Когда возникает субъективное право на пенсию с момента возникновения

Опубликовано: 29.04.2024

Право на пенсию

Конституция и законодательство РФ гарантирует каждому гражданину право на пенсию, понятие пенсии тесно связано с социальным обеспечением по возрасту, болезни, потери кормильца и в др. случаях.

Пенсионное законодательство представляет собой свод законов РФ, принятых в разные периоды функционирования нашего государства. Здесь же и подзаконные акты и даже правовые акты СССР.

Основание права на пенсию содержит статья 39 Конституции РФ. Это право каждого на социальное обеспечение. В то же время право на пенсию возникает при наличии определенных условий. И именно они определяют виды и размеры пенсии.

Право на пенсию, понятие пенсии в законе

Большинство населения воспринимает пенсию как ежемесячную выплату в связи с достижением определенного возраста. На самом деле, это и другая утрата возможности работать. Это и состояние здоровья, потеря кормильца.

Сам термин «пенсия» произошел от латинского слова pensiо. Что означает – платеж. С учетом законодательства РФ пенсию можно определить как ежемесячную выплату в денежной форме, назначаемую гражданам России и иностранцам, проживающим в России постоянно, в случаях, установленных законодательством, направленную на обеспечение средств к существованию таких лиц.

Таким образом, пенсия:

  • выплачивается ежемесячно;
  • закрепляется исключительно в денежной форме;
  • является основным источником средств к существованию;
  • право на пенсию зависит от наличия определенных условий, установленных в законе.

Доплаты к пенсии могут устанавливаться в натуральной форме. В виде набора социальных услуг.

Пенсионное законодательство Российской Федерации претерпевало и продолжает претерпевать изменения. Это не только законы, посвященные непосредственно пенсии. Речь идет о Законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». И Законе от 12.02.1993 № 4468- 1 (военная и иная служба), Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Вопросов назначения пенсий касается и Закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (обязательное пенсионное страхование) и др.

Отдельным видам пенсии (военная пенсия, пенсия МВД, пенсия ФСИН) посвящены также специальные ведомственные нормативные правовые акты.

Кто имеет право на пенсию

По общему правилу право на назначение пенсии имеют граждане РФ. Гражданство определяется в соответствии с правилами соответствующего Закона. Не имеет значение основание приобретения гражданства – по рождению, приобретенное и т.п., только сам факт правовой связи с Российской Федерацией.

При выезде гражданина РФ для постоянного местожительства в другую страну, он все равно сохраняет право на пенсию. Для этого он обращается или в Пенсионный фонд России (если регистрация в России есть), либо в консульский отдел МИД России в стране проживания.

Иностранные граждане имеют право на получение пенсий в случае их постоянного проживания. Подтверждает это обстоятельство специальный документ – вид на жительство. Лица без гражданства, которым выдан удостоверяющий их личность документ Российской Федерации, также имеют право на пенсию при условии постоянного проживания в России.

Право на пенсию связано с достижением определенного возраста (социальная, трудовая пенсия по старости) или работой в особых условиях (военная пенсия за выслугу лет и др.).

Пенсионный возраст в 2019 г. изменился. Долгое время законопроект о пенсионном возрасте оттачивался, обсуждался. Итогом стал новый закон о пенсиях 2019 года. Повышение возраста будет происходить постепенно. Начиная с 2019 г.

Право на пенсию имеют также лица:

  • инвалидность которых установили медики по медико-социальной экспертизе. Инвалидность может быть приобретенной, врожденной, связанной с профессиональной деятельностью и др.
  • нетрудоспособные. В силу возраста или состояния здоровья. Сюда же относятся иждивенцы лица, который умер. Или признан умершим, безвестно отсутствующим.

Есть и социальная пенсия. Для тех граждан, которые не смогли обеспечить условия для назначения пенсии по старости.

Уполномоченным на взаимодействие с гражданами по пенсионным вопросам органом является Пенсионный фонд. При возникновении спора, заявитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением о назначении пенсии, которое рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. И поскольку право на пенсию, понятие пенсии – неотъемлемая часть естественных прав человека, такие споры часто суд рассматривает в пользу граждан.

Уточняющие вопросы по теме

Мне 56 лет, 23 года работала в Армении, сейчас гражданин России. 01.11. я подалa заявление на пенсию. Когда должны оформить пенсию?

Решение о назначении пенсии принимается в течение 10 дней со дня приема документов. О принятом решении вас должны были известить. Обратитесь в Пенсионный фонд за разъяснениями.

Отношения ПФР и гражданина (застрахованного лица) кроме пенсионного законодательства могут регулироваться нормами Гражданского Кодекса РФ ?

Если отсутствуют специальные нормы, установленные пенсионным законодательством, то к таким правоотношениям применяются нормы гражданского законодательства.

С какого времени гражданин может воспользоваться правом на пенсию?

Гражданин имеет воспользоватся правом на пенсию с момента, когда у него возникнут основания на ее назначение.

мне 60 лет стаж работы 40лет стоял в центре занятости отказали что дальше?

Ищите работу. Дорабатывайте до установленного возраста.

Я пенсионер министерства обороны и получаю пенсию с 1 по 3 каждый месяц Заиюнь пенсия не начислена, обратился в военкомот они отправляют в банк где я получаю пенсию.С банка отправляют в ПФР .Спенсионного фонда отправляют в военкомат, замкнутый круг.Где искать свою пенсию?

Если речь про военную пенсию, то обращаться необходимо в военкомат, можно к военному комиссару субъекта РФ.

Князева Наталья

Что такое страховая пенсия по старости?

Страховая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Право на нее определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Страховая пенсия по старости назначается и выплачивается всем застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования лицам в случае выполнения установленных Законом о страховых пенсиях условий.

Кто является застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Застрахованными лицами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие и временно пребывающие на территории РФ:

  • работающие по трудовому договору;
  • работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг;
  • работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся ИП);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории России в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан, добровольно вступившие в отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Каковы условия назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях?

1. Достижение установленного возраста:

  • по общему правилу это 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
  • исключение составляют лица, замещающие государственные и муниципальные должности, а также государственные и муниципальные служащие: для них с 2017 г. установлен повышенный возраст выхода на пенсию, который в 2018 г. составляет 61 год для мужчин и 56 лет для женщин. Этот возраст будет ежегодно повышаться на 6 месяцев, пока не достигнет для мужчин в 2026 г. 65 лет и для женщин в 2032 г. 63 лет.

Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, и государственным и муниципальным служащим

Год Возраст
Мужчина Женщина
2017 60 лет и 6 месяцев 55 лет и 6 месяцев
2018 61 год 56 лет
2019 61 год и 6 месяцев 56 лет и 6 месяцев
2020 62 года 57 лет
2021 62 года и 6 месяцев 57 лет и 6 месяцев
2022 63 года 58 лет
2023 63 года и 6 месяцев 58 лет и 6 месяцев
2024 64 года 59 лет
2025 64 года и 6 месяцев 59 лет и 6 месяцев
2026 65 лет 60 лет
2027 65 лет 60 лет и 6 месяцев
2028 65 лет 61 год
2029 65 лет 61 год и 6 месяцев
2030 65 лет 62 года
2031 65 лет 62 года и 6 месяцев
2032 и последующие годы 65 лет 63 года

2. Наличие установленной продолжительности страхового стажа. В 2018 г. для назначения страховой пенсии по старости требуется 9 лет страхового стажа. Необходимая продолжительность страхового стажа с 2015 г. ежегодно увеличивается на 1 год. Увеличение продолжится до 2024 г., когда продолжительность страхового стажа составит 15 лет.

Годы Требуемый страховой стаж
2015 6
2016 7
2017 8
2018 9
2019 10
2020 11
2021 12
2022 13
2023 14
2024 15

3. Наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). В 2018 г. для назначения страховой пенсии по старости необходим ИПК 13,8. Величина ИПК, необходимая для установления страховой пенсии по старости, с 2015 г. ежегодно увеличивается на 2,4. Увеличение продолжится до 2025 г., когда величина ИПК составит 30.

Годы Величина ИПК, необходимая для назначения пенсии
2015 6,6
2016 9
2017 11,4
2018 13,8
2019 16,2
2020 18,6
2021 21
2022 23,4
2023 25,8
2024 28,2
2025 30

Что такое индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионные баллы)?

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) – это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом:

  • начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на страховую пенсию;
  • продолжительности страхового стажа;
  • отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

ИПК состоит из двух частей:

1. ИПК старый – это ИПК, сформированный из пенсионных прав по состоянию на 1 января 2015 г.

В самом общем виде ИПК старый равен отношению страховой части трудовой пенсии, рассчитанной по ранее действовавшему законодательству по состоянию на 31 декабря 2014 г., и стоимости пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г., которая составляет 64 руб. 10 коп.

2. ИПК новый – это сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год работы и (или) иной деятельности с 2015 г. по год назначения пенсии и коэффициентов за нестраховые периоды.

ИПК за каждый год определяется как отношение суммы страховых взносов на страховую пенсию по старости, уплаченных за соответствующий календарный год за застрахованное лицо, и нормативного размера страховых взносов на страховую пенсию по старости за соответствующий календарный год, умноженное на 10. То есть ИПК год = (СВ год / НСВ год) x 10.

Нормативный размер страховых взносов:

Год НСВ год (руб.)
2015 113 760
2016 127 360
2017 140 160
2018 163 360

Сумма коэффициентов за нестраховые периоды = коэффициент * количество полных лет + коэффициент * (количество месяцев в неполном году / 12) + коэффициент * (количество дней в неполном месяце / 360).

Коэффициенты за полные годы каждого из нестраховых периодов установлены Законом о страховых пенсиях:

В случае если пенсия назначается гражданину позднее, чем у него возникло право на страховую пенсию по старости, то его ИПК повышается на установленный законом коэффициент:

Число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости Повышающий коэффициент
12 1,07
24 1,15
36 1,24
48 1,34
60 1,45
72 1,54
84 1,79
96 1,9
108 2,09
120 2,32

Как рассчитывается страховая пенсия по старости?

Пенсия по старости включает в себя две части:

1. Фиксированная выплата, которая в 2018 г. составляет 4982 руб. 90 коп. Для пенсионеров, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами I группы, – 9965 руб. 80 коп.

В случае если пенсия назначается гражданину позднее, чем у него возникло право на страховую пенсию по старости, то фиксированная выплата повышается на установленный законом коэффициент:

Число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости Повышающий коэффициент
12 1,056
24 1,12
36 1,19
48 1,27
60 1,36
72 1,46
84 1,58
96 1,73
108 1,9
120 2,11

2. Страховая пенсия, которая определяется как отношение ИПК и стоимости одного коэффициента, установленной на день назначения пенсии. Стоимость одного коэффициента в 2018 г. составляет 81 руб. 49 коп.

Что такое накопительная пенсия?

Накопительная пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Она исчисляется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Накопительная пенсия назначается и выплачивается только тем лицам, у которых формируются пенсионные накопления.

Что такое пенсионные накопления?

Пенсионные накопления – это совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет:

  • поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования;
  • дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию;
  • взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица;
  • взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования;
  • средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

У кого имеются пенсионные накопления?

1. Пенсионные накопления формируются у лиц 1967 г. рождения и моложе, которые до 31 декабря 2015 г. выбрали вариант пенсионного обеспечения – формировать страховую и накопительную пенсии:

  • заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Лица 1967 г. рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, вправе совершить указанные выше действия до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В случае если указанные лица по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

При отсутствии волеизъявления таких лиц пенсионные накопления после 1 января 2015 г. у них не формируются.

2. Пенсионные накопления формируются у граждан 1966 г. рождения и старше в случаях:

  • направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию;
  • добровольной уплаты страховых взносов на накопительную пенсию в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, вступить в которую можно было до 31 декабря 2014 г.

3. Пенсионные накопления сформированы у граждан 1967 г. рождения и моложе, в пользу которых уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию до 1 января 2015 г.

4. Пенсионные накопления сформированы у мужчин 1953–1966 г. рождения и женщин 1957–1966 г. рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 г. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию.

Каковы условия назначения накопительной пенсии?

Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам:

  • имеющим право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно;
  • если размер накопительной пенсии составляет более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

В случае отсутствия права на накопительную пенсию выплачивается единовременная выплата

Какие еще выплаты осуществляются за счет пенсионных накоплений?

Помимо накопительной пенсии, за счет средств пенсионных накоплений осуществляются следующие выплаты:

1. Единовременная выплата, которая назначается:

  • при возникновении права на установление страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), если размер накопительной пенсии в случае ее назначения составил бы 5% и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии;
  • по достижении 60 лет для мужчин и 55 для женщин лицам, которые не приобрели право на установление страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и (или) ИПК.

2. Срочная пенсионная выплата, которая осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования; при возникновении права на установление страховой пенсии по старости (в том числе досрочно).

Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам

В случае смерти гражданина до назначения ему накопительной пенсии средства пенсионных накоплений, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица.

При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства.

В случае отсутствия указанного заявления застрахованного выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников в следующей последовательности: в первую очередь – детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям); во вторую очередь – братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

Выплата средств пенсионных накоплений родственникам умершего застрахованного лица одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств пенсионных накоплений только при отсутствии родственников первой очереди.

Куда обратиться за назначением пенсии?

Подать заявление о назначении страховой пенсии можно:

  • в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства; через многофункциональный центр;
  • в форме электронного документа через Единый портал государственных услуг.

Заявление о назначении накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты следует подавать страховщику, у которого на момент обращения за указанными выплатами формируются пенсионные накопления. Если страховщиком является Пенсионный фонд РФ, то подать заявление можно теми же способами, что и заявление о назначении страховой пенсии.

Содержание пенсионных правоотношений — это субъективные права и юридические обязанности их участников и реальные действия по их использованию.

Основные общетеоретические позиции в этом вопросе следующие: формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием — фактическое правомерное поведение субъектов, которые эти права и обязанности реализуют. Таким образом, форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание, формируя его, т.е. содержанием материального правоотношения по социальному обеспечению служит субъективное право лица на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность компетентного государственного органа принять решение о его предоставлении или об отказе в предоставлении.

Субъекты права— это потенциальные участники правоотношений, т. е. те лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей.

Субъекты пенсионных правоотношений— это граждане и государственные органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.

Как уже отмечалось, возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридическим свойством, необходимым для этого, иными словами, наделено ли оно способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособностью) и способно ли самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (дееспособностью).

Субъективное право — это вид и мера возможного поведения лица, и выражается оно в возможностях: а) совершать определенные действия; б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношения; в) обращаться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность— это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права, и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязательных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.

Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей гражданской правоспособности и дееспособности.

При определении видовой правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются трудовой пенсией, а во втором— социальной. В первом случае необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пенсионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по времени их возникновения, т. е., как правило, с 15 лет (а для лиц из числа учащихся— с 14 лет), но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.

специальная пенсионная правосубъектность включает в себя не саму возможность быть участником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 15 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста.

Специальная пенсионная правосубъектность — это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на трудовую пенсию различного вида и реализовать это право, став участником пенсионного правоотношения. Специальная пенсионная правосубъектность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, которое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.

Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспечиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом, — социальной пенсией. В данном случае пенсионная правоспособность возникает одновременно с гражданской, т. е. с момента рождения человека, а дееспособность — по достижении 18 лет. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид, ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участником конкретного пенсионного правоотношения будет его законный представитель (родитель, опекун, попечитель), поскольку до достижения 18 лет он еще недееспособен. Аналогично решается вопрос и о правосубъектности детей, обеспечиваемых трудовой пенсией по случаю потери кормильца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном случае пенсионная правосубъектность является общей.

Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное получение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законодательство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назначенной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ получения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.

К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия— требовать перерасчета пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа и заработка в связи с работой после назначения пенсии; перевода с одного вида пенсии на другой; начисления надбавки к пенсии на уход и на иждивенцев и т. д.

У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть определенные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.

Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является государственный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. На современном этапе система таких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц предоставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по общей пенсионной системе осуществляется, как правило, органами социальной защиты населения либо едиными пенсионными службами, создаваемыми на базе местных отделений Пенсионного фонда России. Пенсионное обеспечение по привилегированным пенсионным системам осуществляется специально созданными пенсионными службами в структуре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др.

Правосубъектность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей специальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо передачей данной компетенции другим государственным органам (например, от органов социальной защиты населения единым пенсионным службам).

Обязанности и права органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения— применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т. д.).

В правоотношениях по социальному обеспечению как правило субъективными правами наделено всегда физическое лицо, а юридические обязанности возложены на соответствующий орган, осуществляющий социальное обеспечение

То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения

Объектом пенсионного правоотношения является материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца или социальной пенсии.

От всех иных платежей пенсии следует различать по трем признакам:

1) в старости и при нетрудоспособности, которые назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает платеж на содержание, имеющий алиментарное назначение;

2) из государственной казны или специальных фондов, созданных государством или при его содействии;

3) за прошлую службу или иную деятельность.

Трудовая пенсия - это ежемесячная выплата возмездно-неэквивалентного характера, назначаемая лицам, охваченным обязательным пенсионным страхованием, а также военнослужащим и другим особым субъектам за счет средств ПФР или федерального бюджета при наступлении установленных законом случаев.

В 2019 году изменился пенсионный возраст в России. Однако ошибочно считать, что он увеличился на один год. Более того, в некоторых случаях, пенсионный возраст остался прежним. Рассмотрим подробно, как уйти на пенсию мужчинам ранее 61 года, женщинам ранее 56 лет.

Изложенная информация позволит Вам сориентироваться в современном пенсионном законодательстве. Если остались вопросы относительно Вашей пенсионной ситуации, звоните и пишите мне лично.

Содержание статьи:

Пенсионный возраст: общее правило и исключения из него.

pensioner1

В 2019 году уйти на пенсию на общих основаниях в связи с достижением пенсионного возраста можно только в соответствии с частью 1 статьи 8 «Условия назначения страховой пенсии по старости» федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом следует учитывать, что в настоящее время действует так называемый переходный период, означающий ежегодное изменение требований к будущему пенсионеру. Основные моменты переходного периода отражены в федеральном законе от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Одним из обязательных условий возникновения права на пенсию в 2019 году является достижение пенсионного возраста.

По общему правилу с 1 января 2019 года право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и 6 месяцев, и женщины, достигшие возраста 55 лет и 6 месяцев.

Кроме того, есть исключение, позволяющее уйти на пенсии также в возрасте 60 лет мужчинам и 55 лет женщинам. Об этом исключении забывают, что требует его дополнительного комментирования.

Так, согласно пункту 1.2 части 1 статьи 8 федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ, мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет, и женщинам, имеющим страховой стаж не менее 37 лет, страховая пенсия может быть назначена с 60 и 55 лет соответственно.

Снижение пенсионного возраста в зависимости от страхового стажа

pensioner2

В связи со сказанным, особое значение приобретает понятие страхового стажа и правил его подсчета, регулируемых ст. 11 «Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, ст. 12 «Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж», ст. 13 «Порядок исчисления страхового стажа» и ст. 14 «Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа» федерального закона № 400-ФЗ, а также Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015.

Страховой стаж – это продолжительность периодов работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также других периодов, засчитываемых в страховой стаж, когда человек не имел возможности работать — нестраховых периодов.

В нестраховые периоды включаются:

• прохождение военной службы;

• получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

• отпуск по уходу одного из родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (действует с 2015 года, до 2015 года – не более четырех с половиной лет в общей сложности);

• уход, который осуществляет трудоспособный гражданин за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет;

• получение пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

• содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

• проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

• проживание за границей супругов работников дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, торговых представительств РФ и т. п., но не более пяти лет в общей сложности.

Важно! Нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы независимо от их продолжительности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России.

Обратите внимание! Страховой стаж исчисляется в календарном порядке. Исключение составляют периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ.

В случае совпадения по времени нескольких периодов, входящих в страховой стаж, при назначении пенсии учитывается только один из них по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии.

При включении в страховой стаж периодов работы и иной деятельности с 01.01.2002 года по настоящее время в целях установления права на страховую пенсию проблем не возникает.

Существовавшая ранее проблема о зачете периодов, за которые работодатель не уплатил страховые взносы, получила свое разрешение как в практике Конституционного Суда РФ, так и в практике Верховного Суда РФ.

Так, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Аналогичная позиция отражена в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»: согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

Включение в страховой стаж учебы и службы в армии по призыву

pensioner3

Однако все, что касается включения в страховой стаж периодов работы и иной деятельности до 31.12.2001 года – носит дискуссионный, неоднозначный характер. Поскольку понятия страхового стажа в указанный период не существовало (использовалось понятие общий трудовой стаж). Соответственно проблемы возникают при зачете общего трудового стажа в страховой стаж.

Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность периодов работы и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

Согласно разъяснениям Минтруда РФ от 17 октября 2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

Наиболее распространенными случаями, не включаемыми в страховой стаж являются:

1) учеба

Территориальные управления Пенсионного России не учитывают официальную позицию Пенсионного Фонда РФ, которая сводится к следующим основным моментам.

В соответствии с частью 8 статьи 13 федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа для определения права на страховую пенсию периоды работы и иной деятельности, которые были, в том числе, до 01.01.2002 года и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии согласно действовавшему в период работы (иной деятельности) законодательству, могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством, по выбору застрахованного лица.

Это означает, что при применении положений части 8 статьи 13 федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж может исчисляться по нормам Закона СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях» и Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Характерной особенностью нового пенсионного законодательства (федерального закона № 173-ФЗ и федерального закона № 400-ФЗ), применяемого с 01.01.2002 года, является дополнительное условие для учета нестраховых периодов, а именно, наличие периодов работы или иной деятельности (независимо от продолжительности), за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР. В зависимости от вида назначаемой пенсии в стаж включается обучение в высших и средних специальных учебных заведениях (в частности, при установлении пенсии по старости – только при наличии предшествовавшей учебе работы).

При применении положений части 8 статьи 13 федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж исчисляется последовательно по всем законам, в период действия которых осуществлялась работа или иная общественно-полезная деятельность.

Подсчет трудового стажа по нормам ранее действовавшего законодательства будет выгоден прежде всего застрахованным лицам, которые не имеют требуемого страхового стажа.

Приведем очевидный пример, демонстрирующий недостатки подсчета страхового стажа по федеральному закону № 400-ФЗ. Если с заявлением о назначении пенсии обратиться женщина, с документами, подтверждающими обучение в высшем учебном заведении в течение 5 лет, а также уход за детьми до трехлетнего возраста в период с 1992 до 2002 года в общей сложности 6 лет, и при этом, не работавшая в указанный период, то на основании федерального закона № 173-ФЗ или федерального закона №400-ФЗ, ее страховой стаж будет равен нулю. Если же исходить из содержания части 8 статьи 13 федерального закона № 400-ФЗ и положений Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1, страховой стаж составит 11 лет (5 лет учебы и 6 лет ухода за детьми).

Другими словами, для большинства пенсионеров периоды обучения в средних специальных и высших учебных заведениях могут быть включены в страховой стаж.

2) прохождение службы в Вооруженных силах Союза ССР по призыву

Согласно части 1 статьи 11 федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Следует пояснить, что в «период прохождения военной службы» входит и «период прохождения военной службы по призыву» (часть 12 статьи 15 федерального закона №400-ФЗ ).

Таким образом, период службы в армии по призыву засчитывается в трудовой (страховой) стаж на общих основаниях.

Выводы

В 2019 году по-прежнему сохраняется возможность уйти на пенсию без повышения пенсионного возраста, но при условии, если у мужчин имеется страховой стаж не менее 42 лет, а у женщин – не менее 37 лет.

Для всех остальных граждан, желающий получить страховую пенсии по старости на общих основаниях, пенсионный возраст в 2019 году поднимается на 6 месяцев – для мужчин он составляет 60 лет и 6 месяцев, для женщин 55 лет и 6 месяцев.

Если у Вас остались вопросы, профессиональная консультация адвоката поможет Вам разобраться в пенсионных проблемах.

Обращайтесь!

Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.

Моя мать работает в реанимации. Один год работы у них приравнивается к полутора — на пенсию они выходят раньше. Дни до пенсии мама не считала, но порой вспоминала, что вот уже скоро. Недавно выяснилось, что это «скоро» наступило не меньше, а то и больше месяца назад. Но ни отдел кадров, ни бухгалтерия об этом не говорили и начислений не производили.

Обязан ли работодатель — в мамином случае больница — контролировать время выхода сотрудников на пенсию, оповещать их об этом и начислять ее? Или только после заявления сотрудника?

Можно ли ей сейчас получить упущенную пенсию?

К сожалению, работодатель не обязан рассчитывать дату выхода сотрудника на пенсию и уведомлять его, когда этот день наступит. Получение пенсии до подачи заявления также законом не предусмотрено.

Но возможно, то, что ваша мама пропустила срок обращения за пенсией, можно переквалифицировать в отложенное право на пенсию и таким образом назначить ее в большем размере. Расскажу обо всем по порядку.

Участвует ли работодатель в оформлении пенсии

Оформление пенсии — это личное дело работника. Право на пенсию, в том числе при достижении пенсионного возраста, — не повод уволить сотрудника, если он сам хочет продолжать трудиться. Работник может одновременно получать и зарплату, и пенсию.

Законодательство не обязывает работодателя уведомлять сотрудника о праве выйти на пенсию и оформить ее. Но по просьбе работника он может помочь собрать необходимый пакет документов.

Работодатель вправе с письменного согласия работника обратиться в территориальное отделение пенсионного фонда, чтобы там установили страховую пенсию, а также выплатили ее работнику. Это право, а не обязанность работодателя — инициатива должна исходить от работника.

Обязанность работодателя заключается только в том, чтобы заполнить и представить в территориальное отделение пенсионного фонда ежегодные сведения о страховом стаже работника — форму СЗВ-СТАЖ .

По форме СЗВ-СТАЖ работодатель отчитывается в фонд один раз в год до 1 марта. Однако при назначении пенсии форма СЗВ-СТАЖ подается в течение трех дней со дня просьбы работника об этом.

Потому и возникла такая ситуация: право выйти на пенсию появилось, работник не в курсе, а работодатель ни в чем не виноват.

Как считается срок для назначения пенсии медицинским работникам

Люди, которые работают на определенных должностях или в определенных условиях, вправе выйти на пенсию досрочно — об этом мы уже писали. Среди тех, у кого есть право на досрочную пенсию, — медицинские работники.

Медработники в России выходят на пенсию раньше предусмотренного законом срока в таких случаях:

  1. Если есть медицинский стаж в сельской местности и поселках городского типа 25 лет, в городах — 30 лет.
  2. Если человек часть времени работал на меддолжности в сельской местности, а часть — в городе, то для досрочного выхода на пенсию нужен стаж 30 лет. Однако год работы в сельской местности засчитывается в стаж как 1 год и 3 месяца.
  3. Если у работника 30 лет чисто медицинского стажа в городской местности и еще часть стажа не медицинская, то, чтобы выйти на пенсию досрочно, достаточно только медицинского стажа. Если по общим правилам работник достиг пенсионного возраста, но медицинский стаж не набрал, получать пенсию он вправе на общих условиях — по достижении пенсионного возраста и при соблюдении других условий статьи 8 закона «О страховых пенсиях». Тогда учитывается не только медицинский стаж, но и время другой работы. А также периоды, предусмотренные статьей 12 закона «О страховых пенсиях», например отпуск по уходу за ребенком до полутора лет после 1992 года.

Существуют списки должностей и медицинских учреждений, на периоды работы в которых распространяется льготный порядок исчисления стажа. В них указано, в каких случаях один год работы в определенных должностях и медицинском учреждении засчитывается за полтора. Например, такой расчет применяется к периодам работы на должности палатной медсестры, в том числе старшей, и медсестры-анестезиста или врача анестезиолога-реаниматолога, в том числе заведующего отделением реанимации и интенсивной терапии больницы.

Пенсионная реформа 2018 года изменила основания и сроки досрочного назначения страховой пенсии по старости. Изменения касаются и медицинских работников. Начиная с 2019 года право на пенсию у них также возникает при наличии специального стажа не менее 25 или 30 лет, а вот назначить пенсию можно не ранее определенного законом периода — от 1 года до 5 лет. Пока работник будет ждать назначения пенсии, он может работать и на других должностях, не обязательно медицинских. Например, если медицинский страховой стаж у медработника полностью сформировался к 1 декабря 2020 года, то право на пенсию он уже приобрел, но назначат ее только через 24 месяца — с 1 декабря 2022 года.

Стаж на других должностях, не перечисленных в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения пенсии, не влияет на возможность досрочно выйти на пенсию по такому основанию.

Как оформить досрочную пенсию

Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. День обращения за страховой пенсией — это день приема территориальным отделением ПФР заявления со всеми необходимыми документами.

Для медработников предусмотрен такой же порядок оформления пенсии, как для всех остальных. За досрочной пенсией нужно обратиться в отделение ПФР по месту жительства лично или через МФЦ. Также можно подать заявление и документы на пенсию через портал госуслуг. Сделать это можно лично или через своего представителя. Для представителя понадобится письменная нотариальная доверенность.

Образец заявления и перечень необходимых документов для назначения пенсии есть на сайте ПФР. Необходимо подтвердить право на досрочную пенсию. Основные документы, которые понадобятся, — общегражданский паспорт, СНИЛС и трудовая книжка. При необходимости ведомство известит, какие документы представить дополнительно.

После того как ПФР получит полный комплект документов, сотрудники фонда изучают их не более 10 дней.

За прошедший период, когда право на страховую пенсию по старости возникло, но заявление в ПФР работник не направил, пенсия, как правило, выплачиваться не будет.

Кроме того, действующее законодательство не обязывает отдел кадров извещать работников о том, когда у них появляется право на назначение пенсии. Это право отдела кадров, но не обязанность. Работник обязан сам следить за своим страховым стажем, в том числе специальным.

Из вашего вопроса непонятно, есть у вашей мамы только необходимая продолжительность стажа или уже прошел период ожидания пенсии. В первом случае она ничего не потеряла: ей еще надо ждать назначения пенсии. А во втором случае получить упущенную пенсию она уже не сможет, так как сама своевременно за ней не обратилась. Винить больницу и что-то требовать от нее, увы, не получится.

Но если с момента возникновения права на пенсию до момента, когда мама за ней обратится, пройдет 12 месяцев, то пенсию рассчитают с повышающими коэффициентами. Тогда пропуск срока можно переквалифицировать в отложенное право на пенсию и назначить ее в большем размере, чем тот, что был бы установлен при своевременном обращении за пенсией.

Читайте также: