Какие правоотношения пенсионного фонда рф с другими субъектами следует считать финансовыми

Опубликовано: 15.05.2024



1.Страховщик.
Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ. Пен­сионный фонд РФ (государственное учреждение) и его терри­ториальные органы составляют единую централизованную сис­тему органов управления средствами обязательного пенсион­ного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подот­четны вышестоящим.
Государство несет субсидиарную ответственность по обязатель­ствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы дейст­вуют на основании ФЗ "Об управлении средствами государст­венного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ" и ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.
Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударст­венные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые пре­дусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, поря­док передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фон­да РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пен­сионные фонды, а. также пределы осуществления негосударст­венными пенсионными фондами полномочий страховщика, устанавливаются федеральным законом.
2* Страхователи. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию яв­ляются:
лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица;
индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если страхователь одновременно относится к нескольким вы­

шеперечисленным категориям, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. Частные детективы и занимающиеся частной практикой нота­
риусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям. К страхователям приравниваются физические лица, добро­вольно вступающие в правоотношения по обязательному пен­сионному страхованию.
3. Застрахованные лица.
Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
работающие по трудовому договору или договору гражданско­правового характера, предметом которого являются выполне­ние работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензи­онному договору;
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуаль­ные предприниматели, частные детективы, занимающиеся ча­стной практикой нотариусы, адвокаты);
являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
работающие за пределами территории РФ в случае уплаты стра­ховых взносов в соответствии с законодательством1, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

Статья 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации".
являющиеся членами родовых, семейных общин малочислен­ных народов Севера, занимающихся традиционными отрасля­ми хозяйствования;
иные категории граждан, у которых отношения по обязатель­ному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страхо­вании в РФ".

Право на обязательное пенсионное страхование в РФ реализуется в случае уплаты страховых взносов.
Страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Страховым случаем признаются достижение пенсионного воз­раста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
4. Обязательное страховое обеспечение.
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенси­онному страхованию являются:
страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалид­ности;
страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

Многообразные финансовые отношения можно сгруппировать по участвующим в них субъектам. Финансовые отношения складываются между государством с одной стороны, юридическими и физическими лицами с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами, с другой.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему.

Система финансов в целом – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений (и связанных с ними органов управления финансами), в процессе которых образуются и используются денежные фонды.

Финансовая система РФ состоит из 3-х элементов[4]:

1) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

2) совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

3) система финансовых органов – финансовый аппарат (или финансовая система с точки зрения управления финансами).

В управлении финансами можно выделить объекты и субъекты управления. Объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений. Субъекты управления – организационные структуры, которые осуществляют управление – это органы управления финансами. Их называют финансовыми органами. Совокупность финансовых органов образуют финансовую систему с точки зрения управления финансами или финансовый аппарат. Иными словами, каждой сферой финансовой системы управляют соответствующие финансовые органы или структуры – финансовые службы.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементови соответствующих им стадий управления. В экономической литературе отдельные авторы выделяют от трех до пяти функциональных элементов. Общепризнанными являются 3 элемента: планирование, оперативное управление, контроль.

Оперативное управление – это комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа фактически складывающейся финансовой ситуации. Его цель – получение максимального эффекта при минимуме затрат. На этой стадии с помощью перераспределения финансовых ресурсов различными методами обеспечивается пропорциональное развитие экономики страны, отдельных отраслей, территорий, субъектов хозяйствования, решаются социальные задачи, предотвращаются чрезвычайные ситуации и ликвидируются их последствия. Основное содержание оперативного управления составляет маневрирование финансовыми ресурсами. Цель такого маневрирования - обеспечение финансовыми средствами мероприятий, которые не предусматривались в планах, исправление наметившихся диспропорций, финансирование решений вновь появившихся задач. В ходе оперативного управления часто задействуются финансовые резервы. Оперативное управление – главная функция аппарата финансовой системы.

Различают также стратегическое управление финансами (его можно выделять и как отдельный элемент и самостоятельную стадию). Стратегическое управление выражается в определении потребностей в финансовых ресурсах, мобилизации последних, создании резервов в процессе прогнозирования на перспективу, установление объема финансовых ресурсов для реализации целевых программ. Стратегическое управление осуществляется органами государственной власти: Правительством РФ, аппаратом Президента РФ, Минфином РФ и др.

Научный подход к управлению финансами и при стратегическом и при оперативном управлении определяет многоплановый характер и системный подход к управлению в каждой сфере и звене финансовых отношений. В процесс разработки управленческих решений финансового характера учитываются требования объективных экономических и юридических законов, результаты экономического анализа итогов развития за несколько предшествующих плановых периодов. Применяются экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, обеспечивается рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Выработанные решения и методы их реализации оформляются в юридических актах, финансовых прогнозах, планах, постановлениях и других документах.

Финансовый контроль - последний функциональный элемент системы управления. Его трудно выделить в отдельную стадию, т.к. он осуществляется и в процессе планирования и в процессе оперативного управления. В ходе контроля сопоставляются фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми и выявляются резервы роста финансовых ресурсов, намечаются пути рационального ведения хозяйства. Результаты финансового контроля необходимы для исправления допущенных финансовых ошибок и нарушений. Они также являются основанием для наказания за совершенные финансовые преступления.

В соответствии со ст. 13 БК РФ государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Главное их назначение – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. Такое обособление источников целевых мероприятий от бюджетных средств позволяет, во-первых, расширить состав средств, направляемых на их обеспечение, и, во-вторых, гарантирует целевое использование ресурсов в полном объеме их поступлений.

Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В ст. 143 БК даны общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов:

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

социальное обеспечение по возрасту;

социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

социальное обеспечение в случае безработицы[5];

охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Государственными социальными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

В настоящее время внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета особо важных расходов, а другой – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Пенсионный фонд Российской Федерации является од­ним из важнейших элементов бюджетной системы России.

Финансовая система обязательного пенсионного страхо­вания состоит из бюджета Пенсионного фонда, расходования средств бюджета Пенсионного фонда, резерва бюджета, по­рядка формирования и индексации расчетного пенсионного ка­питала и контроля за использованием средств бюджета для выплаты пенсий.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под бюджетной системой Российской Федерации понимается "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов"[6].

Пенсионный фонд РФ является государственным внебюд­жетным фондом, т.е. представляет собой "форму образова­ния и расходования денежных средств, образуемых вне фе­дерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Фе­дерации"[7].

Свод доходов и расходов, обеспечивающих финансирова­ние пенсионной системы РФ — бюджет ПФР, является пол­ностью автономной финансовой системой от государствен­ного бюджета на всех уровнях федеративного устройства РФ (федеральном, субъектов федерации и местном).

Статьей 145 Бюджетного кодекса РФ установлено, что про­екты бюджетов государственных внебюджетных фондов состав­ляются органами управления указанных фондов и представ­ляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представитель­ных> органов субъектов Российской Федерации одновремен­но с представлением проектов законов субъектов Российс­кий Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием этих законов.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования. Средства бюджета Пенсионного фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подле­жат.

На Пенсионный фонд возлагается организация и исполнение бюджетов, управление средствами бюджета фонда и бюджетными средствами.

Бюджет пенсионного страхования формируется и исполняется ПФР в соответствии с условиями, законодательно определенными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, рядом правительственных документов, и в пределах компетенции - самим Фондом. Бюджет Пенсионного фонда России формируется, утверждается и исполняется в непосредственной взаимосвязи с федеральным бюджетом на соответствующий финансовый период. В соответствии с действующим законодательством бюджет Пенсионного фонда, а также отчет о его исполнении согласовывается и одобряется Правительством Российской Федерации, которое, в свою очередь, представляет его на утверждение в Федеральное собрание Российской Федерации.

Одним из направлений мобилизации средств, предназна­ченных для финансирования мероприятий по социальному обеспечению, является совершенствование работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. В соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 года введен единый социальный налог. Идея его введения возникла еще в 1998 году, когда Министерством Российской Федерации по налогам и сборам предлагалось при сохранении существующего механизма сбора страxовых взносов ввести для всех фондов единую налогооблага­емую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако эти предложения в то время остались невостребованными.

Финансовое обеспечение пенсионной системы базируется на едином социальном налоге и его части – страховом взносе на обязательное пенсионное страхование, который является индивидуально обязательным возмездным платежом, имеющим персональное целевое назначение – обеспечение права гражданина на получение пенсии, эквивалентной сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете. Не поступление в Пенсионный Фонд РФ взносов за застрахованное лицо влечет за собой отсутствие обязательств пенсионной системы по выплате соответствующих сумм пенсии по обязательному пенсионному страхованию данному гражданину.

Контроль за поступлением единого социального налога (ЕСН) в части, зачисляемый в федеральный бюджет, и за поступлением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а с апреля 2004 года Налоговой службой РФ.

При этом правильность начисления и перечисления страховых взносов проверяется налоговыми органами; а стороной по спорам, связанным с пенсионными обязательствами, являются органы Пенсионного фонда РФ, обладающие всей полнотой информации на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Начиная с 1 января 2002 г. трудовая пенсия российского гражданина состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Эти части существенно различаются между собой по порядку назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирова­ния. Рассмотрим эти три составляющие части пенсии.

Базовая пенсия, по сути, представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста. Размер базовой пенсии утверждается Законом о Федеральном бюджете вместе с указанием того объема финансовых ресурсов, которым должны быть обеспечены необходимые выплаты.

Источником финансирования базовой части пенсии является единый соци­альный налог, собираемый в федеральный бюджет. Собранные таким образом средства Казначейством РФ перечисляются в бюджет ПФР и стано­вятся источником финансирования выплат базовой части трудовых пенсий, а также базовой части пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках систе­мы государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсионный фонд РФ. Источником финансирования страховой части пенсии является стра­ховой платеж, перечисляемый Казначейством в бюджет Пенсионного фонда. За счет сумм страховых взносов в Пенсионный фонд РФ осуществляется финансирование выплаты страховой части трудовых пенсий, а также страховой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Сами же поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином. В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного и уплаченных страховых взносов. Чем выше размер заработной платы и больше размер уплаченных страховых платежей с нее, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.

Накопительная часть пенсии по сути является разновидностью страховой. Причем право на последнюю приобретают только более молодые возрастные группы - мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе. Накопительная часть трудовой пенсии будет финансироваться за счет части 14-процентных страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

Но в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для полученияинвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего в итоге увеличить размер их пенсий. Накопительные отчисления будут поступать на специальную часть лицевого счета застрахованного.

Начиная с 2003 г., граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета накопительную специальную часть, могут принимать решение об инвестировании своих пенсионных накоплений (которые, впрочем, будут по правовому статусу оставаться в федеральной собственности) в те или иные виды активов, предлагаемые государственными агентами и управляющими компаниями. А с 2004 г. они могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами. Однако на первом этапе пенсионной реформы у россиян, выходящих на пен­ию, в ее составе будут только две части - базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 году.

Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются за счет средств федерального бюджета, не изменился и в основном остался прежним.

Новой является система зачисляемых в пенсионный фонд РФ фиксированных платежей для лиц, относящихся к самозанятому населению в целях обеспечения их прав на пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Сумма фиксированных платежей, перечисленных в Пенсионный фонд РФ, будет составлять расчетный пенсионный капитал самозанятого лица.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования за счет платежей в ПФР создается накопительный (не персонифицированный) резерв, который призван обеспечить безусловное выполнение обязательств государства перед застрахованными лицами при изменениях демографических и макроэкономических условий функционирования социально-экономической системы. Данный резерв формируется при возникновении профицита бюджета ПФР.

Средства накопительного резерва могут также формироваться за счет части доходов от размещения временно свободных средств. Взносы, зачисленные в специальную часть индивидуальных лицевых счетов, дополнительные обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование, отраженные в специальной части индивидуального лицевого счета, при ведении его на накопительной основе, а также начис­ленный доход от их инвестирования формируют пенсионные резервы.

Инвестирование пенсионных резервов в соответствии с законодательс­твом осуществляется управляющими компаниями, определяемыми на кон­курсной основе. Управляющие компании осуществляют операции с пенси­онными резервами в соответствии с ограничениями по составу и структуре активов, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Специализированный депозитарий на основе договора осуществляет кон­троль за соблюдением управляющей компанией ограничений по инвести­рованию пенсионных резервов, правил размещения пенсионных резервов, состава и структуры пенсионных резервов, установленных нормативными правовыми актами. Выбор специализированного депозитария осуществляется на конкурсной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Управляющая компания и специализированный депозитарий, осущест­вляющие деятельность по инвестированию пенсионных резервов, должны иметь соответствующие лицензии.

Hа федеральном уровне управление системой пенсионного обеспечения осуществляется федеральны­ми органами государственной власти и Пенсионным фондом Российской Федерации — органом, созданным в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Управление пенсионным обеспечением (страхованием) включает в себя управление несколькими видами потоков:

1) информационными потоками между пенсионной системой и работниками, работодателями и пенсионерами;

2) потоками финансовых ресурсов между работниками и работодателями, пенсионной системой, инвестициями и пенсионерами.

Бесперебойная работа пенсионной системы требует как эф­фективного управления каждым процессом в отдельности, так и эффективной взаимосвязи и взаимодействия этих про­цессов.

Новая пенсионная система Российской Федерации предпо­лагает взаимодействие самых различных государственных струк­тур и социальных партнеров — работодатели (страхователи) и работники, застрахованные лица, а также пенсионеры.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 25.11.2014 2014-11-25

Статья просмотрена: 3136 раз

Библиографическое описание:

Девятых, Н. В. Особенности правового положения Пенсионного фонда РФ как субъекта и объекта финансового контроля / Н. В. Девятых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 470-472. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13793/ (дата обращения: 27.04.2021).

В статье рассматриваются особенности правового положения Пенсионного фонда РФ как субъекта финансового права. Анализ судебной практики с участием ПФР позволяет выделить особенности осуществления финансового контроля его деятельности.

Ключевые слова: финансовый контроль, Пенсионный фонд, финансовое право, судебная практика.

Возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации функции по сбору страховых взносов, назначению и своевременной выплате государственных пенсий, учитывая их большую социальную, политическую и экономическую значимость, обуславливают необходимость проведения эффективного финансового контроля в данной сфере.

Как отмечено в Лимской декларации руководящих принципов контроля, организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.

Контроль — не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем [1].

При рассмотрении вопроса о правовом обеспечении государственного финансового контроля в сфере деятельности ПФР следует учитывать, что:

во-первых, согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджет Пенсионного фонда РФ является составным элементом бюджетной системы Российской Федерации;

во-вторых, финансовые операции ПФР выделяются законодательством в качестве самостоятельного объекта государственного финансового аудита (контроля) [2],

в-третьих, в правовом положении ПФР имеются элементы правового статуса органов государственного управления: право оперативного управления средствами фонда, находящимися в федеральной собственности; право издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции [3].

Правовые основы деятельности Пенсионного фонда России составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы, Положение о Пенсионном фонде РФ, подзаконные нормативные акты. Пенсионный фонд РФ относится к числу тех субъектов финансового права, которые обладают публичной финансовой правосубъектностью [4].

Существенную роль в понимании правового статуса Пенсионного фонда РФ играет судебная практика. Так, Президиум ВАС РФ обратил внимание на недопустимость установления различных правовых режимов для использования средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Нарушение норм бюджетного законодательства и федерального закона 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при заключении территориальными органами ПФР договора банковского счета влекут за собой юридические последствия в виде признания данной сделки недействительной [5].

Огромную роль играют судебные решения в определении объекта обложения страховыми взносами. При этом суды не только разрешают юридические конфликты, но и предупреждают появление новых, давая четкое толкование правовых предписаний. Так, например, суды отмечают, что выплаты, производимые предприятием своим работникам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха производятся на основании ст. 186 ТК РФ (независимо от того, предусмотрены они в трудовом либо коллективном договоре или нет). Данные выплаты не указаны в перечне выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащим обложению страховыми взносами. Следовательно, решение ПФР о доначислении страховых взносов является правомерным [6].

Отношения по перечислению страховых взносов носят публично-правовой характер. Поэтому судебная практика абсолютно верно исходит из того, что ст. 333 ГК РФ не применима к отношениям, возникающим между Пенсионным фондом РФ и плательщиками страховых взносов [7].

Пенсионный фонд Российской Федерации выступает не только как субъект, но и объект финансового контроля. Анализ судебной практики с участием ПФР позволяет сделать вывод, что большая часть споров связана с установлением фактов целевого или нецелевого характера использования средств Фонда.

Судебная практика обращает внимание на то, что ПФР в случае признания неправомерности его действий обязан уплатить судебные расходы. Использование денежных средств Пенсионного фонда на погашение судебных расходов не может трактоваться как нецелевое использование денежных средств пенсионного фонда, не может служить основанием для отмены решения, так как противоречит требованиям законодательства об обязательности исполнения судебного постановления [8].

Рассматривая дела о привлечении к ответственности ПФР, суды оценивают неправомерные деяния по существу. Они учитывают, что согласно статье 289 Бюджетного Кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Системный анализ смысла и содержания приведенных правовых норм указывает на то, что организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств [9].

При рассмотрении дел о привлечении ПФР к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств суды учитывают все обстоятельства дела, а также положения ст. 2.9 КоАП РФ о возможности освобождения от ответственности.

Так, Арбитражный суд Алтайского края, установив факт нецелевого использования средств ПФР на сумму 3360 руб., признал данное правонарушение малозначительным. Вывод суда полностью соответствует позиции Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10, в котором указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям [10].

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием [11].

Контроль деятельности ПФР осуществляют Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Министерство финансов РФ.

Общественный контроль за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений осуществляется Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений, формируемом на паритетной основе из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

В Бюджетном Кодексе РФ Пенсионный фонд РФ не выделен в качестве самостоятельного субъекта нарушений бюджетного законодательства, что, на наш взгляд, является стратегической ошибкой законодателя. Данный пробел восполняется судебной практикой, рассматривающей споры с участием ПФР, через призму законодательно закрепленных целей и функций его деятельности. Эффективный контроль и надзор являются важнейшими составляющими процесса укрепления доверия общества и государства, средством достижения благосостояния человека и стабильности публичной власти [12, с.94].

1. Лимская декларация руководящих принципов контроля: принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году// Официальный сайт Счетной палаты РФ.

2. См.: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О Счетной палате Российской Федерации»// СПС «Гарант».

3. См.: Мирошник С. В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов// Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 2.

4. См.: Мирошник С. В. К вопросу о субъектах финансового права// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 2.

5. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.12.2007 № 10867/07 по делу № А43–5998/2006–21–90// Вестник ВАС РФ. 2008. № 3.

6. Постановление ФАС Московского округа от 28.04.2014 № Ф05–3729/14 по делу № А41–37848/13; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.04.2014 по делу № А17–5055/2013// СПС «Консультант Плюс».

7. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.06.1997 № 777/97 по делу № 14/124// Вестник ВАС РФ. 1997. № 10.

8. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 16.05.2014 по делу N 33–4699/2014// СПС «Консультант Плюс».

9. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 по делу № А81–2330/2010// СПС «Гарант».

10. См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»// Вестник ВАС РФ. 2004. № 8.

11. См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2011 по делу № А03–10718/2010; Определение ВАС РФ от 21.04.2011 № ВАС-5453/11// СПС «Гарант».

12. Мирошник С. В. О соотношении контроля и надзора в деятельности федеральных органов исполнительной власти// Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 4. С. 94.

Тот самый, что выдает пенсию

Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.

Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

ПФР — не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, — изымать из него деньги никто не может.

Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

  1. Ставит граждан на пенсионный учет.
  2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
  3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
  4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
  5. Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса.
  6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
  7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.

У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.

Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Как устроена система ПФР

Уровень Что входит
Федеральный уровень Центральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР
Региональный уровень Отделения ПФР в субъектах РФ
Местный уровень Управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в города и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Доходы ПФР

Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:

  1. Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
  2. Добровольных взносов физических лиц и организаций.
  3. Доходов от инвестирования временно свободных средств.
  4. Сумм пеней и других финансовых санкций.
  5. Средств, которые поступили из федерального бюджета.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Расходы ПФР

В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:

  1. Выплата пенсий, положенных по закону.
  2. Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
  3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
  4. Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

  1. Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
  2. ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.

Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.

Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 292 000 Р . Это ограничение актуально для 2020 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться исходя по формуле: зарплата × 10%.

Например, зарплата Иванова — 140 000 Р . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

140 000 Р × 22% = 30 800 Р .

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

140 000 Р × 10% = 14 000 Р .

Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:

  • с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р ;
  • с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р , — 10%.

Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.

В 2020 году они должны заплатить 32 448 Р . Если годовой доход превысит 300 000 Р , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р . Он должен заплатить:

32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 44 448 Р .

Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 Р . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 Р фиксированной суммы.

Отчетность перед ПФР

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

Этот отчет сдают в ПФР:

  1. при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
  2. при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.

Что нужно знать о пенсионном фонде

  1. Пенсионный фонд не орган государственной власти, но действует по указанию государства и отчитывается перед ним.
  2. У ПФР самостоятельный бюджет, который не входит ни в федеральный, ни в региональный, ни в местный бюджеты. Изымать из него деньги никто не может.
  3. Пенсионный фонд назначает и выплачивает пенсию строго в порядке, установленном законом. Сам ПФР ничего не определяет.
  4. Страховые взносы сейчас платят в налоговую, но часть отчетности за работников нужно сдавать в пенсионный фонд.



Если ПФР не государственный фонд и самостоятельная организация, почему тогда государство замораживает часть пенсий?!


тьфунатебя, государство не замораживает пенсии, оно замораживает поступления денежных средств на накопительные счета в пенсионном фонде. Вместо этого эти деньги направляют на текущие расходы, в том числе на выплату пенсий действующим пенсионерам.


Ник, сначала подумал, что «тьфунатебя» — это междометие, которое должно подчеркнуть глупость вопроса, и хотел возмутиться.

Но потом посмотрел на ник.

А где можно посмотреть, как ПФ инвестирует деньги и какую доходность получает?



Про ФСС расскажите, пожалуйста. Очень интересная статья


Вопрос. Если человек всю жизнь платит 22% в ПФР, но не доживает до пенсионного возраста, то куда деваются его накопления? Их просто присваивает себе государство?

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране обще признана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров - из-за явно низкого размера пенсий; работодателей - вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть - по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы - поскольку одни из них доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы;

1 шаг - Ликвидируется Пенсионный Фонд РФ(

125000 сотрудников, с ФОТ- 0000000000 руб. + ОС + м/ц).

1.1- Отменяется налог в ПФ РФ и в ФСС (упрощается налогообложение, з/п. – «белая»).

2 шаг - в Сберегательном Банке РФ или в казначействе РФ на каждого гражданина РФ открывается депозитный пенсионный вклад, начиная с рождения.

3 шаг - При приеме на работу работник оговаривает с работодателем в трудовом договоре процент отчислений на пенсионный вклад работника. Контроль за отчислениями работник осуществляет самостоятельно.

4 шаг - Бюджет Пенсионного Фонда пропорционально распределяется на депозитные счета граждан РФ.

5 шаг - Государство ежегодно индексирует пенсионные вклады с учетом инфляции.

6 шаг - Гражданин РФ при достижении пенсионного возраста начинает получать проценты с депозитного пенсионного вклада.

6.1 Гражданин РФ 1 раз в 3 года может оплатить санаторно-курортную путевку. В случаи смерти владельца вклада, независимо от возраста, пенсионный вклад переходит по наследству родственникам.

Пенсионный фонд — это государственный внебюджетный фонд, предназначенный для обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Финансово-правовой статус Пенсионного фонда РФ определен Б К РФ, Законом об обязательном пенсионном страховании, Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», а также федеральными закономи о бюджете пенсионного фонда на текущий год и др.

Пенсионный фонд РФ опосредует финансовую деятельность государства. Государство собирает, распределяет и использует средства Пенсионного фонда РФ для осуществления стоящих перед ним социальных задач: выплаты пенсий и социальных пособий.

Пенсионный фонд РФ формируется только на федеральном уровне. Госдума ежегодно принимает бюджет Пенсионного фонда РФ в форме федерального закона. Бюджет Пенсионного фонда РФ — это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования РФ.

Составление проекта закона РФ о бюджете Пенсионного фонда РФ, а также отчета о его исполнении осуществляется Пенсионным фондом РФ и вносится в Правительство РФ Министерством труда и социальной защиты РФ (ст. 3 Закона об обязательном пенсионном страховании).

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ состоит из доходной и расходной частей.

Важнейшими принципами формирования бюджета Пенсионного фонда РФ являются: принцип сбалансированности его доходов и расходов (ст. 16 Закона об обязательном пенсионном страховании); принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ (ст. 32 БК РФ).

Структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ дана в ст. 146 БК РФ и конкретизирована в ст. 17 Закона об обязательном пенсионном страховании. Согласно названным законам доходами Пенсионного фонда РФ являются:

  • — неналоговые доходы;
  • — страховые взносы;
  • — средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов;
  • — суммы пеней и иных финансовых санкций;
  • — доходы от размещения временно свободных средств Пенсионного фонда РФ;
  • — безвозмездные поступления;
  • — иные доходы, не запрещенные законодательством РФ.

Страховые взносы поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Средства федерального бюджета поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде межбюджетных трансфертов. Они выделяются на: осуществление ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан РФ в связи с юбилеем Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. и др.

Суммы пеней и иных финансовых санкций поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ в связи с нарушением финансового законодательства в части поступления средств в Пенсионный фонд РФ.

Доходы от размещения временно свободных средств Пенсионного фонда РФ образуются в бюджете Пенсионного фонда РФ согласно ежегодно принимаемому закону о бюджете Пенсионного фонда РФ.

Средства Пенсионного фонда РФ расходуются'.

  • - на выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • — выплату иных социальных пособий;
  • - доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;

финансовое и материально-техническое обеспечение Пенсионного фонда РФ;

иные цели, предусмотренные законодательством РФ.

Выделение из бюджета Пенсионного фонда РФ средств на выплату трудовых пенсий и социальный пособий на погребение осуществляется на основе расходных обязательств РФ, установленных в Законе о трудовых пенсиях в Российской Федерации и Законе о погребении и похоронном деле.

Выплата пенсий из Пенсионного фонда РФ сопровождается расходами, связанными с их доставкой. Соответственно доставка пенсий является одним из направлений расходов Пенсионного фонда РФ.

С 1 января 2005 г. Пенсионный фонд РФ осуществляет ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”». Данные выплаты осуществляются в порядке замены натуральных льгот денежными выплатами. Министерство труда и социальной защиты РФ установило процедуру осуществления единовременных денежных выплат за счет средств Пенсионного фонда РФ 1 .

В случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ в нем создается резерв для обеспечения устойчивости системы обязательного пенсионного страхования.

Читайте также: