Как в молдове начисляется пенсия

Опубликовано: 17.04.2024

25 февраля, 2020 127617 0


НКСС недавно запустил новую услугу – калькулятор для расчёта даты выхода на пенсию, однако размер пенсии этот механизм пока рассчитывать не умеет. Разберёмся в том, что прописано в трудовом кодексе о пенсиях.

Глава V Закона о пенсиях государственного социального страхования Nr.156-XIV от 14.10.98 состоит из статьи 41 «Пенсионный возраст» и статьи 42 – «Страховой стаж», найти их и ознакомиться с ними можно на сайте Национальной кассы социального страхования.

Пенсионный возраст разный для мужчин и для женщин. Кроме того, он повышается. Мы не будем приводить здесь данные из самого закона, так как они соответствуют данным с 1999 по 2007 год. Гораздо более актуальные данные, начиная с 2017 и заканчивая 2028 годом можно найти в рубрике «Условия назначения пенсии по возрасту» на всё том же сайте НКСС. И данные таковы:


Примечание: возраст определяется со дня возникновения права на пенсию.

По состоянию на 2020 год:

  • Минимальный пенсионный возраст для мужчин: 63 года.
  • Минимальный пенсионный возраст для женщин: 59 лет.

Таблица выглядит так, потому что единого пенсионного возраста пока нет: правительство Республики Молдовы довело пенсионный возраст для мужчин до 63 лет в 2019-м году, а в 2028 планирует сравнять пенсионный возраст женщин и пенсионный возраст мужчин. Не будем комментировать это обстоятельство, а сразу перейдём к вопросу о трудовом (или страховом) стаже, тем более что там – похожая ситуация.


Для неполной пенсии необходимо иметь не менее 15 лет трудового стажа, причем как для мужчин, так и для женщин.

Вначале следует поговорить об отчислениях. Пенсионные отчисления – это те самые налоги, вернее, какая-то их часть, которые мы платим всю свою «рабочую жизнь». В 2020-м – это 6% от заработной платы (подробнее можно почитать здесь). Соответственно, чем выше ваша зарплата – тем больше будут отчисления в пенсионный фонд и тем больше будет ваша пенсия.

Однако рассчитать пенсию не так-то просто. Для примера – вот актуарная экспертиза Пенсионной системы Республики Молдова, проведённая НААЦ. Как видно, в этих формулах просто так не разобраться.

Размер пенсии по возрасту определяется путем суммирования страхового стажа, приобретенного до 1 января 1999 года, и того, что был получен после этой даты. Ее размер напрямую зависит от социальных взносов и стажа.

Пенсия по возрасту исчисляется по формуле:

где:

  1. P – размер пенсии;
  2. 1,35% – накопительная ставка для лет стажа, приобретенного, начиная с 1 января 1999 года, исчисляемая в процентах (по некоторым данным, имеет шансы на увеличение от 6% до 26%);
  3. Tt – общий страховой стаж, лет;
  4. Vav – валоризированный среднемесячный застрахованный доход.

Валоризация — это индексация среднемесячного застрахованного дохода (зарплаты), полученного после 1 января 1999 года. Она учитывает коэффициент роста средней заработной платы по экономике в течение страховых периодов до года, предшествующего году назначения пенсии. Коэффициенты валоризации за каждый год утверждаются правительством ежегодно 1 апреля.

С решением правительства отменить трудовые книжки в бумажном виде с 2018-го года, собирать документы для пенсии стало гораздо легче.

Пакет документов, необходимых для получения пенсии, предоставляется в региональное отделение НКСС по месту прописки.

Перечень документов, который требуется предоставить, включает в себя следующие справки:

  • удостоверение личности,
  • трудовая книжка или иные документы, содержащие сведения о периодах работы;
  • диплом о высшем образовании на дневных отделениях высших учебных заведений (до 01.01.1999г.);
  • военный билет или иные документы, подтверждающие период прохождения военной службы;
  • документы подтверждающие период ухода за инвалидом I группы или за престарелым, достигшим 75- летнего возраста (до 01.01.1999 г.);
  • другие документы по необходимости.

При необходимости могут потребоваться документы об изменении Ф.И.О. Чернобыльцам нужно представить документ, подтверждающий их проживание на территории во время катастрофы на ЧАЭС.

Лица, проработавшие менее 15 лет, не могут претендовать на пенсию в Молдове. Таким гражданам предоставляется только «социалка».

Все документы представляются в течение 30 суток с момента выхода на пенсию. Срок рассмотрения заявления - 30-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если необходимые документы были поданы после истечения срока, пенсия назначается со дня представления последнего необходимого документа. Пенсия по возрасту назначается пожизненно со дня возникновения права на пенсию, если заявление и все необходимые документы были представлены не позднее 30 дней после этой даты.

Разумеется, можно, но лучше, когда не нужно. Согласно статистике, около 40% граждан Республики Молдовы продолжают работать после выхода на пенсию. Однако ни для кого не секрет, что работодатели не всегда относятся лояльно к пожилым соискателям. На сайте Rabota.md есть рубрика «Работа для пенсионеров», и количество объявлений в ней наглядно иллюстрирует ситуацию.

Хорошее образование и упорный труд в молодом и среднем возрасте – это лучший способ обеспечить себе спокойную пенсию в достатке.

Обнародованы формулы расчета пенсий. Здравствуй, валоризация!

  • 0
  • 11669
<Обнародованы формулы расчета пенсий. Здравствуй, валоризация! >Молдавские Ведомости

Минтруд решил, помимо индексации пенсий, и валоризировать их поэтапно. Что такое индексация? И что такое «валоризация»?

Индексация пенсий – это периодическая мера актуализации пенсий в зависимости от коэффициента потребительских цен.

Валоризация пенсий (застрахованного дохода, приобретенного после 01.01.1999 года) – это мера перерасчета пенсий для учета изменения курса валют за период, когда были получены застрахованные доходы и когда пенсия была установлена.

Разработаны и опубликованы для публичных консультаций регламент определения размеров пенсий и постановление об индексации всех категорий пенсий, с учетом индекса потребительских цен в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Он, по данным национального бюро статистики, равен 6,4 процента.

Предлагается провести валоризацию поэтапно. Так что многим из тех, кто раскатал губу в ожидании денежек, придется подождать. Ведь не зря говорят – обещанного три года ждут. Так и с пенсиями.

На первом этапе, с 1 апреля 2017 года (опять эта первоапрельская шутка?), будут валоризировать пенсии тем, кто вышел на пенсию в период 2001-2008 годов.

На втором этапе, с 2018 года, - тем, кто вышел на пенсию в 2009-2011 годах.

На третьем этапе, с 2019 года, - тем, кто вышел на пенсию в период 2012-2014 годах.

И на четвертом этапе, с 2020 года, - тем, кто вышел на пенсию в 2015-2016 годах.

Вы спросите: а как же те, кто вышел на заслуженный отдых до 2001 года? Видимо, минтруд предполагает, что их уже нет в живых!

В проекте регламента о валоризации пенсий приведены замысловатые формулы для перерасчета (расчета/валоризации) пенсий:

- для вышедших на пенсию до 01.01.1999 года,

- для вышедших на пенсию после 01.01.1999 года,

- для инвалидов (в зависимости от степени инвалидности) - всего 15 (. ) формул,

Для инвалидов предусмотрено: если в результате расчета пенсии будут меньше какой-то минимальной (какой - не указано) суммы, пенсию определят равной: 75 процентам от минимальной для первой группы; 70 процентам - для второй группы; 50 процентам - для третей группы.

То есть, даже тем, у кого расчетная/валоризированная пенсия получится меньше какой-то (неизвестной!) минимальной пенсии, назначат пенсии в пределах 50-75 процентов от минимальной.

Очень характерно для наших чиновников: в объяснительной записке минтруда не дано никаких, хотя бы примерных, сумм валоризированных пенсий. А рассчитать сейчас будущую свою пенсию по приведенным формулам в конкретных условиях совсем уж сложно.

Внимание! Не приведены никакие предполагаемые дополнительные расходы при возможном повышении пенсий в результате валоризации. Их, видимо, и не предвидится! То есть вполне вероятно, что повышений может и не быть. Потому как в случае возможного повышения пенсий по закону о бюджетной системе полагается предлагать плюс ко всему проект внесения изменений в доходной и расходной части закона о бюджете государственного социального обеспечения на 2017 год. Но эти предложения отсутствуют, что может быть подтверждением всего фарса с валоризацией пенсий.

Таким образом, и в предлагаемой «новой» пенсионной системе опять все будет зависеть от того, кто вам будет считать-пересчитывать-валоризировать пенсию. Т.е. от работников соцобеспечения.

Минтруд раскрывает информацию о предстоящей индексации пенсий

Опубликован проект постановления правительства об индексации пенсий, начиная с 01.04.2017 года.

- все категории пенсий государственной пенсионной системы (выплачиваемые по закону №156/1998),

- пенсии госслужащим (выплачиваемые по закону №443/1995),

- пенсии таможенникам (выплачиваемые по закону №1150/2000),

- пенсии по инвалидности от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ( выплачиваемые по закону №756/1999).

В результате предстоящей индексации средняя пенсия по возрасту повысится на 98,92 лей для 532075 пенсионеров, средняя пенсия по инвалидности возрастет на 70,72 лей для 132425 пенсионеров, средняя пенсия для наследников возрастет на 42,62 лей для 13179 получателей и для чернобыльцев на 181,68 лей для 1842 получателей пенсии.

С 1 апреля 2017 года минимальная пенсия увеличится на 61,3 лей (на 6,4%) - с 957,6 лей и составит 1018,9 лей.

С 1 апреля 2017 года минимальная пенсия для инвалидов первой группы составит 764,17 лей (75% от минимальной), для второй группы – 718,23 лей (70% от минимальной) и для третьей группы – 509,45 лей (50% от минимальной).

В общей сложности, общая стоимость индексации пенсий для бюджета в 2017 году составит 635,338 млн. лей и коснется 932056 получателей.

При этом следует уточнить, что, согласно данным национального бюро статистики, по состоянию на 01.01.2017 года прожиточный (расчетный) минимум уже был равен 1813,7 лей, а минимальная прожиточная корзина стоила 2200,1 лей.

Формулы расчета пенсий

Индексация пенсий – периодическая мера актуализации пенсий в зависимости от коэффициента потребительских цен.

Валоризация пенсий (застрахованного дохода, приобретенного после 01.01.1999 года) – мера учета изменения курса валют за период, когда были получены застрахованные доходы, и когда пенсия была установлена.

1) Формула исчисления среднемесячного застрахованного дохода

Среднемесячный застрахованный доход исчисляется по формуле:

Пенсия в Молдове

  1. Бесплатная консультация юриста!
  2. Закон о пенсии
  3. Выход на пенсию в Молдове
  4. Досрочная пенсия
  5. Расчет пенсии
  6. Средняя пенсия в Молдове
  7. Минимальная пенсия в Молдове
  8. Повышение пенсий
  9. Пенсия в Приднестровье
  10. Бесплатная консультация юриста!

Бесплатная консультация юриста!

Задаваться вопросами о том, как оформить пенсию, когда нужно этим заниматься и на какую сумму можно рассчитывать, граждане Молдовы начинают, перед тем как пробьёт тот самый час. Но знать закон и следить за его изменениями нужно всем ответственным членам общества без исключения.

Закон о пенсии

Закон гласит, что претендовать на пенсию могут лишь граждане, постоянно живущие на территории Республики. Реализовать свое право возможно:

  • по достижении пенсионного возраста;
  • когда гражданин теряет трудоспособность;
  • по потере кормилица;
  • получает статус инвалида.

Пенсия в Молдове

Бюджет пенсионного фонда – это деньги, которые внесли сами застрахованные лица. Также взносы работодателей, небольшая часть – начисления от других фондов и средства госбюджета. Ввиду этого, сумма пенсионных выплат будет зависеть от периодов страхования, то есть от тех средств, которые он сам внес в казну фонда.

Выход на пенсию в Молдове

Период страхового стажа увеличился на полгода. Теперь, граждане, планирующие выход на пенсию после 01.07.2017 года, попадают под новые установленные законодательством сроки:

  • мужчины могут оформить пенсию, достигнув 62-х лет и четырех месяцев, при условии, что их страховой стаж не менее 33-х лет и шести месяцев;
  • женщины могут рассчитывать на пенсию с 57-и с половиной лет, имея 30 с половиной лет стажа.

Дополнительная информация! Законодательством уже предусмотрено уравнивание нормы выхода на пенсию мужского и женского населения Молдовы. Это будет осуществляться поэтапно – повышение пенсионного возраста будет происходить ежегодно.

Пенсия в Молдове

Уже с июля 2019 года, мужчины начнут выходить на пенсию по достижению 63-х лет, а женщины догонят их к 1 июля 2028 года.

В 2017 году было установлено еще два нововведения:

  • С 1 апреля процесс оформления пенсии не требует предоставления справок о доходе за период с 01.01.1999 года, поскольку учитывается только застрахованная прибыль.
  • С 1 июня ввели поощрительный «тариф» для женщин, которые родили и воспитали пять и больше детей – они могут выйти на пенсию на 3 года раньше.

Важно! Устанавливая пенсию, нужно предоставить страховой период, который подтверждает трудовая книжка.

Досрочная пенсия

Первым обязательным условием является наличие страхового стажа, соответствующего действующему закону. Кстати, в данном случае, не страховой стаж игнорируется.

В числе не страховых периодов:

  • срочная или сокращенная военная служба;
  • военная служба по контракту;
  • декретный отпуск;
  • временная нетрудоспособность;
  • дневное обучение;
  • и другие.

Размер пенсии остается тот же, что и при достижении пенсионного возраста, а не страховой стаж засчитывается после досрочного оформления пенсии по достижению стандартного возраста.

Расчет пенсии

А вот главным вопросом любого гражданина Молдовы остается – «какую пенсию я буду получать?» Необязательно достигать пенсионного возраста, чтобы вычислить размер бедующей пенсии.

Работодатели ежемесячно переводят в государственный фонд 6% от дохода каждого сотрудника. Полученные средства хранятся на лицевом счете каждого официально зачисленного в штат работника. Получается, что размер пенсии также зависит от размера зарплаты.

Важно! Следует учитывать, что каждый год государство индексирует пенсионные выплаты. С 01.04. 2017 года, индексация составляет 7,95%.

Пенсия в Молдове

С 1 апреля 2017 года были введены новые реформы, в рамках которых расчет пенсии бы изменен. По новой формуле размер пенсии определяться общим трудовым стажем, ежемесячным средним застрахованным доходом и накопительным коэффициентом, который составляет 1.35%. Новая реформа обеспечит повышение пенсий до 5-25%.

Внимание! Расчет можно произвести по формуле: P = 1, 3% x Tt x Vav. Где Р- пенсия, Tt- период общего страхового стажа, Vav- средняя застрахованная ежемесячная прибыль, в то время как 1,35% – является накопительной ставкой.

Средняя пенсия в Молдове

В качестве прожиточного минимума была установлена сумма в 1566 леев.

Минимальная пенсия в Молдове

В самом худшем случае, молдавские пенсионеры могут рассчитывать на пенсию в размере 961 лей.

Такая на сегодня «минималка» выплачивается по достижению возраста. Но в случае с группами инвалидности, дела обстоят еще хуже, пенсия для 1 группы составляет всего 720,75 лей, для второй – 672,70, для третей – 480,5 леев, что почти в 4 раза меньше прожиточного минимума.

Самые мизерные пенсии получают в Молдове в случаях потери кормильца, за выслугу лет, ввиду органичных возможностей.

Повышение пенсий

На самые высокие пенсии могут рассчитывать граждане следующих категорий:

  • Гражданская авиация. В среднем представители данной категории получают до 7 тысяч 395,8 лея.
  • Группа участвующих в ликвидационной операции последствий Чернобыльской аварии. Средняя пенсия составляет 3 тысячи 38,03 лея;
  • Военнослужащие и их семьи. В среднем пенсия достигает одной тысячи 351,98 лея;
  • Остальные категории. В среднем повышенная пенсия достигает 4 тысяч 194,13 лея.

Ожидать ли повышение пенсий? Новые реформы предполагают повышение пенсий не только путем ежегодных индексаций, но также посредствам валоризации страховых доходов и повышения «минималки».

Уже с 01.04.2017 пенсии начисляются по нововведённой формуле, которая учитывает связь между социальным страхованием и суммой пенсии. А вот с 01.04.2018 года, пенсии обещают проиндексировать на 6,8%, подняв размер «минималки» до одной тысячи 26 леев.

Пенсия в Приднестровье

Пенсия в Молдове

В ноябре 2017 года, размер средней пенсии в Приднестровье достигает 1350 рублей. Плюс с ноября месяца пенсия повысилась за счет надбавки (российской гуманитарной помощи) на 90 рублей. Что касается минимальной пенсии, она также превышает «минималку» Молдовы. Выходит, что в Приднестровье, даже учитывая особый режим финансирования, пенсия превышает показатели соседних стран.

Пенсия в Молдове

Вопрос получения пенсии актуален для каждого. Важно следить за изменениями и реформами в законодательстве, чтобы своевременно приступать к оформлению, а также знать свои права и уметь рассчитать свою пенсию наперед. Независимо от изменений в законе, неизменным остается одно – чем больше трудового стажа, тем достойнее пенсия.

Полный страховой стаж предусмотрен ст. 42 означенного закона и с 1 июля 2020 г. составляет 34 года для мужчин и 32 года – для женщин. Пенсия по возрасту может назначаться по достижении стандартного пенсионного возраста, который с 1 июля 2020 г. составляет для мужчин 63 года, а для женщин – 59 лет, при условии наличия минимального страхового стажа в 15 лет.

Интервью генерального директора Национальной кассы социального страхования (НКСС) Елены ЦЫБЫРНЭ обозревателю журнала «Банки & Финансы» Владимиру Сидоренко.

Б&Ф: Госпожа Цыбырнэ, каковым должен быть страховой стаж для получения пенсии по возрасту?

Е.Ц.: Право на пенсию по возрасту возникает при выполнении условий о пенсионном возрасте и страховом стаже, предусмотренных законом №156-ХIV от 14 октября 1998 г. о государственной пенсионной системе. Полный страховой стаж предусмотрен ст. 42 означенного закона и с 1 июля 2020 г. составляет 34 года для мужчин и 32 года – для женщин. Пенсия по возрасту может назначаться по достижении стандартного пенсионного возраста, который с 1 июля 2020 г. составляет для мужчин 63 года, а для женщин – 59 лет, при условии наличия минимального страхового стажа в 15 лет.

В случае если размер пенсии, исчисленный при полном страховом стаже, меньше размера минимальной пенсии, установленной правительством РМ, назначается соответствующая минимальная пенсия (ст. 16, п. (2) закона №156-XIV).

В случае если размер пенсии, исчисленный при неполном страховом стаже, меньше размера минимальной пенсии, застрахованному лицу назначается пенсия в размере, который не может быть меньше размера минимальной пенсии, исчисленного пропорционально имеющемуся страховому стажу (ст. 16, п. (3) закона №156-XIV).

Учитывая вышеизложенные нормы, наличие полного страхового стажа влияет в основном на назначение пенсии в минимальном размере. Также наличие полного страхового стажа является одним из условий для назначения пенсии по возрасту на льготных условиях (ст. 42 п.(2) закона №156-XIV) для лиц, которые приобрели страховой стаж не менее 10 полных лет с особыми условиями труда.

Б&Ф: Какой законодательный акт определяет такое понятие, как пенсионер?

Е.Ц.: В пенсионном законодательстве Республики Молдова отсутствует понятие «пенсионер».

Б&Ф: Является ли пенсионером по возрасту гражданин РМ, проживающий в Молдове, но получающий пенсию за рубежом?

Е.Ц.: Вопрос сформулирован некорректно. Рекомендуем заинтересованному лицу обратиться в территориальные органы социального страхования для получения информации по конкретному случаю.

Б&Ф: Необходимо ли для получения полной пенсии по возрасту еще наличие значительного трудового стажа?

Е.Ц.: В пенсионном законодательстве РМ нет понятия «трудовой стаж». Согласно ст. 1 закона № 156-ХIV, страховой стаж – это сумма периодов трудовой деятельности, в течение которых взносы государственного социального страхования вносились в пенсионный фонд.

Б&Ф: Какие документы следует представлять в органы социального страхования для подтверждения страхового стажа?

Е.Ц.: Согласно cт. 68 положения о порядке исчисления пенсий и о порядке подтверждения страхового стажа для назначения пенсий, утвержденного постановлением правительства РМ № 165 от 21 марта 2017 г., страховой стаж подтверждается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями, а согласно ст. 69 того же положения, страховой стаж, приобретенный до введения индивидуального учета социального страхования (до 1 января 1999 г.), подтверждается трудовой книжкой или иными документами, выданными в установленном порядке. После введения индивидуального учета взносов социального страхования (после 1 января 1999 г.) страховой стаж определяется на основании данных индивидуального счета.

Б&Ф: Включается ли в страховой стаж время прохождения срочной службы в армии, обучения на дневных отделениях вузов, колледжей (техникумов), профессионально-технических училищ?

Е.Ц.: В страховой стаж для назначения пенсии включается, согласно ст. 5 закона, период прохождения срочной службы или сокращенной военной службы на основании военных билетов или других документов (п. 76 положения о порядке исчисления пенсий и о порядке подтверждения страхового стажа для назначения пенсий, утвержденного постановлением правительства РМ №165). Также, согласно ст. 50 закона №156-XIV, в страховой стаж включается период обучения на дневных отделениях высших учебных заведений до 1 января 1999 г., который подтверждается дипломом или архивной справкой о периоде обучения и окончании образования (п. 78 положения о порядке исчисления пенсий и о порядке подтверждения страхового стажа для назначения пенсий, утвержденного постановлением правительства № 165).

Период обучения в колледжах и профессионально-технических училищах не учитывается при исчислении страхового стажа для назначения пенсии.

Б&Ф: Законодательно определен срок начала подачи документов для назначения пенсии по возрасту?

Е.Ц: В соответствии с п. 4 ст. 32 закона №156-XIV, пенсии по возрасту назначаются со дня возникновения права на ее получение в соответствии с настоящим законом, если заявление и все необходимые документы были поданы в территориальную кассу социального страхования по месту жительства не позднее 30 дней после этой даты.

Б&Ф: Если в течение 30 дней после подачи заявления с приложением всех необходимых документов решение о назначении пенсии не принято, то работников органов социального страхования следует именовать нарушителями закона?

Е.Ц.: Согласно закону №156-ХIV о государственной пенсионной системе, решение о назначении пенсии или об отказе в ее назначении выносится территориальным органом социального страхования и подписывается руководителем этого органа в 30-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, и этот срок соблюдается.
Указанный срок может быть нарушен из-за текучести рабочих кадров, недостатка рабочих мест в территориальных кассах социального страхования и большого объема работы, но, согласно п. (2) ст. 35 закона №156-ХIV, пенсии, не выплаченные своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсии, выдаются без ограничения каким-либо сроком.

Б&Ф: За несвоевременную выплачу первой, да и других пенсий, в установленные сроки законодательством предусмотрены финансовые санкции НКСС или же начисление пени в пользу пенсионеров?

Е.Ц: Согласно п. (2) ст. 35 закона №156-ХIV от 14.10.1998 г. о государственной пенсионной системе, пенсии, не выплаченные своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсии, выдаются без ограничения каким-либо сроком.

Б&Ф: Для чего при приеме на работу пенсионера работодателя обязывают ставить об этом в известность территориальный орган социального страхования?

Е.Ц.: В соответствии со ст. 56 и 56¹ закона №156-ХIV отдельным категориям работников гражданской авиации, государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства национального значения пенсии назначаются при условии отставки с занимаемой должности. По этой причине при приеме пенсионера на работу работодатель обязан, в соответствии со ст. 39 закона № 156, поставить в известность территориальный орган социального страхования.

Б&Ф: Пенсионеры, получавшие пенсию по возрасту в Молдове, а затем переехавшие, например, на постоянное место жительство в Румынию или Россию и наблюдающие, что межгосударственные соглашения о пенсионной поддержке в их пользу не соблюдается, могут рассчитывать на поддержку НКСС?

Е.Ц.: Если пенсионеру, получавшему пенсию в РМ и выехавшему на постоянное место жительства в Россию, была назначена там пенсия согласно положениям соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанного 10 февраля 1995 г., но при этом Управлением пенсионного фонда России не были соблюдены какие-либо нормы данного международного договора, то заинтересованному лицу следует обратиться в министерство труда и социальной защиты РФ, которое и должно разрешить возникшую проблему исходя из норм федерального законодательства.

Б&Ф: Соглашение о пенсионной поддержке между РМ и РФ составлено, мягко говоря, не очень понятно, оно слабо реа-лизуемо на практике. Разрабатывается ли проект нового соглашения между этими странами?

Е.Ц.: На данный момент ведутся переговоры по разработке и, впоследствии, подписанию соглашения между РМ и РФ о социальной защите, которое будет основано на современных европейских нормах и принципе пропорцио-нальности, предусматривающем, что каждое договаривающееся государство будет назначать и выплачивать часть пенсии за страховой стаж, реализованный на своей территории. Пенсия будет выплачиваться пенсионеру по месту его постоянного проживания.

На территории РМ министерство здравоохранения, труда и социальной защиты является ответственным за разработку и дальнейшие переговоры по данному соглашению.

Б&Ф: Почему лицам, которые в ближайший год получат право выхода на пенсию по возрасту и желающим предварительно узнать, каков будет ее размер, в территориальных кассах социального страхования отказывают в выполнении просьб?

Е.Ц.: До момента возникновения у гражданина права на пенсию в функциональные обязанности работников территориальных касс социального страхования не входит производство такого рода расчетов. Будущие пенсионеры могут получить примерный расчет размера пенсии на сайте НКСС (cnas.md) в разделе «ACCES CPAS», получив предварительно пароль доступа. Процедура его получения описана на указанной странице. За справками и информацией по процедуре получения пароля доступа в раздел «ACCES CPAS» следует обращаться в колл-центр НКСС по номеру 022-257-777.

От редакции:
Интервью подготовлено на основании вопросов, поступивших от читателей. Редакция выражает благодарность генеральному директору НКСС Елене Цыбырнэ за ответы.

Остался без ответа вопрос, касающийся соблюдения сроков назначения пенсий и санкций за их несвоевременное назначение. Так, если закон предусматривает назначение пенсий в течение 30 дней со дня возникновения права на ее получение и никаких отклонений не допускает, даже в связи с текучестью кадров и нехваткой рабочих мест в территориальных кассах социального страхования, тогда работников НКСС, не соблюдающих установленные нормы, следует ли именовать нарушителями закона? Если да, то какие к ним могут быть применены санкции?
Впрочем, санкции за несвоевременное назначение пенсий не предусмотрены. А на нет, как говорится, и суда нет. Причем в прямом, а не в переносном смысле этого слова.

Жители Молдовы не жаждут «финансовой крови» сотрудников НКСС, они желают, чтобы назначение пенсий осуществлялось в установленный законодательством срок, поскольку для многих они составляют основу бюджета, особенно после того, как работодатели могут увольнять сотрудников пенсионного возраста. Осознают ли это сотрудники НКСС? Если да, то почему руководство Национальной кассы через министерство здравоохранения, труда и социальной защиты не обратилось в правительство с просьбой об увеличении штата? Если такие обращения были, то пусть их обнародуют.

Удивительно, что на законодательном уровне отсутствует толкование статуса пенсио-нера. Если кто-то полагает, что такая дефиниция является анахронизмом социалистического прошлого, то он заблуждается. Потому что слово «пенсионер» используется во многих действующих законодательных актах РМ, принятых в период независимости. Например, в законе о пенсиях государственного социального страхования (статья 39), в законе об обязательном медицинском страховании (статья 4), в законе о предпринимательском патенте (статья 16), в налоговом кодексе (статья 33), в трудовом кодексе (статья 86) …

Если бы данное законодательное толкование имелось, то тогда лица, например, постоянно проживающие в РМ, достигшие пенсионного возраста, но получающие пенсию из-за рубежа, не требовали бы разъяснения, почему они, работающие на основе предпринимательского патента в РМ, должны приобретать полис медицинского страхования? Если лишь потому, что являются пенсионерами другого государства, то тогда такое положение следует закрепить законодательно.

Также на законодательном уровне следует уточнить, являются ли пенсионерами лица, достигшие пенсионного возраста, но получающие не пенсии, а государственные пособия, поскольку их страховой стаж составляет менее 15 лет?

У многих молдавских пенсионеров доход ниже прожиточного минимума.

Зная уровень прожиточного минимума, официально установленный в той или иной стране, можно хотя бы приблизительно понять, какое пенсионное пособие начисляется гражданам пожилого возраста. По данным ряда аналитических центров, которые специализируются в этом вопросе, Молдова является страной с самым низким в Европе прожиточным минимумом.

Кто в Молдове имеет право на пенсионное обеспечение

В 2017 году в республике стартовала пенсионная реформа, которая внесла ряд изменений в пенсионное законодательство. Затронула она и самые главные условия, которые дают право претендовать на пенсию от государства, а именно требования к возрасту и трудовому стажу.

Начиная с этого времени постепенно вплоть до 2028 года необходимый возраст для женщин будет увеличиваться, пока не достигнет 63 лет, как у противоположного пола. В 2019 году мужчины имеют право оформлять пенсию с 63 лет, а представительницы прекрасной половины человечества могут уйти на заслуженный отдых в 58 лет и 6 месяцев.

В рамках реализации пенсионной реформы повышаются требования и к необходимому для полной пенсии страховому стажу. К 2024 году показатели для обоих полов должны быть одинаковыми — 34 года. На сегодняшний день для получения полной пенсии мужчинам необходимо отработать и уплачивать страховые взносы 34 года, а женщинам пока только 31 год и 6 месяцев.

Другими словами, мужчины и женщины в пенсионном законодательстве Молдовы в своих пенсионных правах уравняются.

Пенсии в Молдове будут повышаться два раза в год

Пенсионная реформа, проводимая в Молдавии, предполагает и перерасчеты пенсионных выплат, и дополнительные индексации пособий.

Президент страны Игорь Додон выступил инициатором законопроекта, который поступил на рассмотрение в высший законодательный орган страны. После его утверждения предполагается, что индексация пенсионных пособий будет проводиться два раза в год: 1 апреля и 1 октября. Такая практика начнет применяться уже с 2020 года. И это положительно скажется на людях преклонного возраста, чья пенсия не превышает уровня прожиточного минимума. А это ни много ни мало более 400 000 человек.

Сколько получают молдавские пенсионеры

А пока нововведения не вступили в силу, проблема недостаточного, практически нищенского дохода молдавских пенсионеров не сдвинется с мертвой точки. Тот факт, что уровень минимального пособия, которое сегодня получает часть людей преклонного возраста, ниже прожиточного минимума, не делает чести ни правительству страны, ни политике, которую оно проводит в части социальной поддержки самых незащищенных слоев населения.

С 1 апреля 2019 года минимальная пенсия по старости в Молдове составляет 1079 лея (или 3950 руб.). При этом, по данным Национального бюро статистики, в 2019 году прожиточный минимум в среднем на пенсионера составил 1726 лея (или 6320 руб.). Согласитесь, разница весьма внушительная. Конечно, в России тоже зачастую пенсионные пособия ниже необходимого для жизни и законодательно утвержденного минимума, но эта сумма, во-первых, выравнивается за счет социальной доплаты, а во-вторых, минимальная пенсия россиян более чем в два раза превышает доход молдавских граждан.

В 2019 году средняя пенсия в Молдове составляет порядка 1709 лея (или 6259 руб.).

Оплата коммунальных услуг забирает чувствительную часть доходов даже работающих молдаван, не говоря уже о пенсионерах. А вот, для сравнения, стоимость основных продуктов питания:

  • хлеб — 22 руб.;
  • 12 яиц — 83 руб.;
  • 1 литр молока — 38 руб.;
  • картошка и лук — 28 руб.;
  • куриное филе — 236 руб.;
  • говядина — 332 руб.

Цены совсем немного не дотягивают до региональных российских. А пенсии, с позволения сказать, нищенские. И спорить здесь не о чем, и все рассуждения кажутся излишними. Просто невольно появляется желание воочию посмотреть, как на такие «царские» пособия проживут чиновники, которые их назначают.

Читайте также: