Что такое спецпомещение пфр

Опубликовано: 27.04.2024

Женщина выбирает пенсионный план

Получать в старости три пенсии – по старости, накопительную и негосударственную – реально. Пенсию по старости вам будет платить государство, а ее размер зависит от того, сколько пенсионных коэффициентов вы заработали. Накопительная пенсия выплачивается либо Пенсионным фондом России (ПФР), либо негосударственным пенсионным фондом (НПФ) – в зависимости от того, кому вы доверили свои накопления в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). А вот дополнительные выплаты к тем, что осуществляет государство и ваш страховщик по накопительной пенсии, может делать только негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Для этого с ним необходимо заключить договор на негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Такой договор вы заключаете либо по собственной инициативе, либо в рамках корпоративной программы. Упрощенно порядок такой: вы или ваш работодатель делаете отчисления на ваш именной счет в НПФ, а после выхода на пенсию вы получаете накопленное вместе со всеми заработанными процентами. Эти деньги еще называют пенсионными резервами. Разберемся, чем НПО отличается от ОПС.

Чем НПО отличается от ОПС

Пенсионная система в России, как и в большинстве стран мира, устроена по страховому принципу. Граждане являются застрахованными лицами, а их работодатели на протяжении трудовой деятельности платят за них страховые взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). Таким образом, у работающего гражданина формируются 3 части пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС):

– фиксированная (она же базовая),

– страховая (зависит от количества пенсионных баллов, заработанных за период трудовой деятельности, и вместе с фиксированной частью составляет пенсию по старости),

Выход человека на пенсию считается страховым случаем — он начинает получать выплаты. При этом пенсию по старости платит Пенсионный фонд России, а вот накопительную — либо ПФР, либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) формируется только у тех, кто заключил соответствующий договор с НПФ и делает отчисления «на старость» по собственной инициативе. Рассмотрим НПО подробнее.

Как вступить в НПО

Заключить договор на негосударственное пенсионное обеспечение можно в НПФ: большинство фондов работают как с пенсионными накоплениями (государственная система ОПС), так и с резервами (НПО). Важно убедиться, что фонд имеет лицензию Банка России: это можно сделать на сайте регулятора.

Заключив договор с НПФ, вы получаете индивидуальный пенсионный счет, а затем пополняете его по согласованной с фондом схеме. В зависимости от НПФ условия могут отличаться, но основных схем три:

– вы самостоятельно вносите средства,

– их вносит ваш работодатель,

– в программе НПО участвуете и вы, и работодатель.

В отличие от страховой и накопительной пенсии, отчисления на которую обязательны, дополнительная пенсия финансируется на добровольной основе. Важно, что возраст получения такой пенсии зависит от условий договора с НПФ.


Как выбрать подходящий пенсионный план

В случае с государственной пенсией все просто: работодатель ежемесячно делает отчисления в ПФР в размере 22% от зарплаты сотрудника. С дополнительной пенсией все обстоит иначе: можно выбрать подходящий план отчислений и последующих выплат, который называется пенсионной схемой.

Негосударственные пенсионные фонды предлагают различные схемы. Поэтому, прежде чем остановиться на определенном НПФ, необходимо изучить все существующие варианты формирования НПО.

Пенсионные схемы предполагают выбор по следующим критериям:

1. Минимальный размер взноса.

Чаще всего НПФ просят отчислять не менее 12 тыс. рублей в год, то есть не менее тысячи в месяц.

2. Периодичность отчислений.

Многие НПФ ставят ограничение: не реже одного раза в год.

3. Периодичность пенсионных выплат.

Будущий пенсионер может выбрать удобный график – получать деньги раз в месяц, квартал, полугодие или год.

4. Продолжительность пенсионных выплат.

Этот критерий зависит от фонда. Чаще всего, стоит ограничение на минимальный срок выплат – не менее одного года.

Плюсы и минусы НПО

Формирование негосударственной пенсии при условии выбора надежного пенсионного фонда позволяет серьезно увеличить доход, который вы будете получать после завершения трудовой деятельности.

Например, если отчислять на НПО по 1500 рублей ежемесячно в течение двадцати лет при средней ежегодной доходности 8%, можно будет получать третью пенсию в размере 7400 рублей ежемесячно на протяжении десяти лет после выхода на пенсию.

Сделать самостоятельные расчеты можно на сайтах некоторых НПФ. Но есть и подводные камни, потому необходимо внимательно изучить все условия. Так, перевести резервы другому НПФ, если вы, например, недовольны результаты текущего фонда, на практике довольно непросто. Дело в том, что у большинства фондов в договорах прописаны высокие комиссии за такие действия. Досрочное расторжение договора НПО также, как правило, чревато штрафами. Помимо этого стоит помнить, что резервы пока не входят в систему государственного гарантирования. Если ваш фонд разорится, вы можете потерять свои сбережения.

Государственная управляющая компания ВЭБ.РФ, которая занимается управлением пенсионными накоплениями в том числе «молчунов» по договору с ПФР, с резервами не работает. Формировать пенсию по НПО можно лишь в негосударственных пенсионных фондах.

С НПО или без, очень важно заранее продумать, на что вы будете жить после завершения трудовой деятельности. Источниками дополнительного дохода в старости могут выступать накопления на вкладах, сдача недвижимости в аренду, инвестиции в ценные бумаги, накопительное страхование жизни и другие инструменты.

Источники дополнительного дохода в старости

Определите, сколько вам нужно денег для комфортной жизни на пенсии – и начните двигаться к этой цели уже сейчас. Ведь заняться обеспечением своей безбедной старости никогда не рано, и никто, кроме вас, по-настоящему эту задачу не решит.

Тот самый, что выдает пенсию

Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.

Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

ПФР — не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, — изымать из него деньги никто не может.

Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

  1. Ставит граждан на пенсионный учет.
  2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
  3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
  4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
  5. Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса.
  6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
  7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.

У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.

Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Как устроена система ПФР

Уровень Что входит
Федеральный уровень Центральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР
Региональный уровень Отделения ПФР в субъектах РФ
Местный уровень Управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в города и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Доходы ПФР

Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:

  1. Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
  2. Добровольных взносов физических лиц и организаций.
  3. Доходов от инвестирования временно свободных средств.
  4. Сумм пеней и других финансовых санкций.
  5. Средств, которые поступили из федерального бюджета.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Расходы ПФР

В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:

  1. Выплата пенсий, положенных по закону.
  2. Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
  3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
  4. Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

  1. Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
  2. ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.

Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.

Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 292 000 Р . Это ограничение актуально для 2020 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться исходя по формуле: зарплата × 10%.

Например, зарплата Иванова — 140 000 Р . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

140 000 Р × 22% = 30 800 Р .

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

140 000 Р × 10% = 14 000 Р .

Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:

  • с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р ;
  • с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р , — 10%.

Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.

В 2020 году они должны заплатить 32 448 Р . Если годовой доход превысит 300 000 Р , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р . Он должен заплатить:

32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 44 448 Р .

Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 Р . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 Р фиксированной суммы.

Отчетность перед ПФР

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

Этот отчет сдают в ПФР:

  1. при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
  2. при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.

Что нужно знать о пенсионном фонде

  1. Пенсионный фонд не орган государственной власти, но действует по указанию государства и отчитывается перед ним.
  2. У ПФР самостоятельный бюджет, который не входит ни в федеральный, ни в региональный, ни в местный бюджеты. Изымать из него деньги никто не может.
  3. Пенсионный фонд назначает и выплачивает пенсию строго в порядке, установленном законом. Сам ПФР ничего не определяет.
  4. Страховые взносы сейчас платят в налоговую, но часть отчетности за работников нужно сдавать в пенсионный фонд.



Если ПФР не государственный фонд и самостоятельная организация, почему тогда государство замораживает часть пенсий?!


тьфунатебя, государство не замораживает пенсии, оно замораживает поступления денежных средств на накопительные счета в пенсионном фонде. Вместо этого эти деньги направляют на текущие расходы, в том числе на выплату пенсий действующим пенсионерам.


Ник, сначала подумал, что «тьфунатебя» — это междометие, которое должно подчеркнуть глупость вопроса, и хотел возмутиться.

Но потом посмотрел на ник.

А где можно посмотреть, как ПФ инвестирует деньги и какую доходность получает?



Про ФСС расскажите, пожалуйста. Очень интересная статья


Вопрос. Если человек всю жизнь платит 22% в ПФР, но не доживает до пенсионного возраста, то куда деваются его накопления? Их просто присваивает себе государство?

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране обще признана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров - из-за явно низкого размера пенсий; работодателей - вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть - по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы - поскольку одни из них доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы;

1 шаг - Ликвидируется Пенсионный Фонд РФ(

125000 сотрудников, с ФОТ- 0000000000 руб. + ОС + м/ц).

1.1- Отменяется налог в ПФ РФ и в ФСС (упрощается налогообложение, з/п. – «белая»).

2 шаг - в Сберегательном Банке РФ или в казначействе РФ на каждого гражданина РФ открывается депозитный пенсионный вклад, начиная с рождения.

3 шаг - При приеме на работу работник оговаривает с работодателем в трудовом договоре процент отчислений на пенсионный вклад работника. Контроль за отчислениями работник осуществляет самостоятельно.

4 шаг - Бюджет Пенсионного Фонда пропорционально распределяется на депозитные счета граждан РФ.

5 шаг - Государство ежегодно индексирует пенсионные вклады с учетом инфляции.

6 шаг - Гражданин РФ при достижении пенсионного возраста начинает получать проценты с депозитного пенсионного вклада.

6.1 Гражданин РФ 1 раз в 3 года может оплатить санаторно-курортную путевку. В случаи смерти владельца вклада, независимо от возраста, пенсионный вклад переходит по наследству родственникам.

В России вновь обсуждаются планы по объединению ПФР, ФСС и ФОМС в одно ведомство. Как быстро может произойти слияние, с какими временными сложностями при создании нового фонда могут столкнуться предприятия и какие выгоды сулит бизнесу «фондовая реформа»? Журнал «Расчет» попросил экспертов высказать свое мнение относительно создания одного фонда.

В середине февраля газета «Известия» со ссылкой на собственные источники сообщила, что назначение на пост председателя правления Пенсионного фонда России Андрея Кигима, который ранее занимал должность главы Фонда социального страхования, связано с вероятной реформой внебюджетных фондов, а именно со слиянием двух ведомств, ПФР и ФСС (а возможно, и трех вместе с ФОМС), в одно.

Отмечается, что Фонд социального страхования за последние годы показал хорошие практические результаты в цифровизации собственных процессов и работы с плательщиками, указывают источники газеты. Именно эти показатели стали краеугольными при назначении нового главы ПФР. Отметим, что обсуждение вопроса о вероятной реформе фондов ведется в России уже несколько лет.

Будущие изменения

Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, объясняет:

Говорить о таких слияниях начали достаточно давно, с начала 2018 года. Думаю, объединение ПФР и ФСС произойдет практически со стопроцентной вероятностью. Возможность слияния нового фонда с ФОМС также весьма высока, но, скорее всего, это присоединение будет отложено на вторую очередь.

Первоначальная цель будущей реформы – проверить, как новая структура может работать.

Дополнительно при объединении двух фондов можно протестировать единую цифровую систему.

Оксана Васильева говорит:

По моему мнению, ожидать слияния ФСС и ПФР следует не раньше середины следующего года, второго – объединенного фонда с ФОМС – не раньше середины 2023 года. Для столь масштабного государственного процесса потребуются множественные изменения и нововведения. Нужно проработать и внести соответствующие изменения в нормативную базу, регулирующую работу фондов, решить кадровые вопросы, обеспечить качественный документооборот – как бумажный, так и электронный, провести информирование населения. Именно эти задачи и будут решаться в указанные сроки.

С тем, что возможная реформа состоится, согласен и Сергей Зайнуллин, кандидат экономических наук, доцент кафедры Национальной экономики РУДН, генеральный директор консалтинговой компании «Астахов, Хорошев, Зайнуллин и партнеры».

Сергей Зайнуллин говорит:

Мера по объединению внебюджетных фондов верная. Фактически они возлагают на предпринимателей и организации дополнительную дублирующую друг друга отчетность, увеличивая трудозатраты бизнеса. Оправданность этой отчетности далеко не очевидна, ведь функцию по сбору средств осуществляют налоговые органы, а с задачами по начислению пенсий, социальных выплат вполне могут справляться Министерство труда и соцзащиты России и уже существующие органы соцзащиты на региональном и местном уровнях. Сроки проведения реформы зависят от политической воли, при наличии которой для передачи баз данных и документации в органы соцзащиты и соблюдения трудового законодательства в отношении сотрудников Фондов достаточно трех месяцев. В реальности в российских условиях вполне возможно данную реформу реализовать за шесть месяцев.

Сильные и слабые стороны

Выгода государства от объединения – экономия бюджета.

Оксана Васильева объясняет:

Сейчас все три фонда являются дефицитными и получают прямую поддержку из Фонда национального благосостояния. Самый большой дефицит бюджета у ПФР – практически полтриллиона рублей. В условиях бюджетного дефицита и стремительного старения поколения 1970-х годов, пандемии и связанных с нею проблем основная задача государства – снижение расходов. Это будет достигнуто за счет сокращения административных издержек: уменьшения количества сотрудников, упразднения отдельных филиалов и так далее.

Сергей Зайнуллин комментирует:

Внебюджетные фонды требуют значительные средства на свое содержание. В частности, исходя из бюджета Пенсионного фонда на 2021 год расходы на выплату пенсий составляют 8,3 триллиона рублей, а административные расходы на содержание самого Пенсионного фонда составляют 124 миллиарда рублей. С учетом повышения пенсионного возраста и периодических реформ в этой области, постоянно меняющихся правил начисления пенсий следует признать, что концепция отделения пенсий и соцрасходов от бюджета и создания отдельных внебюджетных фондов показала свою неэффективность.

По оценкам экспертов, цифровизация фондов на сегодняшний день завершена примерно на 70%–80%, и этот показатель можно назвать хорошим. Однако возможная реформа замедлит этот процесс, в первую очередь по причине слияния технологических процессов, переноса данных, унификации хранящихся в ведомствах данных. Объединение фондов потребует большого объема инженерно-технической работы, выполнение которой будет приоритетным, так как от скорости и качества обработки данных во многом зависит качество оказываемых государственных услуг.

Интересы бизнеса

Можно ли уже сейчас оценить плюсы и минусы объединения фондов для компаний? Наиболее актуальный вопрос – это унификация передачи данных.

Виктор Миронов, управляющий директор Консультационной группы «ТИМ», говорит:

В 2017 году администрирование страховых обязательных платежей вернулось к налоговым инспекторам, при этом отчетность компаниями по-прежнему сдается в фонды, что может вызывать сложности. В частности, электронный документооборот необходимо настраивать отдельно и с Налоговой службой, и с Пенсионным фондом, что, конечно, не очень удобно.

Так что одним, и немаловажным, положительным аспектом объединения фондов для бизнеса будет сокращение бюрократической волокиты.

Оксана Васильева уточняет:

Станет легче получить доступ к услугам уже централизованных фондов.Но есть и возможные на период слияния риски для бизнеса, к таким можно отнести неизбежную потерю и искажение части информации. Это может повлечь негативные последствия не только для владельца бизнеса, но и для простого гражданина.

Возможно, в процессе объединения будут реформированы и другие области взаимодействия коммерсантов с фондами, говорить об этом пока рано.

РАСЧЕТ
Журнал для современного бухгалтера

Самый любимый бухгалтерский журнал, который всегда на вашей стороне.

98% подписчиков всегда продлевают подписку на журнал.

Выбор читателей

Responsive image

Оплата майских выходных - 2021 и производственный календарь на май

Responsive image

Когда платить зарплату в мае 2021 года с учетом длинных выходных

Responsive image

Детские пособия 2021: появились новые выплаты, изменились правила расчета

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Минтруд направил в правительство предложение об изменении организационно-правовой формы трех государственных внебюджетных фондов ПФР, ФОМС и ФСС.


Три источника передали эту информацию журналистам. В четверг же появился комментарий официального представителя Кремля Дмитрия Пескова, который назвал смену юридического статуса контролирующих всю социальную сферу фондов “идеологически новой историй”. Он же послал журналистов за дальнейшими разъяснениями в российское правительство.

Важно понимать, что наделение статусом публично-правовой компании внебюджетных российских фондов подается в информационном пространстве как единственная альтернатива существующему положению. Вскользь упомянуто, что Минтруд предлагает еще преобразовать фонды в некоммерческие организации или казенные учреждения. Однако именно публично-правовая форма вышла на первый план. Почему? Потому что еще до назначения на должность социального вице-премьера Татьяна Голикова говорила с января 2018 года и говорит до сих пор об объединении ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, который “должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности”. Получив статус вице-премьера, женщина-политик продолжила продвигать эту идею и в публичном поле. А в конце года как куратор всей социальной политики правительства внесла предложение об изменении организационной правовой формы государственных внебюджетных фондов, поручив Минтруду подготовить соответствующие рекомендации до 1 апреля 2019 года.

В один мешок

На IX Гайдаровском форуме Татьяна Голикова, которая тогда продолжала еще возглавлять Счетную палату, сделала предложение об объединении ПФР, ФОМС и ФСС главным заявлением своего доклада.


Татьяна Голикова Фото: Российская Газета

По ее мнению, образовавшийся в результате этого сращивания социальный мегарегулятор должен обладать уникальной управленческой структурой, став публичной собственностью: “Это позволит построить управление принципиально новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысит прозрачность его деятельности и обеспечит высокий уровень доверия со стороны населения”. В качестве веского аргумента Голикова назвала цифру, которая уходит на оплату труда всех сотрудников внебюджетных фондов — более 160 тысяч человек обходятся бюджету в 143,8 млрд рублей. Создание единой информационной системы позволило бы сократить эти расходы на персонал.

С другой стороны, статус публично-правовой компании обязал бы публиковать отчетность о деятельности, выполнении стратегии, использования резервов и всех остальных финансов. Де-юре расходование средств на социальное, медицинское и пенсионное страхование граждан стало бы прозрачнее. Но де-факто ситуация может оказаться обратной, потому что юридические механизмы деятельности публично-правовых компаний в России по-прежнему не разработаны полностью. Закон об этом типе организаций был принят в 2016 году, после чего предполагалось, что все российские госкорпорации перейдут на эту правовую форму. Однако ни одна из корпораций по этому пути не последовала. На данный момент зарегистрировано только две публично-правовые компании — “Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства” и “Российский экологический оператор”. И то первый, вероятно, в дальнейшем прекратит свою работу из-за запрета застройщикам привлекать деньги дольщиков и изменений правил игры на рынке долевого строительства.

Дело не только в отсутствии точного понимания того, как это будет работать на практике. Публично-правовая форма позволяет формально некоммерческой организации заниматься инвестированием на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. Такая компания может приобретать активы, открывать банковские счета, создавать дочерние коммерческие и некоммерческие организации. Если сказать проще, то с переходом на такую правовую форму из объединенных ПФР, ФОМС и ФСС может получится нечто подобное нынешнему Центробанку, но с меньшими оборотами. Здесь – внимание – возникает вопрос: кто возглавит этот социальный мегарегулятор, который вберет в себя три основных государственных фонда страхования россиян?

Согласно принятому федеральному бюджету, планируемые на 2019 год совместные доходы ПФР, ФОМС и ФСС составят 12,3 трлн рублей. На минуточку заметим, что эта сумма сопоставима с доходной частью федерального бюджета в 2018 году — 16,5 трлн рублей. При объединении крупнейших государственных фондов страхования и наделением их непонятного правового статуса, эти миллиарды денег могут так и не дойти до конечного адресата – простого россиянина, по крайней мере, в предполагаемом положенном объеме…

Компромисс

Складывается ощущение, что объединение ПФР, ФОМС и ФСС социальный вице-премьер Татьяна Голикова затевает под себя, чтобы в дальнейшем сесть на этот огромный мешок из денег налогоплательщиков, предполагаемых к нашему всеобщему страхованию жизни и здоровья. Кому, как не ей — куратору нацпроектов “Демография” и “Здоровье” — взять на себя руководство того самого социального мегарегулятора, создание которого Голикова пророчит в течение всего последнего года.

Да и сама по себе главная женщина российского правительства не из тех, кто отказывается от своих планов. Это стало понятно по реформе повышения пенсионного возраста, которую госпожа Голикова провела сразу же, как только заняла должность профильного вице-премьера. Её же считают автором скандального закона о монетизации льгот, с чего начиналось ее движение по ниве социальной политики в 2004 году. Похоже, по какой-то удивительной причине все непопулярное и отвергаемое общественностью, за что бы эта женщина не бралась, по итогу принимается и становится составляющей российской действительности.

От ликвидации ПФР решили перейти к постепенной оптимизации, которая уже началась в регионах. Идет укрупнение, в рамках которого малые отделения ПФР объединяют в межрайонные, что сопровождается кадровым сокращением. Этот процесс продолжится в 2019 году. Однако аналогичное укрупнение продолжается и среди негосударственных пенсионных фондов (НПФ), что может говорить об объективном процессе, вызванным отсутствием притока в систему новых средств из-за продолжающейся заморозки накоплений.

Задачей обязательного пенсионного страхования (ОПС), как и любой другой страховой системы, является обеспечение страховой защиты людей и их интересов.

ОПС в системе пенсионного обеспечения

Согласно статье 3 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», под самим обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система мер, призванная компенсировать гражданам доход, получаемый до назначения и выплаты им пенсий.

В такой системе страховщиком является Пенсионный фонд России (ПФР). В его управлении находятся денежные средства (пенсионные отчисления), доход и расход которых находит отражение в бюджете ПФР, составляемом ежегодно Правительством.

Тариф, в свою очередь, разделяется на:

  • солидарную часть (страховые взносы, направленные на выплаты, не связанные с расходом на накопительную пенсию, единовременную и срочную пенсионных выплат, то есть, средства, направленные на выплату фиксированной части страховой пенсии гражданам).
  • индивидуальную часть (взносы, отраженные на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина, то есть из нее складываются пенсионные права, а, следовательно, и размер будущей страховой и накопительной пенсий).

Чаще всего, продуктами данной системы являются страховая и накопительная пенсии.

Страховая пенсия

Страховая пенсия — денежная выплата, которую получает гражданин ежемесячно в целях компенсации своего заработка. Страховая пенсия также назначается нетрудоспособным членам семьи (иждивенцам) умершего застрахованного гражданина, если тот на момент смерти имел страховые пенсионные отчисления.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, выделяют следующие виды страховых пенсий:

  • по старости (назначается не ранее достижения 60 лет мужчинам, женщинам — 55, имеющим необходимый страховой стаж и минимальную сумму пенсионных баллов).
  • по инвалидности (главным условием назначения является установление гражданину инвалидности 1, 2 или 3 группы);
  • по случаю потери кормильца (имеют право нетрудоспособные иждивенцы умершего застрахованного).

Назначение страховой пенсии возможно не только в установленный частью 1 статьи 8 закона N 400-ФЗ возраст, возможно и раньше. Для этого необходимо иметь и специальный стаж, и его необходимую продолжительность. Перечень лиц указан в статье 30 настоящего закона.

В зависимости от вида страховой пенсии, вместе с ней выплачивается фиксированная выплата в твердом размере и ежегодно государство производят ее индексацию.

Накопительная пенсия

Под накопительной пенсией понимается выплата ежемесячно средств пенсионных накоплений, состоящих из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления — это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).

Накопительная пенсия формируется только у граждан, которые родились в 1967 и позднее. Однако, у мужчин с 1953 по 1966 г.р. и у женщин с 1957 по 1966 г.р. тоже имеются пенсионные накопления. Они сформированы только у тех, кто с 01.01.2002 по 31.12.2004 гг. официально был трудоустроен и за них производили отчисления страховых взносов.

Этой суммы, как правило, не достаточно для назначения накопительной пенсии. По желанию, можно подать заявление на единовременную выплату в любое время после назначения пенсии.

Страховщики, страхователи и застрахованные лица

В роли субъектов обязательного пенсионного страхования выступают:

  • Страховщик — государственный Пенсионный фонд РФ, его территориальные органы, а также негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
  • Страхователи — организации, индивидуальные предприниматели (ИП), самозанятое население, граждане, которые по собственному желанию вступили в правоотношения по ОПС.
  • Застрахованные лица (ЗЛ) — лица, на которых распространяется система ОПС.

Права и обязанности

Страховщик имеет право:

  • проводить документальные проверки страхователей (в случае выявленных нарушений, требовать их устранения);
  • обмениваться информацией с налоговыми органами;
  • распоряжаться бюджетом Пенсионного фонда и др.

В основные обязанности страховщика входит назначение, пересчет и своевременная выплата страховых, накопительных и других видов пенсий и выплат. В этой связи, страховщик осуществляет ряд других важных обязанностей, с которые описываются в статье 13 Федерального закона N 167-ФЗ.

Гарантом по всем обязательствам Пенсионного фонда РФ перед ЗЛ выступает государство.

Страхователи имеют право:

  • дополнительно уплачивать взносы своим работникам на накопительную пенсию;
  • участвовать в управлении ОПС;
  • на бесплатную информационную поддержку у страховщика по вопросам, связанным с деятельностью пенсионного страхования;
  • защищать свои права в суде.

Обязанность страхователя заключается в том, чтобы быть надлежащим образом быть зарегистрированным и вовремя платить страховые взносы в ПФР.

Застрахованные лица имеют право:

  • на качественную реализацию обязательного страховое обеспечение за счет средств бюджета ПФР;
  • она ознакомление с информацией о начислении и уплате страховых взносов работодателем;
  • на свое усмотрение распоряжаться своими пенсионными накоплениями.

В обязанности ЗЛ входит предоставление страховщику подлинных документов, которые содержат достоверные сведения, на основании которых назначается и выплачивается пенсия. В случае каких-либо изменений, способных повлиять на выплаты, своевременно сообщить об этом страховщику.

Страхователю в обязательном порядке необходимо быть зарегистрированным в ПФР. В статье 11 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» содержится исчерпывающий перечень возможных страхователей.

Сроки осуществления регистрации у страховщика устанавливаются не позднее, чем 3 рабочих дня после предоставления комплекта всех необходимых документов. По завершении процедуры страхователю выдается документ, который подтверждает факт регистрации.

Обязательное страховое обеспечение

Обязательное страховое обеспечение по ОПС в соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ выражается в виде:

  • страховой пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца;
  • фиксированной выплаты к страховой пенсии;
  • накопительной пенсии (в т.ч. единовременная и срочная пенсионная выплата), а также выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам застрахованного гражданина после его смерти;
  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному соц. страхованию на случай временной невозможности работать и в связи с материнством на день наступления смерти.

Обязательное страховое обеспечение выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ. Если ЗЛ формирует средства пенсионных накоплений в НПФ, то в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, — за счет средств негосударственных пенсионных фондов.

Система индивидуального (персонифицированного) учета

Данная система заключается в формировании и ведении учета информации о каждом лице, зарегистрированном в системе ОПС для реализации его пенсионных прав. Она дает возможность реализовать назначение накопительной и страховой пенсий в соответствии с результатами труда каждого ЗЛ и существенно упрощает порядок и ускоряет процесс назначения им пенсий. Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляет ПФР.

На территории РФ на каждое ЗЛ орган Пенсионного фонда открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Он состоит из 3 частей:

  • общая часть содержит такие сведения, как ФИО, адрес, данные паспорта, пол, гражданство, периоды трудовой и иной деятельности, сведения о зарплате и другие данные, указанные в части 2 статьи 6закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • специальная содержит сведения о размере страховых взносов, перечисленных на накопительную пенсию, о выборе инвестиционного портфеля и иные сведения, указанные в части 3 статьи 6 закона N 27-ФЗ;
  • профессиональная содержит сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в пользу ЗЛ, имеющего право на досрочное пенсионное обеспечение, сумме инвестиционного дохода, продолжительности стажа и сумме произведенных выплат.

ИЛС присваивается страховой номер — СНИЛС, материальным выражением которого является «зеленая пластиковая карточка», выдаваемая Пенсионным фондом.

В настоящее время получить сведения, которые содержатся на индивидуальном лицевом счете, можно в «личном кабинете» информационной системы ПФР.

Уплата взносов на обязательное пенсионное страхование

Уплату страховых взносов осуществляет страхователь (организации, индивидуальные предприниматели, самозанятое население) ежемесячно в процентном соотношении с заработка работников. Предельная величина базы для начисления взносов определяется в соответствии с Постановлениями правительства и в 2018 году установлена равной 1021 тыс. рублей (в 2017 году была 876 тыс. рублей).

Определение суммы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной пенсий происходит по тарифам в соответствии с выбранным вариантом пенсионного обеспечения.

Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе делится на два варианта:

  • на финансирование страховой пенсии (22%, из них 6% — солидарная часть тарифа страховых взносов, 16% — индивидуальная из них 0% идет на накопительную пенсию);
  • на финансирование накопительной пенсии (т.е. 10% на страховую и 6% на накопительную пенсию).

Бюджет Пенсионного фонда России

Составлением бюджета ежегодно занимается Правление ПФР. Он состоит из средств, которые являются федеральной собственностью. Формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • федеральных бюджетных средств;
  • доходов от инвестирования свободных средств ОПС;
  • добровольных взносов физических или юридических лиц;
  • средств пенсионных накоплений лиц, которым назначена срочная выплата;
  • иных источников.

Бюджет, а также отчет об его исполнении принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации по представлению Правительства РФ. Выражается Бюджет ПФР в виде федерального закона сначала о бюджете, затем — об исполнении бюджета, также он является консолидированным.

Заключение

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) создана государством для обеспечения выплаты гражданам пенсий и других выплат, необходимых для поддержки граждан.

Для ее реализации создана система индивидуального (персонифицированного) учета взносов за застрахованное лицо. Эта система дает возможность вести учет пенсионных прав каждого застрахованного, что сводит к минимуму ошибки и неточности при назначении пенсий.

Читайте также: