Какой орган и в каком порядке осуществляется прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения

Опубликовано: 29.04.2024

Прием граждан в местных органах ПФР является важным, ведущим элементом, характеризующим его деятельность. Так, сотрудники обязаны содействовать гражданам в получении необходимых для назначения пенсий документов, запрашивать их от предпри­ятий, организаций, давать своевременные и доступные разъяснения по вопросам пенсионных правоотношений.

Организация приема посетителей в органах ПФР включает: ус­тановление определенных дней и часов приема и доведение их до сведения населения, оборудования соответствующего помещения для приема. Организуя прием, необходимо уделять внимание обста­новке, в которой он проходит. При доброжелательном разговоре с посетителями, даже если им помочь невозможно, они уходят удов­летворенными хотя бы тем, что их внимательно выслушали и пояс­нили законодательные нормы.

Рассмотрим направления деятельности с обращениями граждан.

В ПФР и его местные органы обращается довольно значительное чис­ло граждан за выяснением разных вопросов, по пенсионному обеспечению, но типичны, как показывает практи­ка, обращения по проблемам исчисления, перерасчета пенсии.

Обращения граждан, которые включают предложения, заявле­ния, жалобы, различаются по юридиче­ской сущности. Они отражают и частные, и публичные интересы.

Заявление рассматривается как обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, федеральными законами и нормативно-правовыми актами.

Жалобой является обращение с требованием о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями, решениями государственных органов, владельцами различных прав собственно­сти, должностными лицами, общественными организациями.

Возможно и применение такого понятия, как ходатайство. Хода­тайство — это обращение гражданина, подаваемое всегда в пись­менной форме, с просьбой о признании за ним определенного ста­туса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их под­тверждающих.

Обращения граждан могут быть как письменными, так и уст­ными.

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, ко­гда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требу­ют дополнительной проверки, а личности заявителей известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме. Такие обращения практикуются во время приема граждан должностными лицами, во время встреч руководи­телей предприятий, учреждений, организаций, принимаются по ли­нии прямой телефонной линии связи, во время телевизионных пе­редач и т. п.

Результаты рассмотрения устных обращений, требующих допол­нительной проверки изложенных в них фактов, доводятся до сведе­ния заинтересованных лиц в таком же порядке, как это установлено для письменных обращений.

К письменным обращениям граждан распространяется требование о названии, адресе органа власти, управления, должностного лица, ко­торым они адресованы, изложение существа предложения, заявле­ния, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество автора, его адрес, контакты, дату и личную подпись.

Отметим, что проблемы работы с обращениями граждан до настоящего времени не нашли должного нормативного регулирования в федеральном законо­дательстве. В связи с этим можно опираться на нормы Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.11.2014) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».[53]

Работа с письмами складывается из нескольких этапов.

Прием, регистрация и учет писем граждан. При приеме писем проверяется правильность их адресования. Письма, доставленные не по назначению, незамедлительно возвра­щаются почтовому предприятию связи для направления адресату.

Вложения, содержащиеся в конверте, проверяются, пересчитываются и скрепляются с конвертом. Отсутствие указанных в письме приложений или их части отражается в акте и об этом сообщается заявителю.

Письма граждан с пометкой на конверте «лично», а также пись­ма, адресованные отраслевому отделу писем министерства или профсоюзной организации, не вскрываются, а передаются по на­значению.

На письмах граждан, сданных на личном приеме, делается по­метка «с личного приема». Эти письма подлежат регистрации.

Все поступающие письма должны быть централизованно заре­гистрированы в день их поступления на регистрационно-контрольных карточках.

Регистрационный индекс письма указывается в регистрацион­ном штампе, который проставляется в правом верхнем углу сопро­водительного письма или на первой странице письма заявителя.

Индекс состоит из условного цифрового обозначения структурного подразделения учреждения, начальной буквы фамилии автора и по­рядкового номера поступившего письма (например, 4-И-5201).

При повторном поступлении письма к нему подбирается имею­щаяся переписка и регистрационно-контрольная карточка. Письму присваивается номер, под которым были зарегистрированы ранее поступившие в данном календарном году письма. В регистрационно-контрольной карточке указывается дата поступления нового письма.

Повторными можно считать письма, которые поступили от одного и того же лица по одинаковому вопросу, если со времени подачи первого письма истек установленный законодательством срок рас­смотрения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Письма одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие в одно и то же учреждение, и письма, в которых содержатся новые вопросы или дополнительные сведения, повторными не квалифицируются.




В случаях, когда в письме заявителя или коллективном письме сообщается о другом лице, кроме алфавитно-регистрационной кар­точки заводится ссылочная карточка, в которой полностью указыва­ется фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого написа­но письмо. Алфавитно-регистрационные и ссылочные карточки хранятся в картотеках в обязательном алфавитном порядке.

Коллективные письма регистрируются по фамилии первого зая­вителя. Также выписываются ссылочные карточки на не­скольких лиц, подписавших это письмо.

Письменное обращение гражданина должно содержать следую­щие данные: фамилия, имя, отчество обратившегося, место его жи­тельства, либо работы и учебы. Без надлежащих сведений обращение при­знается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Зарегистрированные письма граждан в день поступления пере­даются руководителю учреждения, который поручает лицу (испол­нителю) рассмотреть по существу вопросы, поставленные в письме, и подготовить текст ответа.

Письма передаются исполнителю под расписку на алфавитно-регистрационной карточке.

Если в резолюции руководителя указано несколько исполните­лей, то ответственным за исполнение всех поставленных в письме вопросов является исполнитель, указанный в списке первым.

Передача писем из одного структурного подразделения в другое производится с обязательной отметкой об этом в алфавитно-регистрационной карточке.

В том случае, когда в письме содержатся вопросы, разрешение которых не относится к компетенции органов социального обеспе­чения, копия или выписка из письма направляется по принадлеж­ности, о чем заявитель ставится в известность.

Запрещается пересылать жалобы на рассмотрение тем лицам и учреждениям, действия которых обжалуются.

Когда данных, указанных гражданином в жалобе, недостаточно для вынесения окончательного решения, из учреждения или от лица, действия которых обжалованы, потребуются материалы про­верки с заключением обоснованности принятого решения. В случае необходимости, по указанию руководства учреждения, для проверки жалобы на месте могут быть командированы работники аппарата учреждения.

Ответы на письма граждан дают руководители и другие уполно­моченные должностные лица учреждений. Ответ может быть дан в письменной или устной форме. В случае устного ответа делается со­ответствующая запись в регистрационно-контрольной карточке. При отклонении предложения, заявления, жалобы в ответе необхо­димо указать мотивы, по которым они отклонены. В необходимых случаях должен быть разъяснен порядок обжалования.

Письма граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие действую­щему законодательству.

Проект подготовленного ответа на письмо визируется исполни­телем в левом нижнем углу и передается на подпись руководителю.

Ответы гражданам на повторные обращения в связи с несогла­сием их с ранее принятым решением, поручения, запросы, направ­ленные в вышестоящие организации, а также ответы на письма, на­ходящиеся на особом контроле, подписываются руководителем уч­реждения или его заместителем.

Если письмо рассматривалось работниками нескольких отделов (секторов), заявителю направляется один ответ. Проект письма го­товится ответственным исполнителем, согласовывается с другими исполнителями, визируется ими, после чего передается на подпись, что должно быть сделано своевременно и правильно. Ответственность за это в равной степени несут все указанные в резолюции ис­полнители.

Запрещается вносить изменения в содержание уже подписанно­го письма без разрешения должностного лица, его подписавшего.

Полученные от заявителя документы возвращаются ему заказ­ным отправлением вместе с ответом, если нет иного поручения кон­тролирующего органа.

В тех случаях, когда документы приобщены к материалам про­верки, пенсионному или медицинскому делу, об этом сообщается заявителю.

При возвращении документов в письме перечисляются наиме­нования подлинных документов (о трудовом стаже, заработной пла­те, а также медицинский документ) и указывается общее число при­ложений.

Письма, находящиеся на контроле в вышестоящих органах со­циального обеспечения, подлежат возврату вместе с ответом. В дру­гие контролирующие органы письма возвращаются только по их требованию.

Подписанные письма передаются для отметки на алфавитно-регистрационной карточке, после чего отправляются адресату.

Установлены следующие сроки рассмотрения писем.

1. Обращения граждан по вопросам, не относящимся к ведению органов социального обеспечения, пересылаются по принадлежно­сти в пятидневный срок с извещением об этом заявителю.

2. Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в учреждения социального обеспечения, за ис­ключением тех из них, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.

3. Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца, если заявления и жалобы не требуют дополнительного изучения и про­верки, то они разрешаются безотлагательно, не позднее 15 дней.

4. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей в Ми­нистерстве труда и социального развития России разрешаются в срок до 15 дней, в местных органах социального обеспечения — до 7 дней.

5. Предложения и заявления народных депутатов рассматриваются с принятием мер по их выполнению в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучении я и проверки безотлага­тельно.

Началом срока исполнения считается день поступления письма в учреждение, а его окончанием следует считать день направления окончательно­го ответа заявителю или в контролирующий орган.

В тех случаях, когда для разрешения письма необходимо прове­дение специальной проверки, срок разрешения письма продлевает­ся руководителем, но не более чем на один месяц, а срок разреше­ния писем военнослужащих и членов их семей — не более чем на 15 дней.

Для соблюдения установленных сроков в письмах-запросах обя­зательно указывается ожидаемый срок получения ответа.

Кратко проанализируем письма граждан. Для изучения особенностей писем и факторов, обуславливающих обра­щения людей, главный специалист ежеквартально проводит их анализ.

При анализе писем должное внимание должно быть обращено на те жалобы, по которым были восстановлены нарушенные права и законные интересы граждан либовыявлены недостатки в деятельно­сти органов Пенсионного фонда РФ или отдельных должностных лиц, а также на факты несвоевременного рассмотрения писем.

На основании результатов анализа разрабатываются мероприя­тия по устранению причин и условий, порождающих письма гра­ждан.

Предложения, направленные на совершенствование законода­тельства о пенсионном обеспечении и улучшение работы органов ПФР, систематически обобщаются, и информация о них высылает­ся в вышестоящие органы Фонда.

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 августа 2005 г. N 159п

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ

ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анализ работы с письменными и устными обращениями граждан свидетельствует о том, что в Пенсионном фонде Российской Федерации действует многоуровневая система рассмотрения письменных и устных обращений граждан. В 2004 году и первом полугодии 2005 года Исполнительной дирекцией ПФР было рассмотрено свыше 41 тысячи писем граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей, из которых около 42 процентов поступило из высших органов государственной власти и более половины - непосредственно от заявителей. В приемную ПФР за это время обратилось более 2200 человек, из которых 1859 были приняты специалистами Исполнительной дирекции ПФР.

В отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации за указанный период было рассмотрено 174,5 тысячи письменных и более 318 тысяч устных заявлений, жалоб, просьб и предложений граждан. Помимо этого, в управлениях ПФР в районах и городах на личном приеме побывало свыше 30,3 млн. человек.

Усилия специалистов, занимающихся этой работой, сосредоточены на повышении оперативности и качества рассмотрения обращений граждан и организаций, на совершенствовании системы контроля за ходом рассмотрения и исполнения их заявлений, жалоб и просьб.

По инициативе Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации силами отделений ПФР проведен ряд социологических опросов населения по наиболее актуальным вопросам пенсионного обеспечения: индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии, перерасчету и корректировке страховой части трудовой пенсии, осуществлению ежемесячных денежных выплат и предоставлению набора социальных услуг.

С целью формализации обращений, унификации работы органов ПФР и совершенствования организации приема населения завершена разработка типовых бланков для возможного их использования гражданами при обращении в органы ПФР и порядок их применения, а бланки направлены во все отделения ПФР и управления ПФР в федеральных округах.

Разработан и повсеместно внедряется типовой бланк для отражения результатов проверки правильности назначения (перерасчета) пенсии, позволяющий оперативно обмениваться информацией и осуществлять правовую оценку принятого территориальным органом решения.

Постоянно проводится анализ количества получаемых обращений граждан и организаций, тематики вопросов, поднимаемых авторами, а также сроков их рассмотрения, что позволило создать в Пенсионном фонде Российской Федерации систему информационно-аналитического обеспечения деятельности органов ПФР.

Вместе с тем в вопросах организации работы с обращениями граждан, рассмотрения их просьб, жалоб и предложений, приема населения, проведения информационно-разъяснительной работы продолжают иметь место отдельные нарушения сроков рассмотрения обращений граждан и организаций, в том числе поступивших из Исполнительной дирекции ПФР, случаи проявления неуважительного отношения к заявителям со стороны работников ПФР, медленно снижается удельный вес повторных обращений.

В целях выполнения задач по дальнейшему совершенствованию работы с обращениями граждан, обеспечению их прав и законных интересов, поставленных в поручениях Президента Российской Федерации Путина В.В. от 28 марта 2005 года N Пр-483, Председателя Правительства Российской Федерации Фрадкова М.Е. от 11 апреля 2005 года N МФ-П44-1666 и Министерства здравоохранения и социального развития от 15.04.2005 N 61, Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации:

продолжить работу по повышению эффективности и качества рассмотрения письменных и устных обращений граждан;

принять необходимые меры по укреплению исполнительской дисциплины с целью недопущения нарушения сроков рассмотрения обращений граждан, повысить личную ответственность специалистов за полноту и своевременность разрешения поставленных в обращениях вопросов; ввести в практику проведение служебных расследований по фактам несвоевременного или формального рассмотрения обращений граждан с привлечением виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности;

продолжить работу по совершенствованию форм и методов организации приема граждан в отделениях и управлениях ПФР, уделяя при этом особое внимание внедрению клиентских служб;

постоянно и планомерно проводить работу по повышению уровня информационно-аналитического обеспечения деятельности отделений ПФР; систематически анализировать характер и содержание поступивших обращений граждан, выявлять причины, порождающие обоснованные жалобы, и принимать меры к их устранению, своевременно и полно информировать руководителей ПФР о проблемах, волнующих население;

по мере необходимости организовывать работу телефонов доверия ("прямых линий"), как наиболее востребованной населением и особенно удобной для пожилых граждан формы справочной службы;

продолжить работу по повышению профессионального уровня специалистов, ответственных за работу с обращениями граждан, обратив особое внимание на оказание методической помощи территориальным органам ПФР, подведомственным отделениям ПФР;

принять необходимые меры по организации регулярного информирования населения через средства массовой информации, в том числе с использованием интернет-сайтов, о наиболее актуальных вопросах реализации функций, возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации, а также по разъяснению положений действующего пенсионного законодательства и вносимых в него изменений и дополнений;

ввести в практику органов ПФР проведение проверок с выездом на место по наиболее важным и социально значимым обращениям коллективов предприятий и организаций, а также отдельных граждан;

установить более тесное взаимодействие с территориальными органами государственной власти с целью решения проблем, поставленных в обращениях граждан;

постоянно проводить работу с общественными организациями с использованием таких форм взаимодействия, как представление информации по итогам рассмотрения обращений, приглашение представителей общественности в отделения ПФР, участие в совещаниях, семинарах, круглых столах и других мероприятиях.

2. Обратить внимание управляющих отделениями ПФР на персональную ответственность за состояние работы с обращениями граждан и организаций.

3. В целях обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам рассмотрения устных обращений граждан и дальнейшего совершенствования форм и методов работы по приему населения:

утвердить прилагаемое Положение об организации приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей в Пенсионном фонде Российской Федерации;

решение вопросов организации приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей руководством Правления ПФР и должностными лицами Пенсионного фонда Российской Федерации возложить на Управление по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей Исполнительной дирекции ПФР (Савостин В.Н.);

руководителям подразделений Исполнительной дирекции ПФР совместно с Управлением по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей (Савостин В.Н.) обеспечивать подготовку и представление должностным лицам ПФР, осуществляющим прием граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей, необходимых справочных материалов по предыдущим заявлениям лиц, обратившихся с просьбой о личном приеме.

4. Отделениям ПФР информацию о принятых мерах и о проделанной работе по итогам за 2005 год представить в Управление по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей Исполнительной дирекции ПФР до 15 января 2006 года, сопроводив ее статистическими данными по форме, утвержденной м Правления ПФР от 08.10.2002 N 113п.

5. Управлению по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей проинформировать руководство Правления ПФР о результатах проделанной работы до 20 января 2006 года.

6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правления ПФР Чижик Л.И.

date image
2020-05-25 views image
1242

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Постановление Правления Пенсионного фонда России от 12 февраля 2019 г. N 39п "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе по приему от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства":

«5. При информировании о порядке предоставления государственной услуги по телефону должностное лицо, приняв вызов по телефону, должно представиться: назвать фамилию, имя, отчество (при наличии), должность, наименование структурного подразделения территориального органа ПФР.

Должностное лицо обязано сообщить график приема граждан, точный почтовый адрес территориального органа ПФР, способ проезда к нему, способы предварительной записи для личного приема, а при необходимости - требования к письменному обращению.

Информирование по телефону о порядке предоставления государственной услуги осуществляется в соответствии с графиком работы территориального органа ПФР.

Во время разговора должностное лицо должно произносить слова четко и не прерывать разговор по причине поступления другого звонка.

При невозможности ответить на поставленные гражданином вопросы телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо либо обратившемуся гражданину должен быть сообщен номер телефона, по которому можно получить необходимую информацию.

Разговор по телефону не должен продолжаться более 10 минут.

6. При ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам предоставления государственной услуги должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять следующую информацию:

о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, дата и номер принятия нормативного правового акта);

о перечне категорий граждан, имеющих право на получение государственной услуги;

о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги;

о сроках предоставления государственной услуги;

об основаниях отказа в предоставлении государственной услуги;

о месте размещения на сайте ПФР информации по вопросам предоставления государственной услуги»

8.1. С сайта https://codolc.com/library/Interview скачать, изучить составить конспект материалов семинаров по Интервьюированию:

- Звездина Ю. Материалы семинара "О психологических аспектах интервьюирования",

- Живулина Т. Материалы семинара "Интервьюирование",

- Щафик Ахмед. Материалы семинара "Интервьюирование клиента: необходимые учебные пособия и материалы (1)",

Подготовить план проведения интервьюирования по теме выпускной квалификационной работы.

ТЕМА 9. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ГРАЖДАН И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ВОПРОСАМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

По материалам тем 1-7 подготовить и провести юридическую консультацию

По собранным во время преддипломной практики материалам выпускной квалификационной работы, подготовить и провести юридическую консультацию.

Учреждение – профессиональная образовательная организация
«Ульяновский техникум экономики и права Центросоюза РФ»

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

ДНЕВНИК

ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

в период с 27 апреля по 24 мая 2020 г.

студента группы ПСО -

Место прохождения практики

Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе (межрайонное) г. Ульяновска Ульяновской области




(полное наименование организации)

Руководитель практики от техникума:

Руководитель практики от организации:

Ульяновск 2020 г.

Дата Краткое описание выполняемой работы Подпись руководителя практики

Студент ________________________ _____________

Содержание и объем выполненных работ подтверждаю.

Руководитель практики от организации.

МП

Учреждение – профессиональная образовательная организация
«Ульяновский техникум экономики и права Центросоюза РФ»

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКЕ

Обучающийся(аяся)._____________________________________________, группы ____________

(Ф.И.О.) (№ учебной группы)

по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

(шифр, наименование специальности)

прошел(а) производственную (преддипломную) практику

в объеме 144 часов в период с «27» апреля 2020 г. по «24» мая 2020 г. в организации:

Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе (межрайонное) г. Ульяновска Ульяновской области

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Порядок назначения и выплаты пенсий

Прокуратура республики (Чеченская Республика). 13 марта 2020

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера.

Выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании исполнительных документов, решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям, излишне выплаченных пенсионеру, решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган, либо в суд.

В соответствии с положениями Федерального закона №400-ФЗ право на оформление пенсии возникает у граждан при наличии определенных условий и пакета документов.

  1. Перечень необходимых документов для оформления пенсии по возрасту
  2. Дополнительные документы
  3. Как подтвердить стаж
  4. Как подтвердить заработную плату
  5. Сроки подачи документации в Пенсионный фонд
  6. Образец заявления об оформлении пенсии
  7. Порядок назначения и выплаты пенсионного обеспечения

Перечень необходимых документов для оформления пенсии по возрасту

Документы для оформления пенсии


При оформлении пенсии гражданину нужно предоставить определенный пакет документов. Необходимо обратиться за консультацией в ПФР заранее, это позволит избежать в дальнейшем сложностей и задержек.

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • справка с места работы о размере доходов за пять лет работы подряд до 2002 года;
  • свидетельство номера индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде (СНИЛС);
  • диплом об образовании;
  • копии свидетельств о рождении детей;
  • удостоверение военнообязанного (для лиц мужского пола);
  • реквизиты счета в банке.

ВНИМАНИЕ! Гражданам, проживающим по адресу временной прописки, не нужно ехать в город основной регистрации. Можно подать заявление на оформление пенсии по адресу фактического проживания.

Дополнительные документы

В ряде случаев дополнительно требуется предоставить следующие документы:

  • копия свидетельства о регистрации или расторжения брака (в случае смены фамилии);
  • информация о наличии нетрудоспособных членов семьи, инвалидов и других иждивенцев на обеспечении будущего пенсионера;
  • документация, подтверждающая стаж трудовой деятельности в регионах Крайнего Севера и областях, приравненных по статусу к ним.

ВАЖНО! Записи в трудовой книжке о приеме на работу и увольнении должны быть подтверждены изданными приказами. Если в книжке нет номера распоряжения, будущему пенсионеру необходимо обратиться в организацию, где он работал, для их восстановления.

Как подтвердить стаж

С 2002 года у работодателей появилась обязанность предоставления подробной информации о сотрудниках для подтверждения их трудовой деятельности. Стаж, который накоплен будущим пенсионером до 2002 года, подтверждается им самим.

Документ, способный предоставить такие сведения – трудовая книжка. Однако, если она утеряна или со временем записи в ней становятся неразборчивыми, гражданину требуется собрать дополнительные документы, удостоверяющие ведение трудовой деятельности до 2002 года.

К таким документам относятся:

  • трудовые договоры;
  • приказы о зачислении на должность или увольнении с нее;
  • выписки с лицевых счетов банковских организаций, на которые поступало трудовое вознаграждение;
  • справки, полученные у работодателей.

ВАЖНО! Трудовой стаж отражает общее количеств лет работы. Страховой – количество проработанных лет, в течение которых работодатели совершали страховые отчисления в ПФР.

Как подтвердить заработную плату

Помимо подтверждения стажа за пятилетний период до 2002 года, заявителю дополнительно требуется предоставить информацию о доходах за этот период. Это можно сделать одним из следующих способов:

  • обратиться к бывшему работодателю;
  • если организация была ликвидирована, обратиться в компанию-правопреемник;
  • обратиться в организацию, которая выполняет функцию хранения архивных документов.

ВАЖНО! Если не удалось получить достоверные сведения о доходах за пятилетний период, при расчете будущей пенсии используются сведения о средней заработной плате по региону за взятые в расчет годы.

Сроки подачи документации в Пенсионный фонд

Гражданин вправе подать заявление и пакет документов для оформления пенсии по возрасту не раньше, чем за один календарный месяц до дня достижения пенсионного возраста.

Срок оформления пенсии – десять рабочих дней с момента заполнения заявления и предоставления документации. После этого гражданин информируется о принятом решении в течение пяти рабочих дней.

Образец заявления об оформлении пенсии

Основанием для назначения пенсии по старости является заявление, заполненное по стандартной универсальной форме. В ней последовательно указываются следующие сведения:

  • полное наименование отделения Фонда, в которое направляется заявка;
  • персональные данные о заявителе, адрес прописки и номер телефона;
  • данные паспорта или другого документа, идентифицирующего личность гражданина;
  • информация об иждивенцах;
  • список прилагаемой к заявке документации;
  • подпись гражданина или его представителя.

СОВЕТ! Порядок оформления пенсии предусматривает возможность подачи заявления представителем будущего пенсионера. Однако тогда дополнительно требуется документ, подтверждающий полномочия на представление интересов гражданина.

Форма бланка заявления на назначение пенсии

Форма универсального бланка заявления на назначение пенсии:

Порядок назначения и выплаты пенсионного обеспечения

Выплата пенсии осуществляется раз в месяц на предоставленные банковские реквизиты. Альтернативные методы получения:

  • в отделениях Почты России;
  • через компанию, занимающуюся доставкой пенсий на дом.

ВНИМАНИЕ! Если гражданин имеет право досрочно выйти на заслуженный отдых, дополнительно нужно предоставить документы, удостоверяющие наличие этого права.

Владимир Сысоев

Действующий юрист по Трудовому праву, руководитель отдела кадров. Стаж работы более 10 лет.

Читайте также: