Кто защищает права пенсионеров

Опубликовано: 29.04.2024




Из этой статьи вы узнаете:

Какие права есть у пожилых людей

Почему права пожилых людей зачастую ущемляют

Какими законами регулируются права пожилых людей

Какими правами обладают лица, достигшие пенсионного возраста

На какую социальную помощь и поддержку со стороны государства могут рассчитывать пожилые люди

Как можно организовать занятость людей предпенсионного и пенсионного возраста

В современном обществе пожилые люди часто оказываются беззащитными перед целым рядом экономических, социальных, юридических проблем. Порой старикам не хватает необходимых знаний. В силу своих возрастных особенностей и состояния здоровья они являются наиболее уязвимой категорией населения. Старики часто становятся жертвами мошенников, не владеют достаточной информацией о своих правах, не знают, как можно истолковать тот или иной закон. О пожилых людях и защите их прав мы поговорим в этой статье.

Определение прав пожилых людей


Права человека закреплены законодательно и составляют основу правового статуса личности. Государство обеспечивает защиту прав и свобод всех своих граждан независимо от возраста, пола, вероисповедания, национальной, расовой или этнической принадлежности, сексуальной ориентации. Реализация правовых норм, неукоснительное соблюдение законов позволяют соблюдать интересы каждого человека и предоставлять равенство возможностей. В международных правовых актах права пожилых людей не выделены в отдельную группу. Различные сферы жизни граждан старшего поколения регулируются общепринятыми законами. Старики наравне с другими возрастными категориями имеют право на защиту перед законом, на владение собственностью, на получение образования, на трудовую деятельность и на участие в политической жизни страны.
Законом не допускается дискриминация пожилых лиц. Государство защищает права стариков, создает необходимые условия для обеспечения достойной и безопасной жизни. Но наряду с этим в обществе присутствует потребность в создании специальных мер поддержки пожилого населения. Недостаточно относиться к пенсионерам только с уважением. В стране и обществе должны быть созданы такие условия, при которых человек, достигший преклонного возраста, смог бы оставаться его полноправным членом: принимать активное участие в общественной жизни, вносить свой посильный вклад в развитие социальных институтов, жить полноценно. Принимая новые законы, необходимо учитывать, что сегодняшнее трудоспособное население в недалеком будущем перейдет в категорию пенсионеров. Поэтому так важно, чтобы законы о защите пожилых людей были хорошо продуманными и действующими.

Пенсионеры – это граждане, отошедшие от активной трудовой деятельности. Они не являются однородной группой и по-разному переходят на новый этап. Дискриминацию по возрасту как общественную проблему необходимо рассматривать с нескольких сторон. Несмотря на закон, пожилые люди часто испытывают негативное, предвзятое или несправедливое отношение к себе, а иногда даже подвергаются насилию и лишению определенных прав. К основным причинам дискриминации можно отнести инвалидность, экономическое положение, социальный статус, уровень образования, место проживания.

Нередко старикам отказывают в трудоустройстве, для них недоступны некоторые услуги. Человек преклонного возраста может подвергнуться различным формам насилия: словесному, сексуальному, психологическому, финансовому, а иногда и физическому. Больные пенсионеры зачастую лишены возможности получать необходимую медицинскую или социальную помощь. Финансовое положение стариков оставляет желать лучшего, многие из них находятся за чертой бедности. В России принят свод законов о пожилых людях. Они направлены на улучшение качества жизни лиц преклонного возраста и не содержат каких-либо ограничений, влияющих на эту категорию граждан.

Иногда наниматели отказывают людям старше 55–60 лет в приеме на работу, ссылаясь на их нетрудоспособность. Подобный аргумент является нарушением прав стариков. Закон о труде – Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий трудовые отношения, – запрещает дискриминацию пенсионеров. Любой пожилой человек имеет право на занятость. Нередки ситуации, когда граждане преклонного возраста не знают законов, охраняющих их, не всегда могут правильно интерпретировать законодательную базу РФ и остаются один на один с возникшими проблемами. В молодом возрасте люди часто не задумываются о важности тех или иных нормативных правовых актов и только с годами начинают понимать актуальность законов о защите прав пожилых людей.

Законы, охраняющие права пожилых людей


В нашей стране основные положения государственной политики в отношении лиц старшего возраста закреплены в своде законов, принятых представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке: Конституции Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Федеральных законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об опеке и попечительстве».

Пенсионное обеспечение пожилых людей

Государство гарантирует своим пожилым гражданам пенсионное обеспечение. Право на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации – основном государственном законе. О правах стариков на достойный уровень жизни говорят с высоких правительственных трибун. Законы об уходе за пожилыми людьми, об опекунстве над ними должны исполняться как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет правовую основу и порядок назначения пенсионных выплат гражданам России. В нашей стране пожилым людям гарантируются различные виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Право на пенсионное обеспечение по старости возникает у мужчин с 60 лет, у женщин с 55 лет. При этом страховой стаж этих лиц независимо от пола должен составлять не менее пяти лет. В настоящее время Правительство РФ рассматривает возможность повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. В законе о защите прав пожилых людей на трудовые пенсии оговаривается социальное обеспечение граждан, по каким-либо причинам не имеющих страхового стажа, предоставляющего право на пенсию по старости. Для этой категории населения на основании Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрена социальная выплата.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Для пожилых людей, достигших возраста 80 лет, предусмотрено повышение размера фиксированной страховой части трудовой пенсии.

Социальная поддержка пенсионеров


Различные льготы и доплаты к ежемесячным пенсиям являются важной частью доходов пожилых людей. Социальные доплаты назначаются как специальная мера поддержки граждан Российской Федерации, наделенных особым правовым статусом. В соответствии с законом «О государственной социальной помощи» некоторые категории федеральных льготников имеют право на ежемесячную денежную доплату и набор социальных услуг. Такая поддержка со стороны государства очень важна для стариков. Закон о защите пожилых людей четко регламентирует порядок оказания правовой и социальной помощи престарелым и малоимущим гражданам РФ. Наряду с ежемесячными денежными выплатами государством определен набор предоставляемых пенсионерам социальных услуг. К ним относятся дополнительная бесплатная помощь медицинских специалистов, обеспечение необходимыми лекарствами, предоставление санаторно-курортного лечения, оплата проезда к месту оздоровления и обратно.

Социальное обслуживание пожилых людей

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» регулирует работу социальных служб и гарантирует социальную и психологическую поддержку старикам, которым по состоянию здоровья необходима помощь. Закон об уходе за пожилыми людьми определяет условия предоставления престарелым гражданам не только материальной помощи, но и предусмотренных государством различных видов специальных услуг: медицинских, психологических, образовательных, бытовых и т. д. Старики, попавшие в сложную жизненную ситуацию, имеют право на социальную, психологическую и медицинскую реабилитацию. Одиноким пожилым людям, инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию, предоставляется в полном объеме гарантированная законом социально-бытовая и медицинская помощь на дому.
Такое обслуживание осуществляется специально обученными работниками социальных служб как безвозмездно, так и за определенную законом плату. Порядок предоставления бесплатных услуг определяется органами государственной власти Российской Федерации. Возмездное обслуживание пожилых граждан оказывается в порядке, установленном законом. Оплата социально-бытовых услуг в социальных учреждениях иной собственности определяется данными организациями самостоятельно.

Закон о пожилых людях и инвалидах гарантирует предоставление социальной помощи гражданам РФ в следующих формах:

Нестационарная – старикам оказывается помощь на дому, без проживания в социальном учреждении;

Полустационарная – услуги предоставляются социальным центром дневного пребывания (организация горячего питания, культурного досуга, медицинского обслуживания);

Стационарная – пожилые люди круглосуточно проживают в специальном социальном учреждении (срок пребывания определяется в индивидуальном порядке).

В России насчитывается около 4 000 предприятий социального обслуживания и 2 220 социально-культурных центров, которые предоставляют услуги в нестационарной и полустационарной формах.

Согласно закону о защите пожилых людей, более 15 миллионов граждан старшего возраста состоят в социальных учреждениях различного профиля. Специалисты служб при организации работы с пожилыми людьми учитывают все основные потребности этой категории населения. Социально активные пенсионеры нередко испытывают потребность в новых знаниях. В центрах социального обслуживания создаются университеты «третьего возраста» с различными факультетами. Обучение происходит по следующим направлениям: «Правовые основы», «Охрана здоровья», «Политические знания», «Экономическая грамотность», «Психология», «Агротехника», «Культура».

В университете «третьего возраста» пожилые люди получают:

правовые знания по вопросам собственности, наследования, дарения, завещания, имущественных отношений;

основы медицинских знаний и ЗОЖ;

психологические знания об изменениях в привычном образе жизни после выхода на пенсию, адаптации в процессе индивидуального старения, построении взаимоотношений с детьми, родственниками и сверстниками и др.


Обучение пожилых граждан в университетах «третьего возраста» способствует формированию активной гражданской позиции, повышению социальной активности пенсионеров. Новые законы о стариках в РФ разрабатываются с учетом всех современных потребностей старшего поколения. Особое внимание обращается на культурные и образовательные интересы данной категории лиц. Для этого на базе социально-культурных центров открываются курсы «Компьютерная грамотность», «Правовед», «Экономическая компетентность». Для пожилых людей, испытывающих потребность в психологической поддержке, работают телефоны доверия и горячая линия.
Бесплатная неделя проживания в пансионате Осень жизни
Одним из наиболее востребованных и экономически обоснованных направлений в деятельности центров социальной помощи является организация обслуживания стариков на дому. Такая социальная поддержка направлена на удовлетворение бытовых, медицинских, психологических и других потребностей лиц преклонного возраста.

В различных регионах действует единая модель нестационарного социального обслуживания.

Пенсионерам предоставляется комплекс услуг, предусмотренный законом об уходе за пожилыми людьми:

Доставка на дом продуктов питания, лекарственных препаратов, необходимых товаров и др.;

Предоставление хозяйственных, бытовых, гигиенических, санитарных, личных услуг;

Помощь в поддержании социальных связей пенсионера с прежним местом работы;

Предоставление медицинских услуг и лечебно-профилактической помощи в специализированных центрах здоровья или поликлиниках;

Оказание транспортных услуг;

Организация досуга по интересам.

Сегодня основной проблемой является недостаточное обеспечение социальными и медицинскими услугами стариков сельской местности, малонаселенных и отдаленных сёл и деревень.

Законом о защите пожилых людей предусмотрено внедрение новых моделей мобильной социальной службы: медицинские бригады, выездная помощь специалистов разного профиля.
Основная задача мобильных бригад – обеспечение пенсионеров доступной медицинской, социальной, психологической, юридической помощью. Благодаря этому каждый пожилой житель отдаленного села или деревни может пройти медицинский осмотр, получить консультацию юриста, представителя Пенсионного фонда РФ.

Занятость пожилых людей


По данным статистики, в настоящее время в Российской Федерации работают около 12,04 млн людей, достигших пенсионного возраста. Иными словами, 30,7 % от общей численности пенсионеров продолжают свою трудовую деятельность. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости РФ содействуют трудоустройству лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Согласно закону о защите пожилых людей, эти граждане имеют право на получение следующих услуг: содействие в подборе подходящей работы, консультация специалистов, бесплатная профессиональная ориентация, обучение новой профессии. Нетрудоустроенные лица предпенсионного возраста вправе обратиться в государственную службу занятости по месту жительства и получить в установленном законом порядке статус безработного. В этом случае государство также гарантирует человеку социальную поддержку: выплату пособия, бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации.

Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

Куда обращаться пенсионеру, права которого нарушены? Какие государственные органы стоят на страже интересов пожилых граждан?

У пенсионеров, как и у других граждан, часто возникает необходимость обратиться за защитой своих прав. Аналогичная нужда может возникнуть и у инвалидов, и у других социально уязвимых слоев населения. Так куда же идти с жалобой? В каком порядке ее подавать, и по какому поводу обращение окажется максимально эффективным? Рассмотрим всю вертикаль органов, стоящих на страже законных интересов и прав пенсионеров и инвалидов.

Первым делом нужно помнить о том, что адресат жалобы полностью зависит от ее содержания. Это значит, что если неправильно начислили пенсию, обращаться нужно в Пенсионный фонд, а если плохо оказали медицинскую помощь — к руководству поликлиники, Росздравнадзор и страховую компанию. Поэтому подойдем к проблемам более детально, а также узнаем о том, какие есть вышестоящие органы, которые могут помочь восстановить нарушенные права пенсионеров и инвалидов во всех сферах. Итак, для начала узнаем, как быть.

. Если пенсионеру неправильно начислили пенсию или другие выплаты, положенные по закону

Первым делом необходимо подать письменное заявление в Пенсионный фонд (военным пенсионерам и сотрудникам силовых ведомств — в соответствующие структуры, которые им платят пенсию). Обратите внимание, что формула исчисления пенсии является сложной, поэтому гражданин самостоятельно не сможет проверить расчеты. Поэтому в заявлении необходимо попросить провести проверку и выполнить перерасчет с указанием периодов, которые, по вашему мнению, учтены неправильно. Сотрудники ПФР обязаны принять такое заявление, проверить указанные в нем сведения и дать ответ в течение 30 дней с даты обращения. Ответ должен быть по существу вопроса и аргументированным.

Если он вас не устроил, можно идти дальше. Куда? Мы расскажем в конце статьи. Пока же выясним.

. Порядок действий пенсионера при получении некачественной медицинской помощи

У каждого лечебного учреждения есть главный врач или заведующий. Свои претензии первым делом нужно адресовать им. Но на практике это бывает малоэффективно, поэтому мы предлагаем начинать сразу с местного Минздрава. Там обычно есть горячая линия, по которой можно позвонить, находясь в поликлинике или больнице. Примерно в 50 % ситуаций это помогает оперативно решить возникшую проблему: к нужному специалисту находится талончик, а очередь на анализы или УЗИ становится меньше в несколько раз. Также такой звонок может помочь добиться получения положенного лекарственного препарата, бесплатного или со скидкой.

Защита прав работающих пенсионеров

Граждане пенсионного и предпенсионного возраста могут работать. А это значит, что для них существует риск столкнуться с трудовой дискриминацией, задержкой зарплаты, отказе в предоставлении положенного им по закону основного и дополнительного отпусков. Куда обращаться в этом случае? Конечно же, в территориальную Государственную инспекцию труда в регионе проживания. Инспектор ГИТ должен проверить все обстоятельства обращения и даже назначить внеплановую проверку организации-работодателя на основании такого заявления. Если в ходе проверки подтвердится нарушение прав и законных интересов пенсионера, работодателю дадут предписание устранить нарушения и привлекут его к соответствующей правонарушению административной ответственности.

Также можно написать обращение в Минтруд, поскольку именно чиновники пообещали в ходе планируемого совершенствования пенсионной системы взять под жесткий контроль положение данной категории россиян на рынке труда и не допустить их дискриминации. Поэтому после поступления обращений чиновники обещали разбираться предметно по каждому факту. Срок ответа на жалобы все тот же — 30 календарных дней.

Куда жаловаться при нарушениях в сфере ЖКХ

Если пенсионеру неправильно начисляют плату за коммунальные услуги, в подъезде грязно, а из горячего крана идет холодная вода — его права нарушены и нужно жаловаться. Первым делом, как вы вероятно уже догадались, жалобу нужно написать на имя председателя ТСЖ или руководителя управляющей организации. Если это не поможет, заявление нужно написать в специальную жилищную инспекцию, которая есть при исполнительном органе каждого муниципального образования. Там должны разобраться с нарушением, восстановить справедливость и сообщить пенсионеру о принятых мерах не позднее чем через 30 дней после обращения.

Все это не помогло и проблема не решена? Тогда остаются только.

. Крайние меры: прокуратура, суд и депутаты

Любой гражданин может прийти на прием к депутату или сенатору со своими насущными проблемами. Задачей народных избранников является не только принятие новых законов, но и помощь людям на местах. Поэтому, получив информацию о «злободневных» проблемах граждан, народные избранники должны адресовать их уполномоченным органам и проконтролировать решение. Правда, кто при этом контролирует самих депутатов, остается неясным.

Гораздо более действенным на практике является обращение в прокуратуру. Она принимает обращения о нарушенных правах во всех сферах и имеет существенные инструменты воздействия на обидчиков пенсионеров. Так что, если обращение в профильные органы не помогло, — прямая дорога туда. Кроме прокуратуры, восстановить нарушенные права поможет суд. Но для того чтобы обратиться туда, пенсионеру, скорее всего, потребуется профессиональная юридическая помощь. Она является платной. Поэтому прежде чем нести затраты на юриста, стоит испробовать все доступные бесплатные методы защиты своих прав.

Дело № 15/13143

Суть дела: Дело о включении периодов работы в трудовой стаж

Результат: Иск удовлетворен полностью

Дело № 15/13143

Суть дела: Дело о включении периодов работы в трудовой стаж

Результат: Иск удовлетворен полностью

Дело № 15/13143

Суть дела: Дело о включении периодов работы в трудовой стаж

Результат: Иск удовлетворен полностью

Стоимость юридической помощи пенсионерам в Москве

Цена консультаций в рамках бесплатной юридической помощи для пенсионеров в Москве

Первые юридические консультации для пенсионеров

Устная бесплатная юридическая консультация для пенсионеров в Москве

Составление письменного заключения по возникшей проблеме

Выезд для консультирования на дом в пределах Москвы

Работа с документами специалиста в рамках бесплатной юридической помощи для пенсионеров в Москве

Изучение полученных от пенсионера документов

Составление юридического запроса в ведомства

Помощь в формировании заявления

Формирование процессуальной документации

Цена дополнительной работы юриста в рамках бесплатной юридической помощи для пенсионеров в Москве

Совершение запроса в различные ведомства

Представительство клиента в госструктурах

Решение конфликтных ситуаций с органами управления

Инициирование проведения независимой экспертизы

Инициирование пересчета пенсионных выплат

Урегулирование вопроса с начислением платежей по ЖКХ

Проведение переговоров с кредиторами

Указанные цены представлены в примерном диапазоне, на их колебание могут влиять сложность вопроса и его срочность, количество документов, предоставляемых услуг.

Наша практика по этой услуге

С помощью адвоката нашей коллегии право на получение земельного участка было восстановлено
25 апреля 2021 С помощью адвоката нашей коллегии право на получение земельного участка было восстановлено

К адвокату нашей коллегии за профессиональной помощью обратился И. Петров – капитан, который был уволен из военной службы в связи с тем, что он уже достиг пенсионного возраста. Подробнее

Услуги профессионалов, предоставляющих бесплатную юридическую помощь пенсионерам

  • Консультирование по возникшей правовой проблеме (бесплатное при первом обращении);
  • Сбор документов и подготовка полного пакета для досудебной или судебной работы, обращения в различные инстанции;
  • Проведение тщательного анализа и подсчет перспектив успешности дела;
  • Представительство интересов клиента в различных ведомствах;
  • Сопровождение на переговорах с оппонентами;
  • Активное участие в решении жилищных, коммунальных, земельных конфликтов;
  • Помощь в подготовке документов при выходе на пенсию;
  • Помощь в оформлении льготных выплат и пособий;
  • Бесплатная юридическая помощь пенсионерам в Москве при получении статуса инвалида;
  • Комплексное сопровождение в судебном процессе.

Пожилые граждане являются самым незащищенным слоем общества, при этом они часто нуждаются в правовой защите и бесплатной юридической помощи для пенсионеров в Москве. Они часто сталкиваются с несправедливостью и своеволием чиновников, которые, злоупотребляя своими полномочиями и проявляя халатность, лишают пенсионеров положенных льгот и пособий.

Для центра «Правовой надзор» приоритетной задачей является предоставление бесплатной юридической помощи в Москве для пенсионеров, столкнувшихся со сложными обстоятельствами и не способными позволить себе дорогостоящую услугу специалиста.

Когда и на каких основаниях оказывается бесплатная юридическая помощь для пенсионеров в Москве

Предоставление бесплатной юридической помощи в Москве как для пенсионеров, так и для отдельных категорий населения началось с 2006 года. Граждане вправе обратиться в государственнике и коммерческие компании, принимает активное участие в данной программе и центр «Правовой надзор».

При этом гражданин должен иметь подтверждение статуса, обеспечивающий право на бесплатную юридическую помощь пенсионерам в Москве, согласно регламенту закона 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ».

Это важно: отдельно в Москве оказание бесплатной юридической помощи регулируется законом № 49, регулирующим нормы оказания поддержки адвокатами пенсионерам и прочим малоимущим гражданам в столице.

В каких случаях происходит предоставление бесплатной юридической помощи для пенсионеров в Москве

В первую очередь, в перечень вопросов, решаемых в рамках бесплатной юридической помощи пансионерам в Москве, попадают:

  • Правовые особенности дел различных категорий;
  • Проблемы, которые ранее имели место и были отложены по решению суда, например, за недостаточностью доказательств;
  • Отказ в вынесении третейским судом крайне важного для обеих сторон приговора.

Кроме этого на бесплатную юридическую помощь пожилые люди могут рассчитывать при:

  • Расторжении сделки в отношении недвижимого имущества;
  • Расторжении договора социального найма жилья или в конфликтах, связанных с жильем с подобным статусом;
  • Возникновении проблем с земельным участком и признании права бессрочного пользования им;
  • Установлении или оспаривании родства;
  • Возникновении вопроса, связанного с выплатой компенсации по утрате кормильца или нанесения вреда здоровью;
  • Оспаривании принудительного помещения в специализированные лечебницы и центры или продления периода пребывания в них;
  • Неправомерных действиях работодателя, который нарушил закон неприкосновенности граждан предпенсионного возраста;
  • Нарушении прав потребителя коммунальных услуг;
  • Неверно рассчитанной сумме пенсии или прочих пособий.

Особо острые вопросы, требующие безотлагательной бесплатной юридической помощи для пенсионеров в Москве

Из-за постоянного злоупотребления своими полномочиями, государственные служащие на местах усложняют и так нелегкую жизнь пенсионеров постоянными отказами в начислении и выплате льгот. Пожилые люди то и дело сталкиваются с несправедливостью, мизерными пособиями и намеренно заниженными пенсионными выплатами.

При возникновении сложностей данной категории наш специалист окажет следующую бесплатную юридическую помощь пенсионеру в Москве:

  • Оформление инвалидности;
  • Перерасчет пенсионных выплат;
  • Выявление льгот, на которые пенсионер вправе претендовать;
  • Пересчет выплат бывшим военнослужащим с учетом их состояния здоровья;
  • Оформление пенсионного обеспечения при потере кормильца, получении инвалидности, по выслуге лет.

Также наш юрист предоставит пенсионеру грамотную бесплатную консультацию по различным льготам, на которые он претендует в связи со своим статусом. Он поможет разобраться:

  • С льготами на медобслуживание и лекарства;
  • На выплату налога – земельного, по недвижимости;
  • По скидкам на ЖКХ и особенностям начисления коммунальных платежей;
  • С порядком предоставления бесплатных путевок в зоны отдыха, пансионаты, курорты и лечебницы.

Нарушение прав пенсионеров и помощь наших юристов

В результате бюрократии и недальновидности некоторых чиновников, с несправедливостью при оформлении льгот сталкиваются дети участников ВОВ, чернобыльцы и афганцы. Специалисты центра обеспечат бесплатную юридическую помощь для пенсионеров в Москве по вопросам:

  • Начисления льгот и пособий;
  • Земельным, жилищным;
  • Семейным и налоговым.

Также наши правозащитники окажут помощь при задержке выплат. Разъяснят, задержка в какого срока является поводом для обращения в суд. От профессионала пенсионер узнает меру своих прав, получит полную информацию относительно правомерных действий чиновников. Правовед укажет, когда на них следует жаловаться в соответствующие органы. Юрист по пенсионному праву расскажет на какие нормативные документы следует ссылаться при составлении жалобы или иска в суд.

Это важно: наши профессионалы окажут бесплатную юридическую помощь в Москве не только пенсионерам, но и членам их семей, опекунам детей-инвалидов и сирот.

Виды бесплатной юридической консультации для пенсионеров в Москве

Пенсионеры могут получить бесплатную юридическую помощь в Москве посредством следующих вариантов консультаций:

  • Очную – чтобы получить бесплатную юридическую помощь пенсионеру в Москве, достаточно прийти по адресу компании, который указан на нашем сайте. В ее рамках можно получить развернутые разъяснения по волнующему вопросу. Чтобы попасть на прием к юристу, следует изначально подать заявку в онлайн или телефонном режиме;
  • По телефону – данная услуга обеспечивает правовой поддержкой профессионалов прямо на дому. Но ее большой недостаток в том, что она краткосрочная, и в ее рамках невозможно развернуто пообщаться с профессионалом;
  • В онлайн-режиме – не все пенсионеры смогут использовать данную бесплатную юридическую помощь в Москве, в силу своего возраста. Для ее использования нужно заполнить форму онлайн и получить мгновенный ответ. При этом также не нужно ни куда идти.

Это важно: обратившись в юридический центр «Правовой надзор», пенсионер в рамках бесплатной юридической помощи в Москве получит максимально развернутые разъяснения и оперативную подготовку документов.

Что следует подготовить для получения бесплатной юридической помощи в Москве

Чтобы воспользоваться оперативной развернутой консультацией в Москве очно, следует соблюсти следующий алгоритм действий:

  • Предварительно подготовить краткое описание проблемы и перечень актуальных вопросов;
  • Заблаговременно подать заявку на прием и приложить к ней пакет документов, касающихся сути вопроса.

После этого пенсионер получит уведомление о дате визита, и все, что останется – явиться на прием в назначенное время.

Если нет желания идти в офис для получения консультации бесплатно, в онлайн режиме или по телефону следует приготовить и передать все данные с документов, касающихся вопроса – паспорт, пенсионное удостоверение, участника ВОВ и возможные выписки или справки.

Специалисты юридического центра «Правовой надзор» уже на первых этапах общения постараются максимально обеспечить бесплатной юридической помощью пенсионера в Москве, которой может оказаться вполне достаточно для решения актуальной проблемы.

Автор: адвокат МОКА Морозова О.В.
март, 2020

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". // Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

семья туристы пенсионеры люди улица

Пенсионный возраст в России в соответствии с законом установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Однако помимо пенсионных выплат, государством предусмотрены различные меры поддержки пенсионеров. Это могут быть льготы на социальные услуги, продовольствие, лекарства и лечение. Они могут быть федеральными, а могут зависеть от региона.

Налог на имущество

Пенсионеры в России не платят налог на следующее имущество:

  • жилой дом;
  • квартиру, комнату;
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • помещение, используемое для творческой мастерской, ателье, студии, негосударственного музея, галереи, библиотеки;
  • дом или жилое строение, которые расположены на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

NB: льготу можно получить только на один объект каждого вида. То есть, если у пенсионера дом и квартира, то он не платит ни за то, ни за другое. Но если у пенсионера две квартиры, то за одну придется платить.

Работающим пенсионерам положена еще одна льгота: имущественные вычеты по расходам на приобретение или строительство. Вычет предоставляется за три налоговых периода, предшествующие периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных вычетов. Чтобы получить эту льготу, нужно подать заявление в ведомство.

Льготы на проезд в общественном транспорте различаются в разных регионах – уточнить можно в местном органе соцзащиты или на портале Госуслуги. Если пенсионер не пользуется общественным транспортом, то вместо льготного проезда можно получать денежную компенсацию.

Адресная социальная поддержка

Перечень услуг адресной соцподдержки и критерии получателей устанавливаются отдельно для каждого региона по согласованию с федеральными органами власти.

Помощь может быть предоставлена в виде:

  • денежной выплаты;
  • вещевой и продовольственной помощи;
  • предоставления соцработника (для пенсионеров, неспособных к самообслуживанию) и др.

Для неработающих пенсионеров есть льготы по оплате ЖКУ и капремонта. Можете ли вы получить эти льготы, вам подскажут в местной администрации или на Госуслугах.

Также одиноким пенсионерам положены ежемесячная денежная компенсация телефонной связи и скидка 50% на использование телевизионной коллективной антенны.

Льготы пенсионерам на протезирование

На федеральном уровне такие льготы есть для военных пенсионеров, которые прослужили не меньше 20 лет и уволились по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или сокращению штата или отслужили не менее 25 лет и уволились по любым основаниям.

Также этой льготой могут пользоваться пенсионеры со статусом Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы.

Остальные пенсионеры могут рассчитывать на региональные льготы.

Бесплатные лекарства и лечение в санатории

Бесплатно получить лекарства могут следующие категории:

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие, проходившие военную службу в период ВОВ;
  • награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, чья работа во время ВОВ обеспечивала нужды фронта;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий;
  • инвалиды.

Пенсионер с заболеванием из этого списка может получить путевку на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний, а также бесплатный проезд в пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Эти три услуги — лекарства, лечение и проезд к месту лечения — объединяются в пакет соцуслуг. Пенсионер может отказаться от нескольких соцуслуг или от всего пакета и попросить заменить их денежной выплатой.

Чтобы получить лекарства, необходимо взять у лечащего врача рецепт. Чтобы подать заявление на санаторно-курортное лечение, нужно получить справку у лечащего врача в поликлинике по месту жительства и приложить к заявлению на получение санаторно-курортного лечения. После того как органы соцзащиты выдадут санаторно-курортную путевку, в той же организации, что выдала справку, следует получить санаторно-курортную карту.

Повышение пенсии после 80 лет

Получателям страховой пенсии по старости, достигшим возраста 80 лет, размер фиксированной выплаты к пенсии увеличивается на 100%.

Читайте также: