Как оформляется введение в курсовой работе пенсии по инвалидности

Опубликовано: 30.04.2024

Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

План курсовой работы

1. Пенсионное обеспечение инвалидов в РФ.

  • 1.1. Основные понятия и виды страховых пенсий.
  • 1.2. Общая характеристика страховой пенсии по инвалидности.

2. Правила оформления страховой пенсии по инвалидности.

  • 2.1. Условия признания лица инвалидом и назначение пенсии по инвалидности.
  • 2.2. Размеры, сроки выплаты и начисления пенсии по инвалидности.

Введение

Вопрос о пенсиях по инвалидности в России является одним из основных в сфере социальной защиты населения. Первые реформы в социальной области были проведены еще в начале 90-х, но с того времени численность нетрудоспособного населения выросла. И по прогнозам ожидается его продолжительное увеличение.

Сложившаяся обстановка в экономике и в социальной сфере Российской Федерации привела к осознанию несовершенства пенсионной системы в России. Результатом Пенсионных реформ, начавшихся еще в 2002 году, должно стать формирование в России смешанной распределительно-накопительной пенсионной системы.

2013 год стал отправной точкой реализации очередного этапа пенсионной реформы, направленного на усовершенствование пенсионной системы России. В частности, 23 декабря 2013 года был принят, а с 1 января 2015 г. вступил в силу Закон о страховых пенсиях, которым был введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии. Данный Закон, по сути, пришел на смену ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который определил основы возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

Толчком для новой стадии изменения пенсионной системы стали проблемы, накопившиеся с начала реформ, которые связаны с финансированием пенсий. Это было вызвано усилением зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, а также низкой эффективностью накопительной части пенсии, помимо этого, сказались и несовершенства пенсионной системы, оказывающие влияние на бюджет Российской Федерации в целом, а также на пенсионные права граждан.

Актуальность курсовой работы обусловлена прежде всего принятием этого закона, который требует тщательного изучения. Существуют и другие условия, позволяющие говорить об актуальности вопроса:

  • - возрастание роли социальных учреждений по социальной поддержке людей;
  • - необходимость усиления социальной поддержки инвалидов.

Целью работы является: изучение сущности страховой пенсии по инвалидности; рассмотреть ее виды; рассмотреть условия назначения пенсии по инвалидности, так же раскрыть актуальные сроки и размеры страховых пенсий по инвалидности.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • 1. Раскрыть понятие страховая пенсия, рассмотреть ее виды.
  • 2. Охарактеризовать сущность пенсии по инвалидности.
  • 3. Исследовать условия признания лица инвалидом.
  • 4. Изучить порядок начисления и выплат страховой пенсии.
  • 5. Оценить эффективность применения действующего порядка назначения пенсий.

Объектом исследования выступают общественные отношения, вытекающие из пенсионных правоотношений в области назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Предметом исследования являются условия назначения страховой пенсии по инвалидности, размер пенсии, порядок выплаты. Федеральный закон Российской Федерации «О страховых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

При написании работы были использованы следующие методы научного исследования:

  • 1. Общие методы познания: системное и комплексное исследование; историческое исследование; дедукция; индукция; анализ; синтез.
  • 2. Специальные методы, применяемые в области правоведения: толкование закона; сравнительный анализ; методы аналогии права и аналогии закона.

Анализ нормативных актов, постатейных комментариев к ним, изучение литературы позволяет сделать вывод, что данный вопрос актуален и привлекает внимание как научных работников, так и законодателя. В работах Трескова В.И. "Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы" (выпуск 5), Сивкова Е.В. "Пенсия в России", и Долженковой Г.Д. "Право социального обеспечения", а также Беликовой Т.Н., Минаевой Л.Н. "Все о пенсиях" освещены такие вопросы, как: проблемы людей инвалидов; наиболее проблемные вопросы, связанные с назначением и оформлением страховых пенсий.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение правового обеспечения трудовой пенсии по инвалидности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие пенсии;

Содержимое работы - 1 файл

курс .docx

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что пенсия по инвалидности ­ наиболее «ранний» вид пенсионного обеспечения, как в нашей стране, так и в других странах. Мы живем в социальном обществе ,где инвалидов почти 11 млн. человек. Их численность увеличивается, что вполне закономерно, поскольку этот процесс отражает условия жизни людей, состояние охраны их здоровья, а они не улучшаются. Недавно состоялся Всероссийский съезд инвалидов, который констатировал, что социальное положение инвалидов по-прежнему остается неблагополучным. Все инвалиды в нашей стране пока еще получают какую-либо пенсию. Другими словами, установление инвалидности влечет назначение пенсии по инвалидности, если инвалид не получает иную пенсию, например по старости. Подобный подход к инвалидности и пенсии существует в России с начала 1932 г., т.е. 70 лет. До этого инвалиды труда подразделялись на 6 групп, три из них (наиболее легких) не влекли назначение пенсии, хотя инвалидность определялась. 1

Целью данной курсовой работы является изучение правового обеспечения трудовой пенсии по инвалидности.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    • изучить понятие пенсии;
    • изучить понятие пенсии по инвалидности;
    • исследовать виды пенсий по инвалидности;
    • произвести анализ размера пенсии по инвалидности.

Глава 1. Понятие пенсии. Основные виды пенсий. История развития.

1. Понятие пенсии. Основные виды пенсий .

Государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом. 2

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – «ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию». 3

Трудовая пенсия – «ежемесячная денежная выплата, в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности, вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом; При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств». 4

Государственные пенсии наряду с трудовыми занимают немаловажное место и финансируются за счет Пенсионного Фонда РФ, который является один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

Государственные пенсии делятся на определенные виды:

- по старости – Устанавливается на общих основаниях: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Для льготных категорий устанавливается пониженный необходимый трудовой стаж и возраст выхода на пенсию по старости

- по инвалидности - пенсия, которая устанавливается в связи с нарушением здоровья человека (стойкое расстройство функций организма), которое привело к длительной или постоянной, полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или к существенным затруднениям в трудовой жизни. В зависимости от потери трудоспособности выделяются 3 группы инвалидности.

Право на получение государственной пенсии по инвалидности имеют:

  • Военнослужащие;
  • Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • Участники Великой Отечественной войны;
  • Граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  • Космонавты.

- по случаю потери кормильца - В РФ право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении.

-пенсия за выслугу лет -ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая в связи с определенными видами профессиональной деятельности, т.е. при наличии специального стажа выслуги лет и без учета фактического состояния трудоспособности.

- социальная пенсия - устанавливаемая гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Устанавливается: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; гражданам, достигшим 60 и 55 лет.

Трудовые пенсии делятся на:

- трудовая пенсия по старости - это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности.

- трудовая пенсия по инвалидности - Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные инвалидами I, II или III группы в порядке, предусмотренном Федеральным законом 5

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца - Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей или супругу указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца

2. История развития.

Перед Октябрьской революцией в России существовали как государственные, так и частные пенсионные системы для определенных категорий работников (государственные чиновники, железнодорожники, часть промышленных рабочих).Всеобщей системы пенсионного обеспечения не было.

Система государственных пенсий в СССР не была всегда одинаковой - за семьдесят с лишним лет пенсионная система претерпела довольно сильные изменения.

Советская власть, при всех ее недостатках, уделяла достаточное внимание социальной защите трудящихся. Пенсионная система, тем не менее, создавалась постепенно, на протяжении многих лет. Хотя пенсионное обеспечение для большинства рабочих и служащих было введено в 1920-ые годы, само пенсионное законодательство было раздробленным и сложным.

Единый закон «О государственных пенсиях» был принят только в 1956 году, а закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» - еще позже, в 1964 году.

К концу существования СССР в рамках действовавшей на то время Пенсионной системы право на пенсию имел практически любой работник при наличии определенного трудового стажа.

В Пенсионной системе СССР был установлен достаточно низкий пенсионный возраст - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин при стаже работы соответственно 20 и 25 лет.

Тем, кто трудился на тяжелых или вредных производствах (шахты, горячие цеха), в неблагоприятных климатических условиях (на Севере) или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались еще более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращенный необходимый стаж.

В зависимости от желания человека, выходящего на заслуженный отдых, при назначении ему пенсии учитывалась средняя зарплата за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

Общая сумма полученной за всю трудовую жизнь зарплаты не влияла на размер пенсии, а дополнительный трудовой стаж влиял незначительно.

При этом существовали минимальный и максимальный размер пенсии, что зачастую приводило к так называемой «уравниловке».

Расходы на выплату пенсий осуществлялись частично за счет страховых взносов, которые предприятия в обязательном порядке уплачивали в бюджет, частично - за счет других бюджетных доходов.

При такой организации финансирования Пенсионной системы не было необходимости в создании государственного Пенсионного фонда как отдельного финансового института.

В связи с развитием рыночных отношений в 1990 году произошли изменения Пенсионной системы и был учрежден Пенсионный фонд СССР, но уже в 1991 году Пенсионный фонд прекратил свое существование.

В 1990 году Постановлением Верховного Совета РСФСР фактически была изменена Пенсионная система РФ, был образован Пенсионный фонд России (ПФР) - «в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации».

Если в старой Пенсионной системе выплата пенсий осуществлялась прямо из государственного бюджета, то в новой Пенсионной системе новый орган стал сам собирать пенсионные взносы и выплачивать пенсии.

Поскольку в ходе рыночных реформ подавляющее большинство предприятий и организаций стало негосударственными (одни приватизировались, другие сразу создавались как частные), то государству в рамках новой Пенсионной системы пришлось ввести отдельные платежи в Пенсионный фонд - «страховые взносы» по ставке 28% от начисленной оплаты труда.

Формально они назывались не налогами, а «платежами во внебюджетные фонды», но суть от этого не менялась: с каждого рубля выплаченной зарплаты работодатель должен был заплатить 28 копеек в Пенсионный фонд.

Впоследствии эти взносы были включены в состав единого социального налога (ЕСН).

При этом пенсионный возраст, требуемый стаж и сами принципы назначения пенсии оставались сходными с теми, что были установлены в советскую эпоху.

Однако в условиях новой Пенсионной системы жизнеспособность Пенсионной системы оказалась весьма низкой: доходы ПФР росли намного медленнее, чем цены, и индексация пенсий не поспевала за инфляцией.

В рамках новой Пенсионной системы к середине 1990-ых гг. средняя пенсия упала ниже прожиточного минимума, и пенсионеры оказались одной из самых социально незащищенных категорий населения.

При этом в течение нескольких лет неоднократно вносились изменения в Пенсионное законодательство, менялись принципы начисления пенсий (в частности, было введено понятие « индивидуального коэффициента пенсионера», сложным образом устанавливался допустимый «потолок» пенсии), возникала путаница из-за разнообразных и нечетко прописанных в Пенсионном законодательстве компенсаций и индексаций.

И всё же эти изменения Пенсионной системы не позволяли существенно улучшить положение пенсионеров.


Глава 2. Основания и порядок признания гражданина инвалидом

§1. Основания признания гражданина инвалидом .

В постановлении Правительства 6 прописываются:

    • Условия признания гражданина инвалидом
    • Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу
    • Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина
    • Порядок переосвидетельствования инвалида
    • Порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро
    • Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 01:34, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в Российской Федерации на смену терминам «социалистическое государство», «советское государство» пришел термин «социальное государство», а понятия «благосостояние советского народа», «рост жизненного уровня советских людей», «все во имя человека - все для блага человека» заменены понятием «социальная защита населения». И это не формальная замена терминов: за ней стоит смена общественного и государственного строя и как следствие - коренное изменение социального положения людей.
В Советском Союзе проблема социально-правовой защиты населения как самостоятельная не рассматривалась, поскольку внутренними характеристиками социалистической системы были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование, гарантированность государственных пенсий и т.д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Основные положения 8
1.1. Понятие инвалидности 8
1.2 Общие основания назначения пенсии по инвалидности 12
1.3 Пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих 17
Глава 2 Размеры трудовых пенсий по инвалидности 23
2.1 Размер базовой части пенсии 23
2.2 Размер страховой части пенсии 28
2.3 Размер накопительной части пенсии 32
2.4 Общий размер трудовой пенсии по инвалидности 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

Курсовая бахыт.docx

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Южно-Уральский многопрофильный колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ»

ТЕМА: «СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ»

Специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

Выполнил студент группы с-27

Проверил преподаватель специальных дисциплин

г. Челябинск, 2014

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в Российской Федерации на смену терминам «социалистическое государство», «советское государство» пришел термин «социальное государство», а понятия «благосостояние советского народа», «рост жизненного уровня советских людей», «все во имя человека - все для блага человека» заменены понятием «социальная защита населения». И это не формальная замена терминов: за ней стоит смена общественного и государственного строя и как следствие - коренное изменение социального положения людей.

В Советском Союзе проблема социально-правовой защиты населения как самостоятельная не рассматривалась, поскольку внутренними характеристиками социалистической системы были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование, гарантированность государственных пенсий и т.д. [3]

Общепризнанно, что советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким вопросам социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, государственное страхование трудящихся, отдельные виды обеспечения по государственному социальному страхованию).

Другое положение в современной России, где подавляющее большинство населения нуждается в социальной защите: к пенсионерам и нетрудоспособным добавились миллионы безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, демобилизованных военнослужащих, безнадзорных и других лиц. Это следствия, прежде всего, развала СССР, разрушения экономики, межнациональных конфликтов, катастрофического падения нравственности в обществе и т.п.[7]

Прежде всего, важна социальная защита инвалидов, которая осуществляется, в первую очередь, с помощью постоянных денежных выплат - пенсий. [11]

Различные компенсационные выплаты также способны помочь нуждающимся слоям населения. Многие виды социального обеспечения и обслуживания, а также различные льготы предоставляются в связи с наступлением инвалидности. К ним относится и пенсия по инвалидности.

Проблема пенсий по инвалидности имеет ключевое значение для российской политики в сфере социальной защиты населения по ряду причин.

Во-первых, доля нетрудоспособного населения, а также численность лиц, впервые признанных инвалидами в России значительно возросла с момента проведения первых реформ социальной сферы в начале 90-х. В связи с прогнозируемым старением населения можно ожидать, что доля нетрудоспособного населения будет продолжать увеличиваться. [7]

Во-вторых, социальное обеспечение представляется чрезвычайно важным с точки зрения государственного бюджета и фискальной политики, учитывая, что в условиях реализуемых реформ системы социальной защиты пенсии по инвалидности продолжают в значительной степени финансироваться на распределительной основе. [9]

В-третьих, информация о рисках потери трудоспособности принимает все большее значение для развивающихся страховых рынков, поскольку понимание и наличие достоверных оценок этих рисков является необходимым условием для грамотного ценообразования ряда страховых продуктов. [4]

Наконец, для функционирования системы как социального, так и частного страхования необходимо понимание того, в какой степени сегодняшний высокий уровень нетрудоспособности отражает фактические проблемы здоровья населения, а не усилия по извлечению дополнительных расходов.

Инвалидов в нашей стране почти 11 млн. человек. Их численность увеличивается, что вполне закономерно, поскольку этот процесс отражает условия жизни людей, состояние охраны их здоровья, а они не улучшаются. Уровень пенсии составляет в среднем около 60% прожиточного минимума, только каждый десятый инвалид имеет возможность устроиться на работу, да и то, как правило, на низкооплачиваемую.

Все инвалиды в нашей стране пока еще получают какую-либо пенсию. Другими словами, установление инвалидности влечет назначение пенсии по инвалидности, если инвалид не получает иную пенсию, например по старости. [10]

Подобный подход к инвалидности и пенсии существует в России с начала 1932 г. До этого инвалиды труда подразделялись на 6 групп, три из них (наиболее легких) не влекли назначение пенсии, хотя инвалидность определялась.

Все то, что сложилось ранее, теперь изменяется, ибо трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничений способности к трудовой деятельности одной из трех степеней, определяемой по медицинским показаниям (другие показания не учитываются).

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что пенсия по инвалидности наиболее «ранний» вид пенсионного обеспечения, как в нашей стране, так и в других странах. Численность пенсионеров, получающих пенсию по инвалидности в России, составляет около 5 млн. человек.

Проблема назначения пенсий по инвалидности имеет ключевое значение для российской политики в сфере социальной защиты населения по ряду причин.[11]

Доля нетрудоспособного населения в стране значительно возросла с момента проведения первых реформ социальной сферы в начале 90-х. Численность нетрудоспособного населения в 2012 г. оценивалась примерно в 4.7 миллиона человек (около 3% от общей численности населения), что представляет собой увеличение почти на 30% по сравнению с 1985 г. Численность лиц, впервые признанных инвалидами, также возросла с 6.15 до 8.25 на тысячу человек населения в 1992 и 2012 гг. соответственно. В связи с прогнозируемым старением населения можно ожидать, что доля нетрудоспособного населения будет продолжать увеличиваться.

Социальное обеспечение представляется чрезвычайно важным с точки зрения государственного бюджета и фискальной политики, в особенности принимая во внимание тот факт, что в условиях реализуемых реформ системы социальной защиты пенсии по инвалидности продолжают в значительной степени финансироваться на распределительной основе.

Информация о рисках потери трудоспособности принимает все большее значение для развивающихся страховых рынков, поскольку понимание и наличие достоверных оценок этих рисков является необходимым условием для грамотного ценообразования ряда страховых продуктов.

Наконец, для функционирования системы как социального, так и частного страхования необходимо понимание того, в какой степени сегодняшний высокий уровень нетрудоспособности отражает фактические проблемы здоровья населения, а не усилия по извлечению дополнительных доходов. [10]

Одновременно важно представлять состав и особенности нетрудоспособного населения, в частности, возможную степень сокращения его численности при условии благоприятного развития общей экономической ситуации в стране.

Последний аргумент подчеркивает важность проблемы связи между индивидуальным стремлением к получению социальной помощи, уровнем экономического благосостояния, социальными и психологическими особенностями получателя.

В результате одной из проблем российской системы пенсионного обеспечения по инвалидности является эффективность предоставления пенсий и наличие системных изъянов.

Целью курсовой работы является изучение сущность пенсии по инвалидности, рассмотрение ее видов, характеристика различных разновидностей компенсационных выплат.

Задачи данной работы:

1. раскрыть понятие и особенности пенсионного обеспечения по инвалидности в Российской Федерации;

2. изучить порядок установления пенсий по инвалидности

3. изучить виды пенсий по инвалидности

4. выявить проблемы и противоречия пенсионного обеспечения по инвалидности;

Предмет исследования - пенсии по инвалидности в Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских и зарубежных специалистов по изучаемой проблеме.

По структуре работа состоит из введения, двух разделов основной части, заключения и списка использованной литературы.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение правового обеспечения трудовой пенсии по инвалидности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие пенсии;

Содержимое работы - 1 файл

курс .docx

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что пенсия по инвалидности ­ наиболее «ранний» вид пенсионного обеспечения, как в нашей стране, так и в других странах. Мы живем в социальном обществе ,где инвалидов почти 11 млн. человек. Их численность увеличивается, что вполне закономерно, поскольку этот процесс отражает условия жизни людей, состояние охраны их здоровья, а они не улучшаются. Недавно состоялся Всероссийский съезд инвалидов, который констатировал, что социальное положение инвалидов по-прежнему остается неблагополучным. Все инвалиды в нашей стране пока еще получают какую-либо пенсию. Другими словами, установление инвалидности влечет назначение пенсии по инвалидности, если инвалид не получает иную пенсию, например по старости. Подобный подход к инвалидности и пенсии существует в России с начала 1932 г., т.е. 70 лет. До этого инвалиды труда подразделялись на 6 групп, три из них (наиболее легких) не влекли назначение пенсии, хотя инвалидность определялась. 1

Целью данной курсовой работы является изучение правового обеспечения трудовой пенсии по инвалидности.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    • изучить понятие пенсии;
    • изучить понятие пенсии по инвалидности;
    • исследовать виды пенсий по инвалидности;
    • произвести анализ размера пенсии по инвалидности.

Глава 1. Понятие пенсии. Основные виды пенсий. История развития.

1. Понятие пенсии. Основные виды пенсий .

Государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом. 2

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – «ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию». 3

Трудовая пенсия – «ежемесячная денежная выплата, в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности, вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом; При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств». 4

Государственные пенсии наряду с трудовыми занимают немаловажное место и финансируются за счет Пенсионного Фонда РФ, который является один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

Государственные пенсии делятся на определенные виды:

- по старости – Устанавливается на общих основаниях: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Для льготных категорий устанавливается пониженный необходимый трудовой стаж и возраст выхода на пенсию по старости

- по инвалидности - пенсия, которая устанавливается в связи с нарушением здоровья человека (стойкое расстройство функций организма), которое привело к длительной или постоянной, полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или к существенным затруднениям в трудовой жизни. В зависимости от потери трудоспособности выделяются 3 группы инвалидности.

Право на получение государственной пенсии по инвалидности имеют:

  • Военнослужащие;
  • Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • Участники Великой Отечественной войны;
  • Граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  • Космонавты.

- по случаю потери кормильца - В РФ право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении.

-пенсия за выслугу лет -ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая в связи с определенными видами профессиональной деятельности, т.е. при наличии специального стажа выслуги лет и без учета фактического состояния трудоспособности.

- социальная пенсия - устанавливаемая гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Устанавливается: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; гражданам, достигшим 60 и 55 лет.

Трудовые пенсии делятся на:

- трудовая пенсия по старости - это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности.

- трудовая пенсия по инвалидности - Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные инвалидами I, II или III группы в порядке, предусмотренном Федеральным законом 5

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца - Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей или супругу указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца

2. История развития.

Перед Октябрьской революцией в России существовали как государственные, так и частные пенсионные системы для определенных категорий работников (государственные чиновники, железнодорожники, часть промышленных рабочих).Всеобщей системы пенсионного обеспечения не было.

Система государственных пенсий в СССР не была всегда одинаковой - за семьдесят с лишним лет пенсионная система претерпела довольно сильные изменения.

Советская власть, при всех ее недостатках, уделяла достаточное внимание социальной защите трудящихся. Пенсионная система, тем не менее, создавалась постепенно, на протяжении многих лет. Хотя пенсионное обеспечение для большинства рабочих и служащих было введено в 1920-ые годы, само пенсионное законодательство было раздробленным и сложным.

Единый закон «О государственных пенсиях» был принят только в 1956 году, а закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» - еще позже, в 1964 году.

К концу существования СССР в рамках действовавшей на то время Пенсионной системы право на пенсию имел практически любой работник при наличии определенного трудового стажа.

В Пенсионной системе СССР был установлен достаточно низкий пенсионный возраст - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин при стаже работы соответственно 20 и 25 лет.

Тем, кто трудился на тяжелых или вредных производствах (шахты, горячие цеха), в неблагоприятных климатических условиях (на Севере) или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались еще более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращенный необходимый стаж.

В зависимости от желания человека, выходящего на заслуженный отдых, при назначении ему пенсии учитывалась средняя зарплата за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

Общая сумма полученной за всю трудовую жизнь зарплаты не влияла на размер пенсии, а дополнительный трудовой стаж влиял незначительно.

При этом существовали минимальный и максимальный размер пенсии, что зачастую приводило к так называемой «уравниловке».

Расходы на выплату пенсий осуществлялись частично за счет страховых взносов, которые предприятия в обязательном порядке уплачивали в бюджет, частично - за счет других бюджетных доходов.

При такой организации финансирования Пенсионной системы не было необходимости в создании государственного Пенсионного фонда как отдельного финансового института.

В связи с развитием рыночных отношений в 1990 году произошли изменения Пенсионной системы и был учрежден Пенсионный фонд СССР, но уже в 1991 году Пенсионный фонд прекратил свое существование.

В 1990 году Постановлением Верховного Совета РСФСР фактически была изменена Пенсионная система РФ, был образован Пенсионный фонд России (ПФР) - «в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации».

Если в старой Пенсионной системе выплата пенсий осуществлялась прямо из государственного бюджета, то в новой Пенсионной системе новый орган стал сам собирать пенсионные взносы и выплачивать пенсии.

Поскольку в ходе рыночных реформ подавляющее большинство предприятий и организаций стало негосударственными (одни приватизировались, другие сразу создавались как частные), то государству в рамках новой Пенсионной системы пришлось ввести отдельные платежи в Пенсионный фонд - «страховые взносы» по ставке 28% от начисленной оплаты труда.

Формально они назывались не налогами, а «платежами во внебюджетные фонды», но суть от этого не менялась: с каждого рубля выплаченной зарплаты работодатель должен был заплатить 28 копеек в Пенсионный фонд.

Впоследствии эти взносы были включены в состав единого социального налога (ЕСН).

При этом пенсионный возраст, требуемый стаж и сами принципы назначения пенсии оставались сходными с теми, что были установлены в советскую эпоху.

Однако в условиях новой Пенсионной системы жизнеспособность Пенсионной системы оказалась весьма низкой: доходы ПФР росли намного медленнее, чем цены, и индексация пенсий не поспевала за инфляцией.

В рамках новой Пенсионной системы к середине 1990-ых гг. средняя пенсия упала ниже прожиточного минимума, и пенсионеры оказались одной из самых социально незащищенных категорий населения.

При этом в течение нескольких лет неоднократно вносились изменения в Пенсионное законодательство, менялись принципы начисления пенсий (в частности, было введено понятие « индивидуального коэффициента пенсионера», сложным образом устанавливался допустимый «потолок» пенсии), возникала путаница из-за разнообразных и нечетко прописанных в Пенсионном законодательстве компенсаций и индексаций.

И всё же эти изменения Пенсионной системы не позволяли существенно улучшить положение пенсионеров.


Глава 2. Основания и порядок признания гражданина инвалидом

§1. Основания признания гражданина инвалидом .

В постановлении Правительства 6 прописываются:

    • Условия признания гражданина инвалидом
    • Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу
    • Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина
    • Порядок переосвидетельствования инвалида
    • Порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро
    • Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

Актуальность исследования работы с людьми, получающими пенсию, обусловлена следующими причинами:

во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки людей;

во-вторых, необходимостью изучения проблем людей инвалидов и поиск наиболее эффективных способов по их решению;


в-третьих, необходимостью усиления социальной поддержки населения, особенно, его наиболее уязвимых слоев.

Прежде всего, важна социальная защита инвалидов, которая осуществляется, в первую очередь, с помощью постоянных денежных выплат-пенсий. Различные компенсационные выплаты также способны помочь нуждающимся слоям населения. Пенсия по инвалидности наиболее «ранний» вид пенсионного обеспечения, как в нашей стране, так и в других странах. Численность граждан, получающих пенсию по инвалидности в России, составляет около 13 млн. человек Официальный сайт партии Единая Россия - http://er.ru. Это определяет актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.

Одним из важнейших элементов федеральной системы социального обеспечения России является пенсионная система.

В 2012 году число пенсионеров в РФ впервые превысило 40 миллионов человек Официальный сайт "Российская газета" - http://www.rg.ru. Подавляющее большинство из них (свыше 90%) получали пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] // доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». Все пенсии которые выплачивались на основании этого закона именовались трудовыми пенсиями, так как они устанавливались в связи с трудовой деятельностью.

Почти для всех нетрудоспособных граждан пенсия является основным источником средств к существованию. Без хорошей пенсионной системы, отвечающей интересам населения и гарантирующей достойную жизнь человеку в пенсионный период его жизни, не может эффективно функционировать и развиваться вся система социального обеспечения.

Степень разработки проблемы анализ литературы, нормативно-правовой базы, статистических данных по теме исследования указывает на то, что социальная работа находится под пристальным вниманием как законодателей, так и социальных служб. В работах Сивкова Е.В. "Пенсия в России" Сивков Е.В. "Пенсия в России", Издательство: ИД Евгений Сивков, 2012 г. - С.304. и Долженковой Г.Д. "Право социального обеспечения" Долженкова Г.Д. . "Право социального обеспечения", Юрайт-Издат, 2008. - С.187, а также Беликовой Т.Н., Минаевой Л.Н. "Все о пенсиях" Беликова Т.Н., Минаева Л.Н. "Все о пенсиях" Издательство: Издательский дом "Питер" (2009) - С.224 освещены такие вопросы, как: проблемы людей инвалидов; наиболее актуальные проблемы, связанные с назначением и оформлением трудовых пенсий.

Целью выпускной квалификационной работы является: изучение сущности пенсии по инвалидности; рассмотреть ее виды; разработать предложения по усовершенствованию законодательства, в области пенсионного обеспечения лиц, обратившихся за назначением трудовых пенсий по инвалидности.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие инвалидности, рассмотреть виды групп инвалидности, охарактеризовать сущность пенсий по инвалидности.

- рассмотреть механизм исчисления и выплат пенсий по инвалидности.

- исследовать деятельность Управления Пенсионного Фонда России, а именно отдела назначения и перерасчета пенсий при обращении граждан за назначением трудовых пенсий по инвалидности;

- проанализировать полученные выводы и внести предложения по усовершенствованию пенсионного законодательства в области выплаты трудовой пенсии по инвалидности.

Объектом исследования выступают общественные отношения, вытекающие из пенсионных правоотношений в области назначения и выплаты трудовой пенсии по инвалидности.

Предметом исследования являются условия назначения трудовой пенсии по инвалидности, размер пенсии, порядок выплаты. Федеральный закон Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.-2001.- №52-ст.4920, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// [Электронный ресурс] // доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс», Указ Президента РФ «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы» Указ Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы»// [Электронный ресурс] // доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»

Теоретическую основу исследования составили научные труды и исследования в области пенсионного законодательства и обеспечения.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации Конституция Российской федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета, - 1993. - 25 декабря - № 237, Трудовой кодекс Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002 - № 1 (ч.1). - ст.3, Гражданский кодекс Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая - от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - № 32. - Ст. 3301. Часть вторая - от 26 января 1996 г. № 14 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410., а также другие федеральные законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также иные подзаконные акты, регулирующие пенсионные отношения.

Эмпирическую базу исследования составляют опубликованная практика судов Российской Федерации по отдельным вопросам правового регулирования трудовых пенсий по инвалидности.

Методологической основой выпускной квалификационной работы выступили общие методы познания, как: системное и комплексное исследование, историческое исследование, дедукция и индукция, анализ и синтез, а также специальные методы, применяемые в области правоведения, как: толкование закона, сравнительный анализ, методы аналогии права и аналогии закона.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Читайте также: