Какая справка нужна для военкомата из пенсионного фонда

Опубликовано: 02.05.2024

Приложение N 31

ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ СПРАВОК И ДРУГИХ СЛУЖЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ГРАЖДАНАМ, УВОЛЕННЫМ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ,

ЛИЦАМ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ

Военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала, а также членам их семей воинскими частями выдаются справки и другие документы, необходимые для представления в соответствующие учреждения и организации. Ниже приводятся примерные формы некоторых справок.

1. Справки по формам N 1 и 2 к настоящим Правилам выдаются военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, обучающимся в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования, для представления в соответствующее образовательное учреждение.

2. Гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, выдается справка (форма N 3 к настоящим Правилам), которая представляется при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы, а также по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

3. Справка по форме N 4 к настоящим Правилам выдается военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах по контракту и назначенным для прохождения этой службы на воинскую должность в г. Москву приказом Министра обороны Российской Федерации. Справка по такой форме представляется в органы внутренних дел для регистрации военнослужащего в г. Москве.

4. Справки по формам N 5 и 6 к настоящим Правилам выдаются в случае надобности военнослужащим и лицам гражданского персонала соответственно для подтверждения прохождения ими военной службы (службы, работы) в воинской части.

5. Справки для производства выплат на членов семьи военнослужащего в связи с его переводом к новому месту военной службы, о следовании членов семьи военнослужащего на санаторно-курортное лечение, о занесенных в личное дело членах его семьи выдаются по формам N 7 - 9 и 11 к настоящим Правилам.

6. Справка по форме N 10 к настоящим Правилам выдается убывающему к новому месту военной службы военнослужащему для предоставления по месту работы супруга (супруги). Такая справка является основанием для расторжения трудового договора (контракта) в связи с переводом супруга (супруги) на работу в другую местность.

7. Справки по формам N 12 - 15 к настоящим Правилам выдаются при необходимости для подтверждения факта нахождения в отпуске, а также для получения военнослужащим и членами его семьи путевок на туристические базы Министерства обороны.

8. Лицам гражданского персонала по их просьбе выдаются справки об их работе в воинской части и о размере их заработной платы (формы N 16 и 17 к настоящим Правилам).

9. Военнослужащим, получавшим ежемесячное пособие на ребенка, при переводе к новому месту военной службы или при увольнении с военной службы выдается справка (форма N 18 к настоящим Правилам) о прекращении выплаты этого пособия с указанием месяца, года, по который пособие выплачено.

10. Военнослужащим, нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей, выдается лечебным учреждением или врачом (фельдшером) воинской части справка по форме N 19 к настоящим Правилам.

11. При направлении военнослужащего на стационарное лечение вне расположения воинской части ему выдается соответствующее направление (форма N 20 к настоящим Правилам).

12. Лицам гражданского персонала для получения социальных гарантий за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооруженных конфликтов, а также за работу в воинских частях, расположенных в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к ним, выдаются справки по формам N 21 и 22 к настоящим Правилам.

13. Военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, выдаются справки (формы N 23 и 24 к настоящим Правилам) о социальных гарантиях в области трудовых отношений, предоставляемых им и членам их семей.

14. Военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала, а также членам их семей по их просьбам должны выдаваться другие справки и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, приказами Министра обороны Российской Федерации, ведомственными нормативными актами.

Если для осуществления законных прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, лиц гражданского персонала и членов их семей необходимы справки, прямо не предусмотренные настоящими Правилами и другими нормативными актами, то такие справки выдаются командирами (начальниками) воинских частей в пределах их компетенции.

15. В справке, как правило, указывается, для какой цели она выдана. Выдаваемые справки подписываются командиром (начальником) воинской части или другими должностными лицами, которым предоставлено право подписи служебных документов, и заверяются в воинских частях, имеющих условные наименования, печатью установленного образца с условным наименованием, а в воинских частях, не имеющих условных наименований, - печатью установленного образца с действительным наименованием.

При выдаче справок воинское звание подписывающего лица не указывается, а при выдаче справок для представления их в гражданские учреждения и организации не указывается, кроме того, место дислокации воинской части в угловом штампе.

16. В гарнизонах, где содержатся отделы военной полиции, справки могут выдаваться за подписью командира (начальника) воинской части (без указания номера условного наименования воинской части и воинского звания) с проставлением на них углового штампа и печати установленного образца отдела военной полиции, а в гарнизонах, где нет отделов военной полиции, - углового штампа и печати установленного образца по условному наименованию воинской части, от которой назначен начальник гарнизона.

17. В штабах, управлениях, службах и отделах (отделениях) центральных органов военного управления, военных округов, флотов при оформлении справок военнослужащим и лицам гражданского персонала для представления в различные сторонние организации применяются бланки с угловым штампом и угловые штампы с наименованиями: "Министерство обороны Российской Федерации", "Объединенное стратегическое командование ____________ военного округа", "Управление ____________ флота".

При выдаче таких справок действительные наименования (спецификации) управлений (служб, отделов (отделений) в наименованиях должностей лиц, подписывающих справки, и их воинские звания не указываются, а подписи заверяются печатями "Для справок и документов", которые изготовляются с такими же наименованиями, как на бланках с угловым штампом (угловых штампах). Служебные документы по материально-техническому обеспечению, расчетно-денежные и другие документы, требующие особого удостоверения их подлинности, заверяются печатью установленного образца.

18. Справки выдаются личному составу без оставления копий, за исключением случаев, когда приказами Министра обороны Российской Федерации для некоторых справок предусмотрено оставление копий.

19. Медицинским работникам из числа гражданского персонала, работающим в воинских частях, которым присвоены условные наименования, справки для представления в соответствующие органы для назначения пенсии должны выдаваться по условным наименованиям воинских частей с указанием занимаемой должности и словами "лечебное учреждение", но без указания спецификации учреждения, подразделения. Например, "Гражданка Иванова В.П. в период с "__" _____________ 19__ г. по "__" _____________ 20__ г. работала врачом-терапевтом в лечебном учреждении войсковой части 00000".

Медицинским работникам из числа гражданского персонала воинских частей, которым не присвоены условные наименования, справки выдаются по действительным наименованиям с указанием занимаемой должности.

20. При выдаче справок о денежном содержании военнослужащих или о заработной плате лиц гражданского персонала по требованию соответствующих государственных органов в справках указываются полученные суммы за каждый месяц.

  • Как принять на работу иностранца
  • Удаленную работу узаконили
  • Какие документы оформить при найме сотрудника
  • Как принять сотрудников на удалённую работу
  • Бумажная трудовая книжка: инструкция для работодателя
  • Работники без трудового договора: рисковать или не стоит?
  • Срочный трудовой договор: как заключить с пользой и избежать проблем
  • Временный договор с сезонным работником: как заключить правильно
  • Как правильно оформить испытательный срок работнику
  • Договор аренды рабочего места с мастерами в парикмахерской
  • Как уволить пенсионера
  • Работники на неполной ставке: как оформить без проблем
  • Как не получить штраф за вакансию
  • Ученический договор: как подготовить людей к работе в компании
  • Как ИП принять на работу сотрудника
  • Как уволить сотрудника
  • Как принять на работу сотрудника в организацию
  • Сотрудники уволены. Как отчитаться.

Справочная / Сотрудники: наём, зарплата, документы

Воинский учёт работников

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.

В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы.
  • Мужчины старше 27 лет.
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Сдавайте отчётность без бухгалтерских знаний

Эльба — бухгалтерия, с которой справится любой. Сервис подготовит платёжки на зарплату, налоги и взносы — а потом сам сформирует отчётность.

Как вести воинский учёт

  1. В день приёма на работу проверьте отметку в паспорте и документы воинского учёта. На 13-й странице в паспорте должен стоять штамп, например, такой: «‎Обязан (а) исполнять воинскую обязанность». Сверьте данные с приписным или военным билетом. Если у человека нет документов, сообщите в военкомат. Исправления, подозрительные неточности, поддельные документы — тоже повод позвонить военному комиссару.
  2. Перепишите данные из документов воинского учёта в личную карточку по форме Т-2. Заполните в ней раздел II «Сведения о воинском учете». Хранить личные карточки надо в отдельной картотеке.

Пример заполнения раздела II «Сведения о воинском учете» в личной карточке по форме Т-2

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.

Сообщайте о вызовах в военкомат и вручайте повестки. Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

  • В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту.
  • Сведения о сотрудниках — по запросу военкомата, в течение двух недель.
  • Списки несовершеннолетних сотрудников для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «‎Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.

До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Вот суммы штрафов за нарушения воинского учёта:

В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте

от 1000 до 5000 ₽

В срок не ответить на запрос военкомата

от 1000 до 5000 ₽

от 1000 до 5000 ₽

Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат

от 1000 до 5000 ₽

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2021 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.

Тригнин Владимир

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

  1. Что надо знать о СНИЛС
  2. Замена СНИЛС: когда может потребоваться новый документ
  3. Ошибка в «зеленой карточке»
  4. Замена страхового свидетельства
  5. Куда подавать заявление
  6. Подача заявления через сайт ПФР
  7. Документы для замены «зеленой карточки»
  8. Бланк формы АДВ-2
  9. Стоимость услуги
  10. Замена СНИЛС: длительность процедуры
  11. Меняется ли номер лицевого счета при получении нового свидетельства
  12. Является ли обязательной замена документа
  13. Замена свидетельства не по месту регистрации
  14. Заключение
  15. Отзывы

Что надо знать о СНИЛС

Как осуществляется замена СНИЛС

Процедура учета граждан в системе обязательного пенсионного страхования регламентируется Федеральным законом от 01 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» №27-ФЗ.

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования представляет собой зеленую пластиковую карту, подтверждающую регистрацию ее владельца в ОПС. Документ содержит такие данные:

  • непосредственно СНИЛС, который расшифровывается как страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • полное имя гражданина (ФИО);
  • гендерную принадлежность;
  • место и дату рождения;
  • дату регистрации в системе.

Страховой номер (СНИЛС) является уникальным и закрепляется за гражданином на всю жизнь.

Замена СНИЛС: когда может потребоваться новый документ

Страховое свидетельство выдается гражданину на основании его удостоверения личности (гражданского паспорта или свидетельства о рождении). Указанные там личные данные вносятся сотрудниками ПФ России в систему обязательного пенсионного страхования и, соответственно, в так называемую «зеленую карточку».

Среди простых обывателей бытует мнение о том, что нужно поменять номер СНИЛС при смене паспорта после замужества. Оно ошибочно. Сам номер замене не подлежит, меняется лишь свидетельство, да и то при условии, что после вступление в брак была изменена фамилия. И это не единственная ошибка. Многие считают, что изменение подданства является основанием для смены страхового свидетельства. Люди считают, что, получая новый паспорт следует заменить все имеющиеся документы. Вопрос о том, нужно ли менять СНИЛС при получении гражданства РФ активно обсуждается на юридических форумах. «Зеленая карточка» не содержит информации о гражданстве.

Мы не случайно говорили о том, какую информацию о владельце содержит свидетельство. Эти ведомости должны соответствовать действительности, поэтому любое их изменение является основанием для замены документа. Следует помнить, что обмен СНИЛС осуществляется в случае:

  • изменении личных данных гражданина;
  • выявлении ошибки в документе.

При смене места жительства или прописки обменивать страховое свидетельство не нужно.

Есть еще одно обстоятельство, требующее получения нового свидетельства. Это его утеря или кража. В этом случае необходимо обратиться в подразделение Пенсионного фонда с соответствующим заявлением, и получить дубликат. О том, на основании каких документов и в какие сроки выдается новая карта мы расскажем в одном из следующих разделов.

Когда в 2016 году отделения Пенсионного фонда РФ начали выдавать карточки нового образца, граждане стали активно интересоваться, нужно ли обменивать старые свидетельства и в каких случаях меняют СНИЛС старого образца на новый. Внимательно присмотревшись можно заметить, что от ранее выдаваемых «зеленых карточек» обновленные свидетельства практически не отличаются. Лицевая сторона осталась прежней, немного изменилось информация на обратной стороне.

Обмен следует осуществлять только тем лицам, которые имеют свидетельство, выданное до 2003 года. Этот документ утратил свою актуальность. В остальных случаях замена страхового свидетельства не является обязательной, а выполняется исключительно по желанию его владельца.

Ошибка в «зеленой карточке»

При оформлении страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудники Пенсионного фонда России могут допустить ошибку. К сожалению, от подобных ситуаций не застрахован никто. Поэтому при получении документа следует внимательно изучить внесенную в него личную информацию. Она должна точно отвечать действительности. При ошибке в данных могут возникнуть проблемы с начислением пенсии, получением социальных льгот и услуг.

Замена страхового свидетельства

Замена страхового свидетельства

При возникновении обстоятельств, требующих замены страхового свидетельства, его владелец обязан обратиться в ПФР с соответствующим заявлением. Процедура практически не отличается от получения первой «зеленой карточки». Заявителю придется подавать более расширенный пакет документов и заполнять заявление другой формы. Обменять документ можно:

  • через работодателя;
  • лично, посетив подразделение Пенсионного фонда РФ.

Замена свидетельства осуществляется независимо от занятости заявителя. Нетрудоустроенные граждане имеют полное право обратиться с соответствующим заявлением в ПФР самостоятельно. Закон не запрещает подавать заявку через законного представителя. Обязательным условием для такого обращения валяется наличие удостоверенной соответствующим образом доверенности.

Замена СНИЛС в Пенсионном фонде – процедура, которую могут пройти даже граждане, не имеющие прописки. Отсутствие регистрации не является основанием для отказа в приеме документов. Такие лица могут обратиться в подразделение Пенсионного фонда России по месту фактического проживания.

Чтобы при обмене страхового свидетельства не возникло никаких недоразумений, сотрудники ПФР рекомендуют заранее уточнить, что нужно, чтобы поменять СНИЛС, и куда следует обращаться…..

Куда подавать заявление

Для того чтобы заменить СНИЛС, граждане имеют право обратиться с соответствующим заявлением в ПФР. Официально трудоустроенные лица, работодатели которых делают регулярные взносы в Пенсионный фонд РФ, могут обратиться в любое его подразделение. Все остальные категории граждан обязаны подавать заявление в орган по месту регистрации.

Не менее удобным способом замены страхового свидетельства является обращение в МФЦ. Многофункциональные центы сумели существенно разгрузить Пенсионный фонд. После их появления сдача документов перестала требовать существенных временных затрат. Следует помнить, что МФЦ имеют право лишь понимать заявления. За обновленным свидетельством заявителям се равно придется обращаться в ПФР.

После появления портала Госуслуги многие россияне активно используют его для получения документов и услуг. Через интернет-сервис заказать обмен страхового свидетельства невозможно. Запрет на удаленное оформление объясняется тем, что номер СНИЛС, а также указанные в заявлении данные являются конфиденциальной информацией. Их свободное распространение в Сети недопустимо.

Подача заявления через сайт ПФР

При возникновении необходимости в замене страхового свидетельства можно подать заявление на сайте ПФР. Для этого необходимо зайти на сайт http://www.pfrf.ru. Выбрав вкладку «Как получить, заменить и восстановить СНИЛС».

Если замена осуществляется, например, в случае потери свидетельства, следует выбрать раздел «В случае потери «зеленой карточки» со СНИЛС». Далее открывается окно с текстом, из которого можно узнать, что восстановление свидетельства осуществляется только при личном обращении в подразделение ПФ, а также указываются сроки выдачи дубликата.

В конце страницы пользователь может увидеть ссылку, позволяющую скачать бланк документа.

Тем, кто желает обменять свидетельство по причине изменения личных данных, нужно выбрать вкладку «СНИЛС при смене фамилии», и, следуя подсказкам, заполнить бланк заявления.

Документы для замены «зеленой карточки»

Граждане, которым по какой-либо причине понадобилось обменять «зеленую карточку» должны знать, какие документы нужны при замене СНИЛС. В отличие от первого получения свидетельства, выдача дубликата требует подачи более расширенного пакета документов. Заявителю понадобится:

  • бланк заявления формы АДВ-2 (тем, кто потерял документ или у кого его украли необходимо заполнить бланк АДВ-3);
  • удостоверение личности, отображающее актуальные личные данные;
  • документальное подтверждение необходимости смены информации (свидетельство о браке, разводе или другие бумаги);
  • устаревший документ.

Тем, кто обращается за выдачей дубликата по причине утери, можно предоставить копию утраченного свидетельства (при наличии).

Бланк формы АДВ-2

Бланк формы АДВ-2

При возникновении ситуаций, требующих замены СНИЛС, заявитель заполняет бланк формы АДВ-2.

Бланк требует внесения таких данных:

  • номера действующего страхового свидетельства;
  • полного имени (ФИО);
  • новой личной информации (например, фамилии, полученной после вступления в брак);
  • гендерной принадлежности;
  • информации о месте регистрации (жительства или пребывания);
  • ведомостей о новом удостоверении личности;
  • даты подачи обращения;
  • подписи заявителя с расшифровкой.

Образец заполнения можно найти на информационных стендах ПФР или на профильных сайтах.

Сложностей при заполнении документа возникнуть не должно. Главное – избежать описок, ошибок и зачеркиваний.

Стоимость услуги

Граждане, у которых возникли обстоятельства, требующие обмена «зеленой карточки», интересуются, сколько стоит поменять СНИЛС. Возможно, многие заметили, что когда мы говорили о необходимых для замены свидетельства документах, то не упоминали о квитанции, подтверждающей оплату госпошлины. И это не случайно. Услуга оказывается совершенно бесплатно.

Платить придется только тем, кто планирует представлять в Пенсионном фонде России интересы другого человека. Им придется оплатить услуги нотариуса, выдавшего доверенность. Не понадобится она тем, кто будет получать документ для ребенка или находящегося под опекой лица.

Замена СНИЛС: длительность процедуры

В соответствии с действующим законодательством РФ открытие лицевого счета и изготовление «зеленой карточки» осуществляется в течение трех недель. Возникает вполне понятный вопрос – касаются ли эти сроки процедуры обмена? О том, сколько дней меняется СНИЛС можно узнать из Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 21 декабря 2016 года №766н. В соответствии с нормами этого документа рассмотрение заявления об обмене (выдаче дубликата) страхового свидетельства осуществляется в течение пяти рабочих дней.

На практике процедура занимает гораздо меньше времени. Большинство отделений ПФР технически хорошо обеспечены, что позволяет изготовить и выдать новый документ в день обращения.

Что касается МФЦ, то при обращении за обменом «зеленой карточки» через многофункциональные центры, нового документа придется ждать пять дней.

Меняется ли номер лицевого счета при получении нового свидетельства

Граждане, столкнувшиеся с необходимостью получения нового страхового свидетельства, интересуются, меняется ли номер СНИЛС при его замене. Мы уже ранее говорили о том, что сам страховой номер индивидуального лицевого счета является уникальным и присваивается гражданину один раз на всю жизнь. При утере карточки или изменении личных данных владельца выдается только новое свидетельство, сам СНИЛС остается прежним.

Является ли обязательной замена документа

Является ли обязательной замена документа

Возникновение необходимости внесения новых личных данных или утеря «зеленой карточки» заставляет нас обращаться в Пенсионный Фонд РФ или МФЦ с заявлением об обмене. В некоторых случаях пропажа обнаруживается не сразу или гражданин не знает, что изменение личных данных требует получения новой карточки. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено наказание за несвоевременную замену. Поэтому заставлять гражданина обращаться в ПФР не будет никто.

Мы говорили о том, что без «зеленой карточки» гражданин не сможет воспользоваться рядом льгот и услуг, поэтому в получении дубликата утерянного документа или свидетельства с внесенными актуальными данными заинтересован, прежде всего, он сам.

Замена свидетельства не по месту регистрации

На юридических форумах часто задается вопрос о том, можно ли обменять СНИЛС в другом городе. Ответ на него должен знать каждый, так как отправляясь в командировку, на учебу или на отдых мы берем с собой все личные документы. Иногда мы их просто теряем, от этого не застрахован никто. Если обнаружилась пропажа «зеленой карточки», не стоит волноваться. У граждан есть возможность заполнить заявление, предоставить пакет необходимых документов и обратиться в отделение Пенсионного фонда России по месту фактического проживания. Обращение не по месту регистрации не является основанием для отказа в выдаче дубликата.

Заключение

Куда идти после увольнения из армии, чтобы стать военным пенсионером? И какие документы подготовить?

Порядок назначения, оформления, выплаты и доставки военной пенсии военным пенсионерам регулирует Федеральный закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Из названия документа видно, что военными пенсионерами являются не только военнослужащие Минобороны, но и сотрудники других силовых ведомств. И назначение военной пенсии имеет свои особенности и совсем не похоже на порядок назначения пенсий гражданским лицам. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Что делать военнослужащему перед пенсией

Для того, чтобы военнослужащий перед увольнением с военной службы для оформления военной пенсии за выслугу мог стать военным пенсионером, необходимо соблюсти определенный порядок. В частности, ему нужно проверить свое личное дело и ознакомиться со всеми документами, которые будут направлены в военный комиссариат для назначения пенсии за выслугу лет. В состав такого личного днела обычно входят:

  • денежный аттестат или замещающий его документ,
  • выписка из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы об установлении группы и причины инвалидности,
  • приказ об увольнении и исключении из списков воинской части,
  • расчет выслуги лет для назначения военной пенсии за выслугу лет,
  • копия паспорта с отметками о регистрации на территории России.

После того, как военнослужащий ознакомится со своим личным делом, он должен расписаться в разделе 13 личного дела, тем самым подтверждая правильность данных и информации, которая в нем содержится.

Куда обращаться за назначением военной пенсии

Право на получение военной пенсии имеют лица, которые проходили службу в качестве:

  • офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в ВС РФ;
  • сотрудников Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ;
  • сотрудников внутренних и железнодорожных войск;
  • сотрудников войск национальной гвардии РФ;
  • сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации;
  • сотрудников войск гражданской обороны;
  • сотрудников органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск;
  • сотрудников органов внешней разведки;
  • сотрудников органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета РФ;
  • сотрудников органов государственной охраны;
  • сотрудников других воинских формирований РФ;
  • лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Оформление пенсии, а также ее последующую выплату осуществляет не Пенсионный фонд РФ, а соответствующие органы:

  • Министерство обороны РФ;
  • Министерство внутренних дел РФ;
  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Федеральная служба безопасности РФ;
  • Генеральная прокуратура РФ;
  • Следственный комитет РФ;

  • другие органы.

Именно туда новоиспеченные военные пенсионеры должны обращаться за назначением военной пенсии. Правда, перед этим у него должно возникнуть.

Право на военную пенсию

Для получения права на назначения военной пенсии у человека должно быть одно из нижеперечисленных обстоятельств:

  • выслуга лет не менее 20 лет;
  • общий трудовой стаж более 25 лет, включая 12.5 лет службы;
  • установленная инвалидность по причине военной травмы либо из-за заболевания, полученного во время службы
  • утрата кормильца, который являлся военнослужащим.

Для каждого из этих обстоятельств предусмотрен свой вид военной пенсии.

Порядок действий для назначения пенсии

Для того, чтобы была назначена военная пенсия, необходимо обратится с соответствующим заявлением в пенсионные органы Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности РФ, Генеральной прокуратуры РФ или Следственного комитета РФ. К заявлению необходимо приложить документы, необходимые для решения этого вопроса. Кроме того, документы (сведения, содержащиеся в них) уже могут находится в распоряжении соответствующих государственных органов в личном деле военного пенсионера. При необходимости пенсионный орган может запросить необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

Послет того, как военный пенсионер встанет на учет в военный комиссариат по месту жительства, туда будет направлено его личное дело с приложением соответствующих документов (выслуга лет или инвалидность). Также ему нужно будет обратиться в Пенсионный фонд России и взять там справку об отсутствии начислений. После этого он может написать заявление и передать его в военкомат для получения пенсионного удостоверения (у военных пенсионеров они не отменены). Кроме того, нужно подготовить такие документы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • военный билет с отметкой о прохождении воинской службы и увольнении;
  • предписание воинской части, в которой военнослужащий проходил службу;
  • 3 фотографии установленного образца;
  • СНИЛС;
  • справка из Пенсионного фонда РФ.

Рассмотрение документов обычно занимает от 2 до 3 месяцев и зависит от сроков получения военкоматом или другим уполномоченным органом личного дела с денежным аттестатом военнослужащиего. Днем обращения за назначением военной пенсии является дата подачи заявления о ее назначении. Само заявление рассматривается пенсионными органами (в данном случае военкоматом) в течение 10 дней со дня обращения, либо с момента предоставления полного пакета документов. Выплаты назначают:

  • при увольнении по выслуге лет — со дня увольнения;
  • при инвалидности — с момента признания военнослужащего инвалидом;
  • в случае потери кормильца — со дня его смерти, либо со дня получения соответствующего пенсионного права;
  • при утрате источников дохода супругу или родителям военнослужащего — со дня обращения.

Если военнослужащий несвоевременно обратился за военной пенсией, то она будет назначена с момента возникновения на нее права, но не более, чем за 12 месяцев со дня обращения.

Читайте также: