Когда отменят льготный проезд пенсионерам

Опубликовано: 07.05.2024

В Москве с 8 марта отменяется режим домашней изоляции для граждан старше 65 лет, а их транспортные карты разблокируют. Столичный мэр Сергей Собянин объяснил это снижением числа новых заражений коронавирусом в городе впятеро в сравнении с концом прошлого года. Ограничения для пенсионеров отменили через год после ввода в Москве режима повышенной готовности в связи с пандемией коронавируса. Фактически в столице остался единственный карантинный запрет — на массовые мероприятия.

Об отмене ограничений для пожилых граждан говорится в указе №13 столичного мэра. «Бабушки и дедушки… все чаще обращаются к нам и говорят: "Когда вы выпустите нас из дома?"»,— рассказал господин Собянин, уточнив, что теперь «такая возможность есть». Обязанность «не покидать место проживания» для граждан старше 65 лет и лиц с хроническими заболеваниями в указе заменяется рекомендацией оставаться дома.

  • С 8 марта, согласно тексту документа, транспортные карты этих категорий горожан должны быть разблокированы.
  • Указ также отменяет обязанность работодателей перевести пожилых сотрудников на удаленную работу (также заменена рекомендацией).

Послабления градоначальник связал со снижением впятеро числа новых заражений коронавирусом в сравнении с концом 2020 года.

Послабления для пожилых горожан были сделаны через год после первого указа Сергея Собянина о масштабных ограничениях в связи с пандемией коронавируса. Так, с 5 марта 2020 года в городе был введен режим повышенной готовности, с 26 марта гражданам старше 65 лет и лицам с хроническими заболеваниями была предписана самоизоляция, а их транспортные карты были отключены. Под ограничения тогда попали 1,8 млн горожан. При этом мэр обещал выплатить пожилым гражданам по 4 тыс. руб. компенсации расходов в связи с режимом самоизоляции. Остальным москвичам домашний карантин предписали с 30 марта, позволяя сходить в соседний продуктовый магазин и аптеку, вынести мусор и выгулять собаку. Нарушителей ждал штраф 4–5 тыс. руб. С 15 апреля для любых поездок по Москве нужно было получать цифровые коды. С 12 мая горожан при посещении магазинов и аптек обязали носить маски и перчатки.

Основные ограничения были отменены в Москве с 9 июня, в том числе режим домашней самоизоляции и запрет пользоваться льготными проездными. Но в сентябре 2020 года Сергей Собянин вновь предписал гражданам старше 65 лет и лицам с хроническими заболеваниями соблюдать режим домашней самоизоляции. А 6 октября мэр своим указом распорядился отключить льготные проездные школьникам и пенсионерам.

Как повлияла пандемия коронавируса на россиян

В январе 2021 года власти стали отменять ограничения второй волны коронавируса. С 18 января в городские школы Москвы вернулись все ученики, с 22 января в Москве вновь начали работу музеи, библиотеки, колледжи, спортивные школы и детские развлекательные учреждения, а театры, кино и концертные залы разрешили заполнять наполовину, а не на четверть. С 27 января в Москве вновь была разрешена работа ночных клубов, ресторанов, дискотек и заведений общепита с 23:00 до 6:00 (запрет был введен в ноябре прошлого года). Кроме того, столичной мэрией было отменено требование для работодателей о переводе 30% сотрудников на удаленку (действовало с октября 2020 года). Однако предписания для граждан 65 лет соблюдать домашний режим сохранялись в Москве до сих пор. При этом в мэрии подчеркивали, что активируют льготные проездные пожилым москвичам лишь после прохождения вакцинации от COVID-19.

В Совете по правам человека при президенте РФ (СПЧ) приветствовали решение властей о разблокировке транспортных карт, назвав его «долгожданным». В СПЧ напомнили, что глава совета Валерий Фадеев ранее обращался в городскую мэрию в связи с поступавшими ему жалобами от пенсионеров.

В итоге фактически единственным оставшимся карантинным ограничением является полный запрет массовых мероприятий в Москве. К их числу относятся уличные шествия и митинги. В начале февраля 2021 года Сергей Собянин подчеркивал, что разрешать массовые мероприятия «пока рано», дав понять, что основные карантинные ограничения могут быть отменены к маю.

Моя прошлая статья "Какие претензии у москвичей к Собянину" нашла большой отклик среди москвичей, в том числе пенсионного возраста, имеющим право на бесплатный проезд по Москве.

В статье были перечислены основные претензии москвичей к Мэру города, в связи с его решениями, ограничивающими права и свободы граждан. Эти претензии не выдуманы мной, а многократно упоминались в социальных сетях, СМИ, петициях, судебных исках.

Но совершенно был упущен момент лишения пенсионеров права на льготный проезд. Ведь об этом совсем не упоминается в СМИ. Возможно потому, что люди пенсионного возраста гораздо более терпеливы, доверяют власти и имеют единственный источник информации - телевизор. Спасибо людям, прокомментировавшим мою статью, и обратившим внимание на данное упущение.

Права пенсионеров на льготный проезд ограничены Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности": Вот что в нем говорится:

Пункт 10.1 этого указа:

Для пущей убедительности, льготные карты попросту заблокировали. Кстати, такая мера коснулась и студентов. Получается фактически Мэр лишил пенсионеров права на льготы. А имел ли он на это полномочия?

Напомню, бесплатный проезд был установлен следующими законами:

Региональные в Москве это:

Как может Указ Мэра, отменить действие ФЕДЕРАЛЬНЫХ и Региональных законов? Указы мэра - это подзаконные нормативные акты, которые не могут противоречить законам. . Согласно Конституции РФ (ст.76, п.5):

Вот что говорит по поводу законности Указов Мэра Доцент факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук Светлана Сергеевна Попова, которая считает указы Мэра законными:

Источник: https://regnum.ru/news/polit/2917883.html

Как мы знаем, Мосгорсуд отклоняет один за одним иски об оспаривании законности указов Мэра.

Обоснованы решения Мэра "заботой о здоровье" наших любимых граждан. Вероятно этой же заботой продиктовано отсутствие приема профильных врачей в поликлиниках и закошмаривание пенсионеров по телевизору и в СМИ. Очень гуманный подход.

Но ведь пенсионеры не ради развлечения катаются по Москве. Кому-то нужно купить в аптеке лекарства, а цена в ближайшей аптеке может быть в 2 раза выше. Кому-то нужно обратиться в полинклинику и выписать новый рецепт. Кому-то нужно навестить и позаботиться о пожилых родителях. Получается, что людям приходится выкручиваться, искать способы, как решить свои проблемы. И в результате платить за проезд.

Давайте просто подсчитаем. Например, нужно навестить пожилого родственника. Возьмем стандартную схему проезда по Москве: автобус-ме

тро-автобус в одну сторону. Получается (40р.+40р+40р) х 2 = 240 рублей поездка. Если нужно ездить 2 раза в неделю, то это получается в месяц 2400 рублей. Вот прямой материальный ущерб, в результате отмены льготного проезда. Хотя пенсионерам ведь выплатили 4000 рублей.

Вот что пишут об отмене льготных проездов для студентов и пенсионеров (орфография и пунктуация сохранены):


екатерина бодрова

"Творится какой-то кошмар! Не могу зарегистрировать мужа 65+ на Госуслугах, система пишет, что паспорт не прошел проверку. Ошибок нет,проверяла 100 раз.. Записатся в МФЦ нельзя. Поехать к маме,ей 94 года , нельзя. Не жизнь,а какой- то ад.."


Людмила Талан

"блокировка социальных карт пенсионеров 65+ это , что "материальная поддержка"мы уже 3 месяца ездим в аптеку и поликлинику за свои деньги , те 4000 тысячи , что он "кинул" как подачку давно кончились , зато какая экономия на нас бюджету Москвы, конечно только на пенсионерах и можно экономить они все стерпят , зато сейчас когда надо будет идти на выборы будут златые горы обещать, т.к. все выборы только на пенсионерах и держатся."

"Почему Собянин отменил и когда вернёт проезд по карте Москвича ветеранами и людям за 65+. Почему они должны платить за проезд, когда законом им обеспечен бесплатный проезд. Это произвол и самодурство."

Что вы думаете об этом? Пожалуйста, поделитесь своим мнением в комментариях.

Указом Мэра Москвы от 6 октября № 97-УМ в связи с эпидемией коронавирусной инфекции предписано приостановить с 9 октября льготный проезд на московском общественном транспорте для школьников, граждан старше 65 лет и граждан, имеющих хронические заболевания.

Откровенно говоря, совершенно непонятно как именно приостановка социальных льгот может помочь борьбе с коронавирусом. Подчеркну: мы имеем дело не с карантином, а с мерой финансового воздействия – приостановкой бесплатного проезда на общественном транспорте для москвичей старше 65 лет и граждан, страдающих хроническими заболеваниями. В общем-то, пользоваться общественным транспортом пенсионерам никто не запрещает… но теперь они должны оплачивать проезд за счет своих собственных денежных средств (которых и так у них немного). Отсюда вопрос: а как вообще приостановка социальных льгот может повлиять на распространение коронавируса? Мне очень хотелось бы увидеть полную причинно-следственную цепочку. Но пока что таковой даже не вырисовывается.

Возможно, власти представляют московских пенсионеров как сборище престарелых хипстеров, которые, изнывая от безделья, с утра до вечера рассекают на общественном транспорте, и единственные цели которых – «затусить» на станции метро или полюбоваться видами Москвы из окна троллейбуса (теперь, конечно, электробуса)?

Нет, к сожалению, реальный портрет среднего московского пенсионера совершенно другой. Если пенсионер едет общественным транспортом – то, как правило, с четкой и важной для него целью. Например, добраться до поликлиники (так как в соседней с домом не оказалось профильного врача-специалиста), заменить в банке потерянную карточку, на которую приходит пенсия, навестить свою сестру, которая ещё в более преклонном возрасте и т.д. Всё это важные и насущные вещи, от которых сложно или даже невозможно отказаться.

Просчитывались ли последствия от приостановки права пенсионеров на бесплатный проезд? Вариантов событий может быть только два:

  1. Допустим, пенсионеры всё равно продолжают ездить на общественном транспорте, но теперь уже за свои деньги. Если побаливает сердце, а кардиолога рядом нет, то волей-неволей придется раскошелиться и поехать. В итоге материальное положение пенсионера значительно ухудшится – цены на проезд в московском транспорте вполне способны пробить брешь в его скромном бюджете. А вот «защиты от коронавируса» не прибавится, если всё же пришлось ехать. Или чиновники мэрии считают, что оплата проезда за счет личных денег магическим образом повысит иммунитет пенсионера?
  2. Допустим, пенсионеры решили остаться дома, сэкономить, и отказаться от поездок. Многие из них будут экономить даже на своем здоровье – то есть не поедут к врачу, до которого долго добираться. В результате мы получим множество запущенных онкологических патологий, а также рост смертности в категории «65+» от сердечно-сосудистых и других заболеваний. Врачи могут подтвердить, что пациенты часто не могут распознать ургентность своего состояния. В результате они легко могут погибнуть, отложив визит к врачу до времен «когда соцкарту разблокируют». Я уже молчу о психическом состоянии бедных стариков. Введение ограничений на дальние перемещения по городу резко нарушает круг их привычного общения. Следствие этого – ухудшение психического состояния (тут и депрессии, и прогрессирование деменции, и психосоматика, и многое другое), ликвидировать последствия которого будет непросто даже после победы над коронавирусом.

А еще существуют хронические больные, которым тоже должны приостановить льготный проезд. Напомню, что в «группу риска» по COVID входят лица с сахарным диабетом. Стоит ли мне напоминать о том, что такое «диабетическая стопа», и сколько из них станут инвалидами, если решат сэкономить и отложить визит к врачу? Конечно, мне могут возразить, что в критическом случае больной может доехать до врача и на такси. Это действительно так. Но… сможет ли сам пациент отличить критический случай от некритического? Я не зря привел здесь пример с диабетом. Прогрессирование диабетической нейропатии проявляется потерей болевой чувствительности, и пациенту, незнакомому с медициной, может казаться, что у него улучшение и никаких поводов для обращения к врачу нет.

Интересно и то, как именно блокирование социальных карт соотносится с врачебной тайной. Очень многие пациенты с хроническими заболеваниями хотели бы сохранить наличие таких заболеваний в тайне. Теперь это становится, мягко говоря, затруднительным. Конечно, можно сослаться на п.2 ч.4 ст.13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (разглашение врачебной тайны без согласия гражданина возможно «при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений»), но тогда об этом нужно было прямо сказать в Указе. Чтобы не оставалось иллюзий, и всем было понятно: при подготовке Указа возможность массового разглашения врачебной тайны осознавалась и была принята как «меньшее зло».

Итак, приостановка льготного проезда для пожилых москвичей и лиц с хроническими заболеваниями способна вызвать целый «букет» негативных последствий. При этом положительное влияние подобных мер на ход борьбы с коронавирусом отнюдь не гарантировано.

Как юрист, который к тому же много лет работал в сфере законопроектирования, могу сказать, что к проекту каждого правового акта прилагается так называемая «Пояснительная записка». В ней, в частности, должны быть указаны последствия принятия проекта: экономические, политические, социальные и т.д. Весьма интересно, просчитывались ли последствия в нашем случае? Нет, я не сомневаюсь, что была отмечена польза этих мер для московского бюджета – ведь теперь пенсионеры начнут оплачивать проезд сами, что приносит дополнительный доход от муниципального транспорта. Но неужели никто не подумал о тех последствиях для здоровья пенсионеров и хронических больных, о которых я писал выше? О том, что эпидемия COVID не отменяет необходимость лечения других заболеваний. А отмена бесплатного проезда общественным транспортом сужает возможности такого лечения для малообеспеченных. Чем были заняты аналитические и юридические подразделения мэрии, если не задумались об этих факторах во время подготовки последних изменений?

Нужно ли бороться с COVID и снижать возможности инфицирования? Конечно, нужно! Коронавирусная инфекция действительно представляет существенную угрозу – и для пожилых людей в особенности. Но почему из всех возможных вариантов был выбран путь запретов? Если есть желание защитить пенсионеров, то можно было обеспечить им получение бесплатных медицинских масок и перчаток, договориться с аптечными сетями о скидках для пенсионеров. В конце концов можно просто произвести доплаты, чтобы у них появилась возможность оплатить доставку продуктов и прочих товаров на дом. Но вместо этого снова выбрана тактика запретов. Увы, похоже, что привычка реагировать на любую внештатную ситуацию окриком «держать и не пущать» пока что продолжает сохраняться.

Проезд для пенсионеров в карантин: ограничение льгот, компенсация0

Проезд для пожилых людей в карантин нежелателен. Россиянам старше 65 лет рекомендуют не покидать квартиру и воспользоваться транспортом в случаях крайней нужды.

Как осуществляется проезд пенсионеров в карантин

Выполнение предписаний регулируют местные власти и полиция.

Статья 8 закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве людей Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в границах Российской Федерации» гласит:

«Право граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в границах Российской Федерации может быть ограничено: на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае серьезной опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особенные условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности».

Председатель Правительства РФ М. Мишустин распорядился сделать компьютерную программу, помогающую держать под контролем передвижение пенсионеров.

Проезд для пенсионеров в карантин: ограничение льгот, компенсация1

Правительство следит за соблюдением установленных мер безопасности. Облегчить пожилым людям изоляцию от наружного мира, призваны социальные службы.

Для кого ограничены льготы

Бесплатный проезд в публичном транспорте РФ отменен до неопределенного времени.

По распоряжению губернаторов областей, ограничение льготного проезда предвидено для пенсионеров следующих групп:

  • пожилые граждане (60-75 лет);
  • люди старческого возраста (75-90 лет);
  • долгожители (от 90 лет);
  • ветераны боевых действий, войны и труда;
  • инвалиды и сопровождающие лица;
  • труженики тыла;
  • потерпевшие от репрессий и реабилитированные;
  • жители, подвергшиеся радиационному воздействию.

Меры приняты для предотвращения распространения смертельной инфекции. Ограничение поездок позволит уменьшить кол-во людей (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры), зараженных коронавирусом.

Кому разрешен проезд на самоизоляции

Определена категория работающих пожилых людей, которым можно без ограничений покидать квартиры во время карантина. Это разъясняют необходимостью функционирования важных социальных объектов и органов государственной власти.

В Указе Президента РФ от 25 марта 2020 г. прописано, что трудиться во время самоизоляции разрешено таким гражданам:

  • энергетикам;
  • торговцам;
  • кладовщикам;
  • медикам;
  • пекарям;
  • финансистам;
  • логистам;
  • работникам жилищно-коммунальных хозяйств;
  • водителям;
  • атомщикам;
  • гидротехникам;
  • рабочим сельского хозяйства;
  • персоналу гостиниц.

Под незапланированные каникулы не попадают работники фондов: Пенсионного, Мед страхования, Социального страхования. По распоряжению руководителей предприятий, проезд к месту работы разрешен городским и государственным служащим.

Проезд в Москве, Санкт-Петербурге

В период карантина в Москве временно воспретили бесплатный проезд (Проезд — действие по значению глагола проезжать, проехать на чём-либо) пенсионеров, обязанных выполнять правила самоизоляции. Приказ о введении режима повышенной готовности № 44-УМ подписал 18 апреля 2020 г мэр города А. Собянин. Департамент труда столицы сообщил, что 2 миллиона горожан попадают под указ градоначальника.

Проезд для пенсионеров в карантин: ограничение льгот, компенсация2

В Санкт-Петербурге губернатор А. Беглов подписал постановление городского Правительства «О мерах по противодействию распространению в С-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В постановлении указано: «Обеспечить приостановление действия на городском пассажирском автомобильном транспорте, городском наземном электро транспорте, метрополитене, на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах пригородного сообщении, на автобусах пригородного сообщения льготных и бесплатных проездных билетов».

Согласно данному документу, приостановлен льготный проезд для пожилых людей: мужчин 60 лет и женщин 55 лет.

Внимание дачникам! Бесплатный проезд на загородных электричках действует. Во время поездки рекомендуют соблюдать меры предосторожности. Сохранять нужную дистанцию для пассажиров общественного транспорта: на двухместном сиденье должен посиживать один человек.

Компенсации за не использованный проездной

Компенсация пожилым будет начислена по месту жительства. Сумма выплат зависит от наличия средств в областном бюджете и составляет от 2000 до 4000 рублей.

№ п/п Район Сумма компенсации в рублях
1 Москва 4000
2 Московская область 3000
3 Санкт-Петербург 3000
4 Тамбовская область 3000
5 Ханты-Мансийский АО 3000
6 Пензенская область 3000
7 Рязанская область 3000
8 Тюменская область 2000

Для получения компенсации за не использованный льготный проезд и остальные неудобства не требуется заполнение заявлений. Процесс будут контролировать работники отделов социальной защиты населения. Они направят в Пенсионный фонд списки граждан-льготников. Спецы фонда перечислят выделенную сумму на пенсионные карточки. По просьбе одиноких людей деньги обналичат соцработники или волонтеры.

Непоступление денег на карточку разъясняют отсутствием в бухгалтерии соцзащиты номера счета пожилых граждан. В таком случае компенсацию выплатят персонально.

Закон о выплате компенсации касается как неработающих пенсионеров (регулярные (ежемесячные или еженедельные) денежные выплаты лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность, потеряли кормильца.В зависимости от организации,), так и работающих.

Принципиально! При осложнении ситуации с коронавирусом сумма выплат пожилым россиянам на карантине может изменяться. Уточнить сумму можно в отделе соцзащиты населения или органах местных самоуправляющихся территориальных сообществ.

Правила безопасного проезда

Пенсионерам приходится добираться на работу, в больницы, магазины.

Сохранить здоровье помогут правил поездок в транспорте:

  1. садиться далее от других пассажиров;
  2. при расположении мест «лицом к лицу», не допускать сидячего напротив попутчика;
  3. в маршрутном автобусе вместо разрешенных 12 проезжающих, должно находиться 6 человек;
  4. не нужно провозить малыша на коленях, необходимо посадить его на отдельное место;
  5. при поездке стоя придерживаться дистанции, не заходить в переполненный транспорт;
  6. в такси садиться на заднее сиденье;
  7. при возможности используйте метод оплаты по банковской карте или по телефону;
  8. после поездки протереть лицо, руки, очки, сумку противобактериальной жидкостью.

Проезд для пенсионеров в карантин: ограничение льгот, компенсация3

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос: Ехал в магазин на личном транспорте. Увидел на перекрестке полицейских. Наделены ли они полномочиями в период карантина останавливать водителей и выписывать штраф за превышение скорости?

Ответ: Полицейским разрешено инспектировать документы у граждан. Но штрафовать за правонарушения на дороге может только инспектор ГАИ.

Вопрос: Льготные проездные на публичный транспорт (может означать: одну из важнейших отраслей материального производства, осуществляющую перевозки пассажиров и грузов (см. Транспортировка); совокупность всех видов путей сообщения, транспортных) не действуют. Езжу на работу на электричке. Можно разблокировать проездной?

Ответ: Нельзя! Нужно связаться с транспортной компанией, контакты которой указаны на карте. Практика последней недели показала, что в столицах неким категориям работающих горожан блокировку проездных отменили. Телефон теплой линии по заблокированным картам в Москве:+7 (495) 870-45-09.

Вопрос: Когда будет возобновлена оплата проезда неработающим пенсионерам?

Ответ: После улучшения эпидемиологической обстановки в стране.

После снятия режима самоизоляции льготные билеты активируют. Бесплатный проезд для пожилых людей возобновится. Дни карантинного «простоя» учитываться не будут.

Юрист объяснила, почему обещание мэра вернуть право на льготный проезд после вакцинации может быть неправомерным

Фото: «Московская газета»/Алёна Черепкова

По словам специалиста, вопросы, связанные cо здоровьем москвичей, не могут решаться подобными методами

Во вторник, 29 декабря, мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что социальные карты льготных категорий граждан для льготного проезда на транспорте будут разблокированы. Однако, согласно указу градоначальника, это произойдет лишь через 14 дней после получения второго компонента вакцины от коронавируса. По его словам, прививка снижает риск заболевания вирусом COVID-19, а значит граждане, прошедшие вакцинацию, «должны получить возможность постепенно возвращаться к обычной жизни».

«В качестве первого шага – москвичи старшего возраста, студенты старше 18 лет и граждане, страдающие хроническими заболеваниями, смогут вновь пользоваться правом бесплатного и льготного проезда в общественном транспорте. Принадлежащие им социальные карты будут автоматически разблокированы через 14 дней после получения второго компонента вакцины», — написал мэр столицы в своем блоге.

Напомним, что, согласно указу Сергея Собянина, льготный проезд в Москве приостановлен с 9 октября и это ограничение продолжает действовать до сих пор.

Кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко считает, что последний указ столичных властей о разблокировке льготных карт исключительно вакцинированных граждан может быть неэтичным, нелогичным и даже противоправным. Юрист объясняет: аспекты здоровья очень личные и связаны с целым пластом различных факторов, поэтому это не тот вопрос, который может решаться подобными методами. По мнению специалиста, принуждать граждан из группы риска к принятию решений, касающихся их здоровья финансовыми инструментами, недопустимо.

Юрист отмечает: те, кто вынужден передвигаться на общественном транспорте и так имеют такую возможность сделать это за плату, тем самым подвергая себя и окружающих ровно тем же самым рискам и опасностям, которые могут пытаться предотвратить столичные власти блокировкой проездных.

«Неоднократно российские чиновники различных рангов заверяли, что вакцинация от коронавируса будет исключительно добровольная. Но о какой добровольности может идти речь в случае, когда возобновление льготного проезда связывается с прививкой? — говорит Екатерина Скосаренко. —Льготы на проезд были установлены законом города Москвы. Мосгордума определила, что пожилые граждане и другие льготники имеют право бесплатного проезда по Москве без ограничений этой возможности условиями проведенной вакцинаций. Указ мэра не способен отменить закон города Москвы. Региональные льготы на проезд могут быть приостановлены, ограничены или отменены только законом, принятым Мосгордумой. Если бы депутаты приняли поправки к столичным законам и предоставили мэру специальное полномочие в рамках режима повышенной готовности, позволяющие ему решать вопросы, касающиеся реализации права граждан на соцобеспечение, тогда бы можно было сказать, что закон соблюден, а блокировка проездных правомерна. Сейчас же указ принят вне компетенции мэра. В случае противоречия указа мэра региональным законам действуют акты высшей юридической силы».

По словам юриста, в данном случае продолжают действовать законы города Москвы, определяющие круг льготников и порядок реализации их права на бесплатный проезд. Каждый из тех граждан, кто пострадал от неправомерного акта, лишающего право на соцобеспечение, вправе требовать компенсации морального вреда согласно Определению ВС РФ по делу № 16-КГ19-2 от 22 апреля 2019 г. В этом Определении Верховный Суд указал, что соцобеспечение неразрывно связано с личными неимущественными правами и благами граждан, а незаконное лишение льгот должно быть компенсировано.

«Согласно федеральному законодательству об основах здравоохранения каждый гражданин самостоятельно определяет все вопросы касательно своего здоровья без оказания влияния властей в виде финансового принуждения под условием блокировки льготных проездных. В ст.20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» указано, что дать или не дать добровольное согласие на медицинскую помощь – это безусловное право каждого пациента, которое не должно ставиться под сомнение даже в условиях пандемии», — объясняет специалист.

Как отмечает юрист, медики по закону должны дать всю информацию о вакцине, ее плюсах и минусах, и позволить пациенту самому принимать решение без давления и подсказывания, какой ответ правильный. Все остальное может являться противоправным принуждением.

«Жителей Москвы могут фактически убеждать отказаться от своего права на добровольное информированное решение вопросов, кающихся их здоровья, предположительно намекая, что московские власти разбираются лучше них. Между тем, хочется напомнить столичным чиновникам позицию ВОЗ, которую озвучила директор отдела по иммунизации Кэтрин О’Брайан. Она призвала страны мира не заставлять граждан прививаться под угрозой ответственности, но предоставлять им всю необходимую медицинскую информацию о мерах профилактической иммунизации», — резюмирует Екатерина Скосаренко.

Ранее кандидат юридических наук Лина Рыхтикова рассказала «Московской газете», что отказаться от мер социальной поддержки может только сам гражданин, а подзаконным актом (указом) изъять их невозможно.

«Любой гражданин вправе отказаться от мер социальной поддержки, но впоследствии эта мера компенсируется денежной суммой, указанной в законе», — отметила специалист.

Читайте также: