Какие сведения передает налоговая в пенсионный фонд

Опубликовано: 05.10.2024

ФНС России и ПФР заключили между собой Соглашение от 22 февраля 2011 года. Оно призвано урегулировать взаимный обмен сведениями, представляющими интерес для обеих сторон. Эти сведения необходимы для выполнения непосредственных обязанностей указанных госструктур.

Взаимодействие проводится в электронном виде по каналам связи. Но если такой возможности нет, разрешено передавать сведения на магнитных носителях с учетом требований о защите информации.

Обмен информацией осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

Чем обмениваются на высшем уровне

На федеральном уровне сведения передает только ФНС России. В адрес ПФР направляются сводные отчеты по формам № 1-НМ и 4-НМ и передаются сведения о налоговых агентах, выплативших физическим лицам доход в предыдущем периоде.

Поясним, какая информация попадает в руки пенсионщиков. Это сведения о начисленных и поступивших платежах (отчет № 1-НМ) и о задолженности налогоплательщиков (отчет № 4-НМ) в части, относящейся к деятельности ПФР. Во внутренней статистической отчетности налоговиков к деятельности ПФР относятся, в частности, сведения ЕСН и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование до 2010 года, а также недоимках по страховым взносам, начисленным до введения в действие ЕСН.

Отчетность в налоговых органах ежемесячная, и сведения передаются также за каждый месяц. А вот информация о налоговых агентах (организациях, индивидуальных предпринимателях, частных нотариусах и адвокатах) направляется в ПФР раз в год. И служит она для целей сверки лиц, выплачивающих доход гражданам, так как с этого дохода помимо налога на доходы физлиц должны уплачиваться страховые взносы во внебюджетные фонды.

Остальной информацией стороны обмениваются на уровне региональных управлений. Для этого территориальные органы направляют информацию в свои управления. Управления в свою очередь полученные от оппонента данные передают подчиненным структурам.

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов, поступают в территориальные отделения ПФР из налоговых органов. Часть информации направляется регулярно, некоторая – по мере ее появления или по запросу ПФР.

Для обеспечения функции постановки на учет в качестве страхователей налоговики ежедневно в рамках “единого окна” передают сведения о юридических лицах и предпринимателях, внесенные в единые государственные реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Именно поэтому вновь созданным организациям или зарегистрированным ИП не требуется лично проходить процедуру постановки на учет в качестве страховщиков.

Для контроля за правильностью начисления и уплаты страховых взносов регулярно передается, к примеру, такая информация:

  • выписка из лицевого счета администратора доходов (ФНС России) о поступлении, уточнении, возврате и зачете платежей в части, относящейся к ПФР;
  • копии расчетов по авансовым платежам (декларациям) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (включая уточненные) с заявленными данными налогоплательщика и результатами проведенной камеральной проверки;
  • акты камеральных проверок;
  • выписки из актов выездных проверок;
  • решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за правонарушения по результатам камеральных, выездных, повторных проверок в части ЕСН.

Налоговые инспекторы не вправе передавать в органы Пенсионного фонда весь акт выездной проверки. Представляется только выписка из него, касающаяся интересов Пенсионного фонда, а также результативная часть в виде решения о привлечении (об отказе в привлечении). Далее сотрудники фонда самостоятельно выставляют требование об уплате и взыскивают свою часть.

ФНС ПФР

Кроме того, регулярно и по запросу предоставляется информация об организациях и индивидуальных предпринимателях, имеющих право применения пониженных тарифов по страховым взносам. К таким плательщикам относятся применяющие упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, сельскохозяйственные товаропроизводители, лица, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Таким образом, страхователям не приходится доказывать свой статус, проверяющие из ПФР получают эту информацию из налоговых органов.

По мере возникновения информации в ПФР передаются сведения в отношении ранее утвержденной реструктуризации долгов по ЕСН и страховым взносам. Налоговики информируют о сохранении права за юридическими лицами на реструктуризацию, о списании 85 процентов задолженности по пеням и штрафам при успешном выполнении условий соглашения о реструктуризации.

Если же налогоплательщик изменит свое место нахождения (жительства) и перейдет в другой налоговый орган, то из новой инспекции в пенсионный орган будет передано сальдо расчетов этого плательщика по страховым взносам (в отношении ЕСН).

Сведения, необходимые для администрирования налогов и сборов

А что передают пенсионщики налоговикам? Точно так же передаются копии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды с 1 января 2010 года, информация о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Помимо этого ПФР извещает о расторжении соглашений о предоставлении отсрочек или рассрочек по уплате взносов, заключенных еще до 2001 года.

Часть информации, поступающей в налоговые органы, является возвратной. Как указано выше, налоговики передают сведения о начисленных ими страховых взносах по актам камеральных и выездных проверок. ПФР в свою очередь информирует ФНС России о том, взысканы или нет доначисленные суммы взносов.

Для полноты формирования учетных регистрационных дел юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП) пенсионный орган регулярно сообщает налоговикам сведения о дате регистрации страхователей и их регистрационных номерах.

Сведения для ФНС

По запросу налогового органа пенсионные работники предоставляют сведения о фактах получения от страхователей индивидуальных персонифицированных данных на работников. Передаются также сведения о начисленных и уплаченных дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии. Напомним, что для целей начисления налога на прибыль эти расходы налогоплательщика нормируются.

В рамках предоставления гражданам налогового вычета пенсионщики подтверждают факт направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий или получение образования. Такие сведения передаются по запросам налоговых инспекторов, проводящих проверку деклараций граждан, обратившихся за вычетом.

Информационный обмен предполагает и передачу налоговикам таких сведений о пенсиях физических лиц, как вид пенсии, дата и срок ее установления. Эти сведения, вероятно, тоже нужны для налогового контроля. К примеру, при проверках обществ, в которых работают инвалиды и др.

В рамках участия в процедурах банкротства лиц пенсионный орган уведомляет налоговый орган о наличии у потенциальных банкротов задолженности по страховым взносам с представлением подтверждающих эту задолженность документов.

Совместные мероприятия

Весь вышеуказанный документарный обмен проводится сторонами автономно по каналам электронной связи.

Но Соглашением предусмотрены и совместные мероприятия. Они способствуют информационной поддержке и организации слаженного взаимодействия сторон. В рамках такого взаимодействия могут проводиться совместные семинары, создаваться рабочие комиссии по различным направлениям взаимного интереса.

Привлечение налоговых органов к участию в выездных проверках пенсионщиков – это тоже своего рода совместные мероприятия. Опубликованным документом регламентирован порядок такого привлечения. Налоговики приглашаются для участия в совместных проверках, чтобы контролировать правильность применения пониженных тарифов по страховым взносам.

И. Акиньшина, редактор-эксперт


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Из-за последних изменений в законодательстве надежды дожить до пенсии у россиян все меньше. Однако шанс всегда есть! Поэтому пускать на самотек вопрос пенсионных отчислений не стоит. Вдруг доживете? Обидно быть нищим в почтенном возрасте. Разбираемся, как узнать делает ли работодатель отчисления в пенсионный фонд.

Содержание:

Выплаты в пенсионный фонд должен вносить работодатель. Сумма платежа — 22% от общей заработной платы до вычета НДФЛ.

Пример: Официальная зарплата работника составляет 10 000 рублей до вычета НДФЛ (фактически 8 700). Значит работодатель обязан внести в пенсионный фонд 2200 рублей.

Как работодатель платит в ПФР?

Настало время поговорить о «сером» и «белом». Речь, как вы понимаете, не о гусях, а о заработной плате. Под белой зарплатой понимаются выплаты, которые полностью отражены в налоговых документах. Государство знает сколько и кому заплатили.

Серая зарплата или зарплата в конверте – это популярный способ обойти закон. Зарплату выплачивают, но не отражают это в документах для налоговой.

Плюсы: из зарплаты не взимается НДФЛ (аж 13%). Минусы: за вас не платят в ПФР (аж 22%) — а это будущие пенсионные накопления. И «плюс» и «минус» являются нарушением налогового кодекса.

Многие работодатели практикуют «микс» из этих зарплат: в трудовом договоре отражается минимальная ЗП, остальное вам выдают в конверте. Зарабатывать вы можете неплохо, но с такой зарплатой вы будете очень бедным пенсионером.

Поговорим о пенсии.

Пенсия делится на две категории: страховая и накопительная. В ПФ (государственном или негосударственном) у каждого из нас есть лицевой счет, средства на котором и станут нашей пенсией впоследствии. Логично: чем больше средств, тем выше пенсия и безбеднее старость.

Пополнять лицевой пенсионный счет – задача работодателя. Он обязан ежемесячно делать отчисления в размере 22% от заработной платы до вычета НДФЛ. Средства распределяются так:

  • страховая часть – 16%;
  • накопительная часть – 6%.

Из этого правила есть несколько исключений:

  • Организации, работающие по УСН (по «упрощенке», говоря по-человечески) перечисляют 20%.
  • Индивидуальные предприниматели самостоятельно перечисляют деньги на лицевой счет. Сумма рассчитывается в зависимости от дохода (часто практикуется вычет из суммы равной МРОТ).
  • Размер страхования лиц, занятых на опасном производстве, выше, чем занятых в менее опасной области.

Именно так формируется «тело» нашей пенсии. К этой сумме добавляются различные коэффициенты. Учитывается количество детей, воинская служба, выслуга лет и т.д. Рассчитать свою будущую пенсию можно на сайте Пенсионного фонда России с помощью онлайн калькулятора.

А честен ли работодатель?

Как посчитать пенсию мы разобрались, выясняем, как узнать платит ли взносы работодатель в пенсионный фонд.

Для любителей «русской рулетки» если один быстрый, но опасный способ: спросить эту информацию в бухгалтерии. Если работодатель честен с налоговой и выплачивает все взносы, вам без проблем предоставят всю интересующую вас информацию.

Игра начнется в случае, если, так скажем, у организации «рыльце в пушку». В этом деле любопытных не любят. В лучшем случае вас загрузят работой, чтобы не думали о «пустяках». В худшем – пойдете по холодку в поиске открытых отношений работодателя и налоговой инспекции. Вам оно надо?

Понятно, что указанный выше метод не работает. Перейдем к безопасным способам. Проверяем самостоятельно и быстро. Есть несколько вариантов:

Госуслуги

Чтобы проверить отчисления через государственный портал, войдите в свой личный кабинет. Обратите внимание, сделать это можно только из подтвержденной учетной записи. Подтвердить можно через почту, клиентскую службу, электронную подпись или при визите в любой государственный орган.

Выберите категорию «Пенсия, пособия и льготы», кликните по строке «Извещение о состоянии счета». Через несколько минут все данные будут предоставлены.

Сайт ПФР

Посмотреть накопления можно и тут. Зайдите в личный кабинет, который находится на сайте Пенсионного фонда России. Доступ к нему вы автоматически получаете при регистрации на Госуслугах. Найдите раздел «Министерство здравоохранения и соцразвития» и выберите пункт «Сведения о состоянии индивидуальных счетов». Так вы получите подробную раскладку отчислений по годам.

Клиентская служба

Если вы никуда не торопитесь, да и с компьютерными технологиями общаетесь на «Вы», обратитесь в пенсионный фонд по месту регистрации. Возьмите с собой паспорт и СНИЛС. В отделении нужно заполнить заявление. В бланке отметьте желаемый способ получения информации: личный визит или письмо. И через 10 дней максимум получите желаемые данные.

Сделать аналогичный запрос можно и в многофункциональном центре. Достаточно обратиться в службу «Единого окна». При себе должен быть паспорт и СНИЛС.

У ПФР есть договоры с крупными банками. Поэтому в кредитных учреждениях хранится информация о перечислениях работодателя. Предоставьте сотруднику банка паспорт и СНИЛС и он откроет вам доступ в личный кабинет, с помощью которого можно посмотреть все операции с пенсионными отчислениями.

Если речь идет о негосударственном пенсионном фонде, лучше обратиться непосредственно в сам фонд.

В то время, когда космические корабли бороздят просторы вселенной, запросы (даже через интернет) приходят не всегда. Происходит это по одной простой причине: ваше неведение выгодно не только работодателю, но и пенсионному фонду. После проявленного интереса часто выясняется, что какой-нибудь стаж был не учтен и фонд вам должен.

В этом случае нужно лично посетить отделение пенсионного фонда. Если в предоставлении информации вам отказывают – идите в прокуратуру. Это не засекреченная информация и выписка должна предоставляться гражданам. Отказ – нарушение ваших прав и свобод. Это регулируется статьей 14, ФЗ-27 РФ.

Выше мы разобрались, как узнать делает ли отчисления работодатель. Настало время понять, что с этой информацией делать.

Если вас не устроило состояние вашего лицевого счета («маловато будет»), в первую очередь поговорите с начальником. Может он не понимает, как важно думать о пенсии заранее. В случае такой ситуации близкой к идеалу, просто пересмотрят трудовой договор и отчислений станет больше.

Веселье начинается когда конструктивный диалог не помогает. Есть следующие инстанции, где вас поймут, а обидчика накажут:

Государственная инспекция труда

Вас проконсультируют, возьмут заявление и начнут проверку.

Налоговая инспекция

Проинформировать ФНС можно как открыто, так и анонимно. Любое заявление послужит поводом для проверки. Неуплата налога – преступление, которое ведет за собой серьезную ответственность для вашего работодателя.

Правоохранительные органы, прокуратура

Напишите заявление о нарушении трудового кодекса и ведомство начнет проверку.

Судебные инстанции

Подобные дела рассматривают суды общей юрисдикции, которые находятся по адресу, территориально совпадающим с юридическим адресом организации.

Профсоюз

Речь идет и о профсоюзе организации (если он есть), и об отраслевом комитете либо об областной Федерации профсоюзов.

При обращении в любое из этих ведомств необходимо оставить подробную информацию о работодателе: официальное наименование, фактический адрес, ИНН, номер телефона, подробную информацию о заработной плате и т.д. Так ваша проблема решится быстрее.

После обращения гражданина ведомства имеют право проверить организацию. В случае подтверждения нарушения, работодателя заставят отчислять все налоги. Помимо этого придется оплатить кучу штрафов. В определенных случаях работодателю грозит уголовная ответственность.

Если вы стали жертвой работодателя, жульничающего с пенсионными отчислениями, на нашем сайте можно добавить отзыв на любого работодателя и компанию.

Интересоваться своей пенсией — это нормально. Наше будущее зависит от нас. В этом вопросе не бывает «ой, ладно не обеднею», «я до пенсии не доживу», «мне как-то неловко» и т.д.

image_pdf
image_print

С 2018 года Россия вступает в систему обмена финансовой информацией между государствами. Какие данные будут передаваться и в каком порядке? Что это значит для лиц, которые имеют счета за границей, а также иностранцев, обслуживающихся в российских банках?

О чем речь

Международное сотрудничество ведется в рамках принятой в середине 2015 года Конвенции об административной помощи по налоговым делам. На ее основе были разработаны многосторонние соглашения компетентных органов разных стран, а также единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах.

На основании этих документов налоговые органы разных стран могут в автоматическом порядке обмениваться информацией о счетах лиц, которые не являются резидентами. Передаче подлежат сведения о наличии таких счетов, суммах остатков на них и оборотах за прошедший год.

Надо сказать, что такими данными налоговые органы разных стран могут обмениваться и сегодня. Однако для этого должны быть сделаны соответствующие запросы. Но уже с 2018 года обмен может происходить автоматически.

Однако это не значит, что ФНС РФ будет слать сведения о нерезидентах всем странам-участницам Конвенции по умолчанию, как и получать аналогичные сведения о своих гражданах. Дело в том, что в рамках Конвенции сторонам следует заключить двухсторонние соглашения — только после этого информация будет направляться в автоматическом режиме, то есть без запросов. Причем в таком соглашении можно определить разнообразные правила — это зависит от того, как договорятся страны между собой. Например, такое соглашение может предусматривать, что одна из сторон передает другой полную информацию, а вторая — лишь по определенным видам счетов.

На конец 2017 года Россия не заключила ни одного двустороннего соглашения в рамках Конвенции административной помощи по налоговым делам. Пока ведутся переговоры. В частности, в 2019 году такое соглашение может заработать между Россией и Швейцарией.

Какие данные будут передаваться

Страны-участницы собираются обмениваться информацией о счетах, предусматривающих оказание финансовых услуг. Сюда относятся договоры банковского вклада или счета, добровольного страхования жизни, брокерского обслуживания, доверительного управления, депозитарного обслуживания, пенсионные и некоторые другие виды договоров. Кроме того, договором финансового обслуживания может быть признано любое соглашение, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиента денежные средства или финансовые активы и осуществляет их хранение, управление, сделки с ним в интересах клиента либо за его счет.

Соответственно, данные о счетах в налоговые органы должны предоставлять организации, которые эти счета обслуживают: банки, страховые компании, пенсионные фонды, управляющие компании, брокеры и так далее.

Цель обмена такой информацией заключается в том, чтобы контролирующие органы государства имели данные в отношении своих граждан о доходах, которые они получают в других странах.

Какие сведения организации будут передавать в ФНС

В налоговую службу России организации должны будут передавать информацию:

  1. О нерезидентах:
    • в отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата и место рождения, фактический адрес, номер налогоплательщика (аналог ИНН);
    • в отношении юридических лиц — наименование, адрес регистрации, страна налогового резидентства, номер налогоплательщика.
  2. О договоре финансовых услуг, а именно номер и дата договора, номер счета либо его аналог, сумму договора или остатка средств на счете.
  3. О прекращенных договорах, закрытых счетах, в том числе дату закрытия.

Если сумма средств на счете меньше нуля (договор носит кредитный характер), то она признается равной нулю, и данные о ней также передаются в Налоговую службу.

CRS

Аналогичную информацию в отношении нерезидентов будут собирать и налоговые органы других стран, поддержавших Конвенцию.
CRS — Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard), разработанный на основе Конвенции

Что должны делать финансовые организации

В связи с этим изменением, финансовые организации России приобретают ряд новых обязанностей, которые введены законом № 340-ФЗ, а именно:

  • выявлять среди клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов;
  • определять, подлежит ли информация об их счетах или договорах передаче;
  • ежегодно направлять сведения, подлежащее передаче, в ФНС России.

Конкретный порядок передачи информации — ее состав, сроки и так далее — должно определить правительство. Пока такой порядок существует лишь в проекте постановления.

В Налоговом кодексе не сказано, что финансовые организации должны направлять в ФНС сведения о резидентах только тех государств, с которыми у России заключены двусторонние соглашения. Информация должна передаваться в отношении всех нерезидентов и лиц, чье резидентство не установлено. Если таких не выявлено, об этом также следует уведомить ФНС.

Финансовые организации должны отчитываться перед ФНС по каждому физическому лицу, которое является нерезидентом. Известно, что если договор с таким лицом или остаток на его счете превышает 1 млн USD, то внимание к нему будет повышено.

Что же касается лиц юридических, то есть исключения. Так, в отношении нижеперечисленных ЮЛ информация в ФНС не передается:

  • ведущих активную деятельность (определить активность следует из публично доступной информации);
  • имеющих остаток средств на счетах меньше 250000 USD;
  • входящих в утвержденный перечень освобожденных финансовых организаций.

К освобожденным финансовым организациям относятся ЦБ РФ, Пенсионный, Медицинский и Социальный фонды, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, АО Российская венчурная корпорация, Государственная корпорация по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, а также организации из списка, который утвержден совместно МИД и Минфином.

Начало представления данных в ФНС

Несмотря на то что международных соглашений в рамках конвенции России пока не заключила, данные о нерезидентах финансовые организации начнут представлять в ФНС уже со следующего года. Первые отчеты в отношении счетов (договоров), открытых (заключенных) до 2018 года, должны поступить в Налоговую службу до 31 июля 2018 года. Далее данные будут направляться ежегодно до 31 мая следующего года.

Если финансовые организации проигнорируют это требование, к ним будут применены штрафы. Однако за правонарушения, допущенные в части передачи сведений в 2017—2019 годах, штрафовать не будут.

Выводы

Итак, уже со следующего года банки, страховые компании, брокеры, пенсионные фонды и прочие финансовые организации будут передавать в ФНС информацию о нерезидентах. Это касается и физических, и юридических лиц. То же самое в отношении своих нерезидентов, в том числе граждан РФ, будут делать и финансовые организации других стран.

Таким образом, в иностранные контролирующие органы поступят сведения о счетах российских граждан и компаний, которые они имеют в этих государствах. А после того, как будут заключены двусторонние соглашения, эта информация будет автоматически передаваться в ФНС России.


С 01.01.2017 вступают в силу изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации и в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В соответствии со вступающими в силу изменениями, с 01.01.2017 функции администратора страховых взносов в части контроля за исчислением и уплатой, взысканием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) переходят к Федеральной налоговой службе России.

В связи с вышеизложенным разработан порядок передачи данных из ПФР в налоговые органы и приняты федеральные законы, изменяющие действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС:

- Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»;

- Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений, законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым рекомендует всем плательщикам страховых взносов сверить с Пенсионным фондом в течение ноября месяца свои расчеты по страховым взносам на ОПС и ОМС по результатам представления отчетности за 9 месяцев 2016 года и, при необходимости, по итогам сверки не позднее 01.12.2016 подать в территориальный орган ПФР по месту регистрации заявление:

- об уточнении основания, типа и принадлежности платежа;

- о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

- о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (при наличии переплаты с учетом обязательств 2016 года).

Напоминаем, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Обращаем внимание плательщиков, что с 01.01.2017 изменяются коды бюджетной классификации по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС, в т.ч. задолженности, за периоды до 2017 года.

Следовательно, в целях завершения расчетов с Пенсионным фондом и избежание ошибок при уплате страховых взносов рекомендуем всем страхователям (предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям и др.) заплатить текущие платежи 2016 года и недоимку не позднее 25 декабря 2016 года.

Вместе с тем, расчет по форме РСВ-1 за 2016 год должен быть представлен в территориальный орган ПФР на бумажном носителе до 15.02.2017 включительно, в форме электронного документа - до 20.02.2017 включительно, РСВ-2 – до 01.03.2017.

С учетом внесенных изменений и дополнений с 01.01.2017 за Пенсионным фондом сохранены следующие полномочия:

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ПФР и ФФОМС, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. (выездные и камеральные проверки), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года;

- прием Расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действующим до 2017 года;

- принятие Решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за периоды до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года.

Кроме того в территориальные органы ПФР необходимо будет представлять отчетность по стажу:

- Отчет по форме СЗВ-М. С 2017 года эта форма отчетности будет предоставляться до 15-го числа месяца, следующего за отчетным;

- Сведения о страховом стаже сотрудников, где указываются только сведения о стаже, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. Отчет представляется один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

от 22 февраля 2011 года

(с изменениями на 30 ноября 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

С 1 января 2017 года настоящее Соглашение признано утратившим силу за исключением условий, предусматривающих обязанность сторон по представлению информации за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанной в пунктах 2.1.2.10.2-2.1.2.10.5, 2.1.2.10.7, 2.1.2.10.8, 2.1.2.12, 2.1.2.15, 2.2.7-2.2.9, 2.2.12 раздела II, разделах IV и V настоящего Соглашения - совместное соглашение ПФР и ФНС России от 30 ноября 2016 года N ММВ-23-11/26@/АД-09-31/сог/79.

I. Предмет Соглашения и принципы обмена информацией

1.1. Настоящее Соглашение определяет принципы взаимодействия ФНС России и ПФР, их территориальных органов.

1.2. Стороны организовывают взаимодействие и координируют свою деятельность и деятельность подведомственных им территориальных органов в следующих основных формах:

взаимный обмен сведениями, представляющими интерес для обеих Сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

проведение совместных консультаций по вопросам изменения и разработки нормативных правовых актов, которые имеют непосредственное отношение к выполнению Сторонами обязанностей в соответствии с настоящим Соглашением;

создание совместных рабочих групп и совместное участие в семинарах по вопросам взаимодействия;

привлечение налоговых органов к участию по запросу органов ПФР в проводимых ими выездных проверках в части контроля за соблюдением плательщиками страховых взносов требований, установленных пунктом 2 части 2.1 и пунктом 2 части 2.2 статьи 57 Федерального закона N 212-ФЗ в целях применения пониженных тарифов.

1.3. Стороны при организации взаимодействия и координации деятельности руководствуются следующими принципами:

строгое соблюдение Сторонами государственной, служебной и иной охраняемой законом тайны с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статьи 32 Федерального закона N 212-ФЗ;

своевременность представляемой информации;

обязательность и безупречность исполнения достигнутых Сторонами договоренностей;

обеспечение защиты информации и контроля доступа к информации.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, или информации с ограниченным доступом при обмене информацией в соответствии с настоящим Соглашением осуществляется в установленном порядке.

1.5. Обмен информацией между Сторонами осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации (далее - региональном уровне) на безвозмездной основе.

II. Взаимодействие ФНС России и ПФР, их территориальных органов

2.1. Налоговые органы представляют органам ПФР следующую информацию:

2.1.1. На федеральном уровне:

2.1.1.1. Данные статистической налоговой отчетности ФНС России о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, задолженности по ним по показателям, относящимся к деятельности ПФР:

по форме N 1-НМ - ежемесячно, по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации - до 22 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

по форме N 4-НМ - ежемесячно, по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации - до 23 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2.1.1.2. Информацию о налоговых агентах (организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доход, ежегодно не позднее 10 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2.1.2. На региональном уровне:

2.1.2.1. Выписку из лицевого счета администратора доходов бюджета, приложение к выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета, информацию из расчетных документов, прилагаемых к выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета, справку органа Федерального казначейства, прилагаемую к выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета, уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов в части платежей, относящихся к ПФР.

Указанные документы передаются налоговыми органами органам ПФР по мере поступления информации из органов федерального казначейства и формирования соответствующего архива файлов для передачи в органы ПФР.

2.1.2.2. Копии решений о списании 85% задолженности по начисленным пеням и штрафам при выполнении условий реструктуризации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 в части, подлежащей зачислению в ПФР, в 10-дневный срок с даты вынесения решения.

2.1.2.3. Копии решений о сохранении права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в части ПФР в 10-дневный срок с даты вынесения решения.

2.1.2.4. Копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно, не позднее двух рабочих дней с момента получения информации.

2.1.2.5. Сведения о сальдо расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно, по налогоплательщикам, переданным в налоговый орган по новому месту их постановки на учет, в течение 15-ти рабочих дней после передачи пакета документов; а по иным налогоплательщикам в течение 30 рабочих дней после поступления запроса.

2.1.2.6. Копии расчетов по авансовым платежам (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в том числе уточненных, в сроки выгрузки сведений из расчетов по авансовым платежам (декларациям) в два этапа: 1 - по данным налогоплательщика без камеральной проверки, 2 - по данным налогового органа после проведения камеральной проверки, ежемесячно в срок до 10 числа следующего месяца.

2.1.2.7. Акты камеральных проверок, проводимых налоговыми органами в рамках контроля за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также копии соответствующих данным актам материалов проверок не позднее двух рабочих дней, следующих со дня подписания акта проверки и передачи (лично или по почте) плательщику страховых взносов.

2.1.2.8. Выписки из актов выездных налоговых проверок и копии соответствующих данным выпискам материалов проверок, относящихся к контролю за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении налоговых периодов, истекших до 01.01.2010, не позднее двух рабочих дней, следующих со дня подписания акта проверки.

2.1.2.9. Решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты ЕСН в части изменения (при наличии) налоговой базы для исчисления ЕСН не позднее 2-х рабочих дней с даты вступления решения в силу.

2.1.2.10. Сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, имеющих с 1 января 2010 года право применения пониженного тарифа:

2.1.2.10.1. Сведения о переходе организаций на применение ими льготных налоговых ставок по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также об отмене применения указанных налоговых ставок, ежеквартально не позднее 20 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, и не позднее 20 апреля года, следующего за налоговым периодом.

2.1.2.10.2. Сведения о переходе организаций и индивидуальных предпринимателей с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения (УСНО) и обратно ежемесячно не позднее 10 числа за предыдущий календарный месяц.

2.1.2.10.3. Сведения о переходе организаций и индивидуальных предпринимателей с общего режима налогообложения на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) и обратно ежемесячно не позднее 10 числа за предыдущий календарный месяц.

2.1.2.10.4. Сведения о переходе организаций и индивидуальных предпринимателей с общего режима налогообложения на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и обратно ежемесячно не позднее 10 числа за предыдущий календарный месяц.

2.1.2.10.5. Информацию, необходимую для проверки соблюдения требований, установленных пунктом 2 части 2.1, пунктом 2 части 2.2 статьи 57 и пунктом 2 части 4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, в течение 10 дней после поступления запроса (при наличии соответствующей информации у налоговых органов).

2.1.2.10.6. Сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, не позднее 10 рабочих дней после поступления подтверждающей информации (не применяется с 1 января 2012 года, начиная с расчетного периода - 2012 год).

2.1.2.10.7. Информацию о доходах организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, исчисляемых в соответствии со статьей 346_15 НК РФ, не позднее 10 рабочих дней с момента получения запроса.

2.1.2.10.8. Информацию об организациях, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" и использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков налога на прибыль организаций, или применяющих налоговую ставку в размере 0 процентов, а также о прекращении применения льготного режима налогообложения, не позднее 10 рабочих дней после поступления подтверждающей информации.

2.1.2.10.9. Сведения об индивидуальных предпринимателях, применяющих патентную систему налогообложения. Сведения должны передаваться ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала.

2.1.2.11. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ в срок не позднее пяти рабочих дней с момента государственной регистрации представляют в порядке, определяемом совместно ФНС России и ПФР, сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, внесенные соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, для регистрации в качестве страхователей.

2.1.2.12. Информацию о подтверждении факта направления в арбитражный суд заявления о признании плательщика страховых взносов банкротом.

2.1.2.13. Ежеквартально выписки из решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов выездных налоговых проверок:

о суммах доначислений по НДФЛ;

о сумме доходов, на которые произведены доначисления по НДФЛ с разбивкой по видам доходов и ставке налога.

2.1.2.14. Ежегодно сводную информацию по каждому налоговому агенту на основании представленных в налоговые органы справок о доходах физического лица за год (форма 2 - НДФЛ):

об общей сумме доходов по итогам налогового периода с разбивкой по видам дохода;

о сумме налоговой базы по итогам налогового периода с разбивкой по ставке налога;

о сумме начисленного НДФЛ.

2.1.2.15. Сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Если плательщик страховых взносов прекращает осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщика страховых взносов с начала расчетного периода до момента ликвидации в течение календарного месяца.

Подпункт 2.1.2.12 предыдущей редакции считается соответственно подпунктом 2.1.2.16 настоящей редакции - совместным соглашением ПФР и ФНС России от 29 января 2014 года N ММВ-23-6/1@/АД-30-32/02сог.

2.1.2.16. Иные сведения, необходимые для администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, не позднее 30 рабочих дней с момента получения мотивированного запроса.

2.2. Органы ПФР на региональном уровне обеспечивают передачу налоговым органам следующей информации:

2.2.1. Копии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, принятых территориальным органом ПФР, не позднее 2-х рабочих дней с даты вступления решения в силу на основании актов камеральных и выездных проверок, принятых налоговыми органами.

Читайте также: