Как дышать при пенсии

Опубликовано: 14.05.2024

Итак, вы собрались научиться петь. С чего же начать? У нас уже была статья, посвященная этому вопросу. В этот раз мы решили обратиться к наиболее распространенной проблеме, возникающей у начинающих вокалистов: проблема правильного дыхания при пении.

Как правило, это один из первых вопросов, который появляется у новичков: почему дыхание так быстро заканчивается? Что вообще значит — правильно дышать при пении? Для того, чтобы перестать быть новичком в мире вокала, необходимо овладеть базовой информацией: что такое певческое дыхание? Чем оно отличается от обычного? Как, в целом, распознать, правильно ли вы дышите во время пения? Что такое опора и почему так важно уметь ее “сбрасывать”? А также быть в курсе некоторых техник безопасности, которые помогут вам продуктивно заниматься, не срывая свои голосовые связки : )


Содержание

  1. Чек-лист по вокалу для новичков
  2. Типы дыхания
  3. Певческое дыхание: почему так важно?
  4. Опора в вокале: подробный разбор
  5. Упражнения на постановку правильного дыхания
  6. Техники безопасности при пении

Чек-лист по вокалу для новичков

Существует множество способов проанализировать свое дыхание. Мы подготовили небольшой чек-лист для новичков. Попробуйте спеть прямо сейчас, а следом ответить себе на эти вопросы:

  • Хватает ли вам воздуха, чтобы удержать длинную ноту при пении?
  • Можете ли вы пропеть целую фразу на одном вдохе?
  • Звучит ли ваш голос в полную силу и можно ли определить его тембр?
  • Что с вашими плечами — они на месте, не скачут? : )
  • Вы способны управлять резкостью голоса? “Мягко” ли он звучит?
  • Как себя чувствует ваше горло — в порядке ли оно, не болит ли?

Если на все или некоторые вопросы вы ответили однозначным “нет”, то, скорее всего, ваша проблема — как раз в неправильном дыхании. Прежде чем приступить к проработке этой проблемы, давайте разберем, какие типы дыхания вообще существуют.

Типы дыхания

Итак, дыхание условно подразделяется на следующие типы:

  1. Ключичное, или верхнее дыхание. Если вы замечаете, что ваши плечи “скачут” во время пения, то вы используете именно его. Это самый поверхностный тип, при котором активно задействованы только верхние части легких;
  2. Грудное, или межреберное. Обратите внимание на вашу грудь: она не должна опускаться и подниматься во время пения, но должна быть ровной. При этом типе дыхания грудная клетка расширяется посредством поднятия ребер, а наша главная дыхательная мышца — диафрагма — остается малоподвижной;
  3. Брюшное, или диафрагменное. Это наиболее полный, глубокий тип. Именно оно нам и понадобится: мы должны научиться правильно использовать диафрагму и мышцы брюшного пресса при пении.

легкие

Певческое дыхание: почему так важно?

Итак, певческое дыхание — это именно брюшное, или диафрагменное дыхание. Способ “брать воздух” является главным фактором, определяющим качественные характеристики получаемого звука. Поэтому постановка дыхания при пении является одной из наиболее важных задач для того, чтобы научиться красиво петь. Именно “певческая опора” (субъективное переживание в области торса во время пения, по сути — поставленное дыхание), создаваемая правильно удерживаемым дыханием, ведет к стабильности вашего вокала, то есть выдерживанию стабильного ровного звука.

По факту, умение дышать во время пения определяет силу и продолжительность вашего звучания. Воздуха, который в нас есть — с учетом его правильного расходования при звукоизвлечении — хватит на несколько криков в длину, но проблема заключается в том, что нам не хватает кислорода: поэтому нам необходимо “найти опору”, а также научиться ее “сбрасывать” после каждой пропетой фразы. Давайте разберемся.

Опора в вокале: подробный разбор

Как писал в своих воспоминаниях Федор Иванович Шаляпин, известный русский оперный певец, его учитель, тенор Дмитрий Усатов, подходил к своим ученикам, бил их в грудь и восклицал: “Опирайте, черт вас возьми! Опирайте!”. Певческая опора — одно из самых загадочных понятий в вокале. Все описывают ее по-разному. Как мы уже сказали, опора — это субъективное ощущение в области торса, возникающее при правильном диафрагменном дыхании во время пения. Простыми словами, это ощущение внутреннего давления. Например, вы чувствуете “опору” в тот момент, когда кашляете (в утрированной форме) или, предположим, фыркаете на кошку.

Наша вокальная мышца — диафрагма — находится в согнутом положении. Когда мы берем воздух именно в нижнюю часть легких, они тут же надавливают на диафрагму, и диафрагма расправляется. Наша главная задача при пении — сохранять воздух внутри как можно дольше и аккуратно подавать его на голосовые связи: небольшими порциями и равномерно. Именно в этом заключается секрет равномерного, мягкого голосообразования: через косвенное управление диафрагмой мы препятствуем сплошному скоростному выходу воздуха, который препятствует нам тянуть ноту.

дыхание

Самое нужное ощущение, которое поможет вам взять воздух именно диафрагмой и расширить ваши ребра — это испуг. Попробуйте испугаться! Вы сразу почувствуете, как ваши ребра расширились. Зафиксируйте это ощущение. Когда мы собираемся в эту позицию (как бы “группируемся”, создаем “воздушную точку” внутри), мы работаем с нашим внутренним давлением: это давление, эту “опору” нам и нужно удержать.

Также важно не забыть о там называемом “сбросе опоры”. Сброс опоры необходим для того, чтобы перед каждой новой фразой, после того как вы вдохнете, у вас был стабильный, “ваш” стандартный набор воздуха и “ваше” определенное давление, с которого вам легче всего начинать. Поэтому выдыхайте после завершения фразы резко: так вы сбрасываете оставшийся после пропетой фразы воздух. Выбрасывая воздух, вы почувствуете как бы “толчок” диафрагмой вперед. Теперь, когда мы разобрались, что такое опора, перейдем непосредственно к упражнениям.

Упражнения постановку правильного дыхания

Упражнение №1

Начнем с самого простого упражнения: это упражнение на каждый день:

  1. Лягте на спину.
  2. Руки расположите на боках;
  3. Большие пальцы направьте в центр живота;
  4. Вдыхайте и выдыхайте, стараясь дышать только животом.

Первое, с чего вам нужно начать, приступив к следующим упражнениям — это поза, в которой вы поете. Помните, что правильное певческое дыхание у нас одно — диафрагменное или брюшное. Когда занимаетесь — стойте или сидите на стуле. Отлично подойдет высокий стул. Не забывайте, что ваша грудная клетка должна быть ровной, она не должна подниматься и опускаться, а плечи не должны скакать — все это говорит о том, что вы плохо контролируете диафрагму и пытаетесь давить на воздух сверху. Еще один секрет: если живот уходит при вдохе внутрь, то вы все равно захватываете воздух грудной клеткой. Следите за своей брюшной полостью: она должна быть как бы “надута” во время пения. Удерживайте себя в таком состоянии во время ваших занятий.

Упражнение №2

Во время пения диафрагму нужно “выдавливать” из себя, чтобы воздух медленно без усилий выходил через голосовую щель.

  1. Перед тем, как начать петь, наберите животом воздух;
  2. Удерживайте воздух в себе (не забывайте: грудь и плечи должны быть спокойны!);
  3. Начните петь, как бы “выдавливая” брюшную полость вперед;
  4. Снизьте давление, когда пропоете фразу.

Упражнение №3

Попробуйте взять этот звук — прерывистое “а” или “с” с предыханием, как будто небольшой воздушный шар спускает свой воздух (также этот звук похож на тот, который вы производите при испуге), и попытайтесь как бы “написать” им ровную линию, удерживая звук в его длительности. Зафиксируйте, как аккуратно вы выпускаете воздух. Почувствуйте внутреннее давление: оно стабильное, небыстро расходуется и его надолго хватает. Это упражнение научит вас расходовать воздух в минимальным количествах.

Упражнение №4

Вдохните в живот и задержите дыхание. Начните считать: раз, два, три, четыре, пять… Медленно, в полный голос и сколько получится. Обыкновенно получается около пятнадцати раз. Главное — между цифрами не выдыхать и оставаться на задержанном дыхании. Если вы каждый день будете выполнять это простое упражнение, то дыхание постепенно удлинится.

Еще упражнения:

  1. Берем звук “с” и начинаем его ритмично “выталкивать”. Четыре коротких захода, один длинный.
  2. Берем слог “ма” и пробуем протянуть его несколько тактов. Ваша задача — гласную потянуть как можно дольше. Сделайте вдох, возьмите ноту: удерживаем.
  3. Идем на усложнение: возьмите несколько слогов. Поем на одной ноте. Ваша задача — распределить воздух таким образом, чтобы вам хватило до конца фразы.

Удачи! И напоследок поговорим о техниках безопасности.

вокалистка

Техника безопасности при пении

Соблюдать технику безопасности при пении крайне важно. это поможет избежать таких проблем, как, например, срыв связок. Во время самостоятельных занятий соблюдайте несколько простых правил:

  1. Не начинайте заниматься сразу, как только проснулись. Ваши связки наполнены водой.
  2. Не пойте/не говорите шепотом при воспалительных процессах гортани. Вы ничего не сбережете, а совсем наоборот.
  3. Отложите занятия во время менструации: связки крайне уязвимы из-за притока крови.
  4. Знаменитой дыхательной гимнастике Стрельникой нужно обучаться только у преподавателя. Она укорачивает дыхание.
  5. Несильная боль в области диафрагмы и брюшных мышц во время занятий — это нормально; ваши мышцы тренируются, как и любые другие. Но если вы почувствовали себя плохо, у вас появилось головокружение или слабость — отложите занятия до следующего раза.
  6. Не раздражайте слизистую гортани перед пением! Отложите все сладкое и соленое, а на семечках вовсе поставьте крест.
  7. Не пойте “всухую” — смачивайте периодически горло простой водой: безостановочная циркуляция сухого воздуха также вредна для связок.

И помните: заниматься исключительно самообучением, без участия преподавателя — достаточно бесполезная штука, и вы все же рискуете сорвать связки. Если вы действительно хотите научиться петь, то первым шагом к этому является постановка правильного дыхания при пении. Приходите к нам в школу fishbones, у нас есть преподаватели, которые с радостью вам помогут : )

Певческое дыхание сложнее, чем простое разговорное, оно требует от нас большего внимания и контроля. В прошлой статье мы разобрали физиологию вокального дыхания. Сегодня я хочу поделиться, каким должен быть вдох при пении и как влияет дыхание на голос.

Чем отличается ВОКАЛЬНОЕ дыхание от разговорного?

Предлагаю несложный тест: посчитайте вслух от одного до десяти привычным разговорным тоном. Затем сделайте тоже самое еще раз, но напевно. Что изменилось в вашем голосе? Наверняка, во втором случае вы начали растягивать слова, голос зазвучал мягче, а вы стали больше выдыхать.

Увеличиваем выдох!

Все верно: дыхание при пении подразумевает растяжку звука за счет выдоха. Он соединяет слова песни, делает их певучими и красивыми.

В жизни мы говорим коротко, выпуская мало воздуха, но при пении вдох становится интенсивнее, а выдох — продолжительнее. Это главный принцип певческого выдоха — растягивайте его! Тяните слова, а не бросайте их отрывисто. Так вы соедините голос и дыхание в одно целое.

вдох при пении. Как правильно вдыхать?

вдох при пении, азиатская девушка, дыхание при пении, дыхание пение, каким должен быть вдох вокал, вдох вокал

Смысл вокального вдоха прост: за доли секунды необходимо взять много воздуха сразу. Я советую вдыхать интенсивно и коротко. Вдыхать можно и ртом, и носом: поищите комфортный для вас способ. Часто мы хотим вдохнуть поглубже, чтобы запастись воздухом. Но вдох не должен быть растянутым по времени, иначе есть вероятность что он пойдет в верхнюю часть грудной клетки, а не в низ ребер.

Вдыхаем активно!

Цепкий и ёмкий — вот самое лучшее описание для певческого вдоха. Дыхание при пении не должно быть вялым!

Максимально приближен к такому вдох удивления в обычной жизни. Представьте, что вы удивились чему-то и ахнули с открытым ртом. Сделайте это со звуком, вдохните на слоге “Ах!”. Затем повторите такой же короткий вдох, но уже беззвучно.

Воздух идет в низ легких, раздвигая нижние ребра. На первых этапах постановки голоса, такой тип собранного емкого вдоха нужно тренировать несколько раз за день, вдыхать шумно и активно, фиксировать ощущения в теле, приучать мышцы ребер запоминать их.

Вдох пение, вокал дыхание, как дышать пение, как дышать вокал, как петь дыхание, как петь на дыхании, вокальное дыхание, певческий вдох, воздух пение, диафрагмальное дыхание вокал, дышать животом пение, Вокальный вдох при пении, как вдыхать при пении, какой вдох пение, какой вдох делать в пении, как вдыхать вокал, вдох ртом или носом

Певческий вдох очень удобен и при разговоре. Например, если читаете долгую лекцию и хотите, чтобы дыхание не сбивалось. Прислушайтесь, как и сколько вдыхают ведущие, их вдох слышен между слов. А выдох остается долгим: они экономят количество набранного воздуха.

как освоить вдох при пении:

    Не берите слишком много дыхания. Вдох при пении должен быть комфортным, удобным по количеству воздуха. Выдыхайте! Важно создавать воздухообмен: вдыхать часто и полностью выпускать набранное. Не стоит "запирать" дыхание внутри себя, удерживать его долго. Не стесняйтесь брать вдох шумно, даже если поете в микрофон. Дыхание профессионального вокалиста всегда слышно и видно. Это правильно! Хуже, если вы вдыхаете так вяло и беззвучно, что и сами не понимаете, взяли вы воздух или нет. Послушайте своих любимых певцов. Если вы разучиваете известную песню, обязательно проанализируйте, где и сколько вдыхает исполнитель, постарайтесь повторить его активный вдох.

Частая ошибка начинающих вокалистов в том, что они искусственно создают напряжение (!) при вдохе и выдохе. Так им кажется, что у голоса есть опора. Они набирают как можно больше воздуха в легкие и не выпускают его, удерживая воздух мышцами живота. Новички боятся, что выдоха может не хватить на длинную фразу. Увы, такое состояние только парализует дыхание. Голос перестает быть «гибким». А на горле появляются зажимы.

Все работает наоборот!

Вдох должен быть небольшим и комфортным, а выдох — продолжительным, плавным и свободным.

В работе с дыханием очень помогает техника «задержанного» вдоха , также известная как парадокс вокального дыхания . Она позволяет распределить дыхание при пении и не дать ему быстро сдуться.

Еще немного о певческом вдохе.

Существует байка, что в 90-е годы, когда расцветало искусство цифровой звукозаписи и электронной музыки, звук живого сильного вдоха во время пения считался дефектом.

голос дыхание при пении, уитни хьюстон, дыхание при пении, как дышать при пении

Любые придыхания и вдохи певца беспощадно вырезали, создавая между фразами паузы. Отчего порой складывалось ощущение, что поп-дивы, например, Уитни Хьюстон или Селин Дион, на своих ранних альбомах, вообще не вдыхают и поют все на одном выдохе, словно роботы.

Сейчас в век выступлений под фонограмму, наоборот, любые придыхания, вдохи и сипы певца стараются сохранить даже при студийной записи. Они передают настоящий голос исполнителя, свидетельствуют, что человек поет вживую.

А как вы ощущаете свой выдох?

Многие ученики не чувствуют, выдыхают ли они, когда поют. Например, когда вы зажимаете мышцы в попытке удержать воздух, так как боитесь, что он быстро кончится, но на самом деле не управляете своим дыханием.

Приучите себя выдыхать!

Голосовой аппарат устроен так, что звук воспроизводится только на выдохе. В бездыханном состоянии мы становимся немыми. Посчитайте громко вслух, при этом совсем не выдыхая — ни капельки. У вас не получится!

Голос и дыхание являются одним целым. Можно представлять, что при пении дыхание похоже на исходящий из вас непрерывный поток воздуха, либо на направленную вперед струю. Нужно сохранять этот образ воздушного потока и во время звукоизвлечения. Иначе вы станете петь отрывисто, по слогам, а в голосе не будет красоты и мелодичности.

Дыхание словно топливо в автомобиле!

Благодаря дыханию голос летит вперед, а не стоит на месте. Для меня до сих пор кажется загадкой, почему зажимая воздух внутри грудной клетки, не давая ему свободно выйти и даже не задумываясь о выдохе, люди хотят красиво и свободно звучать.

вокальное дыхание, дыхание пение, как научиться петь на дыхании, как правильно дышать при пении, как дышать вокал, как петь на дыхании, певческое дыхание, развитие голоса, развитие вокальных данных, вокал с нуля

К сожалению, современные поп-мелодии не требуют большой работы выдоха. В нынешних песнях мало длинных распевов и сложных нот, а интонациями они приближены к речи, где на первое место выходит ритм

Порой складывается ощущение, что современные певцы просто говорят. И нет нужды использовать дыхание в полной мере. Но это обманчивое впечатление, дыхание при пении должно работать всегда.

Когда вы освоите навык правильного выдоха и вдоха, считайте, что сделали самый важный шаг в обучении вокалу. Вы и сами удивитесь, что при хорошем натренированном дыхании голос звучит намного лучше! А в качестве упражнения для дыхания, предлагаю перейти от теории к практике и посмотреть лайфхак для тренировки дыхания и голоса .

Остались вопросы? Задавайте их в комментариях, буду рада пообщаться!

8 комментариев

Почему все педагоги по разному говорят о том, как дышать нужно певцам? Сколько людей столько и мнений. Кого слушать? Вот чем дыхание в живот отличается от дыхания ребрами? Кто-то советует вообще пресс только напрягать на высоких нотах. Я уже запуталась! Ищу эту опору, ищу, и все больше не понимаю ничего.

Викки, как я уже говорила в своих статьях, типов дыхания существует очень много. И в этом вопросе много индивидуального. Тот тип, который подходит вашему педагогу по вокалу, может, не подходить вам. Но педагоги чаще всего отталкиваются от собственных ощущений и передают их ученикам. Поэтому возникают недопонимания. На самом деле, процесс дыхания зависит на 95% от… легких! Вы вдыхаете в легкие и выдыхаете из них же. Остальные 5% — это работа мышц. И ваша единственная задача при пении удержать воздух в легких и равномерно его выпускать с помощью работы мышц. А для этого уже вокалисты прибегают к разным хитростям. Кому-то помогает пресс, кому-то мышцы ребер, кому-то мышцы спины… Ищите то, что будет помогать вам. Но просто помните, что ваша задача — вдохнуть побольше в самый низ легких и выпускать воздух равномерной струйкой. Что вам для этого поможет больше всего? Пресс, ребра, живот, диафрагма? Пробуйте разные типы и ищите свой.
И обязательно пишите потом о ваших результатах!;)

Вот вы прям так советуете «вдохнуиь вниз живота», а вот нифига. Просто живот надувать, это не для всех далеко, мне не подошло, опора слабая, держится едва ли ), а вот именно раздуть низ живота, что аж по бокам ребра выпирают, это да, сразу помогло и я ощютил что такое опора (Будто внутри котел или мяч надулся и аж в пояснице зафиксировался). Ощущение мягкие, никакого напряжение пресса тут явно быть не должно. от этих дебильных советов с прессом только в горле и груди зажим появлялся, что ни то что воздух выдувать, даже думать не можешь нормально. Все индивидуально, особенно если речь о разных полах, телосложении и как оказалось типах голосов (я сам спортивный, пресс и так всегда в легком напряжении). Для того же тенора достаточно и живота с прессом, ибо звук более легкий.

Совет, ляжтк на левый бок, чутка подогните колени, расслабьтесь, сосредоточитесь на дыхании. Вдохните вниз живота, будто надуваете мячик (котелок, шарик) и будто слегка присядьте животом на этот мячик (ощущение что именно садишься ребрами, спиной). Я 2 месяца опору искал, везде по разному пишут. А тут случайно нашел) ощущение будто внизу образовался пояс вокруг всего живота и поясницы (либо шар внутри живота). Главное не берите очень много воздуха, иначе все мышцы зажмет. Ощущение опоры не забываемые))) дальше вы давите на этот шарик и тонкой струйкой выдуваете воздух)) короче, я прям счастлив, думал никогда не найду опору (но я еще месяц прокачивал поднятие верхнего неба и расслабление челюсти). На опоре петь вообще просто блин, не попасть в но еще постораться нужно)

Ваш сайт мотивирует к практике) случайно на него забрела и вдруг на многое открылись глаза, хочется все бросать и идти петь, заниматься)) А еще есть такое ощущение, что в ваших статьях находятся ответы на те вопросы, которые давно были у меня, но я никак не могла их оформить в точные слова. Как будто в каждом абзаце отвечаете именно на мою проблему. Спасибо за полезности))

Благодарю за такой отзыв! Успехов в ваших занятиях! А если захотите рассказать о своем творчестве и поделиться записями, это можно сделать в группе блога O VOCALE ВКонтакте — vk.com/ovocale_ru

Спасибо за ваши статьи! Реально очень помогают

Каким бы видом пения вы ни решили заняться, академическим или эстрадным, в какую бы школу вокала ни пришли, первое, с чего начнется работа с вашим голосом: правильное певческое дыхание.

Ко мне приходило много учеников, которые уже занимались вокалом, но почти все признавались, что не до конца понимают, как правильно дышать во время пения. Голосовые зажимы, нехватка воздуха в длинных фразах…

с такими проблемами они сталкивались постоянно. И все потому, что ранее педагоги не объяснили им смысл певческого дыхания. Ребята не придали этому значения. И нам приходилось возвращаться к азам, и заново учиться дышать.

В данной статье я постараюсь максимально доступно познакомить вас с основами певческого дыхания, исходя из моего опыта педагога по вокалу. При желании углубиться в данный вопрос, вы всегда можете почитать научную литературу о пении.

А вы задумывались, правильно ли дышите?

певческое дыхание, диафрагмальное дыхание

Знакомство с техникой певческого дыхания всегда начинается с осознанного вдоха и выдоха. На первом уроке вокала я спрашиваю новичков, обращают ли они внимание на то, как дышат в повседневной жизни.

Чаще всего начинающие вокалисты теряются и не могут сказать, как они чувствуют свой вдох и выдох. Вот вы можете ответить на данный вопрос?

А ведь с этого и начинается постановка голоса! С мысли о том, как и куда вы вдыхаете и сколько выдыхаете. И не только во время пения, но и в обычной жизни. При разговоре, например.

Чтобы научиться правильно дышать.

…важно осознать одно: чем лучше вы осведомлены о том, что происходит в теле во время пения, чем яснее вам механизмы управления голосом, тем легче дается техника вокала.

Почему необходимо следить за своим вдохом и выдохом, я расскажу ниже. Если вы уже подружились с певческим дыханием и умеете его контролировать, я очень рада, а если нет — давайте разберемся, какие «инструменты» отвечают за правильное дыхание при пении.

Физиология певческого дыхания.

Сделайте удобный привычный для вас вдох прямо сейчас. Как много вы взяли воздуха, как надолго задержали его и насколько плавно выдохнули? Это три критерия, которые важны для певческого дыхания.

Если есть возможность, сделайте вдох, глядя на себя в зеркало. Отметьте, в какую область грудной клетки пошел воздух. Да-да, именно в грудную клетку!

Вы скажите: «А я читал, что при пении необходимо дышать животом!». Но задумайтесь, как мы можем вдохнуть (по-настоящему вдохнуть, впустить воздух) в живот?! Ведь внутри живота находятся внутренности — кишечник, желудок и прочее.

Главная ошибка начинающих певцов:

Дышать, сильно надувая живот и стараясь взять в него побольше воздуха. Это приводит к бездумной ненужной работе мышц брюшного пресса.

В то время как за набор дыхания в организме отвечают легкие! Именно в легкие (а не в ваш желудок в животе) вы впускаете воздух, и именно из легких он выходит обратно, превращаясь в углекислый газ.

Контролировать дыхание при пении помогают мышцы, которые составляют мышечный каркас вокруг легких:

    мышцы ребер мышцы спины
    передняя стенка живота диафрагма

Так Как правильно дышать при пении?!

Уверена, что когда я попросила вас вдохнуть, у большинства поднялась грудная клетка или плечи. Это естественно для обычного человека, но дышать при пении так неправильно. И вот почему: когда мы, вдыхая, поднимаем плечи, воздух заполняет только верх легких.

Посмотрите на картинку, легкие имеют треугольную форму. Сверху они узкие, но расширяются к низу. Места в нижней части легких больше ! Поэтому когда вы вдыхаете в нижнюю часть, вы берете больше воздуха. Вдох становится глубоким и объемным.

как дышать при пении, физиология дыхания, легкие

Это как верхушка айсберга, где основной «массив» воздушного запаса остается «под водой», нетронутым и не замеченным.

Певческое дыхание отличается своей глубиной. Увы, большинство людей дышит поверхностно.

Когда мы наполняем воздухом верхнюю область груди, кажется, что воздушного запаса становится больше, но это заблуждение. Чтобы петь красиво и свободно, важно научиться впускать воздух в нижнюю часть легких. Таким образом включается другой тип дыхания — нижнереберное, диафрагмальное, оно же дыхание «животом».

Для освоения нижнереберного дыхания желательно учиться петь с педагогом. И хотя этот механизм устроен самой природой, главное — его правильно запустить.

Научиться певческому дыханию легко:

сделать это можно теперь даже в онлайн режиме — в школе вокала данного блога есть вот этот курс , где вы можете научиться основам певческого дыхания с нуля.

Но если вы настроены учиться петь самостоятельно, в блоге «OVOCALE» есть упражнения для певческого дыхания , которые вам помогут.

При чем здесь диафрагма, и как ей дышать?

Наверняка, вы ни раз слышали о таинственной «диафрагме» и ее значительной роли в пении. Вы знаете, где находится диафрагма и зачем она нужна? Если появляется желание погуглить, я отвечу: диафрагма — это плотная мышца, которая поперек пересекает тело человека, разделяя его пополам .

На картинке она красным цветом. Видно, насколько эта мышца большая. У диафрагмы полно функций кроме разделения, она принимает участие в пищеварении, в кровоснабжении и в других процессах организма.

диафрагма вокал, диафрагма пение, петь на диафрагме, петь диафрагмой, диафрагмальное дыхание, нижнереберное дыхание, диафргамальное дыхание пение, как петь дыхание, как дышать животом, дыхание голос, постановка голоса диафрагма

Давайте найдем, где располагается диафрагма у вас:

    Найдите солнечное сплетение, где соединяются ребра в мечевидном отростке, и коснитесь их краев снизу спереди. Проведите пальцами по нижнему контуру ребер от солнечного сплетения до поясницы, где они примыкают к позвоночнику. Именно здесь, где вы прошли руками, к краям ребер снизу крепится диафрагма.

Теперь сделаем вдох, как можно ниже и глубже, чтобы нижние ребра разошлись в разные стороны . Напоминаю, грудь и плечи не поднимаются.

В момент вдоха у вокалистов диафрагма расширяется в стороны, она следует за раздвигающимися нижними ребрами.

физиология дыхания при пении, диафрагма, вокальное дыхание, дыхание вокалистов, как работает диафрагма

Так легкие остаются широкими внизу, не сдуваясь сразу. Что позволяет расходовать поток воздуха экономично, удерживать дыхание. На данном типе вдоха строится опора дыхания , она же техника пения на задержанном вдохе . Также рекомендую короткое и полезное видео, как работает диафрагма при пении.

Почему нельзя дышать грудью?

когда вы набираете воздух в верх груди, ребра сужаются, диафрагма поднимается куполом вверх, сокращается и не принимает участия в удержании воздуха.

Вам хочется поскорее выдохнуть, сбросить набранное, так как держать воздух в легких и расходовать его планомерно без участия диафрагмы сложно.

А дышим ли мы животом во время пения?

Диафрагма крепко соединена с мышцами ребер и мышцами брюшной полости. Когда вы раздвигаете ребра при вдохе, брюшные мышцы активно подключаются, а передняя стенка живота идет вперед . Поэтому создается иллюзия, что мы дышим животом во время пения.

Не вдыхайте при пении ни в грудь, ни в живот!

Просто расширяйте ребра и диафрагму при вдохе. Иначе появится «разрыв» в понимании, что такое вокальное дыхание и куда набирать воздух.

Чтобы не объяснять физиологию голоса, педагоги вокала часто прибегают к такой хитрости — советуют «дышать животом», надеясь, что это активирует диафрагму… Но этот совет ведет к плачевным результатам.

Такие ученики работают животом отдельно от вдоха . То есть — надувают живот, растягивают солнечное сплетение вперед, но не делают вдох! И только спустя секунду вдыхают.

Воздух по-прежнему идет в верхнюю часть легких, дыхание остается поверхностным. Только к нему подключаются зажимы в брюшной раздутой полости. Это частый случай, увы.

Прошу, не повторяйте чужих ошибок. Пойте осознанно с пониманием физиологии , а если появляются вопросы — обязательно пишите мне в комментариях и мы разберемся вместе!:)

Дыхание "животом" полезно для организма?

Глубокое диафрагмальное дыхание влияет на снятие стрессов и успокоения нервной системы. Недаром его используют многие практики по оздоровлению, например, йога и цигун.

К тому же при использовании нижних запасов легких мозг интенсивнее насыщается кислородом, начинает четче работать, поднимается общий тонус и приходит бодрость.

Вокальное дыхание, дыхание животом, оздаравливающее дыхание, нижнереберное дыхание

Певческое дыхание знакомо каждому человеку с рождения!

Понаблюдайте за детьми и животными — они дышат «животом». Обратите внимание на глубокое дыхание животом у кошки или собаки. Во сне мы перестаем контролировать мышцы и переходим на нижнереберный тип вдоха!

Вокальное дыхание подходит не только певцам, но и работникам профессий, полноценно использующим голос: лекторам, учителям, ораторам, адвокатам. Голосовые связки утомляются меньше.

Правильное певческое дыхание начинается с внимания

Для новеньких учеников диафрагмальное дыхания становится настоящим открытием, когда они понимают, насколько объемным и глубоким может быть их вдох. У кого-то кружится голова от гипервентиляции мозга , потому что раньше они использовали лишь малые объемы дыхания, а сейчас «включили» дополнительные ресурсы, раскрыв легкие целиком. Это нормальная реакция.

Но еще более удивительной кажется мысль, что за своим дыханием во время пения можно следить. И я считаю, что не только можно, но и нужно. С внимания к себе и своему дыханию зарождается здоровое правильное пение, появляется красота голоса, и любовь к нему.

Сделайте вокальное дыхание для себя привычным!

Это первый и самый важный шаг в постановке голоса. Последите за вдохом несколько дней. Сколько воздуха набираете и сколько выпускаете, какие мышцы включаются в процесс — при разговоре, перед сном, когда вы взволнованы, когда спокойны…

Дышите животом не только на уроке вокала один или два раза в неделю, но и в жизни, как делают все профессиональные вокалисты.

Поверьте, любой педагог вокала будет в восторге, если перед приходом к нему на пробное занятие в школу вокала, вы освоите певческое дыхание хотя бы на уровне понимания своего организма. Вы сможете двигаться дальше для постижения тонких вокальных хитростей, не отвлекаясь на базовые вещи.

И помните, дышать правильно за вас никто не станет. Педагог лишь покажет, как это делать. А дальше все зависит от вас!

Так что начните прямо сейчас! Для этого на «OVOCALE» вы найдете несколько лайфхаков — упражнений на певческое дыхание .

Подписывайтесь на новости блога, чтобы не пропускать свежие статьи:)

15 комментариев

Спасибо. Очень просто написано. И полезно чрезвычайно.

Юля, спасибо большое за комментарий! Рада, что мои статьи помогают:) А каким видом вокала Вы занимаетесь?

А меня учили дышать не так! Чем ниже в живот вдыхаешь, когда поешь, тем лучше. Голос тогда звучит глубже. Это как бы петь на опоре. И мне всегда помогает, когда представляю как вдыхаю в самый низ живота, делаю очень объемный долгий вдох перед тем как петь. И всем советую!
С уважением, Евгения

Евгения, спасибо, что делитесь опытом! Это очень важно. Могу лишь ответить, что типов дыхания очень много — и певческих в том числе. Я лично практикую около пяти, а представляете сколько их вообще?) И вы все делаете правильно, что пользуетесь тем типом дыхания, который подходит именно вам и помогает петь лучше. Значит, чувствуете и понимаете свой голос. Но не останавливайтесь на достигнутом! Всегда ведь интересно попробовать что-то новое? И подышать иначе, например. Вдруг вам понравится?;)

Текст грамотно составлен, и до краёв наполнен смыслом. Благодарю! Наконец-то разобрался с работой рёбер.

Даниил, очень вам признательна за теплые слова:) Рада, что блог о вокале помогает петь лучше)

Здравствуйте! Сын учится в муз. школе. И только на хоре у него кружится голова. Долго не могла понять причину. Теперь поняла! Спасибо! 😊

Всегда была убеждёна, что дышать реже — очень полезно. Первые мысли на эту тему пришли в голову еще в детстве, когда обратила внимание на дыхательные процессы животных/млекопитающих. Например, кошки и собаки дышат очень часто (это вообще невооруженным глазом видно), при этом и живут 15-20 лет в самом лучшем случае. А если взять черепаху, например, то заметим абсолютно противоположную картину! И при этом они могу прожить сотни лет! Как-то так)

Марина, спасибо, что поделились мнением! Вы верно мыслите — все вокальное дыхание сводится к тому, чтобы сделать вдох и удерживать воздух, расходуя его по чуть-чуть. И при таком навыке, конечно, вдохи будут реже, а выдохи медленнее и экономичнее!

Доброго времени суток! Очень классно и рассудительно всё истолковываете, но, может быть, вы ведёте уроки вокала? Есть ли возможность к вам попасть?

Добрый день! В силу того, что желающих заниматься пением очень много, я временно приостановила набор учеников. Можете найти себе педагога в нашей школе онлайн о вокале, буду рада помочь по всем вопросам — если будут вопросы напишите мне на почту info@ovocale.ru или вк vk.com/elenadorngof

Спасибо. Вы мне очень помогли! Вдруг в 50 лет я решил заняться вокалом (исключительно для себя — люблю с детства петь, но к сожалению не получил музыкального образования) и неожиданно обнаружил, что есть проблемы с дыханием — не хватает воздуха на длинные фразы и громкости, хотя занимаюсь теннисом, много хожу пешком — так что с «дыхалкой» вроде все в порядке. Но сейчас, просматривая ролик Аиды Гарифуллиной, был поражен — как она ухитряется петь такие длинные фразы и при этом совершенно не задыхаться в платье с корсетом?! Вы ответили на мой вопрос, певческое дыхание далось с первого раза. Буду развиваться дальше. Еще раз — огромное спасибо!

Андрей, спасибо за то, что поделились и за Ваш душевный отзыв! Успехов в вокальных тренировках на дыхание!

Наконец-то прочитала статью, где говорят дышать нижними ребрами (как и меня учили) а не животом. Про дыхание в живот до сих пор не понимаю)

Спасибо большое за комментарий. Искренне надеемся, что статья помогла Вашей вокальной технике:)

Leave A Reply Отменить ответ

педагог по вокалу, педагог вокала, педагог пение, уроки вокала педагог, уроки вокала, уроки вокала онлайн, обучение пению, как научиться петь, как петь, статьи о голосе, статьи о пении, блог о вокале, блог вокал, статьи вокал, лайфхаки для голоса, секреты вокала, вокал фишки, о вокале, овокале, елена дорнгоф, елена дорнгоф вокал, ovocale, o vocale, как петь громко, как петь высоко, вокал с нуля, развитие голоса

Мы учим петь осознанно!

ШКОЛА ВОКАЛА ОНЛАЙН
Уроки вокала "с нуля". Вокальные курсы и тренинги для профессионалов. Опытные педагоги международного уровня Посмотреть.


ПОИСК ПО САЙТУ

РАЗДЕЛЫ БЛОГА

  • ОСНОВЫ ПЕНИЯ (11)
    • ВОКАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ (4)
    • ФИЗИОЛОГИЯ ГОЛОСА (6)
    • РЕЗОНАНС ПРИ ПЕНИИ (3)
  • ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ГОЛОСА (12)
    • ДЫХАНИЕ. УПРАЖНЕНИЯ (6)
    • РЕЗОНАНС. УПРАЖНЕНИЯ (3)
  • ВСЕ О ВОКАЛЕ (18)
    • ОБУЧЕНЕ ВОКАЛУ (5)
    • ИНТЕРВЬЮ (7)
    • ПРИЕМЫ ПЕНИЯ (7)

ОБ АВТОРЕ

Автор блога Елена Дорнгоф, певица и педагог по вокалу со стажем преподавания с 2007 года. Подробнее.

Голос человека – совершеннейший музыкальный инструмент. Но для получения качественных звуков надо иметь не только здоровый голосовой аппарат, но и регулярно тренировать его. Певческое дыхание, в отличие от обычного, базируется на трех этапах: вдох, задержка и выдох. Вдох более короткий, а выдох удлиненный. От правильности выполнения каждой фазы зависит длительность исходящего звука и тембровый окрас.

  1. Типы дыхания
    • Ключичное
    • Грудное
    • Брюшное
    • Смешанное или диафрагмальное
  2. Фазы дыхания
    • Как правильно брать вдох
    • Задержка дыхания
    • Выдох
  3. Упражнения для правильного дыхания
    • Отработка дыхания животом
    • Отработка основных фаз
    • Чередование
    • Удлинение времени задержки воздуха
    • Разработка диафрагмы
    • Контроль продолжительности фазы выдоха

Типы дыхания

На практике, в чистом виде типы певческого дыхания не встречаются. В теории выделяют 4 типа:

  1. Ключичный. Не дает возможности контролировать скорость звукоизвлечения, голос получается малоподвижным, то есть не подходит для пения.
  2. Грудное. Свойственно женщинам, при котором работают межреберные мышцы. Не подходит для пения, ограничивает подвижность гортани и способствует напряжению мышц горла.
  3. Брюшное. Базируется на работе диафрагмальных мышц.
  4. Смешанное. Задействует брюшной отдел и грудиной.

Важно!

Современная школа вокала считает, что целесообразно использовать смешанный тип.

Типы певческого дыхания

Типы дыхания в пении: А — чисто брюшной (абдоминальный, диафрагматический) тип дыхания, когда грудная клетка неподвижна, вдох осуществляется только опусканием диафрагмы, живот при этом выпячивается вперед. Б — грудобрюшной тип (нижнереберный-диафрагматический или костоабдомиальный) с превалированием брюшного дыхания. В дыхание включается кроме диафрагмы — нижний отдел грудной клетки. Диафрагма при этом растягивается. В — грудобрюшной (реберно-диафрагматический или костоабдомиальный) тип дыхания, где во вдохе равномерно участвуют и грудные стенки и диафрагма. Г — чисто грудной тип дыхания (костальный, реберный), где диафрагма во время вдоха почти не принимает участия и живот втягивается.

Ключичное

В процесс включается верхняя часть грудного отдела, плечи и шея. Правильное дыхание во время пения по этому типу невозможно, является поверхностным. Голосообразование затруднено, все шейные мышцы напряжены. В жизни встречается во время занятий спортом, в частности бегом или при повышенной температуре тела. Нередко наблюдается у начинающих вокалистов.

Чтобы избавиться от ключичного дыхания во время пения, необходимо постоянно следить за плечами и постоянно мысленно опуская их, постепенно переходить на брюшное и смешанное.

Грудное

Его еще называют реберное. При его использовании ребра верхней части грудной клетки расширяются, воздух равномерно поступает в легкие. Верхние ребра активно работают, но диафрагма выполняет пассивную функцию, лишь следует за движениями легких.

Итальянская музыкальная школа в начале XIX века отдавала предпочтение именно этому типу. Сейчас используется для звукоизвлечения в высокой тесситуре, рулад, пассажей и трелей.

Как правильно дышать при пении

Брюшное

Для дыхания требуется оставить грудную клетку в покое, живот немного выдвинуть. В этот момент будет происходить фактически противостояние между брюшным прессом при выдохе и диафрагмой на вдохе. Выделяют нижнебрюшное и верхнебрюшное, в зависимости от того, в каком отделе диафрагмы больше сокращаются мышцы. В первом случае работает нижняя часть, а во втором подложечная область.

Интересно!

Нижнебрюшное пение свойственно мужчинам, а верхнебрюшное – женщинам.

Смешанное или диафрагмальное

Этот вид дыхания обеспечивает максимальный объем воздуха. Считается, что именно он является оптимальным выбором для пения.

Увеличение объема происходит за счет прохождения воздуха через носоглотку, трахею и бронхи. И только после этого он попадает в легкие. Диафрагма прижимается книзу, а нижние ряды ребер разводятся в стороны.

Фазы дыхания

В жизни, для дыхания используется только 2 фазы: вдох и выдох. Правильное дыхание при пении предполагает еще задержку воздуха и распределение таким образом, чтобы хватило не только на звукообразование, но и на последнюю фазу.

Фазы дыхания в вокале:

  • вдох;
  • задержка дыхания;
  • выдох.

Для получения качественных звуков необходимо отработать каждую фазу. Сделать это можно с преподавателем на занятиях вокалом для взрослых.

Как правильно дышать во время пения

Как правильно брать вдох

Брать вдох надо носом и ртом. Вдох производится бесшумно, быстро и глубоко. Ребра расправляются, а диафрагма сокращается. В мышцах не должно быть никакого напряжения.

Постановка певческого дыхания начинается именно с отработки фазы вдоха. Правильное выполнение предполагает соблюдение следующих правил:

  • вдох активный, но незаметный, для слуха и взора окружающих;
  • осознанный контроль со стороны вокалиста за процессом;
  • захват воздуха идет по принципу полузевка;
  • вдох проводит чуть раньше, чем начинается фонация.

Важно!

Если образовался излишек воздуха, то выдохнуть его лучше после окончания текста, но обязательно перед новым вдохом.

Задержка дыхания

Воздух сразу не выпускается, как при пении, а удерживается в легких. Перед атакой звуком практически полностью останавливается процесс дыхания. Диафрагма в этот момент опущена, нижние части ребер раздвинуты, а передняя часть живота готова к сокращению.

Эта фаза является моментом, когда происходит фиксация вдыхательной установки и позволяет устранить потерю дыхания на начальной стадии.

Правильное дыхание при пении

Выдох

Певческие звуки появляются именно на этой фазе. Перед началом пения, верхняя часть голосового аппарата должна перейти в форму будущей фонации. Слегка опускается нижняя челюсть, зев открывается. Важнейшая задача вокалиста в этот момент – превратить воздух в звуковые волны. Это возможно сделать только при полном контроле дыхания.

Выдох должен быть плавным, с качественным напором. Не должно наблюдаться опадение певческого объема грудной клетки. Если дыхательной поддержки недостаточно, то следует сделать еще одну мгновенную задержку воздуха и только после этого начать голосоведение.

Упражнения для правильного дыхания

Для развития певческого дыхания по постановки дикции и голоса разработано множество упражнений. Они позволяют сформировать равномерность вдоха и выдоха, снять лишнее напряжение в области гортани, удлинить выдох и укрепить мышцы диафрагмы.

К самым распространенным и эффективным упражнениям для развития певческого дыхания относят:

  • отработка дыхания животом;
  • отработка основных фаз;
  • чередование;
  • удлинение времени задержки воздуха;
  • разработка диафрагмы;
  • контроль продолжительности фазы выдоха.

Существует еще множество упражнений для развития вокального дыхания, все они чем-то похожи друг на друга и имеют одну цель. Самое главное не лениться и выполнять их регулярно, в противном случае добиться хороших результатов в пении не получиться.

Упражнения для дыхания вокал

Отработка дыхания животом

Если в жизни для дыхания не используете живот, то перед началом обучения вокалу придется приобрести этот навык. Для упражнения следует:

Упражнения для певческого дыхания

  • принять горизонтальное положение, на полу или диване;
  • положить руки на бока, таким образом, чтобы большие пальцы находились по центру живота;
  • начинайте дышать исключительно животом.

После того как будет получаться дышать при помощи живота, можно переходить к брюшному дыханию в другой позе: стоя или сидя на стуле. В этих положения грудная клетка и плечи должны быть ровными, не скакать.

Интересно!

Практиковаться можно в любом месте, в транспорте, на работе, в магазине. Чем чаще будете выполнять упражнение, тем быстрее научитесь дышать животом не задумываясь.

Отработка основных фаз

Упражнение можно выполнять в вертикальном положении, сидя. Вдох и выдох делается за 1 секунду только ноздрями, обязательно активно и плавно. Работа дыхательного аппарата должна походить на движения насоса. Беспрерывно повторять 3-4 раза.

Другая вариация упражнения на дыхание – все так же, как в первом случае, но с использованием 1 ноздри, с одновременным зажатием другой, при помощи пальца. Затем зажимается другая ноздря и упражнение повторяют без перерыва 3-4 раза.

Чередование

Упражнение поможет укрепить и развить всю дыхательную систему. Для выполнения потребуется зажимать поочередно одну, потом другую ноздрю. Сначала зажимается правая, вдох через левую, далее наоборот, зажимается левая и выдох производится через правую. Повторять 3-4 раза, затем вдыхать через правую, а выдыхать через левую.

Упражнения для развития певческого дыхания

Необходимо следить, чтобы обе фазы были одинаковые по времени – 1 секунда. Лучше проконтролировать правильность выполнения упражнения поможет хороший преподаватель вокала.

Удлинение времени задержки воздуха

Для пения очень важно научиться задерживать воздух максимально долго. Для тренировки необходимо вдохнуть при помощи живота и задержать воздух. После этого начать отчет, вначале это будет не более 15 раз. Упражнение необходимо повторять регулярно, чтобы увеличить время. Главное не выдыхать на счете.

Работа над певческим дыханием

Разработка диафрагмы

Дыхание в пении предполагает использование не только живота, но и диафрагмы, поэтому очень важно научиться ее контролировать. Для этого через нос делается укороченный, резкий вдох. Выдох длинный. Делают его через губы, которые складывают трубочкой, должно получиться что-то наподобие подготовки к свисту. Во время вдоха, обязательно должно быть ощущение толчка в области диафрагмы. Для контроля, ладони рук необходимо положить на ребра внизу.

Во время выполнения выдоха должно ощущаться легкое напряжение в области мышечного пояса. Упражнение улучшает работу всего дыхательного аппарата и должно выполняться минимум 3-4 раза за репетицию.

Контроль продолжительности фазы выдоха

Вначале делается через нос короткий вдох. Выдох удлиненный, обязательно производится через узкое отверстие рта, при котором должен получиться свистящий звук. Воздух должен проходить через щель, которую формируют при помощи языка и твердого неба.

В дальнейшем это упражнение станет настоящей находкой для правильного произношения фонемы «ссс….». Фаза выдоха удлиняется на фоне сужения щели, через которую будет выходить воздух. Чем уже исполнитель делает щель, тем более ощущается напряжение в поясничной части. Занятие рекомендуется сочетать с движениями головы, повторять 4 раза.

Формирование певческого дыхания

Основы вокала начинаются именно с отработки вдоха и выдоха. Хотя познание азов не является признаком красивого вокала, но без базовых знаний в этой области вряд ли получиться выполнить красиво даже простейшее произведение.

Наверное, вы слышали такое выражение: «Искусство пения есть искусство дыхания». Действительно, правильное дыхание или пение на опоре — основа вокала. Одни из главных вопросов начинающего вокалиста: как дышать при пении, что такое вокальная опора и где ее искать?

Опора дыхания — это своеобразное ощущение, которое возникает у певца во время пения. Пожалуй, никакой другой аспект вокала не вызывает таких серьезных споров, разногласий и разных мнений. Описывают и ощущают опору по-разному. Рассмотрим, какие мнения есть у певцов и педагогов на этот счет.

Как брать дыхание?

Начнем со вздоха. В педагогической практике есть четкое разделение певческого дыхания на три группы: ключицами, ребрами+животом и просто животом. Намеренно упростим описание, чтобы не углубляться в разные термины. Итак, ключицами не советует дышать никто. Это поверхностное, вредное дыхание, дающее зажим шеи, плеч и гортани. Что касается ребер и живота, то часто встречается такое мнение: колоратурное сопрано дышит преимущественно ребрами, остальные голоса больше животом и нижними ребрами. Существует так же деление по полу. Высокие женские голоса часто полнее используют грудную клетку, которая заметно поднимается при вдохе (не плечи, не ключицы, а грудная клетка. ) и как можно дольше не опускается при выдохе. Мужские голоса в силу своей конституции дышат наиболее глубоко, в живот и в низ живота.

Дыхание и диафрагма

Опора дыхания

На самом деле, дышим мы конечно лёгкими. Всё дело в диафрагме — большой мышце, которая представляет собой перегородку между лёгкими и желудком (посмотрите на рисунок).

Она имеет вид купола. Когда вы набираете воздух, ваши лёгкие расширяются, давят на диафрагму, она расплющивается и давит на желудок и все органы ниже него, эти органы давят на живот изнутри, поэтому он выпячивается при вдохе. Управлять сознательно самой диафрагмой мы не можем, только опосредованно через мышцы, через дыхание.

Вы, наверное, уже знаете, что в вокале очень большую роль играет воображение, которое помогает найти правильные певческие ощущения. Поэтому, чтобы набрать воздух правильно, представляйте, что набираете его вниз живота, а нижние ребра при этом сами приподнимутся. Если у вас лёгкий, высокий голос, вам может хватить и нижнереберного дыхания с наполнением грудной клетки (без поднятия плеч. ), для всех остальных голосов глубокое нижнереберно-диафрагмальное дыхание признано наиболее благоприятствующим пению.

Чтобы почувствовать это дыхание, лягте на пол, положите стопку книг на область пупка и поднимайте её при вдохе. При этом плечи должны быть полностью расслаблены, грудь и ключицы не поднимаются, выпячивается живот и нижние ребра, полезно еще представить, что дыхание идет в поясницу. Старайтесь дышать глубоко, но не перебирать воздух чрезмерно. Для наработки правильного дыхания часть педагогов предлагают выполнять упражнения на дыхание без звука, другая часть говорит, что они бесполезны и только утомляют мышцы, а все нужные ощущения нарабатываются во время пения. Решать вам.

Пение на опоре

Предположим, вы определились, как теперь будете брать воздух. Это еще не всё. Вот тут многие неопытные вокалисты начинают всей силой своего пресса выталкивать воздух и «громко звучать». Представьте, вся громада воздуха с большой силой ударяет по связкам. Сопоставьте в уме размеры и силу вашего пресса и размеры голосовых связок. Это неравный бой. Связкам не справится с таким мощным потоком воздуха, это называется форсированием, и это неправильное звукоизвлечение. Громкость достигается работой резонаторов, а не чрезмерным нажимом дыхания.

Для пения нам нужно медленное и равномерное выдыхание через открытую, нигде не зажатую трубу или «рупор», начинающуюся от трахеи и заканчивающуюся губами. Нужны открытое расслабленное горло и работа диафрагмы. Нужно научиться медленно расслаблять её, оставлять как бы в расплющенном состоянии при пении. Чтобы этого добиться, нужно после вдоха выполнить короткую задержку дыхания на долю секунды (в горле при этом ничего не происходит!). Далее, НЕ ОПУСКАЯ НИЖНИЕ РЕБРА (а для высоких голосов грудную клетку), регулировать животом выходящий воздух. По ощущением это часто воспринимается, как «посадить рёбра на живот». Надо заметить, что описывать словами процесс дыхания в вокале — дело сомнительное, такие вещи должен показывать и разъяснять педагог. Но если вы занимаетесь вокалом самостоятельно, вы должны очень тонко чувствовать свой организм, чтобы найти верные ощущения.

Главное, чтобы вы смогли перенести всё напряжение с горла на вашу диафрагму. Никаких усилий на уровне голосовых связок быть не должно. Только диафрагма принимает на себя лишний напор воздуха. Ваши рёбра должны оставаться приподнятыми при пении, чтобы они не давили на легкие и не выталкивали воздух напором на связки. Вот почему многие педагоги просят ученика ощутить спину. Если вы все сделаете правильно, будет казаться, что вы работаете спиной. Есть так же выражение «пояс напряжения«, которое тоже не противоречит такому дыханию. Ощущения могут быть описаны по разному: будто резиновый мячик в животе, на который вы давите, а он давит в ответ; «врастание» ногами в пол, ощущение, будто вас раздувает изнутри и пр. Есть и такое выражение – «парадоксальное дыхание». Оно так называется, потому что при выдохе вы будто продолжаете вдыхать. Ваши ребра не опускаются. В повседневной жизни человек так не дышит. Именно поэтому сложно найти нужные ощущения, но при должном упорстве они обязательно найдутся. Главное – заниматься регулярно и правильно.

Читайте также: