий. Это уже больше вопрос к министерству финансов, где изыскать средства, — отмечает аналитик. — Если мы посмотрим на траты из бюджета, то поймем, что, в принципе, деньги на реформу найти можно. Правительство часто тратит деньги на вещи, которые не так важны и не так окупаемы, как пенсионная реформа. К примеру, миллиарды долларов вложили в не самую необходимую модернизацию, которая не дала ожидаемого эффекта. Можно проанализировать расходы бюджета и сэкономить на тратах, которые являются внеочередными, но провести необходимую реформу.

Одним из бонусов пенсионной реформы аналитик называет развитие инфраструктуры для пенсионных фондов.

— Экономике всегда нужны длинные деньги, то есть инвестиции на долгий срок, — говорит Лев Львовский. — Пенсионные накопления — это как раз такие длинные деньги. Конечно же, будет оптимально, если пенсионная реформа совпадет с реформой и созданием полноценного фондового рынка в Беларуси. Тогда пенсионные фонды (они могут быть как государственными, так и частными, пусть их будет много и они будут конкурировать друг с другом) смогут вкладывать накопления и приумножать их на финансовом рынке.


Казалось бы, реформу стоит начинать уже сейчас. Но есть один подводный камень: именно для проведения пенсионной реформы (как ни для какой другой) должна быть высокая степень доверия между государством и обществом.

— Потому что здесь идет речь про очень долгосрочное планирование. Люди сейчас принимают пенсионные решения, которые аукнутся им через 30—40 лет. И поэтому людям нужно понимать и верить, что они живут в стабильной стране, где государство не меняет свое мнение каждый год, где устойчивые институты смены власти, чтобы следующие лидеры выполняли обязательства и так далее. Если не будет такой серьезной степени доверия, то реализация этой реформы практически невозможна, — говорит аналитик.

Есть способы повысить это доверие. К примеру, дать вам понять, что пенсионные накопления — это ваши деньги. Например, в США пенсионные накопления разрешается расходовать на отдельные категории важных и безрисковых покупок. К примеру, если вам не хватает 10% стоимости квартиры и вам еще много лет до пенсии, то вы можете взять в долг у будущего себя, то есть снять часть пенсионных накоплений. Таким образом, граждане США понимают, что это лично их деньги.


Что будет, если медлить и дальше?

Несмотря на увеличение страхового стажа, введение добровольного страхования и повышение пенсионного возраста, ситуация с минусом в ФСЗН остается острой. Это одна из главных причин, по которым нужна глубокая пенсионная реформа. Но что будет, если ничего не предпринимать? Нужно будет все больше и больше средств на выплату пенсии. Откуда брать деньги? На первый взгляд, есть несколько вариантов.

Можно, конечно, понадеяться на супервзрывной рост белорусской экономики в ближайшее время, но пока особенных предпосылок ни МВФ, ни Всемирный банк, ни само белорусское правительство не видят.


Вариант второй — увеличить налоги. Самые весомые поступления в бюджет (74,8%) в прошлом году давали пять позиций: НДС (7,85 млрд рублей), подоходный налог с физических лиц (6,67 млрд), акцизы (2,96 млрд), налог на прибыль (2,79 млрд), налог на недвижимость (1 млрд).

Для того чтобы решить вопрос с сегодняшним дефицитом ФСЗН в 1,63 млрд, нужно повысить эти налоги, грубо говоря, на восемь процентных пунктов. Это означает рост НДС с 20 до 28%, подоходного налога — с 13 до 21%, а налога на прибыль — с 18 до 26%. Правда, при таком резком повышении многие бизнесы уйдут в тень или переедут в соседние государства, где подобные налоги ниже. То есть после повышения налоговых ставок бюджет может недополучить значительную часть денег, и проблема только усугубится.


Вариант третий — повысить отчисления в ФСЗН. В этом году фонд ждет от бюджета 1,63 млрд рублей, или 8,5% от всех планируемых поступлений. Для этого ставку взноса в ФСЗН нужно повысить до 42—43%. Правда, даже нынешние 34% работодатели называют неподъемными. Более того, подобное повышение уж никак не поспособствует решению вопроса с зарплатами в конвертах, о проблеме которых говорил Лукашенко.

Вариант четвертый — занять. Несмотря на то что наша страна преуспела в заимствованиях, занять у кого-то в ближайшее время будет довольно сложно. Уровень внешнего госдолга у нас уже и так достаточно высок — 30,7% ВВП. Вдобавок одолженные деньги все равно не решат проблему, а всего лишь отодвинут ее на неопределенный срок.


Как видим, рабочих вариантов, где брать деньги, на данный момент у нас нет. То есть в будущем при отсутствии реформы придется уменьшать пенсии. Мы не сможем платить даже те 447 рублей в среднем за прошлый год.

«Да это нескоро случится и нас вряд ли коснется», — махнут рукой нынешние 20—30-летние. Самый пессимистичный прогноз ООН: к 2050 году на 1 пенсионера будет приходиться 1 работающий. Тогда нынешним молодым людям будет уже 50—60 лет, и пенсионный вопрос для них будет стоять довольно остро.


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Во втором полугодии в стране был принят ряд важных документов, позволяющих социально уязвимым категориям граждан чувствовать себя более защищенными. Ряд новшеств касается назначения пенсий. С нового года изменения в законодательстве вступают в силу. Заместитель Министра труда и соцзащиты Валерий Ковальков разъяснил корреспонденту «Р», в чем эти новшества и кого конкретно они коснутся.

Валерий Ковальков

Если страхового стажа не хватает

Тема ежегодного повышения страхового стажа одна из самых обсуждаемых в обществе. Часто люди обижаются: им немного не хватает до требуемого стажа – порой всего несколько месяцев, а они получают только социальную пенсию. Причем на таких же условиях и в таком же размере, как и те, кто трудился совсем мало либо вообще не работал.

– С 1 января 2021 года вводится новый вид пенсии – трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже, – сообщил Валерий Ковальков. – Она предназначена для тех, у кого есть страховой стаж 10 и более лет, но его недостаточно для трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях при полном страховом стаже (в 2021 году это 18 лет).

Новая пенсия будет выше социальной. Ее размер зависит от страхового стажа и будет составлять от 73 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100 процентов этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3 процента).

Например, у тех, кто отработал 19 лет с уплатой взносов в ФСЗН, пенсия по возрасту при неполном страховом стаже увеличится в 1,5 раза по отношению к социальной пенсии. При этом требование по возрасту для данной категории граждан остается прежним. Как и социальную, трудовую пенсию при неполном страховом стаже назначат мужчинам не ранее 65 лет, а женщинам – не ранее 60 лет.

Новшество коснется пенсионеров, которые какое-то время не могли платить страховые взносы. Например, людей, которые ухаживали за нетрудоспособным родственником, занимались фермерским и домашним хозяйством. Раньше они могли рассчитывать только на социальную пенсию, а теперь вправе претендовать на трудовую. А это при 10 годах страхового стажа 73 процента бюджета прожиточного минимума пенсионера. За каждый полный год сверх этих 10 лет пенсия дополнительно увеличивается на 3 процента БПМ пенсионера, но не более чем на 100 процентов этой величины.

Будут ли пересматриваться пенсии тех, кому они назначены до вступления указа в силу? Да, будут. Однако нужно учитывать, что в пенсионных делах может не оказаться всех необходимых документов, ведь раньше их не требовали. Поэтому человеку следует самому заявить о своем праве на пересмотр пенсии, подать соответствующее заявление в орган по труду, занятости и социальной защите и предоставить документы.

Матерям четверых и более детей

С 1 января увеличивается предельный период ухода за детьми, засчитываемый в общий стаж для назначения трудовой пенсии. Раньше он составлял 9 лет, теперь – 12. С учетом этой нормы матерям четверых и более детей периоды, когда они не работали в связи с уходом за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет.

Важно знать, что данная норма будет применяться не только когда многодетной матери пенсия назначена впервые, но и в отношении ранее оформленных пенсий. Их будут перерассчитывать с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом. Нужно подойти в орган по труду, занятости и соцзащиты с заявлением и документами, подтверждающими рождение четверых и более детей и воспитание их до трехлетнего возраста.

С 1 января при пониженном страховом стаже будет назначаться пенсия матерям, которые родили четверых и воспитали их до восьмилетнего возраста. Страховой стаж для них уменьшается до 10 лет.

Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста таким женщинам будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, из них страховой стаж должен быть не менее 10 лет. То есть начиная с 2021 года таким мамам будет назначаться пенсия уже не при 18 годах работы с уплатой взносов (в 2025 году это 20 лет), а при 10 годах.

Валерий Ковальков подчеркнул: воспитывая четверых детей, женщина не всегда может полноценно трудиться, и ей сложнее отработать требуемый страховой стаж в 18–20 лет. Поэтому для них и ввели дополнительную пенсионную гарантию.

Людям с инвалидностью

С 1 января вступят в силу дополнительные гарантии и для семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также граждан, которые сами долго были в статусе инвалидов I и II группы.

Действующее законодательство позволяет матерям детей-инвалидов (инвалидов с детства) выйти на пенсию раньше обычного срока на 5 лет, и для назначения этой пенсии им требуется страховой стаж 5 лет. Однако бывает, что ребенок-инвалид рождается в семье до начала трудовой деятельности женщины, и тогда невозможно сформировать даже пятилетний стаж работы с уплатой взносов в ФСЗН. Чтобы поддержать родителей, которые ухаживали за детьми-инвалидами с третьей и четвертой степенью утраты здоровья, впоследствии признанными инвалидами с детства I группы, социальная пенсия для них вырастет почти в два раза – до 130 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера за два последних квартала (БПМ пенсионера). Сегодня пенсия составляет 129 рублей, а в январе 2021 года увеличится до 253,7 рубля. При этом речь идет о тех, кто ухаживал за инвалидом не менее 20 лет.

Инвалиды I и II группы, которые длительное время не работали, но восстановили здоровье полностью или частично (установлена III группа инвалидности), не могут выработать страховой стаж. Для этой категории граждан снижен страховой стаж для назначения трудовой пенсии по возрасту. При нахождении на инвалидности I и II группы более 10 лет – на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности, более 21 года – до 5 лет. Например, если вы были инвалидом 11 лет, то страховой стаж снижается на 5 лет 6 месяцев, если 16 лет – то на 8 лет, если 20 лет – страховой стаж снижается на 10 лет.

Одновременно для инвалидов I и II группы, в том числе инвалидов с детства, снижен общий стаж для назначения пенсии по возрасту. Для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет.

Вдовам в декрете

С нового года реализуется и еще одно нововведение, касающееся пенсии, но уже другого вида – по потере кормильца. Законодательство расширяет круг лиц, которым может назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Право на такую пенсию предоставляется в двух случаях. Первый – если гражданам по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, но при этом они не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами или ремесленниками. Второй случай – если они индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, ремесленники, но на время ухода за ребенком до 3 лет приостановили соответствующую деятельность.

Работникам особых производств

С 1 января 2021 года за работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников по спискам № 1 и № 2), работодатели будут уплачивать более высокие взносы на профессиональное пенсионное страхование. Это позволит сформировать профессиональную пенсию в более высоком размере.

Елена Козловская, «Рэспубліка», 29 декабря 2020 г.

Читайте также: