Что предложил минтруд по пенсиям

Опубликовано: 11.05.2024

Минтруд предложил оптимизировать порядок установления и выплаты пенсионного обеспечения
Syda_Productions / Depositphotos.com

Проектом приказа 1 Минтруда России предлагается скорректировать сразу два документа:

К процессу назначения и выплаты пенсий разработчики инициативы планируют применить более качественный подход в получении сведений о гражданах. В частности, предлагается при рассмотрении вопроса о назначении пенсий гражданам подтверждать необходимые обстоятельства не только на основании представленных гражданами документов, но и путем получения органами ПФР в электронном виде сведений из госорганов, учреждений и из информационных систем (из Федерального реестра инвалидов, Единого госреестра записей актов гражданского состояния, Единой госинформационной системы соцобеспечения и других). Тем самым, по мнению авторов изменений, отпадет необходимость в излишней подаче гражданами документов о рождении, о смерти, об установлении инвалидности, о гражданстве, данных паспорта и других документов, выданных жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления. Также можно будет продлить получение социальных пенсий, к примеру, без предоставления справок из образовательных учреждений.

В то же время, по электронным данным персонифицированного учета ПФР станет возможным немедленное прекращение (приостановление) выплаты пенсии (как и предусмотрено нормами пенсионного законодательства (ст. 24, ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее – Закон № 400-ФЗ), если от работодателя в органы ПФР поступят сведения о трудоустройстве пенсионера. В действующей редакции Правил выплаты сначала перестают оформлять документы на доставку пенсии. Как считают авторы проекта, это является избыточным действием.

Прописана возможность возобновления выплаты пенсии, приостановленной в связи с неполучением пенсионером пенсии в течение шести месяцев подряд по его заявлению о доставке пенсии, в котором он сможет высказать позицию о способе получения пенсии, подтвердив прежний либо выбрав другую организацию по ее доставке.

Перечень документов планируется дополнить п. 126. Так, предлагается для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, в случае прохождения гражданами военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах наркоконтроля, учреждениях уголовно-исполнительной системы, иной службы, периоды работы подтверждать документами, выданными этими госучреждениями. Предоставление таких сведений подразумевается для граждан, уволившихся со службы с 1 января 2002 года и не приобретших права на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемых из федерального бюджета. При этом уточняется, что при наличии в территориальном органе ПФР необходимых сведений их дополнительное предоставление не понадобится.

Без дополнительного сбора документов станет возможным подтвердить следующие факты:

  • воспитания ребенка до восьмилетнего возраста;
  • нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении;
  • ухода неработающими одним из родителей или супругов либо дедушкой, бабушкой умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также братом, сестрой либо ребенком умершего кормильца, достигших возраста 18 лет за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет;
  • нахождения умершего (умершей) пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании отчима (мачехи), нахождения пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании умершего (умершей) отчима (мачехи);
  • утраты источника средств к существованию.

Кроме того, планируется для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с п. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ на основании сведений индивидуального учета ПФР, наряду с документами работодателя, госорганов или органов местного самоуправления, подтверждать периоды работы в сельской местности до 1 января 2019 года.

В список документов для подтверждения периода прохождения военной службы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а также приравненной к ней службы, предлагается, помимо военного билета, документов военных комиссариатов, подразделений, архивных организаций, включить сведения индивидуального учета ПФР и исключить из списка трудовую книжку (п. 110 Перечня).

Разработчики проекта приказа считают, что данные изменения оптимизируют процесс предоставления ПФР госуслуг по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и их выплатам и сократят избыточные документы при оформлении. Общественное обсуждение предлагаемых поправок в Правила выплаты и Перечень продлится до 15 ноября.

1 С текстом проекта приказа Минтруда России и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/02/11-19/00096700).

Минфин предлагает повысить пенсионный возраст для женщин до 63 лет, для мужчин — до 65 лет, в варианте Минтруда выход на пенсию для мужчин предлагается тоже в 65 лет, а для женщин — в 60. Повышение может начаться с 2019 года

Правительство приступило к обсуждению параметров и темпов повышения пенсионного возраста. Минфин предлагает повысить пенсионный возраст для мужчин на пять лет, до 65 лет, для женщин — на восемь лет, до 63 лет. Подход Минтруда предполагает увеличение возраста выхода на пенсию для женщин — до 60, а для мужчин — до тех же 65 лет. Об этом РБК сообщили два федеральных чиновника и источник, близкий к правительству.

Разногласия между ведомствами существуют и по вопросу скорости увеличения. Согласно подходу Минфина увеличение пенсионного возраста следует производить на год через каждые шесть месяцев, рассказали собеседники РБК. А в конструкции Минтруда повышать возраст следует на один год за год. Изменение сроков выхода на пенсию может начаться уже с 2019 года, отметили источники.​

Минтруд отказался комментировать тему повышения пенсионного возраста. Как уточнили в Минфине, министерство не направляло в правительство предложения касательно повышения пенсионного возраста. «В настоящий момент в ведомстве просчитываются различные предложения по изменению пенсионной системы, ведется их обсуждение с заинтересованными ведомствами. Реализация рассматриваемых предложений будет направлена на обеспечение более высоких темпов индексации пенсий в соответствии с указом президента от 7 мая 2018 года», — сообщили РБК в пресс-службе Минфина. РБК направил запрос в Минэкономразвития.

По мнению федерального чиновника, повышение пенсионного возраста должно сопровождаться механизмами смягчения переходного периода. Наиболее распространенная мировая практика — это возможность уйти на пенсию досрочно (например, в 60 лет, когда пенсионный возраст уже будет выше этого), но «заплатив» за это пропорциональным снижением размера пенсий за каждый год досрочного выхода на пенсию, рассуждает собеседник РБК. Кроме того, по его словам, необходимо снизить риск большого перетока пожилых граждан на пенсии по инвалидности и избежать стагнации в занятости молодого поколения, потому что задержка на рынке труда людей старших возрастов еще больше отдалит вступление молодых.

Дожить до пенсии

Сейчас вероятность дожития 20-летних мужчин до пенсионного возраста равна 68%, подсчитали экономисты РАНХиГС. При увеличении возраста выхода на пенсию мужчин даже до 63 лет (а Минфин и Минтруд предлагают больше) вероятность дожить до этого возраста и долго прожить на пенсии для российских мужчин становится одной из самых низких среди развитых стран (и ниже уровня Украины, Болгарии, Литвы и Белоруссии). У российских женщин сегодня больше шансов дожить до пенсионного возраста (92%), и они дольше живут на пенсии (около 26 лет), следовало из расчетов РАНХиГС. При повышении пенсионного возраста женщин до 60 лет показатели России по последнему параметру будут на среднем уровне (между Швецией и Словакией), до 63 лет — станут наихудшими среди развитых стран.

«63 года — это предельная граница для повышения пенсионного возраста для российских мужчин, потому что вероятность дожития до этого возраста крайне низкая и продолжительность периода нахождения на пенсии будет ниже, чем в любой стране, имеющей пенсионную систему», — сказал РБК замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

Оптимальным вариантом с точки зрения баланса финансовых и социальных последствий эксперты РАНХиГС считают повышение возраста до 63 лет для мужчин и до 60 лет для женщин, а темпы увеличения пенсионного возраста не должны превышать трех—шести месяцев в год.

На пороге решений

Премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе выступления в Госдуме в начале мая заявил, что правительство «в самой короткой перспективе» внесет в нижнюю палату парламента свои предложения по повышению пенсионного возраста. В конце апреля премьер-министр указал, что правительство стоит «на пороге того, чтобы начать это обсуждать уже на законодательном уровне». Газета «Коммерсантъ» ранее сообщила, что 17 мая, то есть еще до формального назначения министров, в правительстве состоится совещание по вопросу пенсионной реформы. «Никаких конкретных решений не обсуждалось», — сообщил РБК источник после совещания.

В Госдуме ожидают, что внесение законопроекта может состояться уже в эту весеннюю сессию (продлится до конца июля). «Судя по тому, как ответил Медведев (на вопрос о пенсионном возрасте в Госдуме. — РБК), и судя по тому, что правительство еще не сформировано, но уже и​дут обсуждения и совещания, полагаю, что это вопрос весенней сессии», — сказал РБК глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов.

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина предлагал увеличить пенсионный возраст к 2034 году до 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин. Сам экс-министр финансов, выдвинутый Госдумой на пост председателя Счетной палаты, называл одной из своих ошибок как чиновника то, что правительство не подняло пенсионный возраст. По его словам, это «тяжелый и ресурсоемкий вопрос, который нужно решить».

Обсуждение повышения пенсионного возраста идет уже давно. В декабре 2017 года президент Владимир Путин в ходе пресс-конференции говорил, что окончательного решения по вопросу повышения пенсионного возраста не принято. «Это не должно быть никаким шоковым решением, не должно быть разовым. Это должно быть, как во многих странах делается, постепенно и мягко. Или через полгода, либо через год», — подчеркивал глава государства.

Действующие границы пенсионного возраста были установлены еще в начале 1930-х годов, при этом ожидаемая продолжительность жизни россиян с тех пор выросла. В 1926–1927 годах, по данным Росстата, в европейской части РСФСР она составляла 40,2 года у мужчин и 45,6 года — у женщин; в 2018 году, по прогнозу госстатистики, для мужчин и женщин показатель достигнет 72,9 года.

Ключевой параметр пенсионной системы — соотношение численности работников, за которых уплачиваются страховые взносы, и численности пенсионеров. Согласно демографическому прогнозу Росстата, население России будет стареть: в 2018 году доля населения старше действующего пенсионного возраста составит 25,5%, к 2030 году она возрастет до 28,3% (доля трудоспособного населения в те же годы — 56 и 54,3% соответственно).

Разрыв между численностью работников и пенсионеров будет расти из-за сокращения экономически активного населения: убыль трудоспособного населения, по данным Росстата, за период с 2017 по 2030 год составит 4 млн. человек. В итоге нагрузка на экономику будет расти, а хотя бы для поддержания текущего размера пенсий нужно будет либо повышать ставку пенсионных взносов, либо увеличивать трансферт ПФР из федерального бюджета. Между тем дефицит бюджета Пенсионного фонда растет уже сейчас: в 2018 году бюджет ПФР будет пересмотрен со 106,6 млрд руб., заложенных в действующем законе о бюджете ПФР, до 256,8 млрд руб., следует из подготовленных Минтрудом поправок к бюджету фонда. Прогнозируемые общие доходы снизятся на 66,7 млрд. руб., а общие расходы увеличатся на 83,5 млрд. руб.

Минтруд предложил оптимизировать порядок установления и выплаты пенсионного обеспечения
Syda_Productions / Depositphotos.com

Проектом приказа 1 Минтруда России предлагается скорректировать сразу два документа:

К процессу назначения и выплаты пенсий разработчики инициативы планируют применить более качественный подход в получении сведений о гражданах. В частности, предлагается при рассмотрении вопроса о назначении пенсий гражданам подтверждать необходимые обстоятельства не только на основании представленных гражданами документов, но и путем получения органами ПФР в электронном виде сведений из госорганов, учреждений и из информационных систем (из Федерального реестра инвалидов, Единого госреестра записей актов гражданского состояния, Единой госинформационной системы соцобеспечения и других). Тем самым, по мнению авторов изменений, отпадет необходимость в излишней подаче гражданами документов о рождении, о смерти, об установлении инвалидности, о гражданстве, данных паспорта и других документов, выданных жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления. Также можно будет продлить получение социальных пенсий, к примеру, без предоставления справок из образовательных учреждений.

В то же время, по электронным данным персонифицированного учета ПФР станет возможным немедленное прекращение (приостановление) выплаты пенсии (как и предусмотрено нормами пенсионного законодательства (ст. 24, ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее – Закон № 400-ФЗ), если от работодателя в органы ПФР поступят сведения о трудоустройстве пенсионера. В действующей редакции Правил выплаты сначала перестают оформлять документы на доставку пенсии. Как считают авторы проекта, это является избыточным действием.

Прописана возможность возобновления выплаты пенсии, приостановленной в связи с неполучением пенсионером пенсии в течение шести месяцев подряд по его заявлению о доставке пенсии, в котором он сможет высказать позицию о способе получения пенсии, подтвердив прежний либо выбрав другую организацию по ее доставке.

Перечень документов планируется дополнить п. 126. Так, предлагается для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, в случае прохождения гражданами военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах наркоконтроля, учреждениях уголовно-исполнительной системы, иной службы, периоды работы подтверждать документами, выданными этими госучреждениями. Предоставление таких сведений подразумевается для граждан, уволившихся со службы с 1 января 2002 года и не приобретших права на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемых из федерального бюджета. При этом уточняется, что при наличии в территориальном органе ПФР необходимых сведений их дополнительное предоставление не понадобится.

Без дополнительного сбора документов станет возможным подтвердить следующие факты:

  • воспитания ребенка до восьмилетнего возраста;
  • нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении;
  • ухода неработающими одним из родителей или супругов либо дедушкой, бабушкой умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также братом, сестрой либо ребенком умершего кормильца, достигших возраста 18 лет за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет;
  • нахождения умершего (умершей) пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании отчима (мачехи), нахождения пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании умершего (умершей) отчима (мачехи);
  • утраты источника средств к существованию.

Кроме того, планируется для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с п. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ на основании сведений индивидуального учета ПФР, наряду с документами работодателя, госорганов или органов местного самоуправления, подтверждать периоды работы в сельской местности до 1 января 2019 года.

В список документов для подтверждения периода прохождения военной службы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а также приравненной к ней службы, предлагается, помимо военного билета, документов военных комиссариатов, подразделений, архивных организаций, включить сведения индивидуального учета ПФР и исключить из списка трудовую книжку (п. 110 Перечня).

Разработчики проекта приказа считают, что данные изменения оптимизируют процесс предоставления ПФР госуслуг по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и их выплатам и сократят избыточные документы при оформлении. Общественное обсуждение предлагаемых поправок в Правила выплаты и Перечень продлится до 15 ноября.

1 С текстом проекта приказа Минтруда России и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/02/11-19/00096700).

18 ноября 2020, 18:02 — Общественная служба новостей — ОСН Пенсионная система может обанкротиться уже через 10 лет, считают аналитики. Они предполагают, что предложение Минтруда повысить единовременную выплату пенсионерам, является предупреждением. Общественная служба новостей собрала …


Фото: yandex.ru

Пенсионная система может обанкротиться уже через 10 лет, считают аналитики. Они предполагают, что предложение Минтруда повысить единовременную выплату пенсионерам, является предупреждением. Общественная служба новостей собрала мнения экономистов по наболевшему для россиян вопросу.

Накопительная пенсия

Минтруд предложил проработать возможность резкого увеличения минимального размера пенсионных накоплений, начиная с которого они выплачиваются ежемесячно и пожизненно, сообщает «Ъ». В частности, предлагается осуществлять единовременную выплату в случае, если назначенная накопительная пенсия не превышает 20% минимального размера оплаты труда. Сейчас этот порог составляет 5% по отношению к размеру совокупных пенсионных выплат.


Фото: twitter.com

Минтруд поручил ПФР проработать различные варианты выплаты накопительной части пенсии и представить предложения с учетом данных НПФ для дальнейшего рассмотрения вопроса»,— сообщили в министерстве, отметив, что «решений о принятии каких-либо изменений законодательства по этому поводу» пока не принято.

Подобные изменения приведут к увеличению объема единовременных выплат, что не устраивает негосударственные пенсионные фонды, которые опасаются резкого оттока средств. Представители НПФ выступают против изменения методики, которое резко увеличит объем единовременных выплат, что негативно отразится и на показателях фондов, и на их клиентах. к сокращению потенциального размера назначаемых выплат будущим пенсионерам».

Ужесточение требований

При этом, пока россияне не могут быть уверены и в размере будущих страховых пенсий. Несмотря на повышение пенсионного возраста, через десять лет размер пенсий в РФ опять начнет снижаться, считают в Институте социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. В работе «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе» сказано, что случится, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы.


Фото: sm-news.ru

Одним из главных позитивных последствий повышения пенсионного возраста заявлялась возможность повышения уровня пенсий по отношению к зарплатам. Эксперты ожидают, что так оно и получится, хотя эффект продлится недолго, до 2030 года. Затем коэффициент замещения вновь начнет снижаться и к 2050 году может составить только 27%, считают авторы исследования.

К этой ситуации российскую пенсионную систему может привести ряд причин. К внешним причинам относятся старение населения, низкий уровень зарплат и рост нестандартных форм занятости. По мнению исследователей, предотвратить снижение коэффициента через десять лет поможет легализация неформально занятых, а также повышение требований к стажу и тарифов страховых взносов.

Ничего не поможет

Молодым гражданам России не стоит рассчитывать на пенсии, так как система через 10 лет может обанкротиться, считает экономист и финансовый аналитик Виталий Калугин. По его мнению, предложение Минтруда повысить единовременную выплату пенсионерам является предупреждением этого.


Фото: Виктор Бартенев/Интерпресс/ТАСС

«Наша солидарная пенсионная система через 10 лет вообще обанкротится. Рассчитывать на деньги пенсионной системы, к сожалению, невозможно. К тому времени, как человек выйдет на пенсию, это будут такие крохи, что, по сути, выплаты сейчас надо воспринимать как налог», — приводит его слова URA.RU.

Тридцатилетним вообще не стоит надеяться на пенсии, считает доктор экономических наук Евгений Гонтмахер. По его словам, это поколение, если правила исчисления пенсий не поменяются, при прочих равных будет получать меньше, чем те, кто выходит на пенсию сейчас.

Сам экономист подчеркивает, что в этом нет ничего трагического. «Дело в том, что у нас до сих пор держится иллюзия того, что, как только мы выходим на пенсию, государство должно нам платить какие-то приличные суммы за наши годы работы на него. На самом деле пенсия, чтобы быть достойной, должна складываться из трех частей, как это принято во всем развитом мире», — приводит его слова «Новая газета».

Минтруд предложил проработать возможность резкого увеличения минимального размера пенсионных накоплений, при котором они выплачиваются гражданину не сразу все, а ежемесячно и пожизненно. Негосударственные пенсионные фонды, которые опасаются резкого оттока средств в результате увеличения объема единовременных выплат, выступили против. Эксперты считают, что увеличение планки необходимо, потому что сейчас ежемесячные выплаты накопительной пенсии столь малы, что почти не влияют на бюджет граждан.

Минтруд попросил Пенсионный фонд России (ПФР) «проработать» совместно с участниками рынка возможность изменения условий для единовременной выплаты пенсионных накоплений. В частности, предлагается их осуществлять в случае, если назначенная накопительная пенсия не превышает 20% минимального размера оплаты труда (МРОТ). Это следует из письма, направленного министерством в ПРФ (с ним ознакомился “Ъ”, в пенсионных СРО подтвердили консультации).

Сейчас пожизненная накопительная пенсия выплачивается гражданам, у которых на счете скопилось достаточно средств, чтобы ежемесячные выплаты превышали 5% по отношению к размеру совокупных пенсионных выплат. Если объем накоплений не достиг этого уровня, они выдаются единовременно.

« Минтруд поручил ПФР проработать различные варианты выплаты накопительной части пенсии и представить предложения с учетом данных НПФ для дальнейшего рассмотрения вопроса»,— сообщили в министерстве, отметив, что «решений о принятии каких-либо изменений законодательства по этому поводу» пока не принято.

Ранее ПФР предложил привязать лимит к прожиточному минимуму пенсионера (ПМП), установив его на уровне 10% от ПМП (см. “Ъ” от 3 июня 2019 года). Однако в этом году пенсионные СРО, в целом поддержав идею ПФР, попросили снизить ее до 5–7% (см. “Ъ” от 21 июля).

Почему пенсионные фонды предпочитают платить долго и помалу

Средняя назначенная пенсия в России сейчас немногим превышает 15 тыс. руб. Для назначения пожизненной накопительной пенсии она должна превышать 750 руб., то есть гражданин — иметь на счете почти 200 тыс. руб. Меньшие суммы будут выплачиваться единовременно. ПМП (устанавливается каждым субъектом федерации) в среднем по стране составляет 9,3 тыс. руб. Таким образом, прежнее предложение ПФР устанавливало планку для выплаты пожизненных пенсий на уровне около 1 тыс. руб. (на счете около 240 тыс. руб.). Предложения НПФ снижали этот уровень до 460–650 руб. (на счете 120–170 тыс. руб.). МРОТ в 2020 году составляет 12,1 тыс. руб., то есть предложение Минтруда заключается в резком повышении границы, при которой назначается пожизненная выплата,— до 2,4 тыс. руб. (625 тыс. руб. на накопительном счете).

Сергей Швецов, первый зампред ЦБ, о введении ИПК, 18 мая 2018 года
Сергей Швецов, первый зампред ЦБ, о введении ИПК, 18 мая 2018 года

Наша задача позволить создать условия, в которых счета продолжат пополняться и перейдут через этот минимальный остаток, который будет означать пенсионные выплаты, а не уход денег единовременно в пользу гражданина

Представители НПФ выступают против изменения методики, которое резко увеличит объем единовременных выплат, что негативно отразится и на показателях фондов, и на их клиентах. Как отмечает президент Национальной ассоциации НПФ Константин Угрюмов, на фоне оттока денежных средств фонды «будут вынуждены еще больше сократить долю долгосрочных активов в пользу коротких и высоколиквидных инвестиций». В свою очередь, это «приведет к снижению доходности инвестирования пенсионных накоплений и в конечном счете — к сокращению потенциального размера назначаемых выплат будущим пенсионерам».

Отношение пенсий к зарплатам начнет снижаться после 2030 года

Президент Ассоциации НПФ Сергей Беляков добавляет, что предлагаемые изменения приведут к падению регулярных ежемесячных доходов пенсионеров и, как следствие, снижению роли накопительной пенсии, усложнению достижения цели формирования минимального коэффициента замещения утраченного заработка не ниже 40%.

Но эксперты не согласны с позицией НПФ. Объем средств пенсионных накоплений «существенно не влияет на жизненный уровень пенсионеров», отмечает управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Поэтому, по его мнению, этично с точки зрения интересов граждан, а не НПФ и их акционеров «было бы установить такую отсечку, при которой ежемесячная выплата была бы значительной, а не несколько сотен рублей». Господин Митрофанов считает, что вариант Минтруда выглядит «наиболее предпочтительным».

Читайте также: