Кто имеет право на льготную пенсию в беларуси

Опубликовано: 29.04.2024








17 января 2020 г. был подписан Указ №15, на основании которого с 1 января 2020 г. изменился подход к назначению досрочных пенсий.

Каких работников касается документ? Что принципиально изменилось в назначении досрочных пенсий? Разбирается «АиФ».

Как объясняет инспектор Советского районного отдела Минского городского управления ФСЗН Ирина МОГИЛЬНИЦКАЯ, указ касается тех лиц, которые формируют свое право на назначение пенсий за работу в особых условиях труда и в связи с занятостью отдельными видами профессиональной деятельности. К ним, в частности, относятся:

  • работники летного, летно-испытательного и инженерно-технического состава гражданской авиации;
  • работницы текстильного производства;
  • женщины - трактористы-машинисты и мужчины - трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства;
  • водители пассажирского транспорта;
  • женщины - операторы животноводческих и свиноводческих комплексов и механизированных ферм, а также операторы машинного доения;
  • отдельные категории артистов;
  • работники экспедиций, партий, отрядов;
  • спортсмены, занимающиеся профессиональным спортом;
  • отдельные категории медицинских и педагогических работников.

Как считать

Согласно указу право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) из средств общей пенсионной системы по Закону о пенсионном обеспечении предоставляется работникам с длительным стажем работы в неблагоприятных условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа. Например, для женщины - участкового врача-терапевта большая часть льготного стажа до 1 января 2009 года должна составить не менее 12 лет 6 месяцев.

Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования. При этом не играет роли, переработана ли половина такого стажа после 1 января 2009 г.


Как всё оформить

Однако оформить досрочную льготную пенсию в управлении социальной защиты возможно только при совпадении всех условий. Речь идет о:

  • достижении определенного возраста (ниже общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет);
  • наличии общего трудового стажа работы;
  • наличии стажа в особых условиях труда и наличии большей части его до 1 января 2009 года;
  • наличии необходимого страхового стажа. В 2020 году он должен быть не менее 17,5 года.

Пример 1. Допустим, женщине - участковому врачу-терапевту для назначения льготной пенсии предусмотрен суммарный льготный стаж не менее 25 лет, и если его большая часть составит не менее 12 лет 6 месяцев в период до 1 января 2009 года, то она может рассчитывать на трудовую пенсию за выслугу лет раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет по Закону о пенсионном обеспечении.

Пример 2. Для назначения льготной пенсии женщине - работнице текстильного производства, занятой на станках и машинах, трудовым законодательством предусмотрен суммарный льготный стаж не менее 20 лет, и если его большая часть составит не менее 10 лет в период до 1 января 2009 года, то она может рассчитывать на трудовую пенсию за работу в особых условиях труда раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет по Закону о пенсионном обеспечении.

Ирина Могильницкая добавила, что в каждом конкретном случае предусмотрен индивидуальный подход к назначению льготной пенсии.


Иные случаи

Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 г. отработали менее половины льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, предоставляется право:

    Формирования досрочной профессиональной пенсии.


В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование (ППС) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН) (назначается досрочная профессиональная пенсия в данном случае при соблюдении всех норм, предусмотренных статьей 11 Закона о ППС: достижение необходимого возраста и наличие профессионального стажа работы);

  • Выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии.

Дополнительная профессиональная пенсия назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту. Период выплаты такой пенсии определяется исходя из суммы пенсионных сбережений, имеющихся на профессиональной части лицевого счета застрахованного лица на день обращения. Ежемесячный размер выплат составляет бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего в месяце, за который осуществляется выплата (в июне 2020 г. - 246,78 руб.);

  • Получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо указанного страхования.

Размер доплаты определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на ППС за этого работника (для женщины - участкового врача-терапевта тариф уплачиваемых взносов составляет 1,5% (с 1 января 2021 г. - 4,0%). То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате. Не имеют права на доплату те работники, у которых более половины льготного стажа отработано до 1 января 2009 г.

Назначением профессиональных пенсий занимаются районные отделы Фонда социальной защиты населения. А решения о доплатах вместо профессионального пенсионного страхования принимают работники совместно с нанимателем.

Были рубли на сберкнижке, да пропали. Теперь большая часть сбережений - в долларах.

Больше в два раза

Указом также в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий с 1 января 2021 г. предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на ППС, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых на работах с особыми условиями труда по Cпискам №1 и №2).

Для тех работников, которые трудились в течение полного рабочего дня в тяжелых и особо тяжелых условиях труда на аттестованных рабочих местах - по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку №1 и Списку №2, аналогичный подход при определении права на льготную профессиональную пенсию был предусмотрен Указом президента Республики Беларусь №441 и уже применяется с 1 октября 2013 г. Тарифы взносов были также увеличены с 1 января 2014 г.

В ТЕМУ

Система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда, введена в Беларуси с 1 января 2009 г. (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании»).

Система основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий. Таким работникам назначается досрочная профессиональная пенсия до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста. Размер ее исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Досрочная пенсия по нормам Закона о профессиональном пенсионном страховании назначается при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа.

Разместить объявление

пенсионер


Кто имеет право досрочно уйти на льготную пенсию, рассказывает заместитель начальника управления по труду и социальной защите Слонимского райисполкома Вера Антоник.

— Правом на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон), могут воспользоваться:

1) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет: мужчины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах; женщины — при стаже работы не менее 15 лет 6 месяцев, из них не менее 7 лет 6 месяцев (при этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах. Начиная с 1 января 2017 года указанные 15 лет 6 месяцев стажа работы ежегодно с 1 января увеличиваются на 6 месяцев до достижения 20 лет. Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;

2) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев (при этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

3) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, — по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

4) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;

5) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

6) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания;

7) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

Приравнивание отдельных пригородных маршрутов по условиям труда к городским перевозкам производится в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

8) работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

При этом период работы непосредственно в полевых условиях в течение полугода или более полугода засчитывается за год работы, менее полугода — по фактической продолжительности, а на сезонных работах — в соответствии со статьей 53 настоящего Закона.

При определении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда периоды работы с особыми условиями труда после 1 января 2009 года учитываются при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

пенсионер 1

Право на досрочную пенсию на льготных основаниях в соответствии со статьями 17-22 Закона имеют:

1) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет; женщины — при стаже работы не менее 20 лет;

2) матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

3) женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет (а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет;

4) женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста;

5) матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

6) отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи в связи с ее смертью;

7) лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет: мужчины — при стаже работы не менее 20 лет; женщины — при стаже работы не менее 15 лет;

8) инвалиды с детства имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет; женщины — при стаже работы не менее 20 лет.

пенсионер 2

Иллюстрационное фото tut.by

В соответствии со статьями 47-492 Закона пенсии за выслугу лет назначаются отдельным категориям работников, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию. Данным правом могут воспользоваться:

1) работники летного и летно-испытательного состава при выслуге лет в этих должностях не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин. Указанные работники, уволенные с летной работы по состоянию здоровья (болезни), при наличии выслуги лет у мужчин не менее 20 лет и у женщин не менее 15 лет имеют право на пенсию пропорционально отработанному времени. Последующая работа в службах управления воздушным движением и инженерно-авиационной в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (пункты «б» и «в» настоящей статьи), засчитывается в календарном порядке для назначения полной пенсии за выслугу лет. Перечень должностей работников летного состава, порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения им пенсий, а также порядок назначения и выплаты пенсий работникам летно-испытательного состава утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

2) работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов;

3) инженерно-технический состав — по перечню должностей и работ, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет в указанных должностях; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет в указанных должностях;

4) бортпроводники: мужчины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет бортпроводником; женщины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет бортпроводницей;

5) медицинские и педагогические работники со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при наличии специального стажа работы не менее 30 лет; женщины — при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

6) отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов — по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь;

7) спортсмены со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет профессиональной спортивной деятельности; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет профессиональной спортивной деятельности.

8) отдельные категории спортсменов, находившиеся в штате сборных команд Республики Беларусь и (или) национальных команд Республики Беларусь по видам спорта не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Перечень данных категорий спортсменов утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

пенсионное удостоверение

Иллюстрационное фото pronalogi.by

В соответствии со статьей 32 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее — Закон) пенсии по возрасту участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее — участники ликвидации) назначаются со снижением общеустановленного пенсионного возраста:

принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году — на 10 лет;

принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в пределах зоны эвакуации (отчуждения) (кроме занятых в 10-километровой зоне), при условии наступления инвалидности независимо от ее причины (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства) — на 5 лет.

— Сколько в органах социальной защиты Слонима на 1 января 2020 года состоит на учете получателей пенсий?

— На учете в управлении по труду, занятости и социальной защите Слонимского райисполкома на 01.01.2020 состоит 17911 получателей пенсий, из них 1733 — на льготных основаниях.

— Сколько пенсионеров продолжает работать, их возраст?

— Работающих получателей пенсий — 4056 человек, из них 882 человека (21,7%) — трудоспособного возраста.

Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.

Пенсионный стаж

Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.

Есть категории граждан, для которых требуется страховой стаж меньшей продолжительности.

– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Страховой стаж нужно «оплачивать»

В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.

Что касается уплаты взносов с учетом заработной платы ниже установленной в республике минимальной заработной платы, то в таком случае стаж будет скорректирован в сторону уменьшения в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Включается ли в страховой стаж советский стаж

– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

Какие виды пенсий существуют

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.

– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал Указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Как определяется размер пенсии

Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.

– Среди последних изменений – нормы Указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.

При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Если нет документов о зарплате

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.

Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Куда обращаться за назначением пенсии

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Виктор Мохань, «Гродзенская праўда», 26 февраля 2020 г.


Указ № 15, который изменил подходы к предоставлению досрочной пенсии, Глава государства подписал еще в январе этого года. Однако вопросы пенсионных льгот по-прежнему волнуют жителей области. Тонкости нового законодательства МЛЫН.BY разъяснила председатель комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Тамара Красовская.

— Тамара Петровна, могли бы уточнить, кто имеет право на более раннюю пенсию?

— Действующее законодательство содержит более 20 оснований, которые дают право выхода на пенсию на 5-10 лет (а то и более) раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста. Воспользоваться им могут работники, занятые в особых условиях труда по спискам № 1 и № 2, а также специалисты отдельных профессий: доярки, животноводы, трактористы-машинисты, водители городского пассажирского транспорта, работницы текстильного производства, отдельные категории медицинских и педагогических работников, артисты, спортсмены, работники авиации и другие специалисты.


— А много ли жителей области досрочно ушло на пенсию?

— Доля таких пенсионеров в общей численности получателей трудовых пенсий составляет 26%, то есть практически каждый четвертый человек воспользовался правом досрочного выхода на пенсию.

— Почему изменились подходы к предоставлению досрочной пенсии?

— До 2009 года пенсии за работу в особых условиях назначалась в общем порядке. Их выплаты осуществлялись из общей пенсионной системы, которая формируется за счет взносов на пенсионное страхование (работодатели отчисляют в основном 28%, работники — 1%). Но с 1 января 2009 года в республике стала действовать система профессионального пенсионного страхования работников (Закон «О профессиональном пенсионном страховании»). С этого момента средства для выплаты таких пенсий накапливаются на счете каждого работника. Чтобы уйти на пенсию досрочно, нужно иметь после 2009 года не менее половины профессионального стажа работы с особыми условиями труда, в течение которого работодатель уплачивал за работника взносы на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения. Таким образом, выплата досрочных профессиональных пенсий осуществляется не из общей пенсионной системы, а за счет средств работодателя. Поэтому, когда за период с 1 января 2009 года работник, например тракторист-машинист или доярка, выработает половину профессионального стажа продолжительностью 10 лет и будет иметь право на досрочную профессиональную пенсию, то он (она) автоматически теряет право на досрочную пенсию по Закону «О пенсионном обеспечении». И в прошлом году вопрос о досрочных пенсиях обострился, когда указанные категории работников поняли, что они получат только профессиональную пенсию, размер которой очень низкий в связи с непродолжительным периодом формирования взносов и невысоким тарифом. В связи с этим работники начали поднимать вопрос о сохранении права на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Закону «О пенсионном обеспечении», то есть по правилам, действовавшим до 2009 года.

— Что изменилось со вступлением в силу Указа № 15?

— Прежде всего учитывается, какой стаж выработан до 1 января 2009 года. Если не менее половины требуемого полного льготного стажа, то в таком случае работники имеют право на досрочную пенсию по старым правилам, действующим до 2009 года. Другими словами, указанная пенсия им будет назначаться из средств общей пенсионной системы. Причем не важно, сколько отработано после 2009 года. Главное, чтобы в сумме получился требуемый для каждой профессии льготный стаж.

Приведу пример. Гражданин Иванов работал полный рабочий день трактористом-машинистом в производстве сельскохозяйственной продукции с 1 августа 1992 года по 30 сентября 2019-го. Стаж его работы с особыми условиями труда до 1 января 2009 года составил 16 с половиной лет, а после — почти 10,5 месяца. В 2019 году ему отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту, так как после 1 января 2009 года его профессиональный стаж составил более половины (10 лет) требуемого льготного стажа. Теперь же в соответствии с новым указом после 1 января 2020 года он приобретает право на досрочную пенсию по возрасту по Закону «О пенсионном обеспечении», поскольку до 2009 года у него было не менее 10 лет требуемого льготного стажа.

А вот другая ситуация. Гражданка Петрова работала дояркой с 1 января 2001-го по 20 декабря 2019-го. Стаж ее работы с особыми условиями труда до 1 января 2009 года составил 9 лет, а после — чуть больше 11 лет. Право на досрочную пенсию по возрасту из средств общей пенсионной системы она не имеет, поскольку продолжительность льготного стажа до 1 января 2009 года у нее менее половины (10 лет). Ей может быть назначена только досрочная профессиональная пенсия за счет сформированных пенсионных сбережений на ее лицевом счете (по Закону «О профессиональном пенсионном страховании»).

— То есть для работников, не выработавших половину требуемого льготного стажа до 2009 года, ничего не поменялось?

— Почему же? Со вступлением в силу нового указа такие работники могут выбрать один из трех вариантов. Первый: продолжать формировать досрочную профессиональную пенсию. В этом случае работодатель будет уплачивать за работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения. Второй: выбрать вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительную профессиональную пенсию (назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста за счет сформированных пенсионных сбережений). В этом случае работник в дальнейшем будет получать две пенсии — общую по возрасту и дополнительную профессиональную. Третий: получить ежемесячную доплату к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования. При таком выборе работник получит дополнительный доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. Ежемесячная доплата к заработной плате производится работодателем на основании письменного заявления работника.

Еще один важный момент. Чтобы будущие профессиональные пенсии были еще выше, с 2021 года Указом № 15 повышаются целевые взносы работодателей более чем в два раза в отношении некоторых категорий работников. Эта мера необходима для формирования более высоких размеров профессиональных пенсий в будущем.

Право на пенсию за выслугу лет предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 года указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет (статьи 47-49 2 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) и статья 54 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»).

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» работникам, имеющим право на досрочную профессиональную пенсию, которые до 01.01.2009 выработали не менее половины полного стажа работы с особыми условиями труда, требуемого для пенсии за выслугу лет, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена быть пенсия за выслугу лет.

Статья 47 Закона

Право на пенсию за выслугу лет имеют следующие категории рабочих и служащих авиации, а также летно-испытательного состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они заняты:

а) работники летного и летно-испытательного состава при выслуге лет в этих должностях не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин (при этом не менее 12 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 10 лет у женщин в период до 01.01.2009).

Указанные работники, уволенные с летной работы по состоянию здоровья (болезни), при наличии выслуги лет у мужчин не менее 20 лет и у женщин не менее 15 лет (при этом у мужчин не менее 10 лет и у женщин не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) имеют право на пенсию пропорционально отработанному времени. Последующая работа в службах управления воздушным движением и инженерно-авиационной в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (пункты «б» и «в» настоящей статьи), засчитывается в календарном порядке для назначения полной пенсии за выслугу лет.

Перечень должностей работников летного состава, порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения им пенсий, а также порядок назначения и выплаты пенсий работникам летно-испытательного состава утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

б) работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет:

  • мужчины - при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев (при этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 01.01.2009) работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов;
  • женщины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 01.01.2009) работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.

В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается также работа, указанная в пункте «а» настоящей статьи;

в) инженерно-технический состав – по перечню должностей и работ, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

  • мужчины - при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет (при этом не менее 10 лет в период до 01.01.2009) в указанных должностях;
  • женщины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет (при этом не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) в указанных должностях.

В выслугу лет работникам инженерно-технического состава засчитывается также работа, указанная в пунктах «а» и «б» настоящей статьи;

  • мужчины - со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет (при этом не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) бортпроводником;
  • женщины - со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 01.01.2009) бортпроводницей.

Статья 48 Закона

Право на пенсию за выслугу лет имеют отдельные категории медицинских и педагогических работников со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

  • мужчины - при наличии специального стажа работы не менее 30 лет (при этом не менее 15 лет в период до 01.01.2009);
  • женщины - при наличии специального стажа работы не менее 25 лет (при этом не менее 12 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009).

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 49 Закона

Право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой деятельности от 20 до 30 лет (при этом не менее половины этого стажа в период до 01.01.2009) имеют отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов - по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь

Статья 49-2 Закона

Право на пенсию за выслугу лет имеют спортсмены со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

  • мужчины - при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет (при этом не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) профессиональной спортивной деятельности;
  • женщины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 01.01.2009) профессиональной спортивной деятельности.

Отдельные категории спортсменов, находившиеся в штате сборных команд Республики Беларусь и (или) национальных команд Республики Беларусь по видам спорта не менее 5 лет (при этом не менее 2 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009), имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Перечень категорий спортсменов, имеющих право на пенсию в соответствии с частью второй настоящей статьи, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 54 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»

Государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет и ее выплату в полном размере при достижении общеустановленного пенсионного возраста и при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет (при этом не менее двух лет работы на государственных должностях после 1 марта 1994 года).

Государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет и ее выплату в размере 50 процентов пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста не более чем на 5 лет. Данное ограничение не распространяется на государственных служащих, которым установлена I или II группа инвалидности.

Государственным служащим, уволенным в результате ликвидации государственного органа (прекращения его полномочий), сокращения численности или штата работников, пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается в полном размере досрочно, но не более чем за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В период работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается.

Читайте также: