Что нужно чтобы уйти в монастырь женщине пенсионерке

Опубликовано: 15.05.2024

Зачем жить в монастыре

Современная жизнь полна ежедневной суеты и тревоги о завтрашнем дне. Иногда хочется побыть наедине с собой и Богом, выпасть из привычного ритма жизни. Для этого многие православные христианки узнают, как попасть в женский монастырь. И затем уезжают потрудиться во славу Божию в различные обители.

Срок пребывания в монастыре зависит от духовных и физических сил желающего потрудиться. И, разумеется, от наличия свободного времени. Желающие получить неоценимый духовный опыт могут приехать на определенный срок по договоренности с руководством монастыря.

Если есть стремление совсем покинуть мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу, то пребывание в монастыре может растянуться на неопределенный срок. На это требуется благословение начальствующих обители. За эти дни можно проверить себя, насколько сильно послушание и смирение. Ведь жить нужно будет строго по уставу. Любые действия совершать с разрешения наставников и добросовестно трудиться на пользу своей души и благо обители.

как попасть в женский монастырь

Одно из послушаний монастырских трудниц

Как попасть в женский монастырь?

Как попасть в женский монастырь, жить и трудиться среди монахинь, не принимая монашеский постриг? Поработать во славу Божию в монастыре можно с 18 лет. Допускается трудничество с 12-14 лет, но только вместе с родителями. Перед планированием поездки в обитель нужно посоветоваться с духовным наставником или знакомым священником. Трудничество – это не просто отдых от мирской суеты, но душеполезное занятие для православных христиан любого возраста.

После получения благословения нужно связаться с выбранным монастырем любыми доступными способами. Необходимо уточнить, на какой срок и в какие дни можно приехать пожить и потрудиться. Некоторые монастыри всем необходимым обеспечивают на месте. В других случаях нужно рассчитывать на самообеспечение, поэтому лучше уточнять заранее что брать с собой. Как правило, это рабочая одежда и обычная одежда для посещения богослужений. Из документов — паспорт или документ удостоверяющий личность. Деньги на проезд в оба конца маршрута, удобная обувь по сезону, медикаменты.

Во время пребывания в монастыре нужно строго соблюдать установленный устав и распорядок. По рассказам опытных трудниц, в монастыре упорядоченная, размеренная жизнь. Такой режим помогает прийти в себя, переосмыслить многое, найти ответы на вопросы о духовной жизни. Не нужно думать, что делать дальше, что будет завтра. Все решено и нужно только выполнять свои послушания, работу, которую тебе назначат в монастыре. А в свободное от труда и богослужения время читать духовную литературу и обращаться к Богу в молитвах.

Чем занимаются в женском монастыре?

Как живут в женском монастыре, можно узнать и без принятия монашества. Достаточно найти несколько свободных дней и иметь твердое намерение потрудиться во славу Божию. Так можно на деле узнать какова жизнь монахинь в монастыре.

Распорядок в разных обителях свой, но есть общая черта – это посещение уставных богослужений, добросовестный труд и молитва. Еще одно присуще всем женским монастырям – искреннее участие, помощь во всем и доброжелательность насельниц.

В больших монастырях есть свои усадьбы, скот, иногда небольшое производство продуктов для собственных нужд. Поэтому чем больше обитель, тем больше разнообразного труда предлагается всем желающим. Послушания распределяются по силам, согласно возрасту трудников.

К примеру, в Свято-Боголюбском женском монастыре Владимирской области над каждой группой добровольцев назначается старшая сестра из насельниц. Именно к ней нужно обращаться по всем вопросам касающимся послушания и пребывания в обители. У монахинь есть традиция за совместным трудом вслух по очереди распевать или читать псалмы. В Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре, близ села Махра Владимирской области, за трапезой читаются жития святых или отрывки из духовных книг. Это распространенная в разных обителях практика.

Любой труд в монастыре почетен

В зависимости от монастыря трудницы распределяются на различные послушания. Это может быть уборка храма и территории, помощь на кухне, в огороде, уход за скотом и птицей и прочие несложные, но важные для хозяйства дела.

Еще преподобный Серафим Саровский говорил:

«нет паче послушания, как послушание Церкви! И если токмо тряпочкою притереть пол в доме Господнем, превыше всякого другого дела поставится у Бога… И где же возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением нашим, как не в Ней, где Сам Владыка Господь наш с нами всегда соприсутствует» (Монастырский Вестник, статья «Потрудиться всегда пригодится»).

Одна из трудниц Свято-Введенской Толгской обители рассказывает, что в монастыре как нигде чувствуешь себя нужной. Именно там понимаешь важность своего участия в общем деле во славу Божию. Стоит только задуматься над каким-то вопросом, как сразу Господь через сестер или книгу дает ответ. В мирской жизни много суеты, в которой мы порой не слышим и не видим спасительных весточек. Зато в размеренной монастырской жизни все становится яснее, душа становится восприимчивее к Богу и обретает умиротворение.

Сейчас многие монастыри готовы принять трудящихся во славу Божию в свои стены. Нужно только изъявить желание, помолиться Господу и посоветоваться со священником.


Любой монастырь постарается избежать приема сильно немолодой и особенно больной женщины, т.к. у каждой монахини там есть очень серьезные и часто физически тяжелые обязанности, ибо в женских монастырях практически всю работу делают женщины.

Если монастырь будет принимать старых, больных и немощных, то все нищие и больные пенсионеры и инвалиды страны ринутся туда, в надежде получить там уход, лечение, хорошую еду и крышу над головой. Монастыри просто не справятся с такой колоссальной нагрузкой, и не потянут материально такие серьезные финансовые затраты.

Потом, монастырь все же существует не для того, чтобы старые люди приходили туда с комфортом доживать свой век, у него совершенно иные цели и назначение.

Хотя одна моя очень хорошая знакомая совершила постриг где-то в возрасте 45 лет, но это была очень крепкая и здоровая женщина, ее очень давно готовили к этому таинству, и в ее случае это было лишь вопросом времени.

В монастырь неохотно берут пожилых не по той причине, что человек стар и уже не может быть боевой трудящейся единицей, а по той причине, что прожив всю жизнь в миру, где аскетика незначительна, или вовсе отсутствовала, он не сможет исполнять монашеские обеты. Мирянин привык часто есть, причем скоромную пищу (мясо, молоко и прочее), монаху запрещено есть мясо вообще до конца жизни. Мирянин привык спать на мягких постелях, в монастыре нет мягких и теплых постелей. Мирянин не привык вставать рано, в монастыре подъем в 5 часов утра. Мирянин не привык много молиться. Монах, встав в 5 утра начинает читать монашеское правило и уже в 6 утра должен быть в храме, где начинаются Часы (предначинательное богослужение перед литургией). Потом сама литургия, в монастырях она длится долго, так как служится по полному чину. После этого все идут на завтрак, чаще всего это постная еда, даже когда нет поста в церкви, таков устав многих монастырей, что завтрак всегда постный, тем более, если в монастыре нет своей фермы с коровами. После завтрака монахи идут на свои послушания и для старого человека тоже в принципе можно найти послушание, но несколько сложнее. Без сомнения молодым людям легче привыкнуть к монашеской аскетике, они еще не окостенели в мирской вольности жизни и им не надо сильно перестраивать свой организм.


Конечно в наше время многое изменилось, в том числе и в монастырском подходе к подстригу и найти монастырь и договориться с настоятельницей монастыря о приятии в монастырь в послушницы с некоторым сроком искуса, а это от 2 лет и более, можно, но есть обязательное условие, у вас должно быть благословение священника, духовника, который давно вас знает и может поручиться, что вы действительно воцерковились, постоянно бывали на церковных службах, соблюдали посты, не ленились в молитве (это известно из исповедей), что у вас есть расположенность к монастырской жизни и нет препятствий, например, нет семьи, вы никого не бросаете на произвол судьбы.

Для настоятельницы имеет большое значение, если вы пожертвуете монастырю деньги за проданную квартиру, в монастыре они вам будут не нужны и далее обговаривается вопрос, сколько процентов от пенсии или всю пенсию вы готовы жертвовать монастырю ежемесячно. Дело в том, что один из монашеских обетов обязует монаха быть нестяжательным, то есть, не иметь денег помимо тех, что нужны на текущие расходы. Например, вы больны и вам ежемесячно нужно 3 тыс. рублей на лекарства или у вас есть внук и вы хотите помочь взрослой дочери в его содержании, ежемесячно высылая ей по 5 тыс. рублей. Все это непременно обговаривается с настоятельницей и принимается решение устраивающее обе стороны.

Как найти такой монастырь? Спросите у своего духовника, скорее всего он знает, но он не ответит вам, если считает вас непригодной для монашеской жизни, например, из-за отсутствия смирения или из-за расположенности к болтливости.


  1. Как уйти в монастырь и какой монастырь лучше выбрать
  2. Почему уходят в монастырь сегодня
  3. Монастырь и мир: плюсы и минусы
  4. Как подготовиться к уходу в монастырь?
  5. Разница - послушник, трудник и монах
  6. Патриарх Кирилл
  7. Житие Амвросия Оптинского

Как уйти в монастырь и какой монастырь лучше выбрать

  1. Сильные молитвы Николаю Чудотворцу в болезни, в беде
  2. Сорокоуст о здравии и за упокой — как правильно заказать
  3. Молитвы Серафиму Саровскому разные

Для каждого человека вера в Бога и любовь к Нему означает нечто свое. С одной стороны, в доверии к Богу нужно пройти несколько ступеней: в начале мы не знаем Бога и не обращаемся к Нему, затем лишь боимся Бога и просим Его о помощи, наконец, мы начинаем искренне любить Бога и стараться делать различные дела ради Бога, подражать святым в отношении к людям и Господу. Это правильный путь для каждого православного христианина.

Но есть и необычные люди, которые всем сердцем любят Бога и не видят себе иного пути, кроме служения Ему, посвящения себя Господу. Это — истинные монахи. Такие люди могут быть даже успешны в миру, но вместе с тем им будет чего-то не хватать — так, как влюбленному не хватает своей любимой рядом. И только в молитве будущий монах обретает успокоение.

В нашей статье мы расскажем, как уйти в монастырь женщине и мужчине, чем отличаются девичьи и женские обители, как подготовиться к монастырской жизни и чего ждать в обители, предостережем от ошибочных решений и приведем примеры святых, верно избравших монашеский путь.


Почему уходят в монастырь сегодня

  1. Молитвы Матроне Московской разные
  2. Молитвы перед Причастием и Исповедью
  3. Икона Оптинских старцев
  4. Ченстоховская икона Божией Матери

«Уйти в монастырь» — интересное устоявшееся выражение, фразеологизм. Если поразмыслить, можно прийти в монастырь, а можно уйти в монастырь от чего-то. Святые отцы, духовные наставники всех времен предостерегали: уходить в монастырь нужно только если чувствуешь, что не можешь жить без Бога.

Если у вас жизненные неурядицы, несчастная любовь, негде жить, не получается найти работу — уходить в монастырь от проблем нельзя! Увы, зачастую и сегодня идут в монастырь за легкой жизнью без проблем. Однако в монастыре таким людям рано или поздно приходится еще труднее, чем в миру (вне монастыря).

К счастью, в монастыре можно некоторе время просто пожить — вы не будете платить за проживание и еду, но будете выполнять любую порученную работу — это называется трудничество. Оно не накладывает никаких обязательств, вернуться из монастыря вы можете в любой момент, однако находясь в монастыре, вы будете жить по уставу обители и сможете ощутить на себе монашескую жизнь хотя бы отчасти.

Нужно понимать, что монастырь — это, в первую очередь, отречение от своей воли. Вы не будете постоянно и сколько захотите молиться — вы будете духовно совершенствоваться под руководством духовного отца, выполняя и физический труд, и духовную работу.


Монастырь и мир: плюсы и минусы

Если вы понимаете, что действительно хотите отречься свою жизни и уйти в монастырь, обдумайте следующие непростые моменты монастырской жизни.

В монастыре нужно много работать и физически, и духовно.

В монастыре ранние подъемы и поздний отбой, жизнь по распорядку, установленному начальством — монастырское правило.

Вас могут наказать за невыполнение определенной работы, например, поставить на грязную работу.

Вы вряд ли будете сразу работать по своей мирской специальности (если она есть). Скорее всего, сначала вы будете проходить испытание смирением: делать тяжелую физическую работу (на кухне, на скотном дворе, на огороде).

В монастыре вы почувствуете себя полным новичком, никем. Вы будете жить, отрекаясь от своей воли и выполняя наставления, без выходных.

Вы сможете молиться на монастырских службах, возможно, выполнять послушания в церкви — но не всегда. Бывает, что насельники обители сами не могут посетить монастырские службы из-за послушаний — так называется работа, которую нужно выполнять на благо монастыря. Конечно, никто не будет платить вам денег за послушания.

Монастырь — ваша новая семья, членов которой вы не выбираете, а принимаете, как есть. Поэтому вашей начальницей или начальником может стать и монахиня или монах со сложностями характера, которые еще не изжиты аскезой; сотрудниками могут быть духовно неопытные люди из другого социального слоя (нередко в монастыре живут и интеллигентные люди, и «пролетарии»).

Однако многие остаются в монастыре из-за духовных «плюсов», из-за того, что такая жизнь под руководством духовно опытных людей — это жизнь для Бога и людей, вечное самосовершенствование, работа над собой, которую в полном соблазнов современном мире выполнить трудно или невозможно.

В большинстве своем насельники монастырей — хорошие и незлобные люди, хотя на начальственных должностях часто стараются вести себя строго. Они будут стараться помочь вам.

Господь Своей любовью и благодатью заменит вам жену или мужа. Вы не будете переживать из-за неустроенной личной жизни и боятся довериться кому-то.

Ваши усилия будут направлены на самосовершенствование, молитву, помощь людям и труд на благо монастыря. Это очень цельная жизнь.

Молитва будет всегда присутствовать в вашей жизни, как и единомышленники в молитве и вере в Бога.

Самые большие духовные радости и утешение — в монастыре. Впрочем, здесь же и самые непростые искушения.

Монастырь — это ваше новое рождение, где вы заново обретаете себя.


Как подготовиться к уходу в монастырь?

Сначала нужно пожить приближенной к монастырской жизнью в миру.

Читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, помещенное в каждом молитвослове и занимающее около 15 минут. (У монахов оно еще больше).

Посещать богослужения храме каждый субботний вечер и воскресное утро.

Приступать не реже раза в месяц к Таинствам Исповеди и Причастия.

Знать основы Православной веры, больше читать духовных книг и наставлений святых отцов Церкви, Евангелие.

Максимально ограничить просмотр телевизора и развлекательных сайтов в интернете.

Ограничить праздное общение с друзьями и родными, дружеские походы в развлекательные места (в монастыре монахам это не запрещается, однако только через некоторое время после ухода. Так что стоит сначала попробовать отказаться от этого).

Соблюдать строго постные дни и большие посты (Великий, Петров, Успенский, Рождественский).

Попытаться полностью воздерживаться от мяса (по монашескому уставу монахи мяса не едят).

Избавиться от вредных привычек: курения, алкоголя (монахи пьют алкоголь, но только в маленьких количествах и по праздникам).

Попробовать пустить в свою комнату или квартиру постояльца — ведь в кельях монахи обычно живут по несколько человек.

Постараться по минимуму тратить деньги на себя (в монастыре их почти не будет).

Каждый пришедший в обитель и каждый уже принявший постриг монах — не ангел. Каждый боролся и со своими привычками, и с недостатками. Многие победили себя. Ничего страшного, если вам будет очень трудно: вы поймете, действительно ли готовы идти в монастырь. И даже в монастыре вам будет непросто — опять же, монашеский постриг совершается с согласия человека и далеко не сразу, бывает, через несколько лет после прихода в монастырь.


Разница — послушник, трудник и монах

Трудник — человек, который на время пришел в монастырь без твердого намерения остаться в нем.

Послушник — человек, поступивший в обитель, выполняющий только послушания (отсюда название), живущий по уставу обители (то есть живя послушником, вы не можете уезжать на ночь к друзьям, ходить нас свидания и так далее), но не давший монашеских обетов.

Инок (рясофорный послушник) — человек, имеющий право носить монашеские одежды, но не давший всех монашеских обетов. Он получает лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые символические одежды. В это время человек имеет возможность отказаться от пострига в монахи, это не будет грехом.

Монах — человек, принявший мантию (малый ангельский образ), малую схиму схима. Он дает обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества, все отныне принадлежит монастырю и сам монастырь берет на себя обязанность обеспечивать жизнь человека. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Все эти ступени есть и в женских, и в мужских монастырях. Монашеские уставы для всех одни, однако в разных обителях есть разные традиции и обычаи, послабления и ужесточения устава.

Женщине можно уйти в девичий или женский монастырь — это единственное отличие. Разница в том, что девичьих монастырей сегодня почти не осталось, в отличие от дореволюционных времен. В девичий монастырь имеет право уйти только девушка (девственница). У врачей это, конечно, это не проверяют, но свидетельствуют словесно перед Богом.

Мы расскажем о пути нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Кирилла и преподобного Амвросия — одного из известнейший русских духовных старцев, наставников к пострижению в монахи. По их житиям вы сможете сравнить свою жизнь и свои причины уходить в монастырь с их причинами и жизненными итогами.

Также святому Амвросию можно молиться о правильном принятии решения, уходить ли в монастырь.


Патриарх Кирилл

Будущий Патриарх родился в 1946 году в Ленинграде, при рождении получив имя Владимир. Семья Его Святейшества была священнической. Его дед, священник, с 1920-х по 1940-е годы много раз пребывал в тюрьмах. Отец Патриарха Михаил был ленинградским священником, а брат его по сей день — настоятель Спасо-Преображенского собора в Ленинграде-Петербурге, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии. По окончании средней школы будущий Патриарх работал в геологических экспедициях на Севере, чтобы заработан для семьи, совмещая эту занятость с обучением в школе. Затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, по ее окончании — в Академию. После завершения обучения в семинарии в 1969 году Владимир Гундяев был пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) — его духовным наставником. Очевидно, именно его советы и руководство сыграли свою роль в принятии решения о постриге в монахи будущего Предстоятеля. Патриарх Кирилл по сей день в каждый свой приезд в Северную столицу служит панихиду на могиле владыки Никодима.


Житие Амвросия Оптинского

Будущий преподобный родился в 1812 г. Отец будущего святого вскоре умер, и Александра вместе с семью другими братьями и сестрами воспитывал дед. С детства Александр имел склонность к монашеской жизни, молитве и подвигам, однако не сразу решился на монастырское послушание, решив поначалу стать обычным батюшкой. В 12 лет будущий святой поступил в Тамбовское духовное училище, затем в семинарию. Известно, что в последнем классе семинарии — как раз когда нужно было определяться с женитьбой и служением в качестве священника на приходе или постригом и служением в монастыре — Александр сильно заболел. В угрожающем жизни состоянии он много молился и дал обет Богу принять монашеский постриг.

Однако будущий святой не сразу исполнил обет. Закончив семинарию, он устроился учителем в семью местного помещика, затем преподавал в Липецком духовном училище. Он рассказывал, что долго откладывал послушание, несмотря на укоры совести — ведь любой святой такой же человек, как каждый из нас; он не Ангел и делает ошибки, грешит, кается. Главным отличием святого человека от грешника является то, что он всю жизнь соизмеряет с Божиим заповедями, делает целью ее Богоугождение, готов ради этого на подвиги, то есть ухудшение своих жизненных условий, отказ от комфорта. Известно, что во время учебы и работы у помещика Александр был «душой компании», хорошо пел и даже танцевал (что удивительно для семинариста), много вращался в светском обществе и знал настроения интеллигенции.

Читать молитву Амвросию Оптинскому о верном решении при уходе в монастырь и перед монашеским постригом можно на русском языке онлайн:

О великий старец и угодник Божий, преподобный отец наш Амвросий, похвала Оптиной пустыни и всей Руси учитель благочестия! Прославляем твою смиренную жизнь во Христе и чудеса, которым Сам Бог превознес имя твое над другими людьми еще при земной жизни твоей. Особенно же увенчал Он тебя небесной честью после отшествия твоего с бренной земли в чертоги небесные славы вечной. Прими сейчас молитвы наши, недостойных детей твоих (имена) и рабов Божиих, почитающих тебя и зовущих имя твое святое, избавь нас твоим ходатайством перед престолом Божиим от всех скорбей и жизненных трудностей, душевных и физических болезней, нападений злых духов и неправедных людей, растлевающих и обманчивых искушений. Посылай Отечеству нашему и Родине от подающего благодать Бога мир, тишину и дни спокойные, будь неизменно покровителем святой обители твоей, где ты сам подвиги молитвенные совершал и угодил всеми в Троице прославляемому Богу нашему, Которому подобает слава, честь и торжество, Отцу, Сыну, Духу Святому вечно. Аминь.

Молитвами всех святых да хранит вас Господь!

В жизни многих людей бывают периоды, когда хочется буквально сбежать от груза навалившихся проблем, от суеты, переживаний, и обрести тихое пристанище где-нибудь подальше от шумного города и офисных будней. Некоторые даже начинают в этом случае подумывать о монастыре, надеясь, что именно там они обретут долгожданную гармонию и душевный мир. Довольно часто к таким эмоциональным решениям склонны женщины, однако, подобные шаги ни в коем случае не стоит делать на основе эмоционального порыва.

Подготовка

Уход в монастырь – это шаг довольно серьёзный и любой хоть немного понимающий в монастырской жизни человек вам скажет, что мира и покоя вы там точно не обретёте – это тяжёлый труд и постоянное преодоление себя. Потому многие священники рекомендуют, прежде чем окончательно бежать от мира за монастырские стены, потратить время и поездить по разным обителям в качества трудника – добровольного работника, живущего и питающегося в монастыре, чтобы посмотреть и почувствовать монашеский быт изнутри и понять, подходит ли это вам. К слову, всякий человек, желающий стать монахом, сначала проходит путь трудника, так что, в любом случае, этот опыт будет полезен. Ну и, конечно, придётся изменить привычный ритм жизни – ведь практически вся жизнь в монастыре завязана на богослужении, которое необходимо будет посещать регулярно, и привыкнуть к довольно тяжёлой физической работе. Если после таких «проб» намерение уйти в монастырь не ушло, а лишь окрепло, необходимо посоветоваться со священником – желательно, конечно, с тем, который вас знает или мнению которого вы более всего доверяете. Вполне вероятно, что опытный пастырь не благословит вас на этот подвиг, а напротив – начнёт отговаривать, и к этому тоже надо быть готовым и прислушаться: ведь не всегда мы понимаем какие мотивы на самом деле руководят нами, а потому опытный взгляд со стороны иногда бывает полезен в таких серьёзных делах.

Процедура

Если решение принято и благословение духовника получено, женщина может начинать процедуру подготовки к монашеству. Прежде всего, нужно решить имущественные, юридические и семейные дела (кому передать недвижимость, документы, питомцев), уладить все вопросы с родственниками и всеми, кто зависит от вас и привязан к вам. Важно – женатых и замужних в монашество не принимают. Любой опытный и разумный священник скажет вам, что, если человек состоит в благополучных семейных отношениях и желает при этом принять монашество, вполне вероятно, он идёт по неверному пути и ему не стоит этого делать. Если же женщина одна и имеет несовершеннолетних детей, то вопрос о монашестве тоже лучше отложить на потом. Многие делают ошибку, уводя детей за собой в монастырь из благочестивых соображений, однако стоит помнить, что монашество – дело исключительно добровольное и не стоит делать ребёнка заложником своих решений. Это может принести далеко не благочестивые плоды.

После того, как благословение получено и улажены дела, следует поехать в обитель для разговора с настоятельницей. Обычные документы, которые необходимы для монастыря – паспорт, автобиография, справку о смерти мужа, если женщина вдова, прошение о принятии в обитель. Обычно, постриг разрешается тем, кто уже достиг тридцатилетнего возраста. Если женщина оставляет в миру несовершеннолетних детей (что нежелательно), нужно будет свидетельство об опеке.

Сразу по прибытии в монастырь принять постриг нельзя – как правило, положен испытательный период сроком от трёх до пяти лет. В этот период женщина проходит определённые этапы жизни в обители. Сначала она становится трудницей. На этом этапе нужно будет выполнять всякую поручаемую ей работу (стирка, уборка, сельскохозяйственные работы, готовка и другие). Плюс – посещение богослужений. Обычно этот этап длится три года и именно в это время человек решает – оставаться ли ему в монастыре или нет. Если женщина решает остаться, она становится послушницей – то есть тем, кто готовится принять постриг. Для этого пишется прошение на имя игуменьи монастыря. Послушницы носят чёрный подрясник, как символ предстоящего монашества. Помимо физического труда и молитв, послушницы ещё и морально готовятся к более серьёзному аскетическому подвигу. Длительность этого этапа определяется индивидуально и в этот период ещё можно принять решение об уходе из монастыря. Если же настоятельница и послушница понимают, что женщина готова к постригу, и желание монашества у неё укрепилось, игуменья пишет прошение на имя архиерея и женщина принимает постриг. Вместе с постригом женщина принимает новое имя и даёт несколько обетов: обет послушания (отказ от своеволия), обет безбрачия (отказ от половой жизни), обет нестяжания (отказ от собственности) . Помимо этого, монахиня обязуется принять на себя непрестанный молитвенный подвиг.

Меня неоднократно посещали мысли о проживании в монастыре. Иной мир я примеряла на себя и осознавала, что не готова к кардинальному шагу в своей жизни. Однажды мне пришлось пожить в обители во время поездки по святыням Ярославской области. Я была гостем в одном из монастырей. Со стороны наблюдала жизнь послушников и монахинь. Своими наблюдениями делюсь с вами в этой статье.


Стать монахиней непросто. Для этого нужно пройти испытательный срок. Мало иметь желание. Проверка временем в достаточно суровых условиях отфильтровывает людей. Кто-то остаётся в монастыре навсегда, а некоторые возвращаются в цивилизацию к мирской жизни.

Первый этап – послушание

Попробовать пожить в монастыре и соблюдать правила может любой желающий. Важное условие – соответствующая одежда.

  • У мужчин – это рубашка и брюки.
  • У женщин – это юбка до пят, платок на голове, закрытые полностью руки и отсутствие косметики на лице.

Послушники бесплатно выполняют работу. Причём выбора нет. Могут поручить полоть грядки, убирать в уборной, трудиться на кухне и в трапезной. Никакая грязная работа не должна смущать. Таким образом, человек отсекает свои желания.


Мы были в Толгском монастыре с мужем в паломнической поездке. Я тоже хотела потрудиться, но не получилось. В Серафимо-Дивеевском монастыре видела, как послушницы работали на кухне: чистили на улице картошку.

Посещение служб

Посещение богослужений в церкви обязательно. Прогуливать службы не рекомендуется. Косо будут смотреть другие послушницы и настоятельница с монахинями. Если уж пришли в обитель, соблюдайте весь устав. Будет плюсом, если часто причащаться и исповедоваться.

Трапеза

Проживание в обители будет трудным из-за присутствия чувства голода. Здесь не получится перекусить и попить чашечку чая с печеньем, когда захочется. Обед и ужин состоят из простой, но питательной пищи. В ином мире скудное пропитание.

Монашество

Для принятия монашества условия проживания строже. С собой нужно взять минимум вещей, паспорт, автобиографию, справку о семейном положении. К документам приложить заявление на имя настоятельницы обители.

Перед поворотным решением уйти в монастырь должен предшествовать духовный путь. Следует обсудить этот шаг со священнослужителем, чтобы батюшка предостерёг от ошибки и дал советы. Поможет самоанализ психологического портрета себя. Следует ответить на вопрос: зачем нужен новый опыт, перемены в жизни.

  • Кому-то не хватает новых эмоций.
  • Некоторые бегут от проблем.
  • Лишь единицы ощущают безграничную любовь к Всевышнему, готовы пожертвовать всем, чтобы посвятить Спасителю жизнь.


Стоит познакомиться с жизнью в монастыре, посмотрев видео:

Перед проживанием стоит утрясти юридические вопросы с недвижимостью и остальным имуществом, погасить долги, предупредить родных и знакомых.

В самом монастыре готовиться к собеседованию. Настоятельница монастыря задаст вопросы, которые могут быть заковыристыми. Они не должны смущать или заставлять сомневаться в выборе. Если же есть колебания, уход в иной мир лучше отложить либо попробовать себя в виде насельницы.

Испытательный срок длится от одного до трёх лет. Человек полностью отсекает волю, отрекается от близких и связей с внешним миром. Свои привычки, увлечения придётся оставить в миру.

Послушание даёт настоятель. Когда мы жили в Толгском монастыре, женщина мыла санузел. Просила нас следить за чистотой туалета после посещения. Помню, говорила паломникам, что она за нами венцы собирает – призывала к совести и чистоплотности.

Жизнь подчинена строгому распорядку. Молитва играет в жизни инока главную роль. В монастыре много молятся. Если дома можно пропустить утреннее правило, то в обители такое не позволительно.


Здесь нет выходных.

  • Подъём в 5-6 утра, чтобы успеть прочитать утреннее молитвенное правило и идти на богослужение в храм или нести послушание.
  • Затем обед и снова за труды.
  • После ужина вечернее богослужение, молитвенное правило и отбой.
  • Обычно в 22 часа жизнь в монастыре затихает.

Уйти из монастыря по собственной воле нельзя. Пользоваться смартфоном и интернетом запрещается. В келье скромная обстановка. Постель будет не такой мягкой, как дома, да и постельные принадлежности простыми. Вся роскошь остаётся за пределами обители.

Обеты, которые даются в монастыре, на всю жизнь. Это как любить родителей. Нормальный человек никогда не откажет им в помощи. Так и в монастырских стенах придётся хранить верность и преданность Спасителю.

Читайте также: