Для чего создается попечительский совет негосударственного пенсионного фонда

Опубликовано: 16.05.2024

Глава VII. Органы управления фонда
и контроля за его деятельностью

Статья 28. Органы управления фонда и органы контроля за деятельностью фонда

1. Под органом управления фонда понимается лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью фонда. Состав, структура, порядок формирования и распределение полномочий органов управления определяются уставом фонда в соответствии с комментируемым законом. Органы юридического лица являются его частью, а не самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Через свои органы управления юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности.

2. Комментируемый закон предусматривает следующий состав органов управления фонда:

- исполнительный орган фонда (единоличный или единоличный и коллегиальный);

Состав, структура и компетенция органов управления фонда определяются в уставе фонда.

Совет фонда является высшим органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью фонда. Совет фонда является коллегиальным органом, решения принимаются большинством голосов.

Исполнительный орган осуществляет оперативное управление фондом. Лицо, исполняющее функции единоличного органа исполнительной власти, представляет фонд в гражданском обороте без доверенности. Ст. 53 ГК РФ устанавливает обязанность такого лица действовать в интересах представляемого им фонда добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей юридического лица, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Ненадлежащее управление юридическим лицом, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков предусматривает административную ответственность (ст. 14.21 КоАП РФ). Субъектом этого правонарушения является физическое лицо, занимающее руководящую должность в исполнительном органе управления. Это лицо, используя свои полномочия, в целях получения личной выгоды осуществляет ненадлежащее управление юридическим лицом. Ненадлежащее управление представляет собой неисполнение, несоблюдение обязанностей, установленных действующим законодательством, уставом, соответствующим положением об органе, трудовым договором. Правонарушение может быть совершено только умышленно, т.е. лицо заведомо знало, осознавало, что совершает действие по управлению, противоречащее законным интересам организации или ее кредиторов, предвидело возникновение убытков, желало наступления таких последствий, или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

3. В состав органов управления фонда должен входить попечительский совет, являющийся коллегиальным органом, выполняющим надзорные функции и обеспечивающего общественный контроль за деятельностью фонда (см. комментарий к ст. 31 комментируемого закона).

4. В целях обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда его уставом должно также предусматриваться создание ревизионной комиссии.

Компетенция ревизионной комиссии определяется советом фонда, и указывается в уставе фонда, а также в положение о ревизионной комиссии, принимаемой советом фонда в соответствии с уставом. Основной функцией ревизионной комиссии является осуществление контроля финансово-хозяйственной деятельности фонда.

Члены Ревизионной комиссии вправе требовать от должностных лиц фонда предоставления необходимой информации, документов или личных объяснений. В ревизионную комиссию фонда управляющие компании, специализированный депозитарий обязаны предоставлять документы, необходимые для ее деятельности.

Ревизионная комиссия имеет право:

- проводить полную или частичную ревизию финансовой деятельности фонда;

- проводить проверку учета поступлений пенсионных взносов, использования полученных средств, правильности выплат негосударственных пенсий;

- определять размер ущерба, нанесенного фонду неправомерными действиями должностных лиц фонда, и ходатайствовать перед советом фонда о привлечении должностных лиц фонда к материальной ответственности;

- требовать внеочередного созыва совета фонда.

Советом фонда назначается председатель ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия докладывает о результатах своих проверок совету фонда и президенту фонда.

1. Совет фонда является высшим органом управления фонда, осуществляющим общее руководство фондом. Его основной функцией является обеспечение соблюдения фондом целей, в интересах которых он был создан:

- осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- осуществление деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

- осуществление деятельности в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Структура и порядок формирования совета фонда определяются в уставе фонда. Например, первоначально совет фонда может состоять из учредителей или их представителей. Дальнейшие изменения состава совета фонда определяются самим советом фонда. Совет фонда выбирается на определенный срок, определенный уставом фонда.

Членами совета фонда могут быть полностью право и дееспособные лица, достигшие 18-летнего возраста.

Совет фонда выполняет свои функции в соответствии с уставом фонда. К исключительной компетенции совета фонда Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относит вопросы:

- изменения устава фонда;

- определения приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества;

- образования исполнительных органов фонда и досрочного прекращение их полномочий;

Совет фонда принимает решение и по другим вопросам, таким как:

- участие в других организациях;

- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

- утверждение финансового плана фонда и внесение в него изменений;

- создание филиалов и открытие представительств фонда;

- утверждение правил организации и осуществления внутреннего контроля, внесение в них изменений;

- утверждение пенсионных и страховых правил фонда, внесение в них изменений

- иные вопросы, отведенные к компетенции Совета фонда уставом фонда.

Собрание Совета фонда правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины его членов. Решение принимается советом фонда большинством голосов членов, присутствующих на собрании.

Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции совета фонда принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с уставом фонда.

Совет фонда избирает Председателя совета фонда и секретаря. Председатель Правления и Секретарь осуществляют полномочия, связанные с подготовкой и проведением заседаний Правления, хранением документации проведенных заседаний. Решения Правления фиксируются в протоколе заседания, подписываемом Председателем Правления и Секретарем заседания.

Периодичность заседаний совета фонда определяется уставом фонда.

2. Члены совета фонда могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей только в случае, если это предусмотрено уставом фонда. Размер вознаграждения членов совета фонда должен устанавливаться в виде фиксированной суммы, выплачиваемой за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

Статья 30. Исполнительный орган фонда

1. Для осуществления оперативного управления фондом предусмотрено создание исполнительного органа. Целью создания исполнительного органа является осуществление оперативного управления фондом, т.е. ведение текущих дел фонда, таких как совершение сделок, заключение договор с вкладчиками, застрахованными лицами, т.е. текущее руководство деятельностью фонда. Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью фонда, подотчетен совету фонда, являющемуся высшим органом управления фонда.

Комментируемая статья определяет два вида исполнительного органа:

Единоличный исполнительный орган может называться исполнительным директором или президентом. Решения этим органом принимаются единолично. Коллегиальный орган, например исполнительная дирекция, принимает решения коллегиально. Из числа членов коллегиального исполнительного органа фонда назначается руководитель. Руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования - специальную профессиональную подготовку).

Уставом фонда определяется структура исполнительных органов:

- только единоличный исполнительный орган,

- единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Исполнительный орган назначается советом фонда в порядке, определяемом уставом фонда. В состав исполнительного органа, как коллегиального, так и единоличного, могут входить полностью право и дееспособные лица. Ст. 7 комментируемого закона устанавливает дополнительные требования, которым должны соответствовать лица, входящие в состав исполнительного органа:

- не являться работниками управляющей компании, специализированного депозитария, юридического лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда, аудитора фонда, а также лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, и оценщик фонда - физическое лицо;

- не являться аффилированными лицами управляющей компании, специализированного депозитария и аудитора фонда, а также лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда;

- не являться лицом, которое осуществляло функции единоличного исполнительного органа или входило в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда в момент совершения этими организациями нарушения, за которое у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с момента такого аннулирования прошло менее трех лет;

- не являться лицом, в отношении которого не истек срок, в течение которого он считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

- не иметь судимость за умышленные преступления.

Члены исполнительного органа фонда являются должностными лицами фонда и осуществляют свою деятельность на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым Кодексом РФ.

Трудовой договор - соглашение между работодателем (фондом) и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

- место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

- дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

- режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

- компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

- условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

- другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовой договор, заключаемый с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, а также с руководителем коллегиального исполнительного органа фонда имеет свои особенности:

- может быть срочным;

- срок испытания не может превышать шести месяцев;

- может быть расторгнут по личному желанию или по решению совета фонда.

2. Компетенция исполнительного органа определяется советом фонда. Полномочия исполнительного органа определяются в уставе фонда, а также в положении об исполнительном органе фонда, принимаемом советом фонда в соответствии с уставом.

По общему правилу, определяемому Федеральным законом от 12.10.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", к компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления фондом, определенную уставом фонда.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, является лицом, действующим от имени фонда без доверенности. Именно это лицо уполномочено представлять интересы фонда в органах государственной власти. Например, он подписывает заявления о предоставлении лицензии, о государственной регистрации, о регистрации пенсионных и страховых правил, правил внутреннего контроля; выступает от имени фонда при заключении пенсионных договоров, договоров об обязательном пенсионном страховании, договоров о создании профессиональной пенсионной системы, договоров со специализированным депозитарием, управляющими компаниями и т.д. К другим полномочиям этого лица относятся:

- формирование организационной структуры фонда,

- утверждение штатного расписания,

- заключение трудовые договоры с работниками фонда,

- в пределах своей компетенции издание приказов, распоряжений, обязательных для всех работников фонда;

- обеспечение выполнения решений совета фонда;

- совершение гражданско-правовых сделок от имени фонда в пределах своей компетенции и др.

1. Комментируемый закон, также как и Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", предусматривает наличие среди органов управления фондом попечительского совета, надзорного органа. Предметом надзора является деятельность фонда, а также принятие другими органами фонда решений и обеспечение их исполнения, использование средств фонда, соблюдение фондом законодательства.

На своих заседаниях попечительский совет имеет право рассматривать любые вопросы деятельности фонда, относящиеся к его компетенции.

Решения попечительским советом принимаются большинством голосов.

О выявленных нарушениях и о других принятых решениях попечительский совет уведомляет совет фонда и лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.

2. Компетенция попечительского совета определяется советом фонда. Полномочия попечительского совета определяются в уставе фонда, а также в положение о попечительском совете фонда, принимаемом советом фонда в соответствии с уставом.

К функциям, выполняемым попечительским советом относятся:

- контроль соблюдения действующего законодательства в деятельности фонда и за выполнением решений совета фонда;

- контроль за соблюдением интересов участников, вкладчиков и застрахованных лиц;

- выработка предложений по внесению дополнений и изменений в пенсионные и страховые правила фонда;

- проверка достоверности составляемой фондом отчетности;

- иные функции, определенные уставом фонда и положением о попечительском совете.

При осуществлении контрольных функций попечительский совет вправе требовать от должностных лиц фонда предоставления информации, документов и объяснений. Попечительский совет правомочен проводить проверки деятельности фонда с целью выявления нарушений.

3. Порядок формирования попечительского совета определяются уставом фонда. Членами попечительского совета могут быть физические лица, полностью право и дееспособные. Комментируемый закон не накладывает никаких ограничений на совмещение должностей, и не предъявляет дополнительные требования к лицам, назначаемым в попечительский совет. Уставом фонда могут быть установлены дополнительные требования. Например, запрет на включение в попечительский совет членов исполнительного органа фонда.

Состав попечительского совета формируется из полномочных представителей вкладчиков, участников и застрахованных лиц, которым при принятии решений принадлежит не менее половины голосов. В состав попечительского совета могут входить и представители учредителей.

Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Денежное дерево НПФ под лупой

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это организация, которая занимается пенсионным обеспечением своих клиентов. НПФ инвестирует доверенные ему средства в финансовые инструменты, чтобы получить инвестиционный доход. Выплаты от НПФ участник фонда начнет получать с момента выхода на пенсию.

Из этой статьи вы узнаете, чем занимаются и могут быть полезны НПФ, как регулируется их деятельность, как защищены хранящиеся в них средства граждан и на что следует обратить внимание при выборе НПФ.

Что именно делает НПФ?

1. Он управляет пенсионными накоплениями гражданина, которые формируются на индивидуальном счете.

Эти средства входят в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Когда клиент НПФ достигает пенсионного возраста, фонд назначает и выплачиваем ему пенсию из накопленных средств. Чем лучше работает НПФ, тем больший доход он зарабатывает своим клиентам – и тем выше их будущая пенсия.

2. С его помощью можно формировать дополнительную пенсию.

К примеру, вы направили свои накопления в НПФ и полностью довольны тем, как он распоряжается вашими средствами. В таком случае можно также начать накапливать и на дополнительную пенсию, предварительно заключив с фондом еще один договор. Или выбрать другой фонд для формирования дополнительной пенсии. Это и есть негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – деньги, которые вы откладываете самостоятельно и отдаете под управление НПФ.

Как регулируется деятельность НПФ?

Работу НПФ контролирует Банк России. Их деятельность регламентируется законом «О негосударственных пенсионных фондах» и множеством других правовых актов.

Сколько НПФ в России?

Актуальный список НПФ вы всегда найдете на сайте Агентства по страхованию вкладов. Год от года количество действующих НПФ в России уменьшается. По данным Агентства, по состоянию на 28.10.2020 лицензию имеют 47 НПФ, из которых 29 состоят в системе гарантирования прав застрахованных граждан (то есть могут управлять пенсионными накоплениями).

Количество НПФ в России по годам, шт.

2006200720082009201020112012
290289252235165151146
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
134 120 120 102 83 6847

Уменьшение количества НПФ за последние годы, в основном, вызвано следующими причинами:

1. Ужесточение требований законодательства.

2. Повышение требований к качеству активов НПФ со стороны регулятора – Банка России.

А мои деньги в НПФ или ПФР?

Выяснить это можно в личном кабинете на «Госуслугах» или сайте ПФР, а также в отделениях ПФР.

Как выбрать НПФ?

Выбор организации, которая будет управлять вашими пенсионными накоплениями – это важный и ответственный шаг. Для того чтобы принять правильное решение – оставить накопления под управлением государственной управляющей компании ВЭБ.РФ (или вернуть их туда), перевести в НПФ или сменить один НПФ на другой, – нужно:

Как защищены средства в НПФ?

НПФ, работающие с накоплениями, входят в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Это означает, что накопления их вкладчиков застрахованы Агентством по страхованию вкладов. Если по какой-то причине у НПФ, который управляет вашими пенсионными накоплениями, аннулируют лицензию, вам не нужно предпринимать никаких действий чтобы вернуть ваши средства: начиная с даты аннулирования лицензии, вашим новым страховщиком станет ПФР.

Подробную информацию о гарантировании прав можно получить на сайте АСВ.

Я решил сменить НПФ: как это правильно сделать?

Если вы хотите поменять НПФ, то нужно учитывать, что без потерь это можно делать не чаще, чем 1 раз в 5 лет. В противном случае у вас есть риск потерять инвестиционный доход. Как это работает?

Тот доход, который НПФ заработал для своего клиента, прибавляется к его счету раз в 5 лет – это называется фиксинг. Если клиент меняет страховщика после того, как доход зафиксировался на его персональном счету, то такой переход считается срочным и не приводит к потере накопленного дохода. А вот досрочный переход к другому страховщику происходит до истечения пятилетнего периода. В таком случае гражданин теряет инвестиционный доход с момента прудыдущего фиксинга.

Советуем вам внимательно обдумать решение о смене страховщика и взвесить все возможные выгоды и потери.

Каждый вправе самостоятельно принимать решения, которые влияют на будущую пенсию. Можно ли доверять свои пенсионные накопления НПФ? Разумеется, да: деятельность НПФ строго регламентирована и контролируется со стороны государства, а средства под их управлением застрахованы. Однако важно не только доверять, но проверять. Чтобы обеспечить сохранность средств и получить хороший доход, рекомендуем внимательно следить за состоянием своего пенсионного счета, результатами работы вашего страховщика и его конкурентов на рынке.

1. Негосударственный пенсионный фонд – это:
а) некоммерческая организация
б) кредитная организация
в) коммерческая организация

2. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению участни¬ков фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения осуществляется:
а) на добровольных началах
б) в обязательном порядке
в) в принудительном порядке

3. Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются:
а) кредитные организации
б) брокеры
в) управляющие компании

4. Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются:
а) специализированные депози¬тарии
б) брокеры
в) вкладчики

5. Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет:
а) пенсионных резервов
б) совокупного вклада учредителей
в) пенсионных накоплений

6. Предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать:
а) 3 % суммы взноса
б) 5 % суммы взноса
в) 4 % суммы взноса

7. Пенсионные резервы, которые включают в себя:
а) целевые взносы вкладчиков
б) резервы покрытия пен¬сионных обязательств
в) благотворительные взносы

8. Пенсионные накопления формируются за счет:
а) целевых поступлений
б) пенсионных взносов
в) средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застра-хованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на выплату накопи-тельной части трудовой пенсии

9. По пенсионному договору НПФ и вкладчик заключают договор, по которому вклад¬чик обязуется уплачивать в фонд:
а) пенсионные взносы
б) пенсионные вклады
в) целевые взносы

10. При добровольном пенсионном обеспечении суммы пенсионных взносов определяются:
а) финансовыми возможностями вкладчика
б) пенсионным договором в виде фиксированной суммы
в) пенсионным договором в виде процента

11. При назначении пенсии ее размер:
а) меняется в зависимости от успешности инве¬стирования
б) определяется твердо и не может меняться в зависимости от успешности инве-стирования
в) определяется договором, но в отдельных случаях может меняться в зависимости от успешности инве¬стирования

12. К доходам, полученным от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов относятся:
а) доходы от размещения имущества предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов в ценные бумаги осуществления инвестиций и других вложений
б) отчисления от дохода от размещения пенсионных резервов направленных на формирование имущества предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда
в) доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги осуществления инвестиций и других вложений

13. К доходам полученным от уставной деятельности фондов относятся:
а) отчисления от дохода от размещения пенсионных резервов направленных на формирование имущества предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда
б) доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги осуществления инвестиций и других вложений
в) часть суммы пенсионного взноса

14. Вкладчиком по договору негосударственного пенсионного обеспечения и уплачивающим пенсионные взносы в фонд может быть:
а) физическое лицо
б) юридическое лицо
в) физическое или юридическое лицо

15. Участником по пенсионному договору с фондом, которому производятся выплаты негосударственной пенсии, может быть:
а) физическое лицо
б) юридическое лицо
в) физическое или юридическое лицо

16. Пенсионный взнос – денежные средства, уплачиваемые в соответствии с условиями пенсионного договора:
а) вкладчиком в пользу участника
б) участником в пользу вкладчика
в) страхователем в пользу застрахованного

17. Негосударственная пенсия – денежные средства, регулярно выплачиваемые:
а) участнику в соответствии с условиями договора об обязательном пенсионном страховании
б) участнику в соответствии с условиями пенсионного договора
в) вкладчику в соответствии с условиями пенсионного договора

18. Страховой резерв создается фондом:
а) для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками
б) в целях обеспечения защиты прав участников
в) в целях обеспечения защиты прав застрахованных лиц

19. Совокупный вклад учредителей фонда для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию должен составлять:
а) не менее 100 миллионов рублей
б) не менее 30 миллионов рублей
в) не менее 70 миллионов рублей

20. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию подлежит актуарному оцениванию:
а) ежемесячно
б) ежеквартально
в) ежегодно

21. Актуарное заключение представляется фондом в уполномоченный федеральный орган:
а) не позднее 30 июня
б) не позднее 30 июля
в) не позднее 30 марта

22. Аудиторское заключение представляется фондом в уполномоченный федеральный орган:
а) не позднее 30 июня
б) не позднее 30 июля
в) не позднее 30 марта

23. НПФ вправе создавать на добровольной основе объединенные гарантийные фонды в целях:
а) обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками
б) в целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц
в) обеспечения исполнения обязательств перед участниками и застрахованными лицами

24. Управляющая компания несет ответственность перед фондом и его участниками:
а) по обязательствам фонда
б) за ненадлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей в соответствии с законодательством РФ
в) за ненадлежащее исполнение фондом своих функций

25. Информация о заключении договора об оказании услуг специализированного депозитария представляется фондом в уполномоченный федеральный орган в срок:
а) не превышающий пять рабочих дней со дня его заключения
б) не превышающий семь рабочих дней со дня его заключения
в) не превышающий три рабочих дня со дня его заключения

26. Высшим органом управления фонда является:
а) совет фонда
б) собрание фонда
в) руководство фонда

27. Размер вознаграждения членов совета фонда должен устанавливаться:
а) в зависимости от успешности инвестирования
б) в виде фиксированной суммы
в) в виде фиксированного процента от суммы вкладов

28. НПФ создает попечительский совет в целях:
а) обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками
б) обеспечения исполнения обязательств перед участниками и застрахованными лицами
в) надзора за деятельностью фонда и защиты интересов вкладчиков и участников

29. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности:
а) безвозмездно
б) за плату в виде фиксированной суммы
в) за плату в виде процента от суммы вкладов

30. НПФ обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам негосударственного пенсионного обеспечения начиная со дня исполнения своих обязательств по пенсионному договору в течение:
а) пяти лет
б) двух лет
в) трех лет

31. Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам накопительной части трудовой пенсии в течение:
а) 30 лет
б) всей жизни застрахованного лица
в) 10 лет

32. Фонд обязан публиковать годовой отчет о своей деятельности в периодической печати:
а) ежеквартально
б) раз в полгода
в) не реже одного раза в год

33. При ликвидации фонда средства пенсионных накоплений передаются в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение:
а) трех месяцев
б) месяца
в) двух месяцев

34. Фонд получает право на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика:
а) с даты регистрации в уполномоченном федеральном органе заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика
б) с даты подачи заявления в уполномоченный федеральный орган о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика
в) с даты получения лицензии в уполномоченном федеральном органе

35. Договор об обязательном пенсионном страховании должен заключаться:
а) на определенный срок, но не менее, чем на 10 лет
б) на определенный срок, но не менее, чем на 20 лет
в) на неопределенный срок

36. Приостановление уплаты страховых взносов:
а) является основанием для прекращения договора об обязательном пенсионном страховании
б) не может являться основанием для прекращения договора об обязательном пенсионном страховании
в) является основанием для заключения нового договора об обязательном пенсионном страховании

37. Застрахованное лицо может воспользоваться правом на переход в фонд (в Пенсионный фонд РФ, из фонда в фонд):
а) не чаще одного раза в год
б) не чаще двух раз в год
в) не чаще одного раза в два года

38. Пенсионные накопления, полученные фондом должны быть переданы управляющим компаниям в срок:
а) не позднее 7 дней после их получения фондом
б) не позднее одного месяца, следующего за месяцем, в котором они были получены фондом
в) не позднее двух месяцев, следующих за месяцем, в котором они были получены фондом

39. Доходы от доверительного управления:
а) не являются собственностью управляющей компании
б) являются собственностью депозитария
в) являются собственностью управляющей компании

40. Договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений заключается на срок не более:
а) 10 лет
б) 15 лет
в) 20 лет

41. Инвестирование средств пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов осуществляется:
а) фондом самостоятельно
б) депозитарием
в) управляющими компаниями

42. Вознаграждение специализированному депозитарию и управляющим компаниям выплачивается за счет:
а) доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений
б) страховых взносов
в) целевых взносов вкладчиков

43. Сумма пенсионного взноса:
а) подлежит налогообложению единым социальным налогом
б) не подлежит налогообложению единым социальным налогом
в) подлежит налогообложению единым социальным налогом по льготной ставке

44. НПФ по налогу на прибыль имеет право включить пенсионные взносы в себестоимость (в составе расходов на оплату труда) в пределах:
а) 13 % от общего фонда оплаты труда
б) 12 % от общего фонда оплаты труда
в) 10 % от общего фонда оплаты труда

45. Инвестиционный доход, увеличивающий пенсионные накопления Вкладчика:
а) облагается налогом на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ
б) не облагается налогом на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ
в) не облагается налогом на прибыль в пределах 1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ

46. Налогообложение пенсионных взносов НДФЛ:
а) производится в общем порядке
б) не производится
в) не производится при оплате взносов из чистой прибыли

47. Суммы выплат негосударственной пенсии:
а) подлежат налогообложению НДФЛ на общих основаниях
б) не подлежат налогообложению НДФЛ
в) подлежат налогообложению НДФЛ на льготных условиях

48. Налогообложение услуг по негосударственному пенсионному обеспечению НДС:
а) подлежит по ставке 10%
б) не подлежит
в) подлежит по ставке 18%

49. Налогообложение вступительного (целевого) взноса в НПФ налогом на прибыль:
а) не подлежит
б) подлежит по ставке 24%
в) подлежит по ставке 10%

50. При определении налоговой базы по налогу на прибыль НПФ вправе отнести к расходам на оплату труда:
а) 50% суммы взносов, уплаченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения
б) 97% суммы взносов, уплаченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения
в) 100% суммы взносов, уплаченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения

НПФ


Первый негосударственный пенсионный фонд появился двадцать пять лет назад. За четверть века НПФ из мелких некоммерческих организаций, работавших по разрешительной «бумажке» министерства соцзащиты, выросли в крупнейшие небанковские финансовые организации в России. В 2017 году активы НПФ достигли 3,3 трлн рублей, что сравнимо с 3,8% ВВП. За четверть века НПФ пережили три полномасштабных кризиса, включая глобальный финансовый кризис.

Пенсионные фонды появились вместе с рыночной экономикой в начале 90-х. В «нулевые» они стали платформой для самой масштабной социальной реформы правительства, запущенной, чтобы создать запас прочности для молодых поколений россиян. Во второй половине 2010-х НПФ превратились в крупнейших инвесторов на российском рынке.

Президент Борис Ельцин подписал указ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах».

Это было бурное время – МММ и Хопер-Инвест, бронированные мерседесы и малиновые пиджаки, инфляция более 2500% годовых и «деревянный рубль».

Сразу после указа как на дрожжах выросло несколько сотен пенсионных фондов. Никакого законодательного регулирования не существовало. Само понятие «некоммерческая организация» появилось в гражданском законодательстве позже, чем были зарегистрированы первые фонды.


Начинается выдача первых лицензий пенсионным фондам. Их выдает Инспекция НПФ при Минсоцзащиты, созданная годом ранее. Это стало первым шагом к упорядочиванию стихийно возникшего рынка. В первые годы инспекция выдала более 400 лицензий.

До введения лицензирования единственным разрешительным документом для НПФ была «бумажка» от Министерства социальной защиты – письменный ответ министерства, в котором говорилось , что документы соответствуют законодательству и что надо будет получить лицензию, когда появится инспекция.


Появляется закон «О негосударственных пенсионных фондах». В России уже сформировались крупные промышленные холдинги, которые обзаводятся корпоративными НПФ. Государство это поощряет.

Базовая идея - разрешить работодателям за счет налоговых льгот финансировать досрочные пенсии работникам вредных производств, чтобы тем самым снизить расходы Пенсионного Фонда России по выплатам «досрочникам».


Дефолт. Пирамида ГКО – государственных краткосрочных облигаций (их выпуском Минфин отчаянно пытался найти деньги на самые насущные потребности государства) – с треском рухнула. Под ее завалами погребены почти все крупнейшие банки страны и те НПФ, которые покупали облигации и держали их на счетах депо в рухнувших банках. Законодательство требовало от пенсионных фондов инвестировать в госбумаги минимум 30% активов, но многие НПФ держали в них до 100% активов – не могли устоять перед высокой доходностью ГКО.

Многие рыночные фонды не пережили дефолт. Выстояли в основном корпоративные НПФ: они жили по своим бюджетам с плановыми взносами работодателей. Кризис 1998 года сильно проредил рынок, оставив самых устойчивых.


Принято решение о запуске пенсионной реформы. Вдобавок к распределительной системе (работающей по принципу общего котла: взносы работающих граждан тратятся на выплаты пенсий старикам) внедряются страховая и накопительная пенсии.

Накопительная система позволит молодым поколениям россиян самим накопить будущую пенсию к тому времени, когда Россию накроет демографический кризис. Главный аргумент правительства того времени: к 2027-2028 годах число наемных работников и пенсионеров в России сравняется, а это значит – распределительную пенсионную систему ждет дефолт, малочисленные молодые поколения не смогут кормить стариков.

Начинает действовать накопительная пенсионная система. В ней участвуют на первых порах 40 млн человек, но с каждым годом число участников растет – на пике, в 2015 году, было более 80 млн человек. 6% от зарплаты каждого участника поступает не в «общий котел», а на индивидуальный счет человека. Эти деньги инвестируются и приносят доход.

НПФ допущены к работе с накоплениями граждан. За первый год работы весь рынок НПФ – более 40 фондов - привлек чуть более 1 млрд рублей накоплений. Через десять лет объем накоплений в НПФ превысит 1 трлн рублей, а число клиентов-застрахованных лиц – 20 млн человек.

Мировой финансовый кризис. Обвал на российском фондовом рынке - индекс РТС, в мае переваливший за 2400 пунктов, к ноябрю обрушился до 600 пунктов. Участники фондового рынка несут колоссальные убытки.

НПФ не исключение – 89 из 103 НПФ получили 9 млрд потерь от инвестирования пенсионных накоплений. Но большая часть - 61 НПФ – компенсировали потери клиентам-застрахованным из собственных средств.

Общие активы НПФ с учетом накоплений и резервов достигли 1 трлн рублей. НПФ становятся заметными внутренними инвесторами. Каждый год средства песионных накоплений в НПФ удваиваются - за счет перетока клиентов из Пенсионного фонда России и пополнения счетов старой клиентской базы. НПФ становятся самым быстрорастущим сегментом финансового рынка. Это привлекает на пенсионный рынок крупные финансовые группы.


На рынке НПФ бум сделок. Ряд крупнейших НПФ, создававшихся для корпоративных программ, привлекают инвесторов – группа холдинга «Открытие» (НПФ «Лукойл-Гарант» и НПФ электроэнергетики), группа О1 Бориса Минца, группа «Алор» Анатолия Гавриленко, группа «Бин» Михаила Гуцериева и Микаила Шишханова. Рынок консолидируется, формируются новые пенсионные группы.

Принят закон, запустивший систему гарантирования пенсионных накоплений. Она должна стать аналогом системы страхования вкладов. С этого начинается новая эра в развитии НПФ.

Меняется система регулирования – на базе Центрального Банка создается мегарегулятор. ЦБ вводит для пенсионных фондов те же принципы регулирования, что и для кредитных организаций.

Принят закон об акционировании НПФ. Из некоммерческих организаций фонды к 2016 году обязаны преобразоваться в акционерные общества и раскрыть структуру акционеров. Иначе фонд не будет допущен в систему гарантирования накоплений и не сможет продолжить деятельность по обязательному пенсионному страхованию.


Правительство РФ принимает решение о «заморозке накоплений». Все взносы на накопительную пенсию, которые в течение 2014 года поступят от работодателей, не попадут на счета граждан, а поступят на покрытие дефицита Пенсионного фонда России.

Таким образом из накопительной системы изымается 550 млрд рублей. Правительство уверяет, что это разовая мера.

Правительство принимает решение о повторной «заморозке накоплений». С тех пор вот уже четыре года накопления застрахованных направляются на выплаты нынешним пенсионерам.

Начала действовать система гарантирования накоплений. В нее допущено 38 НПФ, которые успешно прошли проверки Центрального Банка.


Центральный Банк и Минфин представили концепцию индивидуального пенсионного капитала. По сути ИПК - это новая пенсионная система, альтернатива в условиях «замороженных» накопительных взносов. Концепция предусматривает, что индивидуальный пенсионный капитал будет формироваться в НПФ за счет добровольных отчислений граждан.


Впервые в российской истории пенсионные фонды становятся публичными компаниями. Группа «Будущее», объединяющая НПФ Бориса Минца, и группа «Сафмар», частью которой является НПФ «Сафмар», размещают акции на Московской бирже.


ЦБ и Минфин подготовили пакет законопроектов с целью повышения защиты интересов застрахованных лиц.

Предусматривается изменение процедуры переходов граждан между НПФ. Цель - предоставить гражданам полную информацию о состоянии их счетов, что позволит исключить риски злоупотребления агентов. Пенсионное сообщество тестирует технологии блокчейн для обмена информацией между работодателями, застрахованными и НПФ.

Предполагается внедрение фидуциарной ответственности – новой системы оценки эффективности инвестирования пенсионных накоплений. Она предполагает, что, принимая решение о покупке тех или иных бумаг, пенсионные управляющие должны действовать в интересах клиентов.

Ведется подготовка законопроекта об индивидуальном пенсионном капитале, который может стать новой национальной пенсионной системой.

12:02 04.09.2015

Пенсионные накопления – возможность создать себе на пенсии «подушку безопасности», не быть зависимым от государства и получать пенсию сразу из нескольких источников. Только вот где делать пенсионные накопления? В России сегодня есть 118 негосударственных пенсионных фондов, и 87 из них работают в обязательном пенсионном страховании. Как выбрать тот единственный фонд, который обеспечит сохранность и доходность пенсионных накоплений? Как сменить фонд? Как понять, куда фонды инвестируют ваши деньги?

Откуда взялись НПФ?

Негосударственные пенсионные фонды появились в России в начале 90-х годов прошлого века. На протяжении двух десятков лет их число то стремительно вырастало – например, в середине 90-х прошлого века в стране насчитывалось более 350-ти – то так же стремительно падало. Последние несколько лет в России работает чуть больше ста таких организаций, при этом в основном пенсионные накопления россиян находятся в двух десятках самых больших и известных фондов. Основная часть старейших пенсионных фондов, некоторым из которых больше 20 лет, выросла на основе корпоративных программ крупнейших российских работодателей. С середины 2000-х в России появились универсальные пенсионные фонды, использующие лучшие практики зарубежных компаний. Сейчас практически все фонды являются открытыми, обслуживающими максимально широкий круг клиентов.

Как работают НПФ?

Негосударственные пенсионные фонды – это организации, специально созданные для того, чтобы управлять пенсионными накоплениями граждан. Единственным видом деятельности фондов является работа с будущими пенсиями – они аккумулируют пенсионные взносы своих клиентов и увеличивают их для дальнейших выплат пенсий.

Давайте разберемся с этим утверждением.

Что такое пенсионные накопления? Это те деньги, которые человек накапливает в течение определенного периода для обеспечения своего существования после выхода на пенсию. Это могут быть как те средства, которые сохраняются в рамках накопительной пенсии, так и те, которые человек откладывает индивидуально – сам или вместе со своим работодателем.

Сбережения «на старость» – то есть на период, который от многих читателей еще довольно далек – должны где-то храниться и по возможности прирастать, потому что иначе они все «растают» под воздействием инфляции. Человечество уже давно придумало и проверило на практике более удобный и эффективный способ не только сохранения, но и приумножения пенсионных накоплений. Их можно передать для управления в пенсионный фонд.

Что значит управлять пенсионными накоплениями? Пенсионный фонд имеет право инвестировать ваши пенсионные средства с помощью специальных управляющих компаний в ценные бумаги самых проверенных организаций России. Эти бумаги приносят определенный доход. Таким образом, ваши пенсионные накопления не только сохраняются, но и становятся приумножаются.

Большая часть негосударственных пенсионных фондов работает одновременно и с пенсионными накоплениями в системе обязательного пенсионного страхования, и по программам негосударственных пенсий. То есть, фактически, если вы решили довериться свои сбережения негосударственному пенсионному фонду, вы можете перевести туда свою накопительную пенсию, которая «откладывается» автоматически в виде страховых взносов из вашей зарплаты (6% от фонда оплаты труда), а также самостоятельно делать взносы на свой пенсионный счет.

Однако негосударственные пенсионные фонды не только взаимодействует с управляющими компаниями и вкладывают средства в акции и облигации. Эти организации также выплачивают пенсии. В соответствии со своими пожеланиями клиенты фонда могут выбрать единовременную или ежемесячную выплату пенсии. Важно и то, что клиент фонда может назначить правопреемников.

Читатель резонно возразит: речь все время идет о доходах, но ведь при инвестировании любая организация может потерять все средства! Основное преимущество именно пенсионного фонда в том, что его отличает от других финансовых организаций жесткий контроль со стороны мегарегулятора – Банка России – и продуманная схема вложений пенсионных накоплений.

Кто и как контролирует НПФ?

В стране есть несколько организаций, которые отвечают перед жителями страны за то, чтобы самые ценные – пенсионные – накопления не растворились в воздухе. Во-первых, ежедневно фонд предоставляет сведения о своей деятельности специализированному депозитарию. Эта организация следит за тем, чтобы работа фонда соответствовала действующему законодательству. Ежеквартально фонд обязан отчитаться перед Банком России и Пенсионным фондом РФ. Ежегодно контроль деятельности осуществляют, помимо двух упомянутых выше организаций, еще Федеральная налоговая служба и Счетная палата.

Отчетность фонда в обязательном порядке проверяется аудиторами и актуариями – специалистами по пенсионному страхованию. Первые выявляют, не скрыл ли фонд каких-то дополнительных доходов вместо того, чтобы выплатить их пенсионерам. Заключения актуариев помогают убедиться в том, фонд выполняет взятые на себя обязательства, а расчет пенсионных планов является обоснованным.

Особый контроль за деятельностью НПФ осуществляет Банк России. Регулятор выстроил в стране систему гарантирования прав застрахованных лиц. Она заработала в России с 2015 года. В нее входят все те фонды, которые работают с обязательными пенсионными накоплениями граждан России. Банк России проводит проверку фондов на соответствие требованиям системы гарантирования и принимает решение о допуске их в систему. Если фонд не соответствует запросам, он не будет допущен к пенсионным накоплениям. Сейчас таких фондов 29. В случае, если с фондом что-то случится и у него отзовут лицензию, государство сохранит пенсионные накопления клиентов этого фонда.

Как пенсии приносят доход?

Речь идет, конечно, не о самих пенсиях, а о тех пенсионных средствах россиян, которые аккумулируют у себя негосударственные пенсионные фонды. Инвестируя их в определенные ценные бумаги, фонд приращивает накопления своих клиентов и затем возвращает им накопленные средства и доход, полученный от инвестирования, в виде пенсий.

Как уже было сказано, для того чтобы вкладывать деньги «в рынок», фонды привлекают управляющие компании. Именно эти организации и занимаются, в конечном счете, размещением денежных средств. Обычно фонд привлекает несколько управляющих компаний, у каждой из которых своя стратегия и свои преимущества.

У каждого негосударственного пенсионного фонда есть инвестиционный портфель. Это набор разных финансовых инструментов, в которые фонд вкладывает доверенные ему деньги. Проще говоря – несколько выбранных фондом направлений для инвестиций.

По каким критериям фонд отбирает эти направления?

Во-первых, они зависят от общей задачи любого пенсионного фонда, которая заключается в первую очередь в сохранности пенсионных средств, и уже потом – в доходности. Причем сохранность понимается не просто буквально – сохранить переданные фонду деньги. Важно, чтобы пенсионные накопления не «съела» растущая из года в год инфляция, поэтому необходимо выбирать такие направления инвестирования, чтобы вкладываемые деньги приносили доход не ниже уровня инфляции. Вот тогда речь будет идти о реальной сохранности средств. И все, что выше, можно уже считать доходом.

Во-вторых, разные направления для инвестирования позволяют свести к минимуму риск получить убытки от вложения будущих пенсий. Если, допустим, с одним из направлений случились неприятности (скажем, кризис в одной из отраслей, и все «ценные бумаги» этой отрасли обесценились), наличие других поможет защитить пенсионные вложения от получения убытков.

Ну и третье в списке – хотя не последнее по значимости – это законодательные требования к пенсионным фондам по тому, какие направления и в каких пропорциях выбирать для вложения пенсионных накоплений. Эти требования впору называть ограничениями: они достаточно жесткие, но зато позволяют не рисковать понапрасну.

Во что имеют право вкладывать пенсионные накопления граждан России негосударственные пенсионные фонды?

· облигации российских эмитентов;

· акции российских АО;

· государственные ценные бумаги;

· ипотечные ценные бумаги;

· паи инвестиционных фондов;

· иностранная валюта на счетах в кредитных организациях;

· ценные бумаги международных финансовых компаний, допущенные к размещению в РФ.

Есть строгие требования к доле определенных активов в инвестиционном портфеле негосударственного пенсионного фонда.

Банк России также следит за качеством тех ценных бумаг, в которые негосударственный пенсионный фонд может инвестировать пенсионные накопления граждан. Например, акции и облигации российских компаний должны входить в высший котировальный уровень Московской биржи – то есть список, где присутствуют только самые проверенные и крупные российские корпорации, например, ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Норникель». И банки, в депозиты которых пенсионные фонды могут «вкладываться», тоже самые проверенные из всех. Банк России сформулировал ряд требований к таким банкам и для верности ежемесячно публикует их список.

Все это позволяет обезопасить от рисков и гарантировать сохранность пенсионных сбережений граждан. А если пенсионный фонд выстраивает верную инвестиционную политику, то пенсионные накопления начинают приносить реальный доход.

Читайте также: