Ментальная арифметика что это дает пенсионерам

Опубликовано: 14.05.2024

В повседневной речи часто можно услышать словосочетание «старческий маразм», когда имеются в виду расстройства поведения у пожилых людей. Именно болезнь Альцгеймера – наиболее частая причина слабоумия, которое развивается в пожилом возрасте. Что же она из себя представляет?

Болезнь Альцгеймера – что это?

Отложение белка в виде так называемых бляшек, образование нейрофибриллярных комочков, которые состоят из поврежденных нейронов, – именно эти процессы становятся причиной разрушения нервной структуры мозга. В центральной части коры головного мозга отмирают нейроны, клетки мозга атрофируются, что приводит к необратимым изменениям психики.

Портрет пожилого мужчины

На ранних стадиях болезнь проявляется забывчивостью, эмоциональными расстройствами, дезориентацией в пространстве, апатией. При прогрессировании болезни начинаются галлюцинации, проблемы с передвижением, неспособность узнавать даже близких родственников, судороги, невозможность принятия решений и выполнения простых умственных и даже физических действий – таких как умывание или прием пищи.

Однако статистика показывает – болезнь Альцгеймера значительно реже поражает людей с высоким интеллектом, которые постоянно развиваются. Причина в том, что у таких людей существует большее количество связей между нервными клетками, а значит, при гибели одних клеток потерянные функции могут передаваться другим, ранее не задействованным клеткам.

Первые проявления болезни Альцгеймера могут фиксироваться уже после 40 лет, но зачастую их путают с другими недугами. Так, проблемы с памятью и сном, повышенную тревожность можно ошибочно отнести к проявлениям постстрессового синдрома либо атеросклероза сосудов.

Бывает ли болезнь у детей?

Детям классический Альцгеймер не угрожает, это возрастная болезнь. Однако некоторые детские заболевания провоцируют развитие деменции у детей – потерю памяти, навыков, то есть приобретенного слабоумия.

Это болезни Лафора (отложение в головном мозге специфических структур), Баттена (отложение жировых пигментов) и Ньюмена-Пика (недостаток жизненно важного фермента).

Профилактика болезни Альцгеймера при помощи методики ментальной арифметики

Болезнь очень трудно поддается лечению, да и о профилактике врачи говорят с сомнением – считается, что если есть генетическая предрасположенность, то болезнь настигнет. Но отодвинуть проявления болезни как можно дальше – возможно. Специалисты говорят от здоровом питании, богатом витаминами группы В и фолиевой кислотой, снижении холестерина в крови и, конечно же, непрерывном умственном развитии. Именно постоянные тренировки мозга и развитие отодвигают проявления болезни и смягчают ее признаки на начальных стадиях.

Женщина читает книгу

Одна из эффективных методик профилактики старческого слабоумия – ментальная арифметика. Наверняка вы слышали об этой классической методике, которая используется во всем мире для развития возможностей мозга, памяти, гармонизации работы обоих полушарий, тренировки нейронных связей мозга, скорости и качества мышления.

Классическая методика состоит из работы на специальных счетах, а затем обучения скоростному счету в уме, который для непосвященного человека кажется просто чудом. На самом деле – это естественные реакции мозга на тренировки.

В Азии и США методика ментальной арифметики официально используется для профилактики болезни Альцгеймера и рассеянного склероза. Существуют и курсы для людей, у которых уже проявились признаки болезни Альцгеймера. Их результаты не так эффектны по сравнению со здоровыми людьми, однако методика позволяет значительно замедлить разрушающие процессы. И, конечно, подход к обучению различается в случае профилактических курсов и работы с уже заболевшими людьми.

Центр интеллектуального развития для детей и взрослых «АMAKids» использует свою запатентованную адаптированную систему ментальной арифметики. По этой системе могут заниматься дети и взрослые, ведь девиз компании: обучение от 5 до 99 лет.

В программе компании есть курс ментальной арифметики для пожилых людей, и он прекрасно работает в разных странах. Достижения учеников в возрасте 60+ – десять примеров за одну секунду. Эти результаты в том числе показывают, что мозг эластичен в любом возрасте и положительно отзывается на тренировки. Данная программа показана для профилактики болезни Альцгеймера и уже завоевывает свое место в числе методов борьбы с недугом.

Наблюдение, питание, интеллектуальное развитие – эти три составляющие, как говорят врачи, помогут предотвратить или вовремя распознать надвигающуюся болезнь и сделать все, чтобы не допустить ее стремительного прогресса!



Здравствуйте, дорогие друзья! Решила пополнить рубрику «Ментальная арифметика» еще одной интересной статьей, адресованной скорее мамам и папам, нежели маленьким школьникам. Сегодня поговорим о том, полезна ли ментальная арифметика для взрослых людей?

Рассказывать буду, основываясь на собственном опыте. Поделюсь с вами своими ощущениями от изучения этой науки. Для того, чтобы не повторяться, предлагаю вам подробнее узнать о том, что такое ментальная арифметика вот здесь. О том, что конкретно и как конкретно она развивает в наших детишках, вот здесь. А о том, что такое соробан, написано в этой статье.

С чего все начиналось?

Итак, как же я вообще пришла в ментальную арифметику? Примерно три года назад, как и многие, в одной телевизионной передаче я увидела маленькую девчушку, которая смотря на экран и видя различные числа, складывала их в уме быстрее калькулятора. Меня это просто поразило! И я начала интересоваться, что же это за такая хитрая система устного счета?

ментальная-арифметика-по-телевизору

Выяснилось, что как раз занятия ментальной арифметикой этот навык и развивают. Тогда я еще не знала, что кроме высокоскоростного счета – это еще и мощнейшее разностороннее развитие. И решила я, что нужно обязательно и моих детей отвести на такие занятия, чтобы они тоже так могли, как эта девочка, тем более, что детки были не против.

В то время как раз по всей стране стали появляться школы ментальной арифметики. В одну из них мы и записались. Дети ходили с удовольствием, до тех пор, пока их не свалила в постели простуда. Температура-сопли-кашель и все такое. Пару недель лечились, занятия, соответственно, пропускали.

Когда мы снова были в строю и пришли на ментальные уроки, то оказалось, что от группы мы капитально отстали. Преподаватель позаниматься с ребятами дополнительно отказался, сославшись на капитальную занятость. Мы пытались догнать сами, но не смогли. Пришлось с занятиями завязать. Но только с занятиями, а не с мечтой)

девочка-у-соробана

И вот, в прошлом году, я вдруг решила, что мне нужно самой научиться этой науке. И ведь научилась! Теперь я сертифицированный инструктор по ментальной арифметике. Нет, я не набрала себе группу учеников (хотя, не отрицаю, что это может случиться), я просто теперь учу своих детей самостоятельно, дома, никуда не торопясь. Учу детей и сама с ними занимаюсь.

Опять же, не буду сейчас рассказывать об успехах своих детей, ведь тема статьи, ментальная арифметика для взрослых. И сейчас переходим к самому интересному.

Мои ментальные открытия

Друзья, если б вы только знали, как меня в начале напрягали мои пальцы! Я и понятия не имела, насколько они деревянные, пока не взяла в руки соробан. Ведь попасть в нужную косточку, нужным пальцем я просто не могла! Ну не слушались они меня и все тут. Так было примерно первые две недели моих «соробанных» занятий. И это при том, что я постоянно что-то руками делаю: то вырезаю, то шью, то рисую, то пишу.

пальцы-на-соробане

Спустя две недели пальцы пришли в себя) Стали слушаться меня, как солдаты своего командира. Мне аж полегчало, честное слово. Сейчас они носятся по соробану, как угорелые.

Еще одно открытие — это память. Скажите, бывало с вами такое, видишь по телевизору какого-нибудь актера, знаешь его прекрасно, а фамилию вспомнить не можешь. Вот не можешь и все тут. Со мной бывало такое довольно часто и не только с актерами. Я уже начала серьезно за память волноваться.

Так вот, теперь таких проблем у меня нет. То, что ментальная арифметика тренирует память, подтверждаю. Да и не только память, а и весь мозг. Кстати, мозг в начале моих ментальных экспериментов работал почти так же, как и пальцы. Со скрипом. Было ощущение, что я чувствую, как он шевелится) Сейчас все наладилось. Не только с памятью проблем нет, но и мышление стало шустрее. Умная мысля теперь приходит не опосля, а точно вовремя.

И еще один момент, на который я хочу обратить ваше внимание. Это творчество.

богатое-воображение

Наверняка для вас не секрет, что все наши творческие способности, воображение, фантазии являются жителями правого полушария, которое в повседневной жизни мы не сильно-то и используем. А ментальная арифметика действует на правое полушарие, как будильник. Оно постепенно просыпается.

В чем это выражается лично у меня?

Давным-давно я увлекалась шитьем кукол. Классные получались куклы, к сожалению, нет фотографий, чтобы вам показать. А потом, как-то это занятие забросилось, вытеснилось чем-то более необходимым. Иногда приходили мысли в голову: «Пошить что ли?» Но не было идей, по поводу того, что конкретно шить.

И тут вдруг недавно у меня в голове начали рисоваться образы кукол, которых можно было бы сделать. Целые коллекции кукол! Каждая в мельчайших подробностях. Просто супер! Руки чешутся к работе приступить! Воображение вместе с фантазией заработало на полную катушку, и это здорово!

Да и на работе тоже есть определенные успехи. Работаю я ди-джеем на Русском Радио в Липецке. С микрофоном по жизни иду уже давно, около 15 лет. Смею предположить, что говорить я умею. По крайней мере, ни работодатель, ни радиослушатели ни на что не жалуются. Да, я могу в эфире как-то по хитрому вывернуть фразу, подобрать нужные слова, красиво сказать. Научилась. Опыт, знаете ли.

микрофон-на-радио

И буквально на днях, я получила похвалу от своего директора (а на похвалы он довольно скуп). Начальник сказал, что в последнее время я стала как-то по особенному говорить. Более красочно, более ажурно. С чего бы это? Кроме как ментальной арифметикой я это объяснить не могу.

Немного общих слов

В Европе ментальная арифметика является профилактическим средством против болезни Альцгеймера и старческого слабоумия. Там даже организовывают курсы по менталке для пожилых людей. В нашей стране я о таком явлении пока не слышала.

золотой-соробан

Теперь давайте попробуем сравнить взрослых и детей. Детям эта наука дается намного легче, просто потому, что их воображение, еще не выключено, а нейронные связи в мозге устанавливаются быстрее.

Да, конечно, взрослый человек никогда не сможет обогнать ребенка в ментальном счете. Но зато взрослый человек с помощью ментальной арифметики уже сегодня может позаботиться о том, чтобы ум его был светлым долгие-долгие годы, до самой глубокой старости.

Я уже начала об этом заботиться. А вы?

На сегодня все! Надеюсь, вам было интересно)


Сегодня хочу рассмотреть вопрос, насколько реально интеллектуальное развитие и обучение в возрасте 55+.

Багаж прожитых лет отрицательно сказывается на памяти, внимании и умении концентрироваться. Означает ли это, что люди в солидном возрасте должны смириться с угасанием интеллектуальной деятельности и риском развития болезней?

Сегодня мы рассмотрим, какую пользу приносит ментальная арифметика и каким образом практика быстрого счета в уме помогает предотвратить развитие некоторых заболеваний.
Взрослые люди, которые начали заниматься ментальной арифметикой доказывают, что возраст не является помехой для приобретения новых навыков.

Более того, принципы работы со взрослыми не имеют существенных различий с принципами обучения молодого поколения.


Почему выбирают ментальную арифметику.

Новаторская методика быстрого овладения счетом в уме доказала свою эффективность при работе с детьми. Но для ребенка процесс овладения новым материалом является абсолютно естественным, детский мозг способен быстро усваивать и запоминать даже самый сложный материал.
Есть ли польза в ментальной арифметике для взрослых?

С возрастом человеческий мозг теряет свою активность, снижаются когнитивные способности, ухудшается память и внимание, теряют эластичность кровеносные сосуды и волокна головного мозга.

К тому же, психологи отмечают стойкое убеждение многих пожилых людей в том, что им уже не по плечу научиться чему-нибудь новому.
Исследования ученых доказывают, что единственным препятствием для овладения новыми навыками взрослыми людьми является их собственная неуверенность в своих силах.

На курс ментальной арифметики были приглашены студенты в возрасте старше 55 лет и большинство из них показали отличные результаты.

Методика счета в уме помогает:

1. Улучшить способность к запоминанию информации;
2. Ускорить работу головного мозга;
3. Повысить умение концентрироваться на выполнении какой-либо деятельности;
4. Улучшить внимание;
5.Расширить границы зрительной памяти.
И самое главное: успехи при занятии ментальной арифметикой позволяют человеку вернуть уверенность в себе, найти единомышленников, получить заряд оптимизма и жизненной энергии.

У болезней нет шансов.

Возрастные изменения отрицательно сказываются на интеллектуальных возможностях человека, вызывая нарушения координации движения, депрессивные состояния, ухудшение памяти, старческую деменцию.
Профилактика болезни Альцгеймера предусматривает большое количество защитных мер, среди которых правильное питание, отказ от вредных привычек, физическая активность, контроль над уровнем стресса.

Вместе с тем, медики советуют много времени уделять творческому развитию и постоянной тренировке своих интеллектуальных навыков.
Без постоянной тренировки мозг также теряет свою эластичность и подвижность, как и мышцы тела.

Ментальная арифметика поможет держать его «в тонусе», не позволяя расслабляться и терять свои способности. Занятия счетом в уме способствуют активизации мыслительных процессов и памяти.
Ментальная арифметика важна для профилактики рассеянного склероза.

Занятия счетом в уме способствуют:

1.Улучшению координации;
2.Повышению чувствительности пальцев и рук;
3.Снятию мышечных болей;
4.Повышению уровня концентрации внимания;
5.Избавлению от негативных мыслей, отвлечению от насущных проблем;
6.Нормализации психоэмоционального фона;
.7.Пробуждению познавательного азарта.

Во время занятий ментальной арифметикой дети демонстрируют отличные результаты в овладении счетом в уме.

Методика позволяет им подготовиться к новым математическим свершениям.

У взрослых «учеников» несколько другие задачи: поддержка своих когнитивных навыков, продление молодости и активности ума, обретение уверенности в своем настоящем и будущем.

Помните, что достижение целей зависит не от обстоятельств, а от вашего образа мышления и действий.

Так что не сидите сложа руки. Действуйте!

Заходите в онлайн-школу «Ментальная арифметика».

Онлайн-школа на сайте https: //marbir.ru, обучение для дошкольников и школьников и взрослых.
Не позволяйте болезням и плохому настроению победить вас!

Делитесь информацией со своими друзьями в соцсетях и подписывайтесь на обновления сайта.

В последнее время мы с коллегами довольно часто сталкиваемся с детьми, которые занимались на популярных курсах ментальной арифметики и теперь испытывают серьёзные проблемы со школьной математикой. Давайте подробнее посмотрим, что это такое, и как это новомодное увлечение калечит мышление учеников.

Про ментальную арифметику как способ быстрого счёта в уме, наверняка, многие уже слышали. Если набрать в поисковиках это словосочетание, то можно увидеть десятки ссылок на различные центры раннего развития детей. Но даже если целенаправленно их не искать, вы всё равно скорее всего натолкнётесь на агрессивную рекламу подобных курсов. Дело дошло до того, что детей, которые занимаются по этой технологии, показывают по основным телеканалам в новостях и различных шоу, представляя их умения как некую сверхспособность в математике. Однако, это далеко не так.

Чтобы понять, что происходит с детьми при занятиях ментальной арифметикой, нужно сперва познакомиться с их главным рабочим инструментом — абакусом.

Покалеченные ментальной арифметикой

Он похож на старые добрые счёты, но число костяшек на каждой спице не десять, а пять. Верхние костяшки называются «небесными» и отделены от нижних («земных») планкой.

Сам счёт основан на механических передвижениях этих костяшек по спицам по определённым правилам. После того, как дети привыкнут к работе с абакусом, его постепенно заменяют на нарисованный (чтобы можно было смотреть на картинку и передвигать их мысленно пальцами), а потом и вовсе от него отказываются. Так учеников учат представлять в уме эти счёты и пальцами передвигать воображаемые костяшки.

Казалось бы, что здесь такого страшного? Пусть себе считают хотя бы так. Тем более в начале учёбы успехи действительно заметны. Если остальные дети только знакомятся с составом чисел в пределах десяти и учатся складывать через десяток, то ментальные арифметики могут спокойно складывать трёхзначные числа почти не задумываясь. Но такое ошибочное восприятие математики как сборника заданий на вычисление играет потом с детьми злую шутку.

К сожалению, на курсах ментальной арифметики дети чисто механически заучивают некие алгоритмы без понимания того, что за всеми этими действиями стоит. Реальное же преподавание математики строится на совершенно иных принципах. Например, чтобы ученик в начальной школе дошёл до алгоритма сложения столбиком, он должен проделать довольно большой путь: сначала должен научиться складывать/вычитать в пределах десяти, потом делать тоже самое в пределах 20 с переходом через десяток, затем научиться понимать разницу между единицами, десятками и сотнями и так далее. Конечно, можно и в первом классе объяснить сложение и вычитание столбиком, научить «переносить единицу» и «занимать» у некоторых чисел. Но это всё бесполезно, так как ведёт к восприятию математики как некой непонятной магии. Причём ментальную арифметику, согласно нашей классификации, можно отнести даже к чёрной магии, потому что никто принципиально не ставит цели пояснить детям, откуда взялись все эти алгоритмы.

Такой ребёнок-ментальщик чаще всего не осознает, как на самом деле в реальности происходят вычисления. В этом легко можно убедиться на практике, если поработать с таким учеником индивидуально.

Во-первых, у него часто большие проблемы с текстовыми задачами. Его мозг выдрессировали на то, чтобы при виде каких-либо чисел автоматически представлять в голове счёты и в уме складывать или вычитать эти числа. То есть с текстовыми задачами ученик работает примерно так: не задумываясь вычленяет из текста числа, потом их преобразует и даёт ответ. Бесполезно спрашивать, как он к этому ответу пришёл — он не понимает, что от него хотят. У него нет представления о том, что нужно сначала разобраться в задаче, а потом с ней как-то работать. Голова забита только образом абакуса, и ученику не хватает воображения, чтобы представить ещё и саму задачу. Он просто замечает числа и складывает их — «вижу цель, не вижу препятствий». Кстати, интересная особенность. Такие дети практически всегда в задачах в качестве ответа говорят просто одно число. Хотя правильно говорить развернутый ответ вроде «Мама купила 200 граммов сахара» или на худой конец просто «200 граммов».

Во-вторых, у таких детей нет представления о приблизительных вычислениях. То есть они не могут оценить примерно сколько сотен будет, например, в сумме 313 + 407. Они сначала посчитают точное значение и только потом, если повезёт, смогут сказать правильный ответ. То есть чувство числа у них как таковое отсутствует.

Ну и наконец, в-третьих, у них проблемы с позиционным счётом. Они любое число воспринимают как набор цифр. Такие дети видят трёхзначное число 423 и говорят, что это 4, потом за ней идёт 2, а потом 3. Отсюда же возникают показательные ошибки вроде такой: 32 + 41 = 37 (здесь ученик механически получил в ответе две цифры 7 и 3 и неправильно их разместил в ответе). А вопрос вроде «сколько в сотне десятков?» часто вообще вводит их в глубокий ступор.

Конечно, в рекламных листовках про такие тонкости не говорят. В них рассказывают, что с этой технологией дети считают быстрее, чем калькуляторы, что они становятся более усидчивыми, что у них улучшается воображение, что благодаря мелкой моторике развивается интеллект и т.д. Но даже эти благие цели на самом деле не достигаются.

Например, про мелкую моторику. Она действительно важна, так как связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Для развития у детей мелкой моторики есть специальные упражнения, которые в первую очередь должны быть разнообразными. Но далеко не все движения пальцами развивают мелкую моторику и внимание. В ментальной арифметике в начале обучения ребёнок действительно передвигает костяшки именно пальцами. Для этих движений есть очень жёсткие правила. Например, должны работать строго только большие и указательные пальцы. В итоге остальные пальцы почти всегда неподвижны и просто согнуты, поэтому ни о какой мелкой моторике нет речи. При дальнейшем обучении вычисления вообще идут на воображаемых счётах, а движения пальцами остаются просто рефлекторными.

Но может быть тогда развивается воображение? Действительно, при занятиях ментальной арифметикой в голове необходимо постоянно удерживать образ счётов, на которых происходят воображаемые вычисления. Но в голове ученик держит только один этот образ. Мысленная фотография абакуса настолько впечатывается в мозг, что её оттуда и экскаватором не вытащить. На основе этого строятся разные цирковые номера, когда ученик играет на скрипке, поёт или танцует и одновременно с этим зачем-то ещё и складывает числа.

Однако, реальное развитие воображения и образного мышления предполагает возможность держать в голове много образов. Причём нужно не только представлять их в голове, но и как-то оперировать ими. В таком случае в мыслях прокручивается свой микрофильм, который и развивает детскую фантазию. Делать это лучше всего через чтение книг с родителями или через обсуждение каких-то отвлечённых вещей. Конечно, ничего подобного в ментальной арифметике нет.

Но если ментальная арифметика такая бесполезная или даже вредная, почему о ней так много говорят позитивного? Тут всё ещё проще — прибыль. Это обычный нишевый маркетинговый проект по выкачиванию денег из родителей. Успех его вызван грамотно выстроенной рекламной стратегией и позиционированием продукта.

Представьте себе обычного родителя. Когда он читает рекламу подобных курсов, у него возникает много положительных ассоциаций. Например, он может рассуждать так: « Технология пришла из Япония и Китая, эти страны имеют очень развитую экономику, поэтому наверняка это что-то хорошее. На видео маленькие дети быстро считают, поэтому скорее всего в школе на уроках математики они будут заниматься лучше сверстников. Счёты красивые и необычные, выглядят как какой-то секретный инструмент. А вчера по Первому каналу показали ребёнка с таких курсов, и все восхищались его талантом»

Покалеченные ментальной арифметикой

А предприимчивые люди играют на самолюбии таких родителей, которые мечтают потом сказать: «А мой Васютка ходит в первый класс, но уже умеет умножать в уме трёхзначные числа. Какой он умный и хороший!». Подразумевая, конечно, что-то вроде: “Какая Я хорошая, что воспитываю такого сына.” И создатели подобных курсов прекрасно понимают, что родители часто хотят не вырастить гения, а просто мечтают сами слыть родителями гения. То, что это убивает на корню всё логическое мышление и далее губит способность к пониманию важных математических закономерностей, — это уже особо никого не волнует. Потом можно будет обвинить учителей, систему образования и мировое правительство, что они загубили такой талант. Никому невдомёк, что в младшем возрасте ребёнку полезнее просто играть в мячик, кубики или конструктор. Вместо этого маленький Вася сидит за столом перед счётами в строго определённой позе, держа ручку строго определённым образом, и механически учит невнятные алгоритмы.

Однако, родителей ещё можно понять. Они не знают методик нормального преподавания математики, и поэтому их легко обмануть. Тем более ментальная арифметика хорошо продаётся, а противостоять деньгам и капиталу могут только люди с поставленным системным мышлением и мировоззрением, что встречается довольно редко. Но ведь есть учителя, которые так или иначе рекламируют подобные курсы! Причина этого проста: они или сами преподают на этих курсах, или хорошо отзываются о них за «долю малую». Ни один из наших знакомых опытных преподавателей начальной школы не отзывался об этой методике положительно. Кроме одной учительницы, которая сказала, что эта технология ей очень сильно нравится. Однако, когда я спросил её, почему она свою внучку учит по советским учебникам, а не даёт на растерзание ментальщикам, та скромно ушла от ответа.

На тему ментальной арифметики ещё можно долго и подробно говорить. Можно окунуться в методические, психологические и экономические аспекты этого явления, но сейчас для нас важно другое. Математика — это наука, которая из реального мира берёт какие-то объекты, закономерности и количественные соотношения и, постепенно обобщая их, выводит всё более сложные законы. Банальная вычислительная работа с числами не означает знания предмета. Опытный главный бухгалтер Зинаида Петровна знает математику хуже, чем хорошо подготовленный абитуриент.

Рисунок из книги «Энциклопедия для детей. Математика»

И само изучение математики нельзя сводить к заучиванию каких-то волшебных формул для последующей подстановки в них циферок из заданий. Для правильного решения задач нужно понимание того, что вы делаете. Именно это является залогом вашей успешной работы.

Фото: Chris Liverani / Unsplash

Об эксперте: Анастасия Кузнецова, методист онлайн-школы «Фоксфорд», автор и преподаватель курсов повышения квалификации по ментальной арифметике.

Что такое ментальная арифметика

Попробуйте за несколько секунд решить пример без черновика и калькулятора:

Дети решают такие задачи в уме с помощью ментальной арифметики. Это система развития интеллекта, построенная на обучении устному счету.

Современные родители часто рассказывают о неразвитом воображении и фантазии у ребенка. Дело в том, что мы тренируем левое полушарие мозга ребенка — оно отвечает за логику и математические способности, — но очень мало развиваем правое. Правое полушарие мозга распознает сложные визуальные и звуковые образы. Отвечает за концентрацию внимания и воображение. От гармоничного развития двух полушарий мозга ребенка зависят его когнитивные способности [1].

Ментальная арифметика — это способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Сначала ребенок учится считать на счетах-абакус и тренирует мелкую моторику рук. Затем счеты убирают, ребенок представляет их в голове — считает ментально. Развивает воображение и креативность.

Ментальная арифметика помогает комплексно развивать интеллектуальные способности. Моментальный устный счет — приятное дополнение.

Овладев ментальной арифметикой, ребенок намного легче справляется с любой интеллектуальной и творческой работой. Он умеет быстро решать задачи и применять к ним нестандартный подход.

История возникновения ментальной арифметики

Ментальную арифметику придумали около 5 тыс. лет назад. Методикой пользовались в Древней Греции, Индии и Риме, чтобы научить детей считать. В ее основе — умение вычислять на древних счетах-абакус.

Со временем счеты доработали до калькулятора, в 1993 году сформулировали понятие «ментальной арифметики». Сегодня ментальную арифметику используют в 50 странах мира. В Японии и Китае она стала частью школьной программы.

Счеты-абакус — главный инструмент ментальной арифметики. На занятиях ученики работают с доской и счетами, а после — считают только в уме. В Японии такие счеты называют соробан

Польза ментальной арифметики

Умение быстро вычислять в уме — не конечная цель. В момент отказа от работы с реальными счетами-абакус правое полушарие мозга начинает работать активнее. В это же время дети развивают логическое мышление и счет, за которые отвечает левое полушарие.

Усиленная работа обоих полушарий мозга становится привычкой и помогает ребенку креативнее решать жизненные задачи. Концентрироваться, смотреть на проблему шире и строить логические цепочки для ее решения. Еще один плюс — развитие сразу нескольких видов памяти: долговременной, кратковременной и фотографической.

Что ученые думают о ментальной арифметике

Американские исследователи проверяли влияние ментальной арифметики на интеллектуальные способности учеников первых и вторых классов в течение года [2]. Результаты получились неоднозначными — первоклассники не справлялись с устным счетом, ребята из второго класса учились лучше, но ученые не выявили заметного улучшения когнитивных способностей.

В 2016 году психолог Дэвид Барнер группой ученых провел подобное исследование в Индии, но за детьми наблюдали уже в течение трех лет [3]. Ментальная арифметика помогла некоторым школьникам лучше учиться, но результат может зависеть и от способностей конкретного ученика. В большинстве других исследований тоже проверяли навыки арифметики. Достаточного количества данных о том, как ментальная арифметика влияет на когнитивные способности, пока нет, поэтому выводы делать рано.

Когда и где учиться ментальной арифметике

Самый подходящий возраст для обучения — от 4 до 12-14 лет. В это время мозг развивается интенсивнее, чем в другие периоды взросления. После 12-14 лет способность мозга приобретать и использовать сложные навыки в таком количестве и темпе снижается.

Сейчас набирают популярность занятия ментальной арифметикой с пожилыми людьми. Такая тренировка мозга — отличный метод профилактики болезней, связанных с памятью и концентрацией внимания.

Самостоятельное обучение может стать непростой задачей. Учеба требует усидчивости, внимательности и разнообразные форматы занятий. Чтобы правильно обучить ребенка ментальной арифметике, лучше обратиться к квалифицированному педагогу.

Как выбрать школу или курс ментальной арифметики

Чтобы выбрать подходящую школу ментальной арифметики для ребенка, проверьте:

  1. Сколько детей в группе. Чем младше дети, тем меньше должна быть группа. Рекомендуемый размер группы для дошкольников — до восьми человек, для начальной школы — до десяти человек.
  2. Какая квалификация у преподавателя. Преподавателю необходимы профильные навыки. Он может их получить в центрах ментальной арифметики. Узнайте об образовании педагога и посмотрите его сертификаты. Международный сертификат по ментальной арифметике — дополнительный плюс.
  3. Дают ли учебные материалы. Одно из важнейших условий обучения — возможность наблюдать за каждым действием педагога. Так вы сможете проверить учебные материалы и качество образования. Хорошим решением может стать онлайн-платформа.
  4. Есть ли домашние задания. Ментальная арифметика предполагает регулярное закрепление полученных знаний, поэтому важно обратить внимание на качество и формат домашних заданий.
  5. Есть ли пробное занятие. Для ребенка это безопасная возможность попробовать ментальную арифметику, для вас — проверить качество школы или курса.

Читайте также: