Какие формы обособленные подразделения сдают в пфр

Опубликовано: 18.05.2024

Елена Волкова

Автор: Елена Волкова Бухгалтер по расчету заработной платы, старший куратор группы

Елена Волкова

Автор: Елена Волкова
Бухгалтер по расчету заработной платы, старший куратор группы

Организации с обособленными подразделениями сдают СЗВ-М в особом порядке. Когда «обособок» много, имеет смысл передать расчет зарплаты и сдачу отчетности по сотрудникам на аутсорсинг.

Когда «обособка» сама сдает СЗВ-М

С 1 января 2017 года контроль за уплатой взносов возложен на ФНС, а сам прядок их расчета регулируется новой главой Налогового кодекса 34 «Страховые взносы».

Вместе с тем правила ведения персонифицированного учета и подготовка отчетности для ПФР по форме СЗВ-М, в том числе обособленными подразделениями, регламентируются двумя Федеральными законами: №27-ФЗ и № 167-ФЗ. Таким образом, заполнение СЗВ-М подразумевает двойную ответственность – перед налоговиками и ПФР.

Необходимость заполнять отчет СЗВ-М по обособленному структурному подразделению зависит от того, есть ли у «обособки» отдельный лицевой или расчетный счет.

Обособленные подразделения компании, самостоятельно начисляющие выплаты физлицам (работникам «обособки») и имеющие отдельный расчетный счет, сдают персонифицированный учет по форме СЗВ-М самостоятельно. Для этого необходимо дополнительно зарегистрироваться как страхователю в отделении ПФР по месту регистрации.

В форме подразделения указывается ИНН головной организации, а КПП – «обособки». Если сотрудник из одного подразделения в течение месяца переходит в другое, отчетность по нему следует сдавать в оба подразделения ПФР.

Отчет СЗВ-М подается не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Персонифицированный учет по форме СЗВ-М по структурному подразделению заключает в себе определенные риски. Так, если отчетность, сведения из которой регулируются как Федеральными законами, так и НК РФ, заполняется различными «обособками», ошибки практически неизбежны.

Ответственность за ошибки «обособок» несет головная компания

Ответственность за неуплату налогов, взносов, пеней и штрафов несет головная компания, в состав которой входит структурное подразделение. Это положение подтверждается, например, постановлениями АС Северо-Кавказского округа от 23.10.2018 по делу № А53-27784/2017 и Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 N 12902/10 по делу № А40-55861/09-122-331.

В них сказано, что филиал не имеет статуса юридического лица, а, следовательно, не может нести ответственность за несдачу отчетности в ПФР (напомним, что за несвоевременную подачу сведений в ПФР предусмотрен штраф в размере 500 руб. по каждому сотруднику). Суды пришли к выводу, что отвечать в этом случае за ошибки «обособки» придется головной компании.

В определении от 10.12.2018 № 308-КГ18-19977 ВС РФ в принципе отказался пересматривать выводы нижестоящих судов и подтвердил, что подразделение нельзя штрафовать за просрочку подачи сведений по форме СЗВ-М – раскошелиться в этом случае придется главному офису. В этот раз суд сослался на п. 1 ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ, где по пунктам перечисляются лица, которые являются страхователями – «обособок» среди них нет.

В рамках данной услуги специалисты нашей компании обеспечивают своевременную сдачу всей отчетности по сотрудникам, в том числе в ПФР. В процессе обслуживания они систематизируют разрозненные сведения и не допустят ошибок, влекущих за собой штрафы.

В 1С-WiseAdvice кадровики и расчетчики зарплаты работают согласованно, в одной команде. Несмотря на то, что в нашем распоряжении проверенные на практике и отлично зарекомендовавшие себя программы (в данном случае, 1С:ЗУП), мы тщательно перепроверяем всю отчетность. Ни налоговикам, ни фондам еще не удавалось придраться к качеству нашей работы.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обособленные подразделения, филиалы
121

С 2017 г. исчисление и уплату страховых взносов будет регулировать Налоговый кодекс РФ, а их администрированием будут заниматься налоговые органы (см. «Финансовая газета» № 39 от 27.10.16 г. «Страховые взносы с 2017 года. О новых правилах исчисления и уплаты»). В связи с этим у организаций, имеющих в своей структуре обособленные подразделения, появятся «свои» особенности регистрации таких подразделений, сдачи отчетности и проверок, о которых мы и поговорим более подробно.

Передача ФНС России полномочий по администрированию страховых взносов существенно обновила положения части первой НК РФ (добавлена глава 34 «Страховые взносы»), и с 1.01.17 г. плательщики страховых взносов наделены теми же правами, что и налогоплательщики, а обеспечение и защита прав плательщиков страховых взносов гарантированы ст. 22 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Для справки. Условимся, что далее под налогоплательщиком и плательщиком страховых взносов мы будем иметь в виду только организацию.

Понятие обособленного подразделения

Если созданное организацией подразделение отвечает всем перечисленным признакам, то у налогоплательщика возникает обязанность встать на налоговый учет по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Напомним, что в целях налогового контроля налогоплательщики встают на налоговый учет не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения своих обособленных подразделений, на что указывает п. 1 ст. 83 НК РФ. При этом постановка на учет по месту нахождения его обособленного подразделения налогоплательщика зависит от формы обособленного подразделения. Так, постановка налогоплательщика на учет по месту нахождения филиала или представительства осуществляется налоговым органом автоматически на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Заметим, что если налогоплательщик нарушит указанные сроки или вовсе проигнорирует требование о постановке на учет, то юридическое лицо и его должностные лица будут оштрафованы.

В первом случае компания «отделается» штрафом в размере 200 руб., а для руководителя штраф может составить 500 руб., на что указывают положения ст. 126 НК РФ и ст. 15.6 КоАП РФ. Аналогичные разъяснения даны и в письме Минфина России от 17.04.13 г. № 03-02-07/1/12946.

Во втором случае при ведении нелегальной деятельности через ОП размер штрафа может составить уже 40 000 руб., о чем указано в ст. 116 НК РФ.

НК РФ установил не только права плательщиков страховых взносов, но и определил их обязанности.

Согласно п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны:

уплачивать установленные НК РФ страховые взносы; вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 НК РФ; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета; в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов; сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах.

Следовательно, организация, создавшая ОП, как плательщик страховых взносов обязана сообщать в налоговую инспекцию не о факте его создания, а именно о наделении такой структуры полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Обратите внимание! Эта обязанность возникает у плательщика страховых взносов в отношении обособленных подразделений, созданных на российской территории, наделяемых указанными полномочиями после 1.01.17 г., на что прямо указано в п. 2 ст. 5 Закона № 243-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № 243-ФЗ ПФР и его территориальные органы обязаны до 1.02.17 г. передать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения, в том числе о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, по состоянию на 1.01.17 г. в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон.

Иными словами, при создании ОП и его регистрации плательщик должен исходить из того, намерен ли он сразу наделить свое ОП полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц или нет. Если ОП не будет самостоятельно начислять выплаты в пользу физических лиц, в том числе своих работников, то достаточно сообщить в налоговый орган только о факте создания ОП, в ином случае следует уведомить именно о создании ОП, наделенного полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц.

Имейте в виду, что невыполнение или ненадлежащее выполнение данного требования НК РФ приведет к тем же штрафам, которые установлены для налогоплательщиков

При этом юридическому лицу к заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих наличие счета в банке (иных кредитных организациях) и начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (п. 10 Порядка № 202н, п.п. «а» п. 14 Регламента № 576н).

Обратите внимание, что заявитель — юридическое лицо для регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения может по своей инициативе представить в ФСС РФ копии следующих документов (п.п. «а» п. 19 Регламента № 576н):

свидетельства о государственной регистрации юридического лица; свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, выданных территориальными органами Федеральной службы государственной статистики и подтверждающих виды экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности), осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.

Сдача отчетности при наличии обособленного подразделения

Иными словами, порядок уплаты налога и адрес сдачи отчетности зависит от того, наделено ли ОП организации полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц или нет.

Если таких полномочий у ОП нет, то уплата налога и отчетность по взносам сдается плательщиком только по месту нахождения самой организации. В ином случае уплата взносов и представление отчетности производится как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ОП.

При этом сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения ОП, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят ОП, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

Обратите внимание! Единственное исключение из общего правила уплаты страховых взносов предусмотрено НК РФ только в отношении обособленных подразделений, расположенных за границей. В такой ситуации, даже если ОП самостоятельно исчисляет страховые взносы с выплат, произведенным своим работникам, уплата страховых взносов, а также представление расчетов по ним осуществляется организацией по месту своего нахождения, на что указывает п. 14 ст. 431 НК РФ.

Отчетность по страховым взносам представляет собой специальный расчет, форма которого утверждена приказом ФНС России от 10.10.16 г. № ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме».

В силу п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов представляют указанный расчет в налоговую инспекцию по месту нахождения организации и по месту нахождения ОП, начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в срок не позднее 30-числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

На основании ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Следовательно, отчетность по страховым взносам сдается в налоговый орган ежеквартально.

Если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения за предшествующий год у организации не превышает 25 человек, то отчетность по взносам сдается на бумажном носителе.

При превышении указанного предела среднесписочной численности физических лиц расчеты предоставляются налоговым органам исключительно в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи.

Обращаем внимание на то, что расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1.01.17 г., представляются в соответствующие органы ПФР, ФСС РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 250-ФЗ.

Обратите внимание! Нарушение указанного срока сдачи отчетности по страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета по страховым взносам, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Особенности проведения проверок плательщиков страховых взносов, имеющих ОП

Напомним, что НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок — камеральные и выездные. Порядок проведения камеральных проверок установлен ст. 88 НК РФ, и он не предусматривает специальных правил ее проведения при наличии у организации обособленных подразделений.

Следовательно, проводить камеральную проверку плательщика страховых взносов налоговые органы будут в общем порядке.

Единственное исключение закреплено в п. 13 ст. 88 НК РФ. Указанной нормой предусматривается, что камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам, в котором заявлены расходы на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — по ВНиМ), проводится с учетом положений, установленных главой 34 НК РФ.

В свою очередь из п. 8 ст. 431 НК РФ вытекает, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет проводить ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 29.12.06 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

О результатах проверки ФСС РФ будет сообщать налоговым органам в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения.

Если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ (за вычетом средств, выделенных ФСС РФ страхователю в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование по ВНиМ, то на основании полученного от ФСС РФ подтверждения разница будет засчитываться налоговыми органами в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию по ВНиМ.

Выездные налоговые проверки (далее — ВНП) регламентированы ст. 89 НК РФ, из которой следует, что в общем случае ВНП проводится по месту нахождения организации на основании решения руководителя налоговой инспекции или его заместителя. При этом если у организации имеются ОП, то на основании пп. 2 и 7 ст. 89 НК РФ налоговые органы могут:

в рамках общей ВНП проверить деятельность всех ОП организации (включая деятельность филиалов и представительств); провести самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов или представительств организации.

Однако, если учитывать тот факт, что в рамках самостоятельной проверки филиала и представительства налоговые органы могут проверять только правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и (или) местных налогов, то получается, что деятельность ОП плательщика страховых взносов может быть проверена только в рамках общей выездной проверки, которая проводится по месту нахождения плательщика страховых взносов.

По общему правилу выездная проверка организации не может продолжаться более двух месяцев, на что указывает п. 6 ст. 89 НК РФ. Между тем в некоторых случаях ВНП может длиться четыре месяца, а в исключительных случаях — шесть месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной проверки приведены в приложении № 4 к приказу ФНС России от 8.05.15 г. № ММВ-7-2/189@.

Применительно к теме нашей статьи основанием для продления сроков ВНП является проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные ОП, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, подлежащих уплате организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе ОП составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации; четыре и более ОП — до четырех месяцев; десять и более ОП — до шести месяцев.

Кроме того, при необходимости руководитель налоговой инспекции (его заместитель) на основании п. 9 ст. 89 НК РФ своим решением может приостановить ВНП организации, но не более чем на полгода (а в некоторых случаях — не более чем на девять месяцев).

Таким образом, с учетом всех перечисленных обстоятельств общая продолжительность ВНП организации, имеющей в своем составе ОП, может длиться более года, а именно год и три месяца. При этом срок проведения ВНП исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, на что указывает п. 8 ст. 89 НК РФ.

На основании п. 3 ст. 89 НК РФ предметом ВНП организации может являться проверка правильности исчисления и своевременности уплаты как по одному налогу, так и по нескольким налогам сразу (комплексная проверка). По общему правилу в рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Обособленные подразделения должны уплачивать взносы на страхование и сдавать отчеты в налоговую только в том случае, если их сотрудники-физлица получали вознаграждения. Раньше обязанность возникала, если ОП имели собственные банковские счета и отдельный баланс. Но это уже в прошлом — теперь только при наличии вознаграждений.

Головные организации должны сообщать в налоговую службу по месту своего нахождения о том, что их ОП могут выплачивать зарплату сотрудникам и вознаграждения физическим лицам или, наоборот, этого права теперь лишены. На сообщение ИФНС дает месяц со дня изменений.

Небольшая справка об обособленных подразделениях


Обособленное подразделение бывает только у организаций. Это помещение, здание или другой объект, который находится по адресу, отличному от адреса организации в ЕГРЮЛ.

Необходимость в регистрации ОП появляется, если возникает хотя бы одно дополнительное рабочее место, которое организация оборудовала для сотрудника. При условии, что оно находится на отдельном от головной компании адресе и открыто на срок более 1 месяца.

Обособленным может стать склад, дополнительный офис, переговорная комната и пр. ОП открывается отдельно от головного офиса и платит налоги уже по месту своей регистрации. Согласно российскому законодательству, любая компания может открыть столько обособленных подразделений, сколько захочет.

Как зарегистрировать обособленное подразделение

Чтобы создать филиал или представительство, понадобится решение участников организации и внесение изменений в ЕГРЮЛ. Другие виды ОП могут быть открыты только по приказу руководителя организации.

Об открытии ОП нужно уведомить налоговую (по месту постановки на учет головной компании) в течение 30 дней после открытия сообщением по форме С-09-03-1. Если ОП будет начислять и перечислять выплаты работникам со своего банковского счета, дополнительно нужно в течение месяца со дня наделения его такими полномочиями подать в инспекцию отдельное сообщение по форме КНД 1112536 (ст. 23 НК РФ).

В ПФР регистрировать ОП не надо. Всю информацию в фонд передаст ИФНС, а он уже поставит на учет ОП, которые платят зарплату и имеют банковский счет.

В ФСС ставить ОП на учет придется самостоятельно. Это также касается только ОП со счетом, которые платят вознаграждения работникам. Сделать это нужно не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения. В отделение ФСС по месту нахождения ОП представьте заявление о регистрации, справку об открытии счета и приказ, подтверждающий право ОП платить зарплату самостоятельно.

Отличие ОП от филиала или представительства:

Ошибка, которую допускают многие, — считать филиалы и представительства обособленными подразделениями. Это не так.

  • Наличие ОП нужно отражать в Уставе организации. Филиал или представительство — не нужно.
  • О создании ОП нужно уведомить налоговую инспекцию, о создании филиалов и представительств — нет.
  • Сведения о филиалах и представительствах указываются в ЕГРЮЛ, по остальным ОП — не указываются.
  • Предприятия с ОП могут применять упрощенку, а с филиалом и представительством — нет.

Различия по налогам и отчетности между головной компанией и ОП

Различия есть. Обособленные подразделения платят не все налоги и сдают не все отчеты, которые необходимо сдавать головной компании.

  • По доходам работников ОП надо платить НДФЛ и сдавать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в инспекцию по месту учета ОП, но только в том случае, если ОП само начисляет и выплачивает им вознаграждения.
  • Страховые взносы платят и сдают отчетность по ним только по месту учета того ОП, которое само начисляет и выплачивает деньги работникам со своего расчетного счета.
  • Транспортный налог по месту учета ОП платится за автомобили, зарегистрированные на ОП.
  • Налоги на землю и имущество уплачиваются по месту нахождения земли или недвижимости. Платить налог и отчитываться по месту нахождения ОП нужно только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости. Если у ОП есть свой расчетный счет, то его оплата налога не станет нарушением.
  • Региональная часть налога на прибыль ОП перечисляется по месту его учета. Если ОП в том же регионе, можно платить налог по месту учета головной организации.
  • НДС рассчитывается в целом по организации без разбивки по ОП. Декларации подавать отдельно тоже не надо.

В обособленных подразделениях, которые проводят операции с наличными, имеются собственные кассовые книги. Все эти книги передаются в головную организацию. В кассовой книге головной организации сведения по операциям с наличкой ОП не отражаются, если только ОП не сдает наличные в кассу организации по ПКО.

С января 2020 года в силу вступила новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ. Этот пункт установил, что если организация и ее обособленные подразделения или только подразделения находятся в одном муниципальном образовании, расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по ним можно сдавать в налоговую по месту учета одного из ОП или по месту нахождения организации. Чтобы воспользоваться этим правом, обособленным подразделениям нужно не позднее 1-го числа налогового периода уведомить о своем выборе все налоговые органы, где они в настоящее время стоят на учете.

Что касается страховых взносов, то сообщать о наделении полномочиями начислять и платить зарплату или лишении таких полномочий юрлицу-страхователю нужно будет только если у филиала или другого обособленного подразделения есть расчетный счет в банке. Без счета подразделение не сможет взаимодействовать с ФСС, например получать возмещение средств на оплату больничных. Наделение подразделений такими полномочиями — право, а не обязанность.

Кроме того, законодатели уточнили, что отчитываться и перечислять взносы необходимо именно по месту нахождения такого наделенного полномочиями подразделения. Раньше, если у подразделения не было расчетного счета, взносы платили по месту нахождения головного офиса.

Штраф за незарегистрированные ОП увеличат в 2021 году

За опоздание с подачей сообщения о создании ОП предусмотрен штраф 200 рублей для организации и 300-500 рублей для директора. Нарушение срока постановки ОП на учет в ФСС грозит штрафом 5 000 рублей при просрочке до 90 дней и 10 000 рублей при просрочке более 90 дней.

Также за несдачу отчетности по незарегистрированному подразделению налоговики вправе оштрафовать организацию. Штраф составит 5% от подлежащей уплате суммы по декларации за каждый месяц просрочки, но не больше 30% и не меньше 1 000 рублей.

Вам нужно вести удобный учет по предприятию с обособленными подразделениями? Попробуйте бухгалтерский онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия. В нем удобно начислять зарплату, отправлять отчетность, готовить и уплачивать налоги. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей!

Представление обособленными подразделениями форм СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД

Смотрите в этом материале:

Для представления обособленным подразделением индивидуальной (персонифицированной) отчетности организация должна быть зарегистрирована в территориальном органе ПФР по месту нахождения этого подразделения. (п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

Такая регистрация возможна только при одновременном выполнении следующих условий:

- обособленному подразделению открыты счета в банках;

- обособленное подразделение начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ).

На основании данных сведений территориальные органы ПФР регистрируют организацию по месту нахождения обособленного подразделения с присвоением ему регистрационного номера.

Если одно из этих условий не выполняется, т. е., к примеру, подразделение только начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, но при этом не имеет счета в банке, то организация представляет сведения о работающих в этом подразделении сотрудниках в отделение ПФР по месту нахождения головной организации.

Вопрос о необходимости наделения обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу работников (о чем вносится соответствующая запись в положение об обособленном подразделении) относится к организационным вопросам ведения организацией своей финансово-хозяйственной деятельности, и решения по ним принимаются организацией самостоятельно.

Сообщение о наделении обособленного подразделения указанными полномочиями подается в ИФНС по месту нахождения организации в течение одного месяца со дня издания приказа о наделении подразделения такими полномочиями (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ, письмо Минфина России от 05.05.2017 N 03-15-06/27777).

И уже ИФНС сообщает об этом обособленном подразделении в ПФР.

Особенности заполнения форм индивидуальной (персонифицированной отчетности) обособленным подразделением

Особенности заполнения заключаются только в том, что в формах СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД в разделе "Сведения о страхователе" обособленное подразделение указывает (п. 2.1 Порядка, п. 2.1 Порядка):

- ИНН головной организации, поскольку у обособленного подразделения свой ИНН отсутствует;

- КПП обособленного подразделения указывается в соответствии с уведомлением о постановке на учет в налоговом органе;

- регистрационный номер обособленного подразделения.

Представление индивидуальной (персонифицированной) отчетности при закрытии обособленного подразделения

Закон N 27-ФЗ не регламентирует порядок представления индивидуальной персонифицированной отчетности в случае закрытия обособленного подразделения.

Полагаем, что организация в этом случае может воспользоваться порядком, предусмотренным для ликвидируемых организаций, и представить формы СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ не позднее дня закрытия подразделения (п. 3 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

Учитывая, что закрытие обособленного подразделения всегда сопровождается увольнением работников либо их переводом в другое подразделение (головную организацию), срок представления формы СЗВ-ТД зависит от кадрового мероприятия, проводимого в отношении работника (пп. 2 п. 2.5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ):

Срок подачи в ПФР сведений о трудовой деятельности

не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа (распоряжения) об увольнении

Перевод на другую работу

не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным

Привлечение обособленного подразделения к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ

Несмотря на то, что в ст. 1 Закона N 27-ФЗ в качестве страхователей рассматриваются как юридические лица, так и их обособленные подразделения, Закон N 167-ФЗ относит к страхователям только организации. Учитывая, что Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании (ст. 2 Закона N 167-ФЗ), его положения не могут применяться без учета правового регулирования, содержащегося в Законе N 167-ФЗ (определение ВС РФ от 10.12.2018 N 308-КГ18-19977, постановление АС Северо-Кавказского округа от 05.02.2021 N Ф08-11991/20).

Поэтому обособленное подразделение не может нести ответственность за непредставление (несвоевременное представление) отчетности в ПФР и (или) представление неполных и (или) недостоверных сведений. Отвечать в этом случае придется головной организации, в состав которой входит структурное подразделение.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Энциклопедия решений. Налоги и взносы " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на апрель 2021 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.

Ведущая рубрики

  1. Перевод и увольнение персонала
  2. Сообщение в налоговую
  3. Как и куда сдается отчетность
  4. Сверка расчетов до и после

При прекращении существования одного из подразделений (ОП) следует соблюсти ряд процедур: перевести или сократить персонал, сообщить о проведении ликвидации в ФНС, провести сверку расчетов. Один из ключевых моментов – сдача отчетности. Часть сдается обобщенно, другая — по месту расположения ОП, третья — комбинированно.

Существует несколько видов подразделений: представительство, филиал и прочие. Различия заключаются в правах и полномочиях, что отражается на составлении и передаче отчетов.

В зависимости от статуса они завершают работу по-разному. Обычное ОП не наделено собственными правами, не имеет счета, отдельного баланса и т.д., для прекращения его деятельности достаточно приказа руководителя. В ИФНС подается сообщение формы С-09-3-2 любым удобным способом, внесения изменений в ЕГРЮЛ или устав не требуется.

Филиал – территориально обособленное от основной организации подразделение, наделенное теми же или частью прав юридического лица. Часто имеет отдельный расчетный счет, имущество, руководителя, начисляет и выплачивает зарплату. Фактически филиал очень самостоятелен. Для его создания и ликвидации необходимо решение собственников (п. 1 статья 5 Закона об ООО). Данные о нем могут содержаться в уставе и обязательно заносятся в ЕГРЮЛ, поэтому, возможно, придется менять уставные документы и точно вносить изменения в ЕГРЮЛ.

Кстати! Налоговый кодекс не содержит определений филиала или представительства, только общее понятие обособленного подразделения (статья 11 НК). Конкретные определения даны в статье 55 Гражданского кодекса.

Представительство обладает более ограниченными функциями, хотя обладает правом на индивидуальное имущество, счет в банке и т.п., оно только представляет и защищает интересы компании. Например, принимает заявки, претензии клиентов, консультирует и т.д. Его ликвидация, как и филиала, требует решения участников общества и внесения изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы (если фигурировало в них).

НК обязывает регистрировать ОП, когда образованы стационарные рабочие места более чем на один месяц и их расположение отличается от основной организации. Даже здания, находящиеся рядом друг с другом на расстоянии в несколько метров, считаются территориально обособленными.

Что касается налогообложения, существуют следующие ограничения и особенности:

  • Компании, имеющие филиалы или представительства, не вправе применять УСН, при этом ограничение не распространяется на другие виды подразделений.
  • Когда филиал расположен на территории того же города, но подпадает под юрисдикцию другой инспекции, то регистрироваться надо в инспекции по месту нахождения, а вот подавать заявление на постановку на учет в качестве плательщика ЕНВД не нужно, декларацию тоже можно подавать в инспекцию, в которой он стоит на учете. Основание – пункт 2 статьи 346.28 НК РФ.
  • С 2020 года не нужно предоставлять декларации по транспортному и земельному налогам, ИФНС сама рассчитает налог и направит сообщения. Уплачивается налог по месту регистрации земельного участка или транспортного средства.
  • С 2020 года не сдаются авансовые расчеты по налогу на имущество, только декларация за год, причем с некоторыми особенностями (подробнее ниже).

Более подробно тему мы разбирали в другой статье. Юридические и организационные аспекты ликвидации читайте в материале «Закрытие обособленного подразделения».

Перевод и увольнение персонала

До осуществления ликвидации придется определиться, что делать с персоналом: переводить или увольнять. Пока сотрудники числятся, необходимо начислять заработную плату и сдавать отчетность.

    Если ОП находится в одной местности с компанией, то необходимо предложить сотрудникам аналогичные и другие вакансии, имеющиеся в этой местности. Работу в другом населенном пункте предложить нужно, только когда это предусмотрено трудовым, коллективным договором или соглашением. Не нашлось ничего подходящего, работник отказался от предложенных ему вакансий – увольняем по п. 7 части 1 статьи 77 ТК. При этом сотрудник получает выходное пособие в сумме двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).

Важно! Проверьте трудовой договор – какое указано место работы. От этого зависит алгоритм увольнения или перевода.

  • ОП, расположенное в другом населенном пункте, проводит процедуру увольнения аналогично ликвидации:
    • предупреждение персонала не менее чем за два месяца до события;
    • при увольнении выплачивается выходное пособие;
    • до трудоустройства (на период, пока работники состоят на учете в центре занятости населения) финансовая поддержка – сохранение среднего заработка (не более чем три месяца и учитывая выходное пособие).
  • Конечно, можно с согласия работников перевести их в другой филиал, уволить по собственному желанию (к примеру, сотруднику предложили должность в другой компании) или соглашению сторон. Трудовой кодекс не запрещает это делать, главное, не оказывать давление и не вводить сотрудников в заблуждение. Когда все формальности соблюдены, деятельность прекращается.

    Сообщение в налоговую

    Процедура извещения инспекции о прекращении деятельности зависит от вида подразделения.

    Филиал или представительство:

      Проверяем, включены ли сведения в устав. Нет – переходим к пункту 2, да – вносим изменения в учредительные документы, заполняем и сдаем форму Р13001 для обновления ЕГРЮЛ, не забываем оплатить пошлину, если документы сдаются не в электронном виде через личный кабинет с ЭЦП.

    Обратите внимание! Когда в отношении налогоплательщика проводится или инициирована выездная налоговая проверка, то до ее окончания ОП не снимается с учета.

    Когда ликвидируется обычное ОП, достаточно издать приказ и подать сообщение. Срок аналогичный.

    Рекомендуется до завершения процедуры сдать все отчеты. После ликвидации передача станет невозможной, налоговый орган откажет в принятии документов, основываясь на снятии с учета налогоплательщика.

    Как и куда сдается отчетность

    Разберем этот вопрос применительно к виду налога или системе налогообложения, в каждом случае правила отличаются.

    Выше я писала, что рекомендуется сдавать отчеты заранее – до проведения ликвидации. Причина в технической невозможности инспекции принять документы после.

    Это не значит, что если не успели (забыли) сдать отчет, то поезд ушел. В случае с декларацией по ЕНВД необходимо отчитаться в ИФНС «головы», при этом указать ОКТМО закрытого ОП.

    Кстати! Оплатить налоги, пени и другие платежи в бюджет тоже желательно до ликвидации.

    Не забудьте подать в ФНС заявление о снятии с учета плательщика вмененного налога ЕНВД-3. Укажите причину – код 4 «иное». Срок – в течение 5 дней с даты прекращения деятельности.

    Если в одном городе находилось несколько подразделений, они состояли на учете в одной налоговой по выбору, а закрылось одно из них, снимают с учета только эту точку. В заявлении указывается код 4, в приложении — конкретный адрес, остальные продолжают работать и отчитываться как раньше.

    УСН и ЕСХН

    Декларации по единому налогу (УСН) и единому сельхозналогу (ЕСХН) сдаются в общем по всей организации.

    Налог на прибыль

    По НК компания, имеющая обособки, должна предоставлять декларации в целом по организации (включая данные подразделений) и отдельно по месту нахождения ОП (п. 1 статьи 289 НК РФ). При этом налог уплачивается в федеральный и региональный бюджет. Федеральная часть никак не разбивается, а вот региональная платится по каждому ОП. По нескольким подразделениям, расположенным в одном субъекте РФ, назначив одно ответственное, можно рассчитывать налог совместно, аналогично подавать декларации. Для этого в ИФНС направляется уведомление до 31 декабря года, предшествующего отчетному году.

    Если закрывается ответственное ОП, нужно не только уведомить инспекцию о его ликвидации, но и сообщить о выборе нового представителя, через которого будет происходить уплата налога и подача отчетности. При закрытии одного из нескольких подразделений сообщите только об изменении их количества (п. 2 статья 288 НК).

    Обратите внимание! Если компания на ОСНО закрыла последнее представительство (филиал) и не собирается открывать их в дальнейшем, то с 1 января следующего года, при условии подачи заявления до 31 декабря текущего, имеет право применять упрощенную систему налогообложения.

    Отчеты до момента ликвидации подаются по месту регистрации каждого ОП или ответственного (в зависимости от того было ли оно), после – по месту нахождения организации. Особенности заполнения реквизитов титульного и других листов декларации при закрытии смотрите в Порядке заполнения, утвержденном Приказом №ММВ-7-3/475@ от 23.09.2019 года – пункты 2.7, 2.8, 4.5, 10.1, 10.2 и другие.

    Как и при едином налоге на УСН, декларация подается в целом по компании. При этом в счет-фактуре или УПД указываются КПП и адреса подразделений. После прекращения их деятельности проследите за отсутствием ошибок в выставляемых документах.

    Транспортный, земельный, имущественный налоги

    Начиная с периодов 2020 года отменены расчеты по транспортному и земельному налогам. За прошлые периоды отчеты по-прежнему нужно подавать по месту регистрации имущества. Если имущество ликвидированного ОП выбыло позднее (продано, передано в погашение обязательств контрагентам и т.п.), то отчитаться придется организации, с указанием ОКТМО бывшего ОП.

    Если имущество осталось, то продолжаем по нему уплачивать налоги до момента выбытия. Аналогично стоит поступать с расчетами по налогу по имущество. Однако это справедливо только в отношении недвижимости.

    С движимым имуществом немного другая схема: согласно статье 384 НК РФ по ОП, не имеющему отдельного баланса, отчеты сдает головная организация.

    За налоговый период (год) с 2020 года есть возможность предоставлять единую декларацию по имуществу, расположенному в одном субъекте РФ, при условии что оно отвечает нескольким требованиям: база по налогу определяется исходя из среднегодовой стоимости, не установлены нормативы отчислений в местные бюджеты и налогоплательщик заявил о своем намерении до 1 марта отчетного года в налоговый орган субъекта, в котором состоит на учете по объектам недвижимости (п. 1.1 статья 386 НК).

    Расчет по страховым взносам сдается в общем по организации, если его подразделения не выделены на отдельный баланс и не обладают правами по расчету и выплате доходов сотрудникам.

    Важно! Наделение полномочиями на расчет и выплату вознаграждений в пользу физлиц требует подачи сообщения ИФНС о выбранном ОП в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения (пп. 7 п. 3.4 статьи 23 НК РФ).

    При наделении правом такого расчета (обязательно необходим расчетный счет в банке) РСВ сдается по месту нахождения ОП. Последний отчет подается с указанием кода 9 на титульном листе в строке «Лишение полномочий (закрытие) обособленного подразделения». В дальнейшем, если потребуется представить уточненные расчеты, они подаются организацией, но с кодом 9 и КПП недействующего ОП.

    Расчет сдается по месту регистрации подразделения только в случае, когда соблюдены все три условия:

    • Отдельный баланс.
    • Наделение полномочиями по расчету и выплате доходов физическим лицам.
    • Есть открытый расчетный счет в банке.

    Обратите внимание! Чтобы самостоятельно отчитываться, ОП должно встать на учет как страхователь в своем филиале ФСС.

    Действуют те же правила, как для РСВ: после закрытия отчетность подается «головой». Во всех остальных случаях расчет 4-ФСС сдается один за всех.

    2-НДФЛ и 6-НДФЛ

    Независимо от полномочий филиала, представительства или любого другого подразделения, расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ сдаются по каждому отдельно. Точнее, сдавались до 2020 года. Начиная с 1 января 2020-го можно выбрать одно уполномоченное из нескольких ОП, если они находятся в границах одного муниципального образования. Уведомить об этом ИФНС нужно до 1 января того года, с начала которого будет действовать новый порядок.

    Необходимо известить инспекцию о закрытии ответственного подразделения, назначить новое. Если налогоплательщик применяет патент или ЕНВД, то подает справки и расчеты, уплачивает НДФЛ по месту ведения деятельности (п. 7 стать 226 НК).

    После ликвидации отчетность сдается головной организацией, при этом на титульном листе расчета указывается:

    • ОКТМО закрытого ОП.
    • В строчке «Форма реорганизации (ликвидации)» — 0 (по приложению № 4 к порядку заполнения).
    • ИНН/КПП реорганизованной организации — ИНН «головы» и КПП прекратившего работу подразделения.

    СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ

    После того как произошла ликвидация, все сведения предоставляет непосредственно организация.

    Сверка расчетов до и после

    Сверку проводить необязательно, но, учитывая запутанный процесс работы, особенности сдачи отчетов, уплаты налогов и взносов, так гораздо легче разобраться с платежами.

    Почему я рекомендую дублировать сверку и проводить ее до и после ликвидации? «До» всегда идут какие-то движения, ФНС может не успеть занести в программу представленные отчеты, и в сверке будут неполные данные.

    Важно! При перечислении налогов, кроме региональных, по закрытому ОП, нужно оплатить долг в инспекцию «головы», с указанием ОКТМО и КПП недействующего подразделения. С неверными реквизитами средства «зависнут» как невыясненные, придется писать заявление на уточнение.

    Обмен между инспекциями идет из рук вон плохо. Сведения теряются, передача затягивается, данные отправляются с ошибками. Поэтому, получив требование с недоимкой, имея на руках платежные поручения и уверенность в верности платежей, пишите ответ с приложением подтверждающих документов в ИФНС как можно быстрее.

    Если последует повторное требование или в худшем случае блокировка счета – подавайте жалобу начальнику инспекции, при отсутствии реакции – в вышестоящее Управление.

    Читайте также: