Когда уходят на пенсию министры

Опубликовано: 24.09.2024

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев (слева направо)

Премьерский уровень

1 сентября вновь будут значительно повышены зарплаты высшим российским чиновникам — заработки членов правительства превысят 400 тыс. руб., министров-силовиков — приблизятся к 800 тыс. руб. Вслед за зарплатами увеличатся и пенсии отставных чиновников.

Все бывшие российские премьер-министры могут претендовать на доплату к пенсии в 55–75% от вознаграждения действующего председателя правительства, следует из президентского указа о пенсиях бывшим высшим чиновникам от 1995 года. После апрельского повышения зарплаты премьер-министра Дмитрия Медведева до 570 тыс. руб. экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в 313,5–427,5 тыс. руб., подсчитал РБК. Минимальная доля полагается экс-премьерам, проработавшим на госдолжностях от года до трех, максимальная — тем, чей стаж превышает три года.

Экс-премьерам и другим чиновникам, проработавшим на госдолжностях меньше года, доплата не полагается. Исключение сделано лишь для бывших высокопоставленных советских чиновников — им доплата (минимум 45% от вознаграждения действующих должностных лиц) назначается при любом стаже, следует из адресованного им президентского указа от 1996 года.

В дополнение к ежемесячным выплатам экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, получают трудовую пенсию — в среднем 17–18 тыс. руб., отмечает источник, близкий к Пенсионному фонду России (ПФР).

Формально на премьерскую надбавку могут претендовать восемь человек. Пенсионного возраста достигли четверо — Сергей Степашин (62 года), Михаил Фрадков (64 года), Виктор Зубков (73 года) и Евгений Примаков (84 года). Из них лишь Фрадков продолжает занимать госдолжность (возглавляет СВР), это не дает права на доплату, следует из президентского указа 1995 года. Зубков весной 2012‑го был назначен спецпредставителем президента по взаимодействию с форумом стран — экспортеров газа, но он не занимает госдолжности, такого поста нет и в реестре должностей федеральной гражданской службы. Это значит, что Зубков может получать премьерскую доплату.

Право на максимальную премьерскую доплату (427 500 руб.) есть у Примакова и Степашина: первый возглавляет совет директоров коммерческой компании ОАО «РТИ», общий стаж замещения им госдолжностей близок к десяти годам; второй — председатель наблюдательного совета госкорпорации Фонд содействия развитию ЖКХ. Степашин исполняет свои обязанности на общественных началах, ни госслужащим, ни лицом, замещающим госдолжность, не является, сказал РБК представитель фонда. Получает ли Степашин премьерскую пенсию, собеседник уточнить не смог. Комментария представителя Примакова получить не удалось. Оба имеют право на премьерскую доплату, подтверждает источник РБК.

Максимальная премьерская выплата будет полагаться и возглавлявшему правительство почти четыре года Михаилу Касьянову. Это подтвердил РБК и сам политик. «Но не думаю, что Путин когда-нибудь позволит мне получать такую пенсию», — говорит Касьянов. Он не исключает, что будет найден какой-нибудь предлог, чтобы лишить его выплат. В похожей ситуации в 2003 году оказался экс-председатель Центробанка Виктор Геращенко, напомнил политик. Президент Путин своим распоряжением поручил ЦБ установить выплаты для бывшего председателя, но особенности формулировки документа позволили руководству органа отказать Геращенко, сообщал «Коммерсантъ».

Президенты России — не чета Горбачеву

Бывшие президенты России не попадают под действие указа 1995 года — в 2001 году для них принят специальный закон. Экс-президенту, оставившему все госдолжности, гарантировано пожизненное содержание в 75% от вознаграждения действующего главы государства. По подсчетам РБК, эта доля превышает 536 тыс. руб. (в апреле Владимир Путин увеличил свою зарплату в 2,75 раза, до 715 тыс. руб.). На такую же выплату может претендовать экс-президент Дмитрий Медведев.

Закон о гарантиях бывшему президенту был принят для Бориса Ельцина. После смерти экс-президента в 2007 году его вдова Наина Ельцина получила право на пособие в шесть минимальных пенсий по старости. С 1 января 2015 года оно составит 21 760 руб., подсчитал РБК: в конце нынешней весенней сессии Госдума изменила закон, назначив Ельциной пособие по потере кормильца.

Закон о гарантиях экс-президенту России не распространяется на президента СССР Михаила Горбачева. Документ о социальных гарантиях Горбачеву РБК обнаружить не удалось.


Министром лучше работать долго

В отличие от экс-президентов и экс-премьеров, которые после выхода на пенсию сохраняют большую часть своей зарплаты, действующие министры могут претендовать лишь на ее малую часть. В 2013 году указом президента зарплаты этих должностных лиц были повышены до 254 тыс. руб., с 1 сентября этого года — до 420 тыс. руб. Но эти зарплаты на четыре пятых состоят из ежемесячного денежного поощрения, а при расчете доплаты (по тому же указу 1995 года) учитывается лишь денежное вознаграждение — 51 800 руб. сейчас, 81 500 руб. — с 1 сентября этого года.

В зависимости от общего стажа замещения госдолжностей доплаты к трудовым пенсиям (17–18 тыс. руб.) федеральных министров несилового блока составляют от 28 490 руб. (55% от вознаграждения министра, для работавших на госдолжностях больше года, но меньше трех) до 49 200 руб. (95% от вознаграждения министра, замещающего госдолжности больше 12 лет), и из них вычитается сумма фиксированного базового размера трудовой пенсии (сейчас чуть больше 3900 руб.), следует из президентского указа 1995 года. Большинство министров может рассчитывать на доплату 55–75% от вознаграждения действующего министра — на большее почти ни у кого не хватает стажа, говорит собеседник, близкий к ПФР.


После сентябрьского повышения министерских зарплат доплаты к пенсиям для экс-министров будут колебаться в диапазоне от 44 800 до 77 400 руб. Соответственно, начисляться им будет пенсия в диапазоне от 57 тыс. до 90 тыс. руб.

«Мне еще далеко до пенсии, и я еще не интересовался этим вопросом», — говорит РБК 54-летний Борис Немцов, дослужившийся до первого вице-премьера. Немцов предполагает, что стаж госдолжностей (шесть лет, не считая губернаторства) позволяет рассчитывать на 75% от денежного вознаграждения нынешнего первого зампреда правительства (сейчас около 62 тыс. руб., с 1 сентября — чуть больше 97 тыс. руб.).

Парламентское неравенство

На 75% от зарплаты премьера могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин — у обоих стаж замещения госдолжностей больше трех лет. Закон о статусе сенатора и депутата приравнивает объем их социальных гарантий — в частности, размеры денежного вознаграждения и пенсий — к премьерскому. Но в целом пенсии Нарышкина, Матвиенко и других бывших спикеров обеих палат парламента могут оказаться немного меньше премьерской: по закону о статусе сенатора и депутата их трудовые пенсии не суммируются с премьерской доплатой, а поглощаются ею.

Формальное право претендовать на премьерские доплаты к пенсиям есть у предшественников Матвиенко и Нарышкина — бывших председателей Совета Федерации Владимира Шумейко и Егора Строева и экс-спикеров Госдумы Ивана Рыбкина, Геннадия Селезнева и Бориса Грызлова.

Будут разочарованы размерами своих пенсий депутаты Госдумы и сенаторы, которые законом о своем статусе приравнены к федеральным министрам (с 1 сентября их зарплаты также возрастут до 420 тыс. руб.). Даже более чем 20-летний депутатский стаж Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского не позволит им получать доплату, превышающую 75% от вознаграждения гражданского министра, то есть после сентябрьского увеличения их будущие пенсии составят 61 тыс. руб.


Парламентарии, проработавшие меньше года, на доплату к пенсии претендовать не смогут. В то же время на максимальную депутатскую пенсию может рассчитывать изгнанный из Госдумы по обвинению в ведении бизнеса бывший «эсэр» Геннадий Гудков — закон лишает права на доплату только осужденных судом.

Сейчас доплаты к пенсиям, положенные лицам, замещавшим госдолжности, из федерального бюджета получают 235 человек, сообщили РБК в пресс-службе Минтруда. Это малочисленная, но растущая категория пенсионеров, отмечает собеседник, близкий к ПФР. Убывающая группа — бывшие советские функционеры. Сейчас таких «персональных пенсионеров» 199, сказано в ответе Минтруда на запрос РБК. Сколько бюджет тратит на пособия бывшим должностным лицам России, СССР и РСФСР, министерство не сообщило. В бюджетных проектировках на 2015–2017 годы нужные средства предусмотрены, говорил ранее РБК представитель Минфина, объясняя, почему данная строка с годами увеличивается.

Изначально денежное содержание высокопоставленных чиновников формировалось (из денежного вознаграждения и поощрения) таким образом, чтобы не показывать, что чиновники много зарабатывают, объясняет эксперт по госслужбе Владимир Южаков. Хотя зарплаты выросли и их размеры давно ни для кого не секрет, способ их формирования не изменился — нужно изменить его, тогда и пенсии изменятся, считает эксперт. Если зарплата чиновников, как иногда декларировалось, будет увязана с результатами их работы, то и пенсии должны быть увязаны с ними, говорит Южаков.

Для расчетов РБК использованы следующие документы: указ президента РФ от 16 августа 1995 года №854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим госдолжности. »; постановление правительства РФ от 11 ноября 1999 года №1233; постановление правительства РФ от 10 июля 2014 года №635; федеральный закон от 12 февраля 2001 года №12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (с изменениями и дополнениями); федеральный закон от 8 мая 1994 года №3-ФЗ (ред. от 28.06.14) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы».

Краткое содержание:


В 2019 году в России началась пенсионная реформа. Гражданам на пять лет отсрочили выход на заслуженный отдых, работающим пенсионерам перестали индексировать выплаты. Особняком продолжают стоять «сословия» - их пенсионных гарантий эти изменения опять практически не коснулись. Что делать с этой социальной пропастью?

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15878,4 рублей. Но из чего складывается эта средняя температура по больнице?

В советские времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. Сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995 г.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-х. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к высокому возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», - рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов?

В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию – в среднем это 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018 г. составлял 826,5 тыс. руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454,6-619,9 тыс. руб. Сведения по зарплате Михаила Мишустина в должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек – Сергей Степашин (68 лет), Виктор Зубков (78 лет), Михаил Касьянов (62 года), Михаил Фрадков (69 лет) продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994 г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы - Валентина Матвиенко (71 год), Сергей Нарышкин (65 лет, ныне директор Службы внешней разведки РФ), в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации Владимир Шумейко (75 лет) и Егор Строев (83 года) и экс-спикеры Госдумы Иван Рыбкин (73 года) и Борис Грызлов (69 лет).

Пенсии министров

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тыс. руб. тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840,8 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630,6 тыс. рублей.

Депутатские пенсии

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тыс. руб. – что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Пенсия президента

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс. руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путина составляет 720,5 тыс. руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (64 года). Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД Сергей Лавров (70 лет) и министр обороны Сергей Шойгу (65 лет). Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: Александр Жуков (64 года), Иван Мельников (69 лет), Алексей Гордеев (65 лет).

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову - 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года, Сергею Миронову - 67 лет.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков - 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко - 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова - 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова (70 лет), Юрий Воробьев (72 года).

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, - комментирует экономист Игорь Николаев. - Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть все - и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им итак будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру "высокая зарплата"). Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

История вопроса

Как же образовалась пропасть в пенсиях у высших чиновников и всех остальных граждан, даже тех же бюджетников, только нижнего и среднего звена? И что сегодня делать с этой «ошибкой прошлого»?

У этого вопроса - долгая история, комментирует доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер

-Опускаем военную службу (там своя отдельная система) и сосредотачиваемся на гражданских служащих – министры, сенаторы, депутаты. На самом деле, все они при достижении пенсионного возраста точно также, как и все остальные граждане получают обычную страховую пенсию, которая зависит от заработка – это в среднем 14-15 тысяч рублей по стране. Пропасть возникает из-за целого ряда надбавок, которые зависят от категории службы, оклада, стажа, наград и так далее.

Законодательно доплаты были закреплены в 90-ые годы при Борисе Ельцине, до этого, в советское время, чиновники всесоюзного и республиканского уровня получали персональные пенсии, которые были всего в 2-3 раза выше пенсий сограждан. Персональные пенсии были связаны с работой в КПСС и других органах тогдашней власти и были отменены как класс с исчезновением СССР. В 90-ые годы, когда топ-менеджмент и коммерсанты стали впервые иметь довольно высокие доходы, их доходы в те годы влегкую могли достигать $5-10 тыс. в месяц, встал вопрос – а как привлекать на госслужбу квалифицированные кадры и стимулировать их работу? Работа на госслужбе не считалась престижной. Перспективные люди скорее шли в бизнес или уезжали за границу. Сами зарплаты были реально низкими, их особо не повышали, рассказывает профессор, сам работавший в то время в экономическом блоке советского правительства.

Как решать этот кадровый вопрос? В 90-е годы вышли первые указы Ельцина о доплатах к пенсиям госслужащих, в том числе высшим должностным лицам. Госслужащий получал право на существенную надбавку к пенсии, если он отработал на государство не менее 15 лет и ушел на заслуженный отдых со службы. Это был своего рода хороший отложенный бонус. Хотя тех, кто получает эти надбавки не так и много – несколько десятков тысяч человек. По образцам федерального центра подкорректировали пенсии и для чиновников в регионах. Как эпидемия, в 2000-х это пошло по всей стране. Вдобавок Управделами Президента сохранило "кремлевскую медицину" - хорошее бесплатное медицинское обслуживание для федеральных госслужащих.

В тучные 2000-е было принято решение ощутимо повышать зарплату госслужащим, особенно чиновникам высшего и среднего уровней. Сегодня в типовом министерстве его руководитель получает зарплату раз в 10 выше специалиста этого же ведомства низшего звена. По мере продвижения по службе зарплата растет экспоненциально. Почему было принято такое решение? Доходы от нефти и газа увеличились, у государства появилась возможность предложить конкурентную в сравнении с коммерческим сектором зарплату.

«Вот здесь была сделана ошибка. В тот момент было политически неверным шагом оставлять ельцинскую систему надбавок к пенсиям высших должностных лиц и других чиновников. Ведь зарплаты руководителей выровнялись по своему уровню с высшим звеном бизнес-сектора и стимулировать больше стало нечего. В отличие от 90-х госслужба считается престижной, молодые люди мечтают поступить на нее. Стабильность, даже в любой кризис, в любой коронавирус, продвижение по карьерной лестнице, обрастание знакомствами, возможность со службы уйти на хорошее место в бизнесе благодаря этим связям. Поэтому дополнительные пенсионные стимулы уже не нужны. Надо пенсионные «бонусы» отменять», - подчеркивает Гонтмахер.

При выходе на пенсию высшие чиновники из-за своих высоких зарплат - а это сотни тысяч рублей в месяц - и без того гарантированно получают свою трудовую часть в 25-30 тысяч, что в 2 раза выше, чем в среднем остальные граждане. Но раз долгие трудовые годы твоя зарплата в десятки раз выше зарплат остальных людей, раз у тебя льготы, наверно, ты можешь откладывать со своей огромной зарплаты и на достойную старость? Можно просто посчитать. Если у вас зарплата несколько сотен тысяч рублей в месяц, к пенсии можно обрасти недвижимостью, например, двумя квартирами – одну из них на пенсии можно сдавать. Плюс, у вас наверняка есть сбережения. Если автомобиль - служебный, жилье – тоже, а у высших чиновников еще и в собственность несложно бесплатную квартиру получить, на всё это дело ты не тратился, ипотеку полжизни не платил, значит, миллион долларов вполне мог накопить. Если положить их на депозит даже под один процент в год – это $10.000 в год процентов или 50-60 тысяч рублей надбавки к пенсии ежемесячно. Простейшее управление своими доходами во время трудовой жизни позволяет высшим чиновникам легально накопить на достойную старость.

Как устранить неравенство в пенсиях?

«Как было бы логично, на мой взгляд, поступить? Необходим своего рода общественный договор. Сейчас зарплата у высших должностных лиц - несколько сотен тысяч рублей в месяц. Вообще-то она соразмерна той ответственности и тем функциям, которые они должны выполнять, я опускаю сейчас дискуссию о качестве работы нынешней Госдумы или кабмина. Но в соответствии с теми функциями, которые выполняются на этих должностях – ненормированный рабочий день, интенсивный труд, публичность и так далее – эти цифры вполне адекватные. Но, в конце концов, вместо надбавок государство за счет того же бюджета вполне могло бы своих служащих через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) застраховать. Вы выходите на пенсию – получаете свою обычную трудовую пенсию и дополнительно страховую выплату из НПФ, которая обеспечена взносами государства и отчислениями из зарплаты самого чиновника. Вот вам и вполне достойная пенсия», - комментирует эксперт.

Пока же реализуется сценарий плохой. Высшие должностные лица выходят на пенсию с трудовой частью (ту, что получают все пенсионеры) + 55-75% от должностного оклада. К этому положены еще другие надбавки. Очень многое здесь делается в ручном режиме. Министр отработал на своей должности несколько лет и на пенсии может получать 200-250 тысяч рублей в месяц.

Обычные пенсионеры, те кто отработали по 25-30 и более лет, остро ощущают это неравенство. Вопрос: «А за что они получают такие пенсии?» витает в воздухе. Людей эта несправедливость очень дразнит. После 2014 года Президент урезал зарплаты чиновникам на 10%, а надо было бы лучше доплаты к пенсиям убрать – с точки зрения общественного мнения это было бы оценено. Принятие решения об отмене пенсионных надбавок высшим должностным лицам и прочим чиновникам – вопрос чисто политический, считает Гонтмахер.

«Что делать? Во-первых, усилием политической воли надо эти «сословные» надбавки ликвидировать. Во-вторых, в странах, где есть нормальная конкурентная политическая система и оппозиция, сменяемость власти, демократия, честные выборы, все подобные привилегии у чиновников вычищены уже давно. А у нас в России, которая столь неудачно еще в 90-е пыталась стать цивилизованной страной, эти привилегии, только-только отмененные после конца СССР, снова стали отрастать, как отрастают в любой недемократической стране», - отмечает эксперт.

Еще одна привилегированная группа граждан

Политолог Екатерина Шульман обращает внимание на то, что помимо высших должностных лиц в России есть куда более многочисленная группа людей, социальное и пенсионное обеспечение которых сильно отличается от соцгарантий остальных граждан.

Неравенство в нашей системе пенсионного обеспечения действительно чрезвычайно велико, но оно не сводится к тому, что высшие должностные лица получают пенсию больше, чем все остальные. Нельзя сказать, что, если раскулачить их всех, то остальным пенсионерам сразу же станет хорошо. С точки зрения баланса Пенсионного фонда, они погоды не делают, отмечает она.

«Во время пенсионной реформы прошлого года у нас вылезла наружу проблема более существенная. Есть довольно многочисленная категория граждан, на которую повышение пенсионного возраста не распространилось. Они выходят на пенсию гораздо раньше остальных, им засчитывается в стаж служба в армии, время учебы, а если ты еще и работал на территориях, приравненных к северным (а это, например, Красноярский край), или какой-то другой географический бонус – то свободен уже в 35, как балерина. У них и размер пенсий гораздо выше, чем у остальных граждан. Они обслуживаются в системе богатой ведомственной медицины – существующей совершенно параллельно с системой страховой медицины (как обязательного, так и добровольного медицинского страхования). Обслуживаются в ней бесплатно, в том числе после выхода на пенсию. И это не высшие чиновники, которых сотни на всю страну, это сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, следственного комитета, судов и спецслужб, и их уже миллионы. Получать большие пенсии они могут при нынешней средней ожидаемой продолжительности жизни 40 лет – больше, чем работали. Это реальный сценарий, который касается миллионов наших сограждан, а не нескольких сотен депутатов, сенаторов, президента и премьера. Это сословное неравенство, которое закреплено в законе», - говорит Екатерина Шульман.

«Люди, приписанные к определенным ведомствам, живут и обеспечиваются по одним правилам и стандартам, а все остальные, получающие трудовую или социальную пенсию, – по другим. Это действительно большая несправедливость, которая воспринимается как нечто естественное, потому что привычна людям еще с советских времен. Но советских времен уже нет, и все живут в довольно жестоком монополистическом капитализме, а некоторые люди продолжают жить в мире, где есть бесплатная медицина, служебное жилье, которое легко становится частной собственностью, где досрочно выходят на пенсию, получают многочисленные льготы. Всё это очень напоминает феодальную систему, в котором есть податное сословие – те, что платят налоги, а есть те, кто налогов не платит, а только пользуется благами за счет других», - рассуждает Екатерина Шульман.

Какую пенсию будут получать российские министры, глава правительства и президент, когда уйдут со своих постов?

С 1 января 2019 года начала действовать пенсионная реформа. Касается она не только повышения пенсионного возраста, но изменений сумм пенсионных выплат. Какие пенсии будут получать высшие должностные лица нашей страны в соответствии с последними изменениями.

Пенсия премьер-министра

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, получают трудовую пенсию, составляющую в среднем 17—18 тыс. рублей. Кроме того, все бывшие российские премьер-министры могут претендовать на доплату к пенсии в 55—75% от вознаграждения действующего председателя правительства (определено указом Б. Ельцина от 1995 г.). Минимальная доплата полагается проработавшим на госдолжностях от года до трех, максимальная — занимавшим кресло более трех лет.

Экс-премьерам и другим чиновникам, проработавшим на госдолжностях меньше года, доплата не полагается. Исключение сделано лишь для бывших высокопоставленных советских чиновников — им доплата от 45% от вознаграждения действующих должностных лиц назначается при любом стаже.

Как это выглядит в цифрах?

Так как зарплата премьер-министра Дмитрия Медведева в 2018 году составила 715 тыс. рублей в месяц, все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в 393,25—536,25 тыс. рублей.Формально на премьерскую надбавку сейчас могут претендовать семь человек. Пенсионного возраста достигли четверо — Михаил Касьянов (61 г.), Сергей Степашин (66 лет), Михаил Фрадков (68 лет), Виктор Зубков (77 лет). Из них лишь Фрадков продолжает занимать госдолжность, что не дает ему права на доплату. Право на максимальную премьерскую доплату есть только у Михаила Касьянова и Сергея Степашина.

Пенсии министров

В отличие от экс-президентов и экс-премьеров, которые после выхода на пенсию сохраняют большую часть своей зарплаты, действующие министры могут претендовать лишь на ее малую часть. В зависимости от количества лет работы в качестве министра, экс-министры получат доплату к трудовой пенсии (17—18 тыс. руб.). Большинство министров может рассчитывать на доплату 55—75% от вознаграждения действующего министра — на большее почти ни у кого не хватает стажа.

Денежное вознаграждение министра сегодня — 84 774 рубля в месяц. Таким образом, тот, кто был министром от 3 до 6 лет, получит 55% от его текущей зарплаты — 46,6 тыс. рублей. Тот, кто занимал министерское кресло от 6 до 10 лет, получает 75% к пенсии или 63,6 тыс. рублей.

Пенсии глав палат парламента

Закон о статусе сенаторов и депутатов приравнивает объем социальных гарантий для спикеров верхней и нижней палаты российского парламента — в частности, размеры денежного вознаграждения и пенсий — к премьерскому.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин — у обоих стаж работы в данной должности больше трех лет.. При этом пенсии Нарышкина, Матвиенко и других бывших спикеров обеих палат парламента будут меньше премьерской, ведь по закону о статусе сенатора и депутата их трудовые пенсии не суммируются с премьерской доплатой, а поглощаются ею. Формальное право претендовать на премьерские доплаты к пенсиям есть у бывших председателей Совета Федерации Владимира Шумейко и Егора Строева и бывших спикеров Госдумы Ивана Рыбкина, Геннадия Селезнева и Бориса Грызлова.

Пенсии депутатов

Депутаты Госдумы и сенаторы законодательно приравнены к федеральным министрам. Их зарплата сейчас составляет 399,3 тыс. рублей. Пенсия депутата с 10-летним стажем составит 63,6 тыс. рублей в месяц, исполнявшие обязанности депутата от 5-10 лет могут рассчитывать на пенсию в размере 46,626 тыс. рублей. Стаж менее 5 лет по новым правилам права на депутатскую пенсию не дает.

Пенсия президента

Экс-президенту России, оставившему все государственные должности, гарантировано пожизненное содержание в 75% от вознаграждения действующего главы государства. Эта доля сейчас превышает 536 тыс. рублей (в апреле Владимир Путин увеличил свою зарплату в 2,75 раза, до 715 тыс. руб.). На такую же выплату может претендовать и экс-президент Дмитрий Медведев.

Сейчас в России нет экс-президентов пенсионеров. Что касается первого президента СССР Михаила Горбачева, то в 1994 году ему назначили сумму в 40 минимальных окладов труда.

К категории пенсионеров, занимавших или занимающих должности государственных служащих, принято относить работников прокуратуры, службы судебных приставов, судебных органов, сотрудников полиции. Пенсионный возраст госслужащих в рамках проведенной в прошлом году реформы был изменен.

Пенсионный возраст госслужащих

Пенсионный возраст госслужащих - основные положения реформы

Положения новой реформы затронут категории государственных служащих, кому в текущем году предстоит выход на пенсию, а также тех служащих, чей пенсионный возраст пришелся на конец 2015 года. Последние получили возможность остаться на своих рабочих местах.

Реформа в полной мере вступила в действие в 2016 году. 2016 год обозначен как переходный период. Так, для чиновников предусмотрено постепенное увеличение пенсионного возраста. Окончательно пенсионный возраст госслужащих в России по последним новостям возрастет до 65 лет. Продолжить службу можно будет и до 70 лет, но пенсия выплачиваться не будет. Так, если служащий вышел на пенсию в 65 лет, а в 67 вновь вернулся на службу, то выплата пенсии приостановится. Но восстановиться в должности чиновник сможет лишь в первые три года после официального ухода на пенсию.

Дебетовая карта «Польза»

Во многом причина таких реформ заключается в том, что, даже выйдя на пенсию, многие чиновники продолжают трудовую деятельность, одновременно получая и пенсию, и зарплату. В связи с этим и был увеличен и возраст выхода на пенсию.

С другой стороны необходимость реформ обусловлена дисбалансом между трудоспособным населением и населением, которое должно по возрастным показателям завершать трудовую деятельность. Такая ситуация может привести к краху пенсионной системы в стране.

Так, установленные еще в 1932 году пенсионные возрасты: 55 – для женщин и 60 лет для мужчин сегодня претерпевают вынужденные изменения. Так женщинам дано право трудиться до 60 лет, а мужчинам – до 65 лет. Кроме того, продолжить трудовую деятельность можно и до 70 лет, но без начисления пенсии. Вероятно, пенсионный возраст госслужащих в 2021 году будет изменен.

Как будет проходить реформа и начисляться пенсия?

Пенсионный возраст госслужащих новости описывают как поэтапный процесс.

  • Повышаться он будет поэтапно – госслужащим ежегодно прибавляться по 6 месяцев. Иными словами, например, сотруднику должно исполниться в декабре 60 лет, но реформа добавит ему еще 6 месяцев, которые необходимо отработать до пенсии, в следующем году будет прибавлено еще полгода. Одновременно с этим будет возрастать и срок стажа.
  • Так, специальный трудовой стаж будет увеличен с 15 до 20 лет.
  • При этом пенсия по выслуге лет будет исчисляться в размере 45% от зарплаты чиновника. Также положения новой реформы предусматривают ежегодное увеличение пенсии по выслуге лет на 3%, но в совокупности она не может превышать 75% от зарплаты чиновника. Учитываться при расчете размера пенсионных выплат за выслугу лет будет объем его зарплаты на последний год.
  • В этот расчет не войдут декретные отпуска, больничные листы и отпуска без содержания. Пенсии чиновников, работающих в льготных регионах, будут увеличены на региональные коэффициенты.
-->

Tinkoff Black (с безопасной доставкой карты)

Среди положительных изменений можно отметить, что период по уходу за ребенком – полтора года будет включаться в страховой стаж, но в совокупности не будет включено не более 4-х лет.

Таким образом, повышение пенсионного возраста госслужащим – это уже решенный вопрос на законодательном уровне, а сам закон уже вступил в силу.

Как будет проходить реформа и начисляться пенсия?

Итоги реформы

Увеличение пенсионного возраста коснулось только государственных служащих. Для них возраст выхода на пенсию увеличен до 65 лет с последующим постепенным увеличением.

Изменения коснулись и специального стажа. Так, если ранее это период устанавливался до 15 лет, то реформа увеличила это период до 20 лет.

Изменения коснулись и депутатов Госдумы. Если ранее достаточно было исполнять свои обязанности в течение года, чтобы получить 5% дополнительно к будущей пенсии, то после реформы этот срок увеличился до 5 лет. Учитывать следует, что выбираются сенаторы только на четыре года. Также, если ранее для получения 75%, достаточно было отработать 3 года, но после реформы срок возрос до 10 лет. Положения закона не распространяются на тех сенаторов, срок исполнения обязанностей которых к 1 января текущего года составил не менее одного года, на госслужащих, имеющих 15 лет стажа, а также уволенных за год до реформы.

Умная карта

Досрочный выход на пенсию был ранее предусмотрен лишь для чиновников, работающих в регионах Крайнего Севера. Возраст составлял 50 и 55 лет соответственно. После введения реформы эти возрастные границы также отодвинут до 55 и 60 лет соответственно. Уволившиеся с госслужбы будут выходить на пенсию в общем порядке.

like
4 smile
0 normal
1 sad
2 dislike
5

Современные положения законодательства предполагают, что граждане Российской Федерации по достижению ими возраста нетрудоспособности могут ожидать материальное обеспечение – пенсию. Большая часть из них получает выплаты по линии государственного пенсионного фонда, которые формируются по страховым принципам.

Однако обеспечение денежными средствами отдельных категорий работников может осуществляться в особенном порядке. Так, лица, осуществлявшие деятельность в качестве госслужащих, имеют право на пенсию, рассчитываемую по специальному стажу. Она выплачивается за счет государственной казны и рассчитывается по несколько отличным от страховой пенсии правилам.

Бесплатно по России

Пенсионная реформа, проводимая в настоящее время в стране, затронула и порядок начисления выплат госслужащим. О том, что изменилось в данном вопросе в 2019 году, пойдет речь далее.

Кто имеет право на получение пенсии госслужащего

Порядок приема, прохождения и освобождения от обязанностей госслужбы в нашей стране строго отрегулирован текущим законодательством. Так, оно дает четкое определение того, работников каких структур следует считать госслужащими, и разделяет их на две категории.

Федеральные государственные служащие

К ним относятся работники, осуществляющие трудовую деятельность в:

  • федеральных органах исполнительной власти;
  • федеральных судебных органах;
  • иных федеральных государственных органах;

Осуществление полномочий данных структур не зависит от решений регионального руководства и законодательства субъектов РФ. Граждане, относящиеся к данной категории, получают заработную плату за счет федерального бюджета.

Государственные служащие субъектов РФ

Это лица, осуществляющие трудовую функцию в региональных органах власти, деятельность которых обеспечивается средствами региональных бюджетов.

Не все работники, трудящиеся в государственных и региональных органах являются госслужащими, а только среди них, которые занимают соответствующие должности. Таким образом, и право на пенсию по выслуге возникает только у них.

Возраст выхода на пенсию у государственных служащих

Государственные служащие получают средства в счет материального обеспечения несколько позже. Это связано с тем, что возраст выхода на пенсию для них стал увеличиваться раньше, чем для остальных категорий граждан. Так, чиновники-женщины могут претендовать на обеспечение в 56 лет, а мужчины в 61 год.

При наличии стажа в 25 лет, из которых не менее 7 лет является периодом прохождения службы, граждане могут выйти на пенсию раньше по времени.

Кроме этого, чиновники имеют право не только на выплаты по выслуге, но и на обычную пенсию по старости. Это возможно в том случае, если ранее гражданин осуществлял трудовую деятельность, не связанную с гражданской службой, и за него вносились взносы в пенсионный фонд, а также при наличии достаточного стажа и количества страховых баллов.

Увеличился ли возраст в результате реформы

В 2019 году в России проходит реформа системы пенсионного обеспечения, в общих чертах предполагающая установление более сложных критериев для назначения материального обеспечения. Изменения коснулись и лиц, занятых на госслужбе.

Так, возраст, когда чиновник вправе обращаться за выплатой материального обеспечения, будет поэтапно увеличиваться. Итогом реформы станет то, что к 2028 году мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины в 2034 в 63 года.

В 2019 году возраст, дающий право на выплаты государственных служащих увеличился на полгода по сравнению с 2018 годом.


Стаж, необходимый для выхода на пенсию

Чиновники выходят на пенсию на основании выслуги. Под ней следует понимать определенный беспрерывный стаж работы, когда лицо осуществляло соответствующие функции, трудясь в органах государственной власти. В этом году претендовать на выплату могут лица, имеющие выслугу, составляющую 16,5 лет.

Однако требования к выслуге увеличиваются с каждым годом. Так, итогом пенсионной реформы станет то, что госслужащие смогут выходить на заслуженный отдых, имея 20 лет выслуги. Произойдет это в 2026 году.

Что входит в стаж

Чтобы рассчитать выслугу, необходимо понимать, какие периоды в нее входят.

Разберем их подробнее:

  • периоды непосредственного выполнения обязанностей, связанных со службой;
  • период временной нетрудоспособности;
  • время, проведенное в ежегодном оплачиваемом и дополнительном отпусках;
  • период нахождения в отпуске по БиР.

Данный перечень не является закрытым.

Размер пенсии госслужащего

Пенсия рассматриваемой категории лиц непосредственно зависит от их заработка. В качестве основы для расчета используется его усредненный доход за последние 12 месяцев.

Так, для определения его суммы учитываются следующие материальные выплаты:

  • должностной оклад;
  • премии;
  • надбавки за выслугу;
  • надбавки за особые условия службы;
  • разовые выплаты и материальная помощь.

Не входит в базу для подсчета заработка оплата за иную деятельность, осуществляемую помимо госслужбы. К примеру, преподавание в университете.

При расчете пенсии учитывается, что она должна составлять не более 45% от среднемесячной зарплаты. Также пенсия госслужащих подлежит периодической индексации.

Для служащий в региональных органах, в соответствии с местными нормативными актами, этот процент может быть увеличен.

Следует учитывать, что если чиновник имеет стаж гражданской службы сверх выслуги, то ему положена надбавка в размере 3% за каждый год. Однако в совокупности общий объем пенсионного обеспечения не может составлять более 75% от его среднемесячной зарплаты.

Как рассчитать будущую пенсию

Пенсия государственных служащих рассчитывается по следующей формуле, которая претерпела некоторые изменения, связанные с увеличением срока выслуги до 16,5 лет в 2019 году:

где:

П – размер пенсионного обеспечения.

СЗ – размер среднего заработка.

СП – размер страховой пенсии.

Ст – период, отработанный сверх положенной выплаты.

Для наглядности смоделируем следующую ситуацию:

Гражданин Иванов осуществлял трудовую деятельность на должности государственной службы 18,5 лет. Среднемесячный заработок его за последние 12 месяцев составил 30 тысяч рублей. При этом гражданин Иванов заработал право на страховую пенсию, размер которой составляет 4 тысячи рублей (без фиксированной выплаты).

В данном случае порядок расчета выглядит следующим образом:

Таким образом, пенсия по выслуге бывшего чиновника Иванова составит 11 300 рублей в месяц.

В отдельных случаях бывшему чиновнику выгоднее получать пенсию по старости, чем по выслуге.

Государственные служащие имеют право на назначение им особой пенсии. Для этого они должны достигнуть соответствующего возраста и иметь стаж, составляющий не менее 16,5 лет в данной сфере. При этом в рамках проходящей пенсионной реформы требования к будущим пенсионерам будут ужесточаться, равно как и для остальных лиц, проживающих в РФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео-сюжет о формировании пенсии госслужащих по новому закону:

Читайте также: