Есть ли у монахов пенсия

Опубликовано: 15.05.2024

фото 1262_1

В соответствии с основами законодательства РФ в нашей стране государство отделено от религиозных институтов и организаций.

На практике, кроме прочего, это означает, что священнослужители не являются государственными служащими и не имеют каких-либо дополнительных льгот и преференций.

Бесплатно по России

Сложившаяся еще в Советском Союзе практика долгое время вообще предполагала отсутствие какого-либо социального обеспечения для представителей духовенства. Однако после 2004 года, когда были достигнуты определенные договоренности между РПЦ и ПФР, касаемо пенсионных прав служителей церкви, священники стали уравнены в правах с остальными гражданами страны, поэтому так же могут претендовать на материальное обеспечение в старости.

Предусмотрены ли в России пенсии священнослужителям

Чтобы понять, есть ли пенсия у священнослужителей и могут ли рассчитывать священники на выплаты по старости, следует понимать взаимоотношения внутри РПЦ.

Русская православная церковь представляет собой огромную структуру, крайне неоднородную по своему составу. Ее основой является приход, который, как правило, имеет в своем распоряжении здание храма, где проводятся богослужения и все необходимые обряды.

Приходом руководит настоятель – лицо, имеющее священный сан, а также в штате могут быть и другие священники. Кроме этого, в храме есть не только священнослужители, но и церковнослужители – регенты, певчие, работники иконных лавок. Канонически приходы находятся в подчинении у епархиального управления, которое возглавляет епископ. При епархии могут быть различные отделы и службы.

С правовой точки зрения приходы и епархии являются некоммерческими организациями, ведущими свою деятельность как самостоятельные юридические лица.

Служители храмов имеют официальную занятость, у священников имеются трудовые книжки, а их служение на приходе входит в соответствующий стаж. За них выплачиваются все необходимые взносы во внебюджетные фонды, поэтому каждый священнослужитель, как участник ОПС, имеет право на предоставление ему пенсионных выплат в старости.

На какой вид пенсии могут рассчитывать священники

Равно как и остальные граждане РФ, представители духовенства имеют право на получение следующих видов пенсионного обеспечения:

  1. Страховую пенсию. Выплачивается в том случае, если к моменту достижения соответствующего возраста священнослужитель имеет достаточный для ее начисления страховой стаж и ИПК. Пенсионная реформа, проводимая в нашей стране, также затронула и служителей алтаря. В результате нее критерии, необходимые для установления выплат, будут постепенно ужесточаться.
  1. Социальную пенсию. Если священник не имеет достаточного стажа и ИПК, то он сможет претендовать только на социальную пенсию, на которую выходят позже, а выплаты значительно меньше, чем по страховой.
  1. Накопительную пенсию. Священнослужитель вправе формировать накопительную пенсию на тех же основаниях, что и граждане РФ, не имеющие сана.

Кроме этого, при установлении инвалидности священнику будет также выплачиваться материальное пособие.

Как происходит начисление пенсии для священников

Наличие священного сана не предполагает каких-либо особенностей в оформлении выплаты при выходе на пенсию. По достижению соответствующего возраста (60,5 лет, после повышения пенсионного возраста в 2019 году) духовное лицо подает в ПФР пакет необходимых документов, среди которых:

  • паспорт;
  • СНИЛС (при наличии);
  • трудовая книжка;
  • иные документы, подтверждающие стаж;
  • военный билет;
  • бумаги, свидетельствующие о наличии льготного стажа (при наличии последнего).

Пенсионный фонд рассматривает представленные документы и в соответствии с законом выносит решение о возможности назначения выплат или об отказе в этом. Опротестовать неправомерное решение ПФР можно в суде.

фото 1262_3

Размер пенсии

Какой-либо фиксированной суммы пенсии у священников не предусмотрено. Она зависит от количества набранных пенсионных баллов.

Если же священнослужитель оформил социальную пенсию, то ее базовый размер составляет 5304,57 рубля в 2019 году, однако на руки по факту он получает сумму в размере прожиточного минимума пенсионера, а в каждом отдельном регионе он разный.

Священнослужители в России получают пенсию в том же размере и на тех же основаниях, что и остальные граждане. Однако следует отметить, что подавляющее большинство из них не прекращает служения у алтаря и после достижения преклонного возраста, даже выйдя на «покой», что по церковным канонам происходит в 75 лет.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме:

Обзорная статья, посвященная пенсионному обеспечению служителей Церкви: общим условиям назначения пенсий, подтверждению периодов, включаемых в стаж, документальному подтверждению данных периодов времени.

Общие условия назначения пенсий

Согласно главе XXI Устава Русской Православной Церкви (с доп. 2017 г.), граждане России — священнослужители и церковные работники, — имеют право на государственную пенсию, при условии, что они работают в канонических подразделениях РПЦ, зарегистрированных в качестве юридических лиц.

Обязательное социальное страхование священнослужителей в России было введено Законом РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий». До вступления в силу этого закона религиозные организации не производили отчисления в фонды государственного социального страхования, потому время работы (служения) в религиозных организациях или участия в религиозных обрядах не включалось в трудовой стаж священнослужителей и иных работников религиозных организаций.

В настоящее время и работники религиозных организаций, и священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 24 Закона РФ от 26.09.97 № 125-ФЗ). Анализ положений Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» позволяет утверждать, что священнослужители также имеют право на страховую пенсию, являясь специфической категорией застрахованных лиц

В совершении религиозных обрядов (богослужений, чинопоследований, таинств) принимают участие:

  • архиереи;
  • священники;
  • диаконы;
  • церковнослужители, в т. ч. регентов, певчих, церковных старост и их помощников, монашествующих, сотрудников Московской Патриархии, Епархиальных управлений и советов, Синодальных учреждений;
  • иные лица, которые совершают религиозные обряды либо обеспечивают их совершение (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 15.07.08 № 5068).

Периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и периоды участия в совершении религиозных обрядов и до, и после вступления в силу Закона от 25.10.90 № 267-1 засчитываются в трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке, в том числе справкой (см. образец).

Настоящая дана священнослужителю Русской Православной Церкви протоиерею (или священнику, диакону) Сергею Ивановичу СОКОЛОВУ, 1940 года рождения в том, что он с 1 апреля 1965 года по настоящее время совершает свое служение в Церкви.

При этом:

1 апреля 1965 года Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен штатным диаконом храма Успения Пресвятой Богородицы с. Жигалово Московской области, где служил по 15 ноября 1970 года.

Основание: Указ Управляющего Московской епархией от 1 апреля 1965 года за N 465.

16 ноября 1970 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена назначен штатным священником Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве г. Москвы, где служил по 10 июля 1991 года.

Основание: Указ Святейшего Патриарха от 16 ноября 1970 года за N 3545.

11 июля 1991 года Указом Святейшего Патриарха Алексия назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Ивановском г. Москвы, где служит по настоящее время.

Основание: Указ Святейшего Патриарха от 11 июля 1991 года за N 2575.

Общий стаж служения с 1 апреля 1965 года по настоящее время.

Подтверждающие документы сохранены.

Руководитель Общего отдела,

Заведующий Канцелярией

Московской Патриархии прот. В. ДИВАКОВ

Как оцениваются пенсионные права

Зачет в общий трудовой стаж периодов работы до 25 октября 1990 года является основанием для уточнения их пенсионных прав путем перерасчета величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года.

Заработок за период до 25 октября 1990 года может быть принят для уточнения величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года.

Уточнение пенсионных прав священнослужителей осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения, но не ранее чем с 30 января 2005 года (даты вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.04 № 280) (ст. 20 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Для уточнения пенсионных прав следует обратиться с соответствующими заявлениями в территориальные органы ПФР, представив документы, подтверждающие работу в религиозных организациях и (или) участие в совершении религиозных обрядов за периоды до 25 октября 1990 года.

Соответствующие разъяснения даны письмом ПФР от 18.04.05 № ЛЧ-25-26/3935, которым одновременно направлен образец подтверждающей справки (см. выше).

По достижении 75 лет

Достигнув этого возраста каждый клирик, занимающий должность:

  • игумена (игумении) или наместника монастыря;
  • настоятеля прихода;
  • председателя приходского совета;
  • благочинного;
  • секретаря епархиального совета;
  • председателя или заместителя председателя епархиального отдела или комиссии;
  • председателя, секретаря или члена епархиального суда

обязан подать прошение на имя своего епархиального архиерея об освобождении его от соответствующих должностных обязанностей.

Однако окончательное решение вопроса о времени удовлетворения этого прошения оставляется на благоусмотрение епархиального архиерея (в отношении игумена (игумении) или наместника монастыря – на благоусмотрение Священного Синода, по представлению епархиального архиерея).

Епархиальный архиерей имеет попечение о достойных условиях для продолжения литургического и пастырского служения клириков, освобожденных по возрасту от несения должностных обязанностей.

О периодах работы, включаемых в стаж

Порядком включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов (утв. приказом Минздравсоцразвития от 24.11.04 № 280, зарег. Минюстом России 30.12.04 № 6253) разъяснено, что периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» засчитываются в общий трудовой стаж. Указанные периоды подтверждаются документами в общеустановленном порядке.

До 25 октября 1990 года сводного перечня лиц, принимающих участие в совершении религиозных обрядов, не существовало. Поэтому в спорных случаях отделениям ПРФ необходимо обращаться за подтверждением стажа лиц, участвующих в религиозных обрядах, в Епархиальные управления (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 03.04.06 № 1842, доведено до сведения органов ПФР письмом от 09.06.06 № ЛЧ-25-26/6167).

В страховой стаж включаются периоды работы при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, до 1 января 1991 года – платились взносы на государственное социальное страхование. Уплата взносов на государственное социальное страхование подтверждается документами финансовых органов и справками архивных учреждений.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (п. 59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.14 № 1015).

Тезисы для суда

К сожалению, в бумажной сфере на приходах, как правило, царит беспорядок. Вв справках о заработной плате отсутствуют обязательные реквизиты, основания выдачи и т. д., что часто порождает споры с органами ПФР.

На что можно ссылаться? Вот несколько тезисов для искового заявления.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя в том числе и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (ч. 1 ст. 4) (согласно Федеральному закону от 28.12.13 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3).

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Аналогичные нормы содержал и Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (ст. 10).

Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками (ст. 24 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). При этом работники религиозных организаций, а также священнослужители, подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению.

Впервые для священнослужителей обязательное социальное страхование на территории Российской Федерации было введено Законом РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий». В период до принятия указанного Закона лица, совершавшие богослужения и религиозные обряды, не подлежали государственному социальному страхованию и, следовательно, не имели права на государственное пенсионное обеспечение.

Периоды работы в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» засчитываются в общий трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке (разъяснения о порядке включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.04 № 280).

В совершении религиозных обрядов (богослужений, чинопоследований, таинств) принимают участие архиереи, священники, диаконы, церковнослужители, включая регентов, певчих, церковных старост и их помощников, также иные лица, которые совершают религиозные обряды, либо обеспечивают их совершение (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 15.07.08 № 5068).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.10.14 № 1015.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п. 11 Правил). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются, в частности:

  • письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
  • справки, выдаваемые работодателями;
  • выписки из приказов;
  • лицевые счета;
  • ведомости на выдачу заработной платы.

В подтверждение факта работы могут быть представлены справка прихода, справка приходского совета, справки о зарплате, платежные извещения и квитанции об уплате подоходного налога и т. д.

Еще раз подчеркнем: от вас не могут потребовать подтверждения уплаты взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, поскольку до принятия Закона РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» лица, совершавшие богослужения и религиозные обряды, не подлежали государственному социальному страхованию.

С уважением, Анна
эксперт портала Право-ТУТ.ru

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Устав Русской Православной Церкви
  • Материалы Соборов
  • Журналы Священного Синода
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Церковный суд
  • Архиерейское совещание
  • Богослужебные тексты
  • Программы и документы конференций и форумов
  • Офиц. заявления и обращения
  • Церковный диалог
  • Правовое управление (Юридическая служба)
    • Налогообложение
    • Земельные вопросы
    • Имущественные вопросы
    • Пенсионное обеспечение
    • Образование
    • Комментарии юриста
  • Другие документы

Главные новости

В канун Великой Среды Святейший Патриарх Кирилл принял участие в богослужении в Храме Христа Спасителя

В канун Недели ваий Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

В Лазареву субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию вручения наград клирикам Московской епархии и сотрудникам Московской Патриархии

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф "Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви"

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации издало приказ от 24 ноября 2004 г. N 280 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2004 г. N 6253), содержащий разъяснение о порядке включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов.

В целях оказания методической помощи своим территориальным органам Пенсионный фонд РФ направил в отделения и управления ПФР в федеральных округах письмо от 18.04.2005. № ЛЧ-25-26/3935 «Об оценке пенсионных прав граждан из числа священнослужителей». Данный документ доведен до сведения Епархиальных архиереев циркулярным письмом Управляющего делами Московской Патриархии Митрополита Калужского и Боровского Климента от 19.07.2005. № 4484.

Какие изменения в пенсионные права священнослужителей внес приказ № 152?

В период до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 религиозные организации не имели прав юридического лица. В этой связи время работы (служения) в религиозных организациях или участия в религиозных обрядах до вступления в силу вышеупомянутого закона не включалось в трудовой стаж священнослужителей и иных работников религиозных организаций.

В настоящее время издан приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. N 280, согласно которому «периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 «О свободе вероисповеданий» засчитываются в общий трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке».

На какие категории граждан распространяется приказ?

Приказ распространяется на священнослужителей, которые в период до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 «О свободе вероисповеданий» работали в религиозных организациях (например, приходах, духовных семинариях) и (или) участвовали в совершении религиозных обрядов.

Понятие «священнослужитель» не раскрыто в нормах действующего законодательства; оно содержится во внутренних документах (установлениях) религиозных организаций.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ. В этой связи разъяснение понятия «священнослужитель» составляет прерогативу конфессий. Поэтому в спорных случаях отделения ПФР должны обращаться за разъяснениями в Епархиальные управления.

Какие документы необходимо представить в отделение ПФР для зачета в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 «О свободе вероисповеданий»?

К таким документам относится справка, образец которой прилагается к письму Пенсионного фонда РФ от 18.04.2005. № ЛЧ-25-26/3935. Справка выдается Епархиальным управлением и подписывается секретарем Епархиального управления.

Помимо вышеупомянутой справки в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации можно представить (при наличии) справку о зарплате священнослужителя в период до 25 октября 1990 г. Представленный заработок может быть принят для уточнения величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 г.

Допустим ли перерасчет уже начисленной некоторым священнослужителям пенсии?

Священнослужители, оформившие пенсии в период с июля 2001 г. по март 2005 г., имеют право на перерасчет назначенных пенсий с учетом периодов служения в религиозных организациях до 25 октября 1990 г.


– Владыко, поделитесь своим опытом: почему Вы решили принять монашество?

– На мое духовное воспитание повлиял Вознесенский женский монастырь на окраине моего родного села Чумалево: туда в период хрущевских гонений свезли монахинь почти со всего Закарпатья. Их молитвенный дух и глубокая вера зажгли во мне, будто лампадку, желание быть священником. (Кстати, из нашего села вышло много священнослужителей.) У меня не было болезненного выбора: кем быть. Помню тот миг, когда окончательно понял, что стану священником. Это произошло во время богослужения, которое впервые в нашем монастыре совершал епископ Мукачевский и Ужгородский Савва. Я тогда учился в пятом классе. Впоследствии я в течение нескольких лет был у него иподиаконом, несмотря на то, что дорога в Мукачево — более 100 км. Я часто пропускал из-за этого уроки. Мою маму даже вызывали к директору. Но она меня не укоряла, поскольку понимала, что я твердо и всерьез выбрал путь к церковному алтарю. Мама тихо молилась по ночам, чтобы все обошлось и получилось. А образ епископа Саввы – строгого монаха, богослова и хорошего архиерея – сыграл решающую роль в выборе учебного заведения — семинарии в Свято–Троицкой Сергиевой Лавре, которую окончил и он.

– Чем жизнь монаха в архиерейском сане отличается от бытия простого инока?

– Архиерейское служение — это тоже послушание. Оно не в меньшей степени (а может, даже и в большей) подразумевает аскетизм и всецелую сосредоточенность на стяжании благодати Святого Духа. Для епископа не отменяются монашеские обеты, но добавляется еще больший груз колоссальной ответственности перед Богом, Церковью (которая доверила ему апостольское служение) и людьми, видящими в нем пастыря доброго и непререкаемый церковный авторитет.

– Иногда далекие от Церкви люди говорят, что постриг можно принимать лишь после того, как воспитал детей и завершил служебную карьеру. Как Вы относитесь к такому мнению?

– Самое распространенное и пагубное заблуждение – это ошибочные мысли о том, что дело спасения якобы можно отложить «на потом». Тот, кто провел молодость по закону плоти, вряд ли сможет освободиться от страстей в старости, когда наиболее трудно бороться с многолетними привычками и привязанностями. Если человек состоялся как семьянин, воспитал детей и сделал карьеру, то совершенно не понятно: зачем ему монастырь? Ведь речь идет не о хобби на пенсии. Монашество – горение духа, когда для тебя весь мир вменяется в тщетность, и ты ищешь лишь единое на потребу – Царство Божие.

– А если говорить о старости как об опыте и мудрости, которые необходимы для монаха?

– Монашество – не удел лишь стариков. Духовная опытность как раз и приобретается через иноческую жизнь. Разумеется, надо избегать крайностей. Если для вступления в брак наилучший возраст – 20-30 лет, то для монашества – 30-40. Можно, конечно, принять постриг и раньше, но тогда степень риска повышается. Полагаю, что с лицами, не достигшими 20-летия, лучше повременить.

– В каком возрасте постригали в древних монастырях?

– В древности к монашеству готовились очень долго. Никто не настаивал, чтобы юноша шел в монастырь. Придя во святую обитель, человек долго находился в статусе послушника. Если он разочаровывался, то мог вернуться к жизни в миру.

– Что делать тем, которые мечтают о монашестве, но имеют семейные обязанности?

– Бросить семью, мечтая о монашестве, – дело не богоугодное. Зачем предаваться мечтательности, которую святые отцы называют прелестью бесовской? Если Господь призвал к семейной жизни, нужно с христианским терпением и любовью нести этот крест, который не меньше монашеского. Уходить в монастырь следует лишь по благословению духовника и обоюдному желанию супругов, тяготеющих к иночеству и не обремененых заботой о детях. А главное – если нет любви к молитве, тогда от мыслей о постриге нужно отказаться.

– Ваше Высокопреосвященство, как известно, с монашеским самоограничением соглашаются даже многие миряне: они, к примеру, говорят, что посты полезны для здоровья. Но стоит монаху лишь заговорить о «памяти смертной», как от него сразу же отворачиваются. Что значит «память смертная»? Действительно ли для поддержания такой памяти нужно чуть ли не спать в гробу?

– Древние подвижники веры отказывались от мира сего, руководствуясь не страхом, а из-за его непривлекательности. Пустыня для них – это цветущая и жизнерадостная страна духа, а не темная и сырая могила (как ошибочно думают многие). Еще в V в. блаженный Диадох Фотикийский сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты». Истинная жизнь состоит в стяжании Божией благодати, которая освящает и преображает. Ее оскудение приводит к умиранию мира и апокалиптическим катастрофам как видимым признакам его агонии.

Еще один аспект монашества – особое, ни с чем не сравнимое служение миру: через очищение сердца, молитву и аскезу Божественный свет входит в душу. Этот свет – стержень мироздания, преображающий весь мир и реанимирующий гибнущее человечество. Если не станет носителей духовного света, мир себя изживет. А для того, чтобы противостоять разрушительной силе греха, и принимают монашеский постриг.

– Что Вы можете посоветовать тем, кто желает стать монахом?

– Решение о постриге может быть принято только при трезвом и серьезном размышлении. Нужно иметь глубокое желание и убедиться (после долгого испытания) в том, что это – твое призвание. Мне часто приходится общаться с молодыми людьми, которые стоят на распутье. Некоторые из них говорят: мол, подумываю о монашестве, но есть колебания. В таких случаях я обычно отвечаю: пока сохраняется хотя бы тень сомнения, монашество принимать не следует. Не надо спешить. Лучше подождать хотя бы три года, а затем проверить: не ослабло ли это желание, не охладело ли оно? Ошибка может иметь роковые последствия: нарушив обеты, человек зачастую не способен вернуться к нормальной жизни, поскольку получил духовную травму.

Зачем сатана “закодировал” ИНН, деньги и новые российские паспорта?

“Я, раб(а) Божия, трижды каюсь и отрекаюсь от сатанинской пенсионной карточки, от ее компьютерного номера, всяких знаков и символов на ней. Требую, чтобы мою пенсию никому из родных не отдавали, на сберкнижку ее не переводили. Я требую навсегда исключить меня из списка пенсионеров нашего безбожного государства! Если будете присылать мне денежные довольствия, я подам на вас в суд!”

Таких заявлений, написанных как под копирку, в российских отделах соцзащиты уже более 500. Как оказалось, все эти послания пришли от разгневанных рабов Божьих из православного Боголюбовского женского монастыря во Владимирской области. Корреспондент “МК” отправился в обитель, чтобы воочию убедиться, насколько серьезна угроза массового психоза.

Узница Боголюбовской обители

— Как же такое может быть, что моя Аленушка поехала по святым местам и пропала без вести? — плачет 68-летняя старушка. В октябре прошлого года ее дочь купила путевку на автобусную экскурсию и не вернулась. — Мы посылали запросы в десятки монастырей по всей России. Но никто мою Леночку не видел.

42-летняя Елена Волгина работала инженером на заводе. Несколько лет назад она развелась с мужем, но в монастырь уходить не собиралась. По словам родственников, Елена набожностью не отличалась, а на экскурсию поехала просто развеяться. После того как она не вернулась в срок, родственники забили тревогу. Брат Елены и муж ее сестры Николай, сотрудники милиции, объявили женщину в розыск.

— Когда мы начали поиски, то пришли в ужас, — рассказывает Николай. — Выяснилось, что в монастырях не ведется регистрация прибывших паломников. Приезжает новичок — для монахов он всего лишь раб Божий Иван или Марья, никто не знает ни фамилии его, ни даты, ни места рождения. И если паломник в монастыре умер от старости или болезни — считайте, что он пропал без вести. Родственники уже навряд ли смогут поплакать на его могиле.

Благодаря связям в “органах” Елену удалось обнаружить в Боголюбовской обители во Владимирской области. Живой. Но не совсем здоровой.

— Когда мы в первый раз попали в монастырь, его настоятельница часов десять мурыжила нас на улице, а потом заявила, что Елены здесь нет, — вспоминает Николай. — Во второй раз мы приехали уже с местным участковым. Только тогда монахиня призналась, что Лена в монастыре. Но она занята: несет послушание — пасет коров, поэтому духовник монастыря отец Петр не дает своего благословения на встречу с ней.

Увидеть Елену родственникам удалось только с третьей попытки. Матушка-настоятельница все время находилась рядом. Мол, у духовных сестер секретов от нее нет.

— Когда Елена нас увидела, то расплакалась. И вдруг как будто бы на нее нашло просветление. Она заявила, что не понимает, что делает в монастыре, — рассказывает ее брат. — Лена тут же побежала за вещами. Сказала, что придет — только попросит благословения у отца Петра.

Вернулась Елена другим человеком. Как зомби бормотала, что должна остаться в обители и молиться за свой род, умерших и живущих, ради вечной жизни на небесах.

— Сестра рыдала и падала на колени, — вздыхает Владимир. — Мы были шокированы, но ничего не могли поделать. Отец Петр был вне себя от гнева: кричал, что мы бесы, сбиваем Елену с истинного пути, щедро окроплял нас святой водой и грозился вызвать ОМОН. Нам пришлось уйти.

А через неделю мать Елены получила странное письмо, к которому дочь приложила заявление “Отречение от пенсии”. Лена убеждала всех престарелых родственников добровольно отказаться от зарплат и пенсий, уничтожить ИНН, пластиковые карточки и страховки. Мол, верующим людям ничего от сатанинского государства не нужно. Деньги — зло. Человек истинно верующий проживет и так. Мать-старушка должна молиться, и Бог не даст умереть ей с голоду.

Свидание по законам зоны

— Вам сюда не положено! — она враждебно уставилась на нашу делегацию. — Здесь не место для развлечений. Тут люди с Богом общаются!

По заснеженному двору мальчишки лет 5—6 возят вязанки дров на самодельных санях. Из взрослых ни души — с раннего утра до поздней ночи насельницы несут послушания: убираются в храме, пасут коров, ухаживают за курами и свиньями, пекут хлеб и солят капусту.

Настоятельница скита, матушка Саломея, встретила нас настороженно и долго допытывалась, зачем мы приехали к Елене.

— Сейчас она к вам выйдет, — с неохотой дает разрешение монахиня. — Но учтите, что по нашему монастырскому уставу на встречи полагается не более 15 минут.

— Да в тюрьме свидания длятся больше! — возмущается Николай. — У вас же монастырь.

В ожидании Елены изучаю объявления на двери. “Хор: начало в 17 часов, за опоздание — 3 земных поклона”, “Сольфеджио в 18.00, за опоздание — 5 земных поклонов”, “Вокал — 19.00, за неявку: 10 поясных и 15 земных поклонов”.

Елену приводят в сопровождении послушницы и монахини. На всегда хорошо одетой и элегантной женщине теперь грязная телогрейка и черный засаленный платок.

— Аленушка, ты так исхудала, — мать не сразу признала в этой изможденной женщине родную дочь. — Тебя что же, голодом и работой истязают.

Ответа не последовало. Елена словно не узнает родных, с равнодушным, отрешенным взглядом перебирает четки. На все наши вопросы Саломея отвечает сама. Матушка-настоятельница, как надзиратель в женской колонии, встала между Еленой и родственниками.

— Елена не хочет уезжать домой, отныне она невеста Христова, — категорично заявляет монахиня. — Родственники сегодня есть, завтра — нет: человек смертен. У нас же духовная семья, и никому не позволено ее разбивать.

— В монастыре мы никого насильно не удерживаем, — тут же вторит ей другая монахиня. — Но представьте, одной послушнице захочется навестить родню в Рязани, а другой — в Магадане, так весь монастырь и разбежится. Кто будет трудиться и молиться? Кроме того, в миру легко впасть во искушение и согрешить, поэтому наш духовник не благословляет покидать обитель.

За окном раздался протяжный гудок. У входа в монастырь припарковался новенький джип. Водителем шикарного авто оказалась дородная монахиня. Из-под дорогого кожаного пальто почти не видно черной рясы. Женщина услужливо открыла дверь перед высоким поджарым стариком с длиннющей бородой.

— Отец Петр приехал, — благоговейно прошептала нам одна из послушниц, — идите скорее за благословением.

78-летний отец Петр, одетый по последней моде, без умолку трещал по мобильному телефону. Он скорее напоминал “крестного отца”, чем “отпускателя” грехов в монастыре. Тяжелой поступью в добротных унтах духовник направился к нам.

— Время свидания закончено, — трижды перекрестившись, пропел отец Петр. — Эй! Братья! Идите сюда, гоните вон этих нарушителей монастырского уклада!

Мы так и не дождались от него благословения. Впрочем, Елену он тоже оставил у себя.

Ушел в монастырь — приведи родню

В Боголюбовском монастыре вместе со скитом и подворьем живет около 300 насельниц: монахини, послушники, дети, чьи родители день и ночь трудятся в обители, сироты. Каждый день приезжают десятки автобусов с паломниками.

Я с обычной экскурсией, как в свое время и Елена, подалась в монастырь. Прямо у входа группу встречают послушницы — сердечно, как родных. Меня подхватывает под руку насельница, рядом пожилую женщину монахиня буквально обнимает, словно давнюю приятельницу. Слово за слово — послушница расспрашивает, с кем и как я живу. Тут же в толпе слышу, как пожилая паломница сетует на жизнь. Мол, и денег нет, и сын алкоголик. Монахиня достает платочек, утирает ей слезы и пытается успокоить. Поговорив с человеком “за жизнь”, монахиня переходит к философским темам: предназначении человека на земле, суетности и бренности бытия. Неоднократно мне приходилось наблюдать, как аналогичные способы “вербовки” используют Свидетели Иеговы, приставая к прохожим на улицах.

Не могу не согласиться с монахиней, что сейчас много наркоманов, по телевизору показывают криминал да убийства. Невольно оказываюсь вовлеченной в разговор. Монахиня из моих же слов делает складный вывод, что монастырская жизнь — правильная, а мирская — грешная и суетная. Тут же предлагает мне остаться в монастыре. Конечно же, не для того, чтобы сходу постричь меня в монахини, а так, пожить и потрудиться.

— Иди свечку за здравие поставь, — говорит мне монахиня. — Видишь, благодать у нас здесь какая. А с детьми сколько приезжают! Целыми семьями остаются.

— Как же так? — удивляюсь я. — Разве в монастыре можно жить семьей?!

— Расскажу тебе свою историю, — говорит монахиня. — Мою 16-летнюю дочь одноклассники дразнили монашкой: одевалась она в длинные юбки, косы носила. Бедняжка моя так переживала! Вот и поехала в ближайший монастырь — Боголюбовский, — чтобы убедиться, что не похожа она на монашку. Прошло несколько дней, но дочь так и не вернулась. Я места себе не находила. Приехала за ней. Упала в ноги отцу Петру: мол, отпустите, батюшка, несовершеннолетняя она, не понимает, что делает. Старец сказал, что он ее насильно не держит, но Господь избрал для моей дочери духовный путь, и мы должны с этим смириться. Однако если я хочу быть с дочерью, то могу остаться пожить в монастыре сколько душе угодно. Через полгода и я постриглась в монахини.

— У вас не было мужа? — недоумеваю я.

— У меня не только был муж, но и маленький сынок, ему еще и года не было. Я разрывалась между семьей и дочерью. В итоге малыша я привезла с собой в монастырь. Муж пожил один-одинешенек без нас, тосковал так, что чуть руки на себя не наложил. Через год он тоже принял постриг.

— Получается, что ради веры вы свою семью разрушили?

— У нас духовная семья, — объясняет монахиня, — хотя мы друг друга уже лет восемь не видели. Ведь мужчины и женщины не могут жить в одном монастыре. Духовник расселил нас в обителях по всей России: я — во Владимирской области, дочь — в Читинской, муж — в Рязанской, сын — в Калужской.

— Но ведь ваш сын был совсем маленьким, как же он жил в монастыре?

— Малыши живут вместе с воспитательницей — монахиней, на которую наложено это послушание (типа детского сада. — Авт.). Для монастырской воспитательницы все младенцы — духовные чада. Родители целый день несут послушания: им некогда нянчиться со своими детьми. Поэтому малыши с родной мамой видятся не каждый день, а только когда духовник благословит.

Иду на трапезу вместе с паломниками. Во время обеда замечаю, что у соседки по столу в псалтыре вместо закладки лежит заявление: “Отречение от пенсии”, отпечатанное в типографии. Такие “листовки” можно увидеть в монастыре везде: на столе в кельях, библиотеке.

Уже второй год в монастыре всем паломникам рассказывают легенду. Якобы духовнику монастыря, отцу Петру, было видение во сне: у храма стоит многотысячная толпа народа, и все люди падают замертво, потому как не отреклись от пенсий и ИНН. Старец на полтора часа закатил проповедь, в которой истолковал свой сон: Господь простит грехи лишь тем, кто отрекся от всех госдотаций. Разумеется, что видение отца Петра прихожане восприняли как знак свыше и добровольно написали заявления.

— Почему верующему человеку нельзя получать пенсию? — спрашиваю у монахини.

— Чтобы иметь денежное довольствие, нужно получить ИНН, — объясняет монахиня. — В нем зашифровано число 666 — сатанинское клеймо. Кто его себе поставит, тот Бога предает и попадает в ад.

— А при чем здесь новые паспорта?

— Штрихкод на документе — тоже печать сатаны. Мы не имеем ничего против старых паспортов, на которых нет личного кода.

— Но как быть человеку, если, пожив в монастыре, он захочет вернуться в мир?

— В миру нет жизни, — объясняет монахиня. — Живи себе в обители как у Христа за пазухой: одет, обут. Ушел — значит, от Бога отвернулся. Пеняй сам на себя. Да и не было у нас таких перебежчиков.

Секта под крышей Бога

Боголюбовский женский монастырь — своего рода автономная республика в РПЦ. А отец Петр — тот же диктатор, только в рясе.

Так, в 1996 году духовник собрал тысячную толпу паломников и агитировал их голосовать за Зюганова. Как вспоминают монахини, тогда отцу Петру во сне сам апостол Павел указал на кандидатуру раба Божьего Геннадия. Скандал докатился до Патриархии: монахам запрещено вмешиваться в государственную политику. Однако отцу Петру все сошло с рук — его не наказали за пропаганду и не лишили сана, как, например, Глеба Якунина.

Теперь старец возглавил антипенсионную кампанию, которая идет в разрез с официальной позицией РПЦ. Патриарх неоднократно говорил, что ИНН, пенсионные карточки получать верующим не только можно, но и нужно. Родственники насельниц жаловались митрополиту Владимирской области: мол, убеждения отца Петра калечат судьбы их родных. После таких заявлений-отречений, которые “зомбированные” отправляют в отделы соцзащиты и паспортные столы, им отрезан путь в мир. Некоторые насельницы отослали еще письма по месту бывшей работы, где просят не выплачивать им компенсаций по увольнению, а также уничтожить их трудовые книжки.

Секретарь Владимирской епархии игумен Иннокентий так прокомментировал “МК” позицию митрополита Евлогия, в чьей вотчине находится Боголюбовский монастырь:

— Призывы отца Петра отказываться от пенсий нам, священнослужителям, тоже не нравятся, потому что подобные крайности схожи с религиозным фанатизмом. Но епархия не может наказать духовника или заставить его отказаться от своих убеждений: за ним идут верующие. Кроме того, паломники и послушницы — взрослые люди и должны сами нести ответственность за свои поступки: никто не заставляет их насильно отрекаться от пенсий. Раз они это делают — значит, безоговорочно верят отцу Петру, что говорит лишь о его высокой духовности и силе молитвы.

Протоиерей Михаил Ардов, настоятель храма во имя Царя-Мученика Николая II, писатель и публицист, придерживается совсем иного мнения:

— Как утверждает ученый и публицист Николай Митрохин, с экономической точки зрения Московская Патриархия уже давно превратилась в некую коммерческую корпорацию, которая объединяет огромное количество самостоятельных агентов: приходов, монастырей и отдельных священников. Цель их — заработать и принести деньги.

Все монастыри можно разделить на две группы: туристические центры, которые живут только за счет доходов от паломников, а также обители, в которых насельники живут по принципу колхозов: изнуренные послушники пашут за тарелку супа.

По моему убеждению, нынешние монастыри схожи с тоталитарными сектами. А послушание в них напоминает армейскую дисциплину: приказ духовника слепо исполняется, каким бы абсурдным он ни был. Например, выйти замуж или жениться без всякой любви, просто по послушанию, бросить институт на одном из последних курсов — якобы потому, что обучение в светском вузе вредно для души, пожертвовать монастырю благоустроенную квартиру и поселиться в глухой деревушке.

Во многих монастырях настоятель — тот же глава секты, лишь с той разницей, что он проповедует под крышей Патриархии. На самом деле собственная личность духовника и его амбиции стоят выше веры и Бога. Отец Петр — одиозная личность, известная на всю Патриархию. Еще до призывов голосовать за коммунистов он “прославился” тем, что сбежал с несколькими монахинями из Задонского монастыря.

Его призывы отказываться от пенсий, от единственного источника существования для престарелых людей, — безобразие. Он уподобляется евангельским фарисеям, которые предъявляли людям невыполнимые требования, а сами отлынивали от этого. Неплохо жить отцу Петру со своими келейницами в одном из самых популярных туристических центров России — Боголюбовском монастыре! Разумеется, ему пенсия не нужна: паломники и так обеспечат ему безбедное существование, а о том, что будет есть старушка, которая живет одна-одинешенька в деревне, он не думает.

ИНН и штрихкоды — это еще далеко не печать антихриста. Число 666 в православной церкви имеет много толкований. Но при этом самих шестерок бояться не следует — по той простой причине, что, когда апостол и евангелист Иоанн Богослов писал в своем “Откровении” о сатанинском знаке, так называемых арабских чисел еще не было.

Мне искренне жаль людей, которые будут коротать свой век в подобных сектах, где предан полному забвению призыв апостола Павла: “Не делайтесь рабами человеков!”

Есть еще один хороший завет: “Не сотвори себе кумира!” Любой глубоко верующий человек знает, что именно эту заповедь через Моисея передал людям сам Господь. Батюшка в церкви, если слепо боготворить его, — тот же кумир. А это значит, что самые богобоязненные и верующие люди, запирая себя в монастырях-сектах, как раз и нарушают именно то, что заповедовал им Всевышний.

Читайте также: