Какова роль негосударственных пенсионных фондов в российской пенсионной системе

Опубликовано: 04.05.2024


Возникает вопрос: смогут ли негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) решить задачу, возлагаемую на них реформаторами отечественной пенсионной системы? Несмотря на положительные тенденции развития системы негосударственного пенсионного обеспечения России, НПФ до сих пор не стал всеобщим инструментом добровольного пенсионного страхования граждан страны. Участниками НПФ являются только 4% населения страны, совокупные активы НПФ составляют лишь четверть годового бюджета Пенсионного фонда РФ. Существует немало проблем, сдерживающих расширение деятельности российских НПФ, в частности:

  • неэффективная система налогообложения в сфере негосударственного пенсионного обеспечения;
  • недостаточное количество объектов инвестирования пенсионных резервов;
  • невысокий уровень доходов граждан России;
  • низкая страховая культура населения;
  • отсутствие необходимой информации о функционировании системы негосударственного пенсионного обеспечения [3].

Только проведение целенаправленной государственной политики по осуществлению пенсионной реформы создаст условия для решения перечисленных проблем и позволит системе негосударственного пенсионного страхования занять то место, которое ей отводится российской программой пенсионной реформы: стать компенсатором невысокой государственной пенсионной страховки. Достаточно небольшие усилия требуются для разрешения проблемы недостатка информации о функционировании негосударственной пенсионной системы страны и ее возможностях по страхованию российских граждан от пенсионных рисков. Действительно, НПФ имеет в нашей стране гораздо меньшую рекламную поддержку в СМИ, чем другие финансовые институты (коммерческие банки и страховые компании). По мнению Айзиновой И.М., «причины пассивности застрахованных лиц известны. Это неподготовленность людей к пониманию институтов пенсионного страхования: недоверие к деятельности негосударственных компаний. информационный вакуум для населения в этой проблеме» [1].

Восполнить недостаток информации о функционировании системы негосударственного пенсионного обеспечения можно путем осуществления активной согласованной политики НПФ и органов государственной власти. Государству выгодно перенесение части пенсионных рисков российских граждан из системы государственного социального страхования в частную сферу. В связи с этим органы государственной власти должны проводить работу по пропаганде дополнительного пенсионного страхования, информируя население о принципах и выгодах данного института. Вполне возможно софинансирование из средств НПФ и бюджетных источников информационно-разъяснительных программ в средствах массовой информации, пропагандирующих выгоды заключения договоров о дополнительном пенсионном обеспечении с НПФ. Таким образом, социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в активном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы в повышении уровня жизни пенсионеров. Недостаточная степень развитости негосударственного пенсионного обеспечения, незначительная доля негосударственных пенсий в общей системе пенсионного обеспечения граждан, низкий уровень разработанности законодательной базы тормозят развитие российской пенсионной системы. Основные факторы, обеспечивающие успешное функционирование системы НПФ, - это повышение конкурентоспособности отечественных фондов на рынке предоставления финансовых услуг, участие в обязательном пенсионном страховании, государственная поддержка и совершенствование государственного регулирования в этой сфере. В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение призвано играть огромную роль в экономической, общественно-политической жизни и финансово-бюджетной сфере государства. Это обусловлено тем, что пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.

Укрепление рыночных отношений, неотъемлемой частью которых является развитие различных финансовых коммерческих и некоммерческих организаций, в значительной степени обусловило изменение социально-экономического положения в России. Это отразилось в повышении социальной ответственности и дополнительных гарантиях государства, общества и работодателей перед гражданами. Обеспечение пенсией населения служит одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития, общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы более 30% населения страны, а косвенно и все население. Конституция Российской Федерации (ст. 39) гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [9]. Понятие «социальное страхование» является достаточно емким и охватывает различные формы общественного страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности, имущества и доходов, наступлением старости и т.п. [4].

Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей при поддержке государства. Вместе с тем социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности, это определяет зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа. Однако в отличие от частного страхования в социальном страховании принцип эквивалентности сочетается с принципом объединения рисков и коллективной солидарности, при этом решаются следующие задачи:

  • формируются финансовые ресурсы, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе;
  • обеспечиваются необходимое количество и структура воспроизводства трудовых ресурсов;
  • сокращается разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;
  • повышается жизненный уровень различных социальных групп населения, не вовлеченных в трудовой процесс.

Система социального страхования призвана обеспечивать профилактику, восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий и переподготовку, а также гарантировать материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее. «Социальный риск» - это вероятность материальной необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. [5]. Таким образом, защита от социальных рисков является объективно закономерной функцией современного общества в его взаимоотношениях с людьми, общностями, социальными группами. Смысл этой функции - обеспечение необходимых условий существования каждого гражданина и устойчивости общества как целостного образования.

В рыночной экономике существуют разнообразные формы частного страхования от социальных рисков, являющегося разновидностью добровольного личного страхования граждан, которое осуществляется за счет взносов физических и юридических лиц в частные страховые компании, негосударственные пенсионные фонды. В данном случае действуют принципы рыночной эквивалентности индивидуальной оценки социального риска, зависимости размера возмещения от индивидуальной платежеспособности. Развитие рыночных экономических отношений в России создало объективные предпосылки для возникновения на финансовом рынке принципиально новой формы негосударственного пенсионного обеспечения, условия которого были определены Федеральным законом № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» [10]. Согласно данному Закону пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая дополнение к обязательному пенсионному страхованию в виде предоставления пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц [1]. Иными словами, негосударственные пенсионные фонды призваны аккумулировать средства инвесторов для их последующего увеличения. Этот вид коллективного инвестирования отличают, как правило, консервативная инвестиционная политика и высокая надежность вложений.

Большое значение для успешного развития негосударственного пенсионного обеспечения в России имеют изучение зарубежного опыта по данному вопросу и его адаптация к отечественным условиям осуществления социальной политики. Следует отметить, что в развитых странах 60% пенсий формируется за счет частных сбережений, профессиональных пенсионных систем и дохода от работы, а 40% - из государственного сектора через системы обязательного социального страхования по старости и инвалидности и через систему социальной помощи [8]. При всем многообразии систем пенсионного обеспечения все они базируются на двух основных моделях пенсионных систем - модели Бисмарка и модели лорда Бевериджа [8]. Базовыми характеристиками пенсионных систем, построенных по модели Бисмарка, являются:

  • определяющая роль института обязательного пенсионного страхования, на долю которого приходится более 60% всех пенсионных ресурсов;
  • размер пенсионных страховых взносов и пенсий, ориентированный на замещение заработной платы в высоких к ней соотношениях (60-75%);
  • институты дополнительного добровольного страхования, играющие вспомогательную роль;
  • страховые услуги обязательного пенсионного страхования.

Данная модель характеризуется демократичностью управления, прозрачностью всех финансовых потоков, некоммерческим характером страховых организаций, находящихся под государственным правовым и финансовым контролем. Другими словами, в рассматриваемой модели Бисмарка доминирует установленное законом обязательное пенсионное страхование. Ярким примером построения пенсионной системы по модели Бисмарка является Германия, где более 78% всего населения в возрасте от 15 до 65 лет являются застрахованными лицами, а размер выплат и услуг составляет 63% от общего объема услуг, предоставляемых всеми пенсионными институтами [4].

К числу стран, выбравших в качестве основы построения пенсионной системы модель лорда Бевериджа, можно отнести Великобританию, Канаду, Японию, США. Пенсионные системы, сформированные по данной модели, включают три уровня обеспечения:

1) государственные базовые пенсии, сформированные за счет обязательных взносов работодателей и работников и выплачиваемые в едином для всех получателей размере (около 20% от средней заработной платы по стране). Они должны обеспечивать прожиточный минимум пенсионера. Так, в Великобритании государственные базовые пенсии составляют в настоящее время 120 евро в неделю;

2) добровольные профессиональные пенсии, сформированные в рамках национальной пенсионной системы страны за счет взносов работодателей и работников, размер которых после 40 лет страхового стажа достигает 50-65% размера последней заработной платы;

3) индивидуальные пенсионные программы, сформированные за счет добровольного участия через частные, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании в страховании пенсий (данные программы в Великобритании реализуют около трети населения).

Таким образом, различия этих двух основных мировых пенсионных систем заключаются в роли государственного сектора после прекращения трудовой деятельности: классическая Бисмарковская модель преследует цели сохранения дохода после выхода на пенсию, а классическая модель лорда Бевериджа преследует цели обеспечения прожиточного минимума для пенсионеров. Изучая статистику о размере активов негосударственных пенсионных фондов за рубежом в процентах к ВНП, можно сделать вывод о том, что начиная с 1970 г. они, аккумулируя значительные финансовые ресурсы на рынке капитала, стали активными участниками финансовой системы, мирового инвестиционного процесса, важнейшим элементом пенсионного обеспечения. Активы пенсионных фондов в таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швейцария, составляют более 50% к внутреннему национальному продукту [2].

В Программе пенсионной реформы Российской Федерации заявлено, что в дополнение к трудовым пенсиям следует развивать дополнительное пенсионное обеспечение и страхование в направлении передачи большего объема прав и ответственности в этой сфере в компетенцию работодателей и работников. Негосударственные пенсии позволяют учитывать отраслевые и территориальные особенности, индивидуальные запросы и ожидания граждан при определении суммарного уровня материального обеспечения по окончании трудовой деятельности. Иными словами, ускоренное развитие НПФ во многом определяется неблагоприятными демографическими и экономическими условиями России.

НПФ являются особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Граждане могут передать средства накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда РФ в негосударственные пенсионные фонды, отвечающие необходимым законодательным требованиям. Фонд не гарантирует договором точный размер пенсии, он может сделать лишь предварительный расчет. Размер взносов вкладчика определяется на основании актуарных расчетов, в которые также закладывается определенный уровень доходности. На практике фактическая доходность от размещения внесенных средств оказывается выше заложенного минимума. При этом на момент начала выплат участнику фонд делает расчет и назначает пенсию исходя из фактического объема средств на его именном счете. Если говорить об ожидаемой доходности, необходимо учесть один ключевой момент. Инвестиционная свобода НПФ ограничена законодательно: вклады могут быть не выше установленного лимита. С одной стороны, это диверсифицирует инвестиционный портфель и минимизирует риски, с другой - может отрицательно сказаться на доходности.

Анализируя современное состояние системы негосударственного пенсионного страхования в России, следует отметить, что основные показатели их деятельности отличаются стабильностью роста, за исключением кризисных периодов. За последнее десятилетие отмечается положительная тенденция постоянного увеличения размеров пенсионных резервов, сформированных НПФ. Негосударственные пенсионные фонды продолжают наращивать пенсионные выплаты. Негосударственную пенсию в среднем по России получает 1 из 24 пенсионеров по старости. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе в негосударственном пенсионном обеспечении участвуют 35% всего занятого в экономике региона населения, пенсию из НПФ получают 71,5% пенсионеров. В ряде отраслей (нефтяная, газовая промышленность, транспорт, электроэнергетика, связь) негосударственным пенсионным обеспечением охвачено более 60% работников. У крупнейших фондов по количеству участников, получающих негосударственную пенсию (НПФ «Благосостояние» - 235,6 тыс. человек, Ханты-Мансийский НПФ - 179,9 тыс. человек, НПФ «Телеком-Союз» - 115,2 тыс. человек, НПФ электроэнергетики - 95,8 тыс. человек, НПФ «Газфонд» - 88,7 тыс. человек), число пенсионеров сравнимо или превышает число пенсий по старости, выплачиваемых некоторыми отделениями Пенсионного фонда России [7]. Таким образом, анализируя деятельность системы негосударственного пенсионного обеспечения, следует отметить некоторую монополизированность данного сектора финансового рынка. В частности, на долю Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов приходится 91,8% всех пенсионных резервов, 75% всех участников НПФ, 73,2% от общего числа пенсионеров, получающих негосударственные выплаты.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.

Пенсионное обеспечение в РФ - обеспечение обществом доходов престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца, в порядке, установленном федеральным законодательством.[8]

По мере эволюции системы пенсионного обеспечения в России эта функция перестала принадлежать исключительно государству. Пенсионное обеспечения разделилось между государством, негосударственными пенсионными фондами и самим населением. Основная роль в новой системе отведена негосударственным пенсионным фондам.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения видами деятельности которой являются:

- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Работа НПФ очень похожа на работу Пенсионного фонда РФ. НПФ также как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Именно за счет их услуг планируется организовать достойный уровень пенсионного обеспечения населения РФ.

Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в РФ в настоящее время, представлена 158 фондами, имеющими лицензию на 2012 годИнспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России.

Деятельность такого рода фондов осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.[14]

Цели деятельности НПФ делятся на 3 группы:

1) Социальные цели:

- проведение государственной социальной политики по реформированию пенсионной системы, создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения;

- формирование и развитие новых рыночных институтов и механизмов социальной защиты граждан;

- постепенное увеличение роли дополнительных механизмов пенсионного обеспечения граждан, в частности негосударственных пенсионных фондов;

- внедрение новых форм и методов негосударственного пенсионного обеспечения различных социальных групп населения;

- вовлечение в систему негосударственного пенсионного обеспечения работников предприятий всех форм собственности, в том числе работников бюджетной сферы.

2) Финансовая цели:

- создание устойчивого источника финансирования, позволяющего осуществлять долгосрочные финансовые проекты.

3) Инвестиционные цели:

- координация региональных инвестиционных потоков;

- создание системы негосударственного пенсионного обеспечения позволит хотя бы частично решить стратегическую проблему, связанную с созданием крупного внутреннего инвестора в экономике.

НПФ, выполняют следующие функции:

1)заключают пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;

2) аккумулируют пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений; ведут пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

3) ведут пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1. 04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

4) ведут пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;

5) информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов.

По заключаемым пенсионным договорам вкладчики обязаны уплачивать взносы в размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором. НПФ обязуется помимо прочего выплачивать негосударственные пенсии или выкупные суммы в соответствии с условиями пенсионного договора.

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы, а перед страхованными лицами фонд формирует пенсионные накопления. Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет: пенсионных взносов; дохода фонда от размещения пенсионных резервов; целевых поступлений. Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами устанавливается уполномоченным федеральным органом.[16]

Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». НПФ осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (управляющие компании). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации.

Размещение средств пенсионных резервов производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников.

Доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, направляется на пополнение средств пенсионных резервов, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляется на пополнение средств пенсионных накоплений, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.




По состоянию на 2013 год осуществляют деятельность 158 негосударственных пенсионных фондов, зарегистрированных в 45 субъектах Российской Федерации (таблица 1). Их суммарное собственное имущество составляет около 602,4 млрд. руб. При этом средства пенсионных резервов фондов (по негосударственному пенсионному обеспечению) превышают 506,7 млрд. руб., средства пенсионных накоплений (по обязательному пенсионному страхованию), переданные в негосударственные пенсионные фонды, составляют более 19,9 млрд. руб. Численность участников негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению превысила 7,0 млн. человек, из них около 1 млн. человек уже получают негосударственные пенсии. Число граждан застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, доверивших свои пенсионные накопления Негосударственным пенсионным фондам, приближается к 1,9 млн. человек. [17]

Таблица 1 - Динамика численность НПФ в РФ за 2006 - 2013 гг.

Наименование показателя Годы Изм. за период
Число НПФ, имеющих лицензию -131
Число НПФ, заявивших о желании осуществлять деятельность по ОПС

Эти цифры наглядно показывают, что деятельность негосударственных пенсионных фондов, даже в, так сказать, изначальной и основной сфере негосударственном пенсионном обеспечении, пока еще не вышла на приемлемый уровень. Хотя абсолютные показатели, характеризующие работу фондов на этом направлении, достигли значительных величин, относительные показатели демонстрируют недостаточность предложения услуг негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению. Ими охвачены пока только около 7,5% экономически активного населения страны.

Изменение численности НПФ преимущественно связано со следующими факторами:

1.Ужесточение требований со стороны законодательства к НПФ;

2.Предоставление НПФ возможности осуществления деятельности по обязательному пенсионному обеспечению с 1 июля 2006 г.

Вследствие этих факторов в последние годы происходит процесс объединения фондов.

Недостаточное развитие негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране определяется отсутствием в обществе страховой культуры, традиции заботы в трудоспособном возрасте о материальном обеспечении на старость. Хотя пенсионные договоры, по которым граждане выступают вкладчиками в свою пользу или в пользу ближайших родственников, и нельзя уже назвать редкостью в масштабах страны количество таких договоров крайне незначительно. Существенно более широкое распространение получили заключаемые в пользу работников пенсионные договоры, вкладчиками по которым являются юридические лица.

Одной из основных причин, по которым корпоративные пенсионные программы не получили необходимого распространения, является избыточное налогообложение на всех стадиях организации негосударственного пенсионного обеспечения.

Из-за высокой социальной значимости негосударственные пенсионные фонды оказывается активная государственная поддержка. Президентом и Правительством РФ неоднократно подчеркивалась особая роль негосударственных пенсионных фондов в построении в России устойчивой и развитой экономики. В то же время деятельность негосударственных пенсионных фондов строго контролируется государством. Контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов законодательно возложен на Центральный банк РФ.

К государственным мерам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов относят:

1) лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов. Для осуществления деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию НПФ необходимо получить соответствующую лицензию; зарегистрировать страховые правила; подать заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика. Для получения лицензии величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее пятидесяти миллионов рублей, с 1.07. 2009 г. не менее 30 миллионов рублей.

2) установление нормативов размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений. В целях сохранения и прироста средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности негосударственных пенсионных фондов, подлежат обязательному инвестированию;

3) установление нормативного размера страхового резерва, порядка его формирования и использования. НПФ должны четко представлять, какие суммы данный фонд может инвестировать, во что инвестировать, на какой срок, а также учитывать доходность этих вложений. Деятельность негосударственных пенсионных фондов подлежит актуарному оцениванию по итогам финансового года.

Ежегодно по итогам финансового года негосударственные пенсионные фонды обязаны проводить и независимую аудиторскую проверку, которой подвергается ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов и т.д. Аудиторское заключение предоставляется негосударственными пенсионными фондами в Федеральную налоговую службу и службу банка России по финансовым рынкам.

Оперативный контроль за размещением пенсионных резервов фондов, выполнением принятых фондом обязательств перед вкладчиками и участниками. Любые операции по размещению пенсионных накоплений в ценные бумаги должны быть согласованы со специализированным депозитарием, который хранит все ценные бумаги, приобретаемые управляющей компанией, и контролирует все операции, которые с этими бумагами производятся. Без одобрения специализированного депозитария никакие сделки невозможны.

Служба банка России по финансовым рынкам, а так же и Пенсионый фонд России проводятся плановые проверки (не чаще одного раза в два года), а также внеплановые проверки фондов, в случае, когда необходимо подтверждение устранения фондом нарушений законных требований и условий, выявленных при проведении плановой проверки. При этом фонд обязан обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы, обеспечивать доступ проверяющих в служебные помещения и к программно-техническим средствам, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности.

Лицензирующий орган вправе проводить проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям, а также проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Проверки могут проводиться по месту нахождения лицензиата или по месту осуществления деятельности лицензиата (выездная проверка), а также по месту нахождения лицензирующего органа.

Проверка деятельности лицензиата осуществляется лицензирующим органом на основании решения, подписанного руководителем лицензирующего органа (или лицом, его замещающим), в котором указываются цель проведения проверки, период времени, за который осуществляется проверка деятельности лицензиата, а также срок ее проведения, который не должен превышать 60 дней. По результатам проверки составляется акт (не позднее 10 дней после ее проведения), который подписывается инспекторами и вручается (направляется) лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, или уполномоченному им лицу под расписку.

Пенсионные накопления - это средства, которые сформировались на индивидуальном лицевом счете гражданина в системе обязательного пенсионного страхования в Пенсионном фонде Российской Федерации или в негосударственном пенсионном фонде.

Эти средства могли накопиться за счет сумм, которые:

перечислял работодатель в обязательном порядке на накопительную часть трудовой пенсии работника;

·уплатил сам гражданин или его работодатель, а также государство, участвуя в программе государственного софинансирования пенсий;

·направил гражданин из средств материнского (семейного) капитала;

·были получены в виде дохода от инвестирования накопленных средств в системе обязательного государственного или негосударственного страхования;

·перечислили матери из средств материнского (семейного) капитала.

Между фондом и застрахованным лицом заключается договор об обязательном пенсионном страховании. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему - некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия, порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.

Работодатель перечисляет взносы на накопительную часть пенсии в негосударственный пенсионный фонд.

Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Фонд ведет учет пенсионных накоплений на пенсионном счете отдельно от других операций. Идентификация застрахованного лица осуществляется по страховому номеру, который присваивается индивидуальному лицевому счету застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда РФ и одновременно является составной частью номера пенсионного счета.

Фонд передает пенсионные накопления застрахованного лица с целью инвестирования в доверительное управление управляющей компании (управляющим компаниям), с которой фондом заключен договор (договоры) доверительного управления пенсионными накоплениями и которая соответствует требованиям, установленным Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию застрахованных лиц.

Часть дохода направляется на вознаграждение управляющего на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда. При выходе застрахованного лица на пенсию негосударственный пенсионный фонд, исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок ее получения.

Механизм работы Негосударственных пенсионных фондов довольно прост. Прежде всего, лицу которое решило доверить накопительную часть пенсии негосударственному пенсионному фонду необходимо заключить с ним Пенсионный договор, основным элементом которого является одна из трёх пенсионных схем.

Следует отметить, что вкладчиком может быть не только гражданин (то есть физическое лицо), но и юридическое лицо, передающее накопительную часть пенсии своих сотрудников в негосударственный пенсионный фонд.

Основным показателем уровня развития общества является степень социальной защиты населения. Одним из видов такой защиты, предоставляемой государством, является пенсионное обеспечение.

Денежное дерево НПФ под лупой

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это организация, которая занимается пенсионным обеспечением своих клиентов. НПФ инвестирует доверенные ему средства в финансовые инструменты, чтобы получить инвестиционный доход. Выплаты от НПФ участник фонда начнет получать с момента выхода на пенсию.

Из этой статьи вы узнаете, чем занимаются и могут быть полезны НПФ, как регулируется их деятельность, как защищены хранящиеся в них средства граждан и на что следует обратить внимание при выборе НПФ.

Что именно делает НПФ?

1. Он управляет пенсионными накоплениями гражданина, которые формируются на индивидуальном счете.

Эти средства входят в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Когда клиент НПФ достигает пенсионного возраста, фонд назначает и выплачиваем ему пенсию из накопленных средств. Чем лучше работает НПФ, тем больший доход он зарабатывает своим клиентам – и тем выше их будущая пенсия.

2. С его помощью можно формировать дополнительную пенсию.

К примеру, вы направили свои накопления в НПФ и полностью довольны тем, как он распоряжается вашими средствами. В таком случае можно также начать накапливать и на дополнительную пенсию, предварительно заключив с фондом еще один договор. Или выбрать другой фонд для формирования дополнительной пенсии. Это и есть негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – деньги, которые вы откладываете самостоятельно и отдаете под управление НПФ.

Как регулируется деятельность НПФ?

Работу НПФ контролирует Банк России. Их деятельность регламентируется законом «О негосударственных пенсионных фондах» и множеством других правовых актов.

Сколько НПФ в России?

Актуальный список НПФ вы всегда найдете на сайте Агентства по страхованию вкладов. Год от года количество действующих НПФ в России уменьшается. По данным Агентства, по состоянию на 28.10.2020 лицензию имеют 47 НПФ, из которых 29 состоят в системе гарантирования прав застрахованных граждан (то есть могут управлять пенсионными накоплениями).

Количество НПФ в России по годам, шт.

2006200720082009201020112012
290289252235165151146
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
134 120 120 102 83 6847

Уменьшение количества НПФ за последние годы, в основном, вызвано следующими причинами:

1. Ужесточение требований законодательства.

2. Повышение требований к качеству активов НПФ со стороны регулятора – Банка России.

А мои деньги в НПФ или ПФР?

Выяснить это можно в личном кабинете на «Госуслугах» или сайте ПФР, а также в отделениях ПФР.

Как выбрать НПФ?

Выбор организации, которая будет управлять вашими пенсионными накоплениями – это важный и ответственный шаг. Для того чтобы принять правильное решение – оставить накопления под управлением государственной управляющей компании ВЭБ.РФ (или вернуть их туда), перевести в НПФ или сменить один НПФ на другой, – нужно:

Как защищены средства в НПФ?

НПФ, работающие с накоплениями, входят в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Это означает, что накопления их вкладчиков застрахованы Агентством по страхованию вкладов. Если по какой-то причине у НПФ, который управляет вашими пенсионными накоплениями, аннулируют лицензию, вам не нужно предпринимать никаких действий чтобы вернуть ваши средства: начиная с даты аннулирования лицензии, вашим новым страховщиком станет ПФР.

Подробную информацию о гарантировании прав можно получить на сайте АСВ.

Я решил сменить НПФ: как это правильно сделать?

Если вы хотите поменять НПФ, то нужно учитывать, что без потерь это можно делать не чаще, чем 1 раз в 5 лет. В противном случае у вас есть риск потерять инвестиционный доход. Как это работает?

Тот доход, который НПФ заработал для своего клиента, прибавляется к его счету раз в 5 лет – это называется фиксинг. Если клиент меняет страховщика после того, как доход зафиксировался на его персональном счету, то такой переход считается срочным и не приводит к потере накопленного дохода. А вот досрочный переход к другому страховщику происходит до истечения пятилетнего периода. В таком случае гражданин теряет инвестиционный доход с момента прудыдущего фиксинга.

Советуем вам внимательно обдумать решение о смене страховщика и взвесить все возможные выгоды и потери.

Каждый вправе самостоятельно принимать решения, которые влияют на будущую пенсию. Можно ли доверять свои пенсионные накопления НПФ? Разумеется, да: деятельность НПФ строго регламентирована и контролируется со стороны государства, а средства под их управлением застрахованы. Однако важно не только доверять, но проверять. Чтобы обеспечить сохранность средств и получить хороший доход, рекомендуем внимательно следить за состоянием своего пенсионного счета, результатами работы вашего страховщика и его конкурентов на рынке.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со статьей 6.1. Закона № с 01.01.2020 минимальный размер уставного капитала НПФ должен составлять не менее 150 млн рублей, а минимальный размер собственных средств — не менее 200 млн рублей.

Создание НПФ путем учреждения осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об акционерных обществах. НПФ подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом особенностей, установленных Законом №


Акции НПФ, размещенные при его создании путем учреждения, должны быть полностью оплачены учредителями до подачи в Банк России заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Оплата акций путем зачета денежных требований к НПФ не допускается. Негосударственный пенсионный фонд не вправе осуществлять операции с векселями и выдавать займы.

Решение о государственной регистрации НПФ при его создании, в том числе путем реорганизации, о государственной регистрации изменений, вносимых в устав фонда, или о государственной регистрации при ликвидации фонда принимается Банком России в установленном им порядке. Одновременно с принятием решения о государственной регистрации вновь создаваемого негосударственного пенсионного фонда Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций фонда.

Перечень документов, необходимых для принятия Банком России решения о государственной регистрации НПФ при его создании путем учреждения, установлен пунктом 1.1. Инструкции Банка России от 04.06.2018 № .

За государственную регистрацию негосударственного пенсионного фонда уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер госпошлины — 4 000 рублей.
Реквизиты для оплаты

НПФ может работать только на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Перечень документов, необходимых для получения такой лицензии, установлен пунктом 5 статьи 7.1. Федерального закона от 07.05.1998 № и пунктом 2.1. Инструкции Банка России от 04.06.2018 № .

За предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер госпошлины — 7 500 рублей.
Реквизиты для оплаты


Документы (копии документов), предусмотренные пунктом 2.1 Инструкции Банка России от 04.06.2018 № должны быть представлены соискателем лицензии в уполномоченное подразделение Банка России одновременно с документами, представляемыми для принятия решения о государственной регистрации фонда при его создании путем учреждения, но не позднее одного месяца со дня принятия решения о создании юридического лица.

Сроки рассмотрения Банком России документов:

  • государственная регистрация негосударственного пенсионного фонда — 30 календарных дней,
  • принятие решения о предоставлении лицензии (отказе в предоставлении лицензии) негосударственному пенсионному фонду — в течение 2 месяцев со дня получения Банком России документов. В случае если Банк России потребует представления дополнительных документов, течение указанного срока приостанавливается до получения необходимых документов, но не более, чем на 30 дней.

Внесение изменений в реестр производится в связи с изменением следующих сведений в отношении каждого включенного в него НПФ:

  • полное и сокращенное фирменные наименования фонда;
  • адрес фонда;
  • ОГРН фонда, дата внесения в ЕГРЮЛ записи о создании фонда, ИНН фонда;
  • номер лицензии фонда;
  • дата принятия решения о предоставлении лицензии фонду;
  • наименование органа, предоставившего лицензию фонду;
  • срок действия лицензии фонда;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • информация о действии лицензии фонда (лицензия действует, лицензия аннулирована или действие лицензии прекращено (за исключением случая аннулирования);
  • дата принятия решения об аннулировании лицензии фонда (в случае если лицензия аннулирована);
  • дата и основание прекращения действия лицензии фонда (в случае если прекращение действия не связано с аннулированием лицензии);
  • сведения о включении фонда в систему гарантирования прав застрахованных лиц;
  • сведения о наличии ограничения на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению или по обязательному пенсионному страхованию;
  • номера телефонов, факсов, адрес электронной почты, адрес сайта фонда в сети Интернет;
  • сведения об органах управления и должностных лицах фонда;
  • сведения об учредителях (акционерах) и размере доли их участия в уставном капитале фонда;
  • сведения о переоформлении лицензии фонда и об основании ее переоформления;
  • сведения о выдаче дубликата лицензии фонду.

Представление НПФ в Банк России заявления о внесении изменений в сведения о фонде, содержащиеся в реестре в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня возникновения изменений, требуется в отношении следующих сведений:

  • номеров телефонов, факсов, адрес электронной почты, адрес сайта фонда в сети Интернет;
  • сведений об органах управления и должностных лицах фонда;
  • сведений об учредителях (акционерах) и размере доли их участия в уставном капитале фонда.

Содержание

Резюме

За время функционирования накопительной составляющей пенсионной системы России, введенной в 2002 году, число застрахованных, выбравших для формирования пенсионных накоплений НПФ, достигло 28,1 млн человек на 30.06.2015, а объем накоплений – 1,7 трлн рублей. При этом отрасль НПФ уже сейчас показала свою эффективность. На среднесрочном горизонте доходность фондов превышает и инфляцию, и доходность государственной УК-ВЭБ. А накопления НПФ стали важным источником инвестиций для развития реального сектора экономики. Дальнейшему повышению эффективности отрасли могут способствовать завершение дискуссии о сохранении обязательного накопительного компонента и ослабление текущих требований к инвестиционной политике фондов.

За 13 лет функционирования накопительной пенсионной системы более трети застрахованных лиц выбрали НПФ, а объем пенсионных накоплений отрасли достиг 2,4% от ВВП. По данным ЦБ РФ, к 30.06.2015 количество застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло 28,1 млн человек. При этом объем пенсионных накоплений, сконцентрированных в фондах, вырос с конца 2005 года до конца первого полугодия 2015 года с 2 млрд до 1,7 трлн рублей.

В результате пенсионной реформы 2013-2015 гг. повысилась прозрачность и надежность отрасли НПФ. В ходе этой реформы до конца 2015 года все фонды, имеющие лицензию по ОПС, должны акционироваться и вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений на базе АСВ после прохождения проверки со стороны ЦБ РФ. На конец июля 2015 в фондах-участниках системы гарантирования было сконцентрировано около 90% всех пенсионных накоплений и застрахованных лиц.

Подтверждением эффективности отрасли НПФ являются высокие показатели доходности, а также масштабные вложения в реальный сектор экономики. На среднесрочном горизонте фонды показывают доходность по пенсионным накоплениям выше инфляции и доходности ВЭБ. При этом на конец 2014 года более 70% накоплений НПФ были инвестированы в облигации и банковские депозиты и счета. За последние годы на средства пенсионных накоплений были построены объекты недвижимости, автомагистрали, реализованы инфраструктурные программы естественных монополий.

Для повышения эффективности отрасли НПФ необходимо завершение дискуссии о сохранении обязательного накопительного компонента на политическом уровне и ослабление текущих требований к инвестиционной политике фондов на уровне регулирования отрасли. Регулярное обсуждение дальнейшей судьбы обязательного накопительного компонента на протяжении последних двух лет на фоне ужесточения требований к инвестиционной политике фондов снижало инвестиционную привлекательность отрасли и негативно сказывается на ее эффективности.

Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом.

Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.

Никакие из материалов сайта не должны копироваться, воспроизводиться, переиздаваться, использоваться, размещаться, передаваться или распространяться любым способом и в любой форме без предварительного письменного согласия со стороны Агентства и ссылки на источник www.raexpert.ru. Использование информации в нарушение указанных требований запрещено.

Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.

Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.

На сайте могут быть предоставлены ссылки на сайты третьих лиц. Они предоставляются исключительно для удобства посетителей сайта. В случае перехода по этим ссылкам, Вы покидаете сайт Агентства. АО «Эксперт РА» не просматривает сайты третьих лиц, не несет ответственности за эти сайты и любую информацию, представленную на этих сайтах, не контролирует и не отвечает за материалы и информацию, содержащихся на сайтах третьих лиц, в том числе не отвечает за их достоверность.

АО «Эксперт РА» оставляет за собой право вносить изменения в информационные материалы сайта в любой момент и без уведомления третьих лиц. При этом Агентство не несет никаких обязательств по обновлению сайта и материалов, представленных на сайте.

Читайте также: