Какие налоги платят пенсионеры в украине

Опубликовано: 01.05.2024

На предприятии работает инвалид ІІ группы и пенсионер. В каком размере начислять налог с доходов? Какой размер налоговой социальной льготы применяется? Какой размер прожиточного минимума берется для проведения индексации заработной платы? В каких случаях и в каких размерах удерживаются взносы в профсоюз?

Ставка налога с доходов физических лиц определена статьей 7 Закона Украины от 22.05.2003 г. №889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон о доходах). Согласно этой статье и учитывая п. 22.3 этого Закона, основная ставка налога составляет 13% (до 31 декабря 2006 года) от объекта налогообложения. При начислении доходов в виде заработной платы объект налогообложения определяется как начисленная сумма такой заработной платы, уменьшенная на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины и взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, которые, в соответствии с законом, взимаются за счет дохода наемного лица.

При этом ставка налога не изменяется независимо от категории такого физического лица, т.е. независимо от того, является ли физическое лицо инвалидом ІІ группы, пенсионером или обычным лицом.

Согласно пп. 6.5.1 Закона о доходах, налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового месяца в качестве заработной платы (других приравненных к ней в соответствии с законодательством выплат, компенсаций и возмещений), если его размер не превышает суммы, равной сумме месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 гривень.

Размеры налоговой социальной льготы для различных налогоплательщиков установлены п. 6.1 Закона о доходах. Так, с учетом норм п. 6.5 этого Закона, налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы, в частности, в следующих размерах:

— в размере, равном одной минимальной заработной плате (в расчете на месяц), установленной законом на 1 января отчетного налогового года,

— для любого налогоплательщика (пп. 6.1.1 Закона о доходах);

— в размере, равном 150% суммы льготы, определенной по правилам пп. 6.1.1 этого пункта, — для налогоплательщика, являющегося, в частности, инвалидом I или II группы, в т.ч. с детства (абз. «є» пп. 6.1.2).

Налоговая социальная льгота применяется к начисленному месячному доходу налогоплательщика в виде заработной платы исключительно по одному месту его начисления (выплаты).

В случае если налогоплательщик имеет право на применение налоговой социальной льготы по двум и более основаниям, указанным в п. 6.1 этой статьи, налоговая социальная льгота применяется один раз по причине, предусматривающей ее наибольший размер. Следовательно, следует применять налоговую социальную льготу в размере 150%. Отдельная налоговая социальная льгота для пенсионеров Законом о доходах не предусмотрена.

Следует также учитывать, что, согласно п. 22.4 Закона о доходах, в 2005 году налоговая социальная льгота применяется в размере 50% суммы налоговой социальной льготы, определенной в пп. 6.1.1 этого Закона1.

Что касается размера прожиточного минимума, использующегося для проведения индексации заработной платы, то, согласно ст. 2 Закона Украины от 03.07.91 г. №1282-ХІІ «Об индексации денежных доходов населения» (далее — Закон об индексации), индексации подлежат денежные доходы населения в рамках прожиточного минимума, установленного для соответствующих социальных и демографических групп населения.

В соответствии с п. 9 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМ Украины от 17.07.2003 г. №1078 (далее — Порядок №1078), работающим пенсионерам в первую очередь индексируется сумма оплаты труда. Во всех случаях общий доход работающего пенсионера, подлежащий индексации, не должен превышать прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица (на сегодня прожиточный минимум для трудоспособных лиц составляет 453 грн).

Предприятия, учреждения и организации обязаны в двухнедельный срок после проведения индексации оплаты труда предоставлять органам Пенсионного фонда информацию о размере оплаты труда работающего пенсионера, проиндексированной ее сумме и сумме индексации. На основании поданной информации органы Пенсионного фонда осуществляют перерасчет сумм индексации пенсий.

Для заработной платы работающих инвалидов ни Законом об индексации, ни Порядком №1078 отдельные особенности индексации не предусмотрены, и поэтому при проведении индексации заработной платы такого работника применяется прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица (453 грн).

Что касается профсоюзных взносов, то, согласно ст. 42 Закона Украины от 15.09.99 г. №1045-XIV «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и безвозмездно удерживает с заработной платы и перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы работников в соответствии с заключенным коллективным договором или отдельным соглашением в сроки, определенные этим договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Однако законодательно определенный размер таких взносов на сегодня не установлен. Такой размер может устанавливаться или договором профсоюза с работником, или уставом такого профсоюза.

1От редакции — размер налоговой социальной льготы в 2005 г. составляет 131 грн для пенсионера и 196,50 грн — для инвалида ІІ группы.

О налоге на землю под гаражом для пенсионера

Согласно позиции налоговых органов Украины, льготы по уплате налога за землю, установленные для пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан, не действуют для гаражно-строительных кооперативов.

Как известно, украинское законодательство требует от лиц, которые пользуются земельными участками, платить налог на землю. Обязанность по уплате земельного налога возникает у граждан и у предприятий — собственников (или пользователей) земли.

При этом для отдельных категорий граждан закон устанавливает льготы в виде освобождения от земельного налога. В частности, не обязаны уплачивать такой налог пенсионеры, инвалиды I и II групп, ветераны войны, граждане, которые воспитывают троих и более детей, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, и некоторые другие категории граждан.

Указанная льгота, увы, оказалась бесполезной для всех этих категорий граждан, если их гаражи входят в состав гаражно-строительных кооперативов.

Так, земля, на которой расположены многие гаражные автостоянки, как правило, передавалась в собственность или в пользование не конкретным гражданам, а именно кооперативам. Хоть гаражи и закреплены за определёнными гражданами — членами гаражных кооперативов, но земля под этими гаражами находится в собственности (или в пользовании) самих кооперативов.

Кооператив — это юридическое лицо. Он является самостоятельным плательщиком налогов, в том числе и налога на землю, если таковая есть у него в собственности (или в пользовании). Исходя из этого, именно у кооператива, а не у его членов, возникает обязанность уплачивать налог на землю, занятую гаражами. Более того, кооператив, как самостоятельный плательщик налога на землю, рассматривается независимо от своих членов, и те льготы, которые могут предоставлять его членам, не могут использоваться самим кооперативом.

Из этого исходит Государственная налоговая администрация Украины. В своём официальном письме ГНАУ отмечает, что льготы гражданам, освобождающие их от уплаты земельного налога, не распространяются на гаражно-строительные кооперативы. Учитывая это, гаражно-строительный кооператив обязан самостоятельно уплачивать налог на землю, занятую гаражами. Это касается и тех гаражей, которые закреплены за гражданами-льготниками.

А поскольку расходы по содержанию кооператива, как правило, распределяются между его членами, приходим к тому, что гражданин-льготник, если он владеет гаражом в составе гаражно-строительного кооператива, фактически понесёт расходы по уплате налога за землю под своим гаражом.

Воспользоваться своей льготой и не платить налог за землю гражданин мог бы в том случае, если бы гараж (и земля под ним) принадлежали непосредственно ему, а не кооперативу. Процедура приватизации гаража, то есть приобретения его в собственность члена кооператива, отнюдь не проста, и к тому же требует времени. Тем не менее, она осуществима, если решение о приватизации имущества кооператива не вызывает противоречий среди членов кооператива.

В дополнение отметим, что законодательством установлена льгота по размеру налога на землю, занятую гаражно-строительными кооперативами. Так, за такую землю уплачивается только 3% от общей суммы налога. Общая же сумма налога рассчитывается, исходя из оценки земли, проводимой органами земельных ресурсов, либо исходя из специальных ставок и коэффициентов, которые применяются в зависимости от расположения и площади земли.

По официальным данным, Кабинет министров предложил весной этого года отменить налог с пенсий на Украине. В ходе одного из заседаний правительства Владимир Гройсман, занимающий на сегодняшний день должность премьер-министра, сообщил, что законопроект принят к рассмотрению в 2020 году.

Отмена налога на пенсию для работающих пенсионеров

Решение Кабинета министров

По словам премьер-министра, его инициатива, которая была поддержана народом, полностью согласована с депутатским корпусом. Была назначена дата рассмотрения законопроекта об отмене налогообложения пенсий — начало мая этого года. Многие считают это полноценным шагом для полной реабилитации социальной справедливости в обеспечении пенсиями.

Активно поддерживает введение законопроекта и вице-премьер-министр, одновременно выступая за увеличение прожиточного минимума с зимы текущего года. Павел Розенко считает, что значительно должна увеличиться и заработная плата: не на 5 %, как предлагалось раньше, а на 10 %, а также размер минимальной пенсии. В этом случае при положительном решении пенсия у украинцев может уже зимой быть 1250 гривен (минимальный размер), а плата рабочим гражданам — около 1600.

Кабинет министров Украины

На этом же заседании было отмечено, что Кабинет министров не вправе самостоятельно принять решение об отмене налогообложения на пенсии гражданам Украины. Обязательно должны быть внесены соответствующие изменения Верховной Радой в Закон О государственном бюджете Украины этого года.

Процентная ставка налога

В бюджете на текущий год ограничение на пенсионные выплаты для работающих пенсионеров было сохранено, что касается их размеров, то они были снижены от имеющейся пенсии вплоть до 80 %. При поддержке депутатами страны решения Кабинета министров все пенсии перестанут облагаться налогом еще до лета. На рассмотрение в Верховную Раду премьер-министр отправляет два важных документа, один из которых затрагивает вопрос отмены налогов на пенсии с мая текущего года.

Этих пенсионеров в стране примерно 3 %, так как их пособие равняется трем минимальным заработным платам, что на сегодняшний день составляет больше 4000 гривен. Премьер-министр практически уверен, что решения об усилении социальной защиты граждан страны будет одобрено и внедрено в жизнь.

Стоит напомнить, что пенсии в стране облагаются налогом, равным 15 %, с учетом превышения установленной суммы в 4000 гривен.

Налог выплачивается от разницы между существующим пенсионным размером и тремя минимальными заработными платами. Второй предложенный Раде законопроект касается увеличения социальных стандартов на величину в 10 %, в то время как ранее планировалось повышение всего на 6 %.

Принятие закона

Рассматриваемый законопроект о внесении изменений, касающихся учреждения налогообложения пенсий работающих граждан страны, широко поддерживается депутатами.

Верховная Рада Украины

При требуемом минимальном количестве сторонников, равном 226 голосам, положительно проголосовало больше 300 человек. Высказываются по этому поводу многие представители правительства.

Один из заместителей министра финансов указывает на факт того, что утверждение соответствующего законопроекта способно обеспечить выплаты пенсий, причем в полном объеме. Это же касается и всевозможных доплат к ним. Отмена налогов на пенсии может снять возросшее за последнее время социальное напряжение.

Пояснительная записка к документу указывает на факт того, что внедрение рассматриваемого закона снизит финансовые поступления в государственный бюджет в текущем году приблизительно на 800 000 000 гривен. Авторы же законопроекта одновременно отмечают, что все поступления от налогов на доходы граждан страны увеличились из-за того, что был снижен единый соц.взнос в прошлые годы, в 2021 году он остался прежним.

деньги Украины

Это может полностью компенсировать то, что от налогообложения пенсий не будет больше поступлений в бюджет. Все налоги на доходы физ. лиц в Украине за первый квартал текущего года значительно возросли по сравнению с результатами за прошлый год. Увеличение почти на 46 % превысило стандартную отметку темпов роста бюджета Украины. В пояснительной записке указывается факт того, что благодаря этому был получен дополнительный ресурс, равный полутора миллиардам гривен.

Налоги в цифрах для пенсионеров

Облагается налогом в 2021 году пенсия, которая превышает зарплатный порог в 4130 гривен, с начала весны текущего года — больше 4300 гривен. При превышении этой цифры гражданину страны необходимо выплачивать государству 15 %, которые получаются от вычитания суммы получаемой пенсионной выплаты из суммы трех заработных плат.

пенсионеры

По данным прошлого года, больше 400 000 пенсий страны каждый месяц облагались налогом, что пополнило общий государственный бюджет за один календарный год больше, чем на 1 000 000 000 гривен.

Разногласия по вопросу отмены

В одном известном печатном издании, выпускаемом на Украине, появилась информация о несогласии с отменой налога на пенсии работающего населения бывшего премьер-министра страны. Абсолютно противоположное мнение выражает большинство ведущих фракций в парламенте. Несмотря на это, с Яценюком связано множество конфликтов, направленных на рассматриваемый законопроект.

Партия Порошенко хочет отменить пенсию работающим пенсионерам

Из 10 000 000 000 гривен, которые получают за счет аренды земли, предлагается исключить 2 000 000 000 гривен, составляющих сумму налогообложения пенсии, с чем бывший премьер-министр категорически не согласен. Это мнение расходится с инициативой об учреждении налога на пенсионные выплаты большей части правительства, считающей, что сумма в 10 миллиардов гривен покроет отсутствие поступлений в госбюджет от пенсий работающих граждан.

Какие налоги нужно платить пенсионерам?

Налоговое законодательство изменилось. В рамках налоговой реформы есть не только положительные моменты, но и негативные. К последним можно отнести налогообложение пенсий.

В процессе проведения реформ изменения коснулись и тех категорий населения, для которых государством предусмотрены социальные гарантии, что никак нельзя назвать позитивным.

КАКИЕ НАЛОГИ НУЖНО ПЛАТИТЬ С ПЕНСИИ

Действующей редакцией Налогового кодекса Украины уплата налога с доходов физических лиц в виде пенсий предусмотрена с определенными особенностями. Согласно ст. 164.2.19 Налогового кодекса, к налогооблагаемым доходам относятся суммы ежемесячного пожизненного денежного содержания и пенсий, которые выплачиваются из бюджета или Пенсионного фонда Украины, если их размер превышает три минимальных заработных платы в месяц. При этом для определения суммы учитывается индексация пенсии, которая проведена согласно с законодательством.

Размер минимальной заработной платы, который берется за основу для расчета налогооблагаемого дохода, устанавливается Законом Украины «О Госбюджете» №928 от 25.12.2015 г. Для применения этой нормы учитывается сумма по состоянию на 1 января соответствующего налогового года. В 2016 году три размера минимальной заработной платы составят 4134 грн. Часть пенсии сверх этой суммы и будет объектом налогообложения. Кроме того, сумма превышения подпадает под налогообложение военным сбором. П. 161 подраздела 10 раздела 10 Налогового кодекса Украины в действующей редакции устанавливает военный сбор, а в пп. 1.2 определяет объект налогообложения этим сбором как доходы, определенные ст. 163 Налогового кодекса. Эта статья относится к разделу о налогообложении доходов физических лиц и дает определение объекта обложения этим налогом. Фактически военный сбор и налог с доходов физических лиц, согласно такому нормативному решению, имеют идентичные объекты налогообложения. Ставка налога с доходов физических лиц, которая применяется к налогооблагаемым доходам в виде пенсии, установлена в размере 15% (ст. 167.4). Ставка военного сбора для этих же доходов составляет 1,5% (пп. 1,2 п. 161 подраздела 10 раздела 10).

С КАКИХ ПЕНСИЙ НЕ НУЖНО ПЛАТИТЬ НАЛОГИ

Прежде всего, не будет облагаться упомянутыми налогами сумма пенсии или помощи, которая не превышает троекратный размер минимальной заработной платы. Однако в действующем Налоговом кодексе предусмотрены и другие категории выплат, которые не будут облагаться налогом с доходов физических лиц и/или военным сбором.

Перечень доходов, которые не облагаются налогом с доходов физических лиц, предусмотрен в ст. 165 Налогового кодекса. В нем названы уже упомянутые пенсия и ежемесячное пожизненное денежное содержание, которые выплачиваются из бюджета или Пенсионного фонда Украины, если на них не распространяется действие ст. 164.2.19 НКУ (меньше троекратного размера минимальной зарплаты на 1 января налогового года).
В самой же статье 164.2.19 Налогового кодекса перечислены категории граждан, на пенсионные выплаты которых ее действие не распространяется. Речь идет о лицах, которые получают пенсию как участники боевых действий во время Второй мировой войны или инвалиды войны. Также не будет облагаться налогом с доходов пенсия лиц, на которых распространяется действие ст. 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты». От налогообложения военным сбором пенсии перечисленных выше категорий лиц также освобождаются.

Следует учитывать, что изменения в Налоговый кодекс Украины, которые дали возможность не облагать налогами пенсии указанных льготных категорий, вступили в силу на основании Закона Украины №653 от 17.07.2015 г. с 01.09.2015 г.

НЕТ ЛИ ТУТ ПРОТИВОРЕЧИЙ?

Следует отметить, что налогообложение пенсионных выплат - явление новое для украинского законодательства. Основанием для недовольства вполне может служить положение ч. 4 ст. 8 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», согласно которому пенсии налогообложению не подлежат. Норма изложена без исключений, а сам нормативный акт на данный момент остается действующим. Приведения норм разных законодательных актов в соответствие пока не проводилось.

Вместе с тем, ст. 5 Налогового кодекса Украины в п. 5.2 устанавливает, что если понятия, термины, правила и положения других актов противоречат понятиям, терминам, правилам и положениям этого Кодекса, для урегулирования отношений налогообложения применяются понятия, термины, правила и положения Кодекса. Сфера удержания налогов и сборов относится к сфере регулирования Налогового кодекса (ст. 1 НКУ), и именно им определяется состав налогового законодательства (ст. 3). А значит, нормы и положения Налогового кодекса будут приоритетнее, чем специальные положения пенсионного законодательства в части налогообложения.

Более весомым аргументом могут служить положения Конституции Украины. А согласно ее требованиям, сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается (ст. 22). В дополнение к этому, ст. 46 Основного Закона устанавливает право на социальную защиту, которое включает право на соответствующее обеспечение в предусмотренных законом случаях. Уменьшение размера пенсионных выплат для пенсионеров может рассматриваться как ситуация, в которой они не получают причитающиеся им суммы в полном объеме, а значит - ограничены в правах.

ЖДАТЬ ЛИ ИЗМЕНЕНИЙ?

Инициатива о налогообложении пенсий граждан была реализована на уровне законодательства в июле 2014 года. С того момента положения о налогообложении пенсионных выплат претерпевали изменения, не радующие плательщиков. Послаблением на уровне законодательного урегулирования стал Закон Украины №653 от 17.07.2015 г., который установил льготные группы граждан, пенсии которых не облагаются налогом с доходов физических лиц и военным сбором.

Дальнейшие позитивные изменения также потребуют общей законотворческой воли от народных депутатов, поскольку процедура внесения изменений в уже принятые законы другого не предполагает.

Подоходный налог или налог на доходы, зарплату физических лиц, пенсию работающих пенсионеров: размер ставки, льготы, порядок удержания и сроки уплаты НДФЛ в Украине.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Перечень доходов, которые не облагаются налогом на доходы физических лиц:
  2. Ставки НДФЛ на зарплату, пенсию, дивиденды и другие виды доходов
  3. Налогообложение доходов физических лиц-предпринимателей (кроме тех, кто избрал упрощенную систему налогообложения)
  4. Кто имеет право на льготу при уплате подоходного налога?
  5. Срок уплаты НДФЛ
  6. Налогообложение некоторых видов доходов

Перечень доходов, которые не облагаются налогом на доходы физических лиц:

  • сумма средств, которая предоставляется налогоплательщику международной финансовой организацией в пределах своей официальной деятельности в Украине в связи с осуществлением мер по энергоэффективности и энергосбережению в рамках реализации в Украине проектов международной финансовой организации (как непосредственно, так и через уполномоченные банки или иным способом, предусмотренным соответствующим проектом такой международной финансовой организации);
  • сумма средств, которая предоставляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, налогоплательщику другой финансовой организацией или фондом, которые занимаются финансированием программ развития, в связи с осуществлением мер по энергоэффективности и энергосбережению в рамках реализации в Украине проектов такой организации или фонда (как непосредственно, так и через уполномоченные банки или иным способом, предусмотренным соответствующим проектом такой организации или фонда);
  • сумма, прощенная (аннулирована) кредитором в порядке, предусмотренном Законом Украины «О реструктуризации обязательств граждан Украины по кредитам в иностранной валюте, полученных на приобретение единственного жилья (ипотечные кредиты)»;
  • пенсии и ежемесячное пожизненное денежное содержание, получаемое налогоплательщиком из Пенсионного фонда Украины;
  • другие доходы, указанные в п. 165.1 ст. 165 НКУ.

Ставки НДФЛ на зарплату, пенсию, дивиденды и другие виды доходов

Основная ставка налога составит 18 процентов базы налогообложения. Такая ставка применяется, в частности, к доходам в виде заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, начисляемых плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам.

Пенсии не подлежат налогообложению, независимо от их размера. Положение абзаца первого подпункта 164.2.19 пункта 164.2 статьи 164 НАКУ утратило силу, как такое, что является неконституционным, на основании Решения Конституционного Суда № 1-р / 2018 от 27.02.2018

Ставки налога на пассивные доходы устанавливаются в следующих размерах:

5 процентов - для доходов в виде дивидендов по акциям и корпоративным правам, начисленным резидентами - плательщиками налога на прибыль предприятий (кроме доходов в виде дивидендов по акциям, инвестиционным сертификатам, которые выплачиваются институтами совместного инвестирования);

9 процентов - для доходов в виде дивидендов по акциям и / или инвестиционным сертификатам, корпоративным правам, начисленным нерезидентами, институтами совместного инвестирования и субъектами хозяйствования, которые не являются плательщиками налога на прибыль;

18 процентов - для других пассивных доходов;

Налогообложение доходов физических лиц-предпринимателей (кроме тех, кто избрал упрощенную систему налогообложения)

Доходы физических лиц-предпринимателей (не упрощенцев) облагаются налогом по ставке 18%.

При этом, авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с фактическими данными, указанными в Книге учета доходов и расходов каждого календарного квартала, и уплачиваются в бюджет до 20 числа месяца, следующего за каждым календарным кварталом (до 20 апреля, до 20 июля и до 20 октября). Авансовый платеж за четвертый календарный квартал не рассчитывается и не уплачивается.

Если результатом расчета авансового платежа за соответствующий календарный квартал является отрицательное значение, то авансовый платеж за такой период не уплачивается.

Кто имеет право на льготу при уплате подоходного налога?

Налоговая социальная льгота устанавливается в размере, равном 50 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года, для любого плательщика налога. На эту сумму плательщик налога имеет право на уменьшение общего месячного налогооблагаемого дохода, полученного в виде заработной платы от одного работодателя.

Другие налоговые социальные льготы:

  • в размере, равном 50 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица - для налогоплательщика, который содержит двух или более детей в возрасте до 18 лет, - в расчете на каждого такого ребенка;
  • в размере, равном 75 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, - для налогоплательщика, который:

а) является одинокой матерью (отцом), вдовой (вдовцом) или опекуном, попечителем - в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет;

б) содержит ребенка-инвалида - в расчете на каждого такого ребенка в возрасте до 18 лет; в) является лицом, отнесенным законом к первой или второй категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы;

г) является учеником, студентом, аспирантом, ординатором, адъюнктом;

д) является инвалидом I или II группы, в том числе с детства;

е) является лицом, которому присуждена пожизненная стипендия как гражданину, подвергшемуся преследованиям за правозащитную деятельность, включая журналистов;

ж) является участником боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которого распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты ;

  • в размере, равном 100 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица - для налогоплательщика, который является:

а) Героем Украины, Героем Советского Союза, Героем Социалистического Труда или полным кавалером ордена Славы или ордена Трудовой Славы, лицом, награжденным четырьмя и более медалями "За отвагу";

б) участником боевых действий во время Второй мировой войны или лицом, которое в то время работало в тылу, и инвалидом I и II группы из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты";

в) бывшим узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания во время Второй мировой войны или лицом, признанным репрессированным или реабилитированным;

г) лицом, которое было насильственно вывезено с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, находившихся в состоянии войны с бывшим СССР или были оккупированы фашистской Германией и ее союзниками;

д) лицом, находившимся на блокадной территории бывшего Ленинграда (Санкт-Петербург, Российская Федерация) в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944

Срок уплаты НДФЛ

Доход в виде заработной платы облагается подоходным налогом при ее выплате. Доходы, которые подлежат включению в годовую налоговую декларацию, должны быть перечислены налогоплательщиком в бюджет до 1 августа года, следующего за отчетным.

Налогообложение некоторых видов доходов

Налогообложение доходов от аренды

Если арендатор является физическим лицом, не являющимся субъектом хозяйствования, лицом, ответственным за начисление и уплату (перечисление) налога в бюджет, является плательщик налога - арендодатель.

а) такой арендодатель самостоятельно начисляет и уплачивает налог в бюджет в сроки, установленные НКУ для квартального отчетного (налогового) периода, а именно: в течение 40 календарных дней, после последнего дня такого отчетного (налогового) квартала, сумма полученного дохода, сумма уплаченного в течение отчетного налогового года налога и налогового обязательства по результатам такого года отражаются в годовой налоговой декларации;

Налоговым агентом плательщика налога - арендодателя относительно его дохода от предоставления в аренду (эмфитевзис) земельного участка сельскохозяйственного назначения, земельной доли (пая), имущественного пая является арендатор.

Ставка налога составляет 18% от стоимости аренды.

Налогообложение дохода от продажи транспортного средства

Доход от продажи (обмена) легкового автомобиля, мотоцикла, мопеда определяется исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи (мены), но не ниже среднерыночной стоимости соответствующего транспортного средства или не ниже его оценочной стоимости, определенной по закону (по выбору плательщика налога).

Как исключение, доход, полученный плательщиком налога от продажи (обмена) в течение отчетного (налогового) года одного из объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля и / или мотоцикла, и / или мопеда, не подлежит налогообложению.

Доход, полученный плательщиком налога от продажи (обмена) в течение отчетного (налогового) года двух и более объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля и / или мотоцикла, и / или мопеда, подлежит налогообложению по ставке 5% .

Налогообложение наследства и подарков

Объекты наследства и подарки облагаются:

по ставке 0%:

а) объекты наследства, которое наследуется членами семьи наследодателя первой и второй степени родства;

б) стоимость собственности, которая наследуется лицом, являющимся инвалидом I группы или имеет статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, и стоимость собственности, что наследуются ребенком-инвалидом;

в) денежные сбережения, помещенные до 2 января 1992 года в учреждения Сберегательного банка СССР и государственного страхования СССР, действовавшие на территории Украины, а также в государственные ценные бумаги (облигации Государственного целевого беспроцентного займа 1990 года, облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, государственные казначейские обязательства СССР, сертификаты Сберегательного банка СССР) и денежные сбережения граждан Украины, помещенные в учреждения Сберегательного банка Украины и бывшего Укргосстраха в течение 1992-1994 годов, погашение которых не состоялось;

по ставке 18% для любого объекта наследства, которое наследуется наследником от наследодателя-нерезидента, и для любого объекта наследства, которое наследуется наследником-нерезидентом от наследодателя-резидента;

по ставке 5% - в остальных случаях.

Лицами, ответственными за уплату (перечисление) налога в бюджет, являются наследники, получившие наследство.

Доход в виде стоимости унаследованного имущества (средства, имущество, имущественные или неимущественные права) в пределах, подлежащих налогообложению, отмечается в годовой налоговой декларации, кроме наследников-нерезидентов, которые обязаны уплатить налог до нотариального оформления объектов наследства, и наследников, получивших в наследство объекты, облагаемые по нулевой ставке налога на доходы физических лиц, а также другими наследниками - резидентами, которые уплатили налог до нотариального оформления объектов наследства.

В таком же порядке облагаются налогом подарки.

Ниже рассмотрено налогообложение пенсий: от ставки НДФЛ, по примера начисления и отражения в отчетности. Читайте такжe Военный сбор с пенсии .

Ставка НДФЛ для пенсий

Cогласно пп. 164.2.19 cт. 164 НКУ в oбщий месячный (годовoй) налогооблагаемый доход плательщика налога включаютcя в частности суммы пенсий (включaя сумму иx индексации, начисленную в соoтветствии c законом) или ежемесячного пожизненного денежногo содержания, получаемых налогоплательщикoм из Пенсионного фонда или бюджетa согласнo закону, если иx размеp превышает 10 размеров минимальной зарплаты (дo 01.07.2016 было 3 размера) за месяц, установленной нa 01 января отчетнoго налогового года, - в чaсти такого превышения, a тaкже пенсий из иностранных источников, еcли согласно международным договорам, согласиe на обязательность которыx предоставлено Верховной Радой Украины, тaкие пенсии подлежат налогообложению или нe облагаются налогом в стране иx выплаты.

Ставка НДФЛ составляeт 18 процентов (до 01.07.2016 было 15%) базы налогообложения относительнo доходов, в частноcти, начисленных (выплаченных, предоставленных) в видe пенсий, еcли база налогообложения для месячногo налогооблагаемого дохода превышаeт 3 размера минимальной зарплаты, установлeннoй законом нa 01 января отчетнoгo налогового года. Еcли база налогообложения (то eсть сумма пенсии) в календарнoм месяце превышает десятикратный размеp минимальной заработной платы, к суммe такого превышения применяетcя ставка 20 процентов.

Hачиная с 01 января 2015 годa в соответствии со cт. 8 Закона Украины № 80-VIIІ oт 28 декабря 2014 годa "О государственном бюджете нa 2015 год" размер минимальной зарплаты установлен в размерe 1218 гривeн в месяц.

Cоответственно, начиная с 01 января 2015 годa, налоговые агенты пpи выплате пенсий в размерe, превышающем 1218 * 3 = 3654 гpн., обязаны удержать НДФЛ пo ставке 15 процентов. Еcли сумма начисленной пенсии больше чeм 1218 * 10 = 12180 гpн., ставка НДФЛ применяется как 15 так и 20 процентов.

01. Гражданину - пенсионеру начислено 13000 гpн. пенсии, сумма НДФЛ составляет 1401,90 гpн.

(13000 грн. - 3654 гpн. = 9 346 гpн. x 15%).

02. Гражданину - пенсионеру начислено 18000 гpн. пенсии, сумма НДФЛ составляет 2260,20 гpн.

(18000 гpн.- 3654 гpн. = 14346 гpн .; (14346 грн. - 12180 гpн.) х 20,0 % = 433,20гpн .; 12180грн. х 15 % = 1827 гривeн ).


Налогообложение пенсий в отчетности пo НДФЛ

B соответcтвии c п. 176.2 ст. 176 НKУ налоговый агент обязaн подавать в сроки, установленныe НКУ для налогового квартала, налогoвый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченногo) в пользу плательщиков налога, a тaкже суммы удержанного с ниx налога в контролирующий орган пo месту своего расположения.

Порядoк заполнения и представлeния налоговыми агентами Налогового расчета сyмм дохода, начисленного (уплаченного) в пoльзу плательщиков налога, и сyмм удержанного с ниx налога (Форма 1ДФ) утверждeны приказом Миндоходoв Украины № 49 oт 21.01.2014, зарегистрирoванным в Министерстве юcтиции Украины 05.02.2014 зa № 228/25005.

Соглaснo Справочнику признаков доходов физичеcкиx лиц суммы пенсий, размер которыx не превышает сумму налогообложения, отражаютcя в налоговом расчете пo форме № 1ДФ пoд признаком дохода " 128 ".

Сyммы пенсий, размер которыx превышает три размера минимальной зарплаты (в расчетe на месяц), - в части тaкого превышения отражаются в форме № 1ДФ пoд признаком дохода " 127 ".

B связи с внесeнием изменений в НКУ (котoрыми, в чaстности, было затронутo налогообложение пенсий) Минфином разработан и представлeн для утверждeния в Министерство юcтиции Украины приказ o порядке заполнeния и представления формы №1ДФ, в кoтором предусмотрено, чтo суммы пенсий (включая сумму иx индексации, начисленную в сoответствии c законом) или ежемесячногo пожизненного денежного содержания, получаемыx плательщиком налога из Пенсионного фондa Украины или бюджета сoгласно закону, если иx размер превышает три размерa минимальной зарплаты (в расчете нa месяц), в части тaкого превышения (согласнo пп. 164.2.19 НKУ) должны отражаться пoд признаком дохода "184". На момент опубликования данной страницы (18 февраля 2018) эти изменения пока не вступили в силу.


Популярные страницы о пенсиях:

07 - О пенсии пo утрате кормильца, подробнее.

Другие страницы по теме Налогообложение пенсий :

Читайте также: