Будут ли сокращать пенсионеров в беларуси

Опубликовано: 14.05.2024








Представляя программу деятельности правительства до 2025 года, премьер-министр Роман ГОЛОВЧЕНКО заявил, что для сохранения стабильности пенсионного обеспечения предстоит переформатировать пенсионную систему: «Для этого будет максимально задействован механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей».

Зачем это надо?

Основной механизм, лежащий в основе нашей пенсионной системы, - это перераспределение средств. За счет работающих граждан уплачиваются страховые взносы, которые не накапливаются, а распределяются на пенсии и пособия.


«Население стареет, доля пожилых увеличивается, а численность населения (в том числе трудоспособного), напротив, снижается. Результат - расходы государственного социального страхования на выплату пенсий растут, это приводит к дефициту средств», - утверждает начальник научно-исследовательской части Международного университета «МИТСО», к. ю. н., доцент Ирина КОМОЦКАЯ.


«В 2020 году в Беларуси впервые за много лет государственный бюджет станет дефицитным. Простыми словами: государство тратит больше, чем зарабатывает. При этом доступ к внешнему финансированию, по сути, закрыт - и лишь Россия еще пока рефинансирует наши старые долги перед ней. Поэтому государству срочно надо экономить средства. А фонд социальной защиты населения (куда поступают пенсионные взносы и откуда платятся пенсии) тоже дефицитный - в последние годы туда поступает примерно на 10% взносов меньше, чем выплачивается пенсий, а разница покрывается из бюджета. Притом что этот дефицит не учитывает щедрые пенсии военным и госслужащим, которые напрямую платятся из бюджета. Таким образом, у государства все меньше денег на выплату даже невысоких пенсий», - в свою очередь говорит финансовый эксперт Максим АДАСКЕВИЧ.

Советские пенсионеры получали максимум 120 руб. в месяц, но при этом чувствовали себя более счастливыми, чем нынешние.

В развитии добровольного пенсионного страхования как такового нет ничего нового. Этот уровень пенсионной системы, по словам Ирины Комоцкой, планировали развивать еще в рамках Концепции реформы системы пенсионного обеспечения, датированной 1997 годом.

С тех пор прошло 23 года, и сегодня - это уже данные Минтруда - механизм добровольного пенсионного страхования востребован только среди 4% граждан. В связи с этим Министерство видит задачу правительства в том, чтобы «максимально развернуть разъяснительную работу, популяризацию этого механизма среди работающих граждан».

Но только ли в недостаточной информированности дело?


Почему не работает добровольное страхование?

«Сегодня в Беларуси только две страховые компании осуществляют добровольное страхование: государственная - «Стравита» (97% всех застрахованных лиц в данном виде страхования); негосударственная - «Приорлайф» (3%). Как видно, количество страховых компаний мизерное», - продолжает Ирина Комоцкая.

По мнению эксперта, такой подход к обеспечению пенсии у нас не получил широкого распространения в силу ряда причин. Все частное пенсионное страхование ликвидировали еще к концу 1950-х, а восстановили только к концу 1980-х. Вплоть до настоящего времени нет концептуальных направлений развития. Играет роль и такой фактор, как недоверие граждан к финансовым структурам и долгосрочным инвестициям. Это обусловлено прошлым опытом обесценивания советских вкладов, развалом финансовых «пирамид» в 1990-х гг., наконец, отрицательным опытом девальваций. Кроме того, в Беларуси нет возможности использования смешанных программ (страхование за счет взносов работника и нанимателя на единый счет), а страховые организации ограничены в возможностях по инвестированию пенсионных накоплений, чтобы снизить их обесценивание.


«Программы добровольного пенсионного страхования подразумевают, что вы доверяете деньги либо государственной компании, либо банку не на 2-3 года, как в случае с депозитом, а на 20-30 лет. Ключевой фактор успеха - это доверие граждан к государственным и финансовым институтам. С этим в Беларуси всегда было не все гладко, а в последние месяцы ситуация еще ухудшилась - все больше людей забирают деньги из банков под подушку», - говорит Максим Адаскевич.

Чего ждать нынешним пенсионерам?

Конкретные шаги по реформированию пенсий, очевидно, будут определены в ближайшие 5 лет. Но, как правило, пенсионные реформы проходят плавно, рассчитаны на работающих граждан и сами по себе не затрагивают людей, которые уже вышли на пенсию. Эксперты «АиФ» в этом солидарны. Это значит, что нынешние пенсии не сократят и не урежут.


«Однако, если государство попытается просто ввести новые налоги в дополнение к ФСЗН для финансирования накопительной части, это может лечь неподъемным грузом на предприятия, многие из которых и так имеют задолженность перед ФСЗН. В результате бизнесы будут закрываться, уходить в «серую» зону или увольнять работников - и государство соберет еще меньше денег, чем раньше», - считает Максим Адаскевич.

И никакой «уравниловки»?

Сегодня в Беларуси фактически мы имеем пенсионную «уравниловку»: одни всю жизнь работали много и долго, другие - более умеренно, а доходы после выхода на пенсию примерно равные.


«Согласно порядку исчисления размера пенсий происходит усреднение пенсий между теми, кто получал низкую заработную плату, и теми, чья заработная плата в разы превышала средний республиканский уровень. При троекратной разнице в заработной плате различия в пенсионных выплатах не достигают 30%, - приводит цифры заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси, к. э. н., доцент Анастасия БОБРОВА. - Поэтому сейчас проигрывают те, кто зарабатывает больше. В выигрыше те, кто не торопится трудоустраиваться и не переусердствует».

По мнению Анастасии Бобровой, если реализация накопительной системы (она предусматривает одновременную работу государственных, личных и корпоративных пенсионных программ, формирующих будущую пенсию. - Прим.) пройдет мягко, размер пенсии станет более дифференцированным и тем самым более справедливым по отношению к тем, кто много работает и много получает.

Ключевое направление государственной политики в сфере пенсионного обеспечения – обеспечение реального роста пенсий, сообщают в Минтруда, передает TUT.BY.

В ФСЗН сообщали, что на 2021 год запланировано как минимум одно повышение трудовых пенсий. Пенсии в этом году, как и в целом в ближайшую пятилетку, планируют поднять и удержать на уровне 40% от средней зарплаты. К этой планке чиновники стремятся последние годы, но взять эту высоту если и удается, то в отдельные месяцы.

В нынешнюю пятилетку чиновники хотят заняться расширением использования механизма отложенных пенсий, усилить дифференциацию размеров пенсий (с учетом стажа и заработка), а также развивать добровольное дополнительное накопительное пенсионное страхование.

Что касается отложенных пенсий, то речь идет про возможность отказаться от получения пенсии после достижения пенсионного возраста и продолжить работать. В таком случае в будущем можно получить прибавку к пенсии.

— В этом случае пенсия увеличивается за счет дополнительного стажа и за счет так называемой премии. Отказавшись от ее получения в период работы, за первый год такой работы пенсия увеличится на 6% заработка, из которого исчисляется пенсия, за второй — на 8%, за третий — на 10% и т.д. Отработав 5 лет без получения пенсии, можно увеличить ее размер в 1,5−1,8 раза, — объясняли в Минтруда.

Что хотят чиновники изменить в этом вопросе, пока неизвестно.

Про то, что в Беларуси надо заняться дифференциацией размеров пенсий, говорится уже давно. В нашей стране действует так называемый уравнительный принцип формировании пенсий, при котором отсутствует четко выраженная дифференциация в размере начисленных выплат на заслуженном отдыхе в зависимости от уровня зарплаты. Проще говоря, пенсии работников с высокой зарплатой и низкой отличаются не так значительно, как отличались их «получки».

Неважно, какая у тебя зарплата — пенсии у всех будут почти одинаковыми. Объясняем, что можно сделать

В последнее время чиновники достаточно часто говорят про планы развивать добровольное дополнительное накопительное пенсионное страхование. Речь про дополнительную пенсию через страховые компании.

«Будет уделено детальное внимание развитию добровольного накопительного пенсионного страхования, повышению его востребованности у граждан, в том числе за счет финансового стимулирования со стороны государства. В совокупности с

государственной пенсией это позволит каждому работнику иметь комфортный уровень дохода в пенсионный период», — поясняют в Минтруда.

Уточним, что вопрос об этой пенсионной проблеме чиновники поднимают не первый год, но конкретные варианты ее решения не озвучиваются.

Ранее Минфин предлагал сделать накопительное пенсионное страхование «добровольно-принудительным». Но, по словам замминистра труда Валерия Ковалькова, если вводить обязательную накопительную пенсию, то придется увеличить и отчисления в Фонд соцзащиты, поскольку фонд уже для текущих выплат вынужден привлекать средства республиканского бюджета. На повышение взносов не согласятся наниматели, работники тоже к этому не готовы.

А вот добровольное пенсионное страхование развиваться будет. По словам министра труда Ирины Костевич, «стоит задача по расширению практики участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии».

В декабре прошлого года премьер-министр Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы». Чиновники хотят «максимально задействовать механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей». Речь про дополнительные пенсии через страховые компании — чтобы белорусам заключать такие договоры как самим, так и через нанимателя.

В Минтруда констатируют, что добровольными накопительными пенсиями (как корпоративными, так и индивидуальными) охвачено менее 5% работающих. Как собираются стимулировать белорусов делать самостоятельные отчисления на пенсии?

— Сейчас разрабатывается проект указа о стимулировании добровольного пенсионного накопления, — пояснял TUT.BY заместитель министра труда Валерий Ковальков в начале этого года. — Пока еще что-то говорить рано, пока все в стадии проработки.

Примечательно, что на прошлую пятилетку, которая закончилась в 2020-м, у чиновников также были планы стимулировать белорусов «на самостоятельное формирование сбережений для дополнения госгарантий» на пенсии. Однако белорусы не спешат заключать страховки на дополнительные пенсии.

В Беларуси назревает пенсионная реформа

Действующая в стране система пенсионного обеспечения «себя изжила». Это сказал не кто-нибудь из либеральных экономистов или представителей международных структур, это слова Александра Лукашенко на недавнем съезде Федерации профсоюзов Беларуси. Президент пообещал, что в будущем при выплате пенсий не будет уравниловки. Только ли в этом кроется ее системная проблема?

Лучшее – друг хорошего

По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».

При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:

«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».

Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.

Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.

При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.

Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.

Внебюджетный бюджет

Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.

Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.

Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.

Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.

Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.

Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.

Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.

Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.

Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.

Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.

Что имеем на сегодня

В январе средний размер назначенных пенсий составил 431,3 руб., что в 2,4 раза превысило официальный бюджет прожиточного минимума для этой категории населения и достигло 38,6% средней зарплаты. Пенсия по возрасту в среднем составляет 446 руб. По информации Белстата, реальный размер пенсий (с учетом инфляции) снизился на 0,9% к предыдущему месяцу, хотя за последние 12 месяцев вырос на 8,1%.

С февраля минимальная трудовая пенсия – 245,12 руб., это 65% от минимальной зарплаты.

Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2017 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответственно.

Сейчас пенсия положена тем, кто имеет 17,5 лет страхового стажа, однако требуемый стаж будет постепенно расти и с 2025 года составит 20 лет. Кто не отработал – может целиком или частично рассчитывать на социальную пенсию.

В марте 2016 г. Александр Лукашенко поблагодарил граждан за то, что они отнеслись к повышению пенсионного возраста с пониманием и «согласились, что эту проблему надо решать сегодня». Затем был подписан Указ от 11.04.2016 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

И хотя многие попали в пенсионную ловушку, повышение возраста выхода на пенсию в Беларуси действительно не стало политическим фактором. Но на сегодня, очевидно, потенциал принятого решения исчерпан.

Появится ли в Беларуси механизм накопительных пенсий или реформирование ограничится тем, чтобы, взяв у одних, добавить другим?

В любом случае продолжение прак­тики субсидирования пенсионного фонда из госбюджета не сможет продолжаться долго. А новое повышение пенсионного возраста без реальных системных изменений только отсрочит разрешение проблемы.

Хотя и сократит количество работающих пенсионеров. И пенсионеров вообще.

Глас народа / Vox populi

Исследовательский центр ИПМ презентовал итоги проведенного недавно опроса общественного мнения, посвященного системе социальной защиты в Беларуси, в т.ч. пенсионному обеспечению.

Оказалось, только около половины опрошенных знают, что пенсии в стране выплачиваются из отчислений сегодняшних работников. Остальные полагают, что это делается за счет прежних накопительных отчислений, по смешанной системе или вовсе затруднились с ответом. Правильный процент отчислений от зарплаты в ФСЗН (35%) указали лишь 13% респондентов, абсолютное большинство не дали никакого ответа.

91% опрошенных считают, что существующая пенсия не способна обеспечить им безбедную старость. О тревоге или страхе в связи с размером будущей пенсии заявил 31%, вообще не думают об этом 54%.

По мнению 72% участников опроса, пенсии в стране низкие, 70% считают это следствием неэффективности государства и общего экономического положения. Демографические факторы не оцениваются как важные.

Среди изменений пенсионной системы, которые могут пойти на пользу, 52% назвали расширение страхового стажа с включением в него периодов службы в армии и ухода за нуждающимися, 35% высказались за пропорциональную привязку пенсии к размеру зарплаты и отчислений в ФСЗН, 31% – за устранение различий между обычными пенсиями и условиями выплат силовикам и военным. 59% участников опроса поддерживают развитие добровольного пенсионного страхования и введение обязательных накопительных пенсий в дополнение к существующим.

42% опрошенных рассказали, что они планируют выработать нужный для выхода на пенсию стаж, 13% считают, что отработать его не успеют. Столько же заявили, что стаж у них уже выбран, а 4,5% уверены, что уже попали в пенсионную ловушку.

Отвечая на вопрос о различиях в размере пенсий, связанных со стажем и размером зарплаты, почти треть опрошенных считают, что «и те, кто работал много, и те, кто работал мало, получают примерно одинаково».

Абсолютное большинство респондентов (62%) считают, что размер пенсии должен зависеть от общего трудового, а не страхового стажа.

71% участников сообщили о том, что при достижении пенсионного возраста планируют жить исключительно на пенсию, 43% хотят продолжать работать, 28% тратить сбережения и доходы от приусадебного участка.

Рассуждая о накоплениях на период пожилого возраста и старости, 57% опрошенных сказали, что им «не хватает на обычные расходы, поэтому откладывать не получается», 18% никогда не задумывались о такой необходимости.

74% заявили, что готовы откладывать на пенсию, если у них будет стабильный и высокий заработок, 30% – если появятся государственные гарантии по таким накоплениям, 27% – если в любой момент можно будет воспользоваться пенсионным вкладом, 25% делали бы это при стабильной банковской системе.

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ

С 1 января 2021 года пенсионное законодательство ждут изменения. Разбираемся, кого они коснутся

— Татьяна Викторовна, насколько знаю, в первую очередь новшества касаются многодетных матерей. Что указ изменит в их пенсиях?

— Первое новшество в пенсионной системе касается матерей, родивших четверых и более детей, которые не работали в связи с уходом за малолетними детьми. Периоды декретного отпуска будут засчитываться в общий стаж работы в пределах 12 лет, а не 9, как сейчас. Норма указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года. Пенсии будут перерассчитывать с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Для этого нужно будет подать заявление и документы, подтверждающие рождение четверых и более детей и воспитание их до трехлетнего возраста в орган по труду, занятости и социальной защите.

— А страховой стаж не изменится?

— Для мам, родивших четверых детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, он уменьшается. Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, в том числе не менее 10 лет — с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Сейчас такие мамы получали трудовую пенсию на общих основаниях. Например, в текущем году трудовую пенсию назначали при наличии страхового стажа не менее 17 лет и 6 месяцев.

— Кого еще коснутся изменения при начислении пенсий?

— Расширяется круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца и условия, при которых она назначается. При осуществлении ухода за детьми умершего кормильца, не достигшими трех лет, она назначается:

- лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком умершего кормильца, до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не выполняют работу по гражданско-правовому договору, не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности);

- лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком умершего кормильца до достижения им трехлетнего возраста;

- бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца при условии невступления в новый брак.

— Предусмотрены ли какие-то новшества для людей с инвалидностью?

— Да, есть они и для этой категории граждан. Если человек являлся инвалидом I и II групп не менее 10 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, то страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, будет снижаться на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. А когда время пребывания на инвалидности I и II групп составляет не менее 21 года, трудовая пенсия будет назначаться при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу: для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и II групп для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Социальная пенсия лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, назначается в размере 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера.

— Как быть, если все же страхового стажа для назначения пенсии не хватает?

— Будет назначена трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Сюда подпадают мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины — 60 лет при наличии не менее 10 лет страхового стажа. Пенсия будет назначаться в размере 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3% указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

К сведению, в 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет.

— Куда обращаться за перерасчетом пенсий?

— Напомню, трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 г., будут перерассчитываться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Всех, кого коснулся Указ, и кто имеет право на перерасчет пенсии согласно ему, просим обращаться в отдел пенсий и пособий (кабинет № 4, телефон 6-59-01) управления по труду занятости и социальной защите Волковысского райисполкома по адресу: ул. Жолудева, д. 24. В первую очередь, обращаем внимание на это женщин, осуществлявших уход за детьми до 3 лет более 9 лет в общей сложности, женщин, родивших четверых и более детей и воспитавших их до 8-летнего возраста, родителей детей-инвалидов.

Как белорусам начисляется трудовая пенсия.

Пенсионная реформа

С 1 января 2020 года в Беларуси вступили в силу некоторые пенсионные изменения. Например, власти снова изменили возраст выхода на пенсию, увеличился страховой стаж, а также правила расчета профессиональных пенсий. Рассказываем, что ожидать будущим пенсионерам.

Беларусь, как и вся Европа в последние десятилетия, столкнулась с проблемой старения своего населения. Из-за этого в 2017 году было решено постепенно повышать пенсионный возраст. Завершится этот процесс в 2022 году. К тому времени, возраст выхода на пенсию составит у мужчин 63 года, у женщин 58 лет.

В текущем 2020 году мужчины вправе выходить на пенсию в 62 года, а женщины в 57 лет.

Кроме того, в Совете Республики уже не раз обсуждали возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста (после 2022 года), но только для женщин. Если это предложение будет принято, тогда новый этап роста пенсионного возраста может начаться в 2023 году.

Страховой стаж тоже растет

С начала 2020 года в стране вместе с пенсионным возрастом на полгода увеличился и минимальный страховой стаж, который учитывается при начислении трудовых пенсий. Сегодня он составляет 17,5 лет, но в дальнейшем будет еще расти (на полгода каждый год), пока не достигнет 20 лет.

До 2013 года минимальный трудовой стаж в стране составлял 5 лет. В 2013 году этот показатель вырос до 10 лет. В 2015 году минимальный трудовой стаж снова подняли – с 10 до 15 лет. А в 2016 году было принято решение о его ежегодном увеличении на 6 месяцев, начиная с 2017 года и вплоть до 2025 года, а именно до достижения отметки в 20 лет. Таким образом, минимальный страховой стаж в Беларуси будет изменяться 1 января каждого года еще ближайшие пять лет.

Важно понимать, что в страховой стаж включают только то время, когда гражданин работал и платил взносы в Фонд соцзащиты. То есть время обучения в вузе, ссузе, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, периоды, когда были назначены пособия по безработице, а также отпуск по уходу за инвалидом/ребенком-инвалидом/лицом старше 80 лет в него не входят.

С февраля 2020 года служба в армии для солдат-срочников в страховой стаж включена.

Тем белорусам, которым не хватило страхового стажа для трудовой пенсии, будут начислять социальную. Женщинам ее начинают выплачивать в 60 лет, мужчинам – в 65.

Изменения в системе профессиональных пенсий

С 1 января 2020 года также изменились правила, по которым начисляются профессиональные пенсии для граждан, работающих во вредных и опасных условиях труда. В частности, людям разрешили вернуться в старую пенсионную систему и получать пенсию в размере пенсии по возрасту.

Напомним, что система профессионального пенсионного страхования для таких работников существует с 1 января 2009 года. До этого времени досрочные выплаты пенсий в стране осуществлялись из общей пенсионной системы, но из-за увеличения количества пенсионеров и сверхнагрузку на пенсионную систему было решено выйти на другой, самостоятельный источник финансирования. Профессиональная пенсионная система работает по принципу накопления: сколько накопил – столько и получишь. Отчислений на профессиональную пенсию в Фонд соцзащиты платит наниматель, в дополнение к обязательным страховым взносам.

В 2019 году в особых условиях труда в Беларуси работало около 350 тыс. человек. Самые крупные категории – это медицинские и педагогические работники (более 150 тыс. человек), работающие в особо вредных и вредных условиях (120 тыс. человек), трактористы (34 тыс. человек), доярки и животноводы (30 тыс. человек), водители городского и пассажирского транспорта (более 10 тыс. человек).

Получается, что гражданам, которые отработали более половины требуемого «особого» стажа после этой даты, назначают уже профессиональную пенсию. Однако из-за относительно небольшого периода накоплений люди столкнулись с тем, что эта пенсия получилась достаточно маленькой. Поэтому тем, кто наработал не менее половины требуемого стажа до 2009 года, пенсию считают «по-старому».

Кроме того, с этого года усовершенствовались правила использования профессиональной пенсии для тех, кто успел наработать более половины или основной стаж после 2009 года. Для таких работников появилось три варианта использования профессиональных пенсионных накоплений.

  1. Работник может на пять положенных лет раньше уйти на пенсию и пять лет получать досрочную пенсию, а после достижения общеустановленного пенсионного возраста получать общеуставновленную пенсию.
  2. Работник может отказаться от досрочного выхода на пенсию и продолжать работать в особых условиях труда. Тогда после достижения общеустановленного пенсионного возраста и выхода на пенсию такой работник будет получать пенсию по возрасту и дополнительную профессиональную пенсию. Правда, последняя будет исчисляться из принципа «сколько накопил». К примеру, накопил на три года, значит основную и дополнительную пенсию будешь получать каждый месяц в течение трех лет.
  3. Согласно третьему механизму, работник может отказаться от профессиональной пенсии и получать повышенную зарплату. Она будет дифференцироваться в зависимости от категории работника и от профессии, но не ниже тарифа, установленного главой государства (не менее 9 %).

Как рассчитывают размер трудовой пенсии?

Размер пенсии зависит от того, сколько человек проработал и какую зарплату получал, то есть ориентироваться надо на 3 показателя: общий трудовой стаж, страховой стаж и зарплата. О первых двух мы уже говорили выше, сейчас разберемся с зарплатой.

На сегодняшний день при расчете пенсии учитывается зарплата за последние 25 лет работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 25 лет). Если предположить, что человек выходит на пенсию в этом году и работал без перерывов, то для расчета пенсии возьмут его зарплату начиная с 1994 года. Если за последние 25 лет было время, когда он не работал, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам.

Непрерывный стаж на размер пенсии никак не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

При расчете суммы пенсии, важно не только то, сколько человек зарабатывал, но и то, как его заработная плата соотносилась со средней по стране. Именно исходя из этих двух показателей рассчитывается индивидуальный пенсионный коэффициент бывшего работника.

Как это происходит?

Берут фактический заработок человека (за каждый месяц за последние 25 лет работы) и сравнивают со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, его зарплата была средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Далее коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. Таким образом получается итоговый пенсионный коэффициент, который используют при расчете пенсии.

Читайте также: