Какие существуют основные источники правового регулирования различных частей пенсионной системы

Опубликовано: 27.04.2024

Правовые источники пенсионной системы являются частью источников права социального обеспечения и имеют те же характерные особенности.

По юридической силе источники представлены различными нормативными правовыми актами российской правовой системы, начиная от Конституции РФ и заканчивая локальными актами, в том числе международного характера.

Акты федерального уровня — это источник права для всех частей пенсионной системы РФ. Они регулируют вопросы финансирования, определения категорий обеспечиваемых лиц и видов обеспечения (условий назначения, порядка исчисления размеров), порядка их назначения и выплаты. К важнейшим законам в части пенсионного обеспечения по обязательному пенсионному страхованию можно отнести

Закон об обязательном пенсионном страховании, Закон о страховых взносах, Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Закон о специальной оценке условий труда, Закон о трудовых пенсиях, Закон о страховых пенсиях, Закон

  • 0 накопительной пенсии, Федеральный закон «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», Федеральный закон «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», Федеральный закон «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений». В многочисленных подзаконных актах (Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015), постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 651 «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.
  • 1 — 10 и 16—18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и т.д.) детализируются основные положения законов.

В части государственного пенсионного обеспечения приняты Закон о государственном пенсионном обеспечении и Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих, а также подзаконные акты, посвященные вопросам исчисления выслуги лет, заработка для определения размера пенсии.

Дополнительное пенсионное обеспечение, помимо большого количества нормативных актов федерального уровня (Федеральный закон от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», Указ Президента РФ от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и т.д.), устанавливается нормативными актами субъектов РФ, муниципальных образований и организаций (постановление Губернатора Челябинской области от 24 марта 2010 г. № 100 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Челябинской области, должности государственной гражданской службы Челябинской области и должность высшего должностного лица Челябинской области, и признании утратившими силу постановлений Губернатора Челябинской области», Положение «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы и муниципальные должности в муниципальном образовании «город Екатеринбург» (решение Екатеринбургской городской Думы от 27 мая 1997 г. № 18/5) и т.д.).

Наиболее важные международные акты по вопросам пенсионного обеспечения, участником которых является РФ, представлены, во-первых, соглашениями стран СНЕ, призванными минимизировать негативные последствия для пенсионных прав граждан, вызванные распадом СССР (Соглашение стран СНЕ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Еосударств в области пенсионного обеспечения», Соглашение стран СНЕ от 15 мая 1992 г. «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Еосударств» и др.). Во-вторых, это двусторонние договоры: Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 г., Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. и т.д. Международные акты регулируют вопросы сохранения пенсионных прав граждан при переезде из одного государства в другое, учета стажа, приобретенного на территории того или иного государства, и распределения возникающих в связи с этим расходов.

Велика роль актов Конституционного Суда РФ (см., например, постановления от 10 июля 2007 г. № 9-П, от 19 ноября 2012 г. № 27-П).


Следует отметить, что уровень пенсионного обеспечения оказывает влияние на продолжительность жизни, образ жизни пожилых людей, инвалидов, их участие в различных сферах жизнедеятельности общества. Одновременно повышается и социальная ответственность государства за принимаемые в пенсионной сфере решения и требует анализа всех сторон жизни лиц пожилого возраста [4].

Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. От того, как складывается ситуация в социальном секторе, зависят уровень развития общества и эффективность проводимой социальной и демографической политики государства.

В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый договор поколений: когда сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а также сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая - возродить и реализовать на практике обязательное пенсионное страхование, вторая - повысить уровень реальных доходов пенсионеров, третья - не допустить утечки средств, предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за ее пределами, в других союзных республиках [2].

Таким образом, основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, чтобы в стране заработала эффективная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из общественного сектора производства в силу наступления старости. Суть такой системы заключается в следующем:

  1. каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от его желания и желания работодателя;
  2. все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства [3].

Проанализируем статьи Конституции РФ с положениями о пенсионном обеспечении:

1) пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди, заработавшие пенсию;

2) пенсионные взносы должны взиматься в размерах, обеспечивающих возможность предоставлению человека такую пенсию, которая обеспечивает достойную его жизнь в пенсионный период;

3) уровень пенсий должен находиться в неразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались взносы;

4) страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;

5) деятельность всей системы обязательного пенсионного страхования должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а так же парламента;

6) государство призвано гарантировать осуществление установленной им системы обязательного пенсионного страхования [1].

В нашей стране более 38 млн пенсионеров, причем большинство из них получают пенсию по данному закону. Пенсия (от латинского pensio - «платеж») - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством) [3].

Как видим, пенсионное обеспечение является формой материального обеспечения граждан со стороны государства. Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи - потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся - длительное выполнение определенной профессиональной деятельности [1].

Пенсии в России установлены государственные и негосударственные. Государственные пенсии выплачиваются гражданам из государственных фондов социального обеспечения. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсии [5]. Негосударственная пенсия выплачивается гражданам из негосударственных (коммерческих) пенсионных фондов и носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат, не зависящую от государственных пенсий [3].

Происходящие в России демографические изменения, постоянно увеличивавшие нагрузку на пенсионную систему, в последние годы стабилизировались. Это связано с тем, что удельный вес пенсионеров в общей численности населения страны, в последние годы неуклонно возраставший, начал снижаться из-за увеличения рождаемости и снижения смертности россиян.

Экономические трудности и неблагоприятные экономические тенденции вместе с нерациональным построением системы государственного пенсионного обеспечения приводят к систематическому падению жизненного уровня пенсионеров и их семей. Критическая ситуация пенсионного обеспечения российских граждан настоятельно требовала коренных реформ, в ходе которых были бы пересмотрены все основные принципы функционирования пенсионного обеспечения. Первым шагом в этом направлении явилась одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». Указанная Концепция была развита и дополнена в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463 [3].

В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешанная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя:

1) государственное пенсионное страхование;

2) государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию - за счет средств федерального бюджета (базовая пенсия);

3) дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленным законодательством Российской Федерации - обязательных страховых взносов [3].

Основой дополнительного пенсионного обеспечения должны стать негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться в форме так называемых дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики или в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

В последние годы важная роль отводится негосударственным пенсионным фондам (НПФ), которые имеют двойственный характер [2, 4]. Во-первых, они рассматриваются как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества. Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, который способно будет обеспечивать государство. Именно НПФ предстоит занять эту нишу, чтобы работники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительные деньги, либо через своих представителей - профсоюзы - заключить такие коллективные договоры на предприятиях, чтобы эти взносы делал работодатель.

Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также денежные средства работодателей. Неликвидность активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяют этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из других финансовых инвесторов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов [3].

Отметим, что формирование системы НПФ в России начиналось неблагоприятно: отсутствовали необходимые нормативные документы, негативно действовали инфляция, тяжелое финансовое положение предприятий, неустойчивость фондового рынка, политическая нестабильность и неопределенность. Первый в России Негосударственный пенсионный фонд был создан в ноябре 1991 г., через 7 лет их стало 280.

Рассмотрим механизм их функционирования. За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда, работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу, которые перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов.

Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются ни одним из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации по повышенным тарифам. Эти взносы планировалось размещать на специальный счет в рамках накопительной системы.

Предложенный выше подход к организации профессионального пенсионного страхования связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Российской Федерации, функционирование которой началось в 2000 г. Сам Закон о персонифицированном учете был принят 20 марта 1996 г. Он направлен на создание условий для назначения пенсий в соответствии с трудовым вкладом, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов. Персонифицированный учет застрахованных лиц позволяет создать механизм саморегулирования при сборе страховых взносов: поскольку при назначении пенсии будут использоваться данные этого учета, работники будут заинтересованы в своевременном перечислении страховых взносов работодателями и будут сами контролировать этот процесс, чтобы данные о взносах соответствовали заработку и были учтены в пенсионном фонде.

Закон рассматривает перечень обязанностей всех субъектов в сфере пенсионирования. Так, государство в лице Пенсионного фонда России принимает на себя обязательства открыть индивидуальный лицевой счет и выдать страховое свидетельство каждому застрахованному, обеспечить защиту сведений.

Работодатели, помимо финансового участия в формировании Пенсионного фонда России, обязаны предоставлять сведения обо всех работающих по трудовому договору, за которых они выплачивают страховые взносы, получать страховые свидетельства и выдавать их под роспись застрахованным лицам, передавать бесплатно каждому работнику копию сведений, поданных о нем в соответствующие отделения Пенсионного фонда России, контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства реквизитам документов, удостоверяющих личность работника.

Перечень сведений, которые обязан предоставить работодатель, содержат период деятельности, включаемый в специальный трудовой стаж, сумму заработка, на который начислялись страховые взносы, сумму начисленных страховых взносов, на которые они не начислялись, и др.

Согласно Закону застрахованное лицо обязано пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации; получить страховое свидетельство, хранить его и предъявлять по требованию уполномоченных на то лиц; заявлять в случае изменения сведений, находящихся на его индивидуальном лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства; представлять по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению на его индивидуальный лицевой счет [7]. Достоинством данного Закона являются перспективы дифференциации пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада.

С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 113 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». В связи с принятием данного Закона пенсии для неработающих пенсионеров стали исчисляться с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Индивидуальный коэффициент пенсионера - это размер пенсии, выраженный в процентах к среднемесячной заработной плате в стране. Он определяется путем умножения размера пенсии в процентах, получающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Иными словами, ИКП - соотношение заработка, из которого исчисляется пенсия, к средней заработной плате в стране в год его получения. Указанное соотношение будет применяться не только при назначении пенсий, но и при их перерасчете в связи с повышением индекса цен. Это позволило преодолеть недостатки существующего механизма пересмотра размера пенсий в связи с их индексацией [3].

В заключение отметим, что пенсионное обеспечение в России существует около четырех веков, за последние полвека государство стало уделять больше внимания пенсионной системе: произошло повышение пенсий, помимо страховой части пенсии, появилась накопительная часть. Наряду с государственными пенсионными фондами образовались негосударственные пенсионные фонды, все большую популярность получают профессиональные пенсионные системы.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор кафедры социологии. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.

Конспект урока

Урок №14. Пенсионная система и страхование

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое пенсия?

2. Какие виды пенсий предусмотрены действующим законодательством?

Глоссарий по теме:

Пенсия – регулярная, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в случаях, которые установлены законом.

Социальное страхование – деятельность, осуществляемая страховыми пенсионными фондами, которая позволяет накапливать денежные средства работников, населения и оказывать им денежную помощь, осуществлять выплаты в будущем.

Государственные пособия – безвозмездные денежные выплаты, назначаемые для оказания материальной помощи.

Ключевые слова: Пенсия; социальная помощь; социальное страхование; государственные пособия.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.95-99.

На уроке мы узнаем, что такое пенсия.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ, касающихся вопросов пенсионной системы

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Пенсионная система – это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.

Государственное управление финансами пенсионного обеспечения в России осуществляет Пенсионный фонд РФ. Он является государственной собственностью, а его денежные средства не входят в состав бюджетов и не подлежат изъятию.

Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет различных источников. Они направляются на выплату пенсий гражданам, пособий по уходу за ребенком, оказания материальной помощи престарелым и нетрудоспособным, а также поддержку деятельности Пенсионного фонда РФ.

Функции ПФР:

  • назначение пенсий и их выплата;
  • назначение и выплата пособий отдельным категориям лиц: инвалидам, ветеранам, Героям СССР и РФ;
  • учет средств, которые поступают в рамках обязательного пенсионного страхования; взаимодействие с плательщиками пенсионных страховых взносов (работодателями) и взыскание недоимок;
  • персонифицированный учет всех субъектов пенсионной системы;
  • выдача сертификатов на материнский капитал и его выплата;
  • управление средствами системы пенсионного страхования;
  • реализация программы софинансирования добровольных накоплений;
  • установление доплаты к социальным пенсиям с целью доведения дохода пенсионеров до суммы прожиточного минимума;
  • администрирование средств, которые поступают по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию.

В России существует четыре основных вида пенсии:

– по государственному пенсионному обеспечению;

Обязательное пенсионное обеспечение, которое охватывает всех работающих россиян, основывается на страховых принципах. Рассмотрим подробнее каждую разновидность пенсии.

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством.

Страховая пенсия имеет три вида:

- страховая пенсия по старости – это самый распространенный вид пенсии в России. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше.

- страховая пенсия по инвалидности – назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет.

- страховая пенсия по случаю потери кормильца – назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению имеет пять видов:

- государственная пенсия за выслугу лет – назначается федеральным государственным служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава.

- государственная пенсия по старости – назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф.

- государственная пенсия по инвалидности – назначается военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам. Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет.

- государственная пенсия по случаю потери кормильца - назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.

- социальная пенсия - назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации.

Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.

Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы. Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной.

Социальное страхование представляет собой систему соцзащиты населения, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан на материальную поддержку в случае частичной или полной утраты трудоспособности, болезни, безработицы, потери кормильца и в иных ситуациях.

Фонд социального страхования (ФСС)

Этот внебюджетный государственный фонд учрежден 1 января 1991 года в целях обеспечения обязательного соцстрахования граждан Российской Федерации.

В функции ФСС входит:

  • страхование в связи с материнством и на случай болезни: выплата пособий по беременности и родам, единовременных пособий при рождении ребенка, ранней постановке на учет в ЖК, ежемесячных пособий по уходу за малышом, оплата больничных листов (пособия по социальному страхованию при временной нетрудоспособности);
  • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение;
  • оплата родовых сертификатов;
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • обеспечение инвалидов протезами и техническими реабилитационными средствами;
  • финансовое обеспечение мер по предупреждению профзаболеваний и производственного травматизма.

Социальные пособия – это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

В настоящее время предусмотрены следующие виды пособий:

  1. пособие по временной нетрудоспособности;
  2. пособие по беременности и родам;
  3. пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  4. пособие при рождении ребенка;
  5. пособие на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  6. пособие на ребенка;
  7. пособие на погребение;
  8. пособие по безработице.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.


По горизонтали:

2. совокупность средств, увеличивающих будущую пенсию гражданина

3. один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан.

По вертикали:

1. увеличение размера части пенсии

Разбор типового контрольного задания

Установите соответствие между видами пенсий и лицами, которым они назначаются.

гражданам Российской Федерации, достигшим 65 и 60 лет

гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет

участникам Великой Отечественной войны

гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф

Руднева Ю.А.
Научный руководитель: Дорждеев А.В.

1. Магистр института экономики и финансов
ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград, Россия
2. Д.э.н., профессор кафедры теории финансов, кредита и налогообложения
ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград, Россия

Rudneva Yu.A.
Scientific adviser: Dorzhdeev A.V.

1. Master of Economics and Finance
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education Volgograd State University, Volgograd, Russia
2. Doctor of Economics, Professor, Department of Theory of Finance, Credit and Taxation
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education Volgograd State University, Volgograd, Russia

Аннотация: В современном мире существующая пенсионная система Российской Федерации играет важную роль в стабильной работе всей финансовой системы государственного управления, а также влияет на сбалансированность денежных средств в федеральном и региональном бюджетах. Большое количество ученых российских и зарубежных стран, подходят к раскрытию дефиниции «пенсионное система» как к систематизированной социальной защите населения, рассматривая его как наиболее важную составляющую часть государственной социальной политики. Многие правовые аспекты в трактовке дефиниции «пенсионное обеспечение» одновременно рассматривают аспекты трудового законодательства и отражение тесной связи пенсионной системы, и правовой защиты. В следствии этого, теоретическое понятие термина «пенсионное обеспечение» и сущность его категории в пенсионной системе можно рассматривать в различных аспектах, так как данное понятие является достаточно неоднозначным и включает в себя различные терминологии, связанные с юридическими и социальными аспектами пенсионной системы.

Abstract: In the modern world, the existing pension system of the Russian Federation plays an important role in the stable operation of the entire financial system of public administration, and also affects the balance of funds in the federal and regional budgets. A large number of scientists from Russian and foreign countries approach the disclosure of the definition of “pension system” as a systematic social protection of the population, considering it as the most important component of state social policy. Many legal aspects in the interpretation of the definition of "pension provision" simultaneously consider aspects of labor law and the reflection of the close relationship of the pension system and legal protection. As a result of this, the theoretical concept of the term “pension provision” and the essence of its category in the pension system can be considered in various aspects, since this concept is rather ambiguous and includes various terminologies related to the legal and social aspects of the pension system.

Ключевые слова: пенсионная система, дефиниция пенсионной системы, пенсионное обеспечение, различные подходы к понятию пенсионная система.

Keywords: pension system, definition of the pension system, pension provision, various approaches to the concept of the pension system.

Пенсионная система государства является одной из детерминанта обеспечения социальной стабильности общества. Специфика организации пенсионных систем, обусловленная эволюцией общественных отношений в области предоставления социальной защиты отдельной категории граждан, и подразумевает использование различных способов обеспечения финансовых взаимоотношений между субъектами пенсионирования, что создает предпосылки к разной трактовке понятия «пенсионная система», а, следовательно, и ее внутреннего устройства.

Специфика раскрытия категории пенсионная система в отечественной науке рассматривается через: призму отдельных направлений научного познания (экономика, право, социология и др.); структурные подсистемы, которым искусственно присваивается статус «пенсионной системы». Отсутствие единства, создает терминологическую путаницу в ряде проведенных исследований.

Рассмотрим более детально существующие подходы.

Пенсионная система согласно правовому подходу – это «совокупность юридических норм, государственных и частных структур, обеспечивающих периодические выплаты гражданам денежных средств при достижении пенсионного возраста, а также в случае инвалидности или утраты кормильца» [1] . С экономической точки зрения – это целенаправленное формирование специальных денежных фондов, что явно видно из определения данного Коробом А.Н.: «… совокупность элементов и сфер финансовых отношений по поводу создания и использования пенсионных фондов, которые могут формироваться за счет общих налоговых поступлений государства, страховых отчислений и накопительных взносов» [2] . Пенсионной система с позиции социального подхода раскрывается при определении ее функционального назначения, а точнее – это обеспечение социальной защиты населения посредством «… материальной компенсации различным категориям населения части утраченного дохода и снижение уровня бедности вследствие реализации таких социальных рисков, как наступление старости или инвалидности, потеря кормильца, и других рисков» [3] .

Рассмотренные подходы к раскрытию содержания «пенсионной системы» отягчаются тем фактом, что практика организации пенсионных систем может использовать различные модели, которые отдельные исследователи возводят в «ранг» пенсионной системы (Харлашин Ф.О., Дегтярь Д.С. и др.), что по нашему мнению терминологически не верно.

Наиболее часто в указанном контексте используются понятия «пенсионное обеспечение» и «пенсионное страхование».

Анализируя позиции исследователей необходимо подчеркнуть, что они по аналогии с категорией пенсионной системы используют отраслевые подходы к определению понятия «пенсионное обеспечение» (правовой – Еремеева В.А. [4] , Степанов И.А. [5] и др.; социальный — Травина М. [6] , Маршнер Г.Ф. [7] ; экономический — Дегтярь Д.С. [8] , Ерошенков С.Г. [9] и др.) (таблица 1). А в работах Голигузовой Г.В. [10] и Пономаренко С.В. [11] используется соединение социального, экономического и правового (юридического) аспекта при определении пенсионного обеспечения. При этом даваемые формулировки указанному термину иногда имеют смысловую тождественность понятиям пенсионной системы даваемых с использованием указанных дисциплинарных подходов.

Теоретические подходы разных авторов к раскрытию дефиниции «пенсионное обеспеченнее»

Федерации: учеб. пособие для магистров / Д.Н.

Ермаков, С.А. Хмелевская. М.: Дашков и К, 2014. 397 с.

Пенсионное обеспечение — содержание за счет общества особой категории граждан, в особых случаях и особыми способами.

Пенсионное обеспечение — это совокупность видов и форм содержания обществом и за счет общества нетрудоспособных в силу возраста (старики, дети) или в связи с состоянием здоровья, препятствующем выполнению оплачиваемой работы.

Ситуация с неоднозначностью сущности категории «пенсионное страхование» усугубляется фактом его причисления к пенсионному обеспечению в виде составной части, либо отделением от пенсионного обеспечения и определением как самостоятельное явление. Однако Ю.Ю. Финогенова считает, что «“пенсионное обеспечение” – это понятие, охватывающее назначение и выплату всех существующих видов пенсий, а понятие “пенсионное страхование” является формой пенсионного обеспечения граждан, и данные понятия относятся как общее к частному». [12]

Проведенный анализ, позволил сделать ряд выводов:

  1. По нашему мнению, при определении сущности пенсионной системы необходимо согласиться с трактовками данными Иноземцевой Л.П. [13] и Баймуратовым Б.А. А именно пенсионная система – это «совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии» [14] , а также это многоуровневые отношения, где каждый элемент занимает значимое место и играет важную роль в развитии всего социально-экономического процесса. [15]

Указанная авторская позиция учитывает мультидисциплинарность категории пенсионная система, а также ее уровневость в зависимости от используемых в ней механизмов, и структурных элементов.

  1. Необходимо четко понимать субординацию понятий «пенсионная система», «пенсионное обеспечение» и «пенсионное страхование». По нашему мнению, использовать их в синонимичном контексте крайне не верно. Авторы придерживаются мнения, что пенсионная система – это отвечает за процесс предоставления пенсионного обеспечения населению, который может включать в себя различные механизмы, в том числе пенсионное страхование.

[1] Колесник А.П. Должна ли быть пенсионная система инструментом финансовой системы // Стратегии бизнеса. 2016. №10 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dolzhna-li-byt-pensionnaya-sistema-instrumentom-finansovoy-sistemy

[2] Короб А.Н. Реформирование пенсионной системы Республики Беларусь с учетом социально-демографических процессов автореф.

[4] Еремеева В.А. Пенсионный возраст не на продолжительность жизни /В.А. Еремеева // Спрос. – 2018. обеспечение – № 3. – С.26-29.

[5] Степанов, И.А. Особенности накопительной и пенсии /И.А. Степанов // Все о пенсионной реформе. – 2017. – № 11 . –С.83-87.

[6] Травина М. Пенсионная реформа: причины, содержание, перспективы; под ред. /Дмитриева М., Травина Д.// – СПб: Норма, 2018. – С.89.

[7] Маршнер Г.Ф. Курс права социального обеспечения / ГФ. Маршнер. — М.: Юстицинформ, 2017. – С-356

[8] Дегтярь В.С. Российская пенсионная реформа в контексте мирового опыта. / В.С. Дегтярь // Проблемы прогнозирования. – №6. – 2017. – С23-54.

[9] Ерошенков С.Г. Пенсионное право России / С.Г. Ерошенков // Юридический центр Пресс, 2017. С-384

[10] Голигузова Г.В. Пенсионные программы промышленных предприятий в системе повышения эффективности производства: дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.05, 08.00.10 / Г.В. Голигузова. –С. Петербург, 2005. – 165 с. С. 11

[12] Пенсионное страхование: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Рос. экон. акад.. — 2003. — 74 с.

[13] ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Л. П. Иноземцева// Вестник КемГУ 2013 № 2 (54) Т. 1

[14] ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Л. П. Иноземцева// Вестник КемГУ 2013 № 2 (54) Т. 1

[15] Баймуратов Б.А. Финансы Казахстана. / Б.А. Баймуратов // Том 2. – Алматы: БИС. 2015. – C178.

Социальную политику любого развитого государства составляет ряд правовых и экономических норм, на основании которых гражданам предоставляется материальная поддержка. Пенсионная система в России предусматривает финансовое обеспечение определенных категорий граждан, к которым относятся люди пожилого возраста, недееспособные граждане и некоторые семьи – в случае потери кормильца.

Введение

Размер пособий и число граждан, которые получают социальные выплаты, во многом зависит от экономических возможностей государства и определяется целым рядом факторов: налоговой политикой, уровнем инфляции, демографическими и иными показателями.

Рассмотрим, как устроена российская пенсионная система, виды материального обеспечения, как работают ПФР и негосударственные фонды. Постараемся ответить на вопрос о том, как повысить размер будущего пособия тем, кто сегодня официально трудоустроен. Кратко расскажем о повышении возраста для мужчин и женщин, а также то, в каком направлении будет идти пенсионная реформа в дальнейшем.

Как устроена пенсионная система РФ

Итак, на каком основании и кому выплачивается материальное пособие в современной России? Есть ли отличие в работе государственного и негосударственных пенсионных фондов?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какие сегодня встречаются виды пенсий и какие цели и обязанности есть у ПФР и НПФ.

В России встречается четыре основных разновидности денежных пособий:

  1. Страховая пенсия. Выплачивается гражданину, который признан утратившим дееспособность. Бывает трех видов: по старости, по инвалидности и по потере кормильца. В первом случае пособие получают граждане, которые достигли определенного возраста (как показали последние события, этот показатель может меняться). Пенсия по инвалидности начисляется гражданам с I, II и III группами. По потере кормильца – тем семьям, которые лишились кормильца. Трудовая пенсия (по старости), которая выплачивается после достижения гражданином определенного возраста, формируется за счет взносов работодателей.
  2. Накопительная пенсия. Ее средства хранятся на индивидуальных счетах граждан. Через различные частные компании или Внешэкономбанк (государственную компанию) ее формирует Пенсионный фонд России. НПФ инвестируют средства клиента в ценные бумаги и одну часть полученной прибыли перечисляют себе, а другую – гражданину, который платит взносы. Взаимодействие с негосударственными фондами имеет свои плюсы и минусы. Положительный момент заключается в том, что гражданин сможет накопить больше баллов, а отрицательный – в отсутствии той гарантии, что НПФ еще будет работать, когда гражданин выйдет на пенсию.

Чтобы ответить на вопрос, есть ли отличие в работе ПФР и НПФ, рассмотрим цели и обязанности, которые стоят перед ними. В целом как государственная, так и частные системы решают задачи по выплате средств тем гражданам, которые по закону имеют право на социальные пособия.

Государственный фонд обеспечивает начисление базовой части социальных выплат. В их число входят следующие виды пенсий:

  • по труду. Начисляется гражданам, которые имеют определенный трудовой стаж. Размер выплат зависит от уровня заработной платы в течение всего трудового периода. Одна из разновидностей такой социальной выплаты – пенсия по выслуге лет, которая назначается гражданам, несшим государственную службу, в том числе сотрудникам органов внутренних дел, Вооруженных Сил и пр. Может быть назначена задолго до наступления возраста, когда начинает выплачиваться пенсия по старости;
  • по возрасту. Один из вариантов социальных выплат, когда ежемесячное пособие начисляется гражданину по достижении им определенного возраста. После пенсионной реформы 2019 года мужчины имеют право на пенсию по старости с 65 лет, женщины – с 63 лет (вместо прежних 60 и 55-ти соответственно).

  • по инвалидности. Назначается частично дееспособным и недееспособным гражданам. Ее размер зависит от группы инвалидности. Наибольший размер положен тем, кто полностью зависит от третьих лиц и не может самостоятельно, без постороннего ухода, контролировать себя и передвигаться. Меньшая сумма положена инвалидам второй группы, которые могут работать с использованием различных вспомогательных инструментов. И, наконец, те, у кого есть серьезный недуг, но он не препятствует работе, не связанной с большими нагрузками, будут получать наименьшие выплаты. При этом речь идет о соотношении выплат в отдельном регионе, т. к. в одном субъекте Федерации размер пенсии по инвалидности может в значительной степени отличаться.
  • социальные. Регулярные денежные выплаты, которые назначаются государством и не зависит от трудового стажа. Даже если гражданин не работал официально и не платил необходимые взносы, он будет иметь право на минимальное социальное обеспечение. Правда, пенсия в этом случае будет относительно небольшой.


Государственный пенсионный фонд России контролирует, чтобы плательщики вовремя и в нужном объеме платили необходимые взносы, и направляет средства тем, кто имеет право на социальные выплаты. Все лица, задействованные в пенсионной системе, внесены в базу данных. Ведется учет поступающих в фонд и выплачиваемых средств. Работа ПФР регламентируется ФЗ № 166 – о пенсионном гособеспечении в РФ. На основании действующего законодательство перед ПФР обязан решать следующие текущие задачи:

  • собирать страховые взносы;
  • финансировать выплаты государственных пенсий в РФ;
  • взыскивать с работодателей и тех, кто привел к инвалидности граждан, необходимые суммы для дальнейшей выплаты государственных пенсий;
  • капитализировать собранные средства и привлекать для этого физ- и юрлиц на добровольной основе;
  • предоставлять гражданам необходимую информацию о государственном пенсионном обеспечении;
  • контролировать поступление страховых взносов и правильное расходование средств;
  • организовывать и вести персональный учет застрахованных лиц по различным категориям;
  • вносить в органы законодательной власти предложения по совершенствованию пенсионной системы.

Также ряд задач касается международного и межгосударственного сотрудничества, проведения исследований в области пенсионного обеспечения и страхования.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, как и ПФР, регулируется ФЗ № 166.

На сегодняшний день граждане могут накапливать часть средств будущего социального пособия в различных НПФ. Для этого заключается специальный договор, после чего отчисления работодатель начинает отправлять в негосударственный пенсионный фонд. Каждый НФП должен успешно решать следующие задачи:

  • повышать размер пенсионных выплат гражданам за счет формирования дополнительных накоплений;
  • создавать необходимые условия, чтобы отчисления граждан поступали и использовались в полном объеме;
  • создавать такие условия, чтобы накопления клиентов устойчиво росли, чтобы в итоге уровень выплат был максимально возможным.

Если этого не происходит, клиент может выбрать другую организацию. Ознакомиться с предложениями различных негосударственных пенсионных фондов вы можете на нашем финансовом портале.


Минимальная пенсия для мужчин и женщин в 2019 году

Итак, рассмотрим, на какой размер социального пособия могут рассчитывать граждане России по достижении установленного законом возраста.

Минимальной можно считать пенсию, которая состоит из одной только базовой части и не имеет доплат. При этом если уровень социальных выплат ниже прожиточного минимума, то гражданам может назначаться региональная или федеральная надбавка, которая индексируется каждый год 1 января. Но на такие доплаты могут рассчитывать только неработающие пенсионеры.

Таким образом, как мужчины, так и женщины, имеющие право на пенсионное обеспечение, будут получать ежемесячно средства в размере, превышающем прожиточный минимум в регионе их постоянной регистрации. В связи с последними законодательными изменениями социальные пособия по возрасту выплачиваются мужчинам, достигшим 65 лет, и женщинам – с 63 лет.

Ожидаемые изменения

Начатую в 2019 году реформу пенсионной системы планируется завершить к 2028 году. До этого времени будет длиться так называемый переходный период, в течение которого намечен перерасчет социальных выплат в сторону их увеличения.

Повышение возраста будет происходить постепенно. Это касается и мужчин, и женщин. Увеличение возраста можно представить в виде следующей таблицы:

Читайте также: