Имеют ли право осужденные на социальное обеспечение в том числе получение пенсий пособий

Опубликовано: 17.04.2024


Нередко о времени, проведенном в тюрьме или колонии, говорят – «ошибки молодости». Однако, в исправительных учреждениях содержатся люди всех возрастов. Несмотря на то, что государство обеспечивает осужденных спальным местом и принадлежностями, одеждой и питанием, деньги все равно нужны.

Многие осужденные завидуют пенсионерам, которые могут себе позволить регулярно посещать «ларек» (магазин в исправительном учреждении) и приобретать продукты на суммы, намного превышающие средний заработок работающего зека.

Однако, в тюрьме сказок не бывает. И кажущееся богатство пенсионера на поверку оказывается не столь обильным.

УИК РФ в ст. 98 и 107 определяет, что из пенсии осужденных осуществляются удержания, и на лицевой счет попадет не менее 25% от начисленной пенсии. Если осужденный пенсионер является инвалидом 1 или 2 группы, то удержать больше, чем половину, нельзя. Так что богатство сомнительное. Если взять средний размер пенсии по стране (а это примерно 15 000 рублей), то пенсионер получит менее 4 000 рублей.

А вот 75% (а это уже 11 с лишним средних пенсионных тысяч рублей) получит на возмещение расходов по содержанию осужденного исправительное учреждение. Именно эта деталь делает процесс получение пенсии осужденными простым и быстрым.

Если в учреждение попадает осужденный, которому уже назначена и выплачивается пенсия, то следуя положениям ч. 3 ст. 98 УИК РФ, выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

Говоря простым языком, у Пенсионного фонда есть законное основание для того, чтобы без заявления или согласия осужденного перевести его пенсию в исправительное учреждение. Никакие обращения и суды не помогут, процесс перевода пенсии отлажен и законен. Все обращения родственников, имевших доступ к сберкнижкам осужденных, и в одночасье потерявших дополнительный доход, будут разбиты камнем закона.

Прежде всего, нормы УИК РФ, и Правила выплаты пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.02.2004г. № 15п/18.

Есть нюансы с выплатами участникам боевых действий, получающими ежемесячные выплаты. Еще в 2008 году Конституционный Суд РФ установил, что на эту часть социального обеспечения тюремная система претендовать не может (см. Определение Конституционного Суда РФ от 17 июня 2008 г. N 552-О-П).

А вот федеральная социальная доплата вполне себе является тем самым «иным» доходом, из которого, согласно ч.1 ст.107 УИК РФ («из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию»), исправительное учреждение вполне обоснованно удержит от 75% до 50%.

Каждый попавший в исправительное учреждение пенсионер немедленно рассматривается администрацией в качестве источника денежных средств. Это влияет на скорость оформления пенсионных выплат осужденным, которые достигли пенсионного возраста, уже находясь в исправительном учреждении.

Сотрудник администрации, занимающийся соцзащитой, которого обычно не найти, если надо решить какой-то вопрос с документами, внезапно материализуется и требует от пенсионера заполнения документов о назначении пенсии. К слову, осужденный имеет полное право отказаться от заполнения подобных заявлений. Ключевая проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии – проживание осужденного в регионе, где пенсионные выплаты выше.

Некоторые москвичи отказывались от оформления пенсии в местах лишения свободы, потому что пенсия назначалась по правилам региона отбывания наказания, а суммы выплат в Москве и, например, в Мордовии, отличаются не в пользу Мордовии. А вот те, кто поставил подпись под заявлением, получали пенсию удивительно быстро. Связь между местным отделением ПФР и администрацией местного управления ФСИН работает отменно.

Понятно, что пенсия осужденного – лакомый кусочек, который ничего не стоит взять администрации исправительного учреждения. И, конечно, иногда случаются ошибки и перегибы. Например, из пенсии инвалида 2 группы удержат 75%, а не 50%.

Не все очевидно с доплатами ликвидаторам аварии на ЧАЭС, судебная практика разнонаправлена. В любой спорной ситуации, если осужденный считает, что нарушены его материальные права, необходимо обратиться с заявлением к начальнику ИУ, надзирающему прокурору (понятно, что это конфликт с администрацией, но если позиция обоснована, то вряд ли кто-то посмеет применить к осужденному какие-либо санкции), и в суд.

Необходимо помнить, что тяжбы о нарушении материальных прав граждан рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, а участвовать в гражданском процессе из исправительного учреждения без привлечения представителя (юриста) практически невозможно.

Так что лучше не попадать в исправительные учреждения в любом возрасте.

Справочник для освобождающихся из исправительных учреждений Пермской области

О пенсионном обеспечении

Виды пенсий,
назначение и выплата пенсий и пособий,
порядок их оформления после освобождения и т.д.

С 1 июля 1997 г. осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение по старости, по инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 98 УИК РФ).

По данным ГУИН МЮ по Пермской области в 2001 году в подведомственных ему исправительных учреждениях правом на пенсионное обеспечение обладали 1078 осужденных, из них 211 осужденным начислялась пенсия по старости, 734 - пенсия по инвалидности, 31 - пенсия по потере кормильца. Еще 37 человек пенсию не получали в виду отсутствия паспорта и невозможности оформить ее.

После вынесения обвинительного приговора выплата пенсии в отношении уже осужденного пенсионера должна осуществляться в порядке, который изложен в Приказе МВД РФ от 06.11.97. №18/3 - 204 "Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в ИУ". В соответствии с этим нормативным актом оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в ИУ, осуществляется администрацией соответствующего учреждения.

При назначении пенсии администрация ИУ оформляет (восстанавливает) и предоставляет органу, осуществляющему пенсионное обеспечение (орган социальной защиты по месту нахождения исправительного учреждения), паспорт осужденного, а также справку о нахождении осужденного в ИУ. Администрация заблаговременно принимает меры к розыску или оформлению необходимых для назначения пенсии документов при отсутствии их в личном деле осужденного. Только после этого органы социальной защиты по месту нахождения ИУ начнут перечислять пенсию на счет ИУ, открытый в банке для хранения депозитных сумм с целью последующего зачисления на лицевой счёт осужденного.

В соответствии с законом "О трудовых пенсиях в РФ" должны назначаться:

Cоциальная пенсия назначается: инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени (соответственно 1, 2, 3 существовавшие ранее группы инвалидности), детям-инвалидам; детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) и не имеющим права на трудовую пенсию; гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) и не имеющим права на получение трудовой пенсии.

Трудовая пенсия по старости. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стража.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по индивидуальным показаниям.

  • Надбавки, в том числе и на нетрудоспособных иждивенцев, например: детей, независимо от того, что родитель с ребенком не проживает.
  • Из пенсий осужденных могут производиться удержания для возмещения расходов по их содержанию, по исполнительным документам (ст. 107 УИК РФ). В любом случае пенсионерам в ИУ на лицевые счета зачисляется, независимо от всех удержаний, не менее 25%, а инвалидами I и II групп - не менее 50% начисленных им зарплат, пенсий или других доходов.

    Общий трудовой стаж устанавливается по документам, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы. Этими документами могут быть трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, которая выдается администрацией исправительного учреждения. В трудовую книжку или справку, подтверждающую время работы осужденного в местах лишения свободы, вносятся сведения карты учета о суммарном времени работы.

    Если в трудовой книжке нет записи о периоде времени, проработанном в местах лишения свободы после 1 сентября 1992 года, то Вы вправе обратиться в то исправительное учреждение, в котором Вы отбывали наказание в виде лишения свободы за документом (справкой), подтверждающим время работы в местах лишения свободы, а при ликвидации последнего - в вышестоящую организацию системы исполнения наказаний. В случаях, когда документы, подтверждающие время работы лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, не сохранились частично или полностью в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций, произошедших в исправительном учреждении после освобождения таких лиц, администрация этих учреждений выдает по запросу обратившегося гражданина подтверждающие время работы в исправительном учреждении документы, подготовленные на основании данных территориального информационно-вычислительного центра.

    Для исчисления пенсии при обращении в орган социальной защиты населения за назначением пенсии также Вам понадобится справка о среднемесячной заработной плате установленного образца.

    Справка за период 1997-2001 годы выдается органами Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Факт постановки на учет (регистрации) в системе государственного пенсионного страхования подтверждается страховым свидетельством, которое выдается при освобождении. Номер индивидуального лицевого счета в этой системе также содержится в страховом свидетельстве.

    В том случае, если заработок приходится на период до регистрации в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками с места работы. Поэтому при освобождении Вы можете попросить выдать соответствующую справку, если рассчитываете использовать для исчисления пенсии период до постановки на индивидуальный (персонифицированный) учет.

    Освободившись из мест лишения свободы, пенсионер должен обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания с заявлением о выплате ему пенсии. Одновременно он должен предоставить справку об освобождении из мест лишения свободы или документ о регистрации, выданный органами регистрационного учета.

    На основании представленных документов оформляется запрос пенсионного дела из органа социальной защиты, который перечислял ему пенсию в период лишения свободы. Лишь с постановлением пенсионного дела начнется выплата пенсии. Выплачивается она по новому месту жительства или регистрации пенсионера с первого числа месяца, следующего за тем, в котором он вышел на свободу.

    Заявительный порядок начисления пенсии означает, что если Вы не обратитесь с заявлением о назначении пенсии, Вам ее и не назначат. Даже в том случае, если через некоторое время Вы такое заявление передадите по назначению, пенсию за прошлое время Вам не выплатят.

    Контроль за правильностью начисления и целевым использованием средств осуществляется органами социальной защиты населения, Пенсионным Фондом РФ. Туда и следует обращаться за разъяснениями и с жалобами (См. приложение №2).

    В 2000-2002 годах в Пермской области был принят ряд нормативных актов, обеспечивающих дополнительную поддержку со стороны государства:

    "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж", согласно которому пенсионеры, проработавшие по 35-40 лет, получили льготы по оплате коммунальных услуг, транспорта, дров и т.п.;

    "О доплатах к государственным пенсиям отдельным категориям пенсионеров" ввел областную надбавку в размере полутора минимальных пенсий по старости, получившим травмы и заболевания во время прохождения службы в "горячих точках";

    "О ежемесячной доплате отдельным категориям малоимущих неработающих пенсионеров Пермской области", согласно которому пенсионеры, проработавшие по 30-35 лет, чья пенсия ниже прожиточного минимума на 2 квартал 2001 года, в размере 744,1 рублей имеют право на получение доплаты до размера пенсии 744,1 рублей;

    Право на скидку при оплате жилья получили пострадавшие от политических репрессий и члены их семей;

    "О личном подсобном хозяйстве", согласно которому работа в личном подсобном хозяйстве будет включаться в трудовой стаж;

    Постановление Главы администрации (мэра) города Перми "О ежемесячной муниципальной надбавке отдельным категориям малоимущих неработающих пенсионеров города Перми" (с изменениями на 29 июня 2001 года) согласно которому устанавливается муниципальная надбавка пенсионерам, проработавшим по 30-35 лет, получающие пенсию по старости и инвалидности, а также имеющим несовершеннолетних детей неработающим инвалидам 1, 2 групп, не имеющим вышеуказанного стажа. Размер пенсии с надбавкой не должен превышать 830 рублей.

    [an error occurred while processing this directive]

    Генеральный прокурор

    Заместители Генерального прокурора

    Структура

    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru

    О Генпрокуратуре России

    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей

    Документы

    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры

    Международное сотрудничество

    Взаимодействие со СМИ

    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ

    Правовое просвещение

    Контакты

    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Рус
    • Eng

    Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:

    Прокуратура г. Магаса разъясняет: О порядке удержания денежных средств у осужденных-пенсионеров с федеральной социальной доплаты к пенсии».

    Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 02 августа 2016

    В соответствии с ч.3 и 5 ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) выплата пенсий осужденным осуществляется по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. Из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 УИК РФ.

    Согласно ч.1 ст.107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию.

    Особым значением ежемесячной денежной выплаты в системе социального обеспечения обусловливается установление ее специального правового режима. В частности, ветераны имеют возможность самостоятельно определять цели расходования ежемесячной денежной выплаты, например использовать ее для приобретения лекарств, которыми они до 1 января 2005 года обеспечивались бесплатно.

    Статья 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", введенная Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривает возможность удержания из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты суммы средств, направляемой на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), а статья 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" запрещает обращение взыскания по исполнительным документам на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое).

    Федеральная социальная доплата к пенсии по своей правовой природе фактически является частью трудовой пенсии и на нее распространяются положения ч. 1 ст. 107 УИК РФ.

    В соответствии с ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера.

    Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

    Социальная доплата к пенсии не является льготой или мерой социальной поддержки, поскольку представляет собой денежную сумму доплаты к пенсии с целью достижения её размера до величины прожиточного минимума пенсионера.

    В связи с чем, данная доплата не может быть отнесена к государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (статьи 6.1 и 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

    Социальная доплата к пенсии по своей правовой природе является иным доходом, из которого должны производиться удержания для возмещения расходов по содержанию осужденных, так как действующее законодательство не содержит запрета на это.

    1. Осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

    2. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    3. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

    4. Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    5. Из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 настоящего Кодекса.

    Комментарии к ст. 98 УИК РФ

    1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи обязательному государственному социальному страхованию в местах лишения свободы подлежат только осужденные, привлеченные к труду. Исключение составляют осужденные женщины, которым пособия по беременности и родам выплачиваются независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

    Порядок обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 N 727. Этим Постановлением утверждено Положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду.

    В Положении регламентирован порядок обеспечения осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, исходя из условий отбывания наказания в виде лишения свободы следующими видами пособий:

    • по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
    • по беременности и родам;
    • единовременным пособием женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель);
    • единовременным пособием при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении);
    • ежемесячным пособием на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (в случае отбывания наказания в колониях-поселениях).

    Осужденные имеют право на получение пособий, если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работы.

    Пособия выплачиваются осужденным за счет единого социального налога (взноса), уплачиваемого в ФСС РФ организациями, в которых трудятся осужденные.

    Размеры пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам устанавливаются в соответствии с Законом об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности в зависимости от продолжительности страхового стажа.

    В страховой стаж включаются:

    • периоды работы по трудовому договору;
    • периоды государственной гражданской или муниципальной службы;
    • периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы.

    Пособие по временной нетрудоспособности застрахованному осужденному выплачивается в следующем размере:

    • имеющему страховой стаж восемь и более лет - 100 процентов среднего заработка;
    • имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет - 80 процентов среднего заработка;
    • имеющему страховой стаж до пяти лет - 60 процентов среднего заработка.

    Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, установлен совместным Приказом Минздрава России, Минюста России, ФСС РФ от 14.07.2003 N 316/185/180.

    Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной осужденной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

    Размеры единовременных и ежемесячного дополнительных пособий осужденным женщинам определены в Федеральном законе от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в ред. от 05.12.2006). В настоящее время они составляют: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) - 300 рублей; единовременное пособие при рождении ребенка - 8000 рублей; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

    Пособия назначаются и выплачиваются администрацией по месту работы осужденных. Выплата пособий осуществляется путем их зачисления на лицевые счета осужденных. Осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, пособия выдаются на руки.

    2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи осужденные к лишению свободы имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение.

    Статья 5 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 03.06.2006) устанавливает следующие виды трудовых пенсий:

    • трудовая пенсия по старости;
    • трудовая пенсия по инвалидности;
    • трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Осужденным, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

    Осужденным, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. от 09.04.2007).

    Право на трудовую пенсию по старости имеют осужденные мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

    Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

    Признание осужденного инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" и иными нормативными правовыми актами.

    Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

    Оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осуществляются администрацией соответствующего учреждения.

    3. Часть 3 комментируемой статьи определяет, что выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

    Пенсия, полагающаяся осужденному, перечисляется на счет исправительного учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм. Бухгалтерия учреждения в трехдневный срок зачисляет пенсии на лицевые счета осужденных, указанные в списке пенсионеров, представленном органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

    Для выплаты пенсии осужденным, получавшим ее до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, список пенсионеров с указанием в нем вида пенсии, номера пенсионного удостоверения, адреса места жительства (пребывания), по которому выплачивалась пенсия, и др., а также справку на каждого осужденного о месте его пребывания.

    При освобождении осужденного из места лишения свободы в связи с прекращением отбывания наказания его лицевой счет закрывается. Выплата пенсии освобожденному производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства.

    4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

    Согласно ст. 184 ТК РФ при повреждении здоровья осужденного вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания осужденному возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

    Виды, объемы и условия предоставления осужденным гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. от 21.07.2007).

    Выплата денег осужденным осуществляется из средств ФСС РФ, но исправительное учреждение (предприятие), где работал осужденный, может и самостоятельно оплатить расходы на лечение за свой счет.

    Кроме того, если трудоспособность осужденного утрачена по вине исправительного учреждения (предприятия), где работал осужденный, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении имущественного ущерба и морального вреда.

    5. За счет получаемых пенсий, социальных пособий осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости, а также оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Согласно ч. 5 комментируемой статьи из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются ст. 107 УИК РФ (см. комментарий к указанной статье).

    Статья 12. Основные права осужденных

    1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

    2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

    3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований.

    4. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

    5. Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

    6. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

    6.1. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.

    7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

    9. Осужденные к принудительным работам, аресту или лишению свободы - иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

    10. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.

    11. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

    Читайте также: