Что такое историческая справка для пенсионного фонда

Опубликовано: 01.05.2024

Граждане, выходящие на пенсию, часто сталкиваются с проблемой подтверждения стажа работы за 90-е годы прошлого века. Предприятия меняли собственников, многие закрывались и открывались новые. Были ситуации, когда работодатели исчезали вместе со всей документацией предприятия, оставляя своих работников без возможности подтвердить стаж работы и заработок, которые требуются для назначения пенсии. Что делать человеку, если трудовая книжка утеряна, предприятие ликвидировано, а отыскать документы в архивах - шансов практически нет? Консультирует Евгения Очертарова, главный специалист –эксперт отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц

ОПФР по Бурятии.

Евгения Григорьевна, какие периоды работы включаются в страховой стаж при назначении пенсии. И так ли важна сегодня трудовая книжка?

С 2015 года при назначении пенсии периоды работы как до регистрации, так после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования устанавливается по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Вся информация хранится в Федеральной базе данных ПФР. До даты регистрации сведения о стаже были представлены работодателями по форме СЗВ-К на всех работающих граждан.

По законодательству в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданином, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. К уплате страховых взносов приравниваются взносы на государственное социальное страхование до 1991 года, уплата единого социального налога и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности до 2002 года. Таким образом, полноту представленной информации о периодах работы и суммах уплаченных страховых взносов за каждый период работы граждане могут увидеть и проверить в выписке из индивидуального лицевого счета в Личном кабинете на сайте ПФР.

А если человек понимает, что выписка содержит неполные сведения о трудовой деятельности, как можно восстановить пробелы?

Если в выписке указаны неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, то их можно внести на основании подтверждающих документов. В этом случае во внимание принимается трудовая книжка, которая является документом, подтверждающим периоды работы до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. Если все записи в ней оформлены правильно, в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, то ни каких проблем с учетом стажа не возникнет.

При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи или отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки от работодателя либо из архивного учреждения. Это могут быть выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Следует отметить, смысл начинать поиск утраченных документов о каком-то периоде вашей работы будет только тогда, если вы точно знаете, что в этот период вы получали «белую» зарплату. Потому что при «серой» зарплате, распространенной в девяностых годах, работодатель не платил обязательные страховые платежи в ПФР, а это означает отсутствие у вас страхового стажа работы за этот период. Такие обстоятельства могут привести к назначению пенсии в меньшем размере, чем тот, на который рассчитывал заявитель. Поэтому очень важно не ждать наступления пенсионного возраста, а готовиться к выходу на пенсию заранее, до наступления права. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения, перерасчета пенсии, возложена на гражданина.

Куда обращаться за справкой, если предприятие находится в другом регионе или оно ликвидировано?

Если предприятие находится в другом регионе, для получения справки о периодах работы ехать к месту, где располагалась организация, не нужно. Помощь в истребовании нужных документов о стаже или справки о заработной плате вам окажут при необходимости специалисты ПФР. Для этого нужно обратиться в клиентскую службу с заявлением. Если предприятие ликвидировано, но у него остался правопреемник, справки о стаже и заработке должен выдать правопреемник. Если правопреемник отсутствует, тогда нужные документы необходимо разыскивать в архивах. В какой архив следует обращаться - эту информацию также вам предоставят специалисты ПФР.

При обращении в архивное учреждение заявителю приходит ответ в виде архивной справки, реже архивной выписки или копии документа. В архивную справку о подтверждении трудового стажа включаются данные за то время, за которое имеются сведения в документах архива: приводится точное название должности, занимаемой гражданином, и период его работы. В качестве документов, подтверждающих страховой стаж, используются приказы по личному составу, по основной деятельности, лицевые счета и другие документы.

Что делать, если организация ликвидирована, а в архивах нет документов этого предприятия?

В этой ситуациисвой период работы на этом предприятии можно подтвердить только свидетельскими показаниями. Сведения о заработной плате свидетельскими показаниями не подтверждаются. По правилам, если архивы предприятия утрачены не по вине работника, периоды работы гражданина на этом предприятии могут устанавливаться на основании показаний не менее двух свидетелей, которые знают гражданина по совместной работе в этот период. Свидетели должны иметь документы, подтверждающие их работу у данного работодателя в период совместной работы с гражданином, за которого они свидетельствуют. Для этого гражданин должен написать заявление в орган ПФР по месту своего жительства с просьбой установить период работы по свидетельским показаниям, с указанием ФИО и адреса свидетелей. К заявлению приложить справку из архива об отсутствии у них документов ликвидированного предприятия, на котором работал гражданин. При этом длительность периода работы гражданина на предприятии, устанавливаемого на основании свидетельских показаний, не может быть больше половины страхового стажа, необходимого гражданину для назначения пенсии. Свидетельскими показаниями могут подтверждаться только периоды работы на территории РФ, имевшие место только до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Следовательно, для подтверждения иных периодов (например: военная служба, период ухода за ребенком-инвалидом, период проживания супругов военнослужащих и др.) этот способ неприменим.

Зачастую, будущим пенсионерам и архивы не могут помочь, потому что, в частности, коммерческие организации в архивы просто документы не передавали. В таких случаях, если смысл обращения в суд?

К сожалению, подобная ситуация встречается довольно часто. Именно в период с 1986 по 1995 годы документы о стаже и заработке работников коммерческих организаций чаще всего не передавались в архивы. Ситуация усугубляется тем, что законодательных актов о том, как следует поступать работнику в случае отсутствия документов о заработке в архивах, нет. Предусмотрены лишь процедуры подтверждения страхового стажа. А вот как подтвердить размер заработка - об этом нет нормативных документов. ПФР придерживается твердой позиции, что необходимые сведения о зарплате должны быть представлены работодателем либо архивным учреждением на основании данных лицевого счета, расчетно-платежных ведомостей и пр. Решить данную проблему довольно сложно. Но в отдельных случаях гражданину рекомендовано обращаться в суд с иском о требовании возмещения причиненного ущерба к должностному лицу (работодателю), не исполнившему свои обязанности по передаче документов в архив в период ликвидации предприятия.

Позаботиться о будущем заранее. Как нужно оформлять пенсию, чтобы ничего не упустить – объясняем шаг за шагом

Чтобы оформить пенсию, среднестатистический россиянин должен собрать кипу документов и справок, и все это отнести вместе с заявлением в Пенсионный фонд. Многие (и совершенно зря) начинают это делать уже после того, как отпразднуют свой пенсионный возраст, но в идеале нужно начинать процедуру заранее. Следить за стажем и пенсионными баллами можно уже сейчас, а вот собирать документы нужно за год до заветного возраста.

Пока пенсия еще не скоро – проверять стаж и баллы

Формирование будущей пенсии начинается задолго до того, как человек ее оформляет. По сути, деньги на пенсию начинают откладываться с первого рабочего дня (или со службы в армии – смотря что было раньше), поэтому важно заранее убедиться, что работодатель оформил все документы правильно, а взносы за работника идут в полном объеме.

Страховые взносы с 1 августа каждого года переводятся в пенсионные баллы. Схема не очень сложная, но сейчас речь не об этом – главное, чтобы все взносы правильно учитывались на индивидуальном личном счете застрахованного лица. Проверить это просто:

  • зайти в личный кабинет на сайте Пенсионного фонда;
  • авторизоваться через учетную запись портала Госуслуги (при первом входе нужно сверить данные);
  • в разделе «Индивидуальный лицевой счет» выбрать «Получить информацию о сформированных пенсионных правах».

Результат система покажет сразу – сколько лет стажа и сколько пенсионных баллов учтено за заявителем.

Не нужно пугаться, если система покажет, например, только 18 лет стажа, а человек работает уже 30 – данные переносятся из системы персонифицированного учета, а она заработала только с 2002 года. Всю информацию о более раннем стаже и заработке Пенсионный фонд будет собирать, когда наступит время выходить на пенсию.

Кстати, с 2021 года Пенсионный фонд будет официально рассылать всем гражданам в возрасте 45 лет и старше информацию об из стаже и состоянии пенсионного счета, и даже покажет сумму накопленной на данный момент пенсии. Это нужно, чтобы будущий пенсионер проверил достоверность информации, которую передает за него работодатель, а если пенсия и вправду выходит низкая – за оставшиеся 15-20 лет «добил» ее до более высокой суммы.

Для нас же в этом разделе самое главное – чтобы все периоды занятости (пусть и с 2002 года) отображались правильно и в полном объеме. Если чего-то не хватает – нужно обратиться в местное отделение Пенсионного фонда с соответствующим заявлением.

Бывает так, что за одним человеком регистрируется сразу 2 СНИЛСа – например, из-за ошибки или повторного оформления. Тогда часть стажа «висит» на одном счете, а все остальное – на другом. Это не проблема, Пенсионный фонд может закрыть один из счетов и перенести весь стаж на один – но выявить это может только сам застрахованный (никто в ПФР не будет самостоятельно отслеживать «дубли»).

За год до выхода на пенсию – записаться на «макет»

Пенсионный фонд России неплохо «оцифровал» свои услуги – теперь оформить пенсию можно даже в режиме онлайн. На практике, однако, все далеко не так радужно – почти все, кто сейчас выходит на пенсию, должны собирать справки и другие документы. Все дело в том, что часть их стажа приходится на периоды до 2002 года (то есть, до запуска системы персонифицированного учета), поэтому у ПФР в распоряжении просто нет данных о стаже и заработке россиян за эти годы.

Поэтому ПФР просит подготовиться к выходу на пенсию заранее – составив так называемый макет пенсии. Под этим понятием подразумевается определенный набор информации, которая нужна для оформления пенсии человеку. По сути, это все пенсионное дело, за исключением собственно заявления о назначении пенсии. Чтобы собрать макет пенсионного дела, ПФР нужны такие данные:

  • паспорт (или вид на жительство – у иностранцев тоже есть право на российскую пенсию);
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка и другие документы, подтверждающие стаж;
  • документы, подтверждающие среднемесячный заработок за 2000-2001 годы или за любые 60 месяцев подряд до 2002 года;
  • дополнительные документы, подтверждающие иные обстоятельства.

По закону все это должен собирать и передавать в Пенсионный фонд работодатель (хотя большей части данных у него нет – и их все равно будет собирать работник), а те пенсионеры, которые не работают, собирают и приносят это самостоятельно.

Работодатель должен передать всю информацию минимум за полгода до выхода работника на пенсию. Сам же работник может записаться и прийти на формирование макета пенсии за 12 месяцев до даты наступления пенсионного возраста.

Желательно не затягивать с этим – и записаться в ближайший свободный день после предпоследнего дня рождения перед выходом на пенсию. Дело в том, что документы, скорее всего, придется собирать долго и по разным архивам, а если сильно задержаться, то можно даже потерять часть пенсии. Но об этом – дальше.

Собрать все необходимые справки

Если у будущего пенсионера весь стаж – это периоды после 2002 года, ему почти не придется собирать дополнительные документы. Но пока на дворе 2021 год, на пенсию выходят мужчины 1960 года рождения и женщины 1965-го. Соответственно, практически у всех из них есть стаж, который не учтен в системе персонифицированного учета.

Пенсионный фонд может потребовать разные документы. Чаще всего это следующее:

  • справки, подтверждающие стаж . Вообще, это подтверждается трудовой книжкой – но если в записи о работе будет хотя бы что-то недостаточно четко написано (или печать окажется смазанной), то придется собирать справки. Если предприятие все еще работает – справку можно взять там, если нет – то в муниципальном архиве. Увы, в 90-е предприятия часто закрывались так быстро, что даже не успевали сдать документы в архив, тогда подтвердить стаж не получится никак;
  • справки о среднемесячной зарплате . Есть два варианта – получить справку о зарплате за 2000-2001 годы (и эти данные могут уже быть у ПФР) или справку о среднем заработке за любые 60 месяцев стажа, идущие подряд.

Многие оформляют справки за те годы, когда их зарплата была самой высокой (например, за 1987-1991 годы), но нужно смотреть на соотношение со средней зарплатой по стране. Возможно, за какие-то годы зарплата окажется выше в соотношении, хотя по сумме будет не очень высокой.

  • для бывших или действующих ИП – документы, подтверждающие факт уплаты страховых взносов (особенно за 1990-е годы). Это большая проблема, так как данные в системах ФНС и ПФР могли не сохраниться, а квитанции 20-летней давности могли не сохраниться;
  • военный билет или другой документ, подтверждающий службу в армии . Каждый год службы в армии засчитывается за год стажа, и за него даются пенсионные баллы – поэтому забывать об этих двух годах не стоит;
  • для женщин – справки о смене фамилий . Запрашиваются эти справки в ЗАГСе, причем в определенной последовательности: если у женщины было больше одного брака, справки нужно брать в обратной последовательности. То есть, первая справка – о последней смене фамилии, потом на основании ее женщина получит справку о более ранней смене фамилии, и т.д. Это важно, потому что без всей цепочки справок ей просто не выдадут справку о первой смене фамилии (так как не получится связать заявительницу с прежней фамилией);
  • свидетельства о рождении детей. Период отпуска по уходу за ребенком засчитывается в страховой стаж, а с 2015 года дает право на дополнительные пенсионные баллы;
  • документы, подтверждающие наличие иждивенцев – это могут быть разные документы, от справки о составе семьи до решения суда об установлении факта иждивения.
  • В принципе, Пенсионный фонд может запросить и другие документы. Например, до 2002 года в стаж могла включаться учеба – соответственно, придется достать справку об обучении. Если предприятие, на котором работал будущий пенсионер, меняло название и организационно-правовую форму, может потребоваться историческая архивная справка.

    Для тех, кто имеет право на досрочный выход на пенсию по особым основаниям – эти основания тоже придется подтвердить. Например, если это работа в районах Крайнего Севера, нужно, чтобы это упоминалось в справке о трудоустройстве (или в отдельном документе). То же касается и льготного стажа по определенным профессиям, представители которых выходят на пенсию раньше других. Если стаж относится к другой стране и справка выдана не на русском языке, придется заказать ее нотариально заверенный перевод.

    Все это нужно успеть сделать до момента выхода на пенсию, максимум – не позднее 3 месяцев после этой даты. Если пенсионер успеет донести все документы раньше 3 месяцев с момента наступления пенсионного возраста, он получит пенсию с самой начальной даты. А если не успеет – то только с момента, когда соберет все нужные документы.

    Самое сложное – если справку достать не удалось

    Именно подтверждение стажа и зарплаты – главная проблема на пути оформления пенсии. В сети можно найти много жалоб на то, что сотрудники Пенсионного фонда без достаточных оснований придираются к записям в трудовых книжках и требуют получить справку на каждую запись о трудоустройстве. А получить справку порой бывает сложно или вообще невозможно.

    Если все же это случилось и Пенсионный фонд требует справку о том или ином периоде занятости, то порядок действий будет примерно таким:

    Подтвердить трудовой стаж, если информация в архиве не сохранилась, можно с помощью двоих свидетелей. Это должны быть люди, работавшие в тот же период на том же предприятии (и у ПФР не должно быть претензий к их стажу). Они должны предоставить письменные пояснения, где указать, что данный конкретный человек работал с ними на том же самом предприятии в то же самое время. Соответственно, к пояснениям нужно будет приложить и подтверждающие личность и трудовой стаж документы.

    Этот вариант хорош тем, что свидетелям необязательно лично посещать Пенсионный фонд – у них можно взять объяснения в письменном виде и приложить их к пенсионному делу. Правда, есть одна огромная проблема – если данных о предприятии нет в архиве, никто из работников не сможет зачесть этот период в стаж. Соответственно, давать свидетельские показания будет попросту некому.

    Важно – свидетельскими показаниями можно подтвердить только факт трудоустройства (то есть, стаж). Подтвердить средний заработок с их помощью не получится.

    В самом крайнем случае будущему пенсионеру остается придумывать «обходные пути», чтобы подтвердить стаж. Это почти точно будет обращение в суд и поиск дополнительных документов:

    • профсоюзные учетные карточки;
    • комсомольские и партийные билеты, где фиксируются взносы;
    • расчетные листки и расчетные книжки (с 1992 по 2002 годы);
    • другие документы, которые позволяют четко установить, что человек работал на конкретном предприятии.

    Кстати, по профсоюзным, комсомольским и партийным билетам при желании можно даже подтвердить среднемесячный заработок (если не удалось взять справку за 60 месяцев). Дело в том, что взносы отчислялись в виде определенного процента от зарплаты, поэтому суд при необходимости может «восстановить» изначальную сумму зарплаты. Правда, могут потребовать привести свидетелей или найти еще какие-то документы.

    В любом случае, здесь придется потрудиться – и при сборе документов, и при последующем обращении в суд все зависит от настойчивости заявителя. Без его желания и активных действий никто за него не подготовит документы для выхода на пенсию.

    За месяц до выхода на пенсию – подать заявление

    Закон разрешает подавать заявление уже непосредственно на назначение пенсии, когда до собственно дня выхода на пенсию остается месяц или меньше. Дело в том, что просто поданное заявление еще не означает, что пенсию назначат – сначала все документы рассматривает специальная комиссия, которая их проверяет и выносит вердикт. Поэтому, если подавать заявление уже после выхода на пенсию, первая выплата может прийти с задержкой в 1-2 месяца (хотя и придет вся сумма с самого дня выхода на пенсию).

    Если же подать заявление чуть раньше, документы рассмотрят быстрее и уже в первую расчетную дату новый пенсионер получит свою пенсию. Но если документов не будет хватать и пенсионер будет слишком долго их нести, то он может получить пенсию не с даты своего пенсионного возраста, а с более поздней (на сбор документов есть 3 месяца).

    При желании можно даже заранее оформить пенсионную карту в своем банке – и подать ее реквизиты вместе с заявлением на назначение пенсии. Тогда пенсия не будет приходить по почте, а сразу будет зачислена на банковский счет. Особенно актуально для того, кто не живет по адресу регистрации (прописки).

    Кстати, еще часто возникает путаница с датой выхода на пенсию – из-за продолжающейся реформы и того факта, что некоторые пенсионеры выходят на пенсию досрочно. На этот случай в Клиентской службе ПФР в каждом отделении есть отдел оценки пенсионных прав – там точно все подсчитают и назовут точную дату выхода на пенсию.

    Если все документы были собраны еще на этапе макета, то достаточно будет просто подать заявление – и пенсионное дело автоматически сформируется. Можно принести все справки и документы к моменту подачи заявления, хотя лучше так не делать – некоторых документов может не хватать.

    Отдельно скажем об иностранцах, оформляющих пенсию после получения вида на жительство. Закон запрещает получать пенсию сразу из двух стран (за редкими исключениями). Поэтому при оформлении российской пенсии такой иностранец пишет заявление об отказе от пенсии в стране его гражданства. Соответственно, заявление идет туда по каналам ПФР, и все это время человек фактически не получает российскую пенсию (или получает, но потом ему придется вернуть часть суммы). Поэтому лучше заранее позаботиться о том, чтобы отказаться от первой пенсии в пользу российской.

    Что нужно сделать после оформления пенсии

    Пенсия – это основной, но не единственный вид поддержки пожилых россиян. Прежде всего, нужно уточнить – возможно у пенсионера есть право на одну из ежемесячных денежных выплат (например, как федеральный льготник или ветеран труда). На ЕДВ нужно подавать отдельное заявление, а еще определиться, получать набор социальных услуг в денежной или натуральной форме.

    Следующая возможность – оформить свидетельство пенсионера. В 2021 году после 6 лет отсутствия в России вернули пенсионные удостоверения. Оформляют его прямо в Пенсионном фонде, всего за полчаса. При себе достаточно иметь фотографию, все остальное сделают сотрудники ПФР самостоятельно. Такое удостоверение может давать право на скидки в магазинах, аптеках, сфере услуг и общественном транспорте.

    Многие регионы дополнительно вводят льготы на проезд в общественном транспорте для пенсионеров, но подтверждаются эти льготы специальным проездным документом. И вот его оформляют уже не в ПФР – а в местном отделе социальной защиты населения или в МФЦ. Нужно обратить внимание – не снизит ли оформление такой карты сумму социальной доплаты к пенсии (если сама пенсия ниже прожиточного минимума).

    Также регионы могут вводить и другие меры социальной поддержки для пенсионеров – узнать о них можно на месте в отделе соцзащиты, в МФЦ или на региональных порталах госуслуг.

    А еще не стоит забывать еще об одной важной льготе для пенсионеров – налоговой. Пенсионер вправе не платить налог на недвижимость за один из объектов по каждому типу недвижимости – например, за одну квартиру, один дом, один гараж, и т.д. Также пенсионер вправе вычесть 600 квадратных метров из налогооблагаемой площади земельного участка у него в собственности. Некоторые регионы дают пенсионерам льготы по транспортному налогу.

    Налоговые льготы применяются автоматически, но лучше перепроверить все через личный кабинет на сайте ФНС. А если у пенсионера, например, 2 квартиры в собственности, он должен выбрать одну из них, на которую получит льготу. И для этого нужно будет написать соответствующее заявление.

    Граждан России в пенсионной системе не устраивает практически всё. Прежде всего, конечно, людей не устраивает размер пенсий и несправедливость пенсионных законов. По этому поводу негатив выплескивается и на Президента, и на Правительство, и на депутатов Госдумы, и на всю российскую политическую и бизнес элиту.

    Однако не менее раздражающим фактором является и то, как государством совместно с ПФР выстроены отношения пенсионной системы с Человеком и Гражданином, и здесь уже по полной программе достается ПФР, потому что именно с этой структурой, выступающей в отношениях с гражданами от имени государства, людям приходится непосредственно контактировать. Остальные высокие инстанции слишком высоки и недоступны.

    Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. Если государству «не хватает денег» на полноценное пенсионное обеспечение, то ему как-то нужно выкручиваться, урезать бюджет ПФР и обосновывать принимаемые непопулярные решения, сохраняя при этом хорошую социальную мину при плохой игре.

    Для снижения доли своей ответственности государство, пользуясь неограниченным правом регулирования «под себя» пенсионной системы, постоянно изменяет пенсионные законы, включая в них новые хитрые и подлые механизмы снижения размеров пенсий. В результате мы имеем настолько запутанное и невнятное пенсионное законодательство, что в нём уже «сам чёрт ногу сломит».

    Вместе с тем, многие моменты, связанные с персонифицированным учётом застрахованных лиц, расчётом и назначением пенсий, а также информационным сопровождением этих процессов, в законах вообще никак не прописаны, и тогда открывается широкое поле для инициатив и творческой деятельности Пенсионного фонда и Минтруда.

    В одних ситуациях, требующих дополнительного регулирования, ПФР самостоятельно или совместно с Минтруда «дописывает» пенсионное законодательство, принимая нормативные правовые акты (постановления, инструкции, правила, приказы и т.п.), но формулирует их таким образом, что они облегчают и упрощают «жизнь» ПФР, но совершенно не отражают интересы застрахованных лиц.

    В других ситуациях ПФР поступает наоборот, оставляет неотрегулированными неопределённости (или даже искусственно создаёт их) там, где выгодно трактовать свои действия или бездействие по-разному, в зависимости от конкретных обстоятельств, но явно не в пользу пенсионеров.

    Выяснить, где заканчивается законодательная воля государства по регулированию пенсионной системы и начинается бесконтрольная самодеятельность ПФР (или Минтруда?) весьма сложно, кроме писаных законов параллельно вполне может существовать и институт устных указаний сверху.

    Приведу самый простой пример по ситуациям «дописывания» законов и искусственного создания неопределённостей в пенсионном механизме на «пазле» процедуры назначения пенсии.

    Казалось бы, услуга расчёта и назначения пенсии структурой, созданной государством и не имеющей собственного коммерческого интереса в этом вопросе, должна быть прозрачной, понятной и удобной для пенсионера. Если бы так и было, то в социальном государстве нормальная укрупненная модель процедуры назначения пенсии выглядела бы следующим образом….

    Человеку при выполнении соответствующих условий назначают пенсию, выдают пенсионное удостоверение (пусть даже и с уплатой государственной пошлины тем, кто захочет) и одновременно документ-справку, внятно разъясняющий расчёт назначенной пенсии по наиболее выгодному для него варианту.
    В личном кабинете ПФР пенсионеру и после назначения пенсии доступна полная информация о состоянии его индивидуального лицевого счёта и эта корректная информация соответствует данным использованным для расчёта и назначения пенсии.
    Кроме того, на сайте ПФР, как публичной структуры, имеются полноценные вариативные калькуляторы, позволяющие самостоятельно рассчитать свою пенсию и среднюю зарплату за периоды до 2002 года, и таким образом убедиться, что расчёт произведён правильно.

    Процедура оказания государственной услуги по установлению пенсии законом 400-ФЗ не определена, но что мешало ПФР и Минтруда предусмотреть процедуру расчёта и назначения пенсии по логичному и одновременно удобному для пенсионеров алгоритму? Ничто не мешало, закон 400-ФЗ точно не мешал. Более того, если бы всё было сделано именно так, то поток пенсионеров в ПФР для получения различного рода справок, расчётов, перерасчётов «за детей», консультаций и т.п. снизился бы в несколько раз….

    Однако ПФР при содействии Минтруда выстроил процедуру назначения пенсий совсем по другому алгоритму, сделав её максимально непонятной, непрозрачной и унизительной для пенсионера. Процедура назначения пенсии приобрела форму запутанного квеста по сценарию ПФР. Для придания этому квесту легитимности был издан Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 января 2016 г. N 14н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий…".

    Административный регламент устанавливает, что «результатом административной процедуры является принятие территориальным органом ПФР решения об удовлетворении, либо об отказе в удовлетворении поданного заявления. Факт и размер назначенной пенсии подтверждается справкой (сведениями) о назначенной пенсии».
    Документ по объёму большой, но результат административной процедуры выражен совсем коротко, а всё остальное, непосредственно связанное с расчётом, документальным оформлением и информационным сопровождением назначения пенсии, стандартом государственной услуги сформулировано в очень общем виде или не регламентируется никак. Таким образом, все эти тонкие моменты процедуры назначения пенсии отданы на откуп ПФР.

    После назначения пенсии с 2015 года пенсионное удостоверение пенсионерам не выдаётся. ПФР лукавит и объясняет отмену выдачи пенсионных удостоверений изменением пенсионного законодательства, в частности ссылается на закон 400-ФЗ, выдача пенсионных удостоверений которым не предусмотрена. Да, в указанном законе о выдаче пенсионных удостоверений ничего не сказано, но и в предыдущем основном пенсионном законе 173-ФЗ про пенсионные удостоверения также ничего не говорилось, но удостоверения выдавались.

    Если докапываться до истины, то выяснится, что утратило силу совместное Постановление Минтруда и ПФР №17/19пб от 27.02.2002 «Об утверждении "Правил обращения за пенсией. ", в котором была статья 39 - "Факт назначения пенсии. подтверждается соответствующей записью в пенсионном удостоверении, которое выдается на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации". Изданный ему в замену Приказ Минтруда от 17.11.2014 года №884-н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией. » аналогичную статью уже не содержит, поэтому можете сами сделать вывод - кто решил, что пенсионные удостоверения пенсионерам больше не нужны, а будет достаточно и справки.

    Люди не хотят всю оставшуюся жизнь бегать в недружественный им орган за справками, которые быстро приходят в негодность и ассоциируются со справками об освобождении, а государство молчит. Кто-нибудь считал, сколько уйдёт бумаги на выдачу справок вместо пенсионных удостоверений за весь срок дожития пенсионеров, а сколько нужно содержать работников ПФР с компьютерами и принтерами для оформления и распечатки справок?
    Выгода от отмены пенсионных удостоверений весьма сомнительна, а негатива выше крыши, и он будет с каждым годом нарастать. Государству это надо? Не высокая ли цена вопроса для мнимой экономии?

    Далее, после подачи застрахованным лицом заявления-прошения о назначении пенсии и его регистрации, потенциальный пенсионер волевым решением Пенсионного фонда переводится в статус «пациента ПФР» (термин мой, подробнее в статье «Пациенты пенсионного фонда. Кто остановит ПФР?»).
    Отныне пенсионеру навсегда закрывается полный доступ к информации в личном кабинете на сайте ПФР и в соответствующем разделе на портале государственных слуг.
    Для пенсионеров такой информационный блэкаут становится полной неожиданностью.
    В большинстве случаев пенсионеры до назначения пенсии в личном кабинете видели искаженные и неполные сведения о своём стаже и средней зарплате (которые к тому же периодически самоизменялись), а после назначения пенсии не видят уже ничего, в соответствующих разделах информационной справки формы СЗИ-6 стоят уже одни нули.

    Для чего это делается?
    Для того чтобы исключить возможность оценки «пациентом» произошедших в личном кабинете изменений персональных данных (и соответственно исходных параметров для расчёта пенсии) и не допустить сопоставления пенсионером этих данных со сведениями в трудовой книжке для выявления расхождений.
    Пациент на сайте ПФР сможет узнать только размер назначенной ему пенсии после принятия решения о её назначении и получить в ПФР такую же справку на бумажном носителе.

    На этом процедура назначения пенсии для тех, кто НЕ сомневается в том, что Пенсионный фонд всё посчитает правильно, заканчивается. Доверие граждан к Пенсионному фонду пока ещё велико и пропаганда ПФР, направленная на выработку у пенсионеров стойкой уверенности, что «всё посчитают по наиболее выгодному варианту», делает своё дело и работает успешно.
    По мнению ПФР и Минтруда пенсионеры должны согласиться с размером назначенной пенсии безоговорочно как с аксиомой, не требующей доказательств. Административный регламент предоставления государственной услуги по установлению пенсии полностью выполнен, и формально придраться не к чему.

    Более любознательные пациенты переходят к следующему этапу пенсионного квеста и начинают собственное расследование правильности расчёта пенсии.

    Внятных объяснений о закрытии информации в личном кабинете для пенсионеров ПФР не предоставляет. Отговорки типа «так устроен личный кабинет», «форма СЗИ-6 не предназначена для пенсионеров», «в форме СЗИ-6 стоят нули, потому что все сведения трансформировались в сумму назначенной пенсии», «не положено», «а где написано, что эти данные должны быть доступны пенсионеру», «не нравится – обращайтесь в суд» и т.п. наводят только на одну мысль, - ПФР есть что скрывать и есть стимул держать пенсионеров в неведении.

    Для добычи информации о расчёте своей пенсии и других персональных сведений пенсионер должен быть морально готов обивать пороги ПФР и писать челобитные. Пациент обречён «мешать работать» персоналу ПФР (потому как «все что вы хотите, в стандарт государственной услуги по установлению пенсии не входит», «делать вам нечего», «а зачем вам это») и натыкаться на лицемерное недоумение и недружелюбность работников ПФР.

    Стойкий пациент, пройдя кордоны громкоголосых работниц ПФР, и получив от ПФР расчёт своей пенсии и другие имеющие значение персональные сведения, может с удивлением обнаружить, что некоторые периоды его трудовой деятельности 20-30 летней давности исключены из общего и страхового стажа, но уведомить об этом пациента ПФР нужным не посчитал.

    Причины исключения периодов работы из стажа могут быть самые разные, от «нечитаемых» печатей в трудовой книжке (мнение работника ПФР приравнивается к заключению эксперта-криминалиста?!) и отсутствия сведений о поступлении страховых взносов в отдельные периоды, до банальных арифметических ошибок при подсчёте стажа и размера пенсии. Неверно может быть определено (или применено) соотношение среднего заработка для расчёта пенсионных прав до 2002 года и т.п. Проверить правильность этих расчётов пенсионер сможет только сам ручным способом, предварительно изучив пенсионное законодательство на уровне «не хуже работника ПФР».

    Понятно, что специалисты ПФР своим пациентам пенсии вручную не считают, а используют для этих целей полноценные калькуляторы, но ПФР почему-то полагает, что застрахованным лицам будет вполне достаточно и калькулятора-дезинформатора на сайте ПФР. Тот, кто им пользовался, знает, что этот калькулятор нещадно врёт и рассчитывает пенсию в гораздо большем размере по сравнению с тем, который фактически будет назначен.

    Информация на сайте ПФР поясняет предназначение своего калькулятора следующим образом: «Результаты расчета страховой пенсии в пенсионном калькуляторе носят исключительно условный характер и не должны восприниматься Вами как реальный размер Вашей будущей пенсии. Для простоты восприятия получаемых результатов все расчеты производятся в постоянных условиях 2018 года».
    Вопрос – а зачем он вообще такой условно-фьючерсный калькулятор-дезинформатор нужен? Для введения потенциального пенсионера в заблуждение?
    И снова придраться не к чему, нет ни слова в пенсионных законах о публичных калькуляторах ПФР для расчёта пенсии и требований к ним.

    Следующий этап пенсионного квеста для стойких пациентов – доказательство факта расчёта пенсии работниками ПФР в заниженном размере относительно возможного.

    Если представленные пациентом в территориальный орган ПФР собственные ручные расчёты пенсии и аргументы будут на 100% убедительны, то ПФР может с ними даже согласиться… и предложить написать заявление на перерасчёт пенсии. Стоит ли согласиться с таким предложением (и простить ПФР всю сумму недоплаты пенсии за весь период после её назначения) или идти до конца и требовать перерасчёта пенсии с момента её назначения – каждый должен решить сам, в зависимости от обстоятельств.

    Если ПФР с представленными расчётами и аргументами не согласится, то у пациента останется одна дорога - в суд. Кстати, ПФР очень любит направлять несогласных пациентов по любому вопросу в суд, отлично понимая, что из числа даже самых стойких пациентов до суда дойдут не все.

    Помимо квест-процедуры назначения пенсий существует ещё целый пласт проблем, связанных одновременно с расчётом или перерасчётом пенсий, персонифицированным учетом и отображением информации в личном кабинете застрахованного лица, и перечень претензий к ПФР по этим проблемам может быть бесконечно длинным, было бы кому их адресовать и решать.

    Какие-то частные проблемы пенсионеры могут и решают в одиночку через суд, но есть множество общих проблем, для решения которых и в суд-то идти не с чем. Очевидно, что права пенсионеров в приведенном примере квест-процедуры назначения пенсии ущемляются, но формально закон не нарушен, и тогда всё чаще возникают вопросы – ПФР существует сам для себя или всё-таки для пенсионеров? Кто повернёт ПФР и Минтруда к пенсионеру лицом, а к лесу задом? К кому обращаться за восстановлением справедливости?

    У нас есть омбудсмены по правам человека, правам предпринимателей, правам ребёнка, а вот омбудсмена по правам пенсионеров у нас нет, хотя разговоры об этом идут уже давно.
    У нас есть Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и этим законом (статья 3.1. последний абзац) предписано органам исполнительной власти «осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию».
    Такой орган государственного надзора и контроля в России также до сих пор не создан.

    Сложилась парадоксальная пенсионная система, в которой есть исполнитель в лице ПФР и куча «участвующих»: Правительство со своими Постановлениями, Гос. Дума, принимающая законы, ЦБ, Минфин, Минтруд, всяческие проправительственные структуры, сочиняющие хитрые пенсионные формулы, но нет единого органа отвечающего за пенсионное обеспечение в целом. Каждый гражданин, выходящий на пенсию, вынужден бороться за свои права в одиночку с возможностью отстаивать права только через суд, а это далеко не каждому под силу, большинство тихо соглашается с тем «что насчитали». Каких только контролирующих и надзорных органов у нас нет, а вот в пенсионной системе они считаются лишними.
    Таким образом, государство экономит дважды, на каждом «обсчитанном» пенсионере в отдельности и на системе в целом. Очевидно, что государству так удобнее, создана пенсионная система с коллективной государственной безответственностью за результат, как очевидно и то, что с этим надо что-то делать…

    P.S. В стандартном бланке Заявления на назначение пенсии с 01.01.2018 года в пункте 4 появился интересный подпункт «О» (в ред. Приказа Минтруда России от 26.10.2017 N 756н), дополняющий квест-процедуру назначения пенсии новой фишкой:
    «с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных документов о стаже и заработке (делается отметка в случае обращения за страховой пенсией, накопительной пенсией):
    согласен/не согласен)
    Пациент должен при подаче заявления по-быстрому сыграть в пенсионную рулетку и решить, в какой клеточке нужно поставить галочку…. Каких-либо пояснений о смысловой нагрузке нового подпункта и последствиях принятия решения по одному из двух вариантов ПФР не даёт. Потом узнаете, сюрприз будет…

    "Причины исключения периодов работы из стажа могут быть самые разные, от «нечитаемых» печатей в трудовой книжке (мнение работника ПФР приравнивается к заключению эксперта-криминалиста?!) и отсутствии сведений о поступлении страховых взносов в отдельные периоды, до банальных арифметических ошибок при подсчёте стажа и размера пенсии." - и отсутствиЯ ??

    Всю эту камарилью, как у вас там верно указано, давненько бы уж к лесу задом
    следовало бы.

    Всё карьеру отработал на должности старшего инженера, а пенсию мне назначили по зарплате сторожа, коим работал когда на развалинах Советского Союза работать было негде. Назначающая инспектор на полном серьёзе меня поздравила и порадовала, сказав, что у меня высокая и максимальная пенсия. Я мало встречаю пенсионеров, у которых пенсия была бы ниже моей. Русское чудо? Ура?! См. мой рассказ "Сторож России".

    Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

    Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

    В 1997 году вступил в силу федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования" № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

    В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

    Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

    Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.

    С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

    С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

    В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

    В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой "советский" трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

    Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

    Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

    В 2010 году Пенсионному фонду исполнится 20 лет. К юбилею ПФР подходит в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.

    Одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.

    Проводимая в стране пенсионная реформа направлена на увеличение возраста выхода на пенсию. 2018 год является последним, когда мужчины уходят на заслуженный отдых в 60, а женщины в 55 лет. Однако существуют определенные категории граждан, за которыми сохранится право на досрочный выход на пенсионное обеспечение.

    льготная справка в пенсионный фонд образец 2019

    Одним из подтверждающих наличие такого право документов оказывается льготная справка, которую необходимо предоставить в ПФР вместе с остальными документами при оформлении пенсии.

    Что такое льготная справка и для чего она нужна?

    Льготная справка представляет собой официальный документ, подтверждающий определенный стаж работы, льготный ее характер. Без его предоставления порой невозможно доказать факт осуществления трудовой деятельность в определенных условиях, что особенно актуально в случае потери, порчи трудовой книжки или наличия ошибок в ней.

    Одна из причин оформления – попытка получить назначение пенсионных выплат, положенных по закону в случае работы в условиях Крайнего Севера, на вредных и опасных для здоровья производствах.

    Становится понятно, что претендовать на льготу могут только те граждане, которые были трудоустроены официально.

    Где получить документ?

    Помочь с оформлением льготной справки должен работодатель, поскольку это именно та инстанция, которая занимается подготовкой подобного рода документов. Если работнику требуется льготная справка, нужно обратиться в отдел кадров своего предприятия, написав при этом заявление о выдаче документа. Подготовить справку должны в течение трех дней, после чего работник сможет ее забрать.

    На практике встречаются случаи, когда предприятие, где работал будущий пенсионер, ликвидируется. Тогда нужно обратиться в архив, в котором находятся все официальные бумаги ликвидированной организации.

    Необходимые документы

    Чтобы оформить досрочную пенсию, необходимо подготовить для подачи заявления в Пенсионный фонд пакет определенных документов.

    Помимо подтверждающей льготной справки понадобятся:

    • паспорт;
    • трудовая книжка (или ксерокопия, заверенная работодателем);
    • СНИЛС;
    • справка о среднем доходе (наибольшем) за любые пять лет работы (подряд, возможен вариант с разными работодателями);
    • заявление на назначение досрочного пенсионного обеспечения.

    Документы

    Образец справки с описанием в 2021 году

    Полное название документа следующее: «справка, уточняющая льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии».
    Образец льготной справки в Пенсионный фонд в 2021 году выглядит так.

    Образец льготной справки в Пенсионный фонд

    В левом верхнем углу есть место для постановки штампа, указания исходящего номера и даты выдачи. После шапки в бланке указываются ФИО работника (полностью), дата его рождения. Далее идет полное название той организации или предприятия, где осуществлялась трудовая деятельность льготника.

    Также прописывается должность и профессия работника, периоды работы по указанным выше профессии и должности, номера приказов о приеме на работу и увольнении (если таковое имело место).

    Далее указываются периоды, которые не могут быть засчитаны в общий стаж:

    • отпуск без сохранения заработной платы;
    • отпуск по уходу за ребенком (в том числе ребенком-инвалидом);
    • учебный отпуск;
    • прохождение курсов повышения квалификации;
    • отстранение от работы в связи с состоянием алкогольного опьянения, по медицинским показаниям, по требованию различных уполномоченных органов или лиц;
    • простой предприятия.

    1. Образец льготной справки — скачать;
    2. Перечень документов наблюдательного дела — скачать;
    3. Форма уточняющая особый характер работы — скачать.

    В строке с основаниями для выдачи справки указываются все необходимые документы – приказы о приеме и увольнении, счета по заработной плате, табели учета рабочего времени и т. д.

    В случае смены названия предприятия этот факт также должен найти сове отражение в справочном документе. При этом указывается дата, когда произошло это изменение и дается ссылка на соответствующий документ.

    Заполняя бланк, необходимо следовать нормативным документам, одним из которых является уже упомянутое Постановление Правительства. В нем прописаны особые правила, позволяющие исчислить те периоды работы, которые могут непосредственно повлиять на досрочный выход на покой.

    Готовая бумага должна быть подписана тремя лицами – работодателем, начальником отдела кадров и главным бухгалтером.

    Срок действия справки

    Ни один нормативный акт в нашей стране не устанавливает сроки действия льготной справки. Таким образом у документа есть неограниченный срок годности. При увольнении с работы гражданин может запросить необходимый ему документ, а содержащаяся в нем информация о стаже работы будет актуальной всегда.

    Объяснять цели получения определенного количества копий работодателю (бывшему или действующему) необязательно.

    Сроки подачи документа

    Подачу укомплектованного пакета бумаг можно осуществлять за день до наступления права выхода на досрочное пенсионное обеспечение, но не более, чем за один месяц. Льготную справку можно подготовить заранее, чтобы процесс работы над заявлением и само назначение выплат не затягивалось.

    Сотрудникам Пенсионного фонда отводится 10 рабочих дней на рассмотрение всех бумаг. В случае неточностей, ошибок, недостачи необходимых документов у потенциального пенсионера есть еще три месяца на осуществление нужных исправлений.

    Если вы нашли ошибку
    Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter

    Читайте также: