Можно ли пенсионерам летать на самолете в карантин

Опубликовано: 30.04.2024


Любое общественное пространство, в том числе аэропорт и салон самолёта, – зона риска, и бдительность нужна в любом месте и в любое время.

ЧТО РЕКОМЕНДУЕТ ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения):


Мойте руки с мылом как можно чаще, особенно в общественных местах.

Если нет возможности помыть руки, используйте антисептики для рук, в составе которых не менее 60% спирта. Это могут быть гели или спреи, которые продаются в любой аптеке или косметическом магазине.

По возможности не трогайте грязными руками нос, рот и глаза.

Вирус передаётся воздушно-капельным путём и через жидкости, поэтому держитесь в стороне от чихающих и кашляющих людей.

Не ешьте и не пейте из общей посуды.

Носите с собой дезинфицирующие средства (тот же антисептический спрей). Они пригодятся не только для обработки рук, но и чтобы протереть подлокотники и столик в самолёте.

Если собираетесь кашлянуть или чихнуть, используйте одноразовые платки или, если их нет под рукой, делайте это в сгиб локтя.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ В ПОЕЗДКУ


Антисептик для рук

Берите в салон самолёта маленькую упаковку антисептика (до 100 мл). Проносить жидкости большего объёма запрещено правилами авиаперевозок. В багаж можно положить бутыль побольше.

Лекарства по рецепту.

Если вам нужно постоянно принимать препараты, возьмите с собой лекарства с некоторым запасом на случай непредвиденных ситуаций. Рецепты тоже лучше взять с собой, иначе препараты могут остаться на таможне.


Аптечка

Кроме необходимых лекарств положите в аптечку средство от аллергии, насморка, боли в горле, диареи, бактерицидный пластырь и жаропонижающий препарат. Пригодится и градусник, но только не ртутный.

Безопасность полете

В аэропортах сейчас усилены меры безопасности: перед посадкой пассажирам в обязательном порядке измеряют температуру. Больной человек с лихорадкой на борт допущен не будет. Но инкубационный период в случае заражения COVID-19 довольно долгий: от 5 до 14 дней. То есть человек может носить в себе вирус, выделять его, заражать окружающих и не знать об этом. Причём никаких симптомов все это время может и не быть, а температура тоже остается нормальной. При таком раскладе человек в инкубационном периоде спокойно пройдёт температурный фильтр и будет допущен в салон самолёта. То есть заражения не избежать? Вовсе нет!

На этапе регистрации


Выбирайте места в первых рядах - там меньше проходимость во время перелёта. Самое активное движение - с середины до хвоста самолёта, так как именно в хвостовой части располагается туалет.

Выбирайте место у окна. По статистике, во время коротких и средних перелётов 38% пассажиров не покидают своих мест, если сидят у окна. Чаще всего по салону перемещаются те, кто занимает места у прохода.

Если вы слышите кашель или чихание, посмотрите, насколько далеко источник тревожных звуков. Чем он дальше, тем безопаснее.

Если кашляет пассажир на соседнем месте, вежливо предложите ему надеть маску и сами тоже наденьте - проявите солидарность.

Направьте на себя поток воздуха, по возможности сделайте его похолоднее. Воздух в системе вентиляции очищается, поэтому лучше дышать им.

Протрите откидные столики и подлокотники антисептическими салфетками или распылите на них антисептик. Ещё протрите антисептиком поверхность ручной клади, которую взяли с собой в салон, и гаджеты, которые будете использовать в полете.

Важно: маски нужны в первую очередь тем, кто уже является переносчиком заболевания. Это касается не только коронавируса, но и любого респираторного заболевания.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В АЭРОПОРТУ


Будьте готовы к тому, что проведёте в аэропорту времени больше чем обычно. Это связано с новыми мерами безопасности, температурным фильтром, необходимостью соблюдения социальной дистанции. Постарайтесь обходить стороной большие группы людей и выбирать для отдыха уединённые места. Здесь особенно пригодится антисептик: держите его наготове и почаще обрабатывайте руки, поверхности, к которым прикасаетесь, и гаджеты, особенно после досмотра и паспортного контроля. Имеет смысл протереть антисептиком паспорт, мало ли сколько паспортов трогал пограничник до вас.

Если вы запланировали поездку, но чувствуете недомогание, симптомы простуды, или у вас поднялась температура, - лучше отменить перелёт и не подвергать попутчиков потенциальной опасности.

При условии начала массовой вакцинации многие ограничения были сняты. Это касается и авиаперелетов, при выезде в другой регион или за границу. Но путешественнику потребуется справка от коронавируса в аэропорту. Чтобы не возникало непредвиденных проблем, стоит разобраться – как ее правильно оформить, сколько действует документ, какой тест нужен и где следует его проходить.

Нужна ли справка от коронавируса при выезде в другой регион России

Перемещения внутри страны самолетом не требуют получения справки об отсутствии коронавирусной инфекции. Однако за 2-3 дня до даты вылета стоит проверить последние новости – информация может быть изменена. Актуальные сведения по вопросу будут размещены на сайтах Роспотребнадзора и аэропортов.

На заметку!

На время поездки также сохраняется правило масочного режима и соблюдения социальной дистанции.

Какая справка нужна для перелетов


Планировать перелеты через границу следует заранее, так как ситуация постоянно меняется, а тест на коронавирус занимает время. Вне зависимости от того, в каком направлении движется путешественник, потребуется соответствующая справка. Этот документ в аэропортах России должен отвечать таким требованиям:

  • русский или английский язык;
  • оформление не позднее, чем за 3 суток до перелета;
  • ПЦР-тест или наличие антител к COVID-19.

В отдельных государствах этой справки будет недостаточно. Непосредственно в аэропорту у приезжего возьмут материалы на ПЦР. В случае выявления инфекции его в принудительном порядке поместят в изолятор.


За границу

Чтобы отправится за рубеж, нужно соблюдать правила пересечения границы того государства, в которое человек направляется. Прежде чем брать билеты и сдавать тест на ковид, стоит проверить актуальные данные:

  1. Отдельные страны все еще не открыли границы для приезжих. Чтобы их посетить, следует подождать, пока положение изменится. Актуальные данные можно получить на сайте МИД РФ или из других официальных источников.
  2. В зависимости от государства, в направлении которого вылетает человек, срок действия справки может быть разным. Стандартно, этот период высчитывают до момента посадки в аэропорту.
  3. По нормам отдельных государств, справка от коронавируса должна быть получена в определенной клинике. Например – при перелете в Дубай, нужно зарегистрироваться на сайте screening.purehealth.ae и выбрать адрес из списка.

Внимание!

Узнать, нужна ли справка от коронавируса определенного образца, можно в посольстве того государства, куда запланирован выезд.


При возвращении из-за рубежа

При пересечении границы РФ, при въезде, существуют собственные ограничения. Есть определенные алгоритмы, в зависимости от категории, к которой можно отнести человека. Для гражданина России нужно действовать таким образом:

  1. После приобретения билета, до регистрации на рейс, обязательно заполнить анкету на официальном сайте Госуслуг.
  2. Во время перелета человек также получит еще один бланк, который нужно заполнить в самолете.
  3. Если предварительного теста на коронавирус проведено не было, то есть 3 дня для сдачи материалов на анализ.

До получения справки ПЦР-теста гражданин должен самоизолироваться. Результаты нужно будет перенести в специальную форму на сайте Госуслуг, заполнив соответствующую анкету. Если границу пересекает иностранец или апатрид, то рекомендации следующие:

  1. Справка об отрицательном результате ПЦР-теста, оформленная на английском или русском языке, обязательна на этапе посадки в самолет.
  2. Сдача материалов на анализ не ранее чем за 3 суток до прибытия на территорию Российской Федерации.
  3. При невозможности оформления справки на русском или английском, нужно получить перевод и удостоверить его в консульстве РФ.

Правила пересечения границы могут быть изменены в любой день. Поэтому уточнять актуальную информацию следует незадолго до перелета и возвращения в Россию.

Можно ли получить справку в аэропорту и сколько это стоит


Сдать анализ можно не только в больнице. В международных аэропортах открыты точки забора материала. В зависимости от конкретного терминала, стоимость и условия разные. Экспресс-тест, по нормам, будет готов уже через 1 час, но услуга востребованная, поэтому может занять и больше времени. В таблице приведены сведения о стоимости и возможности прохождения анализов на коронавирус в основных аэропортах страны.

Лето в разгаре, душа просится куда-нибудь в дальние края. За границу нельзя, а правила перемещения по России часто меняются. Однако мы всё же попытались собрать в одном тексте всё самое важное. Если поедете в другой российский регион, обязательно прочитайте нашу статью.

Хорошая новость — сегодня почти нигде не нужно сидеть две недели на карантине.

Куда бы вы ни отправились, не забывайте о бесплатном приложении Мой МТС. В нём вы сможете следить за балансом и пополнять его, подключать и отключать услуги, включая опции для экономии в поездках.

Федеральные правила для путешествующих по России

Федеральные службы подготовили общие указания для отдельных групп предприятий, которые работают с туристами. В них же есть правила для путешественников о том, как перемещаться на самолётах и поездах, заселяться в гостиницы, посещать музеи и рестораны.

Авиаперелёты

Для авиакомпаний государство разработало подробные инструкции . Новые меры направлены на то, чтобы снизить риск заражения в условиях ограниченного пространства на борту во время многочасовых перелётов. Для пассажирских авиаперевозок были предложены три этапа постепенного снятия ограничений. Решение о том, какому этапу следовать, принимает руководство авиакомпании. Оно опирается на текущую ситуацию с заболеваемостью в конкретных регионах и решает, стоит вводить полёт в расписание или нет.

Правила путешествий по России: авиаперелеты, поезда, личный автомобиль

На первом этапе ограничений к пассажирам предъявляются самые жёсткие требования:

  • Иметь температуру не выше 37 градусов (измеряют при входе на борт).
  • Соблюдать социальную дистанцию в 1,5–2 м везде, кроме рассадки в креслах.
  • При посадке обрабатывать руки в перчатках дезинфицирующими средствами.
  • Носить маску и перчатки на протяжении всего полёта.
  • На рейсе свыше 3 часов менять маску (брать у бортпроводника).
  • Держать верхнюю одежду на полке для ручной клади. Без разрешения бортпроводника доставать её не следует.
  • Вставать с места можно только в туалет. За очередью следит бортпроводник.
  • Оставлять ремни безопасности пристёгнутыми на всём протяжении полёта.
  • Питание получать разогретым на борту или в герметичной упаковке.
  • Проносить йогурт, детское питание или другой продукт с собой только в целой упаковке.

На втором этапе пассажирам разрешают отстёгивать ремни безопасности, кроме моментов взлёта, посадки и турбулентности.

Третий этап отличается от обычной ситуации только тем, что всем придётся надеть маски, если у из пассажиров во время полета вдруг проявятся симптомы ОРВИ или повысится температура.

О том, каковы действующие ограничения той или иной авиакомпании, лучше узнать перед приобретением билета.

Поезда и автобусы

Требования к пассажирам на поездах не такие суровые, как на самолёте. Здесь температуру измеряют лишь по желанию самого путешественника. Процедуру проводит медработник вокзала.

Кафе при вокзале работают, но не стоит забывать про дистанцию. Если проголодались в поезде, можно заказать еду в вагоне-ресторане, главное — не забудьте обработать руки антисептиком перед приёмом пищи.

На автобусах к пассажирам не предъявляют никаких требований, кроме масочного режима и соблюдения социальной дистанции.

Санатории

Правила путешествий по России: авиаперелеты, поезда, личный автомобиль

По новым рекомендациям Роспотребнадзора тест на перед поездкой в санаторий проходить не нужно.

Достаточно за 3 дня до заселения получить справку в любом медицинском учреждении, что вы не контактировали с больным коронавирусом в течение последних 14 дней. А вот что именно нужно для получения такой справки, лучше узнайте заранее в том месте, где планируете её получать.

В остальном — всё та же социальная дистанция в 1,5–2 метра и на пляжах с шезлонгами, и в столовых между столиками, и на групповых занятиях физкультурой. На оздоровительные процедуры следует записываться заранее.

Если не хочется связываться со справками, можно остановиться в обычной гостинице или на базе отдыха.

Отели

В отличие от санаториев, в отелях с вас не попросят никаких справок. Единственный пункт рекомендаций , который может создать некоторые сложности, — это одноместное или семейное размещение в номере. Если заселяется неженатая пара или друзья, к отелю потом могут предъявить претензии. Идея заключается в том, чтобы минимизировать контакты людей, которые не проживают совместно.

Гостиницы придумали, как обойти запрет. Они используют формулировку «сопровождающие лица» для обозначения любого человека, который останавливается вместе с туристом. Им может быть как друг, так и гражданские муж или жена.

Измерить температуру всё же придётся и не раз: при заезде, возвращении в отель в течение дня и в местном пункте питания.

Музеи

Для музеев Петербурга, Москвы и других городов с большим культурным наследием лето — горячая пора. Но в этом году коронавирус смешал все карты, оставил их без иностранных гостей и почти на половину лета — без отечественных туристов из других регионов.

Правила путешествий по России: авиаперелеты, поезда, личный автомобиль

С конца июня по решению местных властей музеи потихоньку открываются для долгожданных посетителей. Некоторые уже работают, другие только готовятся с учётом новых требований к приёму людей.

Если вы планируете культурную программу, обратите внимание на следующие правила:

Не во всех музеях сегодня работают кафе и буфеты. А значит, надо заранее спланировать, где пообедать после насыщенной экскурсии.

Кафе, рестораны, бары

Решение об открытии кафе и ресторанов каждый регион принимает самостоятельно. В Москве их открыли 23 июня. Петербургским заведениям общепита повезло меньше. С 29 июня заработали только летние веранды. Те рестораны и пабы, у которых нет официального разрешения и необходимых ресурсов для соблюдения противоэпидемических норм, продолжают обслуживание на вынос.

Рекомендации Роспотребнадзора обращены в основном на деятельность самих организаций. Посетителей не заставляют надевать маски, но просят соблюдать дистанцию.

Ограничения для детей

До конца 2020 года дети могут отдыхать в летних лагерях только в домашнем регионе. Это правило не распространяется на ребят из населённых пунктов Арктического пояса. Юным жителям Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя разрешено поехать в соседние регионы с общей границей.

Правила путешествий по России: авиаперелеты, поезда, личный автомобиль

Массовые мероприятия в закрытых помещениях во время лагерных смен запрещены.

Ограничение на путешествия для пожилых людей

Возрастных путешественников не ограничивают в перемещении по России, но рекомендуют воздержаться от поездок в места с неблагополучной эпидемиологической обстановкой.

Региональные правила для путешествующих по России в 2020 году

Главное, что стоит сделать перед поездкой в другой регион страны, — изучить его правила. Опираясь на федеральные рекомендации, все туристические предприятия в России работают в зависимости от решения местных властей.

В некоторых субъектах всё ещё действуют серьёзные ограничения. Например, в Адыгее пройти обсервацию предстоит жителям Москвы и Санкт-Петербурга. В Вологодскую область пускают с цифровым пропуском только близких родственников местных жителей, владельцев недвижимости или командированных. Полный список региональных ограничений можно посмотреть здесь.

В столицу и город на Неве можно приехать всем желающим из любого региона, но не стоит забывать, что по возвращению домой вас может ожидать неприятный сюрприз в виде пары недель самоизоляции — это стоит выяснить перед тем, как планировать путешествие. Важно не только, куда вы направляетесь, но и откуда. Чтобы поездка удалась, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

  • Оставайтесь дома при плохом самочувствии.
  • Всегда берите с собой маски и перчатки.
  • Взвесьте все риски, связанные с вашим здоровьем и возрастом.
  • Проверьте регион назначения на предмет двухнедельного карантина или других требований (например, иногда нужна медицинская справка, иногда нужно заполнить анкету и др).
  • Изучите, на каком транспорте можно приехать. Перед поездкой проверьте, не отменили ли рейс.
  • Запишите телефоны местных медицинских учреждений и горячей линии по коронавирусу.
  • Позвоните в выбранную гостиницу и узнайте, есть ли в регионе ограничения по заполняемости отелей.
  • Заранее запланируйте посещение музеев и купите билеты онлайн.

Правила для путешествий по России: примеры с популярными направлениями

«Москва — Санкт-Петербург» и «Санкт-Петербург — Москва»

В обеих столицах маску нужно надевать в общественных местах, магазинах, городском транспорте и такси.

14-дневного карантина нет, никаких ограничений для туристов, вернувшихся домой, тоже не предусмотрено.

Справка об эпидокружении (отсутствии контактов с больными коронавирусом за последние 14 дней) и в Москве и в Питере необходима только для санаториев и здравниц.

Правила путешествий по России: авиаперелеты, поезда, личный автомобиль

Добраться что в ту, что в другую сторону можно на любом транспорте. Для передвижения на личном автомобиле разрешение не нужно.

Большинство крупных музеев Санкт-Петербурга уже работает, кроме нескольких дворцов, пригородных музеев-заповедников и некоторых других учреждений. В Петергофе действуют парки и фонтаны. В Царском Селе, Павловске , Ораниенбауме и Гатчине пока открыты только парки.

В Москве можно посетить большинство музеев.

Направление «Москва — Краснодарский край»

Маску нужно надевать в общественных местах, магазинах, городском транспорте и такси.

Карантина на 14 дней не требуется, как и самоизоляции по возвращению домой.

Справка об эпидокружении необходима только для санаториев и здравниц.

Добраться до южных краев можно на любом транспорте, все достопримечательности и музеи Краснодарского края открыты.

Направление «Красноярск — Краснодарский край»

Маску нужно надевать в общественных местах, магазинах, городском транспорте и такси.

Карантина на 14 дней ни по прибытию на место, ни при возвращении домой не требуется. Справку об эпидокружении спросят только в санаториях и здравницах.

Из всех видов транспорта лучше выбрать самолёт — быстрее и удобнее, чем поездом, хотя и этот вариант доступен.

Правила путешествий по России: авиаперелеты, поезда, личный автомобиль

В конце июня некоторые авиакомпании ввели для желающих отдохнуть под южным солнцем дополнительные рейсы: чартеры и обычные вылеты.

Можно планировать культурную программу — музеи Краснодарского края работают.

Направление «Владивосток — Калининград»

Маску необходимо надевать в общественных местах, магазинах, городском транспорте и такси.

Соблюдать карантин 14 дней не нужно, если есть бронь гостиницы или другого жилья на срок не менее двух дней.

В Калининграде всё ещё действует самоизоляция для лиц старше 65 лет и имеющих хронические заболевания.

Возвращающихся домой самолётом или поездом туристов также не посадят на карантин, но придётся заполнить анкету по форме Роспотребнадзора, указав цель визита и адрес проживания.

Справку об эпидокружении потребуют только в санатории или другой здравнице.

Добраться можно на самолёте. Музеи и достопримечательности открыты для посещения.

В бесплатном приложении Мой МТС вы всегда сможете узнать, на что расходуются средства с вашего мобильного счёта. Если у вас возникнут вопросы, задайте их встроенному в приложение он очень смышлёный, поверьте.

В конце мая Росавиация и Роспотребнадзор оформили финальный список рекомендаций для гражданской авиации, так что российское авиасообщение восстанавливается с учётом актуальных требований безопасности. Изменения коснулись и зарубежных перевозчиков. Мы выяснили новые правила перелётов популярных авиакомпаний — как для пассажиров, так и для персонала. Обязательно прочтите, если планируете летать в 2020 году.


Алина Краснова

Аэрофлот

Посадка
Аэрофлот будет измерять температуру каждого пассажира, и с температурой выше 37 °С улететь нельзя. Лететь можно только в масках и перчатках, дополнительно персонал предложит пассажирам антисептик для рук.

В самолёте
Обслуживание в полёте изменено. Все продукты питания и напитки будут подаваться в индивидуальной упаковке. Свою еду брать на борт можно, но она должна быть в запечатанной упаковке.

Для пассажиров на борту
Верхнюю одежду необходимо размещать только на полках над сиденьями. Доступ к ним во время полёта без разрешения бортпроводников запрещён, «если для этого нет уважительной причины».
Весь полёт пассажиры должны оставаться пристёгнутыми на местах, вставать разрешается только для похода в туалет. Пассажиры должны менять маску каждые три часа (взять новую можно у бортпроводника).

Подробнее о правилах Аэрофлота во время пандемии.

  • Аэрофлот
  • Lufthansa
  • «Эмирейтс»
  • S7
  • Nordwind Airlines
  • «Уральские авиалинии»
  • Utair
  • Qatar Аirways
  • Nordstar
  • Aegean
  • TAP Air Portugal
  • airBaltic

Lufthansa

Компания упростила бортовое обслуживание: в салоне не будут подавать открытую еду, а также прессу, пассажирам будут доступны только меню и карта безопасности.

Подробнее о правилах Lufthansa во время пандемии.

«Эмирейтс»

В аэропорту
В Международном аэропорту Дубая обязательны маски и перчатки, в то время как в полёте — только маски.

Температура всех пассажиров и сотрудников аэропорта Дубая непрерывно отслеживается с помощью тепловых сканеров, а на каждой стойке регистрации и миграционного контроля установлены защитные барьеры. При регистрации пассажирам выдаются гигиенические наборы с масками, перчатками, антибактериальными салфетками и антисептиком для рук.

Пассажиры, следующие транзитом через Дубай, проходят тепловое сканирование после выхода из самолёта. На стойках информации транзитной зоны также установлены защитные барьеры. Сотрудники «Эмирейтс» в СИЗ направляют пассажиров с безопасного расстояния. Перед посадкой на стыковочный рейс пассажирам выдаются новые гигиенические наборы, а после вылета все выходы на посадку дезинфицируются.

Посадка
Пассажиры заходят небольшими группами, первыми — с местами в «хвосте», последними — с местами в носовой части.

В самолёте
Приборы и посуда перед подачей блюд тщательно стерилизуются. В туалетах есть дезинфицирующее мыло и инструкция по мытью рук, уборка там производится каждые 45 минут. Салоны всех самолётов «Эмирейтс» оснащены фильтрами класса HEPA (High Efficiency Particulate Air), идентичные тем, что используют в операционных. Фильтры HEPA очищают воздух от пыли, аллергенов и микробов и могут извлечь до 99,999% вирусов, включая вирусы размером до 0,01 микрометра, такие как коронавирус. После полёта авиалайнеры проходят усиленную уборку и дезинфекцию.

Для пассажиров на борту
В салоне можно провозить только вещи первой необходимости: ноутбук, дамскую сумку, личный портфель или детские вещи. Рекомендуется взять личную ручку для заполнения миграционных и медицинских деклараций.

Пассажирам первого и бизнес-класса предоставляются одноразовые меню и винные карты, а также матрасы, пледы, подушки, наушники и игрушки в герметичной упаковке.

Экипаж и персонал
Бортпроводники полностью экипированы СИЗ. Предполётная подготовка проходит в особой зоне аэропорта, откуда команду доставляют сразу на борт. Если позволяет маршрут, время до возвращения экипажа в Дубай максимально сокращается, а на дальнемагистральных рейсах, которые требуют отдыха после полёта, экипаж ждёт обратный рейс в отеле с одноместным размещением. По возвращении в Дубай экипажи тестируются на COVID-19 и соблюдают 14-дневную изоляцию дома. Для дополнительной безопасности на время смены экипажам предоставляется автомобиль.

Подробнее о правилах «Эмирейтс» во время пандемии.

"Росавиация при подготовке методических указаний учитывала мнение ведущих российских авиакомпаний и аэропортов, в том числе проанализированы материалы ИКАО и ИАТА", - сообщил "РГ" первый замминистра - руководитель Росавиации Александр Нерадько. Он также заметил, что предприятия гражданской авиации с февраля работают в режиме COVID-19, так что многие авиакомпании уже внедрили и применяют профилактические меры.

Для выхода из режима ограничений предусмотрено три этапа. Большинство ограничений сохранятся на первых двух.

Посадка в самолет должна проходить "с соблюдением мер социального дистанцирования с учетом инфраструктурных возможностей аэропорта", пассажиры должны быть пристегнуты во время всего полета, вставать можно только в туалет, очередь туда должны контролировать бортпроводники. Питание будут поставлять только в герметичной упаковке, напитки - в индивидуальной.

На втором этапе пассажирам только разрешат свободнее перемещаться по салону лайнеров. На третьем этапе сохранятся только два ограничения - повальное измерение температуры у всех входящих в аэропорт и закрытые кафе и магазины в аэровокзалах. Бортпроводники на всех трех этапах должны в полете носить маски и перчатки.

Вокруг того, с какими ограничениями допускать пассажиров в самолеты до конца эпидемии, было сломано немало копий. С особым пристрастием обсуждались правила социального дистанцирования. Роспотребнадзор настаивал на рассадке пассажиров через одного. Авиакомпании говорили, что с таким требованием поднимать самолеты убыточно.

Фото: Андрей Самсонов/ТАСС

Фото: Андрей Самсонов/ТАСС

За авиаторов вступился министр транс­порта Евгений Дитрих.

Он отметил, что введение правила социального дистанцирования на борту приведет к росту стоимости авиабилетов до 70 тысяч рублей, причем по самым дешевым тарифам. Чтобы обеспечить рентабельность перевозки, борт должен заполняться на 72-75%, пояснил он. Источники в отрасли тогда рассказывали "РГ", что эти рекомендации не окончательные и предполагается их согласование с представителями отрасли.

Дискуссию вокруг новых правил подогрело обращение Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) в минтранс с просьбой не вводить нормы дистанцирования пассажиров в салонах воздушных судов, обнародованное 21 мая.


В тот же день Евгений Дитрих заявил, что своим обращением руководство АЭВТ отнюдь не способствует конструктивному диалогу с Роспотребнадзором и выразил надежду, что этот демарш не помешает дальнейшей работе. Тогда же глава минтранса озвучил планы по разработке совместно с Роспотребнадзором рекомендаций для всех видов транспорта. А в конце все того же дня были опубликованы окончательно согласованные рекомендации для авиационной отрасли.

Эти правила технически исполнимы, хотя некоторые требования носят "успокоительный" характер, отметил в беседе с "РГ" главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

При этом цены на авиаперелеты все равно будут расти, считают эксперты. На восстановление пассажиропотока уйдет несколько лет. Одни будут опасаться летать, а другие в целом сократят количество путешествий, в том числе из-за снижения доходов. Это подорвет позиции лоукостеров: они предлагали недорогие перелеты, работая на грани рентабельности, но получая прибыль за счет большого пассажиропотока, говорит замдиректора Института инженерной экономики и гуманитарных наук Даниил Квон. Многое зависит от того, когда откроются зарубежные линии. Если не скоро, ряд авиакомпаний неизбежно покинет рынок, считает глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Для всех видов транспорта общие санитарные требования минтранс и Роспотребнадзор должны утвердить до июня, говорил министр транспорта Евгений Дитрих 20 мая. По его словам, необходимо разработать такие меры защиты, которые обеспечат, с одной стороны, безопасность пассажиров, с другой - не будут убивать экономику перевозок.

Фото: Владимир Аносов/РГ

Фото: Владимир Аносов/РГ

В Роспотребнадзоре "РГ" пояснили, что рекомендации по автомобильному, водному, железнодорожному транспорту еще находятся в разработке.

Представители транспортной отрасли заявляют, что уже применяют повышенные правила безопасности, но рекомендации Роспотребнадзора по соблюдению социальной дистанции некоторые перевозчики выполнить не смогут. "Если соблюдать требование, то в автобусе на 20 мест должно находиться только 7 человек. Выполнить это в принципе невозможно", - говорит вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. Работа перевозчику оплачивается за пассажиров, а не за рейс, к тому же непонятно, как контролировать соблюдение дистанции.

Проще ситуация на железнодорожном транспорте. В условиях снижения спроса на перевозки можно рассадить пассажиров подальше друг от друга в вагоне. "В купейных вагонах размещаются не более двух пассажиров в купе, в плацкартных - не более трех в одном отсеке", - пояснили "РГ" в РЖД. В вагонах с местами для сидения в двухместном ряду пассажир занимает место у окна, а в трехместном - один пассажир у окна и один - у прохода.

В туалет по списку

Пожалуй, единственное, в чем мировые авиалинии "не сошлись" - это меры социального дистанцирования в салонах самолетов. В то время как компании вроде Delta, United, Emirates решили заблокировать места в середине, чтобы обеспечить безопасное расстояние между пассажирами, другие, включая Ryanair и гиганта Air France, на этот шаг не пошли. Так, французские власти разрешили своим перевозчикам не вводить какие-либо ограничения на число людей в салоне, объяснив, что, во-первых, 70% воздуха в самолете постоянно обновляется во время полета, а во-вторых, если количество мест будет лимитировано, это может спровоцировать резкий рост цен на билеты. Без масок посадка на самолет запрещена - такое правило ввели почти все авиакомпании мира. В Европе за масками строго будут следить и в аэропортах. Уже на входе в здание пассажирам будут "настоятельно рекомендовать" закрыть лицо, а также напоминать, что маски следует менять каждые 4 часа. Выбрасывать их нужно, по возможности ничего не трогая, для этого аэропортам советуют заменить обычные мусорные баки на баки с сенсорами, а экипажам лайнеров - подготовить специальный одноразовый пакет. Рекомендовано подумать и о тепловизорах на входе в терминал - в лондонском Хитроу парочку таких уже установили в рамках эксперимента. А чтобы очереди были безопаснее, на пол советуют нанести отметки на расстоянии в полтора метра друг от друга. Изменения коснулись и питания на борту. Перевозчики заменяют привычные контейнеры с горячими блюдами на запечатанные пакеты с легкими закусками, а некоторые авиакомпании, например британский EasyJet, вообще пассажиров кормить перестанут. Откажутся от еды и индийские авиалинии. В США пассажиров обяжут на предполетном досмотре складывать еду в отдельный контейнер, чтобы сотрудникам аэропорта не пришлось с ней контактировать, проверяя содержимое багажа и ручной клади.


Европейским авиакомпаниям рекомендовано отказаться от услуги дьюти-фри во время полета. По тому же пути пошли и индийские власти, они запретили раздавать еще и газеты. Пассажиры ирландского лоукостера Ryanair теперь должны спрашивать у бортпроводников разрешения, чтобы воспользоваться туалетом. Так в компании хотят избежать очередей в уборную.

Первым делом - безопасность

Сергей Мельниченко, гендиректор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":

- Мировая гражданская авиация переживает кризис, подобного которому еще не было. Вот сводки последних событий: Brussels Airlines сокращает тысячу рабочих мест и выводит из своего авиапарка 16 воздушных судов. До конца года американская Delta выведет из парка все свои 18 широкофюзеляжных Boeing 777, а к осени уволит семь тысяч пилотов. Qatar Airways выведет из своего парка около 50 самолетов и сократит персонал примерно на 20 процентов. Emirates планирует вывести из парка 46 самолетов-гигантов A380. Более того, эта авиакомпания сообщила о планах сократить около 30 тысяч рабочих мест. Крупнейшее сокращение в истории пассажирской авиации.

Понятно, почему с таким особым воодушевлением воспринимаются сообщения о постепенном возобновлении пассажирских рейсов. Так, с 21 мая Emirates возобновила пассажирские рейсы по девяти основным направлениям. С 1 июля Ryanair, которая два года назад перевезла больше всех пассажиров в мире, возобновляет 40 процентов рейсов. Начиная с июня Lufthansa возобновит полеты по 106 маршрутам в Европе и по 20 дальнемагистральным.


ИКАО и другие международные авиационные организации подчеркивают необходимость тщательной подготовки к возобновлению полетов. Так, недавно мы опубликовали выполненный нашими специалистами перевод на русский язык очень важного документа Всемирного Фонда безопасности полетов (FSF) "Пандемия: немедицинские аспекты безопасности полетов". Это "дорожная карта" разумных практических действий, которые помогут обеспечить безопасный, гармонизированный возврат к глобальным воздушным сообщениям.

В разгар кризиса безопасность полетов все равно должна преобладать. Что очень важно? Сейчас все полеты, хотим мы того или не хотим, не будут стандартными. И то, что пассажиров, в том числе и российских самолетов, обяжут летать в масках и перчатках - это лишь малая часть проблемы. Необходимо учитывать повышенный риск в системе управления безопасностью полетов после длительного сокращенного количества рейсов. Это касается прежде всего экипажей и самолетов, которые находились в вынужденном простое.

Только что произошла трагедия в Пакистане: разбился пассажирский А320. Катастрофа унесла почти сто жизней. Там еще много непонятного. Но в любом случае расследователи наверняка изучат и возможное влияние на действия экипажа длительного перерыва: Пакистан буквально за несколько дней до происшествия возобновил полеты после их приостановки из-за коронавируса. Пока одно из предположений экспертов, которые изучают доступные фото- и видеоматериалы, что экипаж ушел на второй круг не из-за проблем с выпуском шасси, а из-за того, что пилоты попросту забыли его выпустить перед посадкой.

Фото: EPA

Фото: EPA

Пилоты могли с запозданием понять, что шасси находятся в убранном положении, но при уходе на второй круг из-за естественной просадки самолета произошел контакт нижней части двигателей с поверхностью ВПП. Из-за образовавшихся повреждений и течи масла двигатели остановились. Эту версию легко будет подтвердить или отвергнуть, исследовав поверхность ВПП на наличие следов контакта. Черные ящики нашли. Так что специалисты разберутся.

Насколько эффективно соблюдение социальной дистанции на борту самолета: рассаживание пассажиров в шахматном порядке и отказ от среднего ряда кресел? Евросоюз уже заявил: требование о свободных креслах вводить не будет. Если правительство какой-либо страны печется о гражданах и вводит такое требование, то оно, на мой взгляд, должно компенсировать убытки перевозчика. Иначе перевозчик будет вынужден повышать стоимость билетов.

Понятно, что определенный процент авиакомпаний скорее всего не сумеет вернуться в небо. Последние прогнозы Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА показывают: доходы от продажи билетов могут упасть на 252 млрд долларов, или на 44 процента, по сравнению с прошлым годом. Период восстановления будет еще более сложным и динамичным, чем период сворачивания полетов. Всем без исключения придется научиться работать на совершенно другом уровне гибкости и скорости. И главное - соблюдая самые высокие стандарты безопасности полетов.

Читайте также: