Чему равен коэффициент эффективности пенсионных систем по странам

Опубликовано: 29.04.2024

Сравнительный анализ пенсионных систем мира: взгляд из России.

1. Про нас

Стинг, будучи гостем в программе В.Познера, упомянул, что в 28 лет у него уже была удачно сложившаяся жизнь и одним из признаков этого были достаточные пенсионные накопления. Это меня заставило задуматься о том, как же в других странах организована пенсионная система таким образом, что предоставляет гражданам возможность получать достаточную для комфортной жизни пенсию?

Учитывая, что этот вопрос вряд ли потеряет актуальность в следующие лет 100, и каждый политик уже давно использует его на свой лад - будет небесполезным разобраться в вопросе в целом. «В чем же проблема?» - возразите вы, «Меньше б воровали - и денег с лихвой хватало бы на всех пенсионеров!». Контроль расходов, конечно, важен, но, однако и он не спасет. Почему? Да потому что работающих, обеспечивающих деньгами наших пенсионеров, становится все меньше, а численность пожилых людей уверенно увеличивается. В 1970-ее годы прошлого века соотношение работающий/пенсионер было 5/1, в наши дни 1,9/1 (36,5 млн. пенсионеров на 69,7 млн. человек, занятых в экономике (то есть фактически работающих граждан 15-72 лет)). «Однако и налоги, которые являются источником выплаты пенсий, выросли в 26 раз: с 1% удержаний из зарплаты работников в 70-е годы до уровня в 26% от ФОТа в 2010 году»- ответите вы. И будете правы! Поэтому предлагаю посчитать – сколько же отчислений (то есть фактически уплаченных налогов) в среднем в рублях приходится на одного пенсионера. Например, в г. Сочи в 2009 году:

- поступлений в ПФР - 2994947,788 тыс. руб. (14% от начисленного ФОТа)

- пенсионеров, состоящих на учете – 103 тыс. (в том числе 85,6 тыс. - трудовой пенсии по старости, остальные – пенсионеры по инвалидности, потери кормильца и т.д- как правило еще не достигшие пенсионного возраста в 55 и 60 лет).

Таким образом, в среднем за счет налогов на 1 пенсионера в 2009 году в г.Сочи пришлось 29077 руб., то есть 2423 руб. в месяц. Надо также учесть расходы на сам ПФР (в расчете этого не было сделано). Очевидно, что Пенсионный фонд не обошелся без дополнительных вливаний из бюджета- опять же- за счет наших с вами налогов.

«А как же быть с теми деньгами, которые сегодняшние пенсионеры отчисляли во время своей прежней работы?»- задумаетесь вы. Отвечу- они в то же самое время использовались для оплаты пенсий пожилым людям их времени.

Вопрос обеспечения пенсиями особо остро будет стоять перед поколением, которое пойдет на заслуженный отдых в середине текущего столетия. Поэтому варианты решения задачи постоянно обсуждаются и являются причиной различных реформ - не только у нас, но и в подавляющих странах мира (вспомните хотя бы недавние волнения во Франции).

Итак, кто и что сейчас уплачивает взносы в пенсионный фонд в России?

IMAGE

26% от ФОТ (с суммы, не превышающей 415 000 рублей на одного работника)

20% - на выплаты текущих пенсий и содержание ПФР

6% - на накопительные части граждан 1967 г.р. и моложе

Поступления формируются за счет налога (сейчас называются страховые взносы, в прошлом- ЕСН) работодателей, который уплачивается за официально работающих граждан. Задумайтесь- 26% от ФОТа каждого предприятия направляется в Пенсионный фонд РФ, из них 20% являются его непосредственной доходной частью ПФРа и расходуются на 2 направления: 1) содержание самого ПФРа; и 2) выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам, а 6% накапливается на счете каждого работника. Накопительная часть (6%) впоследствии будет также выплачиваться в виде пенсий, она подлежит управлению (инвестированию) и наследованию. Для работающих важно знать, что с 2010 года предприятие платит за вас страховые взносы с заработной платы, не превышающей 463000 руб. в год (сумма на 01.01.2011, каждый год происходит индексация). То есть, сумма, которая отразится за отчетный год на вашем пенсионном счете, ограничена: максимум по накопительной и страховой части, составит соответственно 24900 рублей и 33200 рублей в год. Данные изменения также касаются взносов на обязательное медицинское и социальное страхование. Не буду углубляться - всю информацию вы можете найти на многих сайтах, и главным образом, на сайте ПФРа.

2. Про них

Итак, что же происходит за рубежом в пенсионной сфере? В рамках данной статьи не буду останавливаться на конкретных подходах отдельных государств -это предмет не одного поста, постараюсь с помощью цифр описать общую картину. Для начала соизмерим масштабность и эффективность систем в целом.

Показателем эффективности любой пенсионной системы является коэффициент замещения –это процентное соотношение пенсии к заработной плате (то есть, какую часть предыдущего дохода будет замещать начисленная пенсия). По нормативам ООН, государственная система обязана компенсировать пенсию в размере от 40% предыдущего среднего заработка, то есть при зарплате в 10 000 рублей пенсия должна достигать минимум в 4000 руб. В России этот показатель в 2010 году, по заявлениям Минсоцзравразвития, составляет 38% (хотя по информации их других источников- 27%), к 2050 году опустится до 22%. У граждан, имеющих высокие заработные платы, это соотношение будет еще меньше. Итак, какую часть дохода теряет гражданин, выходя на заслуженный отдых в других странах?

В графике 1 и таблице 1 поясняется данный момент. В таблице отражены коэффициенты замещения государственных пенсионных систем: в верхней ее части выделены страны с большим уровнем частного пенсионного обеспечения, в нижней – все остальные. Конечно, в государствах с меньшим уровнем доходов относительные показатели могут выглядеть хорошо, однако в реальном выражении сумма, как правило, небольшая. Например, в Греции и Испании- депрессивных ныне странах- КЗ равен 95,7% и 81,2 % соответственно. Там выплачивают пенсии в основном за счет государственных средств. С другой стороны, в широко известных благополучных странах (как например, Швейцария, Британия, Германия, Япония) этот показатель невысок – например, 30,8 % в Британии и 39,9% в Германии. То есть, государственная составляющая пенсии сравнима с нашим (официальным) уровнем, однако, общий коэффициент замещения намного больше- за счет формирования частных пенсий.

Коэффициенты замещения государственных (публичных) пенсионных систем, 2007 год

Страна

Коэффициент замещения государственных пенсионных систем, % от заработной платы

Страны с большой долей участия частных пенсионных фондов

Примерные тестовые задания к итоговой аттестации

1. Укажите правильное утверждение. Инвестиционный капитал создается с целью:

1) Создания накоплений на случай болезни

2) Формирования накоплений на крупную покупку

3) Создания накоплений на будущую старость

4) Создания накоплений на случай потери работы

2. Укажите правильное утверждение. Инвестиционный капитал создается с целью:

1) Создания накоплений на случай болезни

2) Формирования накоплений на крупную покупку

3) Создания накоплений на будущую старость

4) Все утверждения неверны

3. Укажите правильное утверждение. Резервный капитал создается с целью:

1) Создания накоплений на случай болезни

2) Формирования накоплений на крупную покупку

3) Создания подушки безопасности при выходе на пенсию

4) Все утверждения неверны

4. Укажите правильное утверждение. Страховой капитал создается с целью:

Создания накоплений на будущую старость

Формирования накоплений на крупную покупку

Создания накоплений на случай потери работы

4) Все утверждения верны

5. Укажите правильное утверждение.

Чем выше риск, тем больше доходность

Чем выше риск, тем меньше доходность

Чем меньше риск, тем больше доходность

Нет верных утверждений

6. Укажите правильное утверждение.

1) Чем меньше риск, тем больше доходность

2) Чем выше риск, тем меньше доходность

3) Чем меньше риск, тем меньше доходность

4) Все ответы верны

7. Укажите правильное утверждение.

Акции являются менее рискованными, чем облигации

Акции являются более рискованными, чем облигации

Наиболее рискованными являются инвестиции в государственные ценные бумаги

8. Какие ценные бумаги обладают наименьшим риском

Корпоративные облигации, обеспеченные залогом имущества

Государственные ценные бумаги

4) Муниципальные ценные бумаги

9. Доходность инвестиций составляет 10%. Инфляция = 14%. Определить реальную доходность инвестиций, используя формулу Фишера. Ответ указывать с точностью до десятой доли процента.

Ответ вписывается самостоятельно ___________________

10. Доходность инвестиций составляет 12%. Инфляция = 8%. Определить реальную доходность инвестиций, используя формулу Фишера. Ответ указывать с точностью до десятой доли процента.

Ответ вписывается самостоятельно ___________________

11. Доходность инвестиций составляет 10%. Инфляция = 15%. Определить реальную доходность инвестиций, используя формулу Фишера. Ответ указывать с точностью до десятой доли процента.

Ответ вписывается самостоятельно ___________________

12. Доходность инвестиций составляет 12%. Инфляция = 15%. Определить реальную доходность инвестиций, используя формулу Фишера. Ответ указывать с точностью до десятой доли процента.

Ответ вписывается самостоятельно ___________________

13. Вкладчик размещает 100 000 рублей на банковском депозите сроком на 1 год. Банк предлагает 2 варианта размещения денежных средств: вклад «Доходный» под 9,8% годовых и вклад «Классический» под 9,6% годовых с ежемесячным начислением и капитализацией процентов. По какому депозиту вкладчик получит большую сумму?

По вкладу «Доходный»

По вкладу «Классический»

По обоим вкладам суммы будут одинаковы

14. Вкладчик размещает 1 млн. рублей на банковском депозите сроком на 1 год. Банк предлагает 2 варианта размещения денежных средств: вклад «А» под 8,8% годовых и вклад «В» под 8,4% годовых с ежеквартальным начислением и капитализацией процентов. По какому депозиту вкладчик получит большую доходность после окончания срока действия депозита?

Доходности будут одинаковы

15. Вкладчик размещает 500 000 рублей на банковском депозите сроком на 1 год. Банк предлагает 2 варианта размещения денежных средств: вклад «Доходный» под 10,8% годовых и вклад «Классический» под 10,2% годовых с ежемесячным начислением и капитализацией процентов. По какому депозиту вкладчик получит большую сумму при окончании срока действия вклада?

1) По вкладу «Доходный»

2) По вкладу «Классический»

3) По обоим вкладам суммы будут одинаковы

16. Вкладчик размещает 300 000 рублей на банковском депозите сроком на 1 год. Банк предлагает 2 варианта размещения денежных средств: вклад «Летний» под 0,8% в месяц с капитализацией процентов и вклад «Классический» под 9,8% годовых с выплатой процентов по истечении года. По какому депозиту вкладчик получит большую сумму при окончании срока действия вклада?

1) По вкладу «Летний»

2) По вкладу «Классический»

3) По обоим вкладам суммы будут одинаковы

17. Вкладчик размещает 100 000 рублей на банковском депозите сроком на 1 год. Банк предлагает размещение денежных средств на вклад под 9,6% годовых с ежемесячным начислением и капитализацией процентов. Какую сумму вкладчик получит через год?

Ответ вписывается самостоятельно ____________________

Ответ: 110 034 руб.

18. Вкладчик размещает 1 млн. рублей на банковском депозите сроком на 1 год под 8,4% годовых с ежемесячным начислением и капитализацией процентов. Какую сумму вкладчик получит через год?

Ответ вписывается самостоятельно ____________________

Ответ: 1 087 311 руб.

19. Вкладчик размещает 500 000 рублей на банковском депозите сроком на 1 год под 10,2% годовых с ежемесячным начислением и капитализацией процентов. Какую сумму вкладчик получит через год?

Ответ вписывается самостоятельно ____________________

Ответ: 553 453 руб.

20. Вкладчик размещает 300 000 рублей на банковском депозите сроком на 1 год под 0,8% в месяц с капитализацией процентов. Какую сумму вкладчик получит через год?

Ответ вписывается самостоятельно ____________________

Ответ: 330 102 руб.

21. В случае возникновения страхового случая, на какую сумму может претендовать застрахованное лицо?

На выплату страховой премии

На выплату страховой стоимости

На выплату страховой суммы

22. Может ли страхователь и застрахованное лицо не совпадать?

Может, поскольку страхователь и застрахованное лицо – одно и тоже лицо

Может, если за застрахованное лицо сумму страховой премии заплатит страхователь.

Не может, потому что в этом случае страховая компания вправе отказаться от выполнения своих обязательств.

23. Страховая премия - это

Сумма, которую получит застрахованное лицо в случае страхового случая

Прибыль страховой компании

Сумма, которую обязано заплатить застрахованное лицо при оформлении страховки

24. Кто платит страховые взносы в коммерческом страховании?

Государственные органы власти

Исключительно сами застрахованные лица

Взносы могут платить сами застрахованные лица и страхователи

25. При росте рыночных процентных ставок стоимость облигаций с фиксированным купоном:

Не реагирует на изменение рыночных ставок

26. Какие права купонная облигация даёт её владельцу

Получать постоянный доход в виде купонных платежей

Участвовать в общих собраниях акционерного общества при прекращении платежей по купону

Потребовать оплату купона по облигациям в имущественной форме

27. Если рыночные процентные ставки снижаются, то цена облигации

3) Остаётся неизменной

4) Не реагирует на изменение рыночных ставок

28. При ликвидации компании первоначально удовлетворяются требования

Владельцев привилегированных акций

Владельцев обыкновенных акций

29. Иванов Иван Иванович застраховал свою машину и по ОСАГО, и по КАСКО. Он попал в аварию по его собственной вине. Представители ГИБДД признали его виновником. Может ли Иванов претендовать на получение страховой суммы для ремонта собственного автомобиля, и за счет каких средств будет отремонтирован автомобиль Андреева, который пострадал в результате действий Иванова?

Автомобиль Иванова будет отремонтирован за счет страховых выплат по КАСКО, а Андреева – за счет ОСАГО

Автомобиль Иванова будет отремонтирован за счет страховых выплат по ОСАГО, а Андреева – за счет КАСКО

Автомобиль Андреева будет отремонтирован за счет страховых выплат по ОСАГО и КАСКО, а свой автомобиль Иванов отремонтирует за счет собственных средств, поскольку сам виноват

30. Иванов Иван Иванович застраховал свою машину по ОСАГО, а на КАСКО решил сэкономить. Он попал в аварию, столкнувшись с автомобилем Андреева Андрей Андреевича. Представители ГИБДД признали обоюдную вину (то есть признали виновником Иванова и Андреева). Страховая компания Андреева выплатила Иванову по ОСАГО cумму в 400000 рублей, как это было предусмотрено договором ОСАГО с Андреевым. Иванову не хватило этих денег для ремонта собственной машины. Вправе ли он требовать доплаты от собственной страховой компании или от компании Андреева?

Не вправе, поскольку получил полис только ОСАГО

Вправе, поскольку застраховался и по полису ОСАГО страховая компания должна полностью возместить ему ущерб

Вправе, если есть страховка ОСАГО у Андреева и страховая компания Андреева полностью должна возместить ущерб Иванову.

31. Иванов Иван Иванович застраховал свою машину по ОСАГО, а на КАСКО решил сэкономить. Он попал в аварию, столкнувшись с автомобилем Андреева Андрей Андреевича. Представители ГИБДД признали обоюдную вину (то есть признали виновником Иванова и Андреева). Вправе ли он претендовать на получение страховой суммы для ремонта собственного автомобиля?

Не вправе, поскольку у него нет полиса КАСКО

Вправе, поскольку он застраховался, получив полис ОСАГО

Вправе, поскольку пострадавший в ходе аварии тоже застраховался, получив полис ОСАГО и его страховая компания выплатит возмещение Иванову

32. Иванов Иван Иванович застраховал свою машину по ОСАГО, а на КАСКО решил сэкономить. На дороге у него пробило колесо. Он не справился с управлением, столкнулся с деревом и повредил автомобиль. Вправе ли он претендовать на получение страховой суммы для ремонта собственного автомобиля?

Не вправе, поскольку у него нет полиса КАСКО

Вправе, поскольку он застраховался, получив полис ОСАГО

Вправе, если подтвердится, что он был трезв

Это лицензируемая деятельность (лицензии выдает ЦБ РФ), которая требует аудита и актуарной оценки инвестиций

Это нелицензируемая деятельность, т.к. НПФ стали акционерными обществами и отвечают за собранные взносы всем своим капиталом

Имеются требования по достаточности капитала и собственных средств у НПФ, сформулированы требования по структуре инвестирования (доли тех или иных активов)

НПФ вправе самостоятельно выбирать источники финансирования своей деятельности и направления инвестирования собранных взносов. НПФ самостоятельно инвестируют на фондовом рынке, размещают деньги на депозитах банков.

34. Существенная пенсионная реформа в РФ имела место в 2002 году. Главным элементом этой системы стал переход:

от страховой пенсии к добровольно-накопительной

от распределительной системы к многоуровневой накопительно-страховой

от многоуровневой системы разнообразия пенсий к единообразной одноуровневой страховой, основанной на взносах в Пенсионный фонд

от выплат в Пенсионный фонд к выплатам непосредственно в бюджет и получение пенсий от государства (минуя Пенсионный фонд)

35. СНИЛС - это

Банковская карточка, на которую перечисляются пенсия, пособия и иные выплаты со стороны государства

«зеленая карточка» с зафиксированным ИНН

Номер на пластиковой карточке, который позволяет получать гражданину информацию о государственных и муниципальных услугах, работодателю выступать страхователем по пенсионному обеспечению

Официальный документ, подтверждающий статус пенсионера и позволяющий пользоваться льготами

36. СНИЛС - это

1. Документарно оформленное получение гражданином ИНН (выписка из реестра)

2. Номер на пластиковой карточке, который позволяет получать гражданину информацию о государственных и муниципальных услугах, работодателю выступать страхователем по пенсионному обеспечению

3. Банковская карточка, на которую перечисляются пенсия, пособия и иные выплаты со стороны государства

4. Документ, позволяющий пенсионеру получать льготы и выплаты от государства (оплата проезда в транспорте, получение лекарств, пенсионных выплат, социальных пособий)

37. Для сравнения эффективности пенсионных систем по странам и рассчитывается коэффициент замещения. Этот коэффициент равен

Отношению числа пенсионеров к числу работающих

Отношению числа вновь выходящих на рынок труда к числу выходящих на пенсию

Отношению средней пенсии к средней заработной плате по каждому году по стране

Отношению общего дохода пенсионера от всех источников к официально назначенной пенсии

38. Современная государственная пенсионная система РФ может характеризоваться как

накопительно- индексируемая двухуровневая

39. Коэффициент замещения равен

1. Отношению средней пенсии к средней заработной плате по стране

2. Отношению назначаемой в текущем году пенсии по выбранному случайным образом гражданину к его общей величине дохода до выхода на пенсию

3. Отношению числа пенсионеров к числу работающих

4. Отношению числа вновь выходящих на рынок труда к числу выходящих на пенсию

40. С 1 января 2014г начался процесс реформирования негосударственных пенсионных фондов (НПФ) РФ. Выберите вариант ответа, который поясняет о чем идет речь:

1) До 2014г НПФ принадлежали государству, а с 2014г стали частными.

2) До 2014г НПФ были некоммерческими организациями, а с 2014г должны быть преобразованы в акционерные пенсионные фонды (т.е. должны сменить организационно-правовую форму).

3) До 2014г НПФ были частными (принадлежали физическим и юридическим лицам), а с 2014 года НПФ переходят под контроль государства (и капитал фондов формирует государство).

41. Срок исковой давности привлечения к ответственности физических лиц за совершение налогового правонарушения установлен Налоговым Кодексом РФ

Пенсионные системы в любом государстве функционируют с целью под­держания качества жизни граждан после окончания трудовой деятельности. Од­нако пенсия в абсолютном выражении, представленная в определенном количе­стве национальных денежных единиц, не может служить показателем качества жизни.

Коэффициент замещения может также быть теоретический (основанный на средних статистических данных и позволяющий измерить, в какой степени пен­сионная система в состоянии сохранить уровень жизни гипотетического работни­ка при выходе на пенсию) и эмпирический (основанный на реальных показателях зарплат и пенсий).

Коэффициент замещения бывает чистый (с учетом налоговых стимулов) и валовый (без учета налоговых стимулов) [79] .

По мнению автора, для целей работы под коэффициентом замещения следу­ет понимать валовый эмпирический коэффициент для работника со средней зар­платой.

В табл. 2.1 представлены данные по коэффициентам замещения в зарубеж­ных странах. Необходимо заметить, что данные представлены по валовым пенси­онным выплатам пенсионерам. Чистые выплаты, и, как следствие, рассчитанный на их основе коэффициент замещения, будут выше, особенно в странах с более развитой накопительной пенсионной системой, так как они будут учитывать раз­личные налоговые стимулы и прочие преференции. Также важно отметить, что коэффициенты были рассчитаны для работников со средней заработной платной. Коэффициент замещения посчитан в виде процентного соотношения пенсий к до­ходу пенсионера до выхода на пенсию. Интересно, что большая часть стран ОЭСР уделяет особое внимание защите интересов работников с низким уровнем дохода. Например, в среднем по ОЭСР, работники с заработной платой в размере 1 /2 от

среднего уровня имеют коэффициент замещения 69,1%, тогда как работники со средней заработной платой имеют коэффициент замещения, равный 58,6%, а ра­ботники с заработной платой в размере 3/2 от среднего уровня имеют коэффици­ент замещения всего в 52,4% 83 .

83 OECD Pensions at a Glance 2013: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing, 2013 P.141

84 Соотношение валовых пенсионных выплат к заработной плате для работников со средней заработной платой

Источник: OECD Pensions at a Glance 2015: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing, P.

В табл. 2.1 представлены коэффициенты замещения в соответствии со структурой пенсионной системы отдельной страны по состоянию на 2014 год. В среднем в странах ОЭСР пенсионеры получают 57,6% от того уровня дохода, ко­торый они имели до выхода на пенсию. Это почти в 1,65 раза выше, чем в России (35%). И это при том, что уровень дохода работающих граждан в странах ОСЭР и ЕС намного выше, чем по странам БРИКС и в РФ.

Великобритания, США, Германия, использующие элементы добровольных накопительных пенсионных систем, а также Норвегия, в пенсионной системе ко­торой присутствует как добровольное, так и обязательное личное пенсионное страхование, добиваются существенно более высокого коэффициента замещения за счет использования накопительных систем. В Великобритании и США исполь­зование добровольных накопительных систем приводит к росту коэффициента замещения почти в 2 раза - на 29,8 п.п., 32,6 п.п. соответственно. В Германии прирост коэффициента замещения составляет 12,5 п.п., а в Канаде 29,3 п.п. То же самое справедливо и для стран ОЭСР в целом: использование накопительных элементов приводит к росту коэффициента замещения с 41,3% до 57,6% в сред­нем по странам ОЭСР. Во всех странах ОЭСР, за исключением Австрии, Ислан­дии, Чили и Мексики именно государственная распределительная пенсионная си­стема является основной системы пенсионного обеспечения.

Пенсионные реформы в отдельных странах ОЭСР

В соответствии с Конвенцией о социальной защите МОТ от 1955 года, пен­сионная система страны должна обеспечивать коэффициент замещения не ниже 40% [85] . Таблица 1.10 показывает, что всех стран ОЭСР лишь 4 не соответствуют рекомендации МОТ по уровню коэффициента замещения, из них лишь Мексика (25,5) отстает серьезно, а три страны находятся на грани соответствия: Словения (38,4), Корея (39,3) и Япония (35,1). Лидерами по показателю коэффициента за­мещения являются: Нидерланды (90,6%), Испания (82,1%) и Люксембург (76,8%).

Статистика ОЭСР позволяет заключить, что основой пенсионного обеспе­чения в ведущих странах мира, по-прежнему, является государственная распреде­лительная система [86] .

Сравним данные по коэффициенту замещения, полученные ОЭСР и стати­стической службы ЕС (Евростат). По методике Евростата, коэффициент замеще­ния подсчитывается как соотношение средней пенсии лиц в возрасте 65-74 лет к средней зарплате лиц в возрасте 50-59 лет для работников со средним доходом 87 . Таким образом, ОЭСР и Евростат используют одинаковую методологию и полу­ченные данные сопоставимы.

Испания 73,9 82,1 55 60
Швеция 55,6 56,0 56 60
Швейцария 55,2 40,2 41 44
Турция 64,5 75,7 - -
Великобритания 67,1 51,4 50 51
США 76,2 67,8 - -
ОЭСР 67,9 57,6 - -
ЕС - - 54 56

Источник: OECD Pensions at a Glance 2013: OECD and G20 Indicators, P 137, OECD Pensions at a Glance 2015: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing, P. 141, Eurostat database [Electronic re­source].

Данные, представленные в табл. 2.2, позволяют отметить явные различия в итоговых коэффициентах замещения, полученных статистическими службами ОЭСР и ЕС. Тогда как по некоторым странам различия незначительны (Велико­британия и Словакия в 2014 году), по отдельным странам видны более значимые расхождения (Австрия, Исландия, Ирландия, Испания, Нидерланды). Также сле­дует отметить, что более существенные различия наблюдаются по данным за 2012 год. Кроме этого, коэффициента замещения по версии Евростата, за редким ис­ключением, ниже, чем те, что рассчитаны ОЭСР. Однако при всех статистиче­ских неточностях, можно утверждать, что, в целом, данные Евростата подтвер­ждают данные ОЭСР. Более того, данные ОЭСР подтверждаются расчетами немецкого CESifo - одного из ведущих европейский научно-исследовательских центров [88] . CESifo - это совместный научно-аналитический центр IFO Institute for economic research и Centre of Economic Studies университета Людвига- Максимилиана в Мюнхене [89] .

Особенности демографического развития стран ОЭСР на современном эта­пе были рассмотрены в предыдущей главе. Наиболее важным демографическим показателем с точки зрения устойчивости пенсионных систем является коэффи­

циент демографической нагрузки, показывающий соотношение плательщиков пенсионных взносов и получателей пенсий. Данные по коэффициенту демографи­ческой нагрузки представлены в табл. 1.4.

Наряду с коэффициентом замещения и коэффициентом демографической нагрузки, ключевым показателем, характеризующим пенсионные системы, явля­ется отношение государственных расходов на выплаты пенсий к ВВП страны. Важно заметить, что хотя уровень расходов является важным показателем, он не в состоянии оценить устойчивость пенсионной системы сам по себе в отрыве от остальных показателей. Низкие государственные расходы на выплаты пенсий, ровно как и высокие, не дают нам объективной картины об устойчивости данной конкретной пенсионной системы.

90 Chybalski F. Marcinkiewicz E. How to measure and compare pension expenditures in cross-country analyses? Some methodological remarks // International Journal of Business and Management, Vol. II, 2014. P. 46.

Источник: OECD Pensions at a Glance 2013: OECD and G20 Indicators, P 175, OECD Publishing, OECD Pensions at a Glance 2015: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing P.201 -372

Данные табл. 2.3. свидетельствуют о том, что, по состоянию на 2014 год, государственные расходы на выплаты пенсий в странах ОЭСР и ЕС составляют, в среднем, 9,0% и 10,9% от ВВП соответственно. В России этот показатель немно­

го ниже и составил в 2014 году 8,5% [90] . Лидером по относительному показателю государственных расходов на выплаты пенсий (в % к ВВП) среди стран ОЭСР яв­ляются Италия (15,8% ВВП), Греция (14,5% ВВП), Франция (13,8% ВВП) и Ав­стрия (13,2% ВВП). Наименьший показатель демонстрируют Чили (3,2% ВВП), Корея (2,2% ВВП), Исландия (2,1% ВВП) и Мексика (1,8% ВВП). В среднем по ОЭСР страны тратят 9% ВВП на выплаты пенсий.

В перспективе следует ожидать значительного роста государственных расхо­дов на выплаты пенсий в большинстве стран ОЭСР. К 2050 году финансирование пенсионных систем у государств ОЭСР в среднем увеличится на 30% и составит 11,7% ВВП. Что касается стран ЕС, то рост составит 20%, а средний уровень национальных расходов на выплаты пенсий к 2050 году возрастет до 13,1% ВВП. В отдельных странах, например в Норвегии, уровень государственных расходов на выплаты пенсий к 2050 году вырастет в 2,6 раза с 5,4% ВВП до 13,9% ВВП.

Однако рассматривать пенсионную систему исключительно с точки зрения ее способности обеспечивать определенный уровень коэффициента замещения, или уровня государственных расходов на выплаты пенсий представляется невер­ным. Ввиду ухудшения макроэкономической конъюнктуры и изменения демогра­фических факторов во многих странах, особую актуальность в последнее время приобрели вопросы эффективности пенсионной системы [91] .

В научной литературе довольно трудно встретить единое определение эф­фективности пенсионной системы [92] . Мы предлагаем начать изучение данного во­проса с термина «экономическая эффективность», под которым следует понимать оптимальное соотношение между затратами на производство и выпуском продук­ции, а под эффективным использованием ресурсов понимается достижение наибольшей отдачи при использовании заданных ресурсов. Переводя эти опреде­ления в координаты пенсионных систем, получается, что выпуск продукции - это

коэффициент замещения, а ресурсы (затраты) - это государственные расходы на выплаты пенсий, а эффективность самой пенсионной системы, таким образом, определяется их соотношением.

Так как пенсионная система сама по себе - явление комплексное, то и эф­фективность пенсионной системы можно рассматривать как на микроуровне, так и на макроуровне. Эффективность пенсионной системы на микроуровне означает ее способность максимизировать потребительскую полезность индивида на про­тяжении всей жизни [93] . Здесь речь идет о максимизации пенсий при данном уровне пенсионных взносов, либо о минимизации взносов для достижения заданного уровня пенсий. На макроуровне эффективность пенсионной системы определяет­ся оптимальным перераспределением ВВП между поколениями работающих граждан и пенсионеров [94] .

Вопросы эффективности пенсионной системы также можно рассмотреть применительно к той или иной модели пенсионной системы. Таким образом, эф­фективность распределительной пенсионной системы сводится к задаче государ­ства по нахождению оптимального сочетания между уровнем пенсионных отчис­лений, государственных расходов и дефицита бюджета, а также коэффициента замещения для максимизации полезности одного поколения без изменения уровня взносов и уровня пенсий других поколений [95] . В то же время, эффективность накопительной пенсионной системы сводится к тому, чтобы текущая стоимость взносов на дополнительное пенсионное обеспечение была не ниже текущей стои­мости будущих пенсий.

Большинство пенсионных систем ведущих стран мира сегодня являются комплексными и состоят из нескольких подсистем (распределительной и накопи­тельной). Следовательно, эффективность пенсионной системы может также быть

внутренней (в разрезе каждой из подсистем), а также внешней (учитывает влия­ние пенсионной системы на состояние государственных финансов и рынка труда).

Обобщая все вышесказанное, основным критерием эффективности пенси­онной системы, для целей исследования, следует считать способность системы обеспечивать оптимальное соотношение коэффициента замещения и государ­ственных расходов на пенсионное обеспечение с учетом демографического фак­тора.

Под «эффективной пенсионной системой» следует понимать совокупность отношений и институтов, позволяющих обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров при приемлемом для экономики уровне государственных расходов на выплаты пенсий с учетом реально складывающейся специфики демографиче­ского развития страны. Нижней границей достойного уровня жизни следует счи­тать общемировой стандарт, разработанный Международной организацией труда и соответствующий уровню соотношения выплачиваемой пенсии к средней зар­плате не менее 40%. Приемлемый уровень государственных расходов означает, что такая система финансово устойчива в долгосрочной перспективе.

Такой подход не является универсальным, однако он способен отличить лучшую пенсионную систему от худшей, и, таким образом, подходит для меж­странового сравнения.

Мировая практика построения пенсионных систем на современном этапе, рассмотренная в гл.1, свидетельствует о том, что, на сегодняшний день, большин­ство ведущих стран мира используют комплексные пенсионные системы, сочета­ющие как распределительную, так и накопительную пенсионную подсистему. Та­ким образом, вопросы сравнительной эффективности собственно накопительной и распределительной систем в чистом виде уходят на второй план. Более интерес­ным с научной и практической точек зрения представляется межстрановой эмпи­рический анализ эффективности действующих пенсионных систем в ведущих странах мира.

Сравниваем пенсионные системы РФ VS Запад | Быть Или (Апрель 2021).

Top Пенсионные системы в мире - 2021 - Talkin go money

Table of Contents:

Пенсия - это тип пенсионного плана, спонсируемого работодателем, который обеспечивает ежемесячный доход отставным сотрудникам. Два основных типа пенсионных планов включают планы с установленными выплатами и планы с установленными взносами.

С планами с установленными выплатами работодатель гарантирует, что работник получит определенную сумму пособия при выходе на пенсию, независимо от того, насколько хорошо работает основной инвестиционный пул. С планами с установленными взносами работодатель делает предоплаченные взносы для работника, но конечная сумма пособия, которую получает сотрудник, зависит от эффективности инвестиций.

Сумма, которую предоставляет пенсия физическому лицу, обычно определяется количеством лет работы сотрудника для компании или правительства, предлагающих план, возраста сотрудника на момент выхода на пенсию и компенсации работника, либо в выхода на пенсию или в течение какого-либо другого периода, определенного планом.

Во всем мире качество пенсионных систем, доступных для работников, сильно варьируется. Австралийский центр финансовых исследований выпускает глобальный пенсионный индекс в Мельбурне Мерсер, в котором рассматриваются системы пенсионного обеспечения 20 стран по всей Америке, Европе и Азиатско-Тихоокеанскому региону, охватывающие более 55% населения мира. В Индексе сравниваются системы пенсионных доходов и ставки, основанные на их адекватности, устойчивости и целостности. Здесь мы остановимся на результатах последнего издания ежегодного Мельбурнского Mercer Global Pension Index.

Вот как оцениваются 20 стран в индексе:.

Лучшие пенсионные системы

Значение индекса для каждой страны представлено значением от нуля до 100, причем более высокое значение означает более благоприятные пенсионные системы. Средний балл для 20 стран, включенных в показатель 2015 года, составлял 60. 5 (средний показатель по субдискам составил 63. 8 для адекватности, 72. 6 - за целостность и 48 - для устойчивости). В тройку стран с самым высоким индексом индекса были:

1. Дания . При значении индекса 81. 7 Дания получила самый высокий балл в 2015 году из 20 стран, включенных в индекс. Будучи ведущим в мире провайдером пенсионных услуг, Дания имеет общедоступную базовую пенсионную систему, дополнительную пенсию, связанную с доходом, полностью финансируемый план с установленными взносами и обязательные профессиональные схемы. Индекс отметил, что оценка Дании может быть улучшена за счет:

· Повышение сбережений домашних хозяйств

· Увеличение участия рабочей силы среди пожилых работников

· Внедрение мер по защите интересов обеих сторон при разводе

· Обеспечение увеличения защиты членов в случае мошенничества, бесхозяйственности или несостоятельности поставщиков

2. Нидерланды . Нидерланды заняли второе место, общее значение индекса - 80.5 на 2015 год. В своей системе пенсионных доходов используется государственная пенсия с фиксированной ставкой и полуобязательная профессиональная пенсия, связанная с заработками и промышленными соглашениями. Большинство сотрудников Нидерландов являются членами этих профессиональных планов, которые являются отраслевыми планами с установленными выплатами; доходы основаны на среднем заработке в течение жизни. Индекс обнаружил, что общее значение индекса может улучшиться:

· Реализация минимального возраста доступа для сохранения преимуществ для выхода на пенсию

· Увеличение сбережений домашних хозяйств

· Увеличение участия рабочей силы среди пожилых работников

· Увеличение члена защита в случае мошенничества, неправильного управления или несостоятельности поставщиков

3. Австралия . Австралия занимает третье место в индексе с общей стоимостью индекса 79. 6. Его пенсионная система состоит из пенсионной пенсии, основанной на доходах, финансируемой правительством, обязательного взноса работодателей в частный фонд и добровольных взносов в частный пенсионный фонд. Индекс отметил, что его пенсионная система может улучшиться следующим образом:

· Представление требования о том, чтобы часть пенсионного пособия принималась как поток дохода

· Увеличение участия рабочей силы среди пожилых работников

· Увеличение пенсионного возраста как жизни Ожидаемая продолжительность жизни

· Увеличение возраста минимального доступа для получения пособий из частных пенсионных планов

Канада и Канада

Канада получила общий индекс класса 70, занимающий 7-е место из 20, а США - 56 человек 3, поставив его на 14-е место. В системе пенсионного обеспечения Канады используется универсальная фиксированная пенсия в сочетании с доходом, связанным с доходами, пенсия, связанная с заработком, полученная из заработка на протяжении всей жизни, добровольные схемы пенсионного обеспечения, а также добровольные планы пенсионного обеспечения на индивидуальном пенсионном обеспечении. Индекс отметил, что общая стоимость индекса для Канады может улучшиться с:

· Увеличение охвата сотрудников пенсионными планами работников

· Увеличение сбережений домашних хозяйств.

В систему пенсионных выплат в У. С. входит программа социального обеспечения, которая имеет формулу прогрессивных пособий, основанной на пожизненных заработках, а также имеет добровольные частные пенсии, которые могут быть профессиональными или личными. Вот что может сделать система США, чтобы улучшить ее общую стоимость индекса:

· Повысить минимальную пенсию для пенсионеров с низким доходом

· Отрегулировать уровень обязательного взноса для получателей медианного дохода

· Улучшить наделение преимущества

· Ограничить доступ к средствам до выхода на пенсию

· Требовать, чтобы часть пенсионного пособия принималась в качестве потока дохода

Оценка

Глобальный пенсионный индекс Мельбурн Мерсер рассчитывается с использованием средневзвешенного значения из трех подходов -indices:

  • Под-индекс адекватности . Субиндекс адекватности, который составляет 40% от общей стоимости индекса страны, рассматривает вопрос о том, как пенсионная система страны приносит пользу бедным и медианным доходам. Кроме того, в показателе адекватности учитывается эффективность системы и уровень сбережений домашних хозяйств в стране и уровень владения собственностью.
  • Целостность суб-индекс. Субиндекс целостности, который составляет 25% от общей стоимости индекса страны, рассматривает коммуникацию, затраты, управление, регулирование и защиту пенсионных планов в этой стране. В нем также рассматривается качество пенсий частного сектора страны, поскольку без них правительство становится единственным поставщиком пенсии.
  • Субиндекс устойчивости . Индекс устойчивости, который составляет 35% от общей стоимости индекса страны, учитывает факторы, которые могут повлиять на то, насколько устойчивым является пенсионный фонд страны, такой как уровень охвата частными пенсионными планами, уровень пенсионных активов по сравнению с ВВП, государственный долг и прогнозируемые демографические факторы.

В нижней части

Во всем мире пенсионные системы испытывают большее давление, чем когда-либо прежде, из-за увеличения ожидаемой продолжительности жизни, увеличения государственного долга, неопределенных экономических условий, инфляционного риска и перехода к планам с установленными взносами. Глобальный пенсионный индекс Мельбурна Мерсера включает рекомендации по улучшению систем пенсионного обеспечения для каждой страны, признавая, что универсального решения не существует, потому что каждая система эволюционировала от уникальных экономических, социальных, культурных, политических и исторических обстоятельств.

Общие проблемы в пенсионных системах во всем мире включают необходимость увеличения пенсионного возраста и / или пенсионного возраста с учетом увеличения продолжительности жизни; способствовать увеличению участия рабочей силы в пожилом возрасте для увеличения пенсионных накоплений и ограничения продолжительности выхода на пенсию; стимулировать рост сбережений; увеличить охват сотрудников и самозанятых в частной пенсионной системе; и повысить эффективность управления частными пенсионными планами для повышения доверия членов.

В мире есть два стандарта, по которым оценивают состояние пенсионного обеспечения. Помимо покупательной способности пенсии, то есть оценки того количества необходимых для жизни товаров и услуг, которые может приобрести пенсионер, в большинстве развитых стран используется еще один стандарт - коэффициент замещения утраченного заработка. (Коэффициент замещения - это процент от зарплаты, которым является пенсия). По рекомендациям Международной организации труда он должен быть не менее 0,4. То есть, выходя на пенсию, человек должен получать не менее 40 процентов от своей зарплаты. И цивилизованные страны это условие выполняют. А многие обеспечивают 50-60 и даже 70 процентов. В России же на сегодня, коэффициент замещения составляет чуть больше 24%, к 2010 году эта цифра вырастет до 25,2% (стоит упомянуть, что в 1995 коэффициент составлял 39,8%). Большой простор для работы и выполнения рекомендаций МОТ! Нынешняя динамика развития пенсионной системы показывает, что России понадобится 23 года для выхода на западный уровень.

По законодательству минимальная пенсия - это сегодня социальная пенсия. Ее государство назначает человеку, который не работал, не получал зарплату, не выплачивал страховые взносы. У него нет трудового стажа, и ему назначается, в сущности, социальное пособие (на 1 января 2009 года социальная пенсия составляла 2669 руб.). Предположительно к 2010-му году она составит 4 176,2 руб. - поставлена задача, чтобы эта социальная пенсия была равна прожиточному минимуму. По состоянию на 1 марта средняя пенсия в России составляет 4.7 тыс. руб. (приложение 2).

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля. Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии будет повышена на 17,5%. А с 1 августа 2009 года проведена ещё одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%. Таким образом, в результате всех повышений к концу 2009 года среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубль (это на 23,9% выше аналогичного показателя в 2008 году, который был равен 4652 рублям и почти в два раза выше чем в 2007 году - 2894 рубля). В 2010 году всем, кто вышел на пенсию после 1991 года, пенсия увеличится на 10% плюс 1% к ней добавится за каждый год советского стажа. Итого, средняя пенсия на 1 января 2011 года составит 7946 рублей в месяц.

"Все, что мы планировали в социальной сфере, все, что связано с повышением социальных пособий, пенсий - все будет исполняться", - сказал Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, отвечая на вопросы граждан по поводу финансового кризиса и грядущими в связи с ним изменениями в жизни россиян. "Мы намерены все наши планы по повышению социальных пособий исполнить", - подчеркнул глава Правительства. Но как это отразится на пожилых людях, если на следующий год запланирован рост тарифов на газ, электричество (25%) и ЖКХ (до 22%)? Выходит, что в ближайшие пару лет пенсионеры не заметят "официального" повышения уровня жизни.

По словам руководителя портала пенсионной индустрии FundsHub.ru Вадима Логинова, государство может выплачивать достойные пенсии своим гражданам только в том случае, если его пенсионная система стоит на "трех китах": государственном обеспечении, обязательной накопительной системе и добровольных индивидуальных накоплениях. "Во всех странах они комбинируются по-разному, и от этого зависит эффективность пенсионной системы. Но даже самый низкий по Европе коэффициент замещения, то есть отношение пенсии к последней зарплате, составляет 77% (в Германии). А самый высокий - 108% (в Ирландии)".

По мнению председателя правления Пенсионного фонда России (ПФР) Геннадия Батанова, средний размер пенсий в России подтянется к уровню развитых стран при условии адекватного развития экономики примерно через 23 года. Другими словами, на нормальную пенсию могут рассчитывать только лица моложе 32 лет. И даже им действовать надо быстро.

Кроме всего вышеизложенного могу только добавить, что на данный момент у граждан Российской Федерации имеется возможность увеличить размер своей будущей трудовой пенсии за счет государства. С 1 января 2009 года стартовала Программа государственного софинансирования пенсии - государство осуществляет софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов в накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство. Чтобы получить право на господдержку формирования пенсионных накоплений в форме софинансирования, гражданин должен подать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации. Минимальный размер добровольного взноса гражданина в накопительную часть пенсии в рамках программы софинансирования должен составить 2000 рублей в год. Государство удвоит эти деньги, доплатит сумму, равную годовой сумме взноса, но не более 12000 рублей в год. Государство будет осуществлять софинансирование в течение 10 лет с момента уплаты гражданином первых взносов в рамках Программы. Для тех граждан, кто достиг пенсионного возраста, но продолжает работать и еще не обращался за пенсией, созданы особые условия участия в Программе государственного софинансирования. Взнос государства в накопительную часть пенсии для этой категории граждан в 4 раза превысит сумму их личного взноса (но не более 48000 рублей в год). Таким образом, для этой категории граждан максимальная годовая сумма, которая пойдет в накопительную часть пенсии, с учетом собственных взносов, составит 60000 рублей.

Все взносы в накопительную часть трудовой пенсии в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений включаются в состав средств пенсионных накоплений гражданина. Они зачисляются на персональный счет гражданина. Их дальнейшее использование осуществляется в соответствии с установленными законодательством условиями формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) в период с 18 октября по 4 ноября 2004 года проводил общероссийский опрос населения, посвященный проходящей в нашей стране пенсионной реформе. Интервью проводились по месту жительства респондентов в 69 субъектах РФ. Необходимость реформирования пенсионной системы признали чуть более половины опрошенных - 51%. Среди считающих, что ничего менять не надо, чаще всего встречались пенсионеры, необходимость преобразований чаще отмечали россияне в возрасте от 18 до 37 лет, которых они косаются в первую очередь. Важное место в исследовании занял блок вопросов, связанных с двумя основными принципами пенсионной реформы - дифференциацией пенсий в зависимости от размера зарплаты человека на протяжении всей его трудовой деятельности и введением накопительной системы. Выяснилось, что чуть более половины россиян (52% опрошенных) по-прежнему остаются сторонниками государственного регулирования размера пенсий (среди них преобладали сельские жители, пенсионеры, люди с образованием ниже).53% студентов, принявших участие в опросе, высказались за то, чтобы в расчет бралась сумма, накопленная работником за свою карьеру. Тем временем мнения относительно целесообразности внедрения накопительной системы разделились практически поровну (40% - "за", 37% - "против"). В данном случае точка зрения респондентов опять же во многом зависела от уровня образования и благосостояния. Соответственно, чем выше данные показатели, тем охотнее человек поддерживает накопительную систему. Несмотря на расхождение во мнениях по ряду принципиальных вопросов, значительное число россиян склонно считать, что пенсионная реформа позволит увеличить размер пенсий. Пессимистов также немало, особенно среди людей старше 37 лет. Зато более молодое поколение, на которое реформа собственно и рассчитана, в успехе преобразований практически не сомневается.

Читайте также: