Будут ли сокращать пенсионеров в рб

Опубликовано: 01.05.2024








Представляя программу деятельности правительства до 2025 года, премьер-министр Роман ГОЛОВЧЕНКО заявил, что для сохранения стабильности пенсионного обеспечения предстоит переформатировать пенсионную систему: «Для этого будет максимально задействован механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей».

Зачем это надо?

Основной механизм, лежащий в основе нашей пенсионной системы, - это перераспределение средств. За счет работающих граждан уплачиваются страховые взносы, которые не накапливаются, а распределяются на пенсии и пособия.


«Население стареет, доля пожилых увеличивается, а численность населения (в том числе трудоспособного), напротив, снижается. Результат - расходы государственного социального страхования на выплату пенсий растут, это приводит к дефициту средств», - утверждает начальник научно-исследовательской части Международного университета «МИТСО», к. ю. н., доцент Ирина КОМОЦКАЯ.


«В 2020 году в Беларуси впервые за много лет государственный бюджет станет дефицитным. Простыми словами: государство тратит больше, чем зарабатывает. При этом доступ к внешнему финансированию, по сути, закрыт - и лишь Россия еще пока рефинансирует наши старые долги перед ней. Поэтому государству срочно надо экономить средства. А фонд социальной защиты населения (куда поступают пенсионные взносы и откуда платятся пенсии) тоже дефицитный - в последние годы туда поступает примерно на 10% взносов меньше, чем выплачивается пенсий, а разница покрывается из бюджета. Притом что этот дефицит не учитывает щедрые пенсии военным и госслужащим, которые напрямую платятся из бюджета. Таким образом, у государства все меньше денег на выплату даже невысоких пенсий», - в свою очередь говорит финансовый эксперт Максим АДАСКЕВИЧ.

Советские пенсионеры получали максимум 120 руб. в месяц, но при этом чувствовали себя более счастливыми, чем нынешние.

В развитии добровольного пенсионного страхования как такового нет ничего нового. Этот уровень пенсионной системы, по словам Ирины Комоцкой, планировали развивать еще в рамках Концепции реформы системы пенсионного обеспечения, датированной 1997 годом.

С тех пор прошло 23 года, и сегодня - это уже данные Минтруда - механизм добровольного пенсионного страхования востребован только среди 4% граждан. В связи с этим Министерство видит задачу правительства в том, чтобы «максимально развернуть разъяснительную работу, популяризацию этого механизма среди работающих граждан».

Но только ли в недостаточной информированности дело?


Почему не работает добровольное страхование?

«Сегодня в Беларуси только две страховые компании осуществляют добровольное страхование: государственная - «Стравита» (97% всех застрахованных лиц в данном виде страхования); негосударственная - «Приорлайф» (3%). Как видно, количество страховых компаний мизерное», - продолжает Ирина Комоцкая.

По мнению эксперта, такой подход к обеспечению пенсии у нас не получил широкого распространения в силу ряда причин. Все частное пенсионное страхование ликвидировали еще к концу 1950-х, а восстановили только к концу 1980-х. Вплоть до настоящего времени нет концептуальных направлений развития. Играет роль и такой фактор, как недоверие граждан к финансовым структурам и долгосрочным инвестициям. Это обусловлено прошлым опытом обесценивания советских вкладов, развалом финансовых «пирамид» в 1990-х гг., наконец, отрицательным опытом девальваций. Кроме того, в Беларуси нет возможности использования смешанных программ (страхование за счет взносов работника и нанимателя на единый счет), а страховые организации ограничены в возможностях по инвестированию пенсионных накоплений, чтобы снизить их обесценивание.


«Программы добровольного пенсионного страхования подразумевают, что вы доверяете деньги либо государственной компании, либо банку не на 2-3 года, как в случае с депозитом, а на 20-30 лет. Ключевой фактор успеха - это доверие граждан к государственным и финансовым институтам. С этим в Беларуси всегда было не все гладко, а в последние месяцы ситуация еще ухудшилась - все больше людей забирают деньги из банков под подушку», - говорит Максим Адаскевич.

Чего ждать нынешним пенсионерам?

Конкретные шаги по реформированию пенсий, очевидно, будут определены в ближайшие 5 лет. Но, как правило, пенсионные реформы проходят плавно, рассчитаны на работающих граждан и сами по себе не затрагивают людей, которые уже вышли на пенсию. Эксперты «АиФ» в этом солидарны. Это значит, что нынешние пенсии не сократят и не урежут.


«Однако, если государство попытается просто ввести новые налоги в дополнение к ФСЗН для финансирования накопительной части, это может лечь неподъемным грузом на предприятия, многие из которых и так имеют задолженность перед ФСЗН. В результате бизнесы будут закрываться, уходить в «серую» зону или увольнять работников - и государство соберет еще меньше денег, чем раньше», - считает Максим Адаскевич.

И никакой «уравниловки»?

Сегодня в Беларуси фактически мы имеем пенсионную «уравниловку»: одни всю жизнь работали много и долго, другие - более умеренно, а доходы после выхода на пенсию примерно равные.


«Согласно порядку исчисления размера пенсий происходит усреднение пенсий между теми, кто получал низкую заработную плату, и теми, чья заработная плата в разы превышала средний республиканский уровень. При троекратной разнице в заработной плате различия в пенсионных выплатах не достигают 30%, - приводит цифры заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси, к. э. н., доцент Анастасия БОБРОВА. - Поэтому сейчас проигрывают те, кто зарабатывает больше. В выигрыше те, кто не торопится трудоустраиваться и не переусердствует».

По мнению Анастасии Бобровой, если реализация накопительной системы (она предусматривает одновременную работу государственных, личных и корпоративных пенсионных программ, формирующих будущую пенсию. - Прим.) пройдет мягко, размер пенсии станет более дифференцированным и тем самым более справедливым по отношению к тем, кто много работает и много получает.

Ключевое направление государственной политики в сфере пенсионного обеспечения – обеспечение реального роста пенсий, сообщают в Минтруда, передает TUT.BY.

В ФСЗН сообщали, что на 2021 год запланировано как минимум одно повышение трудовых пенсий. Пенсии в этом году, как и в целом в ближайшую пятилетку, планируют поднять и удержать на уровне 40% от средней зарплаты. К этой планке чиновники стремятся последние годы, но взять эту высоту если и удается, то в отдельные месяцы.

В нынешнюю пятилетку чиновники хотят заняться расширением использования механизма отложенных пенсий, усилить дифференциацию размеров пенсий (с учетом стажа и заработка), а также развивать добровольное дополнительное накопительное пенсионное страхование.

Что касается отложенных пенсий, то речь идет про возможность отказаться от получения пенсии после достижения пенсионного возраста и продолжить работать. В таком случае в будущем можно получить прибавку к пенсии.

— В этом случае пенсия увеличивается за счет дополнительного стажа и за счет так называемой премии. Отказавшись от ее получения в период работы, за первый год такой работы пенсия увеличится на 6% заработка, из которого исчисляется пенсия, за второй — на 8%, за третий — на 10% и т.д. Отработав 5 лет без получения пенсии, можно увеличить ее размер в 1,5−1,8 раза, — объясняли в Минтруда.

Что хотят чиновники изменить в этом вопросе, пока неизвестно.

Про то, что в Беларуси надо заняться дифференциацией размеров пенсий, говорится уже давно. В нашей стране действует так называемый уравнительный принцип формировании пенсий, при котором отсутствует четко выраженная дифференциация в размере начисленных выплат на заслуженном отдыхе в зависимости от уровня зарплаты. Проще говоря, пенсии работников с высокой зарплатой и низкой отличаются не так значительно, как отличались их «получки».

Неважно, какая у тебя зарплата — пенсии у всех будут почти одинаковыми. Объясняем, что можно сделать

В последнее время чиновники достаточно часто говорят про планы развивать добровольное дополнительное накопительное пенсионное страхование. Речь про дополнительную пенсию через страховые компании.

«Будет уделено детальное внимание развитию добровольного накопительного пенсионного страхования, повышению его востребованности у граждан, в том числе за счет финансового стимулирования со стороны государства. В совокупности с

государственной пенсией это позволит каждому работнику иметь комфортный уровень дохода в пенсионный период», — поясняют в Минтруда.

Уточним, что вопрос об этой пенсионной проблеме чиновники поднимают не первый год, но конкретные варианты ее решения не озвучиваются.

Ранее Минфин предлагал сделать накопительное пенсионное страхование «добровольно-принудительным». Но, по словам замминистра труда Валерия Ковалькова, если вводить обязательную накопительную пенсию, то придется увеличить и отчисления в Фонд соцзащиты, поскольку фонд уже для текущих выплат вынужден привлекать средства республиканского бюджета. На повышение взносов не согласятся наниматели, работники тоже к этому не готовы.

А вот добровольное пенсионное страхование развиваться будет. По словам министра труда Ирины Костевич, «стоит задача по расширению практики участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии».

В декабре прошлого года премьер-министр Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы». Чиновники хотят «максимально задействовать механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей». Речь про дополнительные пенсии через страховые компании — чтобы белорусам заключать такие договоры как самим, так и через нанимателя.

В Минтруда констатируют, что добровольными накопительными пенсиями (как корпоративными, так и индивидуальными) охвачено менее 5% работающих. Как собираются стимулировать белорусов делать самостоятельные отчисления на пенсии?

— Сейчас разрабатывается проект указа о стимулировании добровольного пенсионного накопления, — пояснял TUT.BY заместитель министра труда Валерий Ковальков в начале этого года. — Пока еще что-то говорить рано, пока все в стадии проработки.

Примечательно, что на прошлую пятилетку, которая закончилась в 2020-м, у чиновников также были планы стимулировать белорусов «на самостоятельное формирование сбережений для дополнения госгарантий» на пенсии. Однако белорусы не спешат заключать страховки на дополнительные пенсии.

  • 6813 36
  • 03 апреля 2021, 09:41
  • аналитикамнениепенсияБеларусьэкономика
Либо падение пенсий, либо сильный рост налогов, либо реформа. Как Беларусь может поступить с устаревшей пенсионной системой

С 2014 года в Фонде социальной защиты населения периодически не хватает денег, и с каждым годом все больше и больше приходится брать из бюджета. При этом число работающих белорусов неумолимо сокращается. Еще десять лет назад на одного пенсионера приходилось 1,9 работника, сейчас — всего 1,7. А это значит, что в будущем либо пожилые, либо работающие могут столкнуться с падением доходов. Какие у нас есть варианты решения этой проблемы, рассказывает Onliner.by.

«Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина»

Если вы думаете, что у каждого белоруса есть свой накопительный счет, куда идут пенсионные отчисления, то вы ошибаетесь. Рассказываем. 34% взносов в ФСЗН идет от работодателя, еще 1% — от работника. Деньги распределяются по условной схеме 29% + 6%, где 29% — это отчисления в пенсионный фонд, остальное — выплаты больничных, пособий и так далее.

Все деньги, которые поступают в пенсионный фонд, сразу же распределяются между ныне живущими пенсионерами. Такая система называется солидарной или распределительной.

— Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина, — говорит старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Лев Львовский. — Солидарная пенсионная система создавалась очень давно, в середине XX века, когда население росло большими темпами и в развитых странах, и в развивающихся. В таких случаях солидарная система выглядит довольно привлекательно.


Если упрощенно, такая система работает по принципу финансовой пирамиды. В данный момент у нас есть один пенсионер. С двух молодых людей мы берем по 50 рублей и даем пенсионеру 100. Если у нас население вырастет в два раза, когда эти люди постареют, схема повторится. Но такое работает, пока есть постоянный приток новых людей в эту систему и пока у страны идет быстрый экономический рост.

Начиная с 1970-х годов ситуация в мире изменилась. Рождаемость упала и пересекла ключевую границу в 2,1 ребенка на женщину. Почему это ключевая граница? Если у вас в среднем женщина рожает 2 ребенка или меньше, то население начинает сокращаться и стареть. И тогда солидарные системы, как и пирамиды без притока новых клиентов, начинают схлопываться (конечно, в пенсионной системе процессы происходят гораздо медленнее и занимают десятилетия). Мы сейчас живем как раз в период схлопывания. Рождаемость у нас упала, а средняя продолжительность жизни выросла по сравнению с белорусами середины прошлого века.


Какие новшества появлялись в пенсионной системе Беларуси?

Существующая пенсионная система не устраивает ни руководство страны, ни самих белорусов. Власти видят, что в фонд приходится выделять все больше и больше денег из бюджета. Судите сами: если в 2014-м бюджет давал фонду 1,5% от всех поступлений, то на этот год запланировано уже 8,5%. Дальше, по прогнозам ООН, ситуация будет только ухудшаться: работающих будет все меньше, а пенсионеров — все больше.

Самих белорусов больше всего не устраивают размер средней пенсии и уравниловка при ее начислении — когда зарплата может отличаться в разы, а пенсия — всего на 20—30%.

О том, что пенсионной системе страны нужна реформа, говорили еще 20 лет назад. Правда, пока кардинальных изменений не произошло. Но все же власти вводили определенные новшества.

К примеру, с 2001 года в Беларуси появилась возможность страхования пенсии, а также частные и государственные организации, которые этим занимаются. Правда, к сожалению, добровольное страхование не стало популярным.


По данным генерального директора Белорусской ассоциации страховщиков Ирины Мерзляковой, всего около 5% работающих откладывают на дополнительную пенсию. Между тем нынешний министр финансов Юрий Селиверстов еще в должности замминистра объяснял такой невысокий процент добровольного пенсионного страхования тем, что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

В 2009 году ввели систему пенсионного страхования для работающих в особых условиях труда (горняки, летчики гражданской авиации, работники химических производств и так далее). Дополнительно к 34% отчислений их работодатели переводят 6% и 9%, и потом это влияет на размер пенсии таких работников.

С 2013-го страховой стаж увеличили с 5 до 10 лет, еще через два года — до 15. С 2016 по 2025 год минимальный страховой стаж будет расти каждый год на полгода и в итоге станет составлять 20 лет. Правда, нескольким тысячам белорусов не хватило страхового стажа, и они оказались с совсем невысокими социальными пенсиями.


Но одним из самых значимых изменений стало повышение пенсионного возраста. На непопулярную меру в стране пошли пять лет назад. Этот процесс идет до сих пор. В 2022-м мужчины должны будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58. Аналогичная ситуация и с военными — к 2023-му они будут выходить на пенсию в 48 лет.

Причем не исключено, что к вопросам повышения пенсионного возраста еще придется вернуться — в частности, к вопросу о пенсионном возрасте женщин.

В конце прошлого года премьер-министр Роман Головченко заявил о том, что нужно «переформатировать пенсионную систему». Он предложил максимально задействовать «механизм частных и корпоративных пенсионных сбережений». В нынешнем году во время своего выступления на Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко рассказал подробности.

«Видится правильным сохранить статус государства как оплота гарантированной пенсионной поддержки, поэтапно внедрять элементы накопительной пенсионной системы, позволяющей каждому работающему гарантированно увеличить будущую пенсию. Государство создаст для этого нужную инфраструктуру»,— сказал Лукашенко.

Он предложил программу «3+3». Суть ее заключается в том, что на личный пенсионный счет работник сможет перечислять до 3% от зарплаты, столько же добавит и наниматель.

Правда, пока остается много вопросов, и главный — уменьшат ли взносы в ФСЗН для тех, кто воспользуется этой накопительной программой, или «3+3» будет дополнительной нагрузкой к существующим взносам?


Мы взяли среднюю зарплату по годам и посчитали взносы в ФСЗН с учетом всех деноминаций. Таким образом белорус со средней зарплатой за 30 лет отдал в ФСЗН почти 50 тысяч рублей

Какая пенсионная система нам нужна?

В настоящее время в мире существует три типа пенсионных систем: распределительная (солидарная), накопительная и смешанная. Для Беларуси, как и для других стран со стареющим населением, солидарная система не подходит по вышеописанным причинам. Накопительная система в чистом виде не всегда может противостоять экономическим потрясениям и далеко не во всех случаях выполняет социальную функцию.


По данным журнала Forbes, лучшими пенсионными системами в мире считаются смешанные системы с двумя уровнями: первый — минимальные пенсии, которые гарантирует государство, второй — личные и корпоративные накопления. Это дает возможность работникам самим влиять на будущие пенсии и повысить их сумму.

— Смешанный тип — самый распространенный тип пенсионных систем в современных развитых государствах, — говорит Лев Львовский. — Дальше идут детали касательно того, какая должна быть доля этой солидарной пенсии и какие должны быть условия ваших сбережений.

Проценты распределения могут быть разными. К примеру, в соседней Польше из 19,52% отчислений в Управление социального страхования (ZUS — аналог нашего ФСЗН) 12,2% отчислений идет в государственную систему, 7,3% — на собственный счет. При этом на счет в ZUS можно перевести все 7,3%, а можно 4,38% (остальное — на счет частного фонда).

В Эстонии из 33% отчислений на специальный пенсионный счет обязательно идет 4% от начисленной зарплаты (переводит государство) и 2% сам человек.

В Латвии взнос также составляет 34% от начисленной зарплаты. Но здесь распределение выглядит по-другому: 20% идет на выплату текущих пенсий, а остальное — накапливается на личный счет.


При проведении пенсионной реформы остро стоит вопрос и о переходном периоде. Нужно понимать, что он будет небыстрым (скорее всего, займет 10—15 лет) и довольно затратным. Какой может быть эта сумма для Беларуси? Пока таких расчетов нет.

— На пенсионную реформу нужны деньги, и деньги немаленькие, — объясняет аналитик. — И вот почему. У нас есть уже вышедшие на пенсию и люди предпенсионного возраста. Если мы им сейчас скажем, что вот теперь у нас смешанная система, они уже не успеют ничего накопить. Пенсию им мы все равно вынуждены будем выплачивать Мы же не можем допустить, чтобы в Беларуси пожилые люди умирали от голода. Но вместе с этим мы хотим, чтобы значительная часть пенсионных начислений работающих уже с момента старта реформы шла на персональный накопительный счет.


Именно поэтому во время переходного периода нужно серьезное вливание денег. Каждая страна по-своему решает эти проблемы. Чаще всего при подобном переходе стараются сократить базу получателей пенсии. Если во время этой реформы увеличить пенсионный возраст (тем более что люди действительно живут дольше), то расходная часть уменьшится. Правда, в Беларуси с реформой получилось не очень хорошо. Мы увеличили пенсионный возраст, а реформу не провели.

В данный момент остался потенциал повышения пенсионного возраста для женщин и мужчин. Напомним, в прошлом году средняя продолжительность жизни мужчин в Беларуси составила 64 года, а женщин — 78. А между тем женщины выходят на пенсию на пять лет раньше. Кроме того, есть потенциал и в пересмотре льгот для различных категорий пенсионеров.

Повышение пенсионного возраста и пересмотр льгот, по словам Льва Львовского, позволит провести реформу чуть легче в финансовом плане.


— Кроме того, многие экономики переходного типа, которые шли от командной к рыночной, часто использовали средства от приватизации советских предприятий. Это уже больше вопрос к министерству финансов, где изыскать средства, — отмечает аналитик. — Если мы посмотрим на траты из бюджета, то поймем, что, в принципе, деньги на реформу найти можно. Правительство часто тратит деньги на вещи, которые не так важны и не так окупаемы, как пенсионная реформа. К примеру, миллиарды долларов вложили в не самую необходимую модернизацию, которая не дала ожидаемого эффекта. Можно проанализировать расходы бюджета и сэкономить на тратах, которые являются внеочередными, но провести необходимую реформу.

Одним из бонусов пенсионной реформы аналитик называет развитие инфраструктуры для пенсионных фондов.

— Экономике всегда нужны длинные деньги, то есть инвестиции на долгий срок, — говорит Лев Львовский. — Пенсионные накопления — это как раз такие длинные деньги. Конечно же, будет оптимально, если пенсионная реформа совпадет с реформой и созданием полноценного фондового рынка в Беларуси. Тогда пенсионные фонды (они могут быть как государственными, так и частными, пусть их будет много и они будут конкурировать друг с другом) смогут вкладывать накопления и приумножать их на финансовом рынке.


Казалось бы, реформу стоит начинать уже сейчас. Но есть один подводный камень: именно для проведения пенсионной реформы (как ни для какой другой) должна быть высокая степень доверия между государством и обществом.

— Потому что здесь идет речь про очень долгосрочное планирование. Люди сейчас принимают пенсионные решения, которые аукнутся им через 30—40 лет. И поэтому людям нужно понимать и верить, что они живут в стабильной стране, где государство не меняет свое мнение каждый год, где устойчивые институты смены власти, чтобы следующие лидеры выполняли обязательства и так далее. Если не будет такой серьезной степени доверия, то реализация этой реформы практически невозможна, — говорит аналитик.

Есть способы повысить это доверие. К примеру, дать вам понять, что пенсионные накопления — это ваши деньги. Например, в США пенсионные накопления разрешается расходовать на отдельные категории важных и безрисковых покупок. К примеру, если вам не хватает 10% стоимости квартиры и вам еще много лет до пенсии, то вы можете взять в долг у будущего себя, то есть снять часть пенсионных накоплений. Таким образом, граждане США понимают, что это лично их деньги.


Что будет, если медлить и дальше?

Несмотря на увеличение страхового стажа, введение добровольного страхования и повышение пенсионного возраста, ситуация с минусом в ФСЗН остается острой. Это одна из главных причин, по которым нужна глубокая пенсионная реформа. Но что будет, если ничего не предпринимать? Нужно будет все больше и больше средств на выплату пенсии. Откуда брать деньги? На первый взгляд, есть несколько вариантов.

Можно, конечно, понадеяться на супервзрывной рост белорусской экономики в ближайшее время, но пока особенных предпосылок ни МВФ, ни Всемирный банк, ни само белорусское правительство не видят.


Вариант второй — увеличить налоги. Самые весомые поступления в бюджет (74,8%) в прошлом году давали пять позиций: НДС (7,85 млрд рублей), подоходный налог с физических лиц (6,67 млрд), акцизы (2,96 млрд), налог на прибыль (2,79 млрд), налог на недвижимость (1 млрд).

Для того чтобы решить вопрос с сегодняшним дефицитом ФСЗН в 1,63 млрд, нужно повысить эти налоги, грубо говоря, на восемь процентных пунктов. Это означает рост НДС с 20 до 28%, подоходного налога — с 13 до 21%, а налога на прибыль — с 18 до 26%. Правда, при таком резком повышении многие бизнесы уйдут в тень или переедут в соседние государства, где подобные налоги ниже. То есть после повышения налоговых ставок бюджет может недополучить значительную часть денег, и проблема только усугубится.


Вариант третий — повысить отчисления в ФСЗН. В этом году фонд ждет от бюджета 1,63 млрд рублей, или 8,5% от всех планируемых поступлений. Для этого ставку взноса в ФСЗН нужно повысить до 42—43%. Правда, даже нынешние 34% работодатели называют неподъемными. Более того, подобное повышение уж никак не поспособствует решению вопроса с зарплатами в конвертах, о проблеме которых говорил Лукашенко.

Вариант четвертый — занять. Несмотря на то что наша страна преуспела в заимствованиях, занять у кого-то в ближайшее время будет довольно сложно. Уровень внешнего госдолга у нас уже и так достаточно высок — 30,7% ВВП. Вдобавок одолженные деньги все равно не решат проблему, а всего лишь отодвинут ее на неопределенный срок.


Как видим, рабочих вариантов, где брать деньги, на данный момент у нас нет. То есть в будущем при отсутствии реформы придется уменьшать пенсии. Мы не сможем платить даже те 447 рублей в среднем за прошлый год.

«Да это нескоро случится и нас вряд ли коснется», — махнут рукой нынешние 20—30-летние. Самый пессимистичный прогноз ООН: к 2050 году на 1 пенсионера будет приходиться 1 работающий. Тогда нынешним молодым людям будет уже 50—60 лет, и пенсионный вопрос для них будет стоять довольно остро.

Нужно ли выходить на работу, если контракт закончился в выходной день, а наниматель не уведомил о продолжении трудовых отношений?

Пенсия

Особенности трудового законодательства, которые касаются работающих пенсионеров, разбираем с правовым инспектором труда Могилевской областной организации профсоюза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства Юлией Богачевой.

– Планирую взять на работу пенсионера. Слышал, что в таком случае необходимо известить госорганы. Какие именно?
Сергей, Дрибинский район

– Согласно ст. 93 Закона «О пенсионном обеспечении» при приеме на работу пенсионера (в том числе при заключении гражданско-правовых договоров) работодатель обязан в 5-дневный срок известить об этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. К слову, суммы пенсий, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, взыскивает с работодателей в бесспорном порядке.

– Срок действия моего контракта истекает в выходной день (в субботу). Я бы хотел уволиться, но наниматель не уведомил меня заранее о том, будет ли продлевать трудовые отношения. Как мне быть? Обязан ли я выйти на работу в понедельник?
Павел, Хотимский район

– В Трудовом кодексе (ч.2 ст.35 ТК) предусмотрено такое основание увольнения, как «истечение срока действия срочного трудового договора, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения». Контракт является разновидностью срочного трудового договора, следовательно, если после выходных вы не выйдите на работу, то контракт прекратится по указанному выше основанию (истечение срока). Но если вы продолжите работать и наниматель не потребует прекратить трудовые отношения, то контракт преобразуется в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок (ст. 39 ТК). При этом наниматель обязан будет письменно оформить такие трудовые правоотношения.

– Через неделю я достигну пенсионного возраста и хотела бы досрочно расторгнуть контракт, чтобы уйти на пенсию. Однако наниматель не подписывает заявление об увольнении, ссылаясь на то, что я не предупредила его письменно за месяц. Его действия правомерны?
Валентина, Горецкий район

– Согласно ч. 1 ст. 41 ТК срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, поступления на военную службу по контракту или по другим уважительным причинам, препятствующим выполнению работы по трудовому договору, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора. К другим уважительным причинам могут относиться, например, состояние здоровья, выход на пенсию, изменение места жительства. При расторжении трудового договора по указанной статье не предусмотрен срок предварительного письменного уведомления нанимателя. То есть уволить должны по этому основанию в срок, указанный работником в заявлении.

– Я на пенсии, но продолжаю работать. Скоро заканчивается контракт, и руководство уведомило, что не планирует продлевать со мной трудовые отношения. Замечаний по работе или противопоказаний по здоровью у меня нет. Имеет ли право наниматель не продлить контракт?
Нина, Кличевский район

– Особенности продления контракта с работником, достигшим пенсионного возраста, в законодательстве не предусмотрены. Здесь действует общий порядок. Согласно ст. 261-3 ТК продление контракта в пределах 5-летнего срока его действия осуществляется по соглашению сторон на срок не менее одного года, а с работником, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, – до истечения максимального срока действия контракта. На меньший срок контракт продлевают с письменного согласия работника. При этом коллективный договор организации может содержать иные гарантии по продлению контракта.

– Хотела устроиться на работу, но мне отказали – мол, я уже на пенсии по возрасту. Однако никаких противопоказаний по состоянию здоровья к этой работе у меня нет. Законно ли мне отказано?
Зинаида, Костюковичский район

– В соответствии со ст. 14 ТК дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника, запрещена.

Не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения:

  • основанные на свойственных данной работе требованиях;
  • обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС).

Вы вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением, если считаете, что подверглись дискриминации в сфере трудовых отношений.

С 1 января 2021 года пенсионное законодательство ждут изменения. Разбираемся, кого они коснутся

— Татьяна Викторовна, насколько знаю, в первую очередь новшества касаются многодетных матерей. Что указ изменит в их пенсиях?

— Первое новшество в пенсионной системе касается матерей, родивших четверых и более детей, которые не работали в связи с уходом за малолетними детьми. Периоды декретного отпуска будут засчитываться в общий стаж работы в пределах 12 лет, а не 9, как сейчас. Норма указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года. Пенсии будут перерассчитывать с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Для этого нужно будет подать заявление и документы, подтверждающие рождение четверых и более детей и воспитание их до трехлетнего возраста в орган по труду, занятости и социальной защите.

— А страховой стаж не изменится?

— Для мам, родивших четверых детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, он уменьшается. Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, в том числе не менее 10 лет — с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Сейчас такие мамы получали трудовую пенсию на общих основаниях. Например, в текущем году трудовую пенсию назначали при наличии страхового стажа не менее 17 лет и 6 месяцев.

— Кого еще коснутся изменения при начислении пенсий?

— Расширяется круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца и условия, при которых она назначается. При осуществлении ухода за детьми умершего кормильца, не достигшими трех лет, она назначается:

- лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком умершего кормильца, до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не выполняют работу по гражданско-правовому договору, не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности);

- лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком умершего кормильца до достижения им трехлетнего возраста;

- бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца при условии невступления в новый брак.

— Предусмотрены ли какие-то новшества для людей с инвалидностью?

— Да, есть они и для этой категории граждан. Если человек являлся инвалидом I и II групп не менее 10 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, то страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, будет снижаться на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. А когда время пребывания на инвалидности I и II групп составляет не менее 21 года, трудовая пенсия будет назначаться при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу: для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и II групп для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Социальная пенсия лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, назначается в размере 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера.

— Как быть, если все же страхового стажа для назначения пенсии не хватает?

— Будет назначена трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Сюда подпадают мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины — 60 лет при наличии не менее 10 лет страхового стажа. Пенсия будет назначаться в размере 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3% указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

К сведению, в 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет.

— Куда обращаться за перерасчетом пенсий?

— Напомню, трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 г., будут перерассчитываться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Всех, кого коснулся Указ, и кто имеет право на перерасчет пенсии согласно ему, просим обращаться в отдел пенсий и пособий (кабинет № 4, телефон 6-59-01) управления по труду занятости и социальной защите Волковысского райисполкома по адресу: ул. Жолудева, д. 24. В первую очередь, обращаем внимание на это женщин, осуществлявших уход за детьми до 3 лет более 9 лет в общей сложности, женщин, родивших четверых и более детей и воспитавших их до 8-летнего возраста, родителей детей-инвалидов.

Читайте также: