Каковы задачи и функции управлений пфр в федеральных округах

Опубликовано: 25.09.2024

date image
2015-06-16 views image
12624

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Создание управлений ПФР в федеральных округах вызвано не­обходимостью координации деятельности органов, подведомствен­ных ПФР по вопросам реализации конституционных прав граж­дан на пенсионное обеспечение с полномочными представителя­ми Президента Российской Федерации в федеральных округах.

В соответствии с постановлением правления ПФР от 9 октября 2000 г. «О создании управлений ПФР в федеральных округах» было создано соответственно 7 таких управлений.

Управление ПФР в федеральном округе является структурным подразделением исполнительной дирекции ПФР. В своей деятель­ности оно подчиняется ПФР и руководствуется Конституцией Российской Федерации, российским законодательством, реше­ниями правления ПФР и исполнительной дирекции ПФР.

На управление возложено решение многих задач. Оно коорди­нирует деятельность отделений ПФР в федеральном округе и осу­ществляет контроль, за ними в пределах, установленных правле­нием ПФР; взаимодействует с соответствующим полномочным представителем Президента Российской Федерации в федераль­ном округе; координирует программы социальной защиты пожи­лых и нетрудоспособных граждан.

Управление ПФР в федеральном округе осуществляет следую­щие функции: координирует деятельность отделений ПФР; анали­зирует и прогнозирует экономическую и социальную ситуацию в федеральном округе; участвует в подготовке бюджетов отделений ПФР и отчетов руководству ПФР о его исполнении в федераль­ном округе. Помимо этого, оно в рамках своей компетенции изу­чает и обобщает практику применения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам социально­го обеспечения; взаимодействует с органами федерального казна­чейства, ФНС России, органами государственной власти и мест­ного самоуправления по вопросам прохождения средств и обоб­щает сведения о доходной части бюджета ПФР; вносит полно­мочному представителю Президента Российской Федерации в фе­деральном округе предложения об опротестовании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, противореча­щих актам федерального законодательства. Управление занимает­ся обобщением практики судебных решений, принимаемых в субъектах Российской Федерации, а в необходимых случаях готовит предложения об их опротестовании. Управление может вно­сить предложения полномочному представителю Президента Рос­сийской Федерации в федеральном округе о необходимости про­шения проверок по исполнению актов федерального законода­тельства в округе; решает другие вопросы, отнесенные правлением ПФР к компетенции управления, и др.

В состав управления могут входить такие структурные подразделения — отделы: координации деятельности отделений ПФР федеральном округе и контроля; информационно-аналитический; региональных социальных программ; правового регулирования, а также аппарат при руководстве (делопроизводитель и бухгалтер). Каждое из структурных подразделений обладает соответствующими функциями, которые закреплены в положениях о них.

В ходе выполнения возложенных на него функций управление вправе привлекать соответствующих специалистов отделений ПФР в федеральном округе, а также запрашивать от руководителей отделений ПФР в федеральном округе необходимые сведения и документы.

Руководство управлением ПФР в федеральном округе осуществляется начальником, который назначается и освобождается от должности председателем правления ПФР.

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 октября 2000 г. N 118

О СОЗДАНИИ УПРАВЛЕНИЙ ПФР В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ

В целях обеспечения взаимодействия органов ПФР с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и согласования структуры органов ПФР со схемой размещения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Создать управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Северо - Западном федеральном округе, Южном федеральном округе, Приволжском федеральном округе, Уральском федеральном округе, Сибирском федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе.

Типовое положение об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе;

Типовую структуру Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе.

Установить, что методологическое руководство деятельностью отделов управлений ПФР в федеральных округах осуществляется структурными подразделениями Исполнительной дирекции ПФР по вопросам, относящимся к их компетенции.

3. Исполнительному директору ПФР Бастрыгину А.В. в двухнедельный срок:

подготовить план мероприятий по созданию управлений Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральных округах, предусмотрев в нем предложения о порядке материально - технического, финансового и кадрового обеспечения управлений Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральных округах;

подготовить и представить на утверждение Правлению Пенсионного фонда Российской Федерации штатное расписание и смету расходов на содержание управлений.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Правления Пенсионного фонда

от 09.10.2000 N 118

ОБ УПРАВЛЕНИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

1. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе (далее - Управление) создается по решению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации в целях повышения эффективности работы системы Пенсионного фонда Российской Федерации и взаимодействия с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Управление является структурным подразделением Исполнительной дирекции ПФР.

2. В своей деятельности Управление подчиняется Пенсионному фонду Российской Федерации (далее - ПФР) и руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекции ПФР, а также настоящим Положением.

Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение входит в компетенцию Правления ПФР и утверждается постановлениями Правления ПФР.

3. Основными задачами Управления являются:

координация и контроль за деятельностью отделений ПФР в федеральном округе в пределах, установленных Правлением ПФР;

взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;

координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

4. Управление в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

координирует деятельность отделений ПФР в округе в соответствии с задачами, возложенными на Управление;

анализирует и прогнозирует экономическую и социальную ситуацию в федеральном округе;

участвует в подготовке бюджетов отделений ПФР в федеральном округе;

участвует в подготовке отчета руководству ПФР об исполнении бюджетов отделений ПФР в федеральном округе;

изучает и обобщает практику применения нормативных актов субъектов Российской Федерации по вопросам социального обеспечения;

взаимодействует с органами федерального казначейства, МНС России, органами государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном Правлением ПФР, по вопросам прохождения средств и обобщает сведения о доходной части бюджета ПФР;

вносит в порядке, установленном Правлением ПФР, полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе предложения об опротестовании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, противоречащих актам федерального законодательства;

обобщает практику судебных решений, принимаемых в субъектах Российской Федерации, и готовит предложения по их опротестованию;

вносит в порядке, установленном Правлением ПФР, предложения полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе о необходимости проведения проверок по исполнению актов федерального законодательства в федеральном округе;

участвует в решении вопроса об укомплектовании отделений Пенсионного фонда Российской Федерации в округе кадрами;

соблюдает требования по защите информации;

решает другие вопросы, отнесенные Правлением ПФР к компетенции управления.

5. В состав Управления входят:

а) отдел координации и контроля за деятельностью отделений Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе, основными функциями которого являются:

координация и контроль за деятельностью отделений ПФР в округе в порядке, установленном Правлением ПФР;

обеспечение взаимодействия Управления ПФР с полномочным представителем Президента Российской Федерации;

взаимодействие с органами Федерального казначейства, МНС России, органами государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном Правлением ПФР, по вопросам прохождения средств и обобщение сведений о доходной части бюджета ПФР;

б) информационно - аналитический отдел, основными функциями которого являются:

анализ и прогнозирование экономической и социальной ситуации в федеральном округе;

сбор информации об экономических показателях деятельности отделений ПФР в федеральном округе;

анализ и обобщение информации о состоянии деятельности отделений ПФР в федеральном округе, а также подготовка необходимых аналитических материалов для руководства ПФР и полномочного представителя Президента Российской Федерации;

участие в пределах своей компетенции в подготовке актуарных расчетов для определения основных показателей бюджетов отделений ПФР;

анализ отчетов об исполнении бюджетов отделений ПФР в федеральном округе;

мониторинг рынка труда в субъектах Федерации, входящих в федеральный округ, с использованием сведений персонифицированного учета, осуществляемого соответствующими отделениями ПФР;

анализ и контроль за правильностью прохождения средств на пенсионное обеспечение в федеральном округе;

в) отдел региональных социальных программ, основной функцией которого является:

участие в разработке и координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

г) отдел правового регулирования, основными функциями которого являются:

осуществление правового сопровождения региональных социальных программ и работы по социальному обеспечению в федеральном округе;

внесение в порядке, определяемом Правлением ПФР, предложений об опротестовании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, противоречащих актам федерального законодательства, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения;

изучение и обобщение практики применения нормативных актов субъектов Российской Федерации по вопросам социального обеспечения;

д) аппарат при руководстве (делопроизводитель и бухгалтер).

6. В целях выполнения возложенных на него функций Управление вправе привлекать соответствующих специалистов отделений ПФР в федеральном округе, а также требовать от руководителей отделений ПФР в федеральном округе представления необходимых сведений и документов.

7. Руководство Управлением осуществляется начальником, который назначается и освобождается от должности Председателем Правления ПФР.

Начальник Управления имеет одного заместителя, который назначается и освобождается от должности Председателем Правления ПФР.

8. Начальник Управления:

руководит деятельностью Управления, обеспечивает выполнение работы, возложенной на Управление, и несет ответственность за своевременное и качественное ее исполнение;

распределяет должностные обязанности между работниками Управления;

утверждает Положение об отделе Управления и должностные инструкции работников Управления;

совместно с Управлением кадров решает вопросы укомплектования Управления кадрами;

дает указания, обязательные для работников Управления;

решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

Правления Пенсионного фонда

от 09.10.2000 N 118

УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тот самый, что выдает пенсию

Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.

Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

ПФР — не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, — изымать из него деньги никто не может.

Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

  1. Ставит граждан на пенсионный учет.
  2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
  3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
  4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
  5. Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса.
  6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
  7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.

У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.

Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Как устроена система ПФР

Уровень Что входит
Федеральный уровень Центральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР
Региональный уровень Отделения ПФР в субъектах РФ
Местный уровень Управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в города и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Доходы ПФР

Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:

  1. Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
  2. Добровольных взносов физических лиц и организаций.
  3. Доходов от инвестирования временно свободных средств.
  4. Сумм пеней и других финансовых санкций.
  5. Средств, которые поступили из федерального бюджета.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Расходы ПФР

В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:

  1. Выплата пенсий, положенных по закону.
  2. Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
  3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
  4. Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

  1. Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
  2. ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.

Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.

Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 292 000 Р . Это ограничение актуально для 2020 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться исходя по формуле: зарплата × 10%.

Например, зарплата Иванова — 140 000 Р . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

140 000 Р × 22% = 30 800 Р .

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

140 000 Р × 10% = 14 000 Р .

Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:

  • с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р ;
  • с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р , — 10%.

Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.

В 2020 году они должны заплатить 32 448 Р . Если годовой доход превысит 300 000 Р , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р . Он должен заплатить:

32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 44 448 Р .

Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 Р . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 Р фиксированной суммы.

Отчетность перед ПФР

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

Этот отчет сдают в ПФР:

  1. при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
  2. при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.

Что нужно знать о пенсионном фонде

  1. Пенсионный фонд не орган государственной власти, но действует по указанию государства и отчитывается перед ним.
  2. У ПФР самостоятельный бюджет, который не входит ни в федеральный, ни в региональный, ни в местный бюджеты. Изымать из него деньги никто не может.
  3. Пенсионный фонд назначает и выплачивает пенсию строго в порядке, установленном законом. Сам ПФР ничего не определяет.
  4. Страховые взносы сейчас платят в налоговую, но часть отчетности за работников нужно сдавать в пенсионный фонд.



Если ПФР не государственный фонд и самостоятельная организация, почему тогда государство замораживает часть пенсий?!


тьфунатебя, государство не замораживает пенсии, оно замораживает поступления денежных средств на накопительные счета в пенсионном фонде. Вместо этого эти деньги направляют на текущие расходы, в том числе на выплату пенсий действующим пенсионерам.


Ник, сначала подумал, что «тьфунатебя» — это междометие, которое должно подчеркнуть глупость вопроса, и хотел возмутиться.

Но потом посмотрел на ник.

А где можно посмотреть, как ПФ инвестирует деньги и какую доходность получает?



Про ФСС расскажите, пожалуйста. Очень интересная статья


Вопрос. Если человек всю жизнь платит 22% в ПФР, но не доживает до пенсионного возраста, то куда деваются его накопления? Их просто присваивает себе государство?

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране обще признана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров - из-за явно низкого размера пенсий; работодателей - вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть - по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы - поскольку одни из них доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы;

1 шаг - Ликвидируется Пенсионный Фонд РФ(

125000 сотрудников, с ФОТ- 0000000000 руб. + ОС + м/ц).

1.1- Отменяется налог в ПФ РФ и в ФСС (упрощается налогообложение, з/п. – «белая»).

2 шаг - в Сберегательном Банке РФ или в казначействе РФ на каждого гражданина РФ открывается депозитный пенсионный вклад, начиная с рождения.

3 шаг - При приеме на работу работник оговаривает с работодателем в трудовом договоре процент отчислений на пенсионный вклад работника. Контроль за отчислениями работник осуществляет самостоятельно.

4 шаг - Бюджет Пенсионного Фонда пропорционально распределяется на депозитные счета граждан РФ.

5 шаг - Государство ежегодно индексирует пенсионные вклады с учетом инфляции.

6 шаг - Гражданин РФ при достижении пенсионного возраста начинает получать проценты с депозитного пенсионного вклада.

6.1 Гражданин РФ 1 раз в 3 года может оплатить санаторно-курортную путевку. В случаи смерти владельца вклада, независимо от возраста, пенсионный вклад переходит по наследству родственникам.

от 9 октября 2000 года N 118

О создании управлений ПФР в федеральных округах

____________________________________________________________________
Утратило силу с 15 марта 2016 года на основании
постановления Правления ПФР от 20 декабря 2012 года N 356п
____________________________________________________________________

В целях обеспечения взаимодействия oрганов ПФР с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и согласования структуры органов ПФР со схемой размещения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах Правление Пенсионного фонда РФ

1. Создать управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Северо-Западном федеральном округе, Южном федеральном округе, Приволжском федеральном округе, Уральском федеральном округе, Сибирском федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе.

Установить, что методологическое руководство деятельностью отделов управлений ПФР в федеральных округах осуществляется структурными подразделениями Исполнительной дирекции ПФР по вопросам, относящимся к их компетенции.

3. Исполнительному директору ПФР Бастрыгину А.В. в двухнедельный срок:

подготовить план мероприятий по созданию управлений Пенсионного фонда РФ в федеральных округах, предусмотрев в нем предложения о порядке материально-технического, финансового и кадрового обеспечения управлений Пенсионного фонда РФ в федеральных округах;

подготовить и представить на утверждение Правлению Пенсионного фонда РФ штатное расписание и смету расходов на содержание управлений.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Председатель Правления ПФР
М.Зурабов

УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правления Пенсионного фонда РФ
от 9 октября 2000 года N 118

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе

1. Управление Пенсионного фонда РФ в федеральном округе (далее - Управление) создается по решению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации в целях повышения эффективности работы системы Пенсионного фонда РФ и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе.

Управление является структурным подразделением Исполнительной дирекции ПФР.

2. В своей деятельности Управление подчиняется Пенсионному фонду РФ (далее - ПФР) и руководствуется Конституцией РФ, действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекции ПФР, а также настоящим Положением.

Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение входит в компетенцию Правления ПФР и утверждается постановлениями Правления ПФР.

3. Основными задачами Управления являются:

координация и контроль за деятельностью отделений ПФР в федеральном округе в пределах, установленных Правлением ПФР;

взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;

координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

4. Управление в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

координирует деятельность отделений ПФР в округе в соответствии с задачами, возложенными на Управление;

анализирует и прогнозирует экономическую и социальную ситуацию в федеральном округе;

участвует в подготовке бюджетов отделений ПФР в федеральном округе;

участвует в подготовке отчета руководству ПФР об исполнении бюджетов отделений ПФР в федеральном округе;

изучает и обобщает практику применения нормативных актов субъектов Российской Федерации по вопросам социального обеспечения;

взаимодействует с органами федерального казначейства, МНС России, органами государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном Правлением ПФР, по вопросам прохождения средств и обобщает сведения о доходной части бюджета ПФР;

вносит в порядке, установленном Правлением ПФР, полномочному представителю Президента РФ в федеральном округе предложения об опротестовании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, противоречащих актам федерального законодательства;

обобщает практику судебных решений, принимаемых в субъектах Российской Федерации, и готовит предложения по их опротестованию;

вносит в порядке, установленном Правлением ПФР, предложения полномочному представителю Президента РФ в федеральном округе о необходимости проведения проверок по исполнению актов федерального законодательства в федеральном округе;

участвует в решении вопроса об укомплектовании отделений Пенсионного фонда Российской Федерации в округе кадрами;

соблюдает требования по защите информации;

решает другие вопросы, отнесенные Правлением ПФР к компетенции управления.

5. В состав Управления входят:

а) отдел координации и контроля за деятельностью отделений Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе, основными функциями которого являются:

координация и контроль за деятельностью отделений ПФР в округе в порядке, установленном Правлением ПФР;

обеспечение взаимодействия Управления ПФР с полномочным представителем Президента Российской Федерации;

взаимодействие с органами Федерального казначейства, МНС России, органами государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном Правлением ПФР, по вопросам прохождения средств и обобщение сведений о доходной части бюджета ПФР;

б) информационно-аналитический отдел, основными функциями которого являются:

анализ и прогнозирование экономической и социальной ситуации в федеральном округе;

сбор информации об экономических показателях деятельности отделений ПФР в федеральном округе;

анализ и обобщение информации о состоянии деятельности отделений ПФР в федеральном округе, а также подготовка необходимых аналитических материалов для руководства ПФР и полномочного представителя Президента Российской Федерации;

участие в пределах своей компетенции в подготовке актуарных расчетов для определения основных показателей бюджетов отделений ПФР;

анализ отчетов об исполнении бюджетов отделений ПФР в федеральном округе;

мониторинг рынка труда в субъектах Федерации, входящих в федеральный округ, с использованием сведений персонифицированного учета, осуществляемого соответствующими отделениями ПФР;

анализ и контроль за правильностью прохождения средств на пенсионное обеспечение в федеральном округе;

в) отдел региональных социальных программ, основной функцией которого является:

участие в разработке и координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

г) отдел правового регулирования, основными функциями которого являются:

осуществление правового сопровождения региональных социальных программ и работы по социальному обеспечению в федеральном округе;

внесение в порядке, определяемом Правлением ПФР, предложений об опротестовании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, противоречащих актам федерального законодательства, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения;

изучение и обобщение практики применения нормативных актов субъектов Российской Федерации по вопросам социального обеспечения;

д) аппарат при руководстве (делопроизводитель и бухгалтер).

6. В целях выполнения возложенных на него функций Управление вправе привлекать соответствующих специалистов отделений ПФР в федеральном округе, а также требовать от руководителей отделений ПФР в федеральном округе представления необходимых сведений и документов.

7. Руководство Управлением осуществляется начальником, который назначается и освобождается от должности Председателем Правления ПФР.

Начальник Управления имеет одного заместителя, который назначается и освобождается от должности Председателем Правления ПФР.

8. Начальник Управления:

руководит деятельностью Управления, обеспечивает выполнение работы, возложенной на Управление, и несет ответственность за своевременное и качественное ее исполнение;

распределяет должностные обязанности между работниками Управления;

утверждает Положение об отделе Управления и должностные инструкции работников Управления;

совместно с Управлением кадров решает вопросы укомплектования Управления кадрами;

дает указания, обязательные для работников Управления;

решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правления Пенсионного фонда РФ
от 09.10.2000 N 118

ТИПОВАЯ СТРУКТУРА
управления Пенсионного фонда
Российской Федерации в федеральном округе

пенсионный фонд денежный

ПФР представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городах и большинстве районов субъектов РФ. В своей деятельности ПФР подотчетен Правительству РФ.

ПФР и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему:

1) федеральный уровень - ПФР (правление, исполнительная дирекция);

2) федеральные округа Российской Федерации - управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

3) уровень субъектов Российской Федерации - территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

4) местный - городской (районный) уровень - управления (отделения) ПФР в городах (районах).

Нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам. Координацию деятельности ПФР осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением ПФР и его исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

В целом для ПФР как страховщика характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функций в области пенсионного обеспечения и кончая контролем за расходами на содержание аппарата пенсионного фонда.

ПФР и его нижестоящие органы не являются органами исполнительной власти. Такие фонды должны строиться на принципах обязательного социального страхования, в том числе закрепленных в Законе об основах обязательного социального страхования ФЗ от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ. Исходя из этих принципов, обязательное пенсионное страхование, а соответственно и средства ПФР, не являются государственными. Они должны рассматриваться как собственность самих застрахованных граждан по этой системе страхования и лиц (физических и юридических), уплачивающих страховые взносы в ПФР.

Руководство на федеральном уровне системой органов ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим органом - исполнительной дирекцией. Правление ПФР выполняет следующие основные функции: определяет перспективные и текущие задачи развития государственной системы пенсионного обеспечения; утверждает годовые бюджеты фонда, сметы расходов на административные нужды, включая фонд оплаты труда нижестоящих пенсионных органов, исполнительной дирекции фонда, информационного центра персонифицированного учета (в дальнейшем - ИЦПУ), отчеты об исполнении годового бюджета фонда, составляемого на основе бухгалтерской отчетности; утверждает организационную структуру и штатную численность всех своих подразделений в пределах бюджетных назначений; назначает и освобождает от должности исполнительного директора ПФР и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его региональных отделений и пенсионных управлений; утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных отделениях ПФР; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда; решает другие вопросы, входящие в компетенцию фонда. В работе Правления Пенсионного фонда Российской Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации и Банка России.

Правление ПФР как коллегиальный орган не является постоянно действующим. Поэтому для функционирования системы фонда создан постоянно действующий орган - исполнительная дирекция ПФР. На нее возложено решение следующих основных задач: формирование бюджетной политики ПФР и контроль за ее проведением; прогнозирование и анализ финансовых ресурсов фонда; оперативное перераспределение финансовых ресурсов фонда между регионами страны; ведение бухгалтерского учета и отчетности; актуарное прогнозирование долгосрочного развития пенсионной системы.

Ревизионная комиссия ПФР создана в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. В функции Ревизионной комиссии ПФР входят общая организация и методическое обеспечение внутриведомственного финансового контроля в ПФР.

Ревизионная комиссия ПФР непосредственно осуществляет финансовый контроль над:

подведомственными распорядителями и получателями средств бюджета ПФР (отделениями ПФР, Исполнительной дирекцией ПФР и ИЦПУ) в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств;

подведомственными администраторами доходов бюджета ПФР (территориальными органами ПФР) по осуществлению ими функций администрирования доходов;

подведомственными территориальными органами ПФР по осуществлению ими индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и обеспечению прав застрахованных лиц, а также по осуществлению ими пенсионного обеспечения;

использованием средств из бюджета ПФР организациями, осуществляющими доставку пенсий, и другими организациями, использующими средства из бюджета ПФР.

Ревизионная комиссия ПФР организует и контролирует работу контрольно-ревизионных отделов (управлений, групп) отделений ПФР.

Федеральное учреждение «Информационный центр персонифицированного учета» (ИЦПУ) создано решением Правительства Российской Федерации для осуществления работ по обработке информации по индивидуальному (персонифицированному) учету прав граждан в системе государственного пенсионного страхования.

Основные функции ИЦПУ:

эксплуатация программно-технического комплекса системы персонифицированного учета ПФР;

ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

ведение общегосударственной базы данных о социальном положении ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий;

информирование застрахованных лиц о состоянии индивидуальных (лицевых) счетов (печать и рассылка извещений ПФР).

Для координации деятельности органов ПФР по вопросам реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение с полномочными представителями Президента Российской Федерации созданы управления фонда в федеральных округах, которые являются структурными подразделениями исполнительной дирекции ПФР Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 9 октября 2000г. № 118. .

Для координации деятельности органов ПФР по вопросам реализации конституционных прав в субъектах РФ Пенсионный фонд имеет свои региональные органы - территориальные отделения ПФР. Они действуют на основе положения о территориальных органах ПФР, которое утверждается правлением ПФР, и создаются для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения.

В число основных обязанностей территориального отделения ПФР входят: исполнение бюджета отделения в соответствии с плановыми показателями, утвержденными правлением ПФР; организация работы по учету средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, а также контроль за целевым использованием этих средств; финансирование расходов на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; организация и ведение государственного банка данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; организация работы по назначению (перерасчету) и доставке трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплате трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; организация работы по ведению базы данных по пенсионерам; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений обо всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ о таком индивидуальном учете в системе пенсионного страхования; разрешение споров по вопросам уплаты взносов, назначения (перерасчета) и организации доставки трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплаты пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, удержания из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и т.д.; ведение учета страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; решение других вопросов, отнесенных к компетенции отделения в соответствии с действующим законодательством РФ.

Обязательное пенсионное страхование на местах осуществляют районные (городские) управления, отделы ПФР (в дальнейшем - местные пенсионные органы). В отдельных населенных пунктах, например в крупных поселках, городах, могут учреждаться должности уполномоченных ПФР, которые подчиняются местным органам ПФР. Местные пенсионные органы являются правопреемниками органов социальной защиты населения - в части назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Местные пенсионные органы непосредственно подчиняются территориальному отделению ПФР. Содержание их работы разнообразно. Оно включает в себя самые различные по своему характеру виды работ, а именно: прием документов для назначения пенсий; назначение, перерасчеты, выплата пенсий; доставка пенсий; финансовое обеспечение пенсий; взаимодействие с иными государственными органами и учреждениями, организациями всех форм собственности; прием населения по пенсионным вопросам; работа с общественными организациями; ведение индивидуального (персонифицированного) учета; проверка соблюдения законодательства о пенсиях организациями всех форм собственности; организация и проведение учебно-методической работы по вопросам пенсионного обеспечения и т.д.

Для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий местные пенсионные органы (в отдельных регионах - центры по назначению и выплате пенсий) составляют и представляют в территориальные отделения ПФР в установленные сроки заявки на право расходования средств для осуществления в очередном плановом периоде (год, квартал, месяц) выплат, финансируемых бюджетом ПФР согласно законодательству.

В свою очередь территориальные отделения фонда направляют заявки в его исполнительную дирекцию на выделение им необходимого лимита финансовых средств.

Контроль за правильностью расходования пенсионных средств, в том числе за правильностью назначения, перерасчета, выплаты и доставки пенсий, осуществляется в двух формах.

Во-первых, проводится ведомственная контрольно-ревизионная работа в территориальных отделениях ПФР и организациях федеральной почтовой службы, которая осуществляется контрольными и другими структурными подразделениями ПФР и его территориальными отделениями, соответствующими контрольными службами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Такой контроль проводится в виде ревизий, инвентаризаций, тематических проверок.

Во-вторых, существует вневедомственный контроль за правильностью расходования пенсионных средств, который могут осуществлять соответствующие контрольные службы финансовых, налоговых органов, Счетной палаты Российской Федерации и пр.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что результатом развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

Читайте также: