Кто не платит госпошлину в суд к пфр

Опубликовано: 15.05.2024

Большинство действий со стороны государственных и муниципальных органов сопровождается уплатой государственной пошлины, которая является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Но некоторым категориям населения РФ положены льготы по госпошлине. О том, какие послабления и при каких действиях со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов положены разным социально незащищенным категориям граждан будет рассказано в нижеследующей статье.

Льготы по госпошлине
Какие виды государственной пошлины установлены налоговым законодательством?

Нормативными документами о налогах и сборах предусмотрены следующие виды сборов за исполнение значимых с точки зрения закона действий:
  1. подача в любую судебную инстанцию искового заявления;
  2. обращение для проверки конституционности;
  3. выполнение нотариусом соответствующих действий;
  4. подача в арбитражный суд иска;
  5. выдача документов и их дубликатов (паспортов, удостоверений личности моряка и прочего, различных свидетельств);
  6. проставление специальной печати, которая подтверждает законную силу документа для его применения на территории иностранного государства (апостиля);
  7. выдачу подтверждений того, что морское судно зарегистрировано в Российском международном реестре судов;
  8. за выдачу копии свидетельства о залоговом договоре на транспортное средство;
  9. за различные действия с предприятием (приобретение и отчуждение, а также различных обременений предприятия, за регистрацию права собственности);
  10. за регистрацию властными органами прав на недвижимые объекты, включая сделки с ними и установление залога и прочих обременений на недвижимость;
  11. за постановку на регистрационный учет прав собственника земельного надела;
  12. за постановку на регистрационный учет ипотеки;
  13. за постановку на регистрационный учет договора долевого участия в строительстве;
  14. за постановку на регистрационный учет прав ограниченного пользования чужим имуществом (сервитутов);
  15. в случае необходимости оформления разрешения на вывоз за границу историко-культурных ценностей и т.д.

Какие льготы установлены для пенсионеров при выплате госпошлины?

За лицами, достигшими пенсионного возраста, нормативными документами о налоговой сфере закреплены льготы по уплате судебных пошлин. Так, например, подача искового заявления в суд общей юрисдикции для пенсионеров и инвалидов, пенсионеров полностью бесплатное дело. Также бесплатно подать иск пенсионер может в любую другую судебную инстанцию, а также инвалидам 3 группы в суде. Но освобождение от обязанности внесения вышеуказанного взноса в бюджет государства возможно только по одной категории дел – касающихся пенсионного обеспечения. Сюда относятся иски к Пенсионному Фонду РФ, а также подобным ему негосударственным организациям.

ВАЖНО . Ветеранам боевых действий и бывшим сотрудникам различных правоохранительных органов не платят пошлину за подачу иска касательно назначения и выплаты пенсии к различным ведомствам (Министерствам юстиции, внутренних дел и обороны, Федеральной службе безопасности и прочим государственным структурам).

По иным разновидностям исков специально для пенсионеров преференций нет. Также не существует именно для пенсионеров льгот при регистрации права собственности, за нотариальные действия в 2021 году и пр.

Какие льготы касательно рассматриваемого вида налога зафиксированы в законодательстве для инвалидов?

Согласно ст.333.38 НК РФ инвалиды, как первой, так и второй группы освобождены в половинном объеме от выплаты в бюджет РФ взносов за действия в нотариальной сфере. Но 50 % стоимости услуг государственных нотариусов инвалиды должны оплатить.

Для инвалидов 2 группы, для инвалидов 1 группы по нк рф дана возможность не оплачивать обязательный взнос за подачу искового заявления в арбитражный суд любого уровня, а также в Верховный Суд (поскольку Высший Арбитражный Суд РФ был упразднен и его полномочия перешли к Верховному Суду). При подаче искового заявления в суд общей юрисдикции для инвалидов, в суд общей юрисдикции для ветеранов боевых действий, также зафиксировано полное освобождение от выплаты рассматриваемого сбора.

ВНИМАНИЕ . Все виды нотариальных услуг оплачиваются инвалидами в размере 50 % от их стоимости.

Инвалиды любой группы также полностью освобождены от любой платы при обращении для осуществления правосудия с целью восстановления нарушенного права либо же защиты юридически значимого интереса.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" устанавливает полномочия территориальных органов пенсионного фонда РФ по обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций в судебном порядке.

Как установлено Кодексом административного судопроизводства РФ, взыскание недоимки и пеней осуществляется на основании заявления о вынесении судебного приказа в рамках главы 11.1. КАС РФ, Согласно п. 5 ст. 123.3 КАС РФ к заявлению о вынесении судебного приказа прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если ее уплата предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Территориальные органы ПФР полагая, что они выполняют государственные функции, обращаясь в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, заявляют ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

У суда сформированы две диаметрально противоположные точки зрения по данному вопросу:

1. Суд считает, что государственная пошлина должна быть уплачена территориальным органом Пенсионного фонда на общих основаниях. Возможность применения пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ отсутствует.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 17.03.2016 по делу N 33а-270/2016:

"В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 339.19 Налогового кодекса РФ при подаче исковых заявлений имущественного характера, подлежащих оценке, государственная пошлина уплачивается исходя из цены иска.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 5 постановления от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением (ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") и не относится к государственным органам, которые в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины. Исковые заявления пенсионного органа подлежат оплате государственной пошлиной на общих основаниях в размере и в порядке, установленных ст. 333.19 и 333.20 Налогового кодекса РФ.
Как усматривается из административного искового заявления ГУ - УПФР РФ в Городовиковском районе РК, последним заявлены требования имущественного характера, подлежащие оценке. При подаче указанного административного иска в суд пенсионный орган не приложил документ, подтверждающий оплату государственной пошлины исходя из цены иска."

Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 28.01.2016 по делу N 33а-1715/2016:

Как следует из представленного материала, УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда обратилось в суд с административным исковым заявлением к П. о взыскании недоимки по страховым взносам в размере .
Согласно разъяснениям, данным в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 года N 30, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем он не относится к государственным органам, которые в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины. Исковые заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (например, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии) подлежат уплате государственной пошлиной на общих основаниях в размере и в порядке, установленных статьями 333.19 и 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
Пунктом 3 ст. 333.18 НК РФ предусмотрено, что государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Вместе с тем, к административному исковому заявлению не приложены уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Кроме того, не приложен подлинный документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ, исходя из цены иска .
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о несоответствии поданного заявления требованиям, содержащимся в ст. ст. 125, 126, КАС РФ и правомерно оставил его без движения, предоставив срок для исправления недостатков.

Апелляционное определение Томского областного суда от 18.03.2016 по делу N 33а-1031/2016:

Из представленных материалов следует, что при обращении с административным иском Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, не представило.
При таких обстоятельствах судья правомерно оставил заявление без движения.
Довод частной жалобы о том, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпунктов 7 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть принят во внимание судебной коллегии, поскольку основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Так, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются организации и физические лица - при подаче в суд административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами.
Из содержания данной нормы права следует, что от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица и организации при подаче в суд административных исковых заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
Однако Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области обратилось в суд с административным иском о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, в связи с чем от уплаты государственной пошлины по данному основанию оно не освобождено.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Между тем установленное подпунктом 19 пунктом 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации правило не распространяется на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации не является государственным органом, а является государственным учреждением в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в связи с чем административные исковые заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат уплате государственной пошлиной на общих основаниях в размере и в порядке, установленных статьями 333.19 и 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что довод жалобы основан на неправильном толковании закона и не опровергает выводов суда, он не может служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного определения.

2. Суд подтверждает, что территориальные органы Пенсионного фонда подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, поскольку при обращении в суд с заявлением о взыскании денежных средств органы Пенсионного фонда выполняют государственную функцию и выступают в качестве государственного органа.

Апелляционное определение Московского областного суда от 06.06.2016 по делу N 33а-15270/2016:

В соответствии со статьей 104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, выступающие в качестве административных истцов или административных ответчиков.
Пенсионный орган, наделенный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" функциями контроля за уплатой обязательных платежей, относится к числу административных истцов, наделенных государственными полномочиями, которым в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлена льгота по уплате государственной пошлины.
Учитывая, что пенсионные органы в судебном процессе о взыскании обязательных платежей выступают в защиту государственных интересов, то они освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, когда обращаются с таким административным иском.
Следовательно, у судьи не имелось правовых оснований для оставления без движения административного искового заявления ГУ - УПФ РФ N 32 по г. Москве и Московской области о взыскании с В. недоимки на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени за несвоевременную уплату этих платежей.

Апелляционное определение Брянского областного суда от 19.04.2016 N 33-1921/2016:

Таким образом, требование о приложении к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей, поданному пенсионным органом, доказательств уплаты госпошлины законом не предусмотрено.
Такое требование содержится в пункте 2 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ссылки на который статья 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не содержит.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 3, ст. 29 Федерального закона 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ГУ - УПФ РФ в Суражском муниципальном районе Брянской области является территориальным органом, осуществляющим государственный контроль за уплатой страховых взносов их плательщиками, при обращении в суд выполняет государственную функцию и выступает в качестве государственного органа, так как возникшие правоотношения носят публично-правовой (властно-подчиненный) характер.
Следовательно, территориальные управления Пенсионного фонда по делам о взыскании страховых взносов (недоимки, пени, штрафов) освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.05.2016 по делу N 33а-3881/2016:

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются органами, осуществляющими государственный контроль за уплатой страховых взносов их плательщиками. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам (ч. 2 ст. 18).
Согласно ст. 29 указанного Федерального закона Пенсионный фонд РФ как орган контроля за уплатой страховых взносов наделен публичными, властными полномочиями в отношении неопределенного круга лиц в сфере обязательного пенсионного страхования, в том числе правом предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски.
Таким образом, обращаясь в суд с требованиями о взыскании страховых взносов (недоимки, пени, штрафов), территориальные органы Пенсионного фонда РФ выполняют государственную функцию и выступают в качестве государственных органов, в связи с чем освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Данный вопрос в арбитражных судах решен Высшим Арбитражным судом РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" :
32. Судам нужно учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.

Таким образом, хотелось бы услышать Ваше мнение по данному вопросу. Как в ваших регионах применяется данная норма НК РФ?

Как не платить госпошлину

Как не платить госпошлину без каких-либо нарушений?

В актуальной практике судов можно проследить тенденцию скрупулезной, даже немного эмоциональной работы судей при рассмотрении ходатайств о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины предусмотренной Налоговым законодательством при подачи иска.

Суды исследуют, как источник сведений об имуществе заявителя такого ходатайства, не только справки банковских организаций и налоговых органов, но реквизиты счетов указанные в договорах, являющихся основанием иска, договорах уступки права, договоров на представление интересов в суде. При этом суды предъявляют, не оговоренные в Законе требования, об указании в справке налогового органа даты ее составления, получения банковских выписок не ранее чем за месяц до обращения в суд и прочее. Не обходят стороной и лицо, находящее в конкурсном производстве, высказываясь в пользу того, что если нет денег, то оплачивать госпошлину должен сам арбитражный управляющий.

Между тем, как показывает практика, есть и другой способ «просудиться бесплатно». Так как же не платить госпошлину ?

Обязанность плательщика государственной пошлины, самостоятельно перечислить ее в бюджет, продиктована положениями пунктов 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ .

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (пункт 1 статьи 26 НК РФ)

Таким образом, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого, что в свою очередь соотносится и с положениями статей 313 «Исполнение обязательства третьим лицом» и 408 «Прекращение обязательства исполнением».

И как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 1 Постановления от 11 июля 2014 г. N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» в таком платежном документе, должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

В свою очередь, анализ сложившейся ситуации показывает, что суды зачастую принимают в качестве доказательства исполнения обязанности по оплате госпошлины документ, в котором физическое или иное лицо – плательщик действует от собственного имени, без указания на исполнения обязательства за третье, представляемое им лицо. В данном случае суды, исследуют вопрос о наличии таких полномочий (по уплате госпошлины) из доверенности представляемой одновременно с подачей иска.

Почему бы и нет. С точки зрения процитированных норм материального права такой подход вполне оправдан. В то же время такой подход позволяет не совсем добросовестным участникам процесса, обратить его в свою пользу и вот почему.

Как следует из ст. 333. 40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

При этом следует учитывать, что плательщику государственной пошлины, отказавшемуся после уплаты государственной пошлины от подачи искового заявления, иного заявления, жалобы, на основании его письменного заявления (с приложением оригинала платежного поручения, оформленного надлежащим образом), выдается справка о том, что исковое заявление, иное заявление, жалоба в суд не поступили (пункт 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации). (п.13.2 инструкции по делопроизводству в арбитражных судах российской федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) от 25 декабря 2013 г. N 100 – далее Инструкция)

Справка оформляется сотрудником подразделения делопроизводства на основании документов, представленных заявителем, подписывается руководителем подразделения делопроизводства и заверяется гербовой печатью арбитражного суда.

В этом случае судебный акт о возврате государственной пошлины не выносится.

Таким образом, в случае если плательщик госпошлины, не является истцом, и в платежном документе отсутствует указание на то, что представитель действует от имени истца, то в последующем, такому представителю, ни что не препятствует обратиться в указанном в Инструкции порядке, с заявлением о возврате государственной пошлины по причине отказа от подачи искового заявления/заявления в отдел делопроизводства Суда, то есть, минуя возбужденное производство по делу. Разумеется, в таком случае оснований для отказа в выдачи искомой справки не имеется.

Судитесь честно друзья, без злого умысла, не ущемляя интересов других! Ещё по теме: «Как не платить госпошлину»

Иск без госпошлины. Как подать (предъявить) иск с рассрочкой?

Ну вот, доказательства по делу собраны, иск написан. Однако для того, чтобы обратиться в суд с исковым заявлением необходимо еще оплатить государственную пошлину. По этой причине, многие задаются вопросом, а можно ли предъявить иск без государственной пошлины и как это сделать? В этой статье наши юристы находящиеся в Чебоксарах решили рассказать Вам про то, как подать иск без госпошлины. Они перечислят основные нюансы и объяснят, как предъявить исковое заявление без оплаты госпошлины (государственной пошлины), т.е. в рассрочку, ведь не оплатив, суд оставит ваш иск без движения.

Внимание

Важно: мы не рассматриваем случаи, когда истец в силу норм закона освобожден от уплаты госпошлины (НК РФ Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций).

От слов к делу!

Размер и порядок уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ Глава 25.3. Государственная пошлина). Факт уплаты госпошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением. Факт уплаты госпошлины в наличной форме подтверждается оригиналом квитанции установленной формы, выдаваемой банком.

Но не всегда истец в силу различных обстоятельств имеет возможность оплатить госпошлину, особенно когда ее размер велик. В этом случае одновременно с подачей искового заявления необходимо подать ходатайство о рассрочке либо отсрочке уплаты госпошлины. Такое ходатайство можно разместить, как непосредственно в тексте искового заявления, так и оформить его отдельным документом, приложенным к иску.

Отсрочка или рассрочка по уплате госпошлины представляют собой изменение срока её уплаты при наличии оснований, предусмотренных законом, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Возможность получения отсрочки и рассрочки по уплате госпошлины предусмотрены статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 90 Гражданского процессуального кодекса РФ, которые отсылают нас к Налоговому кодексу РФ (НК РФ Глава 25.3. Государственная пошлина). Налоговый кодекс РФ устанавливает основания и порядок предоставления отсрочки и отсрочки уплаты государственной пошлины, которые практически одинаковы при обращении в любые суды на территории Российской Федерации.

Суд вправе отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины, если истец представит достаточные и убедительные доказательства того, что его имущественное и финансовое положение не позволяет ему уплатить всю сумму госпошлины единовременно на день предъявления иска, однако при этом имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты госпошлины в полном объеме возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.

Как заставить поверить?

Какие же доказательства могут быть приняты во внимание судами при рассмотрении и удовлетворении ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины?

К документам, устанавливающим имущественное положение истца - юридического лица (ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (ИП) относятся:

  • сведения из налогового органа обо всех счетах ЮЛ или ИП, открытых в банках и иных кредитных учреждениях, с указанием их наименований и адресов;
  • подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты госпошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.

Организации, в отношении которых осуществляется процедура добровольной ликвидации или введена одна из процедур банкротства, также должны подтверждать обоснованность своего ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины такими доказательствами.

Истцу (заявителю) не требуется предоставлять документы, свидетельствующие о его обращении в банки или иные кредитные учреждения за получением заемных средств, а также документы, свидетельствующие об отсутствии у него ликвидного имущества, за счет реализации которого могла бы быть уплачена госпошлина.

Если у ИП не имеется банковского счета, то помимо сведений из налогового органа об отсутствии счетов (закрытии счетов) его тяжелое имущественное положение может быть подтверждено декларацией о доходах, справкой налогового органа о неуплаченных налогах, справкой службы судебных приставов об имеющихся и не исполненных в отношении ИП исполнительных производств, иными документами о предъявленных к ИП требованиях и т.п.

Гражданин вправе обосновать отсутствие денежных средств для уплаты госпошлины любыми документами, в том числе справкой о заработной плате, справкой из центра занятости о размере выплачиваемого пособия по безработице, если гражданин является безработным, сведениями из пенсионного фонда о размере пенсии, если истец (заявитель) является пенсионером, а также копией пенсионного удостоверения, копиями исполнительных листов и иных документов о предъявленных к нему денежных требованиях, данными об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, документами, подтверждающими инвалидность или статус матери-одиночки, документами о составе семьи, если на иждивении заявителя находятся нетрудоспособные или несовершеннолетние граждане и т.п. Ходатайство гражданина о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты госпошлины наверняка будет отклонено судом если гражданин ограничится простым указанием на своё тяжелое материальное положение без приложения каких-либо доказательств.

Справки и документы, свидетельствующие о невозможности уплатить сумму госпошлины единовременно и полном объеме, должны быть актуальными, поскольку должны подтверждать имущественное положение истца на момент обращения с иском в суд.

Иногда имеет смысл уплатить небольшую часть госпошлины, а на оставшуюся неуплаченную часть госпошлины попросить отсрочку. В таких случаях суды, скажем так, более охотно идут навстречу истцу и удовлетворяют его ходатайство об отсрочке/рассрочке уплаты госпошлины.

Срок отсрочки уплаты госпошлины

На какой срок предоставляется отсрочка (рассрочка) уплаты госпошлины? Отсрочка и рассрочка уплаты госпошлины предоставляется на срок, не превышающий один год (Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора). Обращаясь в суд с ходатайством об отсрочке (рассрочке) уплаты госпошлины истец должен указать срок, в течение которого, исходя из своего финансового положения, он имеет возможность уплатить сумму госпошлины частями – при рассрочке, или срок, к которому его имущественное и финансовое положение измениться на столько, что позволит ему уплатить сумму госпошлины полностью – при отсрочке.

Как показывает наша практика, чаще всего суды предоставляют отсрочку уплаты госпошлины до вынесения решения по делу. Вынося окончательный судебный акт, суд решает вопрос о распределении судебных расходов между сторонами в соответствии с процессуальным законодательством.

Суд вправе продлить срок отсрочки уплаты госпошлины по окончании того периода, на который она была предоставлена. Данное продление, как и повторное предоставление отсрочки уплаты госпошлины, не запрещено законодательством и возможно при условии заявления истцом нового ходатайства с приложением новых документов, подтверждающих его обоснованность и сохранение тяжелого имущественного положения истца. При этом длительность каждой отсрочки не может превышать одного года.

Полезно знать!

Имеются также иные способы решения проблемы, связанной с отсутствием денежных средств в объеме, необходимом для единовременной уплаты государственной пошлины.

Чаще всего большая сумма госпошлины набегает по искам имущественного характера. В этом случае рекомендуем поступить следующим образом: в исковых требованиях указать меньшую сумму, чем вы обосновываете по тексту иска. Поскольку госпошлина напрямую зависит от взыскиваемой суммы, то естественно и размер госпошлины будет меньше. В последующем, при рассмотрении иска вы увеличиваете исковые требования до того размера, который можете обосновать, доплачивать в этом случае госпошлину не надо. В данном случае недостающая сумма госпошлины оплачивается в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. Но если Ваш иск с ответчику будет удовлетворён, то в этом случае Вам и вовсе не придётся оплачивать госпошлину, поскольку она полностью будет взыскана с ответчика как с проигравшей стороны.

Законом не предусмотрено обязательное вынесение отдельного судебного акта об удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты госпошлины. Поэтому результаты его разрешения обычно отражаются самостоятельным пунктом в тексте определения о принятии искового заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству.

В исключительных случаях, когда неполнота представленных истцом документов не позволяет объективно и всесторонне разрешить ходатайство об отсрочке (рассрочке) уплаты госпошлины, суд вправе оставить исковое заявление без движения и предложить истцу обосновать ходатайство дополнительными доказательствами.

Также стоит иметь в виду, что если сама пошлина не отличается большими размерами (например, по спорам неимущественного характера), то ходатайство по отсрочке (рассрочке) уплату госпошлины платежа будет рассмотрено, как неуместное.

Имейте в виду, что если суд отклонит ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, исковое заявление со всеми приложенными документами возвращается истцу без рассмотрения самого иска, поэтому мы всегда рекомендуем воспользоваться юридической консультацией, ведь это поможет минимизировать риск пропуска срока исковой давности. Но это уже совсем другая тема…

Этот материал обновлен 15.02.2021.

Налоговые льготы установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. После повышения пенсионного возраста условием для части налоговых льгот стало не право на пенсию, а достижение определенного возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Дальше в статье эту категорию граждан мы будем называть предпенсионерами.

Пенсионеры пользуются льготами по уплате НДФЛ и судебной госпошлины, а также транспортного, земельного и имущественного налогов. Последние три часто обобщенно называют личными налогами. Предпенсионеры тоже могут на них сэкономить. Рассказываем подробно о сути налоговых льгот в 2021 году.

Что вы узнаете

  • НДФЛ
  • Госпошлина
  • Транспортный налог
  • Налог на имущество
  • Земельный налог
  • Льготы по налогам пенсионерам
  • Если налоговые уведомления не приходят

НДФЛ не облагаются любые пенсии, которые выплачиваются от государства: в частности, пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Остальными доходами — зарплатой и доходами от продажи или сдачи в аренду недвижимости — пенсионеру по-прежнему нужно делиться с государством.

Однако у тех пенсионеров, которые продолжают официально работать либо получают иные доходы, облагаемые НДФЛ по 13%, есть эксклюзивное условие для возврата НДФЛ при получении имущественного вычета. Они могут вернуть налог не только за тот год, в котором оформили право собственности на квартиру, но и за три предыдущих года. Фактически, пенсионер при покупке квартиры вправе вернуть уплаченный НДФЛ сразу за четыре года. Для этого ему нужно подать четыре налоговые декларации. Больше ни у кого такой привилегии нет.

Работающий пенсионер Федотов в 2020 году купил 1-комнатную квартиру за 3 млн рублей. С зарплаты Федотова в год удерживают НДФЛ 65 000 Р .

В 2021 году, чтобы получить 260 000 Р вычета по НДФЛ, он подаст декларацию не только за 2020, но сразу и за 2019, 2018 и 2017 годы. Таким образом, он за один раз получит всю сумму причитающегося ему имущественного вычета.

Госпошлина

Пенсионеры не должны платить госпошлину, если они обращаются к мировому судье или в суд общей юрисдикции с имущественным иском к ПФР, негосударственному пенсионному фонду или, например, военный пенсионер — к Минобороне, при таких условиях:

  1. Иск связан с каким-то пенсионным вопросом. Например, при назначении пенсии человеку не засчитали в стаж несколько лет работы, из-за чего его пенсия сейчас меньше положенного.
  2. Исковые требования пенсионера не превышают 1 млн рублей.

За судебные тяжбы по вопросам, не связанным с пенсией, пенсионеры платят госпошлину как и все остальные граждане.

Транспортный налог

Каждый регион устанавливает собственные льготы по транспортному налогу.

Например, в Москве специальных льгот для пенсионеров-автовладельцев нет, но есть льготы для других категорий граждан, среди которых большинство уже пенсионеры.

Транспортный налог за одну машину мощностью до 200 л. с. в Москве не платят:

  • Герои Советского Союза;
  • Герои Российской Федерации;
  • граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;
  • ветераны и инвалиды других боевых действий;
  • чернобыльцы и инвалиды вследствие ядерных испытаний.

А вот в Санкт-Петербурге все пенсионеры и предпенсионеры не платят транспортный налог за один автомобиль мощностью до 150 л. с., произведенный на территории РФ или ЕАЭС.

Питерские льготники «в возрасте», в частности, герои СССР и России, ветераны, инвалиды — тоже имеют право не платить налог на одну машину, но с ограничением по мощности.

Таких щедрых регионов, как Санкт-Петербург, немного. Большинство наших субъектов РФ ограничилось тем, что установило для пенсионеров и предпенсионеров:

  1. либо скидку на уплату налога по автомобилям малой мощности. Например, в Костромской области действует 50%-я скидка;
  2. либо пониженную налоговую ставку. К примеру, в Тамбовской области это 5 Р вместо 20 Р за каждую л. с. для авто мощностью до 100 «лошадок».

Налог на имущество физических лиц

Это местный налог, но льготы по его уплате установлены на федеральном уровне, в налоговом кодексе.

Действующие пенсионеры и раньше были освобождены от уплаты налога на имущество физлиц, а с 1 января 2019 года освобождение распространили также и на предпенсионеров.

Все пенсионеры и предпенсионеры могут не платить налог на имущество лишь с одного объекта недвижимости каждого вида. Это:

  1. дом или часть дома;
  2. квартира или ее часть;
  3. комната;
  4. гараж или машино-место;
  5. хозяйственная постройка площадью до 50 м² на дачном участке;
  6. творческая мастерская, ателье, студия — если льготник профессионально занимается творческой деятельностью.

Если у пенсионера в собственности один дом, одна квартира и один гараж, то он не будет платить налог ни за один из этих объектов. Но если у него, к примеру, две квартиры, то за одну из них налог платить придется.

В этом случае пенсионер может сам выбрать, по какой из квартир применить льготу. Для этого нужно подать уведомление. Срок — до 31 декабря того года, за который начисляют налог. Уведомление по налогам за 2021 год нужно подать до 31.12.2021. Если сделать это позднее, то выбранная льгота начнет действовать только с 2022 года.

Если пенсионер не подаст уведомление о выборе льготной недвижимости, то ИФНС автоматически предоставит ему льготу по тому объекту, где максимальный налог к уплате.

Земельный налог

По этому местному налогу для пенсионеров и предпенсионеров тоже установлена федеральная льгота, которая действует во всех регионах — так называемые необлагаемые 6 соток. Например, если у пенсионерки есть участок размером в 5 соток, то под земельный налог он вообще не попадает. А если у пенсионера 10 соток земли, то платить он будет только за 4 из них.

Дополнительные льготы по земельному налогу могут быть установлены муниципальными властями.

К примеру, петербургские пенсионеры и предпенсионеры с 1 января 2019 года не платят земельный налог за один участок площадью до 25 соток.

В Балаково Саратовской области у пенсионеров скидка 75% на уплату земельного налога с участков, занятых жилой застройкой, и садовых участков независимо от площади. В столице Хакасии Абакане на такие же участки у пенсионеров и предпенсионеров скидка по налогу 50%, а для граждан от 65 лет — все 100%.

Как пенсионерам получить льготы по налогам

Чтобы получить льготу по по транспортному, земельному налогу или налогу на имущество физлиц, нужно один раз подать заявление. Хотя ФНС утверждает, что если человек заявление не подаст, инспекция сама предоставит ему льготу на основании имеющихся у нее сведений, лучше все же подстраховаться. Заявление можно подать:

  1. через личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru. Зайдите в раздел «Жизненные ситуации» и выберите опцию «Подать заявление на льготу». В графе «Информация о документе, подтверждающем право на льготу» предпенсионеры указывают данные своего паспорта;
  2. лично в любой налоговой инспекции, захватив с собой паспорт;
  3. заказным письмом;
  4. через МФЦ.

Если человек в 2021 году достигнет предпенсионного возраста, то оптимальнее всего ему подать заявление о льготе до 1 мая 2022 года, чтобы налоговики успели учесть эту информацию до того, как начнут рассылку уведомлений на уплату налогов.

В заявлении можно указать данные пенсионного удостоверения как документа, подтверждающего льготу, но необязательно: получив заявление, налоговая сама должна запросить недостающие сведения в ПФР.

Получение налоговых льгот — право, а не обязанность, поэтому можно обратиться в ИФНС в любой момент после достижения предпенсионного возраста. Но если сильно припоздниться, то вернуть переплату за давние периоды не получится. Налог пересчитают лишь за три года. Проверьте налоговые уведомления и информацию в личном кабинете.

Налоговая рассматривает заявление о льготе по личным налогам в течение 30 календарных дней. По результатам рассмотрения она направит либо уведомление о предоставлении налоговой льготы, либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

Что делать, если налоговые уведомления не перестают приходить после оформления льготы

Если пенсионер подал заявление на налоговую льготу и уже получил извещение о том, что ее предоставили, по льготным объектам не должно быть текущих начислений. А за прошлые годы налог должны пересчитать. Если прошел месяц после обращения в ИФНС, а уведомления о назначении льготы нет, значит, что-то пошло не так. Причины могут быть разные: нет ответа на запрос по поводу документов, нарушены сроки для ответа и пересчета, что-то не дошло или не так заполнено.

Для начала всегда стоит написать обычное обращение в налоговую. Обычно инспекторы перезванивают либо присылают ответ с пояснениями, что нужно для пересчета и почему его не сделали.

Читайте также: