Каким термином финансовое право называет пенсионный фонд

Опубликовано: 12.05.2024

Пенсионный фонд — это государственный внебюджетный фонд, предназначенный для обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Финансово-правовой статус Пенсионного фонда РФ определен Б К РФ, Законом об обязательном пенсионном страховании, Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», а также федеральными закономи о бюджете пенсионного фонда на текущий год и др.

Пенсионный фонд РФ опосредует финансовую деятельность государства. Государство собирает, распределяет и использует средства Пенсионного фонда РФ для осуществления стоящих перед ним социальных задач: выплаты пенсий и социальных пособий.

Пенсионный фонд РФ формируется только на федеральном уровне. Госдума ежегодно принимает бюджет Пенсионного фонда РФ в форме федерального закона. Бюджет Пенсионного фонда РФ — это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования РФ.

Составление проекта закона РФ о бюджете Пенсионного фонда РФ, а также отчета о его исполнении осуществляется Пенсионным фондом РФ и вносится в Правительство РФ Министерством труда и социальной защиты РФ (ст. 3 Закона об обязательном пенсионном страховании).

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ состоит из доходной и расходной частей.

Важнейшими принципами формирования бюджета Пенсионного фонда РФ являются: принцип сбалансированности его доходов и расходов (ст. 16 Закона об обязательном пенсионном страховании); принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ (ст. 32 БК РФ).

Структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ дана в ст. 146 БК РФ и конкретизирована в ст. 17 Закона об обязательном пенсионном страховании. Согласно названным законам доходами Пенсионного фонда РФ являются:

  • — неналоговые доходы;
  • — страховые взносы;
  • — средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов;
  • — суммы пеней и иных финансовых санкций;
  • — доходы от размещения временно свободных средств Пенсионного фонда РФ;
  • — безвозмездные поступления;
  • — иные доходы, не запрещенные законодательством РФ.

Страховые взносы поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Средства федерального бюджета поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде межбюджетных трансфертов. Они выделяются на: осуществление ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан РФ в связи с юбилеем Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. и др.

Суммы пеней и иных финансовых санкций поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ в связи с нарушением финансового законодательства в части поступления средств в Пенсионный фонд РФ.

Доходы от размещения временно свободных средств Пенсионного фонда РФ образуются в бюджете Пенсионного фонда РФ согласно ежегодно принимаемому закону о бюджете Пенсионного фонда РФ.

Средства Пенсионного фонда РФ расходуются'.

  • - на выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • — выплату иных социальных пособий;
  • - доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;

финансовое и материально-техническое обеспечение Пенсионного фонда РФ;

иные цели, предусмотренные законодательством РФ.

Выделение из бюджета Пенсионного фонда РФ средств на выплату трудовых пенсий и социальный пособий на погребение осуществляется на основе расходных обязательств РФ, установленных в Законе о трудовых пенсиях в Российской Федерации и Законе о погребении и похоронном деле.

Выплата пенсий из Пенсионного фонда РФ сопровождается расходами, связанными с их доставкой. Соответственно доставка пенсий является одним из направлений расходов Пенсионного фонда РФ.

С 1 января 2005 г. Пенсионный фонд РФ осуществляет ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”». Данные выплаты осуществляются в порядке замены натуральных льгот денежными выплатами. Министерство труда и социальной защиты РФ установило процедуру осуществления единовременных денежных выплат за счет средств Пенсионного фонда РФ 1 .

В случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ в нем создается резерв для обеспечения устойчивости системы обязательного пенсионного страхования.


CC BY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубанова О.Я.

В статье анализируется финансово-правовой статус государственного внебюджетного фонда . Делается вывод о возможности отнесения Пенсионного фонда к юридическим лицам публичного права . Рассматривается необходимость совершенствования законодательства в части регулирования основных направлений деятельности Пенсионного фонда РФ.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зубанова О.Я.

On the question of the financial and legal status of the Pension fund of the Russian Federation

The article examines the financial and legal status of the state off-budget Fund. The conclusion about the possibility of defining the Pension Fund to legal entities of public law. Discusses the need for improvement of the legislation regulating the main activities of the Pension Fund of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о финансово-правовом статусе Пенсионного фонда Российской Федерации»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

К вопросу о финансово-правовом статусе пенсионного фонда Российской Федерации

В статье анализируется финансово-правовой статус государственного внебюджетного фонда. Делается вывод о возможности отнесения Пенсионного фонда к юридическим лицам публичного права. Рассматривается необходимость совершенствования законодательства в части регулирования основных направлений деятельности Пенсионного фонда РФ.

The article examines the financial and legal status of the state off-budget Fund. The conclusion about the possibility of defining the Pension Fund to legal entities of public law. Discusses the need for improvement of the legislation regulating the main activities of the Pension Fund of the Russian Federation.

Ключевые слова: пенсионный фонд, государственный внебюджетный фонд, финансово-правовой статус, юридическое лицо публичного права.

Key words: Pension Fund, the state unappropriated Fund, the financial and legal status, legal entity of public law.

В целях централизации денежных средств, направленных на стабилизацию социальной и экономической политики государства, повышение уровня социального обеспечения граждан, в Российской Федерации были созданы государственные внебюджетные фонды, наиболее крупным из которых на сегодняшний день является Пенсионный фонд РФ. На его долю приходится 75 % от всех внебюджетных средств, предназначенных для финансирования пенсионного обеспечения граждан.

Пенсионный фонд является особым государственным автономным образованием, созданным для государственного управления финансами социального страхования, имеющим свой бюджет с особыми источниками доходов (страховые взносы) и направлениями расходов (выплата пенсий и пособий), свои нормотворческие и контрольные полномочия, а также множе-

© Зубанова О. Я., 2015

ство иных функций различного характера, направленных на обеспечение стабильной работы всей государственной системы социального страхования и пенсионного обеспечения [9, с. 40].

В силу особого положения Пенсионного фонда РФ его правовой статус как государственного внебюджетного фонда отличается от правового статуса иных государственных учреждений. Так, в частности, организационные элементы правового статуса Пенсионного фонда РФ регулируются соответствующими положениями о фонде, а также гражданским законодательством, который устанавливает основные требования к такого вида юридическим лицам, созданным в качестве государственных учреждений.

Признавая, что Пенсионный фонд РФ выполняет публично-правовые денежные обязательства государства, следует согласиться с теми авторами, которые относят государственный внебюджетный фонд к юридическим лицам публичного права. Так, например, А.А. Мадатов отмечает, что Пенсионный фонд РФ является «юридическим лицом публичного права» с особым статусом, предназначенным для осуществления строго определенных целей, а не просто «некоммерческой организацией» [5, с. 21]. В свою очередь О.А. Ногина определяет государственный внебюджетный фонд «как специально созданное государством юридическое лица публичного права для управления публичными финансами, имеющими целевой характер» [7, с. 24].

Несмотря на высказанную еще в 2006 г. позицию Минэкономразвития РФ о необходимости законодательного закрепления термина «юридическое лицо публичного права» за организациями с особым правовым статусом, до настоящего времени эта инициатива не получила должного законодательного закрепления.

Вместе с тем п. 11 ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ предусматривает создание юридических лиц в форме публично-правовых компаний, которые, по мнению О.В. Гутникова, «будут конструироваться на основании доктринальных представлений о категории «юридического лица публичного права» [3, с. 22]. Однако на сегодняшний день нельзя однозначно ответить на вопрос: будут ли приравнены государственные внебюджетные фонды, в частности Пенсионный фонд РФ, к публично-правовым компаниям или нет? Потому как в тексте Гражданского кодекса РФ эта организационно-правовая форма юридического лица нигде не упоминается, отсутствует также и отсылка к специальному закону по этому вопросу. Вместе с тем в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен законопроект, определяющий публично-правовую компанию, как унитарную некоммерческую организацию [8]. Следуя логике законодателя, поскольку фонды и учреждения отно-

сятся к некоммерческим унитарным организациям (§ 7 ГК РФ), в случае принятия указанного законопроекта, Пенсионный фонд РФ получит статус публично-правовой компании.

Также в ст. 6 указанного законопроекта предусматривается, что имущество публично-правовой компании принадлежит ей на праве собственности, в то время как имущество Пенсионного фонда РФ является федеральной собственностью. И это не единственное противоречие между законопроектом и Положением о Пенсионном фонде РФ, что дает основание предположить правильность суждения о том, что Пенсионный фонд РФ является юридическим лицом публичного права. В этой связи представляется необходимым на законодательном уровне закрепить категорию «юридического лица публичного права» в качестве организационно-правовой формы юридических лиц для организаций (учреждений) с особым правовым статусом, таких как Пенсионный фонд РФ, Центральный банк России и др. Как известно, в целом ряде стран гражданские кодексы содержат деление юридических лиц на публичные и частные (Испания, ФРГ, Франция, Швейцария, Австрия, Молдова, Украина, Грузия и др.) [2, с. 28-33].

Представляется необходимым согласиться с В.И. Лафитским, который утверждает, что «Гражданский кодекс должен обозначить деление юридических лиц на юридические лица частного права и юридические лица публичного права и установить, что его нормы применяются к юридическим лицам публичного права, если иное не установлено специальными законодательными, иными нормативными правовыми актами, регулирующими статус соответствующих юридических лиц публичного права» [4, с. 108].

В поправках к Гражданскому кодексу РФ, вступивших в силу с 1 сентября 2014 г., гражданско-правовой статус Пенсионного фонда как юридического лица (или системы юридических лиц) оставляет множество вопросов. В новой редакции Гражданского кодекса РФ отдельно упоминается Центральный банк РФ, а также негосударственные пенсионные фонды, обладающие особым правовым статусом. Так, в п. 4 ст. 48 ГК РФ указывается, что правовое положение Банка России определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В п. 4 ст. 123.17 ГК РФ говорится об особенностях правового положения негосударственных пенсионных фондов, которые предусматриваются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».

Об особенностях правового статуса Пенсионного фонда РФ и других органов управления государственными внебюджетными фондами, являющихся юридическими лицами, в новой редакции гл. 4 ГК РФ ничего не гово-

рится. В ч. 8 ст. 123.22 ГК РФ указывается, что отдельным законом могут определяться особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов. При этом Пенсионный фонд РФ не подпадает под данную формулировку, поскольку образующие его государственные учреждения не могут быть отнесены ни к одному из известных типов государственных учреждений (казенному, бюджетному или автономному) в силу особенностей его бюджетного статуса.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансово-правовой статус исследуемого государственного внебюджетного фонда законодательно закреплен в Бюджетном кодексе РФ, федеральных законах, регулирующих деятельность указанного внебюджетного фонда, в законах о бюджете Пенсионного фонда РФ, а также в иных нормативных правовых актах. В них определены основные принципы формирования и использования денежных средств, порядок утверждения и исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ, контрольные полномочия государственного внебюджетного фонда и т. п. Финансово-правовые нормы, регулирующие деятельность Пенсионного фонда РФ, включены именно в Бюджетный кодекс РФ - основу финансового законодательства, так как они регламентируют финансирование именно функций государства [6, с. 271].

Для реализации своих функций, прав и обязанностей Пенсионный фонд РФ формирует собственный бюджет, который может быть представлен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Основное предназначение бюджета исследуемого государственного внебюджетного фонда заключается в том, что он является финансовой основой системы обязательного пенсионного страхования.

Бюджет является финансовой основой, на которой строится вся деятельность государственного внебюджетного фонда, и от того, насколько финансово обеспечена деятельность Пенсионного фонда РФ, зависит во многом эффективность его деятельности, а также выполнение любых других проектов. Безусловно, финансово-правовой аспект бюджета имеет исключительно важное значение, но без комплексного анализа, который включает организационно-правовое обеспечение формирования, распределения и реализации бюджета, вряд ли получится нужный результат. Недостаточная деятельность финансовых органов государственной власти, несвоевременные решения, не-

правильное прогнозирование часто становятся причиной возникновения серьезных финансовых и иных проблем вплоть до возникновения кризисных ситуаций [1, с. 139-140]. Например, запланированные поступления страховых взносов еще не означают, что бесперебойно будут формироваться необходимые суммы, для этого требуется большая работа Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов, а также иных государственных органов, обеспечивающих выполнение норм, предусмотренных в бюджете.

Говоря о финансово-правовом статусе, нельзя не упомянуть, что Положение о Пенсионном фонде РФ предусматривает право фонда на издание нормативных актов по вопросам, входящим в компетенцию Пенсионного фонда РФ, однако форма таких актов не называется. Как показывает практика, основной формой таких актов являются постановления правления Пенсионного фонда РФ.

Однако в целях реализации Указа Президента РФ «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации» фонды должны утвердить правила подготовки и государственной регистрации собственных нормативно-правовых актов. Однако до настоящего момента указанное не было исполнено должным образом, что представляет трудности для правоприменителя при решении вопроса о необходимости официального опубликования акта Пенсионного фонда РФ. Как отмечает М.В. Никифоров, «основания издания нормативных актов, степень обязательности для исполнения, структуризация, процедурные аспекты регулируются внутренним документом Пенсионного фонда РФ, доступ к которому отсутствует, - Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Пенсионного фонда РФ, утвержденной распоряжением Правления ПФР от 21 декабря 2004 г. № 239-р».

В этой связи видится необходимым и обязательным принятие Постановления Пенсионного фонда РФ «Об утверждении Правил подготовки актов Пенсионного фонда Российской Федерации, имеющих нормативный характер, и их государственной регистрации» вместе с приложением, как это было сделано Фондом социального страхования.

Выявленные тенденции развития правотворчества и правоприменительной практики о финансово-правовом статусе Пенсионного фонда РФ подтверждают востребованность исследования доктрины юридических лиц публичного права, речь о которой шла ранее.

Таким образом, учитывая выявленные особенности публично-правового статуса Пенсионного фонда РФ, представляется обоснованным определять финансово-правовой статус исследуемого государственного внебюджетного фонда исходя из концепции юридических лиц публичного права как публично-правового субъекта, не являющегося органом государственной власти, но обладающего государственно-властными полномочиями.

1. Асадов А.М. Косвенные (опосредованные) правовые отношения: вопросы методологии и значение в финансовой деятельности государства: моногр. - М., 2013.

2. Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., Терещенко Л.К. Юридические лица публичного права в доктрине и практике России и зарубежных стран / под ред. В.П. Мозолина и А.В. Турбанова. - М., 2011.

3. Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации // Адвокат. - 2014. - № 11.

4. Лафитский В.И. К вопросу о юридических лицах публичного права // Журн. рос. права. - 2011. - № 3.

5. Мадатов А.А. Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект пенсионных правоотношений: автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 2002.

6. Мамедов А.А. Финансово-правовые проблемы страхования в России: дис. . д-ра юрид. наук. - М., 2005.

7. Ногина О.А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. - М., 2013.

8. О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: проект федер. закона № 252441-6 (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 24 мая 2013 г.)

9. Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти // Законодательство. - 2014. - № 3.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 25.11.2014 2014-11-25

Статья просмотрена: 3136 раз

Библиографическое описание:

Девятых, Н. В. Особенности правового положения Пенсионного фонда РФ как субъекта и объекта финансового контроля / Н. В. Девятых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 470-472. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13793/ (дата обращения: 27.04.2021).

В статье рассматриваются особенности правового положения Пенсионного фонда РФ как субъекта финансового права. Анализ судебной практики с участием ПФР позволяет выделить особенности осуществления финансового контроля его деятельности.

Ключевые слова: финансовый контроль, Пенсионный фонд, финансовое право, судебная практика.

Возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации функции по сбору страховых взносов, назначению и своевременной выплате государственных пенсий, учитывая их большую социальную, политическую и экономическую значимость, обуславливают необходимость проведения эффективного финансового контроля в данной сфере.

Как отмечено в Лимской декларации руководящих принципов контроля, организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.

Контроль — не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем [1].

При рассмотрении вопроса о правовом обеспечении государственного финансового контроля в сфере деятельности ПФР следует учитывать, что:

во-первых, согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджет Пенсионного фонда РФ является составным элементом бюджетной системы Российской Федерации;

во-вторых, финансовые операции ПФР выделяются законодательством в качестве самостоятельного объекта государственного финансового аудита (контроля) [2],

в-третьих, в правовом положении ПФР имеются элементы правового статуса органов государственного управления: право оперативного управления средствами фонда, находящимися в федеральной собственности; право издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции [3].

Правовые основы деятельности Пенсионного фонда России составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы, Положение о Пенсионном фонде РФ, подзаконные нормативные акты. Пенсионный фонд РФ относится к числу тех субъектов финансового права, которые обладают публичной финансовой правосубъектностью [4].

Существенную роль в понимании правового статуса Пенсионного фонда РФ играет судебная практика. Так, Президиум ВАС РФ обратил внимание на недопустимость установления различных правовых режимов для использования средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Нарушение норм бюджетного законодательства и федерального закона 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при заключении территориальными органами ПФР договора банковского счета влекут за собой юридические последствия в виде признания данной сделки недействительной [5].

Огромную роль играют судебные решения в определении объекта обложения страховыми взносами. При этом суды не только разрешают юридические конфликты, но и предупреждают появление новых, давая четкое толкование правовых предписаний. Так, например, суды отмечают, что выплаты, производимые предприятием своим работникам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха производятся на основании ст. 186 ТК РФ (независимо от того, предусмотрены они в трудовом либо коллективном договоре или нет). Данные выплаты не указаны в перечне выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащим обложению страховыми взносами. Следовательно, решение ПФР о доначислении страховых взносов является правомерным [6].

Отношения по перечислению страховых взносов носят публично-правовой характер. Поэтому судебная практика абсолютно верно исходит из того, что ст. 333 ГК РФ не применима к отношениям, возникающим между Пенсионным фондом РФ и плательщиками страховых взносов [7].

Пенсионный фонд Российской Федерации выступает не только как субъект, но и объект финансового контроля. Анализ судебной практики с участием ПФР позволяет сделать вывод, что большая часть споров связана с установлением фактов целевого или нецелевого характера использования средств Фонда.

Судебная практика обращает внимание на то, что ПФР в случае признания неправомерности его действий обязан уплатить судебные расходы. Использование денежных средств Пенсионного фонда на погашение судебных расходов не может трактоваться как нецелевое использование денежных средств пенсионного фонда, не может служить основанием для отмены решения, так как противоречит требованиям законодательства об обязательности исполнения судебного постановления [8].

Рассматривая дела о привлечении к ответственности ПФР, суды оценивают неправомерные деяния по существу. Они учитывают, что согласно статье 289 Бюджетного Кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Системный анализ смысла и содержания приведенных правовых норм указывает на то, что организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств [9].

При рассмотрении дел о привлечении ПФР к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств суды учитывают все обстоятельства дела, а также положения ст. 2.9 КоАП РФ о возможности освобождения от ответственности.

Так, Арбитражный суд Алтайского края, установив факт нецелевого использования средств ПФР на сумму 3360 руб., признал данное правонарушение малозначительным. Вывод суда полностью соответствует позиции Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10, в котором указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям [10].

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием [11].

Контроль деятельности ПФР осуществляют Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Министерство финансов РФ.

Общественный контроль за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений осуществляется Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений, формируемом на паритетной основе из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

В Бюджетном Кодексе РФ Пенсионный фонд РФ не выделен в качестве самостоятельного субъекта нарушений бюджетного законодательства, что, на наш взгляд, является стратегической ошибкой законодателя. Данный пробел восполняется судебной практикой, рассматривающей споры с участием ПФР, через призму законодательно закрепленных целей и функций его деятельности. Эффективный контроль и надзор являются важнейшими составляющими процесса укрепления доверия общества и государства, средством достижения благосостояния человека и стабильности публичной власти [12, с.94].

1. Лимская декларация руководящих принципов контроля: принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году// Официальный сайт Счетной палаты РФ.

2. См.: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О Счетной палате Российской Федерации»// СПС «Гарант».

3. См.: Мирошник С. В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов// Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 2.

4. См.: Мирошник С. В. К вопросу о субъектах финансового права// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 2.

5. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.12.2007 № 10867/07 по делу № А43–5998/2006–21–90// Вестник ВАС РФ. 2008. № 3.

6. Постановление ФАС Московского округа от 28.04.2014 № Ф05–3729/14 по делу № А41–37848/13; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.04.2014 по делу № А17–5055/2013// СПС «Консультант Плюс».

7. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.06.1997 № 777/97 по делу № 14/124// Вестник ВАС РФ. 1997. № 10.

8. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 16.05.2014 по делу N 33–4699/2014// СПС «Консультант Плюс».

9. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 по делу № А81–2330/2010// СПС «Гарант».

10. См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»// Вестник ВАС РФ. 2004. № 8.

11. См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2011 по делу № А03–10718/2010; Определение ВАС РФ от 21.04.2011 № ВАС-5453/11// СПС «Гарант».

12. Мирошник С. В. О соотношении контроля и надзора в деятельности федеральных органов исполнительной власти// Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 4. С. 94.

Финансово-правовой статус Пенсионного фонда РФ определен БК РФ, законами об обязательном пенсионном страховании в РФ, о трудовых пенсиях в РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г.

Пенсионный фонд РФ опосредует финансовую деятельность государства. Государство собирает, распределяет и использует средства Пенсионного фонда РФ для осуществления стоящих перед ним социальных задач: выплаты пенсий и социальных пособий.

Пенсионный фонд РФ формируется только на федеральном уровне. Государственная Дума ежегодно принимает бюджет Пенсионного фонда РФ в форме федерального закона. Бюджет Пенсионного фонда РФ - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования РФ.

Составление проекта закона РФ о бюджете Пенсионного фонда РФ, а также отчета о его исполнении осуществляется Пенсионным фондом РФ и вносится в Правительство РФ Министерством здравоохранения и социального развития РФ (ст. 3 Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ).

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностъю, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ состоит из доходной и расходной частей.

Важнейшими принципами формирования бюджета Пенсионного фонда РФ является принцип сбалансированности его доходов и расходов (ст. 16 вышеназванного Закона), принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ (ст. 32 БК РФ).

Структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ дана в ст. 146 БК РФ и конкретизирована в ст.

средства федерального бюджета;

суммы пеней и иных финансовых санкций;

доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

иные доходы, не запрещенные законодательством РФ.

Страховые взносы поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ согласно Закону об обязательном пенсионном страховании в РФ и обеспечивают финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Средства федерального бюджета поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ и обеспечивают финансирование базовой части трудовой пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с законами о трудовых пенсиях в РФ и о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации. Эти средства образуются в федеральном бюджете за счет поступления в него единого социального налога согласно НК РФ. Кроме того, из федерального бюджета бюджету

Пенсионного фонда РФ средства выделяются:

а) на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

б) на выплату дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса;

в) на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан;

г) на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву и др. Помимо этого, бюджету Пенсионного фонда из федерального бюджета согласно Закону о федеральном бюджете выделяются дотации и субвенции. В частности: дотации на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, субвенции на выплату пенсий и пособий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, а также на доставку и пересылку пенсий.

Суммы пеней и иных финансовых санкций поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ в связи с нарушением финансового законодательства в части поступления средств в Пенсионный фонд РФ.

Доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств образуются в бюджете Пенсионного фонда РФ согласно ежегодно принимаемому закону о бюджете Пенсионного фонда РФ.

Средства Пенсионного фонда РФ расходуются:

на выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

на доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;

на финансовое и материально-техническое обеспечение Пенсионного фонда РФ;

на иные цели, предусмотренные законодательством РФ.

Выделение из бюджета Пенсионного фонда РФ средств на выплату трудовых пенсий и социальный пособий на погребение осуществляется на основе расходных обязательств РФ, установленных в Законах о трудовых пенсиях в РФ и о погребении и похоронном деле.

Выплата пенсий из Пенсионного фонда РФ сопровождается расходами, связанными с их доставкой. Соответственно доставка пенсий является одним из направлений расходов Пенсионного фонда РФ.

С 1 января 2005 г. Пенсионный фонд РФ осуществляет ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан (согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ). Данные выплаты осуществляются в порядке замены натуральных льгот денежными выплатами. Министерство здравоохранения и социального развития РФ установило процедуру осуществления единовременных денежных выплат за счет средств Пенсионного фонда РФ.

К числу расходов на иные цели, предусмотренные законодательством РФ, относятся расходы на прикладные научные исследования в области социальной политики, оказание социальной помощи и др.

В случае если суммы поступлений единого социального налога, зачисленные в федеральный бюджет, превышают расходы на выплату базовой части трудовой пенсии, они расходуются Пенсионным фондом РФ в особом порядке:

во-первых, на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;

во-вторых, на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из

инфляции на очередной финансовый год.

Порядок использования временно свободных средств Пенсионного фонда РФ определяется федеральным законом.

В случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ в нем создается резерв для обеспечения устойчивости системы обязательного пенсионного страхования.

Создание Пенсионного фонда РФ отвечает требованию ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, согласно которому «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту». Правовой режим функционирования данного фонда определяется Федеральным законом об обязательном пенсионном страховании.

Пенсионный фонд РФ является страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования.

Обязательное пенсионное страхование — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения (ст. 3, 5 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании).

С точки зрения организационно-правовой формы Пенсионный фонд РФ выступает государственным учреждением. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд РФ носит статус обособленного государственного внебюджетного фонда, наделенного бюджетом, входящим в состав бюджетной системы Российской Федерации. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы и не подлежат изъятию. Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным.

Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, установленном Б К РФ.

Доходами бюджета Пенсионного фонда РФ являются источники поступления денежных средств в форме:

  • — страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • — средств федерального бюджета, предоставляемых в форме межбюджетных трансфертов;
  • — сумм пеней и иных финансовых санкций по взносам в Пенсионный фонд РФ;
  • — доходов от размещения средств Пенсионного фонда РФ;
  • — добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • — иных источников, не запрещенных законодательством России, в том числе налоговых и неналоговых доходов, предусмотренных бюджетным законодательством в качестве доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.

Система доходов бюджета Пенсионного фонда РФ установлена п. 1 ст. 146 БК РФ.

Бюджетные средства Пенсионного фонда РФ сосредотачиваются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России для учета операций со средствами бюджета Пенсионного фонда РФ.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение. Они расходуются на финансирование следующих мероприятий:

  • — выплату в соответствии с законодательством России и международными договорами России трудовых пенсий, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • — доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ и т.д. (ст. 147 БК РФ; ст. 18 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании).

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования создается резерв бюджета Пенсионного фонда РФ. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.

На основе анализа правового режима бюджета Пенсионного фонда РФ можно сделать вывод об особенностях сложившейся в России системе пенсионного страхования. Она носит накопительный и распределительный характер. Распределительный характер состоит в том, что взносы работающих граждан, аккумулируемые в настоящий период в бюджете Пенсионного фонда РФ, расходуются на выплаты неработающим гражданам — пенсионерам. Иными словами, имеет место распределение денежных средств между работающим и неработающим населением посредством их «движения» через бюджет государственного внебюджетного фонда. Пенсионное страхование характеризуется признаком накопительной системы: выплаты работников, производимые ими в настоящий период, служат накоплению денежных средств для получения ими пенсионного обеспечения в будущем.

Читайте также: