Что представляет собой оценка пенсионных прав когда она используется и каким образом производится

Опубликовано: 17.09.2024

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц - это преобразование пенсионных прав в виде общего трудового стажа и заработка, приобретенных гражданином на 01.01.2002 (до начала пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала по определенной формуле. Другими словами, оценка (конвертация) пенсионных прав -- это оценка трудового вклада человека, произведенного до начала пенсионной реформы, выраженная в виде условной суммы денежных средств (суммы пенсионного капитала), составляющей эквивалент суммы страховых взносов, уплаченной в Пенсионный фонд РФ.

Зачем нужна оценка (конвертация) пенсионных прав? С 2013 года трудовая пенсия по старости будет назначаться по данным индивидуального (персонифицированного) учета, как до регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, так и после. К достижению пенсионного возраста сумма расчетного пенсионного капитала и страховые взносы, отчисляемые работодателями в пользу каждого работника, составят накопленный пенсионный капитал для определения размера трудовой пенсии. И чем они больше, тем больше будет размер пенсии. Поэтому каждый работник заинтересован в наиболее точном и подробном отражении всей информации о его трудовом стаже.

Начиная с 2002 года пенсионные права граждан (трудовой стаж и заработок) стали отражаться и учитываться индивидуально по всем гражданам на основании сведений, подаваемых работодателем при уплате страховых взносов. Но большинство граждан и до 2002 года работали и накопили определенный трудовой стаж и сумму пенсионных начислений.

Необходимость проведения работы по сбору и оценке сведений о стаже и заработке была вызвана также и тем, что в условиях экономических и политических преобразований в государстве значительная часть организаций была ликвидирована, реорганизована или оказалась на территории бывших союзных республик, а теперь - отдельных государств. При этом далеко не всегда принимались надлежащие меры к обеспечению сохранности документов, влияющих на пенсионные права работников. Отмечается очень много случаев утраты документов в результате пожаров или просто небрежного хранения. Кроме того, достаточно небрежно, с ошибками оформлялись трудовые книжки и договоры. Заложниками такой ситуации стали граждане, обратившиеся за назначением трудовой пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца).

Поэтому достаточно остро встал вопрос о том, каким образом учесть всю информацию о трудовом стаже граждан, чтобы она позволила корректно рассчитать величину накопленного пенсионного капитала.

Конвертация пенсионных прав проводится как для пенсионеров, так и для граждан, еще не достигших пенсионного возраста. Для нынешних получателей пенсий оценка пенсионных прав произведена с 01.01.2002 по документам о трудовом стаже и заработке, имеющимся в пенсионном деле каждого пенсионера.

Конвертация пенсионных прав граждан осуществляется на основании информации, подаваемой работодателем в форме СЗВ-К. В этом документе отражена информация обо всех периодах работы граждан на основании трудовых книжек.

Проведенная оценка, помимо уточнения величины пенсионного капитала, позволит упростить и ускорить процесс начисления пенсии, т.к. избавит работника от необходимости собирать со своих бывших работодателей дополнительные справки о трудовом стаже.

О прекращении производства по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 30 в связи с тем, что разрешение поставленного вопроса к полномочиям Конституционного Суда РФ не относится, см. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П.

1. В связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:

ПК = (РП - БЧ) х Т, где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала;

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года (450 рублей в месяц);

(в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 3-ФЗ)

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

В случае, если в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится одновременно с назначением им трудовой пенсии по инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости подлежит умножению на отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (в месяцах) по состоянию на 1 января 2002 года к 180 месяцам (пункт 3 статьи 15 настоящего Федерального закона).

О прекращении производства по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 30 в связи с тем, что разрешение поставленного вопроса к полномочиям Конституционного Суда РФ не относится, см. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П.

2. Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Для указанных инвалидов стажевый коэффициент составляет 0,30.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

О применении пункта 2 статьи 30 см. определения Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 380-О и N 381-О.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Повышения пенсий, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года (за исключением районного коэффициента), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам (за исключением лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере).

Расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 рублей.

  • 3. Величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
  • 4. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:
  • 1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
  • 2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • 3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
  • 4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
  • 5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • 6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
  • 5. Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7 - 13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7 - 13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получены указанные увечье или заболевание.

При этом в целях исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу ожидаемый период выплаты пенсии по старости, определяемый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).

6. Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 1 - 5 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.

  • 7. При назначении начиная с 1 января 2002 года трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью застрахованного лица, которому не был открыт индивидуальный лицевой счет, производится определение расчетного пенсионного капитала, полагавшегося умершему кормильцу, в порядке, предусмотренном настоящей статьей в отношении лиц, ставших инвалидами, для последующего исчисления страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответствующим членам его семьи в соответствии с пунктом 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
  • 8. Индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктами 7 и 8 статьи 17 настоящего Федерального закона, за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Положения пунктов 1 и 2 данной статьи во взаимосвязи с положениями подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 данного Закона в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения положения подпунктов 10, 11, 12 п. 1 ст. 28 данного Закона не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с указанными подпунктами пункта 1 ст. 28, периоды деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных лицами, указанными в пп. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28, в результате длительной профессиональной деятельности отсутствует, признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

До установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, указанных в подпунктах 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, за назначением трудовой пенсии по старости и решения вопроса о наличии у них стажа, дающего право на такую пенсию, периоды их работы учреждениях, не являвшихся государственными или муниципальными, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П).

Если Вы сомневаетесь в том, правильно ли рассчитан размер Вашей пенсии — напишите заявление в Пенсионный Фонд России. Это позволит в дальнейшем проверить законность их действий и увеличить размер пенсии.

Как считать пенсию при минимальной зарплате: п.4 ст.30 173-ФЗ .

Как увеличить размер пенсии, если нет данных о заработке до 31.12.2001 года либо заработная плата была минимальной? Одним из вариантов является применение другого варианта преобразования пенсионных прав до 31.12.2001 года – по п.4 ст.30 федерального закона №173-ФЗ.

Содержание статьи:

При каких условиях выгоднее применять п.4 ст.30 173-ФЗ


В настоящее время при расчете размера пенсии мы руководствуемся положениями ст. 15 федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 3 ст. 36 указанного закона со дня его вступления в силу (с 01.01.2015 года) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Если говорить более простыми словами, то применение ранее действовавшего пенсионного законодательства на сегодняшний день закреплено законодателем путем преобразования пенсионных прав граждан до 31.12.2001 года либо по правилам ч.3, либо по правилам ч.4 ст.30 федерального закона № 173-ФЗ.

При этом, исходя из практики применения данных норм, применение п.4 ст.30 указанного закона выгодно в том случае, если у гражданина нет возможно предоставить сведения о заработке за 60 месяцев трудовой деятельности до 31.12.2001 года или за 24 месяца с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г. Либо, предоставленные им справки подтверждают низкий заработок, при котором коэффициент соотношения заработных плат (КСЗП) ниже 0,7.

КСЗП = ЗР / ЗП

ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ оценка пенсионных прав граждан должна осуществляться с учетом, в том числе, действовавшего на момент осуществления трудовой деятельности пенсионного законодательства. Речь идет о нормах Закона СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях в СССР» и Закона от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Данный вывод следует из содержания основополагающих решений: определения от 05.11.2002 г. № 320-О по жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта «а» части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан.

Законодатель реализовал указанные выше рекомендации Конституционного Суда РФ путем внесения соответствующих изменений в федеральный закон № 173-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2010 г., в части изменения порядка исчисления размера пенсии по двум разным формулам:

1) новой, п.3 ст. 30 173-ФЗ;

2) старой, идентичной правилам Закона от 20.11.1990 г. № 340-1, — п.4 ст.30 173-ФЗ.

По мнению Конституционного Суда РФ, действующее положение с двумя формулами по конвертации (преобразованию) пенсионных прав граждан до 31.12.2001 г. полностью соответствует Конституции РФ и не нарушает пенсионных прав граждан — Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 г. № 2625-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Свиридова Валерия Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В большинстве случаев возможность увеличения пенсии при указанных условиях в рамках применения п.4 ст.30 федерального закона № 173-ФЗ связана с увеличением общего трудового стажа за счет:

  • включения периода очного обучения в высшем учебном заведении или техникуме;
  • включения периода срочной службы в Армии в двойном размере;
  • включения в льготном порядке трудовой деятельности на Севере,
  • и в других случаях (п.4 ст.30 федерального закона № 173-ФЗ.

Расчет пенсии по п.4 ст.30 173-ФЗ: пошаговая инструкция


В настоящее время размер страховой пенсии по старости рассчитывается на основании ст. 15 федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, при конвертации пенсионных прав граждан до 31.12.2014 года применяются нормы федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части, регулирующей исчисление размера трудовых пенсий и подлежащей применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.

В соответствии с п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пункта 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности), о которых будет сказано ниже.

1. На первом этапе необходимо рассчитать среднемесячный заработок (ЗР).

ЗР – осовремененный (увеличенный на все повышающие коэффициенты и индексы, которые были предусмотрены законодательством, действовавшим до 1 января 2002 г.) заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 г.

Документом, подтверждающим заработок гражданина, является справка о заработке. Для оценки пенсионных прав справка должна соответствовать по форме и правилам, утвержденным указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 20.08.1992 г. № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии». В частности, справка должна содержать обязательные реквизиты: угловой штамп, дату выдачи справки, номер справки, основание выдачи справки, а также должна быть подписана должностными лицами организации (главным бухгалтером и руководителем).

Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей, и расчетно-платежных ведомостей (т. е. первичных бухгалтерских документов) организацией, в которой работал гражданин. В случае ликвидации работодателя или прекращения деятельности по иным причинам, справки выдаются правопреемником, вышестоящей организацией или архивным органом, в зависимости от того, где находятся первичные бухгалтерские документы.

Однако процесс осовременивания заработка закрыт для простых граждан и размер осовремененного заработка рассчитывается в автоматическом режиме, а узнать его можно путем направления соответствующего запроса в Ваш территориальный отдел ПФ России

Для нашего примера размер осовремененного заработка не важен, поскольку гражданин либо не имеет данных о своем заработке, либо его заработок минимальный. Согласно данным ПФ среднемесячный заработок гражданина – 399,06 руб.

2. На втором этапе вычисляем стажевый коэффициент (ст. 30 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В нашем случае применяется правило п.4 ст.30 Закон: числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При подсчете стаже периоды трудовой деятельности до 31.12.2001 года считаются в календарном порядке (в том числе, период обучения), за исключением следующих случаев:

  • период срочной службы в Армии (по призыву) включается в общий трудовой стаж в двойном размере;
  • период работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включается в общий трудовой стаж в полуторном размере;
  • периодов работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включается в общий трудовой стаж в полуторном размере;
  • и т.д.

Еще раз, обратите внимание, что при данном варианте расчета включается период обучения, а также применяются правила льготного исчисления трудового стажа.

В нашем случае трудовой стаж до 31.12.2001 г. с учетом положений п.4 ст.30 федерального закона № 173-ФЗ, превышает установленный законом минимум (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) на 5 лет. Это означает, что стажевый коэффициент в нашем случае равен 0,60.

3. На третьем этапе рассчитываем расчетный размер трудовой пенсии (РП).

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) для зависит от стажевого коэффициента (СК) и осовремененного среднемесячного заработка (ЗР).

РП = ЗР х СК = 399 х 0,60 = 239,4

! но, расчетный размер трудовой пенсии (РП) с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей – п. 7 ст. 30 Закона.

4. На четвертом этапе устанавливаем величину расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002

В соответствии со ст.30 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 осуществлялась путем преобразования их в расчетный пенсионный капитал (ПК). ПК рассчитывается как произведение разницы между расчетным размером трудовой пенсии РП и размером базовой части трудовой пенсии БЧ и ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии Т.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости (БЧ) на 1 января 2002 года установлен законодательством Российской Федерации в размере 450 руб.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости установлен законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 30 «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц» федерального закона № 173-ФЗ). В 2018 году Т = 252 мес.

Поскольку, согласно ч. 2 ст. 32 Закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).

Таким образом, расчет ожидаемого периода выплаты пенсии произведен путем увеличения на 2 года за 2013, 2014 гг. ожидаемого периода выплаты, установленного ч. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ.

19 лет + 1 год (2013г.) + 1 год (2014г.) = 21 год = 252 месяца.

Однако в расчетах ПФ достаточно часто ошибочно применяется 228 – но эта ошибка в Вашу пользу и настаивать на ее исправлении не нужно. Мы же в своих расчетах будем применять период 252 мес., как установлено законом.

ПК = (РП – БЧ) х Т = (660 – 450) х 252 = 210 х 252 = 52 920 руб.

5. На пятом этапе учитывается советский стаж или, другими словами, валоризация.

Размер валоризации устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 301 Федерального закона № 173-ФЗ. Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Соответственно, поскольку в нашем примере стаж до 1991 года составляет 20 полных лет (включая период учебы и льготное исчисление стажа), расчетный пенсионный капитал увеличивается на 20% и плюс 10% за стаж до 2002 года. Всего расчетный пенсионный капитал увеличивается на 30 %.

ПК = 52 920 х 1,3 = 68 796 руб.

6. На шестом этапе индексируем величину расчетного пенсионного капитала (ПК) на 31.12.2014 г.

Необходимо учитывать, что с 2002 по 2014 год ежегодно проводилась индексация расчетного пенсионного капитала, и в каждом году утверждался свой коэффициент повышения. В итоге, к 31 декабря 2014 года, к моменту вступления в силу новых пенсионных правил, коэффициент индексации составил 5,6148166. Это означает, что величина расчетного пенсионный капитал увеличивается в 5,6148166 раз.

ПК = 68 796 х 5,6148166 = 386 276,92 руб.

7. На седьмом этапе преобразуются пенсионные права, приобретенные в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 годы.

В указанный период размер пенсии формировался и зависел только от страховых взносов в ПФ России. Другими словами, стаж не оказывает влияния на размер пенсии.

Сведения о страховых взносах формируются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и предоставляются по Вашему запросу ПФ России с учетом установленных законом индексаций по состоянию на 31.12.2014 года.

В нашем примере, согласно ответу УПФ России размер страховых взносов с учетом их индексации составил 534 178,25 руб.

Следовательно, величину расчетного пенсионного капитала увеличилась и составила:

ПК = 386276,92 + 534 178,25 = 920 455,17 руб.

8. На восьмом этапе расчетов необходимо рассчитать страховую часть пенсии (СЧ): результат деления расчетного пенсионного капитала (ПК) на ожидаемый период выплаты пенсии (Т). Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости – 252 месяца (либо при наличии ошибки со стороны Вашего территориального отдела ПФ России – 228).

СЧ = ПК / Т = 920 455,17 / 252 = 3 652,60 руб.

9. Наконец-то, на девятом этапе мы можем рассчитать пенсионные баллы, заработанные до 01.01.2015 г. (ПБ).

Пенсионные баллы (ПБ) рассчитываются как результат деления размера страховой части пенсии (СЧ) на стоимость пенсионного балла на 01.01.2015 (СБ). Стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 1 января 2015 года (СБ) установлена законодательством Российской Федерации в размере 64 рублей 10 копеек.

ПБ = СЧ / СБ = 3 652,59/ 64,1 = 56,983 балла

10. На десятом этапе учитываются пенсионные баллы, заработанные после 01.01.2015 г.

С 01.01.2015 года уплаченные страховые взносы переводятся в пенсионные баллы.

В нашем примере гражданин после 01.01.2015г. заработал еще 5 пенсионных баллов. Итого: 61,983 балла

11. На этом этапе считаем размер страховой пенсии гражданина.

При выходе на пенсию для расчета ее размера применяется следующая формула. Накопленное количество баллов умножается на стоимость одного балла (на 01.01.2021 цена пенсионного балла составляет 98,86 рублей – Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ) и прибавляется фиксированная выплата (на 01.01.2021 г. – 6 044,48 руб.).

Следовательно, с 01.01.2021 года имеем следующий размер пенсии.

П = Б х СБ + ФВ = 61,983 х 98,86 + 6 044,48 =
= 6 127,64 + 6 044,48 = 12 172,12 руб.

Обращаю Ваше внимание, что данная статья носит общий характер и должна помочь Вам самостоятельно разобраться и понять, что представляет собой пенсия в 2020 году. Естественно, что в ней не раскрываются все вопросы пенсионного обеспечения граждан.

Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.


Если Вам нужна помощь адвоката — оформите ЗАЯВКУ и мы с Вами свяжемся.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 сентября 2009 г. N ЛЧ-25-25/8662

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ПО ВАЛОРИЗАЦИИ РАСЧЕТНОГО ПЕНСИОННОГО КАПИТАЛА

В связи с вступлением в силу с 01.01.2010 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (за исключением положений, для которых статьей 41 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу) сообщаем, что начиная с указанной даты в связи с валоризацией (повышением) величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установление трудовых пенсий необходимо осуществлять с учетом следующего.

1. Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованного лица, и сверх того 1 процент величины указанного расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991.

1.1. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Исчисление соответствующих периодов трудовой и иной деятельности производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии.

Продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

1.2. При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12.02.1993 N 4468-1.

1.3. При валоризации расчетного пенсионного капитала граждан из числа космонавтов, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), предусмотренную Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в общий трудовой стаж не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ.

1.4. Если оценка пенсионных прав граждан по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), то сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

2. Расчет суммы валоризации производится по следующей формуле:

СВ = ПК1 x [0,1 + (0,01 x ОТС)], где

СВ - сумма валоризации;

ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ с учетом суммарного коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала за период с 01.01.2002 по состоянию на день назначения гражданину соответствующей трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости);

ОТС - продолжительность общего трудового стажа (стажа на соответствующих видах работ) (в полных годах), приобретенного до 01.01.1991;

0,1 + (0,01 x ОТС) - коэффициент валоризации.

2.2. Определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) с 01.01.2010 с учетом валоризации лицам, являющимся получателями трудовых пенсий по состоянию на 31.12.2009.

Размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) с учетом суммы валоризации (пункт 2 статьи 30.2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) с 01.01.2010 лицам, являющимся получателями указанных трудовых пенсий по состоянию на 31.12.2009, определяется по формуле:

П = Б + П1 + (СВ / (Т x К) / КН) x Кинд., где

П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) (статьи 14, 15 и 16 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) по состоянию на 01.01.2010;

П1 - размер страховой части трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) по состоянию на 31.12.2009;

СВ - сумма валоризации с учетом ПК1 (статья 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);

Т x К - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененное при назначении соответствующему гражданину страховой части трудовой пенсии, исчисленное с учетом отношения нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам, предусмотренных статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона (для исчисления размера трудовой пенсии по старости К = 1);

КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на 01.01.2010;

Кинд. - суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных в Российской Федерации за период со дня назначения страховой части соответствующей трудовой пенсии до 01.01.2010.

2.3. Определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) при перерасчете в связи с изменением суммы валоризации.

2.3.1. При изменении суммы валоризации в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 01.01.2010 определяется по формуле:

П = Б + [(ПК1.1 + ПК2) / (Т x К) / КНн x Кинд.] + [СВ1 / (Т x К) / КН x Кинд.], где

П - размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости);

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) (статьи 14, 15 и 16 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) по состоянию на 01.01.2010;

ПК1.1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, пересчитанного по основаниям, предусмотренным подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ с учетом суммарного коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала за период с 01.01.2002 по состоянию на день назначения трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости);

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо за период с 01.01.2002 по состоянию на день назначения трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости);

СВ1 - уточненная сумма валоризации с учетом ПК1.1;

Т x К - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененное при назначении соответствующему гражданину страховой части трудовой пенсии, исчисленное с учетом отношения нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам, предусмотренных статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона (для исчисления размера трудовой пенсии по старости К = 1);

КНн - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день назначения трудовой пенсии;

КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на 01.01.2010;

Кинд. - суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных в Российской Федерации за период со дня назначения гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии до 01.01.2010.

2.3.2. При обращении застрахованных лиц в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3, 5 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в срок до 31 декабря 2010 года включительно, перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) определяется по формуле, указанной в пункте 2.3.1 настоящего письма.

3. В целях своевременной реализации с 01.01.2010 территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации положений Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ в части валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав, необходимо провести весь комплекс организационно-правовых мероприятий в отношении следующих категорий граждан:

Распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.07.2009 N 160р.

1) получателей трудовой пенсии, имеющих трудовой стаж до 01.01.2002, обратив особое внимание:

на лиц, которым исходя из продолжительности трудового стажа до 01.01.1991 при исчислении расчетного размера трудовой пенсии применен коэффициент 0,75;

на лиц, имеющих в пенсионном деле документы о трудовом стаже до 01.01.1991, не учтенные при оценке пенсионных прав;

на лиц, у которых выбор иного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав влечет за собой изменение суммы валоризации;

на лиц, имеющих I степень ограничения способности к трудовой деятельности (до 01.01.2004 - 3 группу инвалидности);

на лиц, имеющих трудовой стаж общим итогом;

на лиц, являющихся получателями трудовых пенсий по случаю потери кормильца, которым ранее была установлена трудовая пенсия по старости или трудовая пенсия по инвалидности;

2) получателей иных пенсий, имеющих трудовой стаж до 01.01.2002, обратив особое внимание:

на лиц, являющихся получателями социальных пенсий, которым ранее была установлена трудовая пенсия;

на граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, ранее получавших пенсию, исчисленную по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ;

3) лиц, не являющихся получателями пенсий, из числа граждан, признанных в установленном порядке инвалидами I, II и III группы и не имеющих степени ограничения способности к трудовой деятельности.

При обращении в 2009 году получателей трудовых пенсий с соответствующим заявлением и документами для установления размера трудовой пенсии с учетом валоризации расчетного пенсионного капитала территориальным органам ПФР необходимо организовать учет таких обращений.

Для своевременной реализации права на трудовую пенсию по инвалидности и трудовую пенсию по случаю потери кормильца с 01.01.2010 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ граждан, являющихся инвалидами и не имеющих степени ограничения способности к трудовой деятельности, территориальным органам ПФР также необходимо организовать учет поступивших в 2009 году соответствующих обращений за указанной пенсией.

В случае обращения в период с января по март 2010 г. указанных граждан, а также граждан, являющихся получателями трудовых пенсий по случаю потери кормильца, имеющих право на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности по состоянию на 31.12.2009, и граждан, являющихся получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и имеющих право на трудовую пенсию по состоянию на 31.12.2009, соответствующая трудовая пенсия назначается с 01.01.2010.

1. Что такое валоризация, и в отношении какой категории лиц она будет осуществляться?

Валоризация пенсионных прав - это увеличение размера страховой части трудовой пенсии через повышение величины расчётного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002г. или другими словами «переоценка» пенсионных прав граждан, приобретённых до 1 января 2002 года.

Валоризация будет осуществляться в отношении всех застрахованных лиц и получателей трудовых пенсий (пенсионеров), имеющих общий трудовой стаж до 01.01.2002г.

2. Какие пенсии подлежат увеличению?

Валоризация будет применяться ко всем трудовым пенсиям независимо от вида (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, к страховой части трудовой пенсии военных пенсионеров, если они имеют «гражданский» стаж до 2002 года), а также независимо от даты назначения пенсии (т.е. назначенных как до 01.01.2010г., так и при назначении начиная с 2010 года). Важно чтобы у граждан имелся стаж работы до 01.01.2002г.

К пенсиям по государственному пенсионному обеспечению правила валоризации не применяются.

3. Когда и как будет производится валоризация?

Валоризация (повышение) величины расчётного пенсионного капитала получателям трудовых пенсий будет произведена одномоментно с 01.01.2010г. в беззаявительном порядке на основании документов, имеющихся в распоряжении УПФР в Наримановском районе, т.е. по месту получения пенсии.

Личное присутствие гражданина потребуется только в том случае, если он выразит желание включить в пенсионное дело дополнительные годы трудового «советского» стажа, неучтенные ранее. Это в основном касается тех, то отработал более 45 лет (для мужчин) и более 40 лет (для женщин), поскольку именно этот стаж был предельным в СССР для расчета пенсии и многие не считали необходимым подтверждать стаж сверх этого срока.

Поэтому необходимо до конца 2009 года с документами обратиться в «Клиентскую службу» Управления ПФР в Наримановском районе, по адресу : проспект Строителей 5 ( 1 этаж).

Увеличению будет подлежать доля страховой части трудовой пенсии, исчисленная по состоянию на 01.01.2002 года с учетом стажа и заработка до указанной даты (т.е. расчетный пенсионный капитал):

  • - на 10 % всем гражданам, у кого есть трудовой стаж до 01.01.2002г., независимо от его продолжительности и независимо от даты выхода на пенсию;
  • И сверх того дополнительно;
  • - на 1 % за каждый полный год стажа, отработанного в «советский» период времени - до 1 января 1991 года.

При определении процента увеличения расчётного пенсионного капитала за периоды работы до 01.01.1991г. учитывается весь общий трудовой стаж.

Процент увеличения определяется в зависимости от количества полных лет стажа, имеющегося на 1 января 1991 года.

4. Подлежит ли ограничению продолжительность трудового стажа для валоризации?

Продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчётного пенсионного капитала, ограничению не подлежит. Таким образом, процент увеличения расчётного пенсионного капитала при валоризации может превышать показатель стажевого коэффициента 0,75, применяющийся при оценке пенсионных прав при стажа 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.

5. Как будет производится перерасчет размера трудовой пенсии в 2010 году в случае предоставления дополнительных документов о периодах работы до 01.01.2002 года?

При обращении граждан до 31 декабря 2010 года и предоставлении ими дополнительных документов о периодах работы до 01.01.2002г. перерасчёт размера трудовой пенсии будет произведён с 1 января 2010 года.

6. Будет ли при валоризации учитываться страховой стаж, приобретённый после 2002 года?

Нет, страховая часть пенсии, сформированная за счёт страховых взносов после 2002 года, валоризации не подлежит.

7. Будет ли возможна валоризация гражданам, имеющим стаж работы в советское время, но ещё не вышедшим на трудовую пенсию?

Да, у тех, кто имел хотя бы месяц трудового стажа и заработок до 01.01.2002г. и в настоящее время продолжает работать, при выходе на трудовую пенсию пенсионный капитал будет исчислен с учётом валоризации-10%.

8. Включаются ли в подсчёт общего трудового стажа, применяемого в целях валоризации, учёба, служба в армии, уход за детьми и другие периоды?

В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчётного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав.

При этом оценка пенсионных прав гражданина по состоянию на 01.01.2002г. может быть произведена по разным правилам, в зависимости от наиболее выгодного варианта:

  • - Если при оценке пенсионных прав для определения расчётного пенсионного капитала будет выгодно учитывать периоды ухода за ребенком и периоды учёбы – при валоризации эти периоды будут также учтены.
  • - Периоды службы в армии до 01.01.2002г. засчитывались в общий трудовой стаж, соответственно при валоризации с использованием общего трудового стажа данный период будет учтён в полном объёме.

В любом случае будет произведена проверка возможных вариантов подсчёта стажа и выбран наиболее выгодный вариант исчисления пенсии.

По всем вопросам обращается в Управление ПФР в Наримановском районе, по адресу: г.Нариманов, пр-т Строителей, 5 (I этаж, «Клиентская служба»).

Тел. «Горячей линии»: 8(8512) 39-56-28, 8(85171)63-4-77

Сформированная в Российской Федерации система обязательного пенсионного страхования, основываясь на страховых принципах, обеспечивает эквивалентность доходов и расходов, гарантирует ее участникам возможность реализации пенсионных прав приобретенных в рамках данной системы.

С 1 января 2015 года введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (новая пенсионная формула), трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформировалась в страховую пенсию и накопительную пенсию.

По новой пенсионной формуле на размер пенсии влияет:

  • размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;
  • длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;
  • возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.

По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия - на 45%; если - 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, страховая пенсия - в 2,32 раза.

Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий позволяет обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа и «белой» заработной платы при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.

В настоящее время величина коэффициента замещения близка к 40 процентам утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате (по методике расчета, сложившейся в Российской Федерации) и значительно превышает 40 процентов по методике расчета по стандартам Международной организации труда.

Необходимо отметить, что в условиях новых социально-экономических вызовов российская пенсионная система сохранила весь накопленный отечественный опыт в сфере пенсионного обеспечения:

  • в России возраст выхода на пенсию - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, остается самым низким среди близких нам по условиям жизни стран евразийского пространства, а также Восточной Европы, включая страны бывшего СССР, несмотря на то, что с начала 20 века во всех странах мира, в том числе и в Российской Федерации, наблюдалось снижение удельного веса занятых в промышленности, условия труда изменились, и произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу, обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники сферы услуг;
  • ежегодно в пенсионную систему приходит порядка 300-400 тыс. «новых» пенсионеров, в этом случае можноговорить о стабильном расширении охвата населения пенсионным обеспечением. Это сотни тысяч новых получателей пенсий ежегодно, а значит ежегодное значительное увеличение социальных расходов государства;
  • сохранены досрочныепенсии для граждан, занятых на работах с вредными либо тяжелыми условиями труда и в горячих цехах, а также для педагогических, медицинских и творческих работников;
  • сохранены досрочныепенсии для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов;
  • сохранены так называемые «северные» коэффициенты, увеличивающие фиксированную выплату к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, который устанавливает Правительство Российской Федерациив зависимости от района проживания на период проживания «пенсионеров-северян» в этих районах;
  • сохранен порядок, в соответствии с которым не производятся прямые отчисления из заработной платы работников посредством взносов в систему обязательного пенсионного страхования,при этомстраховые взносы за работников уплачиваются работодателями;
  • сохранены льготы по выплате пенсий работающим пенсионерам, необходимо отметить, что по своей правовой природе выплата страховых пенсий в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из того, что пенсия - это компенсация утраченного заработка, должна быть связана с получением заработка. Целевое предназначение страховых пенсий – предоставление гражданину средств к существованию, который в силу нетрудоспособности, связанной, в том числе с пожилым возрастом, не имеет возможности трудиться и утратил заработок. Вместе с тем, понимая интересы наших граждан, решено сохранить выплату пенсий при наличии заработка, при этом лишь несколько ограничив размер пенсий работающим пенсионерам на сумму индексации;
  • предусмотрены нормы, направленные на стимулирование деятельности субъектов экономической деятельности, путем установления пониженных тарифов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, ежегодно в рамках федерального бюджета бюджету ПФР выделяется межбюджетный трансферт на финансирование государственных обязательств по обязательному пенсионному страхованию.

Повышение уровня пенсионного обеспечения, несмотря на проводимые мероприятия по увеличению пенсий, является актуальным для всех категорий пенсионеров. Государство в рамках законодательства Российской Федерации принимает соответствующие меры по улучшению материального положения пенсионеров.

Что касается накопительной пенсии, сообщается - накопительная часть трудовой пенсии выведена из состава трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера по своей сути, и преобразована с 1 января 2015 года в самостоятельный вид пенсии - накопительную пенсию.

Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т.е. находящихся в ПФР) или на пенсионном счете накопительной пенсии (т.е. находящихся в негосударственных пенсионных фондах).

Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который, начиная с 2016 года ежегодно определяется федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.

На 2018 год в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 419-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2018 год» установлен ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - 20 лет 6 месяцев (246 месяцев).

Размер накопительной пенсии подлежит увеличению по результатам инвестирования пенсионных средств, а также с учетом сформированных после назначения накопительной пенсии средств пенсионных накоплений.

Читайте также: