Какие цели преследует государство при проведении пенсионной реформы в россии

Опубликовано: 18.05.2024

Снижение пенсионного возраста в России

Вопрос о повышении возраста выхода граждан России на пенсию остаётся актуальным и болезненным. Возможно ли сейчас вернуть его к дореформенным показателям, и что на этот счёт думают эксперты и представители Кремля, расскажет информационное агенство ВикиПрофит.

Возраст выхода на пенсию могут снизить – эксперт назвал условия для новой пенсионной реформы

С 1 января 2019 года в России была осуществлена масштабная пенсионная реформа, направленная на повышение возраста выхода на пенсию практически всех граждан страны. Нововведение вызвало массу недовольств, которые продолжаются до сих пор.

Перспективы возврата в дореформенное положение пенсионной сферы в настоящее время неясны, но есть ряд условий, при которых это становится более реальным.

Ключевым шагом к достижению этой цели должна стать выгодная продажа российской нефти и газа. По словам Валерия Миронова именно это принесёт дополнительную прибыль стране и сделает возможным наполнение казны Пенсионного фонда, и, соответственно, ввести послабления по возрасту для российских пенсионеров.

Изменения вряд ли произойдут в 2021 году, так как Федеральный бюджет на текущее время сформирован и утверждён, и изменения в финансировании пенсионных реформ в него заложено не было.

Новый законопроект готовят в Госдуме – «Справедливая Россия» добивается снижения пенсионного возраста

На рассмотрение в Госдуму внесено предложение депутатами партии «Справедливая Россия». Чиновники ходатайствуют за возврат в стране прежнего возраста выхода на пенсию, который был до 1 января 2019 года.

Одной из причин повышения пенсионного возраста в РФ было стремление последовать примеру запада, где, по большей части, этот показатель завышен.

Также представитель партии отметил, что поднятие пенсионного возраста еще сильнее усугубило одну из главных социальных проблем России – низкие заработные платы и удешевление рабочей силы. По его мнению, возврат к прежним возрастным показателям способен несколько улучшить общее положение в стране.


Кому из россиян положена досрочная пенсия и её повышение – категория льготников и список профессий

В 2021 году обновлён список профессий, которые могут уйти на заслуженный отдых раньше своих соотечественников. Об этом сообщило Министерство труда и разработало для Пенсионного фонда России законопроект, который расширил список специальностей и организаций, работники которых могут выйти на пенсию досрочно.

К их числу относятся:

  1. Учителя.
  2. Медицинские работники.
  3. Пожарные и спасатели.
  4. Машинисты железнодорожного транспорта.
  5. Шахтёры.
  6. Водители автобусов и троллейбусов.
  7. Работники лесозаготовок.
  8. Сотрудники метро.
  9. Деятели искусства.
  10. Работники текстильного производства.

У каждой категории необходимый стаж выхода на пенсию варьируется от 25 до 30 лет, таким образом, средний возраст граждан на этот момент составляет 45-50 лет.

Почетный член президиума Союза пенсионеров России Людмила Пискунова рассказала, что некоторым категориям льготников положено повышение пенсионных выплат в 2021 году. Это касается людей, имеющих государственные награды и звания. Также повышение коснется граждан, верных деятельности в своём регионе – их стаж должен быть не менее 40 лет в одном субъекте России.

Отмена пенсионной реформы в России возможна в 2021 году

Отмена пенсионной реформы в России возможна в 2021 году

Какой период работы войдет в стаж для начисления досрочного выхода на пенсию – решение премьерминистра

В марте 2021 года Михаилом Мишустиным был подписан новый законопроект, который касался изменений в подсчёте трудового стажа для выхода на льготный заслуженный отдых.

По словам Пенсионного фонда это условие станет доступно только в том случае, если работодатели на время учёбы будут продолжать отчислять налог в ведомство и сохранят за сотрудниками их рабочие места.

Как и прежде в стаж будет включаться оплачиваемые отпуска и время получения пособий по безработице.


Повышение пенсий работающим пенсионерам стало реальностью – новый законопроект рассмотрят в Госдуме в феврале 2021 года


Будет ли в России индексация пенсии в апреле 2021 года работающим пенсионерам и повышение социальных пенсий


«Всем положена доплата»: социальная прибавка 6000₽ и 8000₽ неработающим пенсионерам с февраля 2021 года

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

Цель пенсионной реформы:

  • - реализовать гарантированные статьей 39 Конституции РФ права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца, в других случаях, установленных законом;
  • - развить пенсионное обеспечение на основе государственного пенсионного страхования;
  • - дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.

Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования.

К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.

Новое пенсионное законодательство РФ предусматривает:

  • - государственные пенсии: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия;
  • - трудовые пенсии: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на государственные пенсии имеют: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной Войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане.

Под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Право на трудовую пенсию определяется условиями и нормами, установленными пенсионным законодательством РФ.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, определяемым Федеральным законом N 166-ФЗ.

Обязательным страховым обеспечением по пенсионному страхованию являются:

  • - страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
  • - страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
  • - страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  • - социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Для получения пенсии по старости необходимо не менее пяти лет трудового стажа. Законодательство разграничивает понятия трудового и страхового стажа.

Трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению и которые засчитываются в страховой стаж для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Под страховых стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и/или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются:

  • - период работы и/или иной деятельности, выполнявшиеся на территории России лицами, застрахованными в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании (далее - застрахованные лица);
  • - периоды работы и/или иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами России, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или ее международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
  • - иные периоды, предусмотренные законодательством РФ.

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

Причины пенсионной реформы, этапы проведения реформы.

В конце XX в. Пенсионная система России находилась на грани кризиса. Действовавшая в это время пенсионная система требовала кардинального реформирования. В этот время государство проводило некоторые преобразования, но они были неспособны вывести пенсионную систему из состояния кризиса, однако подготовили необходимые предпосылки для осуществления дальнейших реформ. Предпосылками пенсионной реформы послужил спад производства, что привело к снижению пенсионной налоговой базы, сокращение в российской экономике доли заработной платы по отношению к ВВП и сокращение ее в структуре денежных доходов населения, низкий размер пенсионных выплат, стремление к сокрытию доходов с целью сокращения уплаты процентов по пенсионному страхованию путем выплаты «черной» заработной платы, рост теневой экономики, скрытая безработицы, ограничение максимального предела размера пенсии, низкие темпы экономического развития. В это время складывается неблагоприятная демографическая ситуация. Во-первых, растет численность пенсионеров и снижается количество занятых. А во-вторых, соотношение численности занятых в экономике и пенсионеров - главный показатель для пенсионной системы, построенной на принципе «солидарности поколений», что делает существующую пенсионную систему крайне неустойчивой.

Долгое время в Российской Федерации существовала пенсионная система, основанная на принципе распределения и принципе солидарности поколений. Но в настоящее время данная система не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, так как поддержание на неизменном уровне пенсионного обеспечения пожилых при таких демографических тенденциях ведет либо к росту экономической нагрузки на активное население (за счет увеличения пенсионных налогов), либо к дальнейшему увеличению возраста выхода на пенсию. Возможны и различные, комбинации из названных мер. Еще одной альтернативой выхода из создавшегося положения является полный или частичный переход пенсионной системы на накопительные принципы. Это обусловило переход пенсионной системы на страховую основу.

Итак, низкий уровень пенсионного обеспечения, сложные негативные демографические изменения, установление рыночных отношений в экономике требуют пенсионного реформирования.

Цели и задачи пенсионной реформы

1. совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;

2. обеспечить достойную старость пенсионерам;

3. стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис;

4. искоренить «черные» заработные платы;

5. привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.

Первая цель пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Второй целью пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. А для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель, во – первых, учитывает весь денежный капитал, внесённый каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во – вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником.

Третья цель, которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданами по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав – в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиться их изменения.

Этапы пенсионной реформы в России
Попытки реформирования в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации предпринимались с начала 90-х годов. Фактически эти попытки сводились к осовремениванию заработка, выплатам компенсаций и прочим весьма непопулярным мерам. Однако наличие достаточно низкого пенсионного возраста, большого числа льготников и северян, возможность получения пенсии после достижения пенсионного возраста, соотношение числа активно работающего населения к числу пенсионеров, резкое снижения числа плательщиков взносов по сравнению с числом получателей пенсий при проводимых мерах не могло привести к значительному изменению уровня социальной защищенности неработающего населения.
Анализ сложившегося положения привел к единственному решению необходимости реформирования самой системы пенсионного обеспечения.
На различных этапах реформы формулировка целей периодически изменялась:
В 1991 г. - преодоление проблем с выплатами пенсий и их низким уровнем. Проблема была связана с возникшим дефицитом бюджета. Произошло выделение пенсионного фонда в отдельную структуру. Ранее пенсии выплачивались из государственного бюджета.
В 1995 г. - совершенствование управления пенсионной системой. Реформирование направлено на факт отсутствия организационной структуры, ответственной за реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения. Создание справедливой системы начислений пенсии.
В 1995 г. - 1998 г.:
1. Обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Решение проблемы дефицита бюджета пенсионного фонда; обеспечения своевременных выплат пенсий; обеспечение пенсионерам прожиточного минимума.
2. Увеличение дифференциации пенсий в зависимости от уровня заработка. Предполагается введение накопительной части пенсии.
В 1998 г. - 2001 г.:
1. Обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы при ожидаемом усугублении демографической ситуации. Поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль должны играть накопительные механизмы финансирования пенсий на основе рационального сочетания государственных и негосударственных форм пенсионного обеспечения.
2. Решение проблемы легализации заработка населения. В соответствии с новым пенсионным законодательством практика нелегализованных отчислений в качестве заработной платы должна приводить к тому, что часть пенсионных выплат у этой части населения будет минимальной.
С 2001 г. одна из основных целей реформы - это создание таких правовых основ пенсионной системы, которые бы побуждали трудоспособное население вне зависимости от места работы (частного, государственного, промышленного или других секторов) накапливать свои пенсионные права, думать о старости и зарабатывать самостоятельно на ее обеспечение.
Пенсионная реформа состоит из трех блоков (финансовая реформа, правовая реформа и административная реформа) и должна осуществляться в общей сложности в течение 20 ближайших лет (с 1 января 2002 г. по 1 января 2022 г.) в несколько последовательных этапов.


Финансовая реформа
2002 год
- Модернизация системы обязательного пенсионного страхования
- Установление нового размера пенсионной части единого социального налога
- Введение страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию
- Определение «стартовой» величины части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии
- Установление порядка инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии
2003 год
- Введение налогового вычета для страхователей по обязательному пенсионному страхованию
- Введение страхового взноса на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем
- Модернизация системы негосударственных пенсионных фондов
2004 год
- Увеличение части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии
- Введение права выбора застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании) ;
2005 год
- Увеличение части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
2006 год
- Установление окончательной величины части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
2010 год
- Введение права застрахованного лица на инвестирование пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов;
Правовая реформа
2002 год
- Модернизация системы государственных пенсий (разделение на пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовые пенсии и профессиональные пенсии);
- Введение нового порядка исчисления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и трудовых пенсий;
- Начало реализации программы поэтапного введения в действия ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого при определении размера страховой части трудовой пенсии;
- Введение механизма конвертации в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г;
- Введение персональных доплат пенсионерам (дополнительного ежемесячного материального обеспечения к пенсии за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией);
2003 год
- Введение профессиональных пенсионных систем ;
- Установление продолжительности ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого при определении размера накопительной части трудовой пенсии
2004 год
- Переход на назначение трудовых пенсий по инвалидности в соответствии со степенью ограничения способности инвалида к осуществлению трудовой деятельности
2013 год;
- Завершение реализации программы поэтапного введения в действия ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого при определении размера страховой части трудовой пенсии;
- Завершение процесса конвертации в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г;
- Начало реализации программы поэтапного увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии, применяемого при определении размера страховой части досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, на количество лет, недостающих получателям такой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста ;
2022 год
- Завершение реализации программы поэтапного увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии, применяемого при определении размера страховой части досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, на количество лет, недостающих получателям такой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста;
Административная реформа
2002 год
- Завершение процесса передачи функций по назначению и выплате пенсий, осуществлявшихся органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, в ведение Пенсионного фонда Российской Федерации;
- Модернизация системы индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию
2003 год
- Модернизация законодательной регламентации деятельности негосударственных пенсионных фондов;
- Установление законодательной регламентации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, уточнение его организационно-правового статуса
Этапы проведение реформы
1990 г. Комиссией по социальной политике Верховного Совета РФ в 1990 году было подготовлено три законопроекта: "О государственных пенсиях в Российской Федерации"; "О пенсионном фонде"; "Об отмене привилегий для персональных пенсионеров". В этот период были проведены следующие шаги реформы:
- Были унифицированы все категории занятых, включая работников различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, священнослужителей, творческих работников и т.д.
- Размер пенсии был поставлен в зависимость от уровня оплаты труда и трудового стажа.
- Декларирован минимальный размер пенсий не ниже установленного прожиточного минимума.
- Была увеличена дифференциация пенсий. Максимальный размер мог превышать минимальный в 3, а не в 2,5 раза, как до 1985 г.

- А также другие изменения.
1990-1995 гг. В этот период осуществлялись попытки увеличения доходной части пенсионного фонда за счет увеличения налогов. Также проходили индексации пенсий. С 1992 года начали работу Негосударственные пенсионные фонды.
В настоящее время реализуется программа пенсионной реформы 2001г., подготовленная Министерством труда и социального развития и Пенсионным фондом России. На ее основе были приняты следующие Федеральные Законы:
- ФЗ от 2001 г. (в ред. 2002 г.)"об обязательном пенсионном страховании в РФ".
- ФЗ от декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ".
- ФЗ от августа 2002 г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии".
- ФЗ от января 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
А также ряд других законов.
Принят в первом чтении законопроект "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" (14 декабря 2003 г.)

Сущность пенсионной реформы в РФ Федерации заключается в переходе работы Пенсионного Фонда от распределительной схемы, к распределительно-накопительной.
Распределительная схема представляла собой сбор пенсионных отчислений работающих граждан и последующее их распределение между пенсионным населением.
Распределительно-накопительная схема, как видно из названия, не только распределяет пенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает на специальном пенсионном счете работающего гражданина.
Таким образом, Государство стремится обеспечить финансовое благополучие будущих пенсионеров.

До пенсионной реформы Пенсионный Фонд России осуществлял деятельность по распределительному принципу – каждый работодатель обязан уплачивать Единый социальный налог (ЕСН), который предусматривает отчисления в Пенсионный фонд. Данные поступления ПФР направлял на выплату пенсий действующим пенсионерам. Отчисления в ПФР состояли из двух частей: базовой и страховой. Кратко можно сказать, что все отчисления в ПФР поступали на один счет или в один общий фонд, из которого производилась выплата пенсий.

С появлением пенсионной реформыПФР перешел от распределительной системы пенсионных накоплений к распределительно-накопительной. Таким образом, пенсия стала включать в себя три части – базовую, страховую и накопительную. У каждого гражданина появились пенсионные накопительные счета, с помощью которых отдельная часть пенсии накапливается в собственный пенсионный фонд. Это значит, что каждый гражданин начинает формировать собственную пенсию с началом трудовой деятельности.

В декабре 2001 года были приняты федеральные законы « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Указанные законы вступили в силу с 1 января 2002 года и с этой даты на территории Российской федерации началось реформирование системы пенсионного обеспечения.

Старая пенсионная модель была крайне несовершенна. Пенсионное законодательство не было кодифицировано, и до конца 2001 года в Российской Федерации действовали одновременно два пенсионных закона, в равной мере дискриминировавших работающих граждан, устанавливая им ограничениями по учитываемой заработной плате при назначении пенсий.

Необходимо было заменить старую модель на новую, которая была бы свободна от недостатков «предшественницы», позволяла бы решать неразрешимые для «старой» модели задачи, в том числе и главные среди них – создать социальные гарантии обеспеченной старости для низкооплачиваемых и осуществить связь размера пенсии с размером заработной платы для высокооплачиваемых, позволить регулярно повышать пенсии пенсионерам и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед работающими.

Разрабатывая новую пенсионную модель законодатель исходил из того, что следует проводить реформу лишь в случае, если результаты можно будет почувствовать в ближайшее время, в первую очередь в виде повышения «старых» пенсий, в связи с этим с 1 января 2002 год были проведены следующие повышения:

-работающим пенсионерам, было предоставлено право полностью получать пенсию и продолжать работать (прибавка по этой категории в среднем составила 450-500 рублей);

-пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, и инвалидам 1-й группы, пенсии увеличены минимум до 1110 рублей;

-инвалидам 1-й и 2-й групп с детства, а также детям-инвалидам повышены пенсий до 900 рублей;

-круглым сиротам, потерявшим обоих родителей прибавка пенсии составила более 400 рублей;

-родителям, потерявшим детей на военной службе повышена базовая часть трудовой пенсии до 900 рублей при сохранении прав на полную страховую часть.

Отличительными чертами и основными положениями новой пенсионной системы являются:

1. Введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из 3-х составляющих частей: базовой, страховой и накопительной.

2. Сумма заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии, не ограничивается, а при исчислении заработка принимается во внимание весь период трудовой деятельности.

3. Пенсионные права пенсионеров, оформивших пенсию до 1 января 2002 года, конвертируются в расчетный пенсионный капитал, обеспечивающий получение пенсии в установленном размере в течение всего периода ее выплаты. В целях обеспечения равных возможностей для разных категорий работающих граждан при формировании расчетного пенсионного капитала их пенсионные права конвертируются.

4. Индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции.

Согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия российского гражданина состоит из 3-х частей: базовой, страховой и накопительной:

  • базовая часть пенсии – фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, которая не зависит от продолжительности страхового стажа и величины заработка. Базовая часть пенсии, по сути, представляет собой государственное пособие по старости, назначаемое всем застрахованным в системе пенсионного страхования при достижении ими пенсионного возраста, при условии наличия не менее 5 лет страхового стажа. Источником средств для финансирования базовой части пенсии является единый социальный налог;
  • страховая часть пенсии – дифференцированная часть, которая зависит от результатов труда конкретного человека, отражаемая на его индивидуальном счете в системе персонифицированного учета в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой за гражданина страховых платежей в течение всей трудовой деятельности с учетом индексаций. Страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы конкретного человека (застрахованного лица), чем выше заработанная плата, тем выше платежи с нее и, следовательно, выше размер будущей пенсии; Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных лиц, фиксируются в качестве пенсионных обязательств государства перед застрахованными лицами на их личных счетах, поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. На личных страховых счетах будет происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которого является Пенсионный фонд Российской Федерации. Источник финансирования страховой части пенсии – страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет ПФР. Размер страхового платежа для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1957 года рождения установлен в размере 14% от размера их заработной платы. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 1967 года и женщин родившихся в интервале от 1958 до 1967 года он составит 12%, а для тех, кто родился после 1967 года тариф платежа предусмотрено в период с 2002 года по 2006 год снижать по одному проценту в год - с 11% в 2002 году до 8 % в 2006 году. Страховые платежи поступают на лицевые счета застрахованных граждан и суммируются там. Полученный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и пенсии нынешних пенсионеров.
  • накопительная часть – часть пенсии, выплачиваемая в пределах сумм, которые отраженны в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, она состоит из накопленных сумм взносов и инвестиционного дохода. Накопительная часть пенсии является разновидностью страховой части, она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14 % - ного страхового взноса, но в отличие от нее средства направляемые на накопление будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего в итоге увеличить размер их пенсий. Размер тарифа накопительных отчислений для разных возрастных групп различен. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 967 года и женщин – от 1958 до 1967 года, на накопление выделяется 2% из 14 % страховых платежей, которые перечисляет работодатель в интересах застрахованных лиц. Для тех, кто родился после 1967 года, законом предусмотрено постепенное повышение накопительных отчислений с 3 % в 2002 года до 6 % в 2006 году. Накопительные отчисления будут поступать на специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Начиная с 2003 года граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета накопительную специальную часть смогут принимать решение об инвестировании своих пенсионных накоплений, а с 2004 года могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами. На первом этапе пенсионной реформы у российских граждан, выходящих на пенсию, в составе пенсии будут только две части – базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 году. Пенсионная система в Российской Федерации состоит государственного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного страхования и обеспечения. В ходе пенсионной реформы предусматривается комплекс мер по дальнейшему развитию дополнительного пенсионного страхования (обеспечения) путем стимулирования образования пенсионных накоплений и усиления гарантий их сохранности, в том числе государственных. Создаются условия для развития отраслевых и региональных пенсионных систем, которые формируются за счет добровольных отчислений работодателей в негосударственные пенсионные фонды. Государство обязуется при выходе гражданина на заслуженный отдых выплатить ему в виде пенсии все то, что поступало на его личный счет на протяжении всей его трудовой деятельности соответственно проиндексировав и приумножив поступления.

Проведение пенсионной реформы является чрезвычайно важным компонентом создания современной эффективной системы социального обеспечения населения. Объективные экономические, демографические и социальные изменения, происходящие в РФ, создают дополнительные трудности в процессе реформирования.

Одним из важнейших факторов, влияющим на пенсионную систему любого государства, является процесс демографического старения населения. В рамках данного процесса, изменяется соотношение численности населения трудоспособного возраста и пенсионеров, усиливается экономическая нагрузка на трудоспособное население.

Так в соответствии с классификацией старения общества, разработанной ООН, старым является общество, в котором доля лиц старше 65 лет превышает 7%. Обратимся к ситуации, которая складывается в России:

Рис.1. Доля населения в возрасте 65 лет и старше 1950-2050 гг., %.

В 1950 году, доля населения данной возрастной категории составляла менее 5%, к 1990 году возросла до 10%, в 2010 году доля пенсионеров в РФ составляла 13,1%, в 2020 году, по прогнозам ООН, данный показатель может возрасти до 14,8% в общей численности россиян. [1]

В условиях стареющего населения страны, в целях стабильного развития и эффективного функционирования пенсионной системы РФ, в 2015 году вступил в силу очередной этап пенсионной реформы. В рамках реформирования пенсионной системы, введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан, а так же расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования.

Проводимая пенсионная реформа заключает в себе идею о том, что пенсия складывается из двух компонентов. Во-первых, это социальная пенсия, которая гарантируется государством всем гражданам в одинаковом размере. Во-вторых, это ресурсы Пенсионного фонда РФ, которые граждане получают в зависимости от объема перечисленных туда средств.

С 1 января 2015 года трудовая пенсия по старости трансформируется в два самостоятельных вида пенсии: страховую и накопительную пенсии.

Кроме того произошли значительные изменения в порядке расчета трудовых пенсий. С 1 января 2015 года расчетный пенсионный капитал будет формироваться в пенсионных коэффициентах или баллах. Необходимо отметить, что в соответствии с пенсионной формулой, чем выше официальная заработная плата гражданина и больше его трудовой стаж, тем больше он получит пенсионных баллов. Теперь для получения трудовой пенсии необходимо набрать за время трудовой жизни не менее 30 баллов.

Новая формула расчета пенсии стимулирует к продолжению трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста. Например, если гражданин уйдет на пенсию на 5 лет позже общеустановленного срока, то размер его пенсии увеличится в 1,36 раза, через десять в 2,11 раза. [3]

Еще одним нововведением является повышение продолжительности трудового стажа. Если до 1 января 2015 года длительностью трудового стажа для получения трудовой пенсии было 5 лет, то после реформирования пенсионной системы его минимальная продолжительность возросла до 15 лет. Однако необходимо отметить, что увеличение будет протекать постепенно в течение следующих 10 лет.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что на величину выплат страховой пенсии с 2015 года будут влиять:

1. заработная плата;

2. длительность страхового стажа;

3. стоимость одного балла, которая ежегодно будет определяться правительством;

4. возраст обращения за страховой пенсией.

Накопительная пенсия не имеет солидарного характера и на выплаты текущих пенсий пенсионерам не идет. В соответствии с новым пенсионным законодательством, пенсионер может отказаться от получения накопительной части пенсии для того чтобы 6 %, которые составляют тариф страховых взносов на накопительную часть пенсии, шли в ее страховую часть, либо можно оставить накопительную часть пенсии и инвестировать ее через негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании.

Действенность и проблемы современной пенсионной системы покажет время. Однако уже сейчас можно выделить определенные трудности в реализации пенсионных прав граждан.

Одной из важнейших проблем, затрудняющей эффективную реализацию пенсионной реформы, является неуплата страховых взносов в ПФР в полном объеме. По некоторым данным от 40 % до 60 % российских компаний скрывают часть заработка своих сотрудников от налогов. Решению данной проблемы поспособствует повсеместный переход на безналичную оплату труда; развитие технологий по «управлению результатами» в части автоматизированного налогового контроля, запрет на оплату труда работника в размере, который будет не соответствовать размеру, указанному в трудовом договоре и т.д.

Другая трудность возникает в связи с нехваткой денег для выплаты пенсий, решить которую можно за счет увеличения доходной части пенсионной системы.

Динамика расходов федерального бюджета на выплаты пенсий не оставляет надежд на самопроизвольное улучшение ситуации. Проблемы доходов Пенсионного фонда усугубляются попытками снизить нагрузку по выплатам во внебюджетные страховые фонды для предприятий, в том числе нагрузку на малые и средние предприятия. Для исправления ситуации с 2013 г. были упразднены некоторые льготы по отчислениям в данный фонд для индивидуальных предпринимателей, что увеличивает размер этих выплат примерно в два раза. В настоящий момент дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет 622,9 млрд. руб. [4]

Для снижения расходов бюджета на выплату пенсий, необходимо решить проблемы досрочных пенсий по старости. С 2013 года для работодателей, имеющих рабочие места в неблагоприятных климатических или производственно-технических условиях, введены дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР для Списков дающих право на пенсию по старости на льготных условиях № 1 и 2. Однако реформирование досрочных пенсий не может ограничиваться только этими Списками, поскольку состав категорий лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости значительно шире.

Проведение реформы сталкивается со сложностью пенсионной системы. Целесообразно упростить формулы пенсионных выплат, т. к. сейчас при учете всех повышающих коэффициентов, необходимо провести большое количество расчетов.

Безусловно, до сих пор актуальной проблемой является низкий уровень трудовой пенсии по старости. В данном контексте, важным является приблизить уровень минимальный пенсии к уровню минимального прожиточного минимума.

Одним из главных преимуществ новой пенсионной системы является ее способность сбалансировать бюджет Пенсионного фонда РФ. По прогнозам экспертов, благодаря ее введению появилась возможность уже в 2015 г. сэкономить 99,7 млрд. рублей, в 2016-м – 202,3 млрд., в 2017-м – 336,6 млрд., а к 2018 г. – 498,2 млрд. рублей. [2]

Еще одним достоинством новой пенсионной реформы – это возможность плавного перехода со старой пенсионной системы на новую.

Новое пенсионное законодательство способствует увеличению продолжительности трудовой деятельности россиян, усложняет получение трудовой пенсии. Так до 2015 года было достаточно достигнуть пенсионного возраста и трудового стажа в 5 лет. С введением в действие нового пенсионного законодательства минимальный размер трудового стажа повышается до 15 лет, при этом необходимо набрать не менее 30 пенсионных баллов.

Таким образом, характеристика современной системы пенсионного обеспечения заключается в том, что она:

1. лицам с высокими вознаграждениями за труд предоставляется возможность остаться на прежнем уровне обеспеченности при наступлении возраста, законодательно установленного как пенсионный, без оформления дополнительных выплат от государства;

2. создает условия, стимулирующей физических лиц к более продолжительному периоду трудовой деятельности, что способствует повышению уровня платежеспособности всей пенсионной системы;

3. все категории граждан, вне зависимости от получаемых от работодателя сумм, имеют возможность увеличения собственных пенсионных выплат в результате более позднего оформления пенсий;

4. индексация размера пенсионных накоплений будет зависеть от среднего уровня заработной платы по стране.

1. United nations, Department of economic and social affairs. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://esa.un.org/unpd/wpp/Excel-Data/population.htm.

2. Алтайская, Е. Сколько нужно будет трудиться для получения права на пенсию? / Е. Алтайская // Аргументы недели: сетевая газета. — 2014. — № 25 (417) // Режим доступа: http://argumenti.ru/social/n445/351296

3. Все о пенсиях: Федеральные законы «О страховых пенсиях» №400-ФЗ; «О накопительной пенсии» №424- ФЗ; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ [Текст] – Москва : Проспект, 2014. – 192 с.

4. Колесова, Т.М. Дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации [Текст] / Т.М. Колесова // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 629-632.

Читайте также: