Когда пересчитают пенсии госслужащим в украине

Опубликовано: 03.05.2024

Бывшие госслужащие требуют перерасчета пенсий, которые не индексируют уже двенадцатый год.

Услышит ли правительство пенсионеров-госслужащих?

Чуть ли не конфликтом закончилось рабочее совещание в Министерстве социальной политики. Его накануне праздников проводил Комитет Верховной Рады по вопросам соцполитики, занятости и пенсионного обеспечения с представителями Пенсионного фонда, профсоюзов, лидерами Ассоциации пенсионеров налоговой службы и инициативной группы пенсионеров — бывших госслужащих, которые третий год добиваются, чтобы им пересчитали уже назначенные пенсии — согласно Закону «О государственной службе». Дошло до разговора на повышенных тонах.

Когда заместитель министра соцполитики Николай Шамбир обмолвился, что вносить поправки к Закону № 2148 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», чтобы индексировать пенсионные выплаты бывшим госслужащим, вышедшим на заслуженный отдых до 2016 года, нет смысла, ведь это, мол, обойдется Госбюджету в 5—6 миллиардов гривен в год, а таких денег в государственной казне все равно нет, пенсионеры, не слишком выбирая слова, обвинили министерство в полной бездеятельности. Николай Шамбир тоже не сдержался и резко заявил, что в таком случае прекращает свое участие в совещании. Это вызвало у пенсионеров шквал негодования. Неизвестно, как бы все закончилось, но ситуацию спас председатель Профсоюза работников государственных учреждений Юрий Пижук, призвав к конструктивному диалогу. Его поддержали первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения, народный депутат Сергей Каплин и секретарь комитета, народный депутат Наталья Веселова.

Почему же дошло до словесных баталий?

Размер пенсионного обеспечения госслужащих, которые вышли на пенсию в 90-е и нулевые годы, учитывая тогдашний курс национальной валюты (от 4,5—5,5 до 8 гривен за доллар) и приемлемый уровень тогдашних цен, сначала казался вполне приличным. Но обвал курса в 2014-м и инфляционные процессы быстро обесценили их пенсии. У большинства из 76 тысяч бывших госслужащих сегодня они лишь немного выше минимальных — от двух с половиной до трех тысяч гривен. Последнюю же индексацию выплат госслужащим провели в далеком 2008-м, после падения курса с 5,5 сразу до 8 гривен за доллар.

Статус-кво могли бы восстановить индексация выплат и процесс осовременивания пенсий, который стартовал с 1 октября 2017 года (согласно закону № 2148). Но принятый по инициативе Кабинета Министров в 2015-м Закон № 213 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» остановил перерасчет пенсий.

— Хотя наш комитет был против закона № 213, — рассказывала народный депутат Наталья Веселова. — Мы предупреждали его разработчика — Минсоцполитики, что законопроект — не идеален. Но правительство настояло на своем.

Несправедливость положений закона лишний раз подчеркивает также то, что госслужащие, которые идут на заслуженный отдых сейчас, получают намного выше пенсии, чем их коллеги, которые ушли на отдых до реформы. Скажем, люди, работавшие на должностях главных специалистов областных и районных госадминистраций, получают от восьми до десяти тысяч гривен. Бывшие же начальники отделов ОГА и РГА, вышедшие на пенсию раньше, — только до трех тысяч. А пенсионеры, у которых были высокие ранги госслужащих, получают на две-три, а иногда и на пять тысяч меньше, чем могли бы.

Бывшие госслужащие уже третий год пытаются привлечь внимание к своим проблемам. В частности, организовали инициативную группу, в которую уже входят 22 тысячи пенсионеров. Проводили встречи в Минсоцполитики. Перезнакомились со всеми народными депутатами Комитета Верховной Рады Украины по вопросам соцполитики. Обращались с открытым письмом к правительству. Поскольку дело не двигалось, пошли в суды. Интересно, что те, кто сделал это сразу, добились перерасчета пенсий. Казалось, это — единственный выход из ситуации. Но тут «случилось чудо» — Пенсионный фонд решил обжаловать решения районных судов, и как по команде апелляционные инстанции «вдруг» начали удовлетворять жалобы ПФУ.

Но хождение по кругу только казалось безнадежным. В Верховной Раде услышали пенсионеров. В настоящее время в парламенте зарегистрированы сразу три проекта законов, которые восстанавливают справедливость. Лучшим считают проект закона № 7406 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно перерасчета пенсий научным работникам, журналистам, работникам органов местного самоуправления и другим)», зарегистрированный в Верховной Раде еще 15 декабря 2017 года. Он уже получил в целом положительную оценку Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины, где считают, что необходимо обеспечить «соблюдение конституционных прав граждан относительно осуществления перерасчета назначенных пенсий».

Очень хорошо обосновывает необходимость принятия проекта закона № 7406 и пояснительная записка к нему. В ней, в частности, говорится: «Государство ограничило права указанных категорий граждан на надлежащий размер пенсионного обеспечения, лишив их какого-либо перерасчета, несмотря на то, что в ч. 3 ст. 22 Конституции Украины предусмотрена недопустимость сужения содержания и объема существующих прав и свобод. При этом согласно внесенным законодательным изменениям со временем научные работники, журналисты, работники органов местного самоуправления и государственные служащие будут вынуждены перейти на пенсию по возрасту, когда она превысит их пенсионное обеспечение. Вместе с тем в решении Конституционного Суда Украины от 28 апреля 2009 года № 9-рп/2009 отмечается, что сужение содержания и объема существующих прав и свобод объективно приведет к ухудшению положения человека в обществе из-за их ограничения, а также подрывает принцип доверия человека к государству».

Неудивительно, что и рабочее совещание Минсоцполитики началось «за здравие».

— Люди, всю жизнь работавшие на государство, не должны теперь унижаться, обивая пороги министерств и ведомств, или защищать свои законные права в судах, — сказала народный депутат Наталья Веселова. — От слов пора перейти к делу.

Решительно выступила в защиту прав пенсионеров директор департамента мониторинга социальных прав секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Светлана Глущенко. Она, в частности, отметила, что бывшие госслужащие много лет платили в ПФУ «лишние» 2,5% взносов, по сути, «предоставляя государству беспроцентный кредит, а должник нынче говорит, что у него нет денег».

Председатель Профсоюза работников госучреждений Юрий Пижук отметил: единственное, что мешает «восстановить социальную справедливость — это отсутствие политической воли».

Интересные соображения высказали пенсионеры — бывшие госслужащие Татьяна Лахманюк, Владимир Демьяненко и Станислав Коваленко из Киева, Валентина Бойко из Запорожья, Екатерина Рудинец из Днепра, Любовь Сафарян из Николаева, Екатерина Шумейко и Валентина Сахно с Черниговщины.

Основную проблему, мешающую принять справедливое решение, озвучил народный депутат Сергей Каплин. По его мнению, в данное время ни законопроект № 7406, ни другие два именных проекта закона, ни даже гипотетический законопроект отдельной парламентской фракции не наберет достаточного количества голосов, необходимого для его принятия. Нужен проект закона от правительства! А инициатором его внесения в Верховную Раду, считает народный депутат, должно стать Министерство социальной политики.

Казалось бы, проблема ясна. Пенсионеры, которые пришли на рабочее совещание, были убеждены — сейчас лед тронется. Тем более, как пошутил Юрий Пижук, на разработку нового закона много времени не надо, ведь «текст можно создать, нажав Ctrl-C и Ctrl-V». Поэтому холодным душем стала непонятная позиция Николая Шамбира, который хоть и посыпал голову пеплом, но вежливо умыл руки. Мол, я не я и лошадь не моя.

С острой критикой позиции министерства выступили несколько пенсионеров. Вера Павленко из Борисполя Киевской области на фактах доказала, что цифры, которые привел заместитель министра, завышены почти вдвое, а потому — манипулятивны. Киевлянин Николай Горобчук отметил, что сокращение бюджетных ассигнований не может быть основанием для уменьшения пенсионных выплат, это — нарушение Конституции. Самой жесткой критике подвергла заместителя министра глава комиссии по пенсионным делам общественной организации «Всеукраинская ассоциация ветеранов Государственной налоговой службы» Галина Мазурчак.

— Минсоцполитики пять лет замалчивало наши проблемы! Господин Шамбир, нам надоело на коленях вымаливать свои законно заработанные пенсии. Мы требуем, чтобы проект закона № 7406 или его правительственный вариант как можно скорее вынесли в сессионный зал.

. Когда страсти улеглись, Сергей Каплин предложил все же внести в протокол решения рабочего совещания пункт — поручить Министерству соцполитики проинформировать Кабинет Министров о проблеме и предлагаемых путях ее решения. Николай Шамбир в своем заключительном слове подчеркнул, что министерство «открыто для дискуссий», но, по его мнению, этот «диалог надо продолжить в стенах парламента».

Словом, позиции министерства никто не понял. Поэтому вопрос — услышит ли правительство пенсионеров-госслужащих — остается открытым.

Оснований для проведения перерасчета пенсий государственным служащим в соответствии с законодательством не существует. Об этом сообщается в ответе Министерства социальной политики Украины на депутатский запрос Анатолия Денисенко относительно недопущения нарушения прав и свобод в отношении пенсионеров-государственных служащих, которым в настоящий момент не осуществляется перерасчет пенсий.

В своем ответе Минсоцполитики отмечает, что норма перерасчета пенсий государственным служащим ранее была предусмотрена статьей 37 1 Закона Украины от 16.12.1993 № 3723- XII «О государственной службе» (Закон № 3723), в соответствии с которой условия и порядок проведения таких перерасчетов были определены Кабинетом Министров Украины.

Законом Украины от 2.03.2015 года № 213 – VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» с 01.06.2015 года были отменены нормы, касающиеся пенсионного обеспечения лиц, которым пенсии назначались в соответствии с Законом № 3723.

Вместе с тем, постановлением Кабмина от 9.12.2015 № 1013 «Об упорядочивании структуры заработной платы, особенности проведения индексации и внесения изменений в некоторые нормативно-правовые акты» был отменен пункт 4 постановления Кабмина от 31.05.2000 № 865 «О некоторых вопросах усовершенствования определения размеров заработка для вычисления заработной платы для перерасчета пенсий в случае повышения размера заработной платы работающим государственным служащим».

В соответствии с постановлением Кабмина от 14.09.2016 года № 622 «Некоторые вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц», постановление № 865 утратило свою силу.

В то же время Законом Украины от 10.12.2015 № 889-VIII «О государственной службе» (далее – Закон № 889), который вступил в силу 1.05.2016 году, не предусмотрено проведение перерасчетов ранее назначенных государственным служащим пенсий.

Как подчеркнули в Минсоцполитики, со вступлением в силу Закона Украины № 889 Закон № 3723 утратил силу, кроме статьи 37 (относительно назначения пенсий отдельным категориям лиц).

В соответствии со статьей 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании и в рамках полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Украины.

В решениях Конституционного суда Украины от 3.10.1997 года № 4-зп (пункт 3) и от 16.04.2009 года№7 – рп/2009 (пункт 4.1) было разъяснено, что конкретную сферу общественных отношений не могут в то же время урегулировать однопредметные нормативно-правовые акты одинаковой силы, которые по содержанию противоречат один другому. Обычной является практика, когда следующий во времени акт содержит прямое предостережение относительно полного или частичной отмены предыдущего. С принятием нового акта, если другое не предусмотрено им, автоматически отменяется однопредметный акт, который действовал раньше.

В Минсоцполитики отметили, что с учетом всего упомянутого, оснований для проведения перерасчета размеров пенсий государственным служащим в соответствии с нормами законодательства нет.

В соответствии со статьей 90 Закона № 889, пенсионное обеспечение государственных служащих проводится в соответствии с нормами Закона Украины от 9.07.2003 года № 1058-IV «Об обязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон «1058).

Законом Украины от 3.10.2017 № 2148-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» (далее – Закон № 2148), который вступил в силу 11.10.2017 года, был внедрен единый подход по начислению пенсий в соответствии с Законом № 1058.

Законом № 2148 обеспечена дифференциация размеров пенсий в зависимости от полученного заработка и страхового стажа путем проведения перерасчетов пенсий от 1.10.2017 года с использованием единого показателя заработной платы, который применяется для назначения пенсий в 2017 году, на уровне 3 764,4 грн и показателя стоимости одного года страхового стажа – 1 процент.

В Министерстве также подчеркнули, что, если после проведения перерасчета размер пенсии, который вычислен в соответствии с Законом № 1058, превышает размер пенсии, определенный по нормам других законов органы пенсионного фонда Украины, начисляют пенсию по варианту, который более выгоден пенсионеру.

Оснований для проведения перерасчета пенсий государственным служащим в соответствии с законодательством не существует. Об этом сообщается в ответе Министерства социальной политики Украины на депутатский запрос Анатолия Денисенко относительно недопущения нарушения прав и свобод в отношении пенсионеров-государственных служащих, которым в настоящий момент не осуществляется перерасчет пенсий.

В своем ответе Минсоцполитики отмечает, что норма перерасчета пенсий государственным служащим ранее была предусмотрена статьей 37 1 Закона Украины от 16.12.1993 № 3723- XII «О государственной службе» (Закон № 3723), в соответствии с которой условия и порядок проведения таких перерасчетов были определены Кабинетом Министров Украины.

Законом Украины от 2.03.2015 года № 213 – VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» с 01.06.2015 года были отменены нормы, касающиеся пенсионного обеспечения лиц, которым пенсии назначались в соответствии с Законом № 3723.

Вместе с тем, постановлением Кабмина от 9.12.2015 № 1013 «Об упорядочивании структуры заработной платы, особенности проведения индексации и внесения изменений в некоторые нормативно-правовые акты» был отменен пункт 4 постановления Кабмина от 31.05.2000 № 865 «О некоторых вопросах усовершенствования определения размеров заработка для вычисления заработной платы для перерасчета пенсий в случае повышения размера заработной платы работающим государственным служащим».

В соответствии с постановлением Кабмина от 14.09.2016 года № 622 «Некоторые вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц», постановление № 865 утратило свою силу.

В то же время Законом Украины от 10.12.2015 № 889-VIII «О государственной службе» (далее – Закон № 889), который вступил в силу 1.05.2016 году, не предусмотрено проведение перерасчетов ранее назначенных государственным служащим пенсий.

Как подчеркнули в Минсоцполитики, со вступлением в силу Закона Украины № 889 Закон № 3723 утратил силу, кроме статьи 37 (относительно назначения пенсий отдельным категориям лиц).

В соответствии со статьей 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании и в рамках полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Украины.

В решениях Конституционного суда Украины от 3.10.1997 года № 4-зп (пункт 3) и от 16.04.2009 года№7 – рп/2009 (пункт 4.1) было разъяснено, что конкретную сферу общественных отношений не могут в то же время урегулировать однопредметные нормативно-правовые акты одинаковой силы, которые по содержанию противоречат один другому. Обычной является практика, когда следующий во времени акт содержит прямое предостережение относительно полного или частичной отмены предыдущего. С принятием нового акта, если другое не предусмотрено им, автоматически отменяется однопредметный акт, который действовал раньше.

В Минсоцполитики отметили, что с учетом всего упомянутого, оснований для проведения перерасчета размеров пенсий государственным служащим в соответствии с нормами законодательства нет.

В соответствии со статьей 90 Закона № 889, пенсионное обеспечение государственных служащих проводится в соответствии с нормами Закона Украины от 9.07.2003 года № 1058-IV «Об обязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон «1058).

Законом Украины от 3.10.2017 № 2148-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» (далее – Закон № 2148), который вступил в силу 11.10.2017 года, был внедрен единый подход по начислению пенсий в соответствии с Законом № 1058.

Законом № 2148 обеспечена дифференциация размеров пенсий в зависимости от полученного заработка и страхового стажа путем проведения перерасчетов пенсий от 1.10.2017 года с использованием единого показателя заработной платы, который применяется для назначения пенсий в 2017 году, на уровне 3 764,4 грн и показателя стоимости одного года страхового стажа – 1 процент.

В Министерстве также подчеркнули, что, если после проведения перерасчета размер пенсии, который вычислен в соответствии с Законом № 1058, превышает размер пенсии, определенный по нормам других законов органы пенсионного фонда Украины, начисляют пенсию по варианту, который более выгоден пенсионеру.

Индексация пенсий: индексация пенсий-2021 в Украине-1200x800

Фото: пресс-служба Кабинета министров Украины

Ежегодную индексацию пенсий в Украине хотят проводить до 1 марта каждого года. Для этого в закон необходимо внести изменения и прописать четкую дату повышения. Об этом сообщил премьер-министр Денис Шмыгаль в ходе заседания правительства в среду, 27 января.

По его словам, такое нововведение может заработать уже с 2022 года.

"Этот законопроект касается усовершенствования пенсионного законодательства. С 2022 года будет происходить не позже 1 марта ежегодная индексация пенсий. Мы предлагаем сделать все прозрачно и установить четкие даты, когда должна происходить индексация. Также уберем несправедливость, когда некоторых индексация не коснется", – сказал Шмыгаль.

Также стипендии детям сиротам станут выше прожиточного минимума на 150%. Общий размер пенсии будет на уровне 3 тыс. грн.

Этапы дополнительных начислений

В 2021 году проведут несколько этапов дополнительных начислений различным категориям пенсионеров:

  • с 1 марта 2021 — плановая индексация пенсий (примерно на 11%), кроме того — украинцы в возрасте от 80 лет начнут получать ежемесячную доплату в размере 500 гривен (если их пенсия не достигает размера средней заработной платы в Украине, которая учитывается для начисления пенсий);
  • с 1 апреля 2021 — перерасчет выплат пенсий работающим пенсионерам с учетом стажа (или стажа и заработка), приобретенных после 1 марта 2019 года;
  • с 1 июля 2021 — ежемесячную доплату в размере 400 гривен начнут получать пенсионеры в возрасте от 75 до 80 лет (аналогично, если их пенсия не достигает размера средней заработной платы в Украине, которая учитывается для начисления пенсий).

Индексация пенсий: индексация пенсий-2021 в Украине - фото 1

Кроме этого, в 2021 году в Украине дважды повысят минимальную пенсию (в целом на 9,3%) — соответственно росту прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность:

  • с 1 июля 2021 — с 1769 до 1854 гривен (на 4,8%);
  • с 1 декабря 2021 — с 1854 до 1934 гривен (на 4,3%).

Нововведения не коснутся

  • тех, кто по формуле заработал на пенсию, размер которой меньше 11% от минимальной;
  • те, кто сейчас получает максимальную пенсию.

Индексация пенсий: индексация пенсий-2021 в Украине - фото 2

Привилегированным сделают хорошо

Категории пенсионеров, которые прежде получали пенсии намного выше, чем рядовые труженики на заслуженном отдыхе, — они и теперь ничего не потеряют, скорее наоборот.

Законопроект просто предусматривает немного другую схему начисления этих пенсий. Отметим, что Кабмин не отказался от поэтапного повышения пенсий в течение года, несмотря на дефицит фонда (195 млрд грн в 2021 году).

Минимальная заработная плата

По состоянию на 1 января 2020 года в Украине было 11,3 миллиона пенсионеров. В Пенсионном фонде рассказали, что из общего количества пенсионеров 2,6 миллиона — также имеют работу.

С 1 января в Украине выросла минимальная заработная плата. В месячном размере в 2021 году она составит 6 тыс., 6,5 тыс. грн. Минимальная зарплата в почасовом размере в 2021 году будет 36,11 грн и 39,12 грн. Из-за повышения минимальной зарплаты пенсии также выросли.

Уровень заработных плат в Украине:

  1. Киев — 21 812 грн;
  2. Донецкая область — 14 720 грн;
  3. Николаевская область — 14 605 грн;
  4. Киевская область — 14 300 грн;
  5. Ровенская область — 14 088 грн;
  6. Запорожская область — 13 620 грн;
  7. Днепропетровская область — 13 163 грн;
  8. Закарпатская область — 13 106 грн;
  9. Хмельницкая область — 12 951 грн;
  10. Луганская область — 12 765 грн;
  11. Полтавская область — 12 711 грн;
  12. Одесская область — 12 553 грн;
  13. Львовская область — 12 513 грн;
  14. Винницкая область — 12 251 грн;
  15. Ивано-Франковск — 12 088 грн;
  16. Сумская область — 11 974 грн;
  17. Харьковская область — 11 969 грн;
  18. Тернопольская область — 11 945 грн;
  19. Черновицкая область — 11 853 грн;
  20. Житомирская область — 11 806 грн;
  21. Черкасская область — 11 646 грн;
  22. Волынская область — 11 625 грн;
  23. Херсонская область — 11 586 грн;
  24. Кировоградская область — 11 392 грн;
  25. Черниговская область — 10 921 грн.

Напомним, с 1 апреля 2021 года в Украине пенсионный возраст сравняется для мужчин и женщин и составит 60 лет. Но пенсию оформить смогут не все, кто достиг этого возраста.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

Статьей 37 Закона о госслужбе (в редакции, действующей с 01.10.2011 г.) предусмотрено, что на получение пенсии государственных служащих имеют право мужчины, достигшие возраста 62 лет, и женщины, достигшие пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании (60 лет), при наличии страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренного абзацем первым части первой ст. 28 Закона о пенсионном страховании (для мужчин — 35 лет, для женщин — 30 лет), в том числе стажа государственной службы не менее 10 лет, и на время достижения указанного возраста работавшие на должностях государственных служащих, а также лица, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, независимо от места работы на момент достижения указанного возраста. Пенсия государственным служащим назначается в размере 80% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а лицам, на момент обращения за назначением пенсии не являющимся государственными служащими, — в размере 80% заработной платы работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы на государственной службе, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

До достижения возраста 62 лет мужчинами право на пенсию по возрасту имеют государственные служащие — мужчины 1955 года рождения и старше после достижения ими следующего возраста:

  • 60 лет — родившиеся по 31.12. 52 г.;
  • 60 лет 6 месяцев — родившиеся с 01.01.53 г. по 31.12.53 г.;
  • 61 год — родившиеся с 01.01.54 г. по 31.12.54 г.;
  • 61 год 6 месяцев — родившиеся с 01.01.55 г. по 31.12.55 г.

♦ Пример 1

Гражданину К., 1961 года рождения, в марте 2011 г. как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986 г. назначена пенсия согласно нормам Закона о пенсионном страховании. На дату рождения он работал на должности государственного служащего, однако стаж государственной службы составлял 9 лет 5 месяцев. В октябре текущего года при наличии стажа государственной службы 10 лет обратился в управление Пенсионного фонда Украины по месту жительства с заявлением о назначении пенсии государственного служащего. Поскольку в соответствии с Законом о госслужбе (в редакции, действующей с 01.10.2011 г.) пенсионный возраст для мужчин начиная с 2013 г. постепенно увеличивается до 62 лет, пенсия государственного служащего гражданину К. будет назначена при наступлении этого возраста.

♦ Пример 2

Гражданин С., родившийся 18.11.51 г., имеет 25 лет стажа государственной службы, из них: 2 года — срочная служба в армии; 8 лет — выборная работа в партийных органах и 15 лет (в период с 1990 г. по 2005 г.) — работа в государственных органах на должностях государственных служащих. Поскольку у гражданина нет 20-летнего стажа на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, право на назначение пенсии согласно Закону о госслужбе он получит при условии, что по состоянию на 18.11.2011 г. будет работать на должности государственного служащего, и при наличии страхового стажа 35 лет.

Досрочные пенсии госслужащих

Пенсия государственным служащим может быть назначена досрочно только в соответствии со ст. 26 Закона о занятости населения и ст. 21 Закона № 3721.

Согласно ст. 26 Закона о занятости населения лицам, трудовой договор с которыми был расторгнут по инициативе работодателя в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, при условии их регистрации в службе занятости в течение семи календарных дней после увольнения как ищущих работу, гарантировано право на досрочный выход на пенсию за полтора года до достижения пенсионного возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Законом о госслужбе, в случае если до признания такого лица безработным для него невозможно было подобрать подходящую работу и если он имеет страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренный абзацем первым части первой ст. 28 Закона о пенсионном страховании (для мужчин — 35 лет, для женщин — 30 лет).

На таких же условиях назначаются пенсии лицам, трудовой договор с которыми расторгнут за полтора года до достижения пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, или возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Законом о госслужбе в связи с выявленным несоответствием работника занимаемой должности по состоянию здоровья. При увольнении по состоянию здоровья (часть вторая ст. 40 КЗоТ) для назначения пенсии достаточно соответствующей записи в трудовой книжке.

Расчет пенсий до 01.10.2011 г. и после этой даты

Законом о госслужбе (в редакции, действовавшей до 01.10.2011 г.) было предусмотрено, что пенсия в соответствии с этим Законом назначается в зависимости от продолжительности стажа государственной службы в размере от 80 до 90% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

При назначении пенсии государственным служащим начиная с 01.10.2011 г. расчет пенсии производится в размере 80% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Пенсии госслужащих по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается при наличии страхового стажа, установленного для назначения пенсии по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном страховании, лицам, признанным инвалидами І или ІІ групп в период пребывания на государственной службе, которые имеют стаж государственной службы не менее 10 лет, а также лицам из числа инвалидов І и ІІ групп независимо от времени установления им инвалидности, которые имеют не менее 10 лет стажа государственной службы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, если непосредственно перед обращением за назначением такой пенсии они работали на указанных должностях.

♦ Пример 1

Гражданин М. 18.10.2011 г. признан инвалидом ІІ группы. На дату установления инвалидности он не работал. Согласно записям в трудовой книжке в период с 1998 г. по 2009 г. гражданин работал на должности государственного служащего в районной администрации, имел соответствующий ранг, после 2009 г. — не работал. При изложенных условиях, а также при наличии необходимого страхового стажа гражданин М. имеет право на назначение пенсии государственного служащего.

♦ Пример 2

Гражданин В. 03.11.2011 г. признан инвалидом І группы. На дату установления инвалидности он не работал. Согласно записям в трудовой книжке в период с 1998 г. по 2009 г. гражданин работал на должности государственного служащего в районной администрации, имел соответствующий ранг, однако после 2009 г. состоял на учете и получал пособие по безработице в районном центре занятости. Право на назначение пенсии государственного служащего отсутствует, поскольку непосредственно перед обращением за назначением пенсии гражданин В. не работал на должности государственного служащего.

♦ Пример 3

Гражданин Б. в сентябре 2011 г. признан инвалидом ІІ группы. На дату установления инвалидности он не работал. Согласно записям в трудовой книжке в период с 1984 г. по 1990 г. — выборная работа в партийных органах, с 03.11.2003 г. по 12.08.2011 г. — работа на должности государственного служащего в райгосадминистрации. Право на назначение пенсии по инвалидности как государственному служащему отсутствует, поскольку стаж государственной службы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, составляет менее 10 лет (с 03.11.2003 г. по 12.08.2011 г.).

Пенсия по инвалидности в соответствии с Законом о госслужбе назначается независимо от причины инвалидности при условии прекращения государственной службы.

Если указанные лица возвращаются на государственную службу, выплата пенсии по инвалидности прекращается на период до увольнения с работы или достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе.

При изменении группы инвалидности или восстановлении трудоспособности выплата пенсии по инвалидности, назначенной по Закону о госслужбе, осуществляется в порядке, определенном ст. 35 Закона о пенсионном страховании.

Если инвалиду I или II групп была установлена ІІІ группа инвалидности, то при последующем признании его инвалидом I или ІІ групп право на получение ранее назначенной пенсии на условиях, предусмотренных Законом о госслужбе, возобновляется со дня установления I или ІІ групп инвалидности при условии, если после прекращения выплаты пенсии прошло не более пяти лет. В таком же порядке определяется право на получение пенсии по инвалидности на условиях, предусмотренных указанным Законом, лицам, которым такая пенсия не была назначена в связи с продолжением пребывания лиц на государственной службе.

Пенсии в связи с потерей кормильца

В случае смерти лица в период пребывания на государственной службе при наличии у умершего кормильца стажа государственной службы не менее 10 лет нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые были на его содержании (при этом детям — независимо от того, были ли они на содержании умершего кормильца), назначается пенсия в связи с потерей кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи в размере 70% суммы заработной платы умершего кормильца, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а на двоих и больше членов семьи — 90%. К нетрудоспособным членам семьи относятся лица, указанные в ст. 36 Закона о пенсионном страховании, а именно: муж (жена), отец, мать, если они являются инвалидами или достигли пенсионного возраста, предусмотренного ст. 26 этого Закона; муж (жена), а в случае их отсутствия — один из родителей либо брат или сестра, дед или бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) не работают и заняты уходом за ребенком (детьми) умершего кормильца до достижения им (ими) 8 лет; дети (в том числе дети, родившиеся до истечения 10 месяцев со дня смерти кормильца) умершего кормильца, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет.

Дети, обучающиеся по дневной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях системы общего среднего образования, а также профессионально-технических, высших учебных заведениях, — до окончания такими детьми учебных заведений, но не дольше, чем до достижения ими 23 лет, и дети-сироты — до достижения ими 23 лет независимо от того, учатся они или нет.

Право на назначение пенсии в связи с потерей кормильца имеют также нетрудоспособные члены семьи умершего лица, получавшего или имевшего право на пенсию по Закону о госслужбе.

Перерасчет пенсий госслужащих

Согласно ст. 37 1 Закона о госслужбе в случае повышения заработной платы работающим государственным служащим право на перерасчет ранее назначенной пенсии имеют как неработающие, так и работающие пенсионеры — государственные служащие.

Пенсии пересчитываются с месяца, в котором повышен размер заработной платы работающим государственным служащим. Для перерасчета учитывается повышенная заработная плата работающего государственного служащего, на которую начисляются взносы в Пенсионный фонд Украины.

Основанием для перерасчета является заявление и соответствующие справки о заработной плате, представленные пенсионером в органы Пенсионного фонда Украины по месту получения пенсии. Справки для перерасчета пенсионер должен получить в государственном органе по последнему месту своей работы (п. 5 постановления № 865).

В случае если государственный орган находится на стадии ликвидации, справку выдает ликвидационная комиссия.

При ликвидации государственного органа, где работал пенсионер, справку выдает орган, являющийся правопреемником. В случае отсутствия правопреемника и переименования (отсутствия) должностей, с которых пенсионер вышел на пенсию, согласно п. 3 Порядка № 319/144 справка выдается:

  • лицам, вышедшим на пенсию из высших и центральных государственных органов, — Министерством труда и социальной политики Украины;
  • лицам, вышедшим на пенсию из соответствующих местных государственных органов, — Министерством труда и социальной защиты АР Крым, главными управлениями труда и социальной защиты населения областных госадминистраций, Главным управлением социальной защиты населения Киевской горгосадминистрации, Управлением труда и социальной защиты населения Севастопольской горгосадминистрации, управлением труда и социальной защиты населения районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистраций, исполкомами городского, районного в городе совета (кроме городов Киева и Севастополя), городскими, районными в городах (кроме городов Киева и Севастополя) советами.

Читайте также: